Александер-метод — история развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Александер-метод — история развития



Александер-метод

К здоровью через естественную осанку

 

 

Москва

Фаир-пресс

 


ЗАЧЕМ НУЖЕН ЭТОТ МЕТОД?

Бегство или битва?

В том случае, если упомянутые реакции запускаются без необходимости, с нами происходит следующее: мы испытываем стрессовое состояние, которое ведет к напряжению мышц всего тела. Некогда выработанная человеком реакция «бегства или битвы» по-прежнему присуща ему, но теперь используется в значительно меньшей степени. Впрочем, мы так же, как и наши далекие предки, невольно реагируем на потенциальную опасность, только в современном обществе не принято расправляться с врагами, применяя физическую силу, и в прямом смысле слова спасаться бегством.

Человек разумный или — падающий?

Итак, как же мы используем защитные механизмы, которые включаются, когда мы думаем, что нам грозит опасность? Обычно мы накапливаем эти реакции в виде мышечного напряжения, с которым приучаемся жить день за днем. То же относится и к внутренним стимулам. Каждый раз, когда наше тело настраивается на то, что вот сейчас потеряет равновесие, оно реагирует — напрягаясь и готовясь к травмам; но даже если мы удерживаемся от падения, напряжение не исчезает, а накапливается в нас. Проблема состоит в том, что по причине способа, которым мы привыкли передвигаться, наше тело постоянно настроено на потерю равновесия. Настоящая глава поможет вам научиться распознавать такие накопленные реакции и избавляться от них. Мы не можем остановить реакции тела, но мы можем менять их.

Как избавиться от избыточного напряжения

Прежде чем мы сможем избавиться от избыточного напряжения, мы должны разобраться в том, как и почему мы «напрягаемся» и почему сохраняем напряжение. Все объясняется страхом. Мы почти постоянно, а может быть, и на самом деле постоянно испытываем страх. Я догадываюсь, что вы сейчас качаете головой — вы не согласны со мной. Позвольте, я поясню...

Природа дает нам возможность позаботиться о самих себе, наделяя нас определенными рефлексами. Эти рефлексы включаются очень быстро. Они постоянно активизированы, хотя и не всегда в действии — они находятся в состоянии постоянной готовности, чтобы включиться при первом намеке на опасность. Иными словами, мы проводим всю жизнь... настороже.

У некоторых людей спусковой механизм рефлексов слишком чувствителен — наверняка вы знаете таких людей, они по малейшему поводу, даже от телефонного звонка, вздрагивают. У других людей время реакции кажется более замедленным — вы не заметите, чтобы они вздрагивали. Впрочем, они тоже реагируют.

Применительно ко всем этим реакциям можно говорить об определенных базовых симптомах. Обычно их объединяют под названием «модель испуга»; вы можете наблюдать физическое проявление симптомов, а также регистрировать их с помощью приборов.

 

Модель испуга

Физические изменения:

• учащение пульса;

• прекращение процессов пищеварения;

• продуцирование гормонов, в частности адреналина;

• сужение сосудов.

Происходят также и другие изменения, которые могут быть включены в любой из вышеприведенных перечней: увеличивается потребность легких в кислороде, меняется цвет кожных покровов, температура тела падает, активизируется потоотделение... даже поднимаются волосы! В общем, весь человеческий организм претерпевает радикальные изменения. И это случается с нами каждый раз, когда мы активизируем модель испуга. Только представьте, что с вами происходит, когда раздается телефонный звонок! Модель испуга, разумеется, проявляется в большей или меньшей степени в зависимости от конституции конкретного человека, частоты стимула, его привычности или непривычности для человека, от способности человека противостоять стрессу.

• голова опускается и подается назад;

• плечи поднимаются, и спина сутулится;

• грудь западает;

• руки выпрямляются;

• ноги сгибаются в коленях.

Физиологические изменения:

• загустение крови;

• повышение кровяного давления;

Как противостоять стрессу

Благодаря Александер-методу мы узнаем о наших реакциях и о том, как мы можем изменить некоторые из них. Возможно, вы будете не в состоянии контролировать модель испуга, если вы всерьез напуганы, да это и незачем. Все превращения, происходящие с нашим телом, необходимы для того, чтобы мы смогли устоять, когда наша жизнь в опасности. Однако после исчезновения опасности, реальной или воображаемой, мы сохраняем напряжение, а ведь мы можем научиться снимать его. Кроме того, овладев техникой торможения, мы способны уже не проявлять реакций на подобном инстинктивном уровне. Воспользовавшись тысячной долей секунды, мы оценим ситуацию и решим — а есть ли необходимость в столь предельной реакции?

