Теоретические положения проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические положения проблемы.



В последнее время можно наблюдать явный интерес к методологическим вопросам оказания психологической помощи личности. Этот факт связан с появлением новых психотерапевтических теоретических подходов и определённым продвижением в описании предметного поля психологической помощи.

Так, А.Айви, М.Айви и Л.Саймек-Даунинг рассматривают три варианта взаимодействия психолога в процессе взаимодействия с клиентом в этом направлении: приверженность одной теории, эклектизм и обобщённая теория[1]. На основании такого интереса к методологическим аспектам практической психологии создана широкая гамма теоретико-методологического материала: огромное количество фактических данных, гипотез, обобщений, концепций и теорий разного уровня. На сегодняшнем этапе становления психологической помощи «тенденция развития «помогающих» профессий состоит в движении к интеграции имеющихся теоретических и практических данных в единую целостную модель, которую могли бы использовать в своей работе большинство практиков[10,с.46]. То есть, современные индивидуальные стили работы в процессе оказания психологической помощи активно развиваются на основе интегрирования технологий разных теоретических подходов, которые на практике выступают эффективной составляющей именно в этот период становления нашего общества. Возникает всё больше школ оказания психологической помощи, которые опираются на принципы транстеоретического и интегративно-эклектического подходов. Это говорит о том, что достижения в оказании психологической помощи в настоящее время проявляется не только в разработке различного рода концепций и технологического инструментария, а также в поиске эффективных интегративно-эклектических психотерапевтических парадигм.

Если проанализировать историю психологической помощи, то мы увидим тот факт, что на первых этапах своего «…развития «чистота теории» (приверженность к одной теории) была условием и актуальной необходимостью для психологов, ищущих работу. Было важно, чтобы консультанты могли идентифицировать свою деятельность в русле одной из менее чем полудюжины возможных теорий (психоанализ, бихевиоризм, клиент-центрированный подход и т.д.)»[5,с.67].

В то время не существовало такого обилия теоретических подходов как на сегодняшнем этапе становления психологической помощи. И в процессе образования новых теорий – «…когнитивных, бихевиоральных и аффективных, сформулированных в 1960-х годах, - идея приверженности одной специфической теории начала терять популярность и значимость»[5,с.67].

В процессе становления психологической помощи психологи-практики начали разрабатывать технологии обучения навыкам работы с людьми, которые были бы общими для всех теоретических концепций, что, в свою очередь, запустило механизм эклектизма[1;5;10]. Например, такие психологи как Дж.Доллард и Н.Миллер предприняли попытку соединить достижения бихевиористического подхода с фундаментальными достижениями в классическом психоанализе З.Фрейда. Кроме того, есть попытки интегрировать когнитивные и поведенческие концепции в психотерапии. Познавательно-обучающий подход как синтез когнитивного и поведенческого направлений в психотерапии, с одной стороны, признает важность интраперсональных факторов в адаптации, а с другой — акцентирует роль переменных окружения, влияющих на феноменологию и функционирование личности[19]. Если проанализировать современные эффективные теоретические модели оказания психологической помощи, то можно найти много примеров интегративно-эклектического направления. Б.Карвасарский выделяет следующие факторы, которые способствовали интегративного движения в психотерапии (интеграция медицинской и психологической модели терапии)[19]:

1) распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их изучение и применение;

2) неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов;

3) поиск общих базовых процессов, характерных для всех форм психотерапии, и постепенное признание того факта, что разные методы, по сути, могут иметь больше сходств, чем различий;

4) примерно равная эффективность лечения независимо от форм психотерапии;

5) акцент на существенной роли взаимоотношений психотерапевт—пациент при любых формах психотерапии;

6) социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более сплачивающее, чем разъединяющее психотерапевтов действие.

Ж.Годфруа говорит, что «среди противоречивых направлений много таких, которые потерпели поражение в первой половине XX века. Возникновение и развитие множества разногласий между разными школами достигли апогея в 50-е годы; затем споры стали затихать и к настоящему времени постепенно угасли. Сегодня наступает согласие по ряду важных вопросов - различия сглаживаются по мере углубления наших знаний»[6].

