Собр. М. Забылина 1880 года (фрагменты) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собр. М. Забылина 1880 года (фрагменты)



Соняшница -врачевание отъ брюшных болезней. Знахарь требуетъ миску, въ которую бы взошло три штофа воды, пеньки и кружку. Миску съ водой ставитъ больной на животъ; пеньку зажигаетъ. Какъ скоро загорится пенька, онъ обматываетъ ею больную. Часто случается, что больная отъ того остается обожженою въ несколькихъ местахъ; раны по­лученныя на теле, приписываютъ знахари тому, что чрезъ обожженое это место выходитъ болезнь, которая тутъ на­ходилась. Пеньку после того кладетъ знахарь въ кружку, а кружку ставитъ въ миску. Въ это время начинаются наго­воры, между темъ, какъ больная вопитъ отъ болезни, а окружающие считаютъ вопль страдалицы удалениемъ нечистой силы изъ больной. Прочтя наговоры, знахарь даетъ пить эту воду и удаляется».

Отз кашля. Аще кто кашляетъ, давай ему пить воду ячменную съ сахаромъ, и поможетъ.

Отъ водяной. Съ развареннаго или завареннаго сверчка воды выпить.

Отъ лихорадки. Аще кого трясца держитъ, и ты возьми чесноку, да хрену, да истолки обое вместе, да вяжи себе на шею, а какъ станетъ подрогивать, ино по суставамъ чесноковымъ хреномъ мазать и кто станетъ говорить: чеснокомъ де отъ тебя пахнетъ,—и не отпиратися.

Отъ зубной боли. Змею живую добыть, вынуть изъ нее желчь изъ живыя; а (буде) змия живая безъ желчи съ того места сползла, и тою желчью мазати, и въ тотъ часъ жерви (т.-е. черви) пропадутъ; а буде змия съ того места безъ желчи не ползетъ и въ той желчи нетъ пособия.

Заговор против зубной боли. Въ полночь, когда часы начнутъ бить 12, в то время сходи къ церкви, и укуси трижды коренную паперть (у главнаго входа) и три раза скажи: какъ камень сей крепокъ, такъ закаменей зубы мои крепче камня. (При сём три раза плюнь и поди прочь, и не оглядывайся, и прочти три раза «верую».

Отъ глухоты. Сала свинаго, да сала ку­рячья, да соку луковаго укапливай въ ухо и услышитъ

Отъ шелудей. Аще человъкъ шелудивъ, ящерицу сожги на пепел и мажь тело.

Отъ нарывов. Аще варимъ и толчемъ, и прикладываемъ (чеснокъ) къ чирьямъ на теле или къ инымъ болячкамъ, кои бываютъ безъ верху, тогда гной выходитъ.

Отъ ранъ. 1) Раненому кому - желчь медвежья съ яичное зерно, да приложити къ ране, привить платомъ - ино выдетъ кровь. 2) Возьми дрожжей, да вина горелаго, да ладану, да набити яицъ куречьихъ и мазать раны.

Отъ ушиба. 1) Аще у человека изломъ, еловый пепелъ смеси съ желткомъ яичнымъ, прикладывай къ излому; у кого нога гниеть, собачье ребро сожги, истолки, и приложи вверхъ раны листъ капустный. 2) Прививать можжевеловымъ пепломъ съ яичнымъ бълкомъ смеси вельми добро. 3) Противъ кровяной струп, помазывай дрожжами медо­выми, осоли и поможетъ. 4) Масло деревянное, да соль жже­ная - присыпать къ болячкамъ.

Отъ болезней глазъ. Бълаго голубя кровь суши по холоду, а не на солнце и не на ветре; истерши та кровь пущати въ очи рано. 2) Мазати мозгомъ заячьимъ изъ головы сырымъ. 3) Листъ смородиный, да варити въ трехъ водахъ и имъ мажь очи. 4) Добыти сова, да совиною желчью мазать, и сгонитъ. (Это лекарство отъ белъма).

