Тема 3. Методологические основы маркетинговых исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Методологические основы маркетинговых исследований



Методологические основы маркетинговых исследований: общенаучные, прогностические методы; приемы, заимствованные из разных областей знаний. Системный анализ, комплексный подход, программно-целевое прогнозирование: теория связи, теория вероятностей, методы деловых игр, экономико-статистические методы; функционально-стоимостный анализ, экономико-математическое моделирование, методы экспертных оценок.

Семинар

Особенности формирования документной базы маркетинговых исследований. Использование Интернет как источника маркетинговой информации.

 

Тема 4. Разработка программы маркетинговых исследований

Этапы маркетингового исследования. Цели маркетингового исследования: поисковые исследования, описательные цели исследования, тестовые и прогнозные цели исследования. Разработка рабочей гипотезы.

Семинар

Постановка задач маркетингового исследования.

 

Тема 5. Организация маркетингового исследования

Бюджет маркетингового исследования. Методы оценки трудоемкости и стоимости исследования. Определение временных рамок маркетингового исследования. Организация рабочего персонала при реализации маркетингового исследования.

Семинар

Контроль работы персонала.

 

Тема 6. Эксперимент

Понятие «эксперимент». Основные преимущества и недостатки эксперимента. Форм эксперимента. Основные этапы проведения эксперимента: цель, задачи; выбор схемы, экспериментальные мероприятия, определение достоверности эксперимента, составление отчета.

Практическая работа

Эксперимент как метод сбора маркетинговой информации

 

Тема 7. Наблюдение

Понятие «наблюдение». Формы наблюдения. Преимущества и недостатки наблюдения. Характеристика этапов наблюдения: выбор формы, разработка процедуры, рабочих документов, проведение наблюдения составления отчета.

Практическая работа

Наблюдение как способ сбор маркетинговой информации.

Тема 8. Опрос

Понятие «опрос». Преимущества и недостатки опроса. Формы проведения опроса. Методы сбора информации: качественные и количественные. Интернет как способ опроса. Достоинства и недостатки интернет-опросов.

Практическая работа

Опрос с использованием Интернет.

Тема 9. Кабинетные исследования

Традиционный, информативно целевой, контент-анализ документов. Составление отчета о результатах кабинетного исследования.

Практическая работа

Контент-анализ документов.

 

 

Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются традиционные и интерактивные образовательные технологии:

лекционно-семинарская система обучения:

лекции (вводная лекция, лекция-информация, проблемная лекция); семинарские занятия:

традиционный семинар, семинар исследовательского типа, семинар-беседа, семинар-дискуссия, учебная конференция, собеседование;

имитационные технологии:

деловая игра, ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-упражнение; практикум, перекрестная дискуссия, «круглый стол», технологии проблемного обучения.

работа с магистрантами:

ответы на вопросы, доклады, сообщения, доклады, электронная презентация, прием практических заданий.

 

Семинарские и практические занятия, контрольные работы

Все виды работ выполняются на занятиях под руководством преподавателя. Семинарские и практические занятия проводятся после лекций по соответствующим темам.

Выполнение всех предусмотренных учебным планом и программой курса «Теория и практика маркетинговых исследований» семинарских и практических работ является обязательным. Если задания не были выполнены по каким-либо причинам, они должны отрабатываться в индивидуальном порядке с использованием методической разработки, при отсутствии выполненных заданий до начала экзаменационной сессии магистрант не может рассчитывать на положительную оценку на экзамене.

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов

 

Перечень вопросов для самоконтроля:

1. Сущность, принципы, функции, методы маркетинговых исследований.

2. Какие методы используются в маркетинговых исследованиях при проведении опроса.

3. Характеристика основных понятий маркетинговых исследований.

4. Охарактеризуйте процесс маркетинговых исследований.

5. Чем отличается опрос в Интернете от традиционного анкетирования?

6. Каковы функции маркетинговых исследований?

7. Почему «маркетинговые исследования» являются основным понятием маркетинга?

8. Основные условия проведения маркетинговых исследований.

9. Чем отличается опрос от эксперимента, как метода сбора маркетинговой информации?

10. Почему некоторые организации (в том числе учреждения культуры) переходят от концепции маркетинга к концепции социально-этического маркетинга?

11. В чем отличие первичных и вторичных источников информации?

12. К какому типу источников относятся средства массовых коммуникаций?

13. Перечислите факторы, оказывающие влияние на выбор направлений маркетинговых исследований.

14. Какими методами пользуются при проведении маркетинговых исследований?

15. Что такое маркетинговое исследование?

16. Как разработать программу маркетингового исследования?

17. Что такое генеральная совокупность?

18. Что такое метод экспертных оценок?

19. Как связана генеральная совокупность с объемом выборки в маркетинговых исследованиях?

20. Какие основные метода сбора информации в маркетинговых исследованиях вы знаете?

21. Какова реакция фирмы на изменение цены конкурентами?

22. Назовите основные преимущества и недостатки эксперимента, как метода сбора маркетинговой информации.