Может быть, «отделаемся» недолгой рефлекторной паникой? Зачем мобилизовать весь организм по сигналу «Тревога!» — если раздается лишь телефонный звонок? Оставим предельную реакцию на тот случай, когда нам выпадет встреча с диким зверем...

Однако потребность во всех описанных изменениях тела более чем необходима, если мы действительно должны вступить в схватку или же спасаться бегством. Дополнительный приток кислорода и крови пойдет нам на пользу, а отведя голову назад, мы убережемся от направленного на нас смертельного удара. Но когда опасность прошла, мы можем избавиться от напряжения. Контролируя весь организм, мы быстро учимся распознавать возникшее напряжение и затем целенаправленно снимать его.

И вновь падая

Ясно, что большую часть времени стимулы, порождающие у нас модель испуга, будут внешними — нервотрепка на автодорогах, общение с трудными людьми, неприятные ситуации, несчастные случаи, катастрофы... кара Господня. Это — большую часть времени... Но что если все время — без передышки — мы сами себя запугиваем? Мне очень не хотелось бы сообщить вам такую новость, но так оно и есть.

В том случае, если мы подвергаемся воздействию внешних стимулов, мы обычно способны понять, что же происходит, но внутренний стимул гораздо труднее выявить. Что если мы думаем, что мы падаем, но даже не подозреваем о своих мыслях? Включаются все защитные механизмы организма, а мы ощущаем стресс или усталость от избыточного мышечного напряжения или даже раздражения из-за чувства неустойчивости, но мы не знаем, откуда все это у нас.

Я позволил себе грустную шутку по поводу видового названия современного человека — «человек падающий», поскольку большинство из нас почти постоянно... падают, но не догадываются об этом. Один из важнейших уроков для овладевания Александер-методом — умение садиться и вставать. Те, кто проходят обучение у инструктора, обычно недоумевают: «Почему он только и делает, что усаживает нас и вновь поднимает на ноги?» Иногда человек, кажется, справляется с задачей, но чаще всего — нет. Так в чем же причина, по которой обучающие Александер-методу посвящают так много времени этим процедурам — сесть, встать?.. Эти действия — сесть, встать — занимают большую часть периода бодрствования у человека и, к тому же, действительно прекрасные примеры, чтобы разобраться в том, как и почему мы начинаем испытывать напряжение.

Внутренние датчики

Внутренние датчики определяют наше состояние, касающееся равновесия и положения в пространстве. Совершенствование этих датчиков не поспевает за шагом цивилизации, поэтому они действуют на том же примитивном уровне, что и реакция «бегства или битвы». В основном они информируют наш мозг о том, что мы делаем, и какие конкретные мышцы помогут нам выполнить задачу. Когда мы встаем, нам не обойтись без помощи больших мышц спины, которые удержат нас в вертикальном положении. Когда мы ложимся, эти большие мышцы можно отключить, поскольку телу известно, что мы собираемся спать. Некоторые из обсуждаемых датчиков действуют, отталкиваясь от конкретного положения наших стоп. Если стопы всей поверхностью опираются на пол, то, значит, мы встаем и следует активизировать мышцы. Если стопы не касаются пола, значит, мы ложимся и те лее самые мышцы могут бездействовать. «Переключатель» занимает только одну позицию из двух — включен, когда мы встаем, выключен, когда мы ложимся. Вот так все просто, но механизм срабатывает. Однако какой-то глупец из рода человеческого придумал стул и все запутал. Сидеть — это не стоять и совсем не то же, что лежать. Когда мы садимся, мы временно теряем равновесие и на какую-то долю секунды падаем назад. Результат? Вы уже догадались: включается модель испуга, и мы испытываем чрезвычайное напряжение каждый раз, когда садимся, чтобы... отдохнуть. Не удивительно, что мы путаемся в ситуации.

Наверное, вам интересно, как человек сидел раньше. А он и не сидел. Наши далекие предки, подобно тому, как это делают представители современных туземных племен, опускались на корточки. В таком случае стопы всей поверхностью опираются на землю, а значит, большие мышцы спины остаются активными и поддерживают человека в этом положении.

