![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неделя. Слово как предмет лексикологии. Полисемия и омонимияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задания: 1. Какие из нижеследующих слов вы считаетет мотивированными, какие – нет? Шило, подушка, подснежник, колесо, окно, завтрак, сверстник, чернила, порошок, мышь, боровик, устье, рубаха, пояс, метель, зелье, перстень, белье, сокровище, плотник, весло, колдун, свидетель, крыльцо, кружево, водка, окрошка, валенок.
2. Из данных ниже слов выберите пары, имевшие когда-то общий корень, но деэтимологизировавшиеся: завтрак, гарь, точка, гора, утро, колея, дуть, сокровище, нож, горница, перст, гром, подушка, кров, колесо, шить, заноза, зеркало, басня, девать, шило, горло, баян, стык, созерцать, делить, ожерелье, разведка, упругий, вонь, восток, перчатка, доля, жар, сутки, течь, грянуть, обоняние, пружина.
3. Укажите, какие виды переносных значений наблюдаются в выделенных словах: 1) Едва заняли места и расположили вещи в общей каюте второго класса, как Павлик, разморенный духотой, стал клевать носом.(В. Катаев) 3) Однако в третьем классе ездить считалось «неприлично» в такой же мере, как в первом классе «кусалось». (В. Катаев) 3) Был как раз горячий сезон помидоров и винограда..(В. Катаев) 4) Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин) 5) Я три тарелки съел! - И полно, что за счеты! (И. Крылов) 6) В воде шла мраморная перекличка красок. (К. Федин) 4. Какими языковыми фактами можно доказать омонимичность выделенных слов в следующих случаях: а) Язык – орудие общения. б) Копченый язык – вкусное блюдо. а) Русский глагол имеет 3 вида. б) Из окна открывался вид на озеро. а) В своих странствиях он объездил весь мир. б) Борьба за мир продолжается. а) Девушка с длинной косой вышла на крыльцо. б) Коса стояла в углу. Форма проведения СРСП: работа по контрольным вопросам, выполнение тренировочных упражнений по анализу внутренней формы слов, определению этимологии слова, видов переносных значений, омонимичности слов. Методические рекомендации к выполнению заданий: выполняя упражнения по определению мотивированности слов, используйте этимологический словарь Фасмера М. Разграничивая явления полисемии и омонимии, используйте все предложенные в учебных пособиях критерии для различения этих явлений.
Литература: основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21], дополнительная: [6, 7, 13]. Неделя. Лексико-семантическая система языка
Задания: 1. Составьте синонимический ряд из следующих слов, выделив доминанту: грандиозный, громадный, большой, гигантский, огромный, колоссальный, крупный. Подберите возможные антонимы к разным значениям слов данного синонимического ряда. 2. Следующие слова сгруппируйте в синонимические ряды: храбрый, источник, невпопад, глаза, удовольствие, опрятный, смелый, ключ, пытливый, чистый, торопиться, отважный, очи, любознательный, родник, смеяться, некстати, спешить, хохотать, наслаждение, мужественный. 3. Разделите данные синонимы на идеографические и стилистические. Укажите промежуточные случаи: путь – дорога – тропинка, довод – аргумент, лингвистика – языкознание, выговор – нагоняй, жена – супруга – половина, источник – ключ – родник, худой – тощий – костлявый, дом – хата – изба – хижина, отец – родитель, смелый – храбрый – отважный, бежать – мчаться – нестись. 4. Чем по отношению друг к другу являются следующие пары слов: презренный – презрительный, невежа – невежда, типичный – типический, парламентер – парламентарий, человечный – человеческий, почтенный – почтительный, сборный – сборочный. Форма проведения СРСП: работа по контрольным вопросам, выполнение тренировочных упражнений по анализу лексико-семантических группировок. Методические рекомендации к выполнению заданий: выполнив предложенные упражнения, проверьте результаты с помощью соответствующих словарей. Литература: основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21], дополнительная: [6, 7, 13]. Лексикография Вопросы: 1. Что изучает лексикография? 2. Каково назначение толковых словарей? 3. В чем различие между нормативными и ненормативными толковыми словарями? 4. Чем различаются словари-тезаурусы и частные словари? 5. Назовите известные вам специальные научные (или аспектные) словари. 6. Какие виды словарей выделяют в зависимости от принципов расположения материала? 7. Чем различаются толковые и двуязычные словари?
Форма проведения СРСП: работа по контрольным вопросам. Литература: основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21], дополнительная: [6, 7, 13]. Неделя. Фразеология Задания: 1. Разделите следующие словосочетания на свободные и устойчивые:
толочь воду в ступе, морской волк, морской воздух, попасть в переплет, пирог с изюмом, девушка с изюминкой, дать по шапке, втирать очки, лезть на рожон, медвежий угол, навострить лыжи, строить дорогу, строить воздушные замки, лезть в окно, медвежья услуга, красная строка, шелест леса, железный век, железный лом, палка о двух концах, крепкий сон, крепкий орешек, попасть впросак, водой не разольешь. 2. Выделите из нижеследующих фразеологизмов те, значения которых можно вывести из их компонентов: тертый калач, кануть в Лету, петь Лазаря, точить лясы, ничтоже сумняшеся, поймать на удочку, притча во языцех, у черта на куличках, попасть пальцем в небо, толочь воду в ступе.
3. Какой смысл имеют следующие выражения? Установите источники их происхождения: как белка в колесе, прокрустово ложе, а ларчик просто открывался, игра не стоит свеч, бить баклуши, буря в стакане воды, лезть на рожон, зарыть талант в землю, при царе Горохе, навострить лыжи, брать на буксир, потемкинские деревни, ахиллесова пята, избиение младенцев, ездить в Тулу со своим самоваром, Тришкин кафтан, узы Гименея, спустя рукава, тянуть лямку, перейти Рубикон, собака на сене, козел отпущения, на ловца и зверь бежит.
4. Назовите ряд устойчивых сочетаний со следующими словами: тянуть, бить, железный, входить, красный, воздушный, держать, огонь, собака, игра, сесть. Форма проведения СРСП: работа по контрольным вопросам, выполнение тренировочных упражнений по анализу фразеологических оборотов. Методические рекомендации к выполнению заданий: выполняя предложенные упражнения, используйте фразеологический словарь. Литература: основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21], дополнительная: [6, 8, 13].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.84.174 (0.007 с.) |