Методика обучения орфографическому правилу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения орфографическому правилу.



Орфографическое правило изучается вместе с той грамматической темой, которая объясняет суть выбора написания.

Понять ОП – осознать условия выбора орфограммы и связь этих условий с правильным написанием. Условия выбора – это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые определяют, что следует писать в том или ином случае.

Н а п р и м е р:

В правиле «Правописания гласных О, Е после шипящих в суффиксах существительных –ок/-ек» 3 условия, т.е. выбор гласной зависит:

– от ударения (фонетическое условие);

– от положения гласной после шипящей (фонетическое условие);

– от нахождения в суффиксе (словообразовательное условие).

Условия выбора правильного написания можно указывать в любом порядке, поэтому возможно несколько вариантов формулировки данного правила:

В-1: «После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется буква О, без ударения – буква Е».

В-2: «В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е».

 

Последовательность обучения ОП:

  • Наблюдение за языковым материалом;
  • Выделение опознавательных признаков орфограммы;
  • Определение условий выбора орфограммы;
  • Знакомство с текстом орфографического правила (формулировки правил даются в учебниках для изучения, запоминания, повторения и обобщения);
  • Упражнения на формирование О умений и О навыка.

 

Закономерности усвоения правила:

  1. Участие в выведении обобщающего правила самих учащихся.
  2. Дополнение правила алгоритмическим предписанием о способах применения правила.
  3. Показ учащимся образца использования правила на практике.
  4. Строгая последовательность операций, особенно на первоначальном этапе применения правила.
  5. Отработка правила не только на препарированных, специально подобранных примерах, но и в широком контексте, в естественной речевой ситуации, когда данная орфограмма соседствует с другими орфограммами.

 

Овладение орфографическими умениями, формирование навыка – процесс длительный и неравномерный.

Орфограммы актуальные (затрудняющие ученика и через длительное время ознакомления с ними) / неактуальные. Учитель отслеживает момент перехода.

В психологии и МПРЯ установлен факт неумения учащимися применять орфографическое правило ко всем словам с данной орфограммой. Лексика каждого вида орфограммы включает слова, слова, к которым ученики свободно применяют правило и к которым затрудняются. М.В. Ушаков назвал такие слова трудными случаями в применении правил. Природа затруднений может быть фонетической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, семантической.

 

 

Методы и приемы обучения орфографии:

Классификация Л.П. Федоренко[2] в зависимости от источника получения знаний:

  • методы практического изучения языка (обогащение речи в живом языковом общении);
  • методы теоретического изучения языка;
  • методы теоретико-практического изучения языка (упражнения).

Языковые явления сначала практически наблюдаются, потом теоретически осмысляются, а затем совершенствуются практические умения в ходе теоретико-практических упражнений.

 

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ФАКТАМИ ЯЗЫКА и ВЫВЕДЕНИЯ ОБОБЩАЮЩЕГО ПРАВИЛА (приемы – сравнение, сопоставление, классификация)

Этот метод позволяет сформировать у учащихся представление об орфографии как о системе, объединить ряд частных правил родственного характера в одно обобщенное правило что позволяет сократить объем материала, подлежащего запоминанию.

Выведение обобщающего правила – трудная задача. Сначала нужно дать детям образцы обобщения материала и выведения правила, а затем научить самостоятельному обобщению знаний.

 

Прочитайте примеры. Какие звуки произносятся на месте выделенных букв? на какой вопрос отвечают глаголы в левом и правом столбике? Сделайте вывод, -тся или –ться? Сделайте вывод, как определить, -тся или –ться следует писать в конце глаголов?

 

Друзья встречаю(тся, ться) после разлуки. Радостно встреча(тся, ться) с друзьями после разлуки.
Вращае(тся, ться) колесо машины. Начинает враща(тся, ться) колесо машины.
Группа отправляе(тся, ться) в экспедицию. Группе надо отправля(тся, ться) в экспедицю.

В результате сопоставления примеров на взаимосмешиваемые написания дети легко подводятся к обобщающему правилу.

