Модуль 2. Методология психологической коррекционно-развивающей работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 2. Методология психологической коррекционно-развивающей работы



Фамилии А-Е

Вариант 1.

Выполнила: Брюховецкая Анна, студентка 3 курса психолого – педагогического образования группы 31П.

 

Модуль 2. Методология психологической коррекционно-развивающей работы

 

Эссе в виде краткого анализа-дискуссии по проблеме«Эклектика или интеграция методов оказания психологической помощи?»

Инструкция: «В современной психологической практике часто встречается мнение, будто строгое следование какой-то одной теории в выборе метода и методик ограничивает возможности психолога при оказании психологической помощи клиентам. Считается, что главное – помочь клиенту, а каким средствами достигается цель – это не важно. Не важно, в какой парадигме возникла та или иная психологическая техника, важно, что она эффективно «работает». Таким образом, возникает методологическая и методическая эклектика – смешение разных подходов и моделей при работе с одной проблемой. Ряд психологов утверждают, что эклектичное сочетание методов и методик больше похоже на шарлатанство. Другие утверждают, что опыт конкретного человека не может быть в достаточной мере описан только одной теоретической схемой. В чем Вы видите выход из сложившейся ситуации?»

Оглавление

Введение

Глава 1. Эклектика и интеграция в консультировании.

1.1 Общие принципы интегративной и эклектичной парадигмы.

Глава 2. Интегративно-эклектический подход в оказании психологической помощи.

2.1Теоретические положения проблемы.

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

Актуальность темы: «Эклектика или интеграция методов оказания психологической помощи?»

Человек, начинающий знакомиться с современной психотерапией, теряется перед фактом почти необъятного множества ее различных теоретических направлений, многообразием различных стилей психотерапевтической практики и технических приемов. Объем и разноплановость литературы по психотерапии подавляют начинающего своими масштабами. Он с трудом сможет отыскать учебные пособия, охватывающие и систематизирующие материал в его совокупности.

Обычно авторы учебной психотерапевтической литературы выбирают один из двух возможных способов изложения. Первый, не претендующий на универсальность, ограничивается материалом, с которым автор наиболее хорошо знаком по опыту собственной практики в русле того подхода, которым он овладел в годы своего обучения профессиональному мастерству. Здесь он чувствует себя уверенно и здесь он наиболее компетентен.

Другой из бытующих в учебной литературе способов изложения материала носит обзорный характер. Авторы таких учебников дают сравнительно-сопоставительный анализ всех возможных (или доступных им) подходов, занимая универсалистскую позицию, не делая предпочтения ни одному из них. [4]

В обоих случаях панорама современной психотерапии развертывается перед будущим психотерапевтом в виде законченного продукта, и он, подобно покупателю, выбирает тот товар, который ему понравился. Чаще всего он становится адептом какой-то одной школы, не способным к конструктивному диалогу с коллегами из других школ, тем самым препятствуя позитивной тенденции к интеграции психотерапии. Но это еще не худший вариант. Хуже, если он станет всеядным эклектиком, применяя все, чему смог научиться, бессистемно и нерефлексивно.

Пройдет немного лет, и он поймет, что динамика развития современной психотерапии от него в обоих случаях ускользнула. И если он хочет держать руку на пульсе времени, то ему придется возвращаться к истокам, чтобы понять, каковы современные тенденции развития психотерапии. [4]

Цель эссе: найти выход из поставленной проблемы «Эклектика или интеграция методов оказания психологической помощи?».

Задачи эссе:

- изучить теоретические материалы по данной проблеме;

- раскрыть общие принципы интегративной и эклектичной парадигмы;

- обосновать интегративно-эклектический подход в оказании психологической помощи.

 

 

Заключение

Психотерапия сегодня представляет собой объединение различных школ, направлений, подходов и методов, ее общее состояние характеризуется разобщенностью и раздробленностью. Наблюдается такая тенденция, как стремление к интеграции различных ее форм.

Тенденция к интеграции обусловлена неудовлетворенностью одним каким либо подходом, стремлением выйти за границы школ, посмотреть, какие способы размышления о терапии существуют, чему можно научиться у других, в целом — быть в курсе происходящих в терапии изменений.

