Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неделя. Слово как предмет лексикологии. Полисемия и омонимия
Задания: 1. Какие из нижеследующих слов вы считаетет мотивированными, какие – нет? Шило, подушка, подснежник, колесо, окно, завтрак, сверстник, чернила, порошок, мышь, боровик, устье, рубаха, пояс, метель, зелье, перстень, белье, сокровище, плотник, весло, колдун, свидетель, крыльцо, кружево, водка, окрошка, валенок.
2. Из данных ниже слов выберите пары, имевшие когда-то общий корень, но деэтимологизировавшиеся: завтрак, гарь, точка, гора, утро, колея, дуть, сокровище, нож, горница, перст, гром, подушка, кров, колесо, шить, заноза, зеркало, басня, девать, шило, горло, баян, стык, созерцать, делить, ожерелье, разведка, упругий, вонь, восток, перчатка, доля, жар, сутки, течь, грянуть, обоняние, пружина.
3. Укажите, какие виды переносных значений наблюдаются в выделенных словах: 1) Едва заняли места и расположили вещи в общей каюте второго класса, как Павлик, разморенный духотой, стал клевать носом.(В. Катаев) 3) Однако в третьем классе ездить считалось «неприлично» в такой же мере, как в первом классе «кусалось». (В. Катаев) 3) Был как раз горячий сезон помидоров и винограда..(В. Катаев) 4) Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин) 5) Я три тарелки съел! - И полно, что за счеты! (И. Крылов) 6) В воде шла мраморная перекличка красок. (К. Федин) 4. Какими языковыми фактами можно доказать омонимичность выделенных слов в следующих случаях: а) Язык – орудие общения. б) Копченый язык – вкусное блюдо. а) Русский глагол имеет 3 вида. б) Из окна открывался вид на озеро. а) В своих странствиях он объездил весь мир. б) Борьба за мир продолжается. а) Девушка с длинной косой вышла на крыльцо. б) Коса стояла в углу. Форма проведения СРСП: работа по контрольным вопросам, выполнение тренировочных упражнений по анализу внутренней формы слов, определению этимологии слова, видов переносных значений, омонимичности слов. Методические рекомендации к выполнению заданий: выполняя упражнения по определению мотивированности слов, используйте этимологический словарь Фасмера М. Разграничивая явления полисемии и омонимии, используйте все предложенные в учебных пособиях критерии для различения этих явлений.
Литература: основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21], дополнительная: [6, 7, 13]. Неделя. Лексико-семантическая система языка
Задания: 1. Составьте синонимический ряд из следующих слов, выделив доминанту: грандиозный, громадный, большой, гигантский, огромный, колоссальный, крупный. Подберите возможные антонимы к разным значениям слов данного синонимического ряда. 2. Следующие слова сгруппируйте в синонимические ряды: храбрый, источник, невпопад, глаза, удовольствие, опрятный, смелый, ключ, пытливый, чистый, торопиться, отважный, очи, любознательный, родник, смеяться, некстати, спешить, хохотать, наслаждение, мужественный. 3. Разделите данные синонимы на идеографические и стилистические. Укажите промежуточные случаи: путь – дорога – тропинка, довод – аргумент, лингвистика – языкознание, выговор – нагоняй, жена – супруга – половина, источник – ключ – родник, худой – тощий – костлявый, дом – хата – изба – хижина, отец – родитель, смелый – храбрый – отважный, бежать – мчаться – нестись. 4. Чем по отношению друг к другу являются следующие пары слов: презренный – презрительный, невежа – невежда, типичный – типический, парламентер – парламентарий, человечный – человеческий, почтенный – почтительный, сборный – сборочный. Форма проведения СРСП: работа по контрольным вопросам, выполнение тренировочных упражнений по анализу лексико-семантических группировок. Методические рекомендации к выполнению заданий: выполнив предложенные упражнения, проверьте результаты с помощью соответствующих словарей. Литература: основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21], дополнительная: [6, 7, 13]. Лексикография Вопросы: 1. Что изучает лексикография? 2. Каково назначение толковых словарей? 3. В чем различие между нормативными и ненормативными толковыми словарями? 4. Чем различаются словари-тезаурусы и частные словари? 5. Назовите известные вам специальные научные (или аспектные) словари. 6. Какие виды словарей выделяют в зависимости от принципов расположения материала? 7. Чем различаются толковые и двуязычные словари?
Форма проведения СРСП: работа по контрольным вопросам. Литература: основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21], дополнительная: [6, 7, 13]. Неделя. Фразеология
Задания: 1. Разделите следующие словосочетания на свободные и устойчивые: толочь воду в ступе, морской волк, морской воздух, попасть в переплет, пирог с изюмом, девушка с изюминкой, дать по шапке, втирать очки, лезть на рожон, медвежий угол, навострить лыжи, строить дорогу, строить воздушные замки, лезть в окно, медвежья услуга, красная строка, шелест леса, железный век, железный лом, палка о двух концах, крепкий сон, крепкий орешек, попасть впросак, водой не разольешь. 2. Выделите из нижеследующих фразеологизмов те, значения которых можно вывести из их компонентов: тертый калач, кануть в Лету, петь Лазаря, точить лясы, ничтоже сумняшеся, поймать на удочку, притча во языцех, у черта на куличках, попасть пальцем в небо, толочь воду в ступе.
3. Какой смысл имеют следующие выражения? Установите источники их происхождения: как белка в колесе, прокрустово ложе, а ларчик просто открывался, игра не стоит свеч, бить баклуши, буря в стакане воды, лезть на рожон, зарыть талант в землю, при царе Горохе, навострить лыжи, брать на буксир, потемкинские деревни, ахиллесова пята, избиение младенцев, ездить в Тулу со своим самоваром, Тришкин кафтан, узы Гименея, спустя рукава, тянуть лямку, перейти Рубикон, собака на сене, козел отпущения, на ловца и зверь бежит.
4. Назовите ряд устойчивых сочетаний со следующими словами: тянуть, бить, железный, входить, красный, воздушный, держать, огонь, собака, игра, сесть. Форма проведения СРСП: работа по контрольным вопросам, выполнение тренировочных упражнений по анализу фразеологических оборотов. Методические рекомендации к выполнению заданий: выполняя предложенные упражнения, используйте фразеологический словарь. Литература: основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21], дополнительная: [6, 8, 13].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.011 с.) |