По нашему мнению, идеальная модель профессионала в области оказания психологической помощи параллельно и в «унисон» преобразуется с изменениями в обществе в целом. По этой причине интегративно-эклектический подход выступает одним из основных «рычагов» достижения достаточного уровня в обеспечении эффективной психологической помощи.

Современные консультанты стараются интегрировать теоретические и практические подходы, а не ограничиваться рамками одного-единственного. Дж.Котлер и Р.Браун сосредотачивают внимание на том, что существующие теории не всегда могут быть для психолога-практика жёстко фиксированной подборкой подходов; возможно, по мнению исследователей, «…к ним лучше относиться как к историческим ссылкам, а не как основам, определяющим эффективную клиническую практику[10,с.173]. Ж.Годфруа акцентирует своё внимание на том, что большинство современных психологов-практиков отбирают в каждой из существующих теорий и используют те концепции, которые, по их мнению, проливают больше света на то или иное явление[6]. Это подтверждает и мнение группы авторов-исследователей изучавших методы психотерапии таких как Р.Л.Аткинсон, Р.С.Аткинсон, Э.Е.Смит, Д.Дж.Бем, С.Нолен-Хоэксема: «Большинство психотерапевтов не являются абсолютными приверженцами какого-то одного метода. Скорее, их подход — эклектический, вобравший в себя элементы из многих методов, которые они считают наиболее подходящими с учетом личности данного клиента и его конкретных симптомов. Хотя теоретическая ориентация представителей эклектического направления склоняется к тому или иному методу или школе (например, скорее к психоанализу, чем к бихевиоризму), они чувствуют себя вправе отбросить представления, которые сочтут не слишком полезными, или заимствовать методику у других школ»[2].

С.Богомаз и Н.Комлёнок определяют интегративную эклектику как соответствующее направление современной постмодернистской методологии, которое предоставляет возможность возможность познания сложных и противоречивых социально-психологических феноменов[3]. Суть интегративно-эклектического подхода (за В. Янчуком) заключается в многоплоскостном, полилинейном, разновекторном анализе, создающем возможность качественно иного инсайтирования, предполагающего включения в плоскость анализа аспектов множественности, диалогичности, диатропичности изучаемого феномена[24]. Хотя, в оказании помощи есть исследователи, которые стараются разделить интеграционный и эклектический подходы. Так, например Б. Карвасарский акцентирует внимание на том, что интегративная психотерапия в отличие от эклектической психотерапии, использующей сочетание приемов различных психотерапевтических направлений, предполагает прежде всего концептуальный синтез разных теоретических систем психотерапии. Но, при этом, аргументирует тот факт, что в то же время эклектический подход является одним из элементов интегративной психотерапии, объединяющей конкретные лечебные методы из разнородных источников[19]. В.Козлов и В.Новиков говорят о том, что «…интегративный подход позволяет ухватить сознание в целостности как активное, открытое, саморазвивающееся неструктурированное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием. Подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в единство системы «Человек», и показать, при каких условиях возможно достижение ею подлинной целостности и аутентичности. Снимается проблема разделения «душа – тело» (психосоматическое единство становится очевидным)[8].

Многие авторы под эклектиком воспринимают специалиста, который не создает собственной психологической теории, не присоединяется к взглядам какого-либо одного теоретика, а берет из различных теоретических направлений то, что считает правильным и эффективным в том или другом случае. В этом случае, не надо забывать, во-первых, что профессионалы бывают разного уровня подготовки и если соединения процедур и технологий разных подходов дают положительный результат в практической работе, то почему такую систему нельзя назвать созданием собственной теории на основе других; во-вторых, есть разные уровни эклектизма. Например, многие авторы обобщенную теорию называют систематическим эклектизмом.

