Сравнительные характеристики традиционных систем врачевания стран Древнего Востока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительные характеристики традиционных систем врачевания стран Древнего Востока



Характеристики Китай Индия Тибет
Религиозная система      
Основной трактат        
Теоретические основы медицины      
Представление о здоровье        
Представление о болезни        
Причины болезни        
Диагностика        
Оздоровительные практики      
Лечение        
Применение вариоляции        
Гигиенические мероприятия      
Этика врача        

4. Всемирно известный хирург Федор Григорьевич Углов, имеющий самый продолжительный стаж работы в отечественной хирургии - 73 года, на счету которого не один десяток уникальных операций, чье имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса, считает, что в XXI веке врачи не должны делать ставку на лекарства. «Одним из крупнейших заблуждений нашего времени является слепая вера во всемогущество лекарственных препаратов. Клиницисты XXI века должны ставить перед собой цель не излечивать больного лекарствами, а, прежде всего, повысить активность организма больного путем мобилизации его собственных резервов. Каким бы тяжелым ни было заболевание, лечение должно быть направлено на мобилизацию собственных сил пациента. Наблюдения последних лет показали, что в организме человека таятся огромные скрытые возможности. Нужно только разбудить их» - пишет Ф.Г.Углов. Можно ли утверждать, что это и есть кредо традиционной восточной медицины? Аргументируйте. Совместимы ли традиционные медицинские системы Востока с современными западными методами лечения? Почему? Должно ли изучение этих систем стать частью медицинской подготовки любого врача?

 

Занимательные факты из истории медицины.

Лекарственное врачевание в мифах и легендах древности.

Китайская легенда помещала драгоценные лекарственные растения на Горе целебных трав. Склоны ее круты обрывисты. А вершина кажется совсем неприступной. И все-таки одному человеку удалось ло нее добраться. Его звали Дай-фу (кит. – «Приносящий счастье»). Ученик старого лекаря, на вершине этой горы он встретил фею – прекрасную девушку в зеленой одежде. Она подарила ему волшебную корзинку: любую целебную траву можно было в ней найти. Вот как говорит о лекарственных травах один из священных гимнов Древней Индии «Хвала лечебным травам»: «Травы, что поднялись из земли в древние времена, что на три века старше богов, об их темноцветных 107 силах хочу я говорить…Тот, у кого в руках запасы трав, подобен царю, окруженному множеством подданных. Лекарь – вот имя этого мудреца, он поражает демонов и гонит прочь болезнь»…

Сохранилось множество легенд и свидетельств о том, как люди догадывались о лекарственных свойствах растений, наблюдая за животными. Это было основным направлением эмпирической медицины в древности. «Змеи, которые ослабели в зимней спячке, - сообщает арабский трактат, - весной ищут фенхель…». Народное название лекарственной левзеи – «оленья трава» напоминает о том, что олени едят корень этой травы при болезни и истощении. Чтобы добраться до него, они подкапывают землю копытами. Наблюдения за животными помогло определить и ядовитые растения. В «Атласе тибетской медицины» возле изображения борца ядовитого нарисовано отравленное животное. Такие растения относили к «сильным лекарствам», поскольку свои целебные свойства они проявляли в малых дозах.

Источник: Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. – Санкт-Петербург: Изд-во «Европейский дом», 2003. – 272 с.

Первоисточники по теме

№1 Папирус Эберса

(фрагменты)

Заклинания, магические формулы и зелья, изложенные в древнегреческих папирусах, дают прекрасное представление об удивительной изобретательности древних египтян и богатстве их воображения.

Вопросы:

1. Назовите формы лекарственных средств, известные древнеегипетским врачевателям.

2. Что служило основой для приготовления лекарств? Какие компоненты входили в их состав? Приведите конкретные примеры.

3. Почему приём некоторых лекарств предлагалось сопровождать магическими обрядами в виде заклинаний и заговоров?

Головные боли

Взять равные части: ягод кориандра, семян мака, полыни, растения-самес, ягод можжевельника и меда. Все перемешать в однородную массу. Помазать этим больного, и все у него пройдет.

Катаракта

Смешать мозг черепахи с медом. Смазать глаза и сказать:

Крики несутся из темноты на южном небе.

Шум раздается на небе северном.

Колонны зала попадали в воду.

Гребцы бога солнца так напряглись, что головы их скатились в воду.

Кто первый скажет, что он нашел?

Я скажу, что нашел первым.

Я нашел ваши головы.

Я разогнул ваши шеи.

Я приставил то, что было отнято.

Я уведу вас от бога лихорадок и всех злоключений.

