Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системный подход к изучению личности. Человек и его место в различных системах.
Объект системного анализа – развивающаяся система. Асмолов: Необходимость системного подхода. Нельзя человека/личность изучать оторвано от других систем/наук. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. Свойства системы: 1. Целостность – не сводимость к сумме частей. 2. Структурность – связи упорядочены в структуру, которая определяет поведение системы в целом. 3. Взаимосвязь: открытый и закрытый характер (не изменяет среду и систему). 4. Иерархичность – каждый компонент системы – и элемент, и система. 5. Взаимосвязь со средой. Человек – элемент различных систем, приобретающий присущие им качества. § изучение эволюции и истории порождающих человека систем § анализ целевой детерминации живых систем § необходимость возникновения феномена личности и ее роли § системообразующие основания, обеспечивающие приобщение человека к миру природы, культуры, его саморазвитие. Человек – организм, индивид (биол/соц), личность. Нельзя рассматривать человека в диадах типа человек – среда, человек – общество, вырывая его из природы. Ключ к пониманию природы человека лежит в тех различных системах, в которых осуществляется его жизнь. Системная методология анализа развития человека включает положения: 1. о человеке как «элементе» различных систем (физических, биологических и социальных), в которых человеком приобретаются и проявляются присущие этим системам качества 2. об изучении эволюции и истории порождающих человека систем 3. об анализе целевой детерминации живых систем 4. о необходимости возникновения феномена личности и её роли в развитии различных систем 5. о выделении таких системообразующих оснований, которые бы обеспечивали приобщение человека к миру природы и культуры, его саморазвитие. Человек как «элемент» одновременно принадлежит к разным системам. Человек неразрывно связан с системой. Человек как «биоэнергетический элемент биосферы». Одна из самых широких систем – биосфера – сфера, в которой развертываются биоэнергетические процессы и обмен веществ следствие деятельности жизни. Биоэнергетические качества человека – предмет исследования при изучении человека в системе биосферы.
Человек как «организм» исследуется как целостная единица, ответственная за воспроизведение, дальнейшее продолжение жизни в системе биологических популяций. Человек как индивид в системе вида человек выступает как «индивид», целостное образование, которое в ходе жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Человек как личность в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе. Социальные системные качества человека как «элемента» общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе человек и любые вещи, которых коснулась деятельность человечества, начинают вести «двойную жизнь»: подчиняться одновременно природным и общественно-историческим закономерностям (по Марксу). В процессе труда происходит «очеловечивание» природы: дерево становится стулом. Утилитарные качества – переделывание человеком объектов природы. Интегральные системные качества – утрачивание связи с природным материалом (Шляпа Раскольникова как улика). Интегральное системное качество не присуще объекту как таковому, а обнаруживается в нём только в ходе его жизни в той или иной общественной системе. Человек тоже наделяется такими качествами в семье, классе, этнической общности. В этом смысле социальная сущность человека лежит вне его как биологического индивида. Ещё один аспект изучения человека в этой системе – системно-исторический аспект. Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные «элементы» общественных систем («личность» в системе общественных отношений) преобразуют некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например социальные роли, и раздвигают границы тех систем, в которые входят. Включенность личности в разные социальные группы вызывает необходимость в ориентировке дополняющих\исключающих друг друга целей этих групп, в развитии самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего подобную ориентировку. Возможность возникновения ролевого конфликта. Личность в системах с конкурирующими целями и самосознание. Возникновение возможных конфликтов человека с другими людьми. «Личность в Мире» или «мир в Личности». Личность является «элементом», который при определенных исторических обстоятельствах может вместить в себя систему и привести к её изменению. Вопрос
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.005 с.) |