 

  1. Сравнение слов с целью обнаружения слабых позиций и выведения правила и способа действий.

 

На доске:

При бир ать – при бер у

Затирать – затереть

Отмирать – отмер

Застилать – застелить

Поставьте ударения. Выделите корни. Подчеркните безударную гласную в корне. Попробуйте проверить безударную гласную известным вам способом. Не получается?

Эти слова имеют одно значение или разное? Это однокоренные слова?

Проблема: проверить подбором однокоренных слов нельзя. Как быть?

Сопоставьте слова с И в корне. Что в них общего?

Сделайте вывод.

Прочтите правило по учебнику.

 

  1. Сопоставление групп слов с одинаковым написанием с целью выявления опознавательных признаком орфограммы

П р и м е р На доске:

Рожь, ключ, плащ, помощь, скотч, брешь, грош, роскошь, ночь, речь, пустошь.

Выписать существительные 3 склонения. Что общего в написании? Сделать вывод о написании в существительных после шипящих Ь.

 

П р и м е р Найдите приметы того, что в слове … нужно писать Ь. Как называется орфограмма? Назовите опознавательные признаки орфограммы «Ь на конце существительных после шипящих» (шипящий на конце, существительного, 3 склонения).

 

3. Сравнение слов с целью понимания смыслоразличительной функции фонем и букв, которыми последние обозначаются.

Раса – ряса

Лук – люк

Пальцы – пяльцы

 

4. Сравнение произнесения и написания слов с целью выявления фонетических процессов

Травка – травяной

Дом

Дубок

Есть ли в этих словах звуки, которые обозначаются на письме иначе, чем произносятся? Измените слова так, чтобы они появились.

Д о ма, д у бки

Подчеркните буквы-орфограммы. Подберите 5 подобных примеров.

 

  1. Сравнение слов-омофонов: выявление разницы в их лексическом значении и структуре

Полоскать – поласкать, грипп – гриб, обежать-обижать

 

6. Упражнения на запоминание опознавательных признаков орфограммы:

  • По каким приметам вы определили, что в слове «течет» есть орфограммы? Безударность, наличие шипящего. (Указывают в словах опознавательные признаки (приметы) орфограмм.)
  • Найдите приметы того, что в слове «печь» нужно писать Ь.

 

 

МЕТОД ДИКТАНТА

  • Выборочный (на определенную орфограмму);
  • Комментированный

«Кофейня была устроена на застекленной терраске». Устроена – краткое причастие, поэтому пишется с одной Н.

Эффективен на первоначальном этапе формирования навыков грамотного письма, поскольку больше, чем все другие виды упражнений, сближает момент воспроизведения правила и момент реализации его на практике, что сокращает путь от правила к письму.

Комментирование должно быть развернутым. Только констатация фактов не позволяет осознать процесс выбора написания. Должны комментироваться опознавательные признаки орфограммы.

Комментирование имеет смысл лишь тогда, когда орфограмма затрудняет многих учащихся. В этом случает целесообразно проанализировать орфограмму коллективно, дать образец объяснения.

Для закрепления использовать и другие методы и приемы.

  • Распределительный (по орфограммам, по выбору буквы; слуховой/зрительный)

П р и м е р

Выпишите в 3 столбика слова, соответствующие правилам написания Ь
Обозначение мягкости   Письмо больница Разделение морфем Ручьи Мересьев Обозначение грамматической формы Режьте бежишь

П р и м е р

Я буду читать предложение. Ваша задача – выписать словами с орфограммой, которую мы только что изучили. Не допускайте ошибок.

 

  • Диктант «Проверяю себя».
  • Диктант-транскрипция (с буквенным переводом);
  • Зрительный диктант:

П р и м е р. Упражнение на тренировку зрительной памяти (использовалось для подготовки шпионов). На доске крупно записывается языковой материал. Ученики 10-15 секунд всматриваются. Запись закрывается. Ученики закрывают глаза, мысленно воспроизводят запись, мысленно стирают слово по букве. Записывают в тетрадь. (Начинать с 1 слова)

П р и м е р. «Сфотографировать» словарные слова и через минуту записать по памяти или под диктовку.

