Анализ синтаксических единиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ синтаксических единиц



Анализ синтаксических единиц

 

Словосочетание

Простое словосочетание

1) Начальная форма словосочетания.

2) Тип словосочетания по степени связанности: свободное / связанное.

3) Тип словосочетания с точки зрения синтаксической самостоятельности компонентов: синтаксически делимое / неделимое словосочетание.

4) Тип словосочетания по характеру синтаксической связи: с сочинительной / подчинительной связью.

5) Тип сочинительного словосочетания по структуре: открытой / закрытой структуры.

6) Семантико-синтаксические отношения между компонентами сочинительного словосочетания (соединительные, противительные, разделительные, градационные, осложненные обстоятельственным значением).

7) Тип подчинительного словосочетания по морфологической природе главного слова (глагольное, субстантивное, адвербиальное, нумеральное, адъективное, прономинальное).

8) Семантико-синтаксические отношения между компонентами подчинительного словосочетания: объектные, определительные (собственно-определительные, субъектно-определительные, определительно-обстоятельственные), восполняющие, синкретичные.

9) Тип синтаксической связи в подчинительном словосочетании и ее полная характеристика:

а) согласование; полное или неполное; грамматический способ выражения связи;

б) управление; тип управления по опорному слову, по наличию или отсутствию предлога; тип управления по степени зависимости компонентов (сильное, слабое); грамматический способ выражения связи (флексия, предлог);

в) примыкание; какая неизменяемая часть речи или форма слова примыкает.

 

Сложное словосочетание

1) Определить опорное слово в словосочетании.

2) Определить характер подчинения компонентов: параллельное (соподчинение: однородное / неоднородное) / последовательное / комбинированное.

 

Разбор простого и сложного словосочетания можно соединить: начинать с разбора сложного словосочетания, затем разделить его на простые и охарактеризовать каждое простое.

Простое предложение

I. Коммуникативно-функциональные типы предложения:

1) По цели высказывания: а) повествовательное, б) побудительное, в) оптативное, г) вопросительное, его подтипы (собственно-вопросительное / несобственно-вопросительное; общевопросительное / частновопросительное).

2) По интонированной эмоциональности: а) невосклицательное, б) воскли­цательное.

3) Коммуникативная организация: в коммуникативно расчлененном предложении выделите тематический и рематический компоненты и охарактеризовать порядок их расположения: объективный порядок (от темы к реме) или субъективный (инверсированный) порядок (рема занимает любую позицию, кроме конечной). Определить, с помощью каких языковых средств выражается актуальное членение предложения: а) основные средства – интонация и порядок слов; б) дополнительные средства – частицы, повторы, неполнота, специальные конструкции и т.д.

 

II. Структурные типы простого предложения:

1) По членимости: членимое / нечленимое.

2) По строению грамматического ядра: а) двусоставное / односоставное (определите его подтип: определенно-личное, неопределенно-личное, обощенно-личное, безличное, инфинитивное, безлично-инфинитивное, номинативное, генитивное, вокативное); б) выявить минимальную структурную схему анализируемого двусоставного или односоставного предложения.

3) По распространённости / нераспространённости: нераспространённое / распространённое.

4) По наличию / отсутствию в предложении структурно необходимых членов: а) полное / эллиптическое / неполное (в неполных предложениях назовать незамещённую позицию); б) определить подтип неполного предложения – ситуативно-неполное, контекстуально-неполное.

5) По наличию / отсутствию осложнения: неосложнённое или осложнённое (определить способ осложнения – однородность, обособление, синтаксическое включение; назовать подтип синтаксического включения – вводность, вставка, обращение, междометие).

 

III. Семантические типы простого предложения:

А) Типы предложений, выделяемые при учете особенностей диктумной семантики:

1) По количеству пропозиций: монопропозитивное или полипропозитивное (в полипропозитивных простых предложениях выделите пропозиции, выраженные непредикативно).

2) По типовой семантике пропозиции: экзистенциальное, характеризующее, номинативное, идентификационное.