Несварение желудка

Истолочь собачий зуб и приготовить с ним четыре сладкие булочки. Есть их четыре дня.

Задержка мочи у ребенка

Поджарить на масле старый папирус и смазать им тело ребенка.

Наличие отёков

Смешать пшеничной крупы - 1/8, плодов шед - 1/8, охры - 1/32, воды - 5 частей. Готовить лекарство ночью и пить четыре дня.

Опущение матки

Воскового ибиса положить на уголья и дать дыму проникнуть в половой орган.

Ожоги

Приготовить смесь грудного молока женщины, родившей мальчика, камеди и бараньей шерсти. Прикладывать к пораженному участку кожи и приговаривать:

Ты, сын Гора, получил ожог в пустыне. Есть там вода? Воды там нет.

У меня есть вода во рту и целый Нил меж бедер. Я пришел погасить огонь.

После отпадения струпа: экскременты писца смешать со свежим молоком и прикладывать как припарку.

Понос

Смешать 1/8 часть инжира, 1/8винограда, 1/32 хлебного теста, 1/32 зерна пит, 1/64 свежей свинцовой земли, 1/32 лука и 1/8 ягод бузины.

Восклицать: О, Хету!

Еще раз: О, Хету!

Запор

Смешать половину луковицы с пивной пеной. Выпить состав. Это также отличное средство от смерти.

Занозы

Поймать крота, убить, сварить и натопить его сала. Взять сок червя, сварить и смешать с маслом. Добавить ослиный помет и свежее молоко. Прикладывать к больному месту. Заноза выйдет сама.

Куриная слепота

Бычью печень поджарить и смять, давайте против этого. Исключительно превосходное средство!

№2 Чжуд-ши (фрагменты)

Трактат "Чжуд-ши", до сих пор считающийся главным источником знаний по тибетской медицине, состоит из четырех стихотворных томов. Полное название - «Сердце амриты - восьмичленная тантра тайных устных наставлений». Трактат был записан мудрецом-риши Маносиджи лазуритовыми чернилами на золотых пластинах со слов Будды во время его четырехлетнего пребывания в роще лекарственных растений.

В "Тантре основ" дается как бы краткое оглавление: в нем перечислено все то, что составляет содержание трех других томов трактата. Символическое изображение – «Древо медицины» - поясняет структуру трактата. "Древо медицины, - говорится в "Чжуд-ши", - это сжатая, похожая на экстракт, суть "Чжуд-ши", которая является предметам изучения для немногих мудрецов и совершенно недоступна для глупых". Древо стоит на трех корнях, эти корни - строение тела, распознавание болезней, лечение. От корней отходят девять стволов, которые символизируют девять разделов тибетской медицины. Первый ствол - это учение о норме, второй - учение об отклонениях от нормы - расстройствах и болезнях. Еще три ствола посвящены диагностическим приемам… Оставшиеся четыре ствола - это разделы, посвященные лечебным средствам - питанию, образу жизни, лекарствам и процедурам. От стволов, как и положено, отходят "ветви" и "листья" - более мелкие разделы трактата. Например, на стволе пульсовой диагностики три ветви, на каждой из них по три листа, каждый лист - какой-то прием пульсовой диагностики, подготовки к ней, методов обследования и т. д. Всего от девяти стволов отходит 47 ветвей и растет 224 листика. "На древе этом распускаются два цветка - долголетие и здоровье, созревают на нем три плода - преуспеяние в дхарме, богатство и счастье", - так кратко формулирует "Чжуд - ши" результат успешного овладения методами тибетской медицины.

Вопросы:

  1. Какова общая причина всех болезней, по представлениями тибетской медицины?
  2. Назовите три частные причины возникновения болезней.
  3. Правомерно ли отнести тибетскую медицину к народной медицине? Почему?
  4. Можно ли называть тибетскую медицину, прежде всего медициной «предупредительной», профилактической? Аргументируйте свою точку зрения.

5. Что говорит трактат об этике тибетского врача?

 

«Общая причина всех болезней одна - это невежество, возникающее от незнания собственного «Я». Например, птица взлетает в небо, но от тени своей не может оторваться. Все твари, пока находятся во власти невежества, от болезней не избавятся. Частные причины, возникающие от невежества: страсть, гнев и глупость - вот три яда, а плоды их: ветер, слизь и желчь - три начала болезнетворных»