Согласно H. Arkowitz (1992), неудовлетворенность существующим положением дел в психотерапии привела к возникновению и развитию трех направлений интегративного движения, обозначенных им как «теоретическая интеграция», «поиск общих психотерапевтических факторов» и «технический эклектизм». [9]
На основании анализа теоретико-методологической литературы можно сделать вывод, что такие понятие как «интегративная эклектика», «интегративный подход», «эклектический подход», «интегративно-эклектический подход», «систематический эклектизм» и другие требуют уточнения. В одних научных трудах два понятия могут быть контрастными в своих значениях, а в других те же понятия - «синонимичными» или похожими по значению. Но можно с уверенностью сказать, что становление интегративно-эклектического направления в оказании психологической помощи представляет собой движение в направлении концептуального синтеза современных научных теорий личности и ее изменения, а также соответствующих им психотерапевтических методов[19; 23].

Опора на интегративно-эклектические направления профессионалов психологической помощи должна быть итогом деятельности в тех теоретических подходах, на которых сооружается их направление в работе с клиентами (то есть, психолог должен владеть теми подходами (стилями, идеями, взглядами), которые он интегрирует в процессе оказания психологической помощи). Использование этого подхода требует от специалиста высокого уровня личностно-профессиональных качеств и опыта работы в разных теоретических моделях. Большинство успешных психотерапевтов и психологов считают себя эклектиками в профессиональной деятельности. Это объясняется тем, что в ходе оказания психологической помощи профессионалы стараются отбирать и адаптировать системы, которые, по их мнению, лучше всего подходят для конкретного клиента (для решения психологических проблематичных ситуаций обращаются к различным теориям, используя различные процедуры и методы). Такие специалисты ставят себе за цель – выбрать индивидуальную эффективную стратегию в оказании психологической помощи для достижения оптимального решения проблем, с которыми сталкиваются их клиенты. То есть, сегодня, не смотря на большое количество теоретических подходов в оказании психологической помощи личности, наиболее эффективными и популярными школами являются интегративно-эклектические направления.

Большинство современных отечественных консультантов являются эклектиками, т.е. отказываются придерживаться какого-либо одного базового подхода к консультированию, берут из каждого то, что наиболее отвечает их мировоззренческо-философским позициям и, используя общую схему технологизации процесса консультирования, конструируют собственную модель. Такой подход называется эклектическим, т.е. консультант-эклектик - это консультант, берущий из каждого учения то, что ему нравится.

Если степень интеграции методов, взятых из различных подходов, достаточно высока, то говорят об интегративно-эклектическом подходе в консультировании.

 

Список литературы

1. Айви А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники: практическое руководство / А.Е.Айви, М.Б.Айви, Л.М.Саймек-Даунинг / Психотерапевтический колледж. – М., 1999. – 487с.

2. Аткинсон Р.Л. Введение в психологию. Учебник для студентов университетов / Р.Л.Аткинсон, Р.С.Аткинсон, Э.Е.Смит, Д.Дж.Бем, С.Нолен-Хоэксема / М.:Психологическая энциклопедия, 2003 - 672 с.

3. Богомаз С., Комлёнок Н. Изучение психологических детерминант процесса стигматизации у старшеклассников методом интегративной эклектики / Журнал: Современная наука: актуальные проблемы теории и практики / http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn12-04/491-a

4. Воробьева Л.И. Интеграция психотерапии – возможно ли это? - Труды по психологическому консультированию и психотерапии – 2005

5. Глэддинг С. Психологическое консультирование / С.Глэддинг // 4-е изд. – СПб.: 2002. – 736с.

6. Годфруа Ж. Что такое психология в 2-х томах http://www.alleng.ru/d/psy/psy040.htm

7. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода оказания психологической помощи //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - №3. - С.11-18.

8. Козлов В., Новиков В. Интегративный подход в психологической практике/ В.Козлов, В.Новиков //Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки) – С.226-231.

9. Колпакова М.Ю. Диалог как основание психотерапевтической интеграции // Труды по психологическому консультированию и психотерапии. 2005. № 2005. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/cppp/2005/29981_full.shtml [Диалог как основание психотерапевтической интеграции - Труды по психологическому консультированию и психотерапии - 2005]

10. Котлер Дж. Психотерапевтическое консультирование / Дж.Котлер, Р.Браун. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.

11. Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. – СПб.: Речь, 2001.

12. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: Учеб. пос. - М.: Аспект Пресс, 2010.

13. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: Учеб. пос. - М.: Юнити-Дана, 2010.

14. Митрофанова О.Г. Проблема исследования межкультурного взаимодействия и взаимопонимания: диалогический подход / О.Г.Митрофанова // http://www.lib.grsu.by/library/data/resources/catalog/151525-348558.pdf

15. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2000.

16. Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: Те­ория и практика / Н.И. Олифирович.— Мн.: Тесей, 2005.— 264 с.