 

· Минутка чистописания: 10 слов, скороговорка, предложение для записи без помарок.

 

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА – направлена на усвоение лексического значения слова и овладение его написанием

· Работа с орфографическим словарем.

· Ведение индивидуального словарика с непроверяемыми написаниями.

· Подбор к словарным словам синонимов и антонимов;

· Замена данного слова описательным оборотом;

· элементы этимологического анализа – способствуют как обогащению словарного запаса, так и повышению орфографической грамотности учащихся, особенно результативна работа над этимологией, если она сопровождается краткими записями. Пример записи:

 

Слова Объяснение учителя Краткая запись в словарике учащихся  
Отщепенец От щепа – щепка Отщепенец - щепа – щепка
Преодолеть От дол – низкое место; долина, подол Преодолеть – дол – долина
Промежуток От межа; смежный, вперемежку Промежуток – межа, смежный
Смекалка От мекать – соображать; кумекать, намек, невдомек Смекалка – мекать, смекать, кумекать
сумерки Мерек – мрак – морок; мерщиться, мрачный, морока, обморок Сумерки - мерещиться

 

Используя этимологический словарь, объясните, от каких устаревших слов образованы данные: вежливый, внезапный, наперсток, питомник, вдребезги, внутрь, вопреки, второпях, нахрапом, дотла, набекрень, угодить.

 

Объясните значение данных слов с неполногласными сочетаниями, учитывая данные этимологического анализа, подберите однокоренные слова: баюкать, глашатай, зодчий, колея, обитать, пресловутый, подражать, смородина.

· подбор однокоренных слов другой части речи (гарантия – гарантировать, гарантийный, гарантированный; конфликт - …; ориентироваться - …;

· сопоставление значений однокоренных слов с разными приставками и суффиксами (главный – заглавный, невежа – невежда, роспись-подпись, сходить – выходить, абонент-абонемент).

· составление словосочетаний и предложений (в т.ч. с многозначными словами);

· словарные диктанты.

· Группировка слов в словарике

– по принципу «сходного слога»:

а / а а / а / а а / а / и
Баран Барак Сарай Калач Кавказ Барабан Сарафан Баклажан Таракан Карабах Магазин Парафин Карабин Карантин Казантип

 

– по принципу удвоенного согласного: Пользуясь орфографическим словарем, подобрать слова с удвоенными согласными и заполнить таблицу

лл бб пп нн сс
Коллаж стеллаж Каббала суббота Труппа группировать Тонна ванна Пассаж касса

 

МЕТОД РАЗРИСОВКИ направлен на формирование орфографической зоркости

· Подчеркнуть в словах орфограммы (определенную, в одной морфеме (приставке, корнях..), все орфограммы в слове; в одном слове / во всех словах в предложении.

· Подчеркнуть в словах буквы-орфограммы одной чертой, буквы не орфограммы – двумя

Вариант 1 Вариант 2
т е ле ж ку п о т я нул

 

  • Как пишутся слова друг с другом? Не всегда РЯ располагал этим правилом. Запись примера.

Кдому, подстулом

Подчеркните промежуток между словами. Вывод: Мы знаем орфограммы-буквы. Пробел – тоже орфограмма. Значит орфограммы не-буквы тоже требуют применения правил.

Задание: Запишите предложение. Подчеркните все орфограммы-буквы одним цветом, а орфограммы не-буквы – другим.

С деревьев на землю падали листья.

 

МЕТОД ЯЗЫКОВОГО РАЗБОРА (приемы: фонетический, морфемный, словообразовательный разбор, орфографическое проговаривание слов)

Орфографический разбор является той ступенькой процесса анализа-синтеза, которая связывает теорию с практикой, орфографическое правило с письмом. Без этой ступени перенесение правила на конкретные случаи правописания, т.е. формирование сознательных навыков, невозможно.