Человек падающий

Итак, что же мы можем сделать? Мы можем либо перестать сидеть на стульях и вернуться к положению на корточках, либо научиться садиться, не падая назад, что довольно просто.

Упражнение

Попробуйте несколько раз сесть. Выберите стул с жесткой спинкой. Разумеется, вам нужно будет столько же раз вставать, сколько вы садитесь. Каждый раз сосредоточивайтесь на движениях головы и шеи.

А теперь попробуйте садиться и вставать, положив руки на затылок. Просто держите кончики пальцев на затылке и наблюдайте за тем, что происходит. Шея подается назад, так ведь? Вы ощущаете, как вы напрягаетесь? Большинство людей садятся, помогая себе опускаться на стул руками, а когда седалище почти касается стула, они опускают руки примерно на дюйм и падают. Тут же включается рефлекторная модель испуга, голова подается назад и происходят все другие упомянутые изменения. Именно поэтому вы сели и почувствовали себя хуже прежнего.

Попробуйте садиться очень медленно — все так же держа кончики пальцев на затылке, — воображайте при этом, что кто-то вот-вот выдернет из-под вас стул. Вы должны суметь остановиться в своем движении в любой момент, ведь вы больше не «отпускаете» себя. Вы будете сохранять равновесие и больше не будете падать. А это значит, что вы больше не включаете рефлекторную модель испуга, следовательно, вы избегаете напряжения и обязательно расслабитесь.

Вам необходимо потренироваться, потому что единственный способ, каким вы можете встать, предполагает, что ваше тело будет слегка наклоняться вперед, как при падении вперед. Но тело не допустит этого падения, оно лишь подастся вперед и затем примет вертикальное положение.

Так садятся те, кто не владеет Александер-методом

 

 

Так садятся по Александер-методу

ДИВАН-ЛОВУШКА

Лучше всего, если вы, выполняя описанное упражнение, будете садиться и вставать, пользуясь довольно жестким стулом с прямой спинкой. Если же вы попробуете использовать диван, вас ждут трудности. Для того чтобы научиться вставать с дивана, вам следует подвинуться к внешнему краю сиденья, тогда вы займете оптимальную позицию для «падения».

Диван оказывается для нас ловушкой, и нам приходится потрудиться, чтобы встать с него.

Если мы подвинемся к внешнему краю сиденья, а затем будем «падать вперед», встать будет намного проще

ПОДНИМАНИЕ СЕБЯ

Описанное «падение» вы можете использовать всякий раз, когда вам нужно встать из положения сидя. Стоит проанализировать и два других действия — как вы встаете с постели и выбираетесь из машины. Опять же — сначала совершайте все, как обычно. Затем повторите действия, уже держа кончики пальцев на затылке. Такая манипуляция рекомендуется в двух целях: во-первых, с помощью пальцев вы ощутите напряжение, которое обычно испытываете, вставая на ноги; во-вторых, ваши руки теперь заняты и вы не сможете использовать их в качестве рычага, чтобы поднять себя. А ведь большинство людей именно это и делают, когда хотят встать из положения сидя, — поднимают себя.

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ – ВСТАТЬ?

Если вы посмотрите на рисунок, то увидите, что для того, чтобы встать в действительности необходимо изменить треть положения сидя.

Пропорция бедер и всего тела при перемене положения сидя на положение стоя

Когда вы сидите, вы уже на две трети стоите. Ваши голова, шея и туловище находятся в положении стоя, ноги от колен до стоп тоже находятся в положении стоя; вам необходимо изменить лишь положение бедер — только бедра занимают положение сидя. Слегка подавая и наклоняя бедра вперед и делая движение головой вперед и вверх, вы затем легко меняете положение бедер на 45°.

Ваши голова, шея и туловище должны двигаться вперед, но они не меняют своего угла. Ваши стопы и голени не меняют своего положения. Двигаются на самом деле только бедра. Встать — это, по сути, простая операция, в осуществление которой мы вкладываем слишком много усилий. Нам нет необходимости поднимать себя, а также тратить драгоценную энергию, включая ненужные для этого действия мышц. То же относится и к операции «сесть».

