Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические положения проблемы.
В последнее время можно наблюдать явный интерес к методологическим вопросам оказания психологической помощи личности. Этот факт связан с появлением новых психотерапевтических теоретических подходов и определённым продвижением в описании предметного поля психологической помощи. Так, А.Айви, М.Айви и Л.Саймек-Даунинг рассматривают три варианта взаимодействия психолога в процессе взаимодействия с клиентом в этом направлении: приверженность одной теории, эклектизм и обобщённая теория[1]. На основании такого интереса к методологическим аспектам практической психологии создана широкая гамма теоретико-методологического материала: огромное количество фактических данных, гипотез, обобщений, концепций и теорий разного уровня. На сегодняшнем этапе становления психологической помощи «тенденция развития «помогающих» профессий состоит в движении к интеграции имеющихся теоретических и практических данных в единую целостную модель, которую могли бы использовать в своей работе большинство практиков[10,с.46]. То есть, современные индивидуальные стили работы в процессе оказания психологической помощи активно развиваются на основе интегрирования технологий разных теоретических подходов, которые на практике выступают эффективной составляющей именно в этот период становления нашего общества. Возникает всё больше школ оказания психологической помощи, которые опираются на принципы транстеоретического и интегративно-эклектического подходов. Это говорит о том, что достижения в оказании психологической помощи в настоящее время проявляется не только в разработке различного рода концепций и технологического инструментария, а также в поиске эффективных интегративно-эклектических психотерапевтических парадигм. Если проанализировать историю психологической помощи, то мы увидим тот факт, что на первых этапах своего «…развития «чистота теории» (приверженность к одной теории) была условием и актуальной необходимостью для психологов, ищущих работу. Было важно, чтобы консультанты могли идентифицировать свою деятельность в русле одной из менее чем полудюжины возможных теорий (психоанализ, бихевиоризм, клиент-центрированный подход и т.д.)»[5,с.67]. В то время не существовало такого обилия теоретических подходов как на сегодняшнем этапе становления психологической помощи. И в процессе образования новых теорий – «…когнитивных, бихевиоральных и аффективных, сформулированных в 1960-х годах, - идея приверженности одной специфической теории начала терять популярность и значимость»[5,с.67].
В процессе становления психологической помощи психологи-практики начали разрабатывать технологии обучения навыкам работы с людьми, которые были бы общими для всех теоретических концепций, что, в свою очередь, запустило механизм эклектизма[1;5;10]. Например, такие психологи как Дж.Доллард и Н.Миллер предприняли попытку соединить достижения бихевиористического подхода с фундаментальными достижениями в классическом психоанализе З.Фрейда. Кроме того, есть попытки интегрировать когнитивные и поведенческие концепции в психотерапии. Познавательно-обучающий подход как синтез когнитивного и поведенческого направлений в психотерапии, с одной стороны, признает важность интраперсональных факторов в адаптации, а с другой — акцентирует роль переменных окружения, влияющих на феноменологию и функционирование личности[19]. Если проанализировать современные эффективные теоретические модели оказания психологической помощи, то можно найти много примеров интегративно-эклектического направления. Б.Карвасарский выделяет следующие факторы, которые способствовали интегративного движения в психотерапии (интеграция медицинской и психологической модели терапии)[19]: 1) распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их изучение и применение; 2) неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов; 3) поиск общих базовых процессов, характерных для всех форм психотерапии, и постепенное признание того факта, что разные методы, по сути, могут иметь больше сходств, чем различий; 4) примерно равная эффективность лечения независимо от форм психотерапии; 5) акцент на существенной роли взаимоотношений психотерапевт—пациент при любых формах психотерапии; 6) социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более сплачивающее, чем разъединяющее психотерапевтов действие.
