Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие принципы интегративной и эклектичной парадигмы.
В научном знании теоретико-методологические границы являются условными, взаимопроникаемыми. В практике оказания помощи многие методы и техники, разработанные в конкретных парадигмальных рамках, оказываются вполне применимыми и для других интерпретаций. Изменяется лишь способ обращения с этой техникой, который начинает работать в целях, определяемых конкретной парадигмой. В науке нет однозначного определения, что значит эклектичная или интегративная парадигма оказания психологической помощи. Многие психологи определяют себя в рамках эклектичного подхода, просто (умело или не очень) объединяя разные «работающие» технологии оказания помощи, разработанные в разных методологических контекстах. Вопрос заключается лишь в том, насколько такое эклектичное объединение является интегративным, т.е. объединяющим в единое непротиворечивое целое отдельные части. Любая теория служит всего лишь для описания и операционализации проблемы, с которой приходит клиент. Решает всегда человек, теория всего лишь предлагает угол зрения. [18] Ученые выделяют ряд факторов, которые подталкивают практических психологов к интеграции различных теорий в практике оказания помощи: 1. Увеличение числа психологических теорий. 2. Ограниченность теорий в объяснении и прогнозировании одинаковых проблемных состояний, возникающих в различных условиях. 3. Наличие внешних социально-экономических детерминант психологических проблем, которые нередко не учитываются психологическими теориями. 4. Необходимость краткосрочного воздействия на проблему, запрос на проблемно сфокусированную помощь, а не на анализ. 5. Возможности экспериментирования с различными технологиями с целью определения границ их применимости. 6. Слабое различение подходов с точки зрения эффективности (помогают совершенно различные теории в примерно одинаковой мере). 7. Признание того факта, что для клиента важен результат, а не строгость описания причин возникновения у него проблем. 8. Развитие профессиональных связей между сторонниками разных парадигм, обмен идеями и технологиями. Мультимодальная концепция психологической помощи А. Лазаруса. Под эклектизмом нередко понимают взгляд на проблему с разных точек зрения, осуществляемый психологом в процессе оказания психологической помощи. [19]
Этот взгляд в систематическом виде был обоснован А. Лазарусом в концепции мультимодальной психологической помощи, которую он назвал BASIC-ID (по семи модальностям человеческого опыта: поведение (В), аффективная сфера (А), телесные ощущения (S), воображение (I), когнитивная сфера (С), система отношений личности (I) и физиология (D). [11] В основе интегративной парадигмы лежит общность и совместимость теоретических предпосылок, на которых развиваются психодинамическая, поведенческая, экзистенциальная и гуманистическая парадигмы психологической помощи. Эти направления охватывают все доступные для психологического воздействия сферы личности. Интеграция, таким образом, может заключаться в открытости психолога этому факту и выстраивании общения с клиентом с учетом этого обстоятельства: что человек думает по поводу проблемы, что чувствует, как ведет себя, как развивается его личность в таких условиях. [19] Психолог может последовательно выбирать аспекты проблемы и работать с ними в зависимости от того, в каком направлении развиваются его отношения с клиентом в конкретный момент оказания помощи. Теории выступают не более чем метафорами проблемы в диалоге психолога с клиентом, цель которых – добиться ясности в понимании сути проблемы конкретного человека, в понимании себя и других людей в проблемной ситуации. Метаанализ эффективности различных методов оказания психологической помощи демонстрирует, что центральным фактором оказывается система отношений, возникающая между психологом и клиентом. Вместе с тем, ни одна из рассмотренных ранее парадигм не рассматривает эти отношения в качестве центрального звена психологической помощи, только в качестве вспомогательного, в соответствии с теоретической концептуализацией проблемы. Отношения в интегративной и эклектичной парадигме полагаются гораздо более важным фактором эффективной помощи, нежели концептуализация проблемы. Интегративная парадигма выделяет пять ключевых характеристик помогающих отношений, на которые нанизывается та или иная теория, в зависимости от контекста.
1. Рабочий альянс (возможность работать вместе над проблемой). 2. Перенос-контрперенос как осознание своего состояния в процессе оказания помощи. 3. Восстанавливающий и развивающий потенциал отношений (возможность увидеть ресурс справиться с проблемой и двигаться дальше). 4. Личностный, а не ролевой характер отношений. 5. Духовная близость психолога и клиента. Методы и техники в такой системе отношений выполняют вспомогательную, а не основную функцию. [15] Мультимодальное консультирование – это интегративный подход, который объединяет множество техник из когнитивного, поведенческого, гуманистического, экзистенциального и других направлений. [11] Центральным понятием здесь является концепция семи модальностей, согласно которой в человеческой личности можно выделить семь взаимосвязанных и взаимовлияющих модальностей или измерений: поведение, аффект, ощущения, образы, когниции, межличностные отношения, биологическая составляющая (лекарственная и наркотическая зависимости, вредные привычки, состояние здоровья и т.д.). Первые буквы английских названий каждой модальности образуют акроним BASIC I.D. (в переводе на русский «основной ИД»). У каждого человека преобладает та или иная модальность или группа модальностей, например, «когнитивно реагирующие» люди реагируют на мир с позиций интеллекта, а у «образно реагирующих» людей преобладает визуальная модальность. Термин «мультимодальный» означает, что консультирование может проводиться в любой из перечисленных модальностей. Таким образом, цели данного консультирования гибко варьируют в зависимости от основанных на BASIC I.D. потребностях клиента. В широком контексте целью мультимодального консультирования можно назвать поддержание баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом. [11] Большое значение имеют отношения между консультантом и клиентом. Эффективное консультирование, как пишет Лазарус, «будет зависеть от двух основных факторов: 1) применения правильных техник соответствующим образом 2) способности терапевта к подлинному «хамелеонству». Под последним Лазарус понимает способность консультанта изменять стиль отношений с каждым конкретным клиентом в зависимости от его (клиента) индивидуальных особенностей и потребностей. Так, консультант может выбрать директивный, поддерживающий, задумчивый, прохладный, формальный, неформальный стиль и т.д. [11] Мультимодальное консультирование начинается с определения существенных проблем в каждой из семи модальностей, после чего консультант совместно с клиентом выбирает 3 или 4 основные проблемы, которые требуют особого внимания, с которыми всякий раз, когда возможно, применяются эмпирически валидные методы. Как указывает Лазарус, зачастую бывает так, что когда одна основная проблема в одной из модальностей успешно решена, это уменьшает проблемы в других модальностях (эффект «кругов на воде»). Особенностью мультимодального консультирования является применение всего разнообразия существующих на сегодняшний день психотерапевтических методов, которые комбинируются в соответствии с индивидуальными потребностями того или иного клиента. [11]
Глава 2 Интегративно-эклектический подход в оказании психологической помощи.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.007 с.) |