Два вида мышц

В действительности у нас два вида мышц: произвольно сокращающиеся (неосаночные) и непроизвольно сокращающиеся мышцы (осаночные). Они различаются в качественном отношении, а также по своему назначению, имеют свои характерные преимущества и недостатки.

• Произвольно сокращающиеся мышцы, такие, как мышцы рук и ног, очень подвижны, они быстро утомляются и приводятся в действие нашими усилиями. С их помощью мы берем, носим, держим предметы, передвигаем и передвигаемся, а также выполняем общие функции. Главное назначение этих мышц — обеспечить нам возможность совершать действия.

• Непроизвольно сокращающиеся мышцы, такие, как мышцы спины, не слишком подвижны. Они могут находиться в рабочем состоянии неограниченное время и «включаться» нашими внутренними датчиками без волевых усилий с нашей стороны. Они отвечают за нашу осанку, противостоят напряжению при нагрузках, таких, как подъем нами тяжестей, и позволяют нам менять свое положение. Главное их назначение — поддерживать нас в вертикальном положении.

Не путайтесь в отношении вида мышц: вы пользуетесь непроизвольно сокращающимися мышцами, когда встаете на ноги, и произвольно сокращающимися мышцами, когда держите газету, читая ее. Вы не предполагаете, что непроизвольно сокращающиеся мышцы спины будут помогать вам держать газету, и однако же ожидаете, что произвольно сокращающиеся мышцы рук помогут вам встать!

Моральное превосходство

Применительно к обсуждае мым нами предметам не подходят нравственно-этические категории «хорошо» и «плохо». Вы не обязаны сидеть прямо, вы можете сидеть, скрес тив ноги, и — горбиться, сколько захотите. Александер-метод предполагает выбор, а не жесткие предписания. И не вынесение приговора за какие-то отклонения от нормы.

 

Вы можете посмотреть на человека и поду мать — а ведь он сидит плохо; но это его дело. И в том, что вы стоите «лучше» кого-то, вам не сле дует искать вашего морального превосходства. Если Александер-метод приносит вам пользу, следуйте ему, но не поднимайте шумиху вокруг своих успехов и результатов. Понуждая других применять этот метод или заявляя людям, что они стоят неправильно, вы только отвратите их от желания обучиться методу. Если метод помогает вам — прекрасно. Пусть окружающие удивляют ся тому, с какой грацией вы теперь двигаетесь, пусть поражаются вашему окрепшему здоровью и энергичности. Когда они захотят узнать ваш сек рет, они вас спросят, а вы им расскажите. Тем временем сосредоточьтесь на самом себе.

Три способа действий

Существует только три способа делать что-то:

1. Вы делаете что-то не думая.

Невыровненная осанка — вы стоите, не думая о своей осанке

 

2. Вы намеренно делаете что-то.

Невыровненная осанка — вы стоите с намерением сохранить правильную осанку

 

3. Вы делаете что-то предназначенным для этого способом.

Выровненная осанка — ваше тело предназначено для такой осанки

 

Александер утверждал, что, чем больше вы стараетесь сделать что-то хорошее, тем хуже по лучается. Поскольку мы имеем представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», мы склонны руководствоваться этим представ лением, когда занимаем положение стоя, и — ошибаемся: Возможно, неправильным будет даже не наш способ принимать положение стоя — неправильной будет наша идея о его правильности. В силу воспитания наше представление о том, что «правильно» и что «непра вильно», складывается на основе заблуждений, которые мы усваиваем от других людей, не зна ющих путей к совершенствованию. И когда мы держимся за наше представление о «правильном» и «неправильном», мы всегда ошибаемся. Когда же мы отказываемся от наших представ лений, все решает случай. Мы должны поис кать какой-то свободный от шаблонов способ действовать.

Четыре ступени действий

Александер-метод продвинет вас от первой ступени к четвертой. Первая ступень действий не представляет для вас трудностей — это привычный вам путь действий. Четвертая ступень тоже не представляет трудностей — такой путь действий вам был свойствен в детстве. А вот на промежуточных ступенях вам будет нелегко. Четыре ступени действий таковы:

• Первая ступень. Неосознанное неумение. На этой ступени вы сейчас и находитесь — вы действуете не тем способом, который предназначен для вас.

• Вторая ступень. Осознанное неумение. К этой ступени вы двигаетесь — вы действуете не тем способом, который предназначен для вас, но теперь вы знаете об этом и можете увидеть разницу.

