Последовательность упражнений (на материале орфограммы «Безударная проверяемая гласная в корне») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последовательность упражнений (на материале орфограммы «Безударная проверяемая гласная в корне»)



 

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Причины ошибок на безударные гласные в корне: неумение поставить ударение, выделить морфему, «всматриваться» в слово с затемненным составом, учитывать чередования гласных и согласных.

 

– Актуализация материала об ударении, чередовании звуков.

Произнесите данные слова, выделяя в них ударные слоги: весна, весенний, вешний лес; лесник, леший; граждане, гражданский, горожане, городской,; вода, водяной, водовоз.

Выделите в данных словах (записанных на доске) ударные и безударные звуки (устно), затем перепишите, поставив ударение: бережливый, распространение, беспрекословный, употребление, впечатление, ограничение.

 

Измените данные слова так, чтобы ударение переместилось из одного слога в другой: обставить, вычисление, разрядить.

 

Покажите, как меняется грамматическая форма в зависимости от места ударения: колбАсЫ, мЕстА, зИмЫ.

 

Измените данные слова или подберите к ним однокоренные так, чтобы безударные гласные корня стали ударными: остановиться, наслаждение, различать.

 

– Работа над составом слова (в т.ч. со словами с затемненным составом, требующим этимологического анализа)

 

– Пропедевтика в различении чередующихся звуков – гласных и согласных (у некоторых школьников складывается представление о корне как о части слова, которая не изменяется), в т.ч. полногласных и неполногласных сочетаний:

 

Укажите чередования гласных корня в словах: смотреть – присматриваться, поздно – опаздывать, носить – вынашивать, соберу – собирать, вытереть – вытирать, плавать – пловец – плывунец, вздохуть – воздух – вздыхать.

Приведите примеры однокоренных слов с чередованием гласных и согласных корня к следующим словам: олицетворение (личный), обнажать (наг), простаивать (простой, простоять)

Укажите чередования согласных корня в словах: стеречь – стерегу – стережешь, восходить – восхожу – восхождение, лик – лицо – личина, друг – дружеский, любить – люблю.

Укажите чередование гласных и согласных в словах: лоск – лощеный, воск – вощеный, просить – прошение – выпрашивать, ходить – хождение – выхаживать.

Укажите полногласные и неполногласные сочетания в словах: влачить – волочить, ограда – огород.

 

Подберите к словам с полногласными сочетаниями родственные слова с неполногласными сочетаниями: ворочаться, гражданин, здравие, голос.

 

Приведите примеры слов с полногласными и неполногласными сочетаниями: оло – ла, оро – ра, ере – ре.

 

Объясните, сопоставив полногласные и неполногласные сочетания, правописание безударных гласных корня в словах: вратарь, гражданин, оградить, наволочка, перегородка, золотой.

 

УПРАЖНЕНИЯ-ИЛЛЮСТРАЦИИ используются для подготовки перенесения правила на конкретные слова.

Примирять: выяснить значение, выделить корень, поставить ударение, подобрать проверочное слово.

Примеры давать в сопоставлении: распевать – распивать, чтобы показать, какие трудности могут ожидать, чтобы предупредить возможные ошибки, кроме того, сопоставление смешиваемых написаний способствует формированию аналитического подхода к явлениям орфографии, воспитывает у учащихся орфографическую бдительность.

 

ЗАКРЕПИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Одна из причин ошибок – отсутствие навыка узнавания орфограммы в тексте, когда внимание на нее не нацеливается, когда приходится одновременно решать несколько орфографических задач.

Чтобы подготовить детей к преодолению этой трудности, следует постоянно работать над формированием орфографической зоркости, привычки по ходу письма дифференцировать орфограммы: - упражнения разных типов на выписывание из текста, предъявляемого на слух и зрительно слов на определенную орфограмму (возможно, с классификацией);

- не констатация, а объяснение написания.

 

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Смысл повторения – предупредить забывание, усовершенствовать знания и умения. Повторение должно быть систематичным, на новом материале, практически направленным.

Пути повышения эффективности орфографических упражнений:

  • варьирование словесного материала: одни и те же орфограммы должны включаться в различный словесный материал;
  • материал должен приучать к различению случаев, относящихся к разным правилам (НЕ с различными частями речи);
  • включать в материал упражнений трудные случаи (при- и пре-; н и нн; не и ни);
  • приучать при простом списывании подчеркивать орфограмму-букву
  • учет типичных затруднений.
Трудности в распознавании и усвоении орфограмм Пути преодоления трудностей Примеры упражнений
Смешение частей речи, грамматических категорий и морфем Упражнения на различение слов и грамматических категорий Определите морфемный состав глаголов. выпишите слова без окончания, слова с нулевым окончанием. Подчеркните глаголы, в которых окончание стоит не на конце слова. Раскаяться, стремиться, улыбнуться, стерегу, поостерегся, вырасти, берегу, береги, берегись, берегитесь, берег бы.
Неразличение лексического значения омофонов   Полоскать – поласкать, гриб – грипп, обежать – обижать, примерять – примирять, поседеть – посидеть, развиваться-развеваться.
Незнание значений слов с затемненным составом вызывает ложные ассоциации («далекий» проверяют словом «дол», «шалун, шалить» - «шаль» Структурный анализ слова с выделением лексического и грамматического значения и обоснованием написания. Вентиляция, безалаберность, иждивенец, старожил, пресловутый, беспрекословно, живительный, щуплый, околесица, препинание,
Смешение правил Упражнения на дифференциацию: В1. Выборочный диктант или выборочное списывание. В2. Комментированное письмо.     Выпишите НЕ с причастиями. Объясните все случаи написания НЕ с частями речи.
Неумение применять правила Все предыдущее плюс тренировка в объяснении орфограмм. Алгоритм: 1. Подчеркните орфограмму. 2. Выделите морфему с орфограммой. 3. Укажите часть речи. 4. Применяйте правило. О б р а з ц ы р а с с у ж д е н и я. В слове «скользко» в корне есть орфограмма, потому что есть выбор букв З или С. В других словах с этим корнем перед гласной возможна только буква З. Значит, «скользко» пишем через З.  

Показатели успешного формирования орфографического навыка:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.008 с.)