Б) Типы предложений, выделяемые при учете особенностей модусной семантики:

1) По объективной модальности: предложение реальной модальности (определить временной план реальной модальности) или ирреальной модальности (определить разновидность ирреальной модальности – сослагательная, побудительная, желательная).

2) По утвердительной / отрицательной модальности: утвердительное или отрицательное.

3) По достоверной модальности: достоверное или недостоверное.

 

IV. Анализ членов предложения:

А) Составить вертикальную графическую схему предложения. Если предложение очень распространено, то отметить сбоку римскими цифрами ярусы второстепенных членов предложения.

Б) Разобрать по членам предложения. Разбор по членам предложения проводится в несколько этапов:

а) подчеркивание (подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя, главный член односоставного предложения – двумя чертами, дополнение – пунктиром, определение – волнистой линией, обстоятельство – пунктиром с точкой).

б) детальный разбор по членам предложения. При этом следует строго соблюдать порядок выделения членов предложения: вначале главные члены, затем второстепенные члены и детерминант; в двусоставных предложениях назвать группу подлежащего и группу сказуемого; в дальнейшем производится разбор второстепенных членов из группы подлежащего и второстепенных членов из группы сказуемого. Должна соблюдаться логика разбора каждого члена предложения: вначале называются синтаксические признаки члена предложения, затем указывается способ морфологического выражения.

 

V. Пунктуация:

Охарактеризовать знаки препинания: назвать функцию знака (пограничная, выделительная, разделительная, оформительная, прогнозирующая); его обязательность / факультативность; регламентированность / нерегламентированность.

Сложное предложение

Схема анализа

Минимальной структуры

Предварительная работа.

1)Выделите в составе сложносочинённого предложения минимальной структуры (ССПМС) предикативные части, пронумеруйте их в линейном порядке верхними цифровыми индексами.

2) Выделите сочинительные союзы и, если имеются, конкретизаторы отношений.

3) Отобразите графическую схему ССП.

А. Определите тип сложносочинённого предложения по цели вы­сказывания в терминах: ССП с коммуникативно однотипными частями (повествовательное, вопросительное, побудительное или оптативное) или ССП с коммуникативно раз­нотипными частями (повествовательно-вопро­сительное, повествовательно-побуди­тельное, побудительно-вопроситель­ное, повествовательно-оптативное и т.д.).

Б. Определите структурно-семантический тип ССПМС: двухкомпонентное или многокомпонентное (имейте в виду: многокомпонентное ССП относится к минимальным структурам лишь в том случае, если оно является семантически однотипным и между его компонентами выражаются перечислительные отношения: соединительно-перечислительные или разделительно-перечислительные).

В. Определите:

а) тип выражаемых смысловых отношений (по характеру союза, а также по семантике конкретизатора отношений, если он имеется, и при учете вклада контекста);

б) тип ССП по открытости / закрытости структуры;

в) тип ССП по гибкости / негибкости структуры.

Д. Произведите пунктуационный анализ ССПМС (его можно осуществлять по ходу синтаксического разбора); особое внимание обратите на сложные случаи пунктуационного оформления ССПМС.

 

Схема анализа

Минимальной структуры

Схемы анализа

Схема анализа

Схема анализа

Минимальной структуры

Предварительная работа.

1) Выделите в составе бессоюзного сложного предложения минимальной структуры (БСПМС) предикативные части, пронумеруйте их в линейном порядке верхними цифровыми индексами; подчеркните структурные показатели связи частей (видовременные формы глаголов-сказуемых, конкретизаторы отношений, частицы, вводные слова и др.).

2) Представьте графическую схему рассматриваемого БСПМС.

А. Назовите тип бессоюзного сложного предложения по цели вы­сказывания в терминах: БСП с коммуникативно однотипными частями (повествовательное, вопросительное, побудительное) или БСП с коммуникативно раз­нотипными частями (повествовательно-вопро­сительное, повествовательно-побуди­тельное, побудительно-вопроситель­ное).