Как говорит Н.Олифирович: «Обобщенную теорию, или метатеорию, можно рассматривать как более общий концептуальный подход, чем не­систематический эклектизм или приверженность одной теории. Обобщенная теория пытается соединить и организовать части те­орий в согласованности и систематическом построении (система­тический эклектизм). Консультант может быть преданным одной теоретической ориентации и одновременно являться привержен­цем обобщенной теории»[16,с.29]. Суть концепции обобщенной теории за­ключается в следующем[16]:

1. Понимание того, что личностные особенности, характер ус­тановления контакта у клиентов могут быть разными и, возмож­но, потребуется какой-нибудь другой теоретический подход.

1. Уважение к мировоззрению или теории, отличной от соб­ственной.

2. Умение видеть то, каким образом различные теории можно увязать вместе для пользы клиента.

Эклектический подход может оказаться очень опасным, если психолог-практик недостаточно знаком со всеми нюансами того или другого направления, особенно в практической работе. Как говорит С.Глэддинг, «…иногда невразумительный подход слабо подготовленных консультантов саркастически называют «электрическим» подходом; такие консультанты пытаются применять любой и каждый из доступных методов без разбора»[5,с.67]. По мнению автора, проблема «электрической направленности состоит в том, что консультанты приносят больше вреда, чем пользы, если они мало или совсем не понимают, что значит «помочь» клиенту[5].

М.Мак-Брайд и Д.Мартин предлагают иерархию эклектических приёмов и указывают на важность прочной теоретической базы в качестве руководства[5, с.174-175] (таблица №1).

Таблица №1

Иерархия эклектических приёмов

Уровень Характеристика
1. Первый уровень - синкретизм Этот уровень представляет собой аморфный, несистемный процесс объединения вместе несовместимых между собой клинических концептов. Этот подход встречается в условиях, когда начинающие консультанты вынуждены формулировать свои собственные теории консультирования без предварительной проверки их эмпирических модификаций на практике.
2. Второй уровень - традиционный Уровень объединяет упорядоченную комбинацию сравнимых черт из различных источников в гармоничное целое. Он более продуман, чем синкретизм, и теоретически более проработан.
3. Третий уровень – теоретический интеграционализм Этот тип эклектизма требует, чтобы консультанты овладели по меньшей мере двумя теориями, чтобы попытаться произвести какую-либо комбинацию. Проблемы, которые связанные с этим подходом, заключаются в том, что он предполагает определённый уровень равенства теорий (чего может и не быть) и существования критерия, позволяющего определить какие части каждой теории оставить или вычеркнуть. Он отличается от традиционных эклектических приёмов тем, что при традиционно-эклектическом подходе не требуется владения какой—ибо теорией
4. Четвёртый уровень – технический эклектизм Согласно данному подходу (А.Лазарус), процедуры из различных теорий отбираются и применяются на практике без обязательного их приписывания к теориям, которыми они порождены. То есть, идея заключается в том, что в работе с клиентами на самом деле используются методики, а не теории. Иногда, специалист оказания психологической помощи использует в работе несколько приёмов, которые заимствованные из других теорий, но не считает себя сторонником этих теорий, такой подход называют формой «технического эклектизма»[10,с.174].

С.Глэддинг сосредотачивает внимание на том, что технический эклектизм подобен с подходом М. Каванах, который предлагает в качестве здравого эклектический подход к консультированию. Этот подход требует от психологов-практиков наличия таких качеств как: прочных знаний и понимания применяемых теорий; базисной обобщающей философии человеческого поведения, которая объединяет разрозненные части различных теорий в осмысленный коллаж; гибких средств приспособления, подхода к клиенту, а не наоборот[5,с.68].

