Исследование проблем толерантности в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование проблем толерантности в психологии



Принцип терпимости достаточно ярко выражен в русле концепции «полноценно функционирующей личности» и недирективной терапии К. Роджерса. Оказать помощь другому человеку, в частности в решении возникающих у него проблем, можно не директивно, а опираясь на стремление человека к свободе и к позитивным изменениям. Это становится возможным благодаря безусловному принятию человека, эмпатическому пониманию и конгруэнтности, в результате стимулируется тенденция личности к самоактуализации, реалистическому представлению о себе, снятию противоречий между «реальным я» и «идеальным я», и, следовательно, более человечному, терпимому отношению к себе и окружению.

По мнению В. Франкла, который показывает путь духовного развития человека, движущегося по пути поиска и реализации смыслов, терпимости отводится роль неотъемлемой составляющей данного развития, поскольку это развитие носит целостный характер, выражающийся в постижении ценностей созидания, переживания, отношения, и развёртывается в направлении обретения свободы, независимости, гибкого реагирования на меняющиеся жизненные ситуации.

Согласно G. Allport, развитие человека происходит во взаимосвязи с социумом. G. Allport выделяет шесть критериев зрелой личности:

1) широкие границы «Я» как способность посмотреть на себя со стороны и социальная активность;

2) способность к тёплым сердечным социальным отношениям (в том числе терпимость);

3) эмоциональная неозабоченность и самоприятие (умение справиться с собственным эмоциональным состоянием);

4) реалистичное восприятие, опыт и притязания;

5) способность к самопознанию и чувство юмора;

6) направляющая (цельная) жизненная философия.

Таким образом, терпимость, или толерантность, является жизненно важным личностным свойством.

С позиции «Психологии прощения», разработанной Р. Аль-Мабуком, М. Сантосом, Р. Энрайтом, терпимости отводится центральная роль в правлении прощения.

Проявления прощения в межличностных отношениях могут быть определены как решение:

1. отказаться от негативных мыслей, эмоций и поведенческих проявлений в отношении человека, который нанёс незаслуженную обиду;

2. поощрять положительные мысли, эмоции и поведенческие проявления в отношении того же обидчика, то есть, проявляя терпимость;

Терпимость выступает в качестве внутреннего гибкого механизм существования позиции ненасилия, она сориентирована на другого человека, принятие и понимание его в сопоставлении с собой и своими взглядами. Овладение