• Третья ступень. Осознанное умение. На этой ступени вы начинаете действовать тем способом, который предназначен для вас, но вынуждены думать о своих действиях, и поэтому они кажутся вам странными.

• Четвертая ступень. Неосознанное умение. На этой ступени ваши действия становятся для вас естественными, и вы вновь двигаетесь с легкостью и грацией ребенка. Вы действуете умело и уже не думаете о своих действиях, отсюда у вас ощущение, что вы все делаете правильно.

Итак, если при рождении мы занимаем четвертую ступень, то каким образом мы оказываемся на первой ступени, почему и вынуждены учиться всему заново?

Объединенные формы обучении

Я думаю, что сумел заинтересовать вас, иначе вы не дочитали бы книгу до этой страницы. Итак, о формах обучения... вы вполне можете овладеть методом самостоятельно, но если у вас какие-то конкретные расстройства, например постоянные боли в спине, будет, наверное, лучше, если вы объедините самостоятельное изучение с курсом индивидуальных занятий. Ничто вам не поможет так, как внимание наставника, посвящающего время только вам; инструктор по Александер-методу окажет вам помощь в тех вопросах, которые прежде были для вас неразрешимы. Как же вы будете довольны! Иногда по лезно освежить свои познания и проверить, действительно ли вам доступна простота Александер-метода, ведь нередко мы слишком усердствуем в деле и, сами того не подозревая, все излишне усложняем. Не менее полезно взять несколько отдельных уроков, ознакомившись с руководством вроде того, которое сейчас перед вами. В конце концов, я написал одно, а вы вынесли из книги другое... Убедитесь, что ни вы, ни я не заблуждаемся. У вас есть также возможность посещать регулярные семинары по Александер-методу.

Лечение: спектр нарушений

Общество обучающих Александер-методу (ООАМ) рекомендует метод как средство борьбы «с основными причинами множества расстройств, таких, как боли в спине, тугоподвижность затылочных и плечевых мышц, затрудненное дыхание, а также при лечении заболеваний, развившихся на почве стресса и общего переутомления, когда неправильная осанка является одним из способствующих факторов». Большинство обучающих методу убедились на опыте, что он приносит значительную пользу при лечении широкого спектра нарушений. В их число входят:

  • мышечное утомление;
  • мигрень;
  • депрессия;
  • внутричерепная гипертензия;
  • обусловленные стрессом нарушения, включая язвы, несварение желудка и прочие расстройства пищеварения;
  • нарушение кровообращения;
  • боли в спине;
  • респираторные заболевания;
  • дефекты речи.

К этому перечню можно добавить немало других заболеваний, с которыми помогает справиться Александер- метод. Я думаю, нет необходимости приводить здесь примеры успешного лечения, ведь мы такие разные и то, что подходит в одном случае, не подходит в другом. Но какими мы все должны быть? Бодрыми, энергичными, здоровыми. Если же это не так, тогда давайте попробуем что-то изменить в своих привычках.

Освобождение от болезней

Следуя Александер-методу, мы можем достичь гармонии тела, разума и чувств. А когда обретем эту гармонию, нам будет легче освободиться от болезней. Есть старая китайская поговорка: «На Западе, если что-то случится, люди ставят вопрос — что предпринять? У нас, на Востоке, ищут причину случившегося». Александер-метод позволяет выявить причины нарушений в функционировании нашего тела, а нарушения прежде всего обусловлены тем, что мы не знаем, как нашему телу предназначено функционировать. Но как только узнаем, какими мы «запрограммированы», — мы способны реализовать себя.

Упражнение

Благодаря этому упражнению, не отнимающему много времени, вы поймете, как состояние вашего тела отражается на функционировании органов дыхания.

1. Сожмитесь изо всех сил — голова втянута в плечи, подбородок уткнулся в грудь, руки, скрещенные на груди, стиснуты в кулаки. Теперь сделайте самый глубокий вдох, на какой вы способны, и проследите, надолго ли вы можете задержать дыхание. Сделайте выдох, одновременно произнося «А-а-ах!».

2. Расслабьтесь — тело распрямилось, плечи разведены, голова поднята, руки свободно опущены вдоль тела. Улыбнитесь. Теперь сделайте максимально глубокий вдох и задержите дыхание. Выдохните, произнося «А-а-ах!».