В ходе орфографического разбора даются ответы на следующие вопросы:

1) какой опознавательный признак указывает на орфограмму?

2) какой тип орфограммы объясняется?

3) какой вид орфограммы и в какой части корня находится?

4) каким правилом регулируется написание?

5) можно ли проверить написание или объяснить с помощью этимологии?

6) какой принцип орфографии лежит в основе написания и обоснования орфограммы?

 

Виды орфографического разбора:

  • Сплошной/выборочный;
  • Устный/письменный

 

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ

  • Заполнение пропусков в словах, раскрытие скобок;
  • Перевод транскрипции в графическое изображение с последующим объяснением выбора написания.

Запишите слово, как оно слышится, а затем переведите его в буквенную форму.

Слышу Вижу
   

 

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ -подбор слов под определенное правило

  • Подобрать для словарного диктанта 10 слов с непроверяемой орфограммой в первом слоге (в корне, в заимствованных словах…);
  • Составить предложение/текст со словами на изучаемое правило (с чередующимися гласными, с шипящими на конце слова, с наречиями…);

Составьте текст-описание. Используйте в нем для связи предложений и частей текста некоторые из следующих наречий: справа, слева, издалека, здесь, вдали, рядом, впереди, вверху, внизу, везде, направо, налево, вправо, влево.

  • Подготовка дидактического материала (карточки товарищу);

 

  • Составление орфографических обобщающих таблиц

Побуждает находить в материале общее и частное, типичное и случайное, систематизировать материал, выделять признаки, по которым родственные орфограммы могут быть объединены. В результате заполнения обобщающей таблицы дети анализируют условия выбора орфограммы, учатся быстро применять орфографическое правило к конкретным фактам, тренируются в разборе слов по составу и закономерно приходят к выведению обобщающего правила.

 

  • Выведение обобщающего орфографического правила

Ход урока

На доске:

 

Друзья встречаю (тся, ться) после разлуки. Радостно встреча (ться, тся) после разлуки.  
Вращае (тся, ться) колесо машины. Начинает враща (ться, тся) колесо машины.
Группа отправляе (тся, ться) в экспедицию. Группе надо отправляя (ться, тся) в экспедицию.  

 

Прочитайте примеры. Какие звуки произносятся на месте выделенных букв? На какие вопросы отвечают глаголы в левом и правом столбике? Выведите правило: в каких случаях в глаголе пишем –тся и –ться?

Значение этапа: у учащихся формируется понимание орфографии как системы, а объединение ряда правил родственного характера сокращает количество материала, подлежащего запоминанию).

  • Составление алгоритмического предписания.
  • Классификация слов по типам орфограмм (выписывание слов из письменного или устного текста – по заданию учителя).

Я буду диктовать предложение, а ваша задача, услышав орфограммы на правило, которое мы только что изучили, выписать их в тетрадь без ошибок.

  • Составление памяток

«Как готовиться к письму по памяти»…

«Как списывать текст»

1. Прочитай внимательно текст.

2. Найди незнакомые слова, выпиши из словаря их значение.

3. Найди слова с орфограммами. Вспомни правило.

4. Найди орфограммы не-буквы. Вспомни правило.

5. Произнеси текст по слогам, называя орфограммы не-буквы.

6. Спиши текст.

  • Ответы на вопросы по орфографии (сочинение-рассуждение на грамматико-орфографическую тему – задание есть в ГИА): сначала устно, потом письменно.

 

IX. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Цель: закрепить навыки, выявить пробелы в знаниях и умениях, предупредить повторное допущение ошибок.

Последовательность работы: ознакомление учащихся с результатами письменной работы (диктанта), повтор теоретического материала, исправление, показ приемов работы над ошибками, упражнение в письме, д/з.

Исходный момент: учет и классификация ошибок. Для 1 урока отобрать не более 4-5 ошибок, чтобы добиться результата. Регулярно, систематически. Индивидуальная работа.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.045 с.)