17. Петрушин С.В. Резонансное консультирование (консультант-центриро-ванный подход): Учеб. пос. - М.: Академ. Проект: Альма Матер, 2008.

18. Психотерапия — что это?Современные представления/Под ред. Дж.К. Зейга и В.М. Мьюниона / Пер. с англ. Л.С. Каганова. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 2000.

19. Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

20. Сытник С.А. Основы психологического консультирования: Учеб. пос. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2012.

21. Цветкова Н.А. Социально-психологическое обслуживание женщин: Учеб. пос. - М. - Псков: Логос, 2012.

22. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: Учеб. пос. - М.: НПО «МОДЭК», 2010.

23. Янчук В. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник http://vocabulary.ru/dictionary/2

24. Янчук В.А. Социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива изучения культурного фрейминга / В.А.Янчук// Современное состояние и перспективы развития психологии общения: Материалы Международной научно-практической конференции, Гродно, 8-9 октября 2010г. / ГрГУ им. Я.Купалы; редкол.: Л.М.Даукша (отв.ред) [и др.]. – Гродно, 2010. – с. 381-384.

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Отделение психолого-педагогического образования

Кафедра образования и педагогических наук

Введение

Актуальность работы заключена в невероятной важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка.

Подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько подростки 12-16 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.

Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.

Как быть более уверенным в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы. Как правильно управлять своей внутренней погодой, воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее, слышать и чувствовать партнера по общению.

Как решать конфликтные ситуации, быть уважаемым и мудрым лидером, грамотно строить нужные отношения. Вот основные темы, рассматриваемые на тренинге коммуникативной компетентности.

В современном образовании целью становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Первостепенную роль играют:

1. Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

2. Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем; коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Тема коммуникативной компетентности достаточно хорошо изучена и широко распространена.

В представленной психологической программе новизна заключается в использовании нового подхода к развитию коммуникативных умений подростков.

Занятия, направленные на развитие коммуникативных умений включают в себя задания и упражнения с элементами познавательных и регулятивных компонентов.

Цель программы: развитие коммуникативных умений подростков, включающих в себя освоение регулятивных и познавательных компонентов.

 

 

Задачи программы:

- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

- активизация процесса самопознания и самоактуализации;

- расширение диапазона творческих способностей;

- формирование стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем;

- формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;

- формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

- формирование умения слушать, высказывать свою точку зрения, умение аргументировать и отстаивать свою позицию;

- формирование у подростков моделей поведения, приводящих к компромиссному решению.

Практическая значимость проблемы: состоит в возможности использования психологом – педагогом коррекционно – развивающей программы в работе с подростками.

 

Теоретический обзор

Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

Все коммуникативные умения можно условно разбить на ряд блоков умений:

– умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты);

– умения реагировать на справедливую и несправедливую критику;

– умения реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника;

– умения обращаться с просьбой;

– умения отвечать отказом на чужую просьбу, сказать «нет»;

– умения оказывать сочувствие, поддержку;

– умения принимать сочувствие и поддержку со стороны других людей;

– умения вступать в контакт с другими людьми, контактность;

– умения реагировать на попытку вступить в контакт.

Таким образом, степень сформированности коммуникативных навыков влияет на результативность обучения детей, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом. Поэтому коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации подростка в плане учета особенностей общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития. [1]

Успешность межличностных коммуникаций связана со способами и механизмами вхождения человека в общение, в коллективную деятельность, которые представляют собой систему индивидуально-психологических свойств, умений, способностей, формирующихся в процессе общения и в дальнейшем оказывающих влияние на характер и продуктивность протекания самого общения. Коммуникативные способности с этой системе занимают главное место. В отечественной психологии существует множество подходов к рассмотрению этого феномена, например, некоторые авторы называют коммуникативные способности «модификацией основных черт и свойств характера человека», или «особенными качествами личности, относимыми, с одной стороны, к чертам характера человека, с другой стороны, к его способностям, с третьей стороны, к межличностному общению или коммуникативному поведению». В работах других авторов (А. А. Леонтьева, Н. В. Кузьминой, С. Л. Братченко, Г. С. Трофимовой, Л. М. Митиной) определение коммуникативных способностей сводится к перечислению знаний и навыков, необходимых в профессиональном общении педагога. В некоторых исследованиях коммуникативные способности рассматриваются как относящиеся только к коммуникативной стороне общения, а все способности, связанные с проявлениями личности в общении, объединяют в класс социальных способностей или «социально-психологических способностей личности».
В последние годы исследователи склонны расширять понятие коммуникативных способностей и рассматривать его как «комплекс индивидуальных особенностей человека, благоприятствующих построению личного и делового общения» или как «актуализацию индивидуальных способностей личности к общению, ведущую к самореализации личности как субъекта деятельности». Такое многообразие в определениях и взглядах на природу коммуникативных способностей связано с тем, что эти способности имеют структуру и признаки общих способностей, а также входят в состав специальных способностей (педагогических, организаторских), определяют успешность многих профессиональных навыков и, вместе с тем, являются «сквозным фактором», принизывающим всю структуру личности и обеспечивающим ее адаптацию и социализацию. [4]

Д.И. Фельдштейн отмечает то, что пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности» [3].

