Соотношение теории и метода как методологическая проблема. Задачи историко-методологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение теории и метода как методологическая проблема. Задачи историко-методологического исследования



Вопрос о соотношении теории и метода в психологии может быть рассмотрен различным образом. Например, можно рассматривать соотношение теории и метода как «чисто» историко-психологическую проблему. Тогда появляется возможность описать и сопоставить представления психологов о соотношении теории и метода в той или иной концепции, либо нормативные представления - как они должны, по мнению тех или иных авторов, соотноситься.

Нас же будет интересовать другой вопрос: как реально соотносились теория и метод в психологии, когда, наконец, она стала научной. Для такого исследования представляется пригодным следующий путь: проследить использование определенных методов, по возможности обратив внимание на вариативность (наличие инвариантного и вариативного в методе), попытаться выявить, чем обусловлены те или иные варианты. Аналогичным образом, проанализировав сопоставимые теории (теории одного уровня), попытаться установить связь между методами и теориями. Результатом такого рода сопоставления может явиться некоторая гипотетическая модель. Необходимо отметить, что и собственно историко-методологический аспект, который выбран в настоящей работе, допускает различные варианты.

Итак, планируется осуществление историко-методологического исследования, необходимость которого очевидна, т.к. специальному методологическому исследованию проблема, по сути, еще не подвергалась. В это трудно поверить (все-таки это одна из центральных проблем методологии), но, по-видимому, это так. Этот парадокс имеет объяснение: теория и метод относятся обычно к разным «контекстам»: теория получает разработку как составляющая науки «как концептуальной структуры», метод же традиционно рассматривается в рамках «науки как деятельности». Таким образом, два важнейших понятия оказываются не соотнесенными в должной степени. Подход, реализуемый в данном исследовании, направлен именно на выяснение соотношения теории и метода в психологии. Поскольку подобных специальных методологических исследований в психологии пока еще не проводилось, логичным представляется осуществление историко-методологического изучения соотношения теории и метода в психологии, начиная с начальных этапов ее развития - выделения из философии в качестве самостоятельной науки во второй половине XIX столетия. В рамках данной работы планируется осуществить историко-методологическое изучение методов, использовавшихся на этапе становления психологии как самостоятельной науки, специфики психологических теорий на этом этапе развития науки, выявить реальное соотношение теории и метода. Как показали предварительные исследования, есть достаточно веские основания, чтобы говорить о наличии предтеории в психологии - комплекса исходных представлений, предшествующих как созданию собственно теории, так и проведению эмпирического исследования. Проведение специального исследования позволит выявить структуру предтеории в психологии. Уровневое строение метода (предварительные исследования показали, что в методе могут быть выделены, по крайней мере, три различных уровня [168]) позволяет установить соотношение между уровнями метода и компонентами структуры предтеории. Гипотеза, которая подлежит проверке в исследовании в рамках настоящей работы, состоит в том, что метод на разных уровнях - идеологическом, модельном (предметном), процедурном - обусловлен разными компонентами структуры предтеории, что позволяет объяснить как конкретную структуру метода в той или иной исследовательской программе, так и наличие инвариантных и вариативных подструктур внутри метода. Теория и метод, как уже упоминалось, традиционно относятся к разным «контекстам», поэтому проблема соотнесения предполагает выбор контекста, в котором оно будет производиться. Смысл настоящей работы состоит в том, чтобы попытаться рассмотреть соотношение теории и метода в рамках концептуальной системы. Естественно, это никоим образом не означает, что автор не видит перспектив в рассмотрении этой проблемы в контексте исследовательской деятельности. «Наука как деятельность» - испытанный исследовательский подход, эффективный и ни в каких рекомендациях не нуждающийся. По мнению автора, соотнесение теории и метода в «деятельно-стном» плане - задача следующая, предполагающая некоторые итоги «структурно-концептуального» подхода.

Метод (греч. путь исследования или познания, теория, учение) — способ построения и обоснования философского и научного знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Хотелось бы обратить внимание на то, что этимология слова свидетельствует о близости метода и теории: одно из значений слова «метод» указывает на теорию, учение, что, на наш взгляд, знаменательно. В данной работе целесообразно различать метод как способ построения и обоснования научного знания и метод как совокупность приемов и операций практического «освоения действительности» (т.е. эмпирический метод, метод «добывания» эмпирических фактов).

Теория (греч., от рассматриваю, исследую), в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории. Хотим и в этом случае обратить особое внимание на то, что этимология указывает на познавательные действия, которые предполагают определенные способы. Связь между методами и теорией «в языке» несомненна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.006 с.)