Б. Определите тип БСПМС:

а) по количеству компонентов: двухчленное или многочленное (имейте в виду: многокомпонентное БСП относится к минимальным структурам только в том случае, если оно является семантически однотипным, т.е. между его компонентами выражаются перечислительные отношения);

б) по наличию / отсутствию структурных показателей связи частей: БСПМС со структурно обусловленной связью частей (типизированное) или со структурно необусловленной связью частей (нетипизированное);

в) по характеру отношений между предикативными частями: однородного / неоднородного состава;

г) по открытости / закрытости структуры;

по типу выражаемых смысловых отношений: с дифференцированными (причинными, распространительными, перечислительными и т.д.) и недифференцированными (пояснительно-причинными, сопоставительно-противительными, условно-временными, причинно-следственными, противительно-уступительными и т.д.) отношениями;

д) по гибкости / негибкости структуры.

В. Произведите пунктуационный анализ БСПМС (пунктуационный анализ можно осуществлять по ходу синтаксического разбора); особое внимание обратите на сложные случаи пунктуационного оформления

Схема анализа

Усложнённой структуры

Предварительная работа.

1) Выделите в составе сложносочинённого предложения усложнённой структуры (ССПУС) предикативные части, пронумеруйте их в линейном порядке верхними цифровыми индексами.

2) Выделите сочинительные союзы и, если имеются, конкретизаторы отношений.

3) Выявите уровни членения, для этого определите:

а) ведущую связь и ведущий тип смысловых отношений, организующие ССПУС в целом, с тем чтобы выделить компоненты первого уровня членения;

б) ведущую связь и ведущий тип отношений внутри каждого сложного компонента, выделенного на первом, а затем и на последующих уровнях членения, с тем чтобы выделить компоненты второго и последующего уровней членения (имейте в виду, что данная процедура осуществляется до тех пор, пока компоненты членения не будут равны минимальным сложносочинённым предложениям).

3) Отобразите графическую схему рассматриваемого предложения:

А. Назовите тип сложносочинённого предложения усложнённой структуры (ССПУС) по цели вы­сказывания в терминах: ССП с коммуникативно однотипными частями (повествовательное, вопросительное, побудительное или оптативное) или ССП с коммуникативно раз­нотипными частями (повествовательно-вопро­сительное, повествовательно-побуди­тельное, побудительно-вопроситель­ное, повествовательно-оптативное).

Б. Охарактеризуйте предложение:

1) по количеству предикативных единиц;

2) с группируемой / негруппируемой структурой;

3) по количеству уровней членения: ССПУС с двумя уровнями членения, ССПУС с тремя уровней членения и т.д.

Г. Охарактеризуйте отдельно каждый уровень членения по следующим параметрам:

- по типу выражаемых отношений;

- по типу союза; укажите дополнительные средства связи, если таковые имеются;

- по открытости/закрытости структуры;

- по гибкости/негибкости структуры.

Д. Осуществите пунктуационный анализ предложения (пунктуационный анализ может производиться по ходу синтаксического разбора).

 

Схема анализа

Усложненной структуры

Предварительная работа.

1) Выделите в составе бессоюзного сложного предложения усложненной структуры (БСПУС) предикативные части, пронумеруйте их в линейном порядке верхними цифровыми индексами; подчеркните структурные показатели связи частей (видовременные формы глаголов-сказуемых, конкретизаторы отношений, частицы, вводные слова и др.).

2) В БСПУС выявите уровни членения, для этого определите:

а) ведущую связь и ведущий тип смысловых отношений, организующие БСПУС в целом, с тем чтобы выделить компоненты первого уровня его членения;

б) ведущую связь и ведущий тип отношений внутри каждого сложного компонента, выделенного на первом, а затем и на последующих уровнях членения, с тем чтобы выделить компоненты второго и последующего уровней членения (имейте в виду, что данная процедура осуществляется до тех пор, пока компоненты членения не будут равны минимальным бессоюзным предложениям). Охарактеризуйте рассматриваемое предложение в терминах – БСПУС с двумя уровнями членения, БСПУС с тремя уровней членения и т.д.

3) Отобразите графическую схему рассматриваемого БСПУС.