23. Зачем нужны наблюдения в маркетинговых исследованиях? Поясните на примере.

24. Какова роль опроса в маркетинговых исследованиях?

25. Чем отличается наблюдение от кабинетных исследований?

26. Каковы главнее достоинства и недостатки Интернет-опроса?

27. По каким основным признакам классифицируется маркетинговая информация?

28. Чем обеспечивается информационное единство источников информации в маркетинговых исследованиях?

29. Каковы основные отличия опроса, наблюдения, эксперимента и кабинетных исследований?

30. Каковы основные составляющие бюджета маркетинговых исследований?

31. Почему необходимо оценивать трудоемкость и стоимость маркетинговых исследований?

32. Какие методы сбора информации используются при проведении маркетинговых исследований?

33. Какие виды документов входят в систему внешних источников информации при проведении маркетинговых исследований?

34. Виды первичных документов, обеспечивающих проведение маркетинговых исследований.

35. Каковы преимущества и недостатки кабинетных исследований?

36. Основные информационные потоки, обеспечивающие маркетинговые исследования учреждений культуры (на примере).

 

Перечень вопросов к экзамену:

1. Содержание основных понятий маркетинговых исследований.

2. Формы и методы маркетинговых исследований.

3. Товар и услуга: понятие, сущность, отличия.

4. Классификация и характеристика видов целей маркетинговых исследований.

5. Планирование маркетинговых исследований.

6. Основные направления маркетинговых исследований.

7. Этапы разработки программы маркетинговых исследований: их характеристики.

8. Первичные и вторичные источники информации: основные отличия.

9. Опрос: понятие, основные методы сбора информации.

10. Маркетинговые исследования: методы и способы сбора информации.

11. Характеристика этапов маркетингового исследования.

12. Информационная база маркетинговых исследований.

13. Цели, задачи маркетинговых исследований.

14. Ситуационный анализ как основа выбора цели маркетинговых исследований

15.Основные концепции маркетингового управления учреждениями культуры.

16. Бюджет маркетингового исследования: общая характеристика.

17. Организация работы персонала при реализации маркетинговых исследований.

18. Способы и методы сбора информации при опросе.

19. Методы оценки маркетинговых исследований товара.

20. Основные этапы проведения эксперимента.

21. Наблюдение как метод сбора информации: его общая характеристика.

22. Бюджет маркетинговых исследований.

23. Системный анализ как методологическая основа маркетинговых исследований.

24. Классификация неопубликованных документов: основные виды и их использование в маркетинговых исследованиях.

25. Типы стратегий в маркетинговых исследованиях

26. Характеристика этапов маркетингового исследования

27. Системы маркетинговой информации: цели, задачи, структура

28. Документная база маркетинговых исследований: особенности формирования.

29. Классификация маркетинговой информации.

30. Маркетинговая информация: понятие, сущность.

31. Неопубликованные документы как источник маркетинговой информации.

32. Фирменное досье: особенности использования в маркетинговых исследованиях.

33. Системы маркетинговой информации учреждений культуры.

34. Макро и микросреда: общая характеристика

35. Опросный лист как источник маркетинговой информации: преимущества и недостатки

36. Отчет как источник маркетинговой информации

37. Формальные и неформальные способы сбора маркетинговой информации

38. Модель маркетингового окружения организации.

39. Интернет как источник маркетинговой информации

40. Объекты маркетинговых исследований учреждений культуры.

 

Перечень тем рефератов:

1. Информационно-документационное обеспечение маркетинговых исследований: основные виды документов.

2. Информационно-документационное обеспечение маркетинговых исследований учреждений культуры (на примере).

3. Современные информационные технологии в маркетинговых исследованиях.

4. Сравнительный анализ структур систем маркетинговой информации.

5. Информационно-документационная база маркетинговых исследований: особенности формирования.

6. Организация деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры (на примере).

7. Маркетинговая информация: история развития и современное состояние.

8. Электронные документы в маркетинговых исследованиях: проблемы использования.

9. Российский (зарубежный) рынок маркетинговой информации: состояние, проблемы, перспективы развития.

10. Интернет как источник маркетинговой информации

11. Использование фирменного досье в маркетинговых исследованиях.

12. Неопубликованные документы как источник информации в маркетинговых исследованиях.

13. Основные этапы проведения эксперимента (на примере).

14. Использование Интернет-ресурсов в маркетинговых исследованиях.

15. Информационно-документационное обеспечение ситуационного анализа учреждений культуры.

16. Характеристика документационного потока, обеспечивающего маркетинговые исследования учреждений культуры (на примере).

17. Планирование выборки в маркетинговых исследованиях.

18. Информационно-документационное обеспечение маркетинговых исследований архивов (на примере).

19. Информационно-документационное обеспечение маркетинговых исследований рекламной деятельности учреждений культуры..

20. Электронные ресурсы маркетинговых исследований учреждений культуры.

21. Маркетинговые исследования конкурентной среды учреждений культуры (на примере).

22. Служба маркетинга учреждений культуры: сравнительный анализ структур.