Ж.Годфруа говорит, что «среди противоречивых направлений много таких, которые потерпели поражение в первой половине XX века. Возникновение и развитие множества разногласий между разными школами достигли апогея в 50-е годы; затем споры стали затихать и к настоящему времени постепенно угасли. Сегодня наступает согласие по ряду важных вопросов - различия сглаживаются по мере углубления наших знаний»[6]. По нашему мнению, идеальная модель профессионала в области оказания психологической помощи параллельно и в «унисон» преобразуется с изменениями в обществе в целом. По этой причине интегративно-эклектический подход выступает одним из основных «рычагов» достижения достаточного уровня в обеспечении эффективной психологической помощи. Современные консультанты стараются интегрировать теоретические и практические подходы, а не ограничиваться рамками одного-единственного. Дж.Котлер и Р.Браун сосредотачивают внимание на том, что существующие теории не всегда могут быть для психолога-практика жёстко фиксированной подборкой подходов; возможно, по мнению исследователей, «…к ним лучше относиться как к историческим ссылкам, а не как основам, определяющим эффективную клиническую практику[10,с.173]. Ж.Годфруа акцентирует своё внимание на том, что большинство современных психологов-практиков отбирают в каждой из существующих теорий и используют те концепции, которые, по их мнению, проливают больше света на то или иное явление[6]. Это подтверждает и мнение группы авторов-исследователей изучавших методы психотерапии таких как Р.Л.Аткинсон, Р.С.Аткинсон, Э.Е.Смит, Д.Дж.Бем, С.Нолен-Хоэксема: «Большинство психотерапевтов не являются абсолютными приверженцами какого-то одного метода. Скорее, их подход — эклектический, вобравший в себя элементы из многих методов, которые они считают наиболее подходящими с учетом личности данного клиента и его конкретных симптомов. Хотя теоретическая ориентация представителей эклектического направления склоняется к тому или иному методу или школе (например, скорее к психоанализу, чем к бихевиоризму), они чувствуют себя вправе отбросить представления, которые сочтут не слишком полезными, или заимствовать методику у других школ»[2]. С.Богомаз и Н.Комлёнок определяют интегративную эклектику как соответствующее направление современной постмодернистской методологии, которое предоставляет возможность возможность познания сложных и противоречивых социально-психологических феноменов[3]. Суть интегративно-эклектического подхода (за В. Янчуком) заключается в многоплоскостном, полилинейном, разновекторном анализе, создающем возможность качественно иного инсайтирования, предполагающего включения в плоскость анализа аспектов множественности, диалогичности, диатропичности изучаемого феномена[24]. Хотя, в оказании помощи есть исследователи, которые стараются разделить интеграционный и эклектический подходы. Так, например Б. Карвасарский акцентирует внимание на том, что интегративная психотерапия в отличие от эклектической психотерапии, использующей сочетание приемов различных психотерапевтических направлений, предполагает прежде всего концептуальный синтез разных теоретических систем психотерапии. Но, при этом, аргументирует тот факт, что в то же время эклектический подход является одним из элементов интегративной психотерапии, объединяющей конкретные лечебные методы из разнородных источников[19]. В.Козлов и В.Новиков говорят о том, что «…интегративный подход позволяет ухватить сознание в целостности как активное, открытое, саморазвивающееся неструктурированное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием. Подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в единство системы «Человек», и показать, при каких условиях возможно достижение ею подлинной целостности и аутентичности. Снимается проблема разделения «душа – тело» (психосоматическое единство становится очевидным)[8].
Многие авторы под эклектиком воспринимают специалиста, который не создает собственной психологической теории, не присоединяется к взглядам какого-либо одного теоретика, а берет из различных теоретических направлений то, что считает правильным и эффективным в том или другом случае. В этом случае, не надо забывать, во-первых, что профессионалы бывают разного уровня подготовки и если соединения процедур и технологий разных подходов дают положительный результат в практической работе, то почему такую систему нельзя назвать созданием собственной теории на основе других; во-вторых, есть разные уровни эклектизма. Например, многие авторы обобщенную теорию называют систематическим эклектизмом. Как говорит Н.Олифирович: «Обобщенную теорию, или метатеорию, можно рассматривать как более общий концептуальный подход, чем несистематический эклектизм или приверженность одной теории. Обобщенная теория пытается соединить и организовать части теорий в согласованности и систематическом построении (систематический эклектизм). Консультант может быть преданным одной теоретической ориентации и одновременно являться приверженцем обобщенной теории»[16,с.29]. Суть концепции обобщенной теории заключается в следующем[16]: 1. Понимание того, что личностные особенности, характер установления контакта у клиентов могут быть разными и, возможно, потребуется какой-нибудь другой теоретический подход.
1. Уважение к мировоззрению или теории, отличной от собственной. 2. Умение видеть то, каким образом различные теории можно увязать вместе для пользы клиента. Эклектический подход может оказаться очень опасным, если психолог-практик недостаточно знаком со всеми нюансами того или другого направления, особенно в практической работе. Как говорит С.Глэддинг, «…иногда невразумительный подход слабо подготовленных консультантов саркастически называют «электрическим» подходом; такие консультанты пытаются применять любой и каждый из доступных методов без разбора»[5,с.67]. По мнению автора, проблема «электрической направленности состоит в том, что консультанты приносят больше вреда, чем пользы, если они мало или совсем не понимают, что значит «помочь» клиенту[5]. М.Мак-Брайд и Д.Мартин предлагают иерархию эклектических приёмов и указывают на важность прочной теоретической базы в качестве руководства[5, с.174-175] (таблица №1). Таблица №1 Иерархия эклектических приёмов
С.Глэддинг сосредотачивает внимание на том, что технический эклектизм подобен с подходом М. Каванах, который предлагает в качестве здравого эклектический подход к консультированию. Этот подход требует от психологов-практиков наличия таких качеств как: прочных знаний и понимания применяемых теорий; базисной обобщающей философии человеческого поведения, которая объединяет разрозненные части различных теорий в осмысленный коллаж; гибких средств приспособления, подхода к клиенту, а не наоборот[5,с.68].
Иногда при работе с клиентами, имеющими серьезные проблемы, многие психотерапевты (имеющие медицинское и психологическое образование) пользуются как психотерапевтическими приемами, так и лекарственной терапией (психотерапевты, не являющиеся врачами, работают в сотрудничестве с психиатрами, прописывающими лекарства их пациентам)[2]. Р.Л.Аткинсон, Р.С.Аткинсон, Э.Е.Смит, Д.Дж.Бем, С.Нолен-Хоэксема наводят такой пример: «Работая с индивидами, страдающими сильной тревожностью, психотерапевт-эклектик может сначала прописать им транквилизаторы или релаксационную тренировку для снижения тревожности (с таким подходом не согласились бы, однако, большинство психоаналитиков, поскольку они считают, что тревожность необходима для мотивации клиента к исследованию его конфликтов). Чтобы помочь клиенту понять истоки его проблем, «эклектичный» психотерапевт может обсудить с пациентом определенные аспекты его истории, но не сочтет необходимым изучать его детские переживания так глубоко, как это сделал бы психоаналитик. Такой терапевт может прибегать к просвещению пациента, давая, например, мальчику-подростку, который чувствует вину за свои сексуальные импульсы, сведения о сексе и репродуктивной деятельности, чтобы снять его беспокойство, или объясняя работу автономной нервной системы, чтобы уверить встревоженную женщину, что некоторые ее симптомы, такие как сердцебиение и дрожание рук, — не признак болезни»[2]. В этом направлении интегративная психотерапия может развиваться на основе следующих подходов[19]: 1) использования эклектической модели, объединяющей различные методы психотерапии, исходя из потребностей лечебной практики; 2) интеграции соответствующих научных дисциплин — медицины, психологии, социологии, педагогики, нейрофизиологии, философии, психолингвистики и др.; 3) синтеза теоретических положений различных психотерапевтических ориентации с учетом ведущей концепции личности и ее развития, психопатологии и симптомообразования. Но, если в специалиста нет того или другого образования, то совмещать эти психотерапевтические технологии (медицинской и психологической терапии) категорически запрещено.
Заключение Психотерапия сегодня представляет собой объединение различных школ, направлений, подходов и методов, ее общее состояние характеризуется разобщенностью и раздробленностью. Наблюдается такая тенденция, как стремление к интеграции различных ее форм. Тенденция к интеграции обусловлена неудовлетворенностью одним каким либо подходом, стремлением выйти за границы школ, посмотреть, какие способы размышления о терапии существуют, чему можно научиться у других, в целом — быть в курсе происходящих в терапии изменений. Согласно H. Arkowitz (1992), неудовлетворенность существующим положением дел в психотерапии привела к возникновению и развитию трех направлений интегративного движения, обозначенных им как «теоретическая интеграция», «поиск общих психотерапевтических факторов» и «технический эклектизм». [9] Опора на интегративно-эклектические направления профессионалов психологической помощи должна быть итогом деятельности в тех теоретических подходах, на которых сооружается их направление в работе с клиентами (то есть, психолог должен владеть теми подходами (стилями, идеями, взглядами), которые он интегрирует в процессе оказания психологической помощи). Использование этого подхода требует от специалиста высокого уровня личностно-профессиональных качеств и опыта работы в разных теоретических моделях. Большинство успешных психотерапевтов и психологов считают себя эклектиками в профессиональной деятельности. Это объясняется тем, что в ходе оказания психологической помощи профессионалы стараются отбирать и адаптировать системы, которые, по их мнению, лучше всего подходят для конкретного клиента (для решения психологических проблематичных ситуаций обращаются к различным теориям, используя различные процедуры и методы). Такие специалисты ставят себе за цель – выбрать индивидуальную эффективную стратегию в оказании психологической помощи для достижения оптимального решения проблем, с которыми сталкиваются их клиенты. То есть, сегодня, не смотря на большое количество теоретических подходов в оказании психологической помощи личности, наиболее эффективными и популярными школами являются интегративно-эклектические направления. Большинство современных отечественных консультантов являются эклектиками, т.е. отказываются придерживаться какого-либо одного базового подхода к консультированию, берут из каждого то, что наиболее отвечает их мировоззренческо-философским позициям и, используя общую схему технологизации процесса консультирования, конструируют собственную модель. Такой подход называется эклектическим, т.е. консультант-эклектик - это консультант, берущий из каждого учения то, что ему нравится. Если степень интеграции методов, взятых из различных подходов, достаточно высока, то говорят об интегративно-эклектическом подходе в консультировании.
Список литературы 1. Айви А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники: практическое руководство / А.Е.Айви, М.Б.Айви, Л.М.Саймек-Даунинг / Психотерапевтический колледж. – М., 1999. – 487с. 2. Аткинсон Р.Л. Введение в психологию. Учебник для студентов университетов / Р.Л.Аткинсон, Р.С.Аткинсон, Э.Е.Смит, Д.Дж.Бем, С.Нолен-Хоэксема / М.:Психологическая энциклопедия, 2003 - 672 с. 3. Богомаз С., Комлёнок Н. Изучение психологических детерминант процесса стигматизации у старшеклассников методом интегративной эклектики / Журнал: Современная наука: актуальные проблемы теории и практики / http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn12-04/491-a 4. Воробьева Л.И. Интеграция психотерапии – возможно ли это? - Труды по психологическому консультированию и психотерапии – 2005 5. Глэддинг С. Психологическое консультирование / С.Глэддинг // 4-е изд. – СПб.: 2002. – 736с. 6. Годфруа Ж. Что такое психология в 2-х томах http://www.alleng.ru/d/psy/psy040.htm 7. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода оказания психологической помощи //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - №3. - С.11-18. 8. Козлов В., Новиков В. Интегративный подход в психологической практике/ В.Козлов, В.Новиков //Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки) – С.226-231. 9. Колпакова М.Ю. Диалог как основание психотерапевтической интеграции // Труды по психологическому консультированию и психотерапии. 2005. № 2005. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/cppp/2005/29981_full.shtml [Диалог как основание психотерапевтической интеграции - Труды по психологическому консультированию и психотерапии - 2005] 10. Котлер Дж. Психотерапевтическое консультирование / Дж.Котлер, Р.Браун. – СПб.: Питер, 2001. – 464с. 11. Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. – СПб.: Речь, 2001. 12. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: Учеб. пос. - М.: Аспект Пресс, 2010. 13. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: Учеб. пос. - М.: Юнити-Дана, 2010. 14. Митрофанова О.Г. Проблема исследования межкультурного взаимодействия и взаимопонимания: диалогический подход / О.Г.Митрофанова // http://www.lib.grsu.by/library/data/resources/catalog/151525-348558.pdf 15. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2000. 16. Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: Теория и практика / Н.И. Олифирович.— Мн.: Тесей, 2005.— 264 с. 17. Петрушин С.В. Резонансное консультирование (консультант-центриро-ванный подход): Учеб. пос. - М.: Академ. Проект: Альма Матер, 2008. 18. Психотерапия — что это?Современные представления/Под ред. Дж.К. Зейга и В.М. Мьюниона / Пер. с англ. Л.С. Каганова. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. 19. Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000. 20. Сытник С.А. Основы психологического консультирования: Учеб. пос. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2012. 21. Цветкова Н.А. Социально-психологическое обслуживание женщин: Учеб. пос. - М. - Псков: Логос, 2012. 22. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: Учеб. пос. - М.: НПО «МОДЭК», 2010. 23. Янчук В. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник http://vocabulary.ru/dictionary/2 24. Янчук В.А. Социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива изучения культурного фрейминга / В.А.Янчук// Современное состояние и перспективы развития психологии общения: Материалы Международной научно-практической конференции, Гродно, 8-9 октября 2010г. / ГрГУ им. Я.Купалы; редкол.: Л.М.Даукша (отв.ред) [и др.]. – Гродно, 2010. – с. 381-384.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Академия психологии и педагогики Отделение психолого-педагогического образования Кафедра образования и педагогических наук
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.036 с.) |