3. Сравните результаты двух этапов. На первом — вы не могли дышать так глубоко, как на втором, и задерживали дыхание на более короткий отрезок времени по сравнению со вторым этапом. На втором этапе сопровождающий выдох звук «А-а-ах!» слышится звонче и громче, чем на первом. Совершенно ясно, что вы не можете правильно дышать, если вы напряжены и съежились.

Ваш подход

Некоторые обучающие Александер-методу инструкторы отмечают поразительные результаты у своих подопечных, страдавших артритом, ревматизмом и астмой, причем нередко это совершенно неожиданные сдвиги к лучшему. Если вас донимают перечисленные болезни и вам не помогают распространенные методы лечения, или же вы хотите проверить в действии какой-то традиционный способ лечения, тогда вам будет полезно обратиться к квалифицированному инструктору по Александер-методу. Освоив метод, вы улучшите осанку, а это благотворно для каждого. Было бы опрометчиво с вашей стороны надеяться на резкую перемену в вашем состоянии — механизм действия Александер-метода тонок и не предполагает подобного эффекта. Наилучший подход — попытаться и посмотреть, что получится... И тогда, если метод сработает, вы будете довольны. Если же результаты будут относительно скромны, вы воспримите их философски — без разочарования.

Здоровые зубы

Вам даже трудно представить насколько широки границы действия Александер-метода. Если я вам скажу, что состояние моих зубов теперь намного улучшилось, вы, возможно, решите, что я фантазирую. Однако это факт, на который мне указала мой зубной врач, а она и не подозревала о моих занятиях. Чем я занимался? Ничем особенным. Меня просто научили подвергать сомнению способ, которым я совершал все обычные для меня действия, и я экспериментировал — пробовал изменить привычки. Я заметил, что всегда чищу зубы одинаково: опираюсь на раковину левой рукой, наклоняюсь, напрягаюсь и немного поворачиваюсь вправо, когда делаю энергичные движения зубной щеткой, зажатой в правой руке. Как избавиться от совершенно непродуктивного действия — наклона с опорой на левую руку? Менять руки! И я стал чистить зубы, перекладывая зубную щетку из одной руки в другую. Ощущение у меня было очень непривычное, именно поэтому я решил, что я на верном пути... Остальное вы уже знаете. Добавлю, что когда я стал перекладывать щетку в левую руку, мне было намного удобнее чистить нижний ряд зубов справа, а отсюда меньше пищевых остатков в зубах — меньше кариеса — меньше пломб. Действительно неожиданное вознаграждение!

Потери энергии

При каждом движении мы тратим драгоценную энергию, а значит, имеет смысл двигаться с минимумом усилий, ведь потеря энергии истощает нас и не приносит никакой пользы. Если вы считаете, что я уж слишком серьезно смотрю на вещи, можно выразиться и так: сбереженная энергия пригодится вам для дел, которым вы пре даетесь с истинным удовольствием. Зачем терять энергию, когда вы садитесь или встаете, если вы можете сберечь ее и позже потратить на какое-то более плодотворное и интересное занятие?

Два типа бок о бок с вами

Мы такие, какие мы есть: нет людей лучшего или худшего сорта. У меня два сына. Один принадлежал к типу А, другой — к типу В. Одного про себя я зову Попрыгун, другого — Книгочей. И я не могу кого-то из них любить больше, кого-то меньше. Они разные и одинаково замечательные. Их обоих ждут в жизни свои трудности, и оба они будут справляться с ними по-своему. Попрыгун сразу берется за дело и не отступает, пока не завершит его. Книгочей будет долго обдумывать и взвешивать ситуацию — пока она не разрешится сама собой. Оба пути порождают свои проблемы, но оба действенны, но это для кого как.

Польза для людей типа А

Польза от Александер-метода для людей типа А заключается в том, что, научившись расслабляться и тратить меньше энергии, они сумеют больше сделать. Они смогут двигаться быстрее, позабудут про свою прежнюю неуклюжесть и будут реже страдать от несчастных случаев. Они станут лучше управлять собой, и им не придется так часто, как раньше, восстанавливать силы после всякого рода промахов.

Польза для людей типа В

Люди типа В найдут пользу в том, что почувствуют себя бодрее, здоровее — более гармоничной личностью. Они смогут лучше понимать самих себя, своими прозрениями они поделятся с друзьями и близкими, а также станут подвижнее благодаря тому, что у них прибавится энергии. Они обретут большую уверенность в себе, выдержку и ловкость.