23. Правовые основы маркетинговых исследований.

24. Цели и основные направления маркетинговых исследований.

25. Системный анализ как методологическая основа маркетинговых исследований.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины «Теория и практика маркетинговых исследований»

Перечень основной литературы:

1. Голубков, Е.П. Маркетинг. Словарь терминов [Текст] / Е.П. Голубков – М.: Дело и сервис, 2012.- 320 с.

2. Божук, С.Г. Маркетинговые исследования [Текст] / С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. – СПб., 2002. – 298 с.

3. Герасимова, Л.Н. Информационное обеспечение маркетинга [Текст] / Л.Н. Герасимова – М:. МГУКИ. – 2002. -190 с.

4. Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ [Текст] / А.И. Ковалев, В.В. Войленко. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1997. – 176 с.

5. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 1990.

6. Токарев, Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации [Текст] / Б.Е. Токарев. – М.: Юристъ, 2001. – 256 с.

7. Успенский, И.В. Интернет-маркетинг [Текст] / И.В. Успенский. – СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003 – 240 с.

Перечень дополнительной литературы:

1. Афанасьев, П.И. Онлайн фокус-группы как новый метод исследований в

сети Интернет// Маркетинг и маркетинговые исследования в России -

№2. - 2007. - С.З1-33.

2. Богданова, Е.Л. Информационный маркетинга [Текст] / Е.Л. Богданова –

СПб.: Альфа, 2006. – 174 с.

3. Божур, С. Маркетинговые исследования. Основные концепции

маркетинга [Текст] / Светлана Божур.- М.: Финансы и статистика, 2005.

– 405 с.

4. Бушуева, Л.И. Роль Интернет-услуг в практической маркетинговой

деятельности [Текст] / Л.И. Бушуева // Марктинг в России и за рубежом. -2001. - №4. - С.67-82.

5. Бушуева, Л.И. Использование Интернета и Интернет-услуг в практической маркетинговой деятельности [Текст] / Л.И. Бушуева, М.А.

Волкова, Е.Р. Павлова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - №3.-

С. 117-135.

6. Вороной, А.А., Сравнительный анализ информационно-аналитических

систем для обработки открытых источников информации [Текст] /

А.А. Вороной, П.А. Манько // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2007. - №3. - С. 194-205.

7. Варлыгина, З.В. Методологая использования Интернета при проведении

маркетинговых исследований [Текст] / З.В. Варлыгина/ Маркетинг и

маркетинговые исследования. - 2007. - №3. - С. 214-223.

8. Ванифатов, М.М. Системы маркетинговой информации: современные

мировые тенденции развития и особенности российского рынка /М.М. Ванифатов // Маркетинг в России и за рубежом.- 2002. - №1. - С. 9-28.

9. Герасимова, JI.H. Анализ конкурентоспособности вузов с использованием Интернет-технологий [Электронный ресурс] / Международная конференция «Музеи, архивы, библиотеки в современном информационном обществе». - Орел, 2011.- URL:http://ogiik.forum24.ru/?1 -6-0-00000002-000-0-0-1300977771 (дата

обращения: 15.01.2012)

10. Герасимова, Л.H. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности вузовской образовательной услуги «Документоведение и документационное обеспечение управления» [Текст] / JI.H. Герасимова // Делопроизводство. - 2011. - №1. - С.59-62.

11. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика [Текст] / Е.П. Голубков. – М.: Издательство «Финпресс», 2008, - 496 с.

12. Титоренко, Г.А. Информационные технологии в маркетинге: Учебник для вузов [Текст] / Г.А. Титоренко, Г.Л. Макарова, Д.М. Дайитбегов и др.; под ред. Проф. Г.А. Титоренко – М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 335 с.

13. Мамыкин, А.А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернет [Текст] / А.А. Мамыкин // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №2. – С. 62-66.

14. Марданова, Э.У. Организация работы с информацией с целью принятия управленческих решений [Текст] / Э.У. Марданова // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2007. - №4. – С. 258-265.

15. Мешалкина, Ю.В. Каналы получения информации в области маркетинга [Текст] / Ю.В. Мешалкина // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2009. - №4. – С. 234-242.

16. Мхитарян, С.В. Маркетинговая информационная система [Текст] / С.В. Мхитарян. – М.: ЭКСМО, 2006. – 295 с.

17. Пименов, С.Ю. Использование Интернет в системе маркетинга [Текст] / С.Ю. Пименов // Маркетинг в России и за рубежом. - №1. – 2007. – С. 12-15.

18. Черенков, А.А. Интернет и маркетинговые исследования [Текст] / А.А. Черенков // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - №2. – 2007. – С. 27-30.

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

«Теория и практика маркетинговых исследований»

Для материально-технического обеспечение дисциплин информационно-документационное обеспечение маркетингового управления используются: лаборатория, кафедры документных ресурсов и документационного обеспечения управления, компьютерный класс ИИКиБа, специализированные аудитории с компьютерным проектором, библиотека МГУКИ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.071 с.)