Лекарство отъ стени. (Изнурительная сухотка детей, детская дряхлость, Atrophia infantum). Для этого больное дитя несутъ въ лесъ, ищутъ раздвоеннаго дерева, кладутъ его въ этотъ промежутокъ на двое или на трое сутокъ, со­рочку вешаютъ на дерево, потомъ вынимаютъ его, и ходятъ трижды девять вокругъ дерева. После того приносятъ домой, купаютъ въ воде собранной изъ девяти рекъ, или колодцевъ, обсыпаютъ золою, собранною изъ семи печей, кладутъ на печь. Если дитя после этого засыпаетъ, то это верный признак исцеления, а если кричит, то должно умереть. Часто случается, что дитя умирает в лесу, оставленное обнажённым, или испускает дыхание при обливании холодной водой.

Тема 3. Медицина Древних цивилизаций: Древний Египет. Месопотамия. Восточные традиционные медицинские системы. (Древняя Индия, Китай, Тибет).

Цели: Определить особенности культуры Древнего Египта и Месопотамии, указать общие черты развития медицины в Древних Цивилизациях, показать роль медицины и культуры Древнего Египта и Месопотамии для современности. Определить особенности культуры Древней Индии, Китае, Тибете, проанализировать влияние философских представлений на развитие традиционной медицины в Древней Индии, Китае, Тибете. Показать вклад народов Древнего Востока в развитие мировой медицины и фармации. Показать современное значение традиционных медицинских систем.

Основные термины и понятия: политеизм, медицинские божества: Осирис, Изида, Тот, Имхотеп, иероглиф, папирус, культ мертвых, бальзамирование, астрология, законы Хаммурапи, клинопись, культ богини Иштар, асуту, ашипуту, буддизм, индуизм, ламаизм, конфуцианство, даосизм, брахманизм, Варны, касты, веды, Аюрведа, чжэнь-цзю, акупунктура, энергия ци, инь-ян, ци-гун.

План семинара:

1. Характерные черты древнеегипетской культуры: иероглифическая письменность, религиозные представления, культ мертвых, высокое развитие ремесел и различных отраслей знания. Источники информации о медицине (тексты пирамид, медицинские папирусы, античные авторы).

2. Особенности развития медицины в Древнем Египте. Бальзамирование трупов, врачебная специализация и развитие отдельных отраслей медицины, древнеегипетские школы.

3. Особенности культуры Древней Вавилонии и древней Ассирии. Астрология – основа философских воззрений древних вавилонян. Влияние религии и астрального культа на формирование представлений о здоровье, болезнях и их лечении.

4. Рациональная медицина Девней Месопотамии. Развитие лекарственного врачевания, хирургии, гигиенических знаний. Медицинские школы при храмах. Законы Хаммурапи.

5. Особенности культуры Древней Индии, социальная структура древнеиндийского общества. Древнеиндийские философско-религиозные учения (буддизм, индуизм, брахианизм) и их влияние на развитие медицины.

6. Традиционные медицинские системы Древней Индии (Аюрведа, Йога и др.). Лекарственная терапия.

7. Достижения древнекитайской цивилизации: иероглифическая письменность, шелководство, изобретение пороха, бумаги, фарфора, летоисчисления и т.д.

8. Виды медицины и традиционные медицинские системы Древнего Китая: Чжень-цзю-терапия (акупунктура, прижигание, массаж), Ци-гун, пульсовая диагностика. Предупредительная терапия. Первые рецепты и лечебники.

9. Особенности культуры и медицины Древнего Тибета. Основы врачебной науки Тибета - Чжуд-ши. Культурные и медицинские связи Тибета и России. Роль П. Бадмаева в распространении тибетской медицины на территории Российского государства. Арсенал лекарственных средств.

Основная литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. М., 1994. С. 35 -85.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. М., 2004.

3. Семенченко В.Р. История фармации. - М., 2001

4. БМЭ.

5. Аюрведа. М., 1990.

6. Лекционный материал.

7. Бадмаев П. Основы врачебной науки Тибета. Чжуд-ши.

Темы рефератов, литература:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.64 (0.008 с.)