А. Назовите:

1) тип БСПУС по цели вы­сказывания в терминах: БСП с коммуникативно однотипными частями (повествовательное, вопросительное, побудительное) или БСПУС с коммуникативно раз­нотипными частями (повествовательно-вопро­сительное, повествовательно-побуди­тельное, побудительно-вопроситель­ное);

2) по количеству предикативных единиц;

3) с группируемой / негруппируемой структурой;

4) по количеству уровней членения.

Б. Охарактеризуйте отдельно каждый уровень членения по следующим параметрам:

а) по количеству компонентов: двухкомпонентное или многокомпонентное;

б) по наличию / отсутствию структурных показателей связи частей: БСП со структурно обусловленной связью частей (типизированное) или со структурно необусловленной связью частей (нетипизированное);

в) по типу выражаемых смысловых отношений;

г) по открытости / закрытости структуры;

д) по гибкости / негибкости структуры.

Г. Произведите пунктуационный анализ БСПУС (его можно осуществлять по ходу синтаксического разбора); особое внимание обратите на сложные случаи пунктуационного оформления БСПУС.

 

Схема анализа

Усложнённой структуры

Предварительная работа.

1) В сложноподчинённом предложении усложнённой структуры (СППУС) найдите предикативные единицы и пронумеруйте их в линейном порядке верхними цифровыми индексами; подчеркните средства подчинительной связи.

2) Выделите главную и придаточную части.

3) Представьте графическую схему СППУС:

А. Назовите тип сложноподчиненного предложения усложненной структуры по цели высказывания в терминах: СППУС с коммуникативно однотипными частями (повествовательное, побудительное, вопросительное) или СППУС с коммуникативно разнотипными частями (повествовательно-побудитель­ное, повествовательно-вопросительное, побудительно-вопросительное).

Б. Определите тип СППУС:

1) по количеству предикативных единиц (двух-, трех-, четырехкомпонентное и т.д.);

2) по иерархической линии подчинения придаточных главному:

- с параллельным (однородным / неоднородным) подчинением придаточных;

- с последовательным подчинением придаточных;

- со смешанным (или комбинированным) подчинением придаточных.

В. Охарактеризуйте каждое придаточное предложение (блок однородных придаточных получает единую характеристику) по следующим признакам:

а) по линейной позиции по отношению к главному для него предложению (постпозиция, интерпозиция, препозиция);

б) по типу отнесённости к главной части (прифразовая отнесённость или присловная отнесённость).

в) по типу выражаемых смысловых отношений (в соответствии со схемами и образцами анализа СПП минимальной структуры);

г) по средствам подчинительной связи: подчинительный союз (его семантический подтип) / союзное слово / комплекс «соотносительное слово + подчинительный союз / союзное слово».

Г. Охарактеризуйте однородные придаточные как сложносочиненное или как бессоюзное предложение, назовите тип союза или интонации, определите тип смысловых отношений и т.д. (в соответствии со схемами и образцами анализа ССП или БСП).

Д. Осуществите пунктуационный анализ предложения.

Схема анализа

С сочинением и бессоюзием

Предварительная работа.

1) Выделите в составе СПУС с сочинением и бессоюзием предикативные части, пронумеруйте их в линейном порядке верхними цифровыми индексами; подчеркните структурные показатели связи частей (союзы, видовременные формы глаголов-сказуемых, конкретизаторы отношений, частицы, вводные слова и др.).

2) В рассматриваемом СПУС с сочинением и бессоюзием выявите уровни членения, для этого последовательно определите:

а) ведущий тип смысловых отношений и ведущую связь, организующие СПУС в целом, с тем чтобы выделить компоненты первого уровня его членения;

б) ведущий тип смысловых отношений и ведущую связь внутри каждого сложного компонента, выделенного на первом, а затем и на последующих уровнях членения, с тем чтобы выделить компоненты второго и последующего уровней членения (имейте в виду, что данная процедура осуществляется до тех пор, пока компоненты членения не будут равны минимальным структурам). Охарактеризуйте предложение в терминах – СПУС с двумя уровнями членения, СПУС с тремя уровней членения и т.д.

3) Нарисуйте графическую схему СПУС:

А. Назовите тип СПУС:

а) по реализуемой связи: СП с сочинением и бессоюзием.

