Тема: Историческое языкознание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Историческое языкознание



Вопросы:

  1. Исторические изменения в языке.
  2. Причины и особенности развития лексико-семантической системы языка.
  3. Активная (устойчивая) и пассивная (подвижная) лексика языка.
  4. Хронологические пласты в словарном составе языка. Устаревшие слова и значения: архаизмы и историзмы.
  5. Неологизмы и их разновидности: общеязыковые и индивидуально-стилистические.
  6. Потенциальные и окказиональные слова.
  7. Понятие об языковом табу и об эвфемизмах.
  8. Основные пути обогащения лексики: словопроизводство, семантическая деривация, заимствование (прямое и опосредованное).
  9. Исторические изменения в звуковом строе языка.
  10. Исторические изменения в грамматическом строе языка. Возникновение и отмирание грамматических категорий. Исторические сдвиги в морфологической структуре слова.
  11. Исторические сдвиги в структуре предложения.

Задания:

Подготовьте конспект разделов основных учебников по указанной теме. Выучите выписанные в словарь новые лингвистические термины (см. задания к СРС №13).

Литература:

основная: [1, 2, 3, 4, 5, 21],

дополнительная: [6, 13].

Методические рекомендации к выполнению заданий: см. семинарское занятие №1.

Неделя 14

Тема: Генеалогическая классификация языков

Вопросы:

  1. Сходства и различия между языками.
  2. Лингвистическая карта мира.
  3. Методы изучения языков и их классификации.
  4. Понятие о сравнительно- историческом методе.
  5. Реконструкция праязыка и определение времени его распада; глоттохронология.
  6. Понятие языкового родства как конкретно-историческое понятие.
  7. Генеалогическая классификация языков.
  8. Важнейшие языковые семьи.

Задания:

Подготовьте конспект разделов основных учебников по указанной теме. Запомните выписанные в словарь новые лингвистические термины (см. задания к СРС №14).

Литература:

основная: [1, 2, 3, 4, 5, 21],

дополнительная: [6, 13, 14].

Методические рекомендации к выполнению заданий: см. семинарское занятие №1.

Неделя 15

Тема: Типологическая классификация языков

Вопросы:

1. Сравнительно-исторический метод и типологическая классификация языков.

2. Понятие языкового типа.

3. Фонетико-фонологические типы языков: вокалические и консонантные языки.

4. Морфологическая классификация языков и ее основные параметры.

5. Морфологические типы языков по способу выражения грамматических значений (синтетические, аналитические, изолирующие, инкорпорирующие языки), по способу связи морфем в слове (фузионные, агглютинативные).

6. Контенсивная типология языков по способам передачи субъектно-объектных отношений (языки активного, эргативного, номинативного, классового и нейтрального строя).

7. Типология и языковые универсалии.

Задания:

Подготовьте конспект разделов основных учебников по указанной теме. Выучите выписанные в словарь новые лингвистические термины (см. задания к СРС №15).

Литература:

основная: [1, 2, 3, 4, 5, 21],

дополнительная: [6, 13].

 

Планы лабораторных занятий

Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.

9. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Поскольку язык представляет собой сложное многостороннее явление, находящееся в тесной связи с целым рядом других явлений природы и общества, языкознание включает в себя комплекс научных дисциплин, каждая их которых рассматривает определенный круг лингвистических проблем, какой-то один аспект языка.

«Введение в языкознание» - это начальный, вводный курс языкознания, знакомящий студентов с основными понятиями и общетеоретическими проблемами науки о языке. В отличие от других общетеоретических курсов («История лингвистических учений», «Общего языкознания»), «Введение в языкознание» является курсом, обязательным для всех студентов-лингвистов независимо от их дальнейшей специализации.

По существующему учебному плану «Введение в языкознание» изучается на первом курсе (1 семестр) и завершается экзаменом в весеннюю экзаменационную сессию.

В курсе «Введение в языкознание» рассматриваются следующие три цикла проблем: 1) природа языка, его общественные функции, происхождение языка и основные закономерности его развития, место языка среди других явлений действительности; 2) особенности строения языка, основные единицы и категории языка и их соотношение; 3) методы лингвистического исследования и возможные классификации языков мира.

Данная дисциплина изучается студентами в течение одного семестра. В тематическом плане каждой недели указан соответствующий теоретический материал, который необходимо изучить в указанный период. Студентам следует помнить, что слова, выделенные в текстах лекций жирным шрифтом, должны заучиваться. Знание терминологического минимума, предложенного в заданиях к СРСП и СРС, проверяется в ходе словарных диктантов, проводимых еженедельно на последнем занятии недели.

Учебным планом предусмотрены письменные контрольные работы по изученным темам (см. соответствующий раздел УМК). Для получения допуска к экзамену студент должен сдать контрольные работы и терминологические диктанты, а также предъявить тетрадь с конспектами и выполненными упражнениями. Студенты, выполнившие менее половины запланированных видов работ, к сдаче экзамена не допускаются

11. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

 

Неделя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.005 с.)