 

О том, как развивать коммуникативные умения пишет доктор педагогических наук А.В. Мудрик: Коммуникативные умения формируются у школьника в его общении с окружающими и в процессе жизнедеятельности. Успешность и интенсивность их формирования зависят от того, насколько осознаются коммуникативные умения (владение сложной системой психических и практических действий), насколько школьник осознано способствует их развитию, присутствует ли в процессе формирования этих умений момент целенаправленного их развития со стороны педагогов.

Эффективность формирования и применения кoммуникативных умений, а также общая успешность реализации себя школьником как субъекта общения связаны с уровнем его общего развития, в частности с его информативностью. [6, c. 100]

Советы от В.А. Кан-Калика гласят, что для развития коммуникативных умений необходимо: школьникам стеснительным по своей природе, необходимо сознательно увеличить опыт общения, задействовать их в КТД. Целенаправленно преодолевать психологический барьер, мешающий в общении.

Советы подходящие каждому, это быть максимально внимательным к партнеру по общению, проявлять наблюдательность, стараться анализировать невербальные средства коммуникации, позы, жесты, мимику. [2, c 59-60]

 

 

Практическая часть

 

«Хорошо быть тихоней» - это картина о жизни подростков. Главный герой по имени Чарли – стеснительный и скромный парень (интроверт). В фильме показан Пригород Питтсбурга, начало девяностых. У первокурсника Чарли большие проблемы с адаптацией: у него нет друзей, кроме его же преподавателя английского. Парень даже не пытался с кем-то познакомиться, ему было хорошо жить в отдельном мире. В школе его мало кто замечал, Чарли был сам по себе до тех пор, пока он не попадает в компанию старших ребят, панков и готов, в числе которых гомосексуалист Патрик и его сводная сестра Сэм. Брат и сестра чувствовали себя вполне свободно и вели себя соответствующим образом. Патрик любил футбол и вечеринки, а Сэм была еще той меломанкой. Сэм и Патрик подружились с тихоней и изменили его жизнь. Чарили говорит: «Я был нормальным, пока Сэм не привила мне вкус к музыке».

 

Личный превентивный ресурс Чарли можно описать так - развито самоуважение, заниженная самооценка, ощущение собственной значимости незначительное, развита «самодостаточность», способность к адаптации нарушена, интерактивные техники изменения себя
и окружающей ситуации не развиты.

 

Формы и методы работы

  • групповая работа;
  • элементы индивидуальной работы;
  • групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы);
  • психогимнастика;
  • наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности);
  • ролевые игры;
  • элементы индивидуальной и групповой релаксации;
  • подвижные игры.

Технологии и диагностические процедуры, позволяющие наиболее эффективно реализовать программу:

Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического обследования. На протяжения курса занятий обследование проводится два раза: до проведения коррекционно-развивающих занятий по данной программе – входящая диагностика (по результатам входящей диагностики формируются группы) и после прохождения всего курса – итоговая диагностика (по результатам итоговой диагностики и на основе сравнительного анализа результатов входящей и итоговой диагностики делается вывод об эффективности произошедших изменений у каждого ребенка). При проведении психодиагностического обследования (как входящей диагностики, так и итоговой) используется следующий психодиагностический инструментарий:

1. Тест школьной тревожности Филлипса

2. Тест Томаса (определение стиля поведения в ситуациях разногласий и конфликтов)

3. Методика определения самооценки (Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейн)

4. Социометрия

5. Тест коммуникативных умений Михельсона

6. Фигурный тест Е.Торренса

Этапы работы:

1. Установочный этап – включающий в себя сбор диагностического материала.

2. Коррекционно-развивающий этап.

3. Заключительный этап:
- этап работы с родителями и педагогами;
- анализ и подведение итогов работы.