б) по цели вы­сказывания – в терминах: СП с коммуникативно однотипными частями (повествовательное, вопросительное, побудительное) или СП с коммуникативно раз­нотипными частями (повествовательно-вопро­сительное, повествовательно-побуди­тельное, побудительно-вопроситель­ное);

в) по количеству предикативных единиц: СПУС трех-, четырех-, пятикомпонентное.

г) с группируемой / негруппируемой структурой;

д) по количеству уровней членения: СПУС с двумя, тремя и т.д. уровнями членения.

В. Охарактеризуйте отдельно каждый уровень членения соответственно тем параметрам, которые были определены для ССП И БСП, имея в виду следующее:

а) если на анализируемом уровне ведущей связью является сочинительная связь, используется схема анализа ССП;

б) если же на анализируемом уровне ведущей связью является бессоюзная связь, используется схема анализа БСП.

Схема анализа

С сочинением и подчинением

Предварительная работа.

1) Выделите в составе СПУС с сочинением и подчинением предикативные части, пронумеруйте их в линейном порядке верхними цифровыми индексами; подчеркните структурные показатели связи частей (союзы, союзные слова, соотносительные слова и др.).

2) В рассматриваемом СПУС с сочинением и подчинением выявите уровни членения, для этого последовательно определите:

а) ведущий тип смысловых отношений и ведущую связь, организующие рассматриваемое СПУС в целом, с тем чтобы выделить компоненты первого уровня его членения (при этом следует иметь в виду, что в СПУС с сочинением и подчинением ведущая связь чаще сочинительная; если же в таком предложении несколько сочинительных связей, то они все располагаются на более высоких уровнях, чем подчинительная, и ведущая связь среди сочинения определяется по логическому принципу; подчинительная связь, как более тесная, по сравнению с сочинением, находится, за редким исключением, на более низких уровнях вертикальной иерархической схемы таких предложений);

б) ведущий тип смысловых отношений и ведущую связь внутри каждого сложного компонента (выделенного на первом, а затем и на последующих уровнях членения), с тем чтобы выделить компоненты второго и последующего уровней членения (имейте в виду, что данная процедура осуществляется до тех пор, пока компоненты членения не будут равны минимальным структурам).

3) Нарисуйте графическую схему СПУС с сочинением и подчинением:

А. Назовите тип рассматриваемого СПУС:

а) по цели вы­сказывания в терминах: СП с коммуникативно однотипными частями (повествовательное, вопросительное, побудительное) или СП с коммуникативно раз­нотипными частями (повествовательно - вопро­сительное, повествовательно-побуди­тельное, побудительно-вопроситель­ное);

б) по количеству предикативных единиц: трехкомпонентное, четырехкомпонентное, пятикомпонентное и т.д.

в) по количеству уровней членения: с двумя, тремя и т.д. уровнями членения.

Б. Охарактеризуйте отдельно каждый уровень членения соответственно тем параметрам, которые были определены для ССП и СПП, имея в виду следующее:

а) если анализируется уровень с ведущей сочинительной связью, то используется схема анализа ССП;

б) если же на анализируемом уровне реализуется подчинительная связь, то используется схема анализа СПП.

 

Схема анализа

С бессоюзием и подчинением

Предварительная работа.

1) Выделите в составе СПУС с бессоюзием и подчинением предикативные части, пронумеруйте их в линейном порядке верхними цифровыми индексами; подчеркните структурные показатели связи частей (конкретизаторы отношений, частицы, вводные слова, союзы, союзные слова, соотносительные слова и др.).

2) Выявите уровни членения рассматриваемого предложения, для этого последовательно определите:

а) ведущий тип смысловых отношений и ведущую связь, организующие рассматриваемое СПУС в целом, с тем чтобы выделить компоненты первого уровня его членения (при этом следует иметь в виду следующее: в СПУС с бессоюзием и подчинением ведущей связью, за редким исключением, является бессоюзная; если же в таком предложении несколько бессоюзных связей, то ведущая связь среди них определяется по логическому принципу; подчинительная связь, как более тесная, по сравнению с бессоюзием, как правило, находится на более низких уровнях вертикальной иерархической схемы таких предложений);

б) ведущий тип смысловых отношений и ведущую связь внутри каждого сложного компонента, выделенного на первом, а затем и на последующих уровнях членения, для того чтобы выделить компоненты последующих уровней (имейте в виду, что данная процедура осуществляется до тех пор, пока компоненты членения не будут равны минимальным структурам).