Борьба с депрессией

Чем упорнее мы ищем виноватых, тем меньше мы действуем. Я замечал разительные перемены к лучшему у людей, страдавших тяжелейшей депрессией, когда они начинали овладевать Александер-методом.

Упражнение

Если вам требуются доказательства того, о чем я только что сказал, попробуйте выполнить следующее упражнение. Прежде всего, примите классическую «позу» человека в депрессии — сутулые плечи, поникшая голова, нахмуренный лоб... уголки рта опущены... все тело сжалось, будто вы ожидаете удара. Произнесите вслух: «Я совершенно раздавлен». Теперь вы понимаете, что стоит за этим словом — депрессия. Вы будто загнали себя под пресс — вы зажаты... всем телом.

А теперь пусть напряжение покинет вас. Примите «позу» счастливого человека — поднимите голову, улыбнитесь, расправьте грудь и плечи, расслабьтесь. Вы уверены в себе. Скажите вслух: «Я чувствую себя превосходно!»

Теперь примите «позу» депрессии и повторите вслух: «Я чувствую себя превосходно!»

Вновь — «поза» счастья и при этом фраза вслух: «Я совершенно раздавлен».

Что вы замечаете? Когда мы физически загоняем себя в состояние депрессии, мы также испытываем чувство подавленности — верно? Когда же мы физически распрямились, мы воспряли и духом. Практически невозможно чувствовать себя счастливым, если тело сжато и напряжено, но значительно легче бороться с чувством подавленности, если вы преодолели физическое состояние депрессии.

Простой тест

Возможно, сейчас вы задаетесь вопросом — а будет ли вам от всего этого польза? Простой тест: закрывайте книгу и идите к зеркалу, где вы можете увидеть себя в полный рост. Снимите одежду и посмотрите на себя в зеркало, встав боком. Если в вашей осанке вас что-то «не радует», вы, как вам известно, можете ее улучшить. А значит, вам будет польза...

История болезни и лечение

Советую вам сразу сообщить инструктору о своих физических дефектах и заболеваниях, если они у вас есть. В некоторых случаях конкретная история болезни может препятствовать занятиям по Александер-методу. Вы не уверены, относятся ли ваши достижения к числу подобных? Обсудите этот вопрос с инструктором и своим лечащим врачом. Если же вы проводите какой-то курс лечения, вам необходимо получить подтверждение как от инструктора, так и от врача, что занятия никоим образом не повредят вашему лечению.

Задавайте любые вопросы — вам должны отвечать охотно и открыто.

Первое занятие

Первые несколько минут начального занятия вы, вероятно, проведете за беседой, что позволит вам почувствовать себя непринужденно, кроме того, вы с инструктором сможете немного узнать друг друга. Вслед за беседой большинство инструкторов просят обучающихся встать и сесть, при этом инструктор будет легко касаться руками вашего затылка. Зачем? Для того, чтобы почувствовать, насколько вы напряжены, для того, чтобы знать, как вы выполняете простейшие действия, а еще для того, чтобы вы начали привыкать к его прикосновениям. Некоторые люди испытывают ощущение чрезвычайного дискомфорта, когда чужой человек касается их, пусть даже таким образом.

Ваш инструктор, вероятно, вкратце расскажет вам о том, что представляет собой Александер-метод — или, скорее, чем он не является. Многие приходят на первое занятие в полной уверенности, что дело сводится к обретению правильной осанки и умению стоять прямо. Инструктор не скроет от вас, что часто требуется гораздо больше времени, чтобы переучить человека, чем обучить его принципам Александер-метода.

Инструктор, возможно, попросит вас выполнить ряд простых действий, например, сесть и встать, лечь и подняться на ноги. И даже сделать это несколько раз подряд. Вначале, зная, что инструктор наблюдает за вами, вы будете сознательно контролировать себя и попытаетесь совершать эти действия «правильно», но затем вы расслабитесь, забудете про присутствие инструктора и вернетесь к привычной для вас манере действий — такой, какая характерна для вас дома. И тогда инструктор увидит, как вы в действительности двигаетесь. И может поинте ресоваться, не было ли с вами несчастных случаев, не получали ли вы травм. Возможно, вы и забыли о большинстве из них, а поэтому перед первым занятием выделите время и пометьте их на листке бумаги — эта памятка вам пригодится.