«Отказывайся от плохих дел, как бы ни подстрекали, совершай хорошие, как бы ни препятствовали. Сначала обдумай - это в будущем обеспечит успех. Не все услышанное принимай за истину… Все, что услышишь, произнеси про себя и сделай краткий вывод. Женщин не слушай, свои слова подавай им веско. От любящих и верных не таись, разговаривай открыто. Будь нетороплив, но тверд, мирно и быстро вступай в общение. Врагам спуску не давай, но усмиряй их благородными способами. Храни дружбу, привязанности, не забывай о благодеянии. Уважай учителя, отца, дядю, вообще всех стариков. Живи умом и сердцем в согласии с земляками, родственниками, друзьями. Землю обрабатывай аккуратно, сроки соблюдай строго. Неправоту и поражение признавай, а если сам победишь - будь сдержанным. Если мудр - не зазнавайся, а если богат - знай меру. Низких не попирай, высоким не завидуй. Дружбы и вражды с негодяями избегай. На чужое не зарься. Остерегайся ошибок и грехов»…

«Наука врачевания в своей сути учит, как уравновешивать первоэлементы человеческого тела. Уравновешивать первоэлементы! Вся суть подхода к питанию, образу жизни, лекарствам состоит в том, чтобы, узнав состав первоэлементов тела данного человека, помочь ему уравновесить их. Уравновешенность первоэлементов - вот источник здоровья, долгой жизни, благоденствия. Человеческие страсти и незнание, климатические нагрузки и неправильное питание - тысячи причин нарушают естественное равновесие первоэлементов. Искусство жизни и врачевания состоит в умении определить эти нарушения и сбалансировать их».

"Вообще лекари делятся на хороших и плохих. Тот, кто имеет хорошее происхождение, умен, чтит обеты, мудр в содержании источников, знает устные наставления, имеет опыт, живет по дхарме, бесстрастен, бескорыстен, укрощен, мягок в обращении, сострадателен, не делает ошибок, о чужих делах заботится как о своих, во всех делах лечения просветлен, - это хороший лекарь. Он единственный спаситель всех, кто болеет, он сын, продолжающий род риши - держателей наук, его называют перерожденцем Исцелителя - царя лекарей.

Лекарь, у которого нет родословной, похож на лису, занявшую царский престол, он не достоин, чтобы люди подняли его на свои головы.

Лекарь, не знающий содержания источников, похож на слепого, которому показывают предметы, он не сможет различить род болезни, методы ее лечения.

Лекарь, который не знает методов диагностики, похож на блуждающего в пустыне, где нет никого, кто знает лишь болезни.

Лекарь, не умеющий обследовать пульс и мочу, похож на сокольничего, не умеющего выпускать птицу, он не разберет языка жара и холода.

Лекарь, не умеющий искусно говорить, в целом похож на немого, он выставит себя на посмешище и ославится.

Лекарь, не знающий методов лечения, похож на стреляющего в мишень в темноте. Его средства не попадут в болезнь.

Лекарь, не знающий диеты и режима, похож на уступающего свою власть врагу. Он усилит болезни, а силы тела подавит”.

Тема 4 - Врачевание и медицина в странах античного Средиземноморья.

Цели: показать тесное взаимодействие древнегреческой философии и медицины. Материалистическое направление медицинских школ Древней Греции. Раскрыть международный характер развития медицины в эпоху эллинизма и взаимные влияния культур Запада и Востока. Показать вклад древнегреческих врачей в развитие учения с медицинской этике.

Основные термины и понятия: миф, антропоморфизм, секуляризация, архаика, классика, античность, эллинизм, полис, асклепейон, асклепиады, энкомисис, абатон, корпус Гиппократа. Эллинизм.

План семинара:

1. Периодизация истории Древней Греции (крито-микенский период, предполисный, архаичный, классический, эллинистический). Особенности культуры Древней Греции. Философские основы древнегреческой медицины (натурфилософия).

2. Виды медицины Древней Греции (народная, храмовая, светские медицинские школы). Кротонская, книдская, косская медицинская школа. Фармация Древней Греции.

3. Гиппократ II Великий Косский - выдающийся врач Древней Греции. «Корпус Гиппократа» - энциклопедия периода расцвета древнегреческой медицины. Работы сборника и их современное значение.

4. Особенности культуры и медицины Эллинистического периода. Взаимодействие культур Греции и стран Востока. (Герофил, Эразистат).

5. Особенности и современное значение медицины Древнего Рима (А. К. Цельс, К. Гален и др.). Фармация в Древнем Риме. Химические знания римлян.

6. Значение древнегреческой и древнеримской культуры и медицины для развития мировой культуры и науки.

Основная литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. М, 1994. С. 86 - 130.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. М., 2004.

3. Семенченко В.Р. История фармации. - М., 2001

4. Лекционный материал.

5. Гиппократ. Избранные книги. М., 1936.

Темы рефератов, литература:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.47 (0.038 с.)