3) Нарисуйте графическую схему СПУС с бессоюзием и подчинением:

А. Назовите тип СПУС с бессоюзием и подчинением:

а) по цели вы­сказывания в терминах: СП с коммуникативно однотипными частями (повествовательное, вопросительное, побудительное) или СП с коммуникативно раз­нотипными частями (повествовательно - вопро­сительное, повествовательно-побуди­тельное, побудительно-вопроситель­ное);

б) по количеству предикативных единиц: трехчленное, четырехчленное, пятичленное и т.д.;

в) по количеству уровней членения: с двумя, тремя и т.д. уровнями членения.

Б. Охарактеризуйте отдельно каждый уровень членения соответственно тем параметрам, которые были определены для БСП и СПП, имея в виду следующее:

а) если анализируется уровень с ведущей бессоюзной связью, то используется схема анализа БСП;

б) если же на анализируемом уровне реализуется подчинительная связь, то используется схема анализа СПП.

Г. Осуществите пунктуационный анализ сложного предложения.

Схема анализа

Схема

Сложных предложений

I. Представьте общую характеристику сложного предложения (СП):

1. По цели высказывания: СП коммуникативно-однотипное / СП коммуникативно разнотипное (его подтип: повествовательно-вопросительное – повествовательно-побудительное – вопросительно-побудительное).

2. По интонированной эмоциональности: невосклицательное / восклицательное (укажите, является ли восклицательным всё сложное предложение в целом или же его отдельная, как правило конечная, часть).

3. По характеру связи, реализуемой между предикативными единицами в его составе:

а) с однотипной связью;

б) с разнотипной связью.

 

II. Представьте общую характеристику сложного предложения выделенного типа, используя соответствующую схему анализа (см. выше).

 

III. а) Представьте общую характеристику каждой предикативной части в составе сложного предложения:

- по строению ядра: двусоставное / односоставное (его подтипы); представьте минимальную структурную схему предложения

- по распространённости: нераспространённое / распространённое;

- по полноте: полное / неполное (его подтип; укажите незамещенные позиции);

- по осложнённости: неосложнённое / осложнённое (назовите осложняющую категорию: однородность, обособление, синтаксическое включение и его подтип).

б) Произведите грамматический разбор каждой предикативной единицы по членам предложения.

 

IV. Осуществите пунктуационный анализ рассматриваемого сложного предложения.

 

Анализ синтаксических единиц

 

Словосочетание

Простое словосочетание

1) Начальная форма словосочетания.

2) Тип словосочетания по степени связанности: свободное / связанное.

3) Тип словосочетания с точки зрения синтаксической самостоятельности компонентов: синтаксически делимое / неделимое словосочетание.

4) Тип словосочетания по характеру синтаксической связи: с сочинительной / подчинительной связью.

5) Тип сочинительного словосочетания по структуре: открытой / закрытой структуры.

6) Семантико-синтаксические отношения между компонентами сочинительного словосочетания (соединительные, противительные, разделительные, градационные, осложненные обстоятельственным значением).

7) Тип подчинительного словосочетания по морфологической природе главного слова (глагольное, субстантивное, адвербиальное, нумеральное, адъективное, прономинальное).

8) Семантико-синтаксические отношения между компонентами подчинительного словосочетания: объектные, определительные (собственно-определительные, субъектно-определительные, определительно-обстоятельственные), восполняющие, синкретичные.

9) Тип синтаксической связи в подчинительном словосочетании и ее полная характеристика:

а) согласование; полное или неполное; грамматический способ выражения связи;

б) управление; тип управления по опорному слову, по наличию или отсутствию предлога; тип управления по степени зависимости компонентов (сильное, слабое); грамматический способ выражения связи (флексия, предлог);

в) примыкание; какая неизменяемая часть речи или форма слова примыкает.