Самоанализ

 

Изначально у меня возникли трудности с выделением одной конкретной проблемы при просмотре фильма и постановкой задач программы психологической помощи, также выбором формы и методов работы с подростками, описанием критериев эффективности и ожидаемых результатов программы психологической помощи. В связи с анализируемой ситуацией у меня появились эмоциональные переживания по поводу событий, которые происходили в жизни главного героя фильма, его поведения и реагирования в различных ситуациях, осмысление того как он поступит и того, что он мог бы сделать если у него были развиты коммуникативные навыки. Чарли рассказывает свою историю в письмах к воображаемому другу, и мы видим, как ему раскрывается окружающий мир во всей его непонятной, ужасающей и восхитительной сложности. Даже когда он попадает в затруднительное положение с явным мелодраматическим оттенком, в его эмоции и чувства по-прежнему веришь.

 

 

Список литературы

1. Волегжанина И.С. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции Омск: 2010.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 2011.

3. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 2007.

4. Медникова Анастасия Александровна Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков // Вестник ТГПУ. 2009. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-struktury-kommunikativnyh-sposobnostey-starshih-podrostkov (дата обращения: 20.12.2016).

5. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2011.

 

 

Фамилии А-Е

Вариант 1.

Выполнила: Брюховецкая Анна, студентка 3 курса психолого – педагогического образования группы 31П.

 

Модуль 2. Методология психологической коррекционно-развивающей работы

 

Эссе в виде краткого анализа-дискуссии по проблеме«Эклектика или интеграция методов оказания психологической помощи?»

Инструкция: «В современной психологической практике часто встречается мнение, будто строгое следование какой-то одной теории в выборе метода и методик ограничивает возможности психолога при оказании психологической помощи клиентам. Считается, что главное – помочь клиенту, а каким средствами достигается цель – это не важно. Не важно, в какой парадигме возникла та или иная психологическая техника, важно, что она эффективно «работает». Таким образом, возникает методологическая и методическая эклектика – смешение разных подходов и моделей при работе с одной проблемой. Ряд психологов утверждают, что эклектичное сочетание методов и методик больше похоже на шарлатанство. Другие утверждают, что опыт конкретного человека не может быть в достаточной мере описан только одной теоретической схемой. В чем Вы видите выход из сложившейся ситуации?»

Оглавление

Введение

Глава 1. Эклектика и интеграция в консультировании.

1.1 Общие принципы интегративной и эклектичной парадигмы.

Глава 2. Интегративно-эклектический подход в оказании психологической помощи.

2.1Теоретические положения проблемы.

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

Актуальность темы: «Эклектика или интеграция методов оказания психологической помощи?»

Человек, начинающий знакомиться с современной психотерапией, теряется перед фактом почти необъятного множества ее различных теоретических направлений, многообразием различных стилей психотерапевтической практики и технических приемов. Объем и разноплановость литературы по психотерапии подавляют начинающего своими масштабами. Он с трудом сможет отыскать учебные пособия, охватывающие и систематизирующие материал в его совокупности.

Обычно авторы учебной психотерапевтической литературы выбирают один из двух возможных способов изложения. Первый, не претендующий на универсальность, ограничивается материалом, с которым автор наиболее хорошо знаком по опыту собственной практики в русле того подхода, которым он овладел в годы своего обучения профессиональному мастерству. Здесь он чувствует себя уверенно и здесь он наиболее компетентен.

Другой из бытующих в учебной литературе способов изложения материала носит обзорный характер. Авторы таких учебников дают сравнительно-сопоставительный анализ всех возможных (или доступных им) подходов, занимая универсалистскую позицию, не делая предпочтения ни одному из них. [4]

В обоих случаях панорама современной психотерапии развертывается перед будущим психотерапевтом в виде законченного продукта, и он, подобно покупателю, выбирает тот товар, который ему понравился. Чаще всего он становится адептом какой-то одной школы, не способным к конструктивному диалогу с коллегами из других школ, тем самым препятствуя позитивной тенденции к интеграции психотерапии. Но это еще не худший вариант. Хуже, если он станет всеядным эклектиком, применяя все, чему смог научиться, бессистемно и нерефлексивно.

Пройдет немного лет, и он поймет, что динамика развития современной психотерапии от него в обоих случаях ускользнула. И если он хочет держать руку на пульсе времени, то ему придется возвращаться к истокам, чтобы понять, каковы современные тенденции развития психотерапии. [4]

Цель эссе: найти выход из поставленной проблемы «Эклектика или интеграция методов оказания психологической помощи?».

Задачи эссе:

- изучить теоретические материалы по данной проблеме;

- раскрыть общие принципы интегративной и эклектичной парадигмы;

- обосновать интегративно-эклектический подход в оказании психологической помощи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.219 (0.086 с.)