В какой вы форме?

Вас могут попросить несколько раз пройтись по комнате, и инструктор будет наблюдать за вами. Потом вас попросят встать спиной к стене — инструктору нужно знать, как сформирована ваша спина. В общем, вас тщательно осмотрят, хотя вы этого и не заметите.

Положение полулежа

Инструктор может попросить вас принять положение полулежа. Мы подробнее поговорим об этой позе в главе 6, а сейчас поясню, что вы ложитесь на пол на спину, сгибаете колени, а под голову вам помещают несколько толстых книг:

 

Положение полулежа

В этой позе, если она принята правильно, ваша спина расправлена и распрямлена и восстановлено верное положение тела на участке «голова — верхний отдел позвоночника». Возможно, вам порекомендуют в качестве «домашнего задания» практиковать эту позу ежедневно по два раза в день в течение пятнадцати минут.

Когда вы находитесь в положении полулежа, инструктор может немного переместить ваши руки, ноги и голову, распрямляя вас. Возможно, новое положение вам покажется странным или неудобным, но вам следует доверять инструктору. Стоя над вами, он видит, насколько вы распрямлены, когда лежите. И потом — он знает, что делает. Если он перемещает ваше тело, подчиняйтесь его движениям. Не сопротивляйтесь. Уступите ему свой вес. Что это значит? Если вы сопротивляетесь, инструктор может попросить вас «уступить вес». Вы должны быть абсолютно податливы. Вы сейчас «неодушевленный предмет»: никакого сопротивления, никакого напряжения, никаких размышлений о том, какое положение займет ваше тело. Пусть все сделает за вас инструктор. Он обучен, имеет опыт, в конце концов, вы же за что-то ему платите. Расслабьтесь и получайте удовольствие — от полного неведения в отношении того, что вы должны делать и должны ли вообще что-то делать.

Обезьянки

Вероятно, вам продемонстрируют классическую позу обезьяны, или положение механического преимущества — употребляя термин, принятый у обучающих Александер-методу. Подробные пояснения вы найдете также в главе 6. Скажу только, что вам покажут, как стоять, слегка наклонив туловище, от бедер, вперед и чуть согнув колени.

Поза обезьяны

 

Так вы сможете достичь наиболее продуктивного для вашего тела соотношения позиций головы, шеи и спины.

Наложение рук

Инструктор также заставит вас несколько раз встать и сесть, держа одну свою руку у вас на затылке, а другую на макушке:

Инструктор кладет руки на макушку и затылок обучающегося

В тот момент, когда вы встаете и садитесь, инструктор тщательно поправит положение вашей головы и вашей шеи. В продолжение курса занятий ощущение правильного положения головы станет для вас более привычным и естественным, хотя поначалу оно будет казаться вам странным.

А-а-а-ах!

Если инструктор попросит вас произнести звук «А-а-а-ах!» на выдохе, это не значит, что он проверяет состояние вашего горла или голосовых связок. Просто ваша грудная клетка таким образом расширится. А спина расправится и распрямится. Этот звук «А-а-а-ах!» поможет вам ощутить состояние разжатой челюсти, а разжатая челюсть — челюсть ненапряженная. У большинства же людей есть привычка постоянно стискивать зубы. Произнося звук «А-а-а-ах!» на выдохе, вы также расслабляете почти все мышцы лица. В то время, когда вы произносите этот звук, вас попросят еще и улыбнуться. Таким образом вы расслабитесь в большей мере. Звук «А-а-а-ах!» — даже не столько звук, производимый вашими голосовыми связками, сколько звук выходящего из вашего рта воздуха. Вы выдыхаете и освобождаетесь от всякого напряжения.

Прочие упражнения

Возможно, на занятии вас попросят встать на колени, присесть на корточки, попросят ползать, даже бегать. Все решает конкретный инструктор — в зависимости от того, что, на его взгляд, нужно поправить у вас и чему вас нужно научить. Может быть, вас даже попросят принять позу мусульманина, совершающего молитву:

Поза мусульманина, совершающего молитву

 

Нет, не затем, чтобы вы молились, а чтобы почувствовать, что происходит с вашей спиной.

Каждому — свое



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.141 с.)