 

Сложное словосочетание

1) Определить опорное слово в словосочетании.

2) Определить характер подчинения компонентов: параллельное (соподчинение: однородное / неоднородное) / последовательное / комбинированное.

 

Разбор простого и сложного словосочетания можно соединить: начинать с разбора сложного словосочетания, затем разделить его на простые и охарактеризовать каждое простое.

Простое предложение

I. Коммуникативно-функциональные типы предложения:

1) По цели высказывания: а) повествовательное, б) побудительное, в) оптативное, г) вопросительное, его подтипы (собственно-вопросительное / несобственно-вопросительное; общевопросительное / частновопросительное).

2) По интонированной эмоциональности: а) невосклицательное, б) воскли­цательное.

3) Коммуникативная организация: в коммуникативно расчлененном предложении выделите тематический и рематический компоненты и охарактеризовать порядок их расположения: объективный порядок (от темы к реме) или субъективный (инверсированный) порядок (рема занимает любую позицию, кроме конечной). Определить, с помощью каких языковых средств выражается актуальное членение предложения: а) основные средства – интонация и порядок слов; б) дополнительные средства – частицы, повторы, неполнота, специальные конструкции и т.д.

 

II. Структурные типы простого предложения:

1) По членимости: членимое / нечленимое.

2) По строению грамматического ядра: а) двусоставное / односоставное (определите его подтип: определенно-личное, неопределенно-личное, обощенно-личное, безличное, инфинитивное, безлично-инфинитивное, номинативное, генитивное, вокативное); б) выявить минимальную структурную схему анализируемого двусоставного или односоставного предложения.

3) По распространённости / нераспространённости: нераспространённое / распространённое.

4) По наличию / отсутствию в предложении структурно необходимых членов: а) полное / эллиптическое / неполное (в неполных предложениях назовать незамещённую позицию); б) определить подтип неполного предложения – ситуативно-неполное, контекстуально-неполное.

5) По наличию / отсутствию осложнения: неосложнённое или осложнённое (определить способ осложнения – однородность, обособление, синтаксическое включение; назовать подтип синтаксического включения – вводность, вставка, обращение, междометие).

 

III. Семантические типы простого предложения:

А) Типы предложений, выделяемые при учете особенностей диктумной семантики:

1) По количеству пропозиций: монопропозитивное или полипропозитивное (в полипропозитивных простых предложениях выделите пропозиции, выраженные непредикативно).

2) По типовой семантике пропозиции: экзистенциальное, характеризующее, номинативное, идентификационное.

Б) Типы предложений, выделяемые при учете особенностей модусной семантики:

1) По объективной модальности: предложение реальной модальности (определить временной план реальной модальности) или ирреальной модальности (определить разновидность ирреальной модальности – сослагательная, побудительная, желательная).

2) По утвердительной / отрицательной модальности: утвердительное или отрицательное.

3) По достоверной модальности: достоверное или недостоверное.

 

IV. Анализ членов предложения:

А) Составить вертикальную графическую схему предложения. Если предложение очень распространено, то отметить сбоку римскими цифрами ярусы второстепенных членов предложения.

Б) Разобрать по членам предложения. Разбор по членам предложения проводится в несколько этапов:

а) подчеркивание (подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя, главный член односоставного предложения – двумя чертами, дополнение – пунктиром, определение – волнистой линией, обстоятельство – пунктиром с точкой).

б) детальный разбор по членам предложения. При этом следует строго соблюдать порядок выделения членов предложения: вначале главные члены, затем второстепенные члены и детерминант; в двусоставных предложениях назвать группу подлежащего и группу сказуемого; в дальнейшем производится разбор второстепенных членов из группы подлежащего и второстепенных членов из группы сказуемого. Должна соблюдаться логика разбора каждого члена предложения: вначале называются синтаксические признаки члена предложения, затем указывается способ морфологического выражения.

 

V. Пунктуация:

Охарактеризовать знаки препинания: назвать функцию знака (пограничная, выделительная, разделительная, оформительная, прогнозирующая); его обязательность / факультативность; регламентированность / нерегламентированность.

Сложное предложение

Схема анализа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.145 с.)