Иногда при работе с клиентами, имеющими серьезные проблемы, многие психотерапевты (имеющие медицинское и психологическое образование) пользуются как психотерапевтическими приемами, так и лекарственной терапией (психотерапевты, не являющиеся врачами, работают в сотрудничестве с психиатрами, прописывающими лекарства их пациентам)[2]. Р.Л.Аткинсон, Р.С.Аткинсон, Э.Е.Смит, Д.Дж.Бем, С.Нолен-Хоэксема наводят такой пример: «Работая с индивидами, страдающими сильной тревожностью, психотерапевт-эклектик может сначала прописать им транквилизаторы или релаксационную тренировку для снижения тревожности (с таким подходом не согласились бы, однако, большинство психоаналитиков, поскольку они считают, что тревожность необходима для мотивации клиента к исследованию его конфликтов). Чтобы помочь клиенту понять истоки его проблем, «эклектичный» психотерапевт может обсудить с пациентом определенные аспекты его истории, но не сочтет необходимым изучать его детские переживания так глубоко, как это сделал бы психоаналитик. Такой терапевт может прибегать к просвещению пациента, давая, например, мальчику-подростку, который чувствует вину за свои сексуальные импульсы, сведения о сексе и репродуктивной деятельности, чтобы снять его беспокойство, или объясняя работу автономной нервной системы, чтобы уверить встревоженную женщину, что некоторые ее симптомы, такие как сердцебиение и дрожание рук, — не признак болезни»[2]. В этом направлении интегративная психотерапия может развиваться на основе следующих подходов[19]:

1) использования эклектической модели, объединяющей различные методы психотерапии, исходя из потребностей лечебной практики;

2) интеграции соответствующих научных дисциплин — медицины, психологии, социологии, педагогики, нейрофизиологии, философии, психолингвистики и др.;

3) синтеза теоретических положений различных психотерапевтических ориентации с учетом ведущей концепции личности и ее развития, психопатологии и симптомообразования.

Но, если в специалиста нет того или другого образования, то совмещать эти психотерапевтические технологии (медицинской и психологической терапии) категорически запрещено.

 

Заключение

Психотерапия сегодня представляет собой объединение различных школ, направлений, подходов и методов, ее общее состояние характеризуется разобщенностью и раздробленностью. Наблюдается такая тенденция, как стремление к интеграции различных ее форм.

Тенденция к интеграции обусловлена неудовлетворенностью одним каким либо подходом, стремлением выйти за границы школ, посмотреть, какие способы размышления о терапии существуют, чему можно научиться у других, в целом — быть в курсе происходящих в терапии изменений.

Согласно H. Arkowitz (1992), неудовлетворенность существующим положением дел в психотерапии привела к возникновению и развитию трех направлений интегративного движения, обозначенных им как «теоретическая интеграция», «поиск общих психотерапевтических факторов» и «технический эклектизм». [9]
На основании анализа теоретико-методологической литературы можно сделать вывод, что такие понятие как «интегративная эклектика», «интегративный подход», «эклектический подход», «интегративно-эклектический подход», «систематический эклектизм» и другие требуют уточнения. В одних научных трудах два понятия могут быть контрастными в своих значениях, а в других те же понятия - «синонимичными» или похожими по значению. Но можно с уверенностью сказать, что становление интегративно-эклектического направления в оказании психологической помощи представляет собой движение в направлении концептуального синтеза современных научных теорий личности и ее изменения, а также соответствующих им психотерапевтических методов[19; 23].

Опора на интегративно-эклектические направления профессионалов психологической помощи должна быть итогом деятельности в тех теоретических подходах, на которых сооружается их направление в работе с клиентами (то есть, психолог должен владеть теми подходами (стилями, идеями, взглядами), которые он интегрирует в процессе оказания психологической помощи). Использование этого подхода требует от специалиста высокого уровня личностно-профессиональных качеств и опыта работы в разных теоретических моделях. Большинство успешных психотерапевтов и психологов считают себя эклектиками в профессиональной деятельности. Это объясняется тем, что в ходе оказания психологической помощи профессионалы стараются отбирать и адаптировать системы, которые, по их мнению, лучше всего подходят для конкретного клиента (для решения психологических проблематичных ситуаций обращаются к различным теориям, используя различные процедуры и методы). Такие специалисты ставят себе за цель – выбрать индивидуальную эффективную стратегию в оказании психологической помощи для достижения оптимального решения проблем, с которыми сталкиваются их клиенты. То есть, сегодня, не смотря на большое количество теоретических подходов в оказании психологической помощи личности, наиболее эффективными и популярными школами являются интегративно-эклектические направления.

Большинство современных отечественных консультантов являются эклектиками, т.е. отказываются придерживаться какого-либо одного базового подхода к консультированию, берут из каждого то, что наиболее отвечает их мировоззренческо-философским позициям и, используя общую схему технологизации процесса консультирования, конструируют собственную модель. Такой подход называется эклектическим, т.е. консультант-эклектик - это консультант, берущий из каждого учения то, что ему нравится.

Если степень интеграции методов, взятых из различных подходов, достаточно высока, то говорят об интегративно-эклектическом подходе в консультировании.

 

Список литературы

1. Айви А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники: практическое руководство / А.Е.Айви, М.Б.Айви, Л.М.Саймек-Даунинг / Психотерапевтический колледж. – М., 1999. – 487с.

2. Аткинсон Р.Л. Введение в психологию. Учебник для студентов университетов / Р.Л.Аткинсон, Р.С.Аткинсон, Э.Е.Смит, Д.Дж.Бем, С.Нолен-Хоэксема / М.:Психологическая энциклопедия, 2003 - 672 с.

3. Богомаз С., Комлёнок Н. Изучение психологических детерминант процесса стигматизации у старшеклассников методом интегративной эклектики / Журнал: Современная наука: актуальные проблемы теории и практики / http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn12-04/491-a

4. Воробьева Л.И. Интеграция психотерапии – возможно ли это? - Труды по психологическому консультированию и психотерапии – 2005

5. Глэддинг С. Психологическое консультирование / С.Глэддинг // 4-е изд. – СПб.: 2002. – 736с.

6. Годфруа Ж. Что такое психология в 2-х томах http://www.alleng.ru/d/psy/psy040.htm

7. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода оказания психологической помощи //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - №3. - С.11-18.

8. Козлов В., Новиков В. Интегративный подход в психологической практике/ В.Козлов, В.Новиков //Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки) – С.226-231.

9. Колпакова М.Ю. Диалог как основание психотерапевтической интеграции // Труды по психологическому консультированию и психотерапии. 2005. № 2005. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/cppp/2005/29981_full.shtml [Диалог как основание психотерапевтической интеграции - Труды по психологическому консультированию и психотерапии - 2005]

10. Котлер Дж. Психотерапевтическое консультирование / Дж.Котлер, Р.Браун. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.

11. Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. – СПб.: Речь, 2001.

12. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: Учеб. пос. - М.: Аспект Пресс, 2010.

13. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: Учеб. пос. - М.: Юнити-Дана, 2010.

14. Митрофанова О.Г. Проблема исследования межкультурного взаимодействия и взаимопонимания: диалогический подход / О.Г.Митрофанова // http://www.lib.grsu.by/library/data/resources/catalog/151525-348558.pdf

15. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2000.

16. Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: Те­ория и практика / Н.И. Олифирович.— Мн.: Тесей, 2005.— 264 с.

17. Петрушин С.В. Резонансное консультирование (консультант-центриро-ванный подход): Учеб. пос. - М.: Академ. Проект: Альма Матер, 2008.

18. Психотерапия — что это?Современные представления/Под ред. Дж.К. Зейга и В.М. Мьюниона / Пер. с англ. Л.С. Каганова. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 2000.

19. Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

20. Сытник С.А. Основы психологического консультирования: Учеб. пос. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2012.

21. Цветкова Н.А. Социально-психологическое обслуживание женщин: Учеб. пос. - М. - Псков: Логос, 2012.

22. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: Учеб. пос. - М.: НПО «МОДЭК», 2010.

23. Янчук В. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник http://vocabulary.ru/dictionary/2

24. Янчук В.А. Социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива изучения культурного фрейминга / В.А.Янчук// Современное состояние и перспективы развития психологии общения: Материалы Международной научно-практической конференции, Гродно, 8-9 октября 2010г. / ГрГУ им. Я.Купалы; редкол.: Л.М.Даукша (отв.ред) [и др.]. – Гродно, 2010. – с. 381-384.

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Отделение психолого-педагогического образования

Кафедра образования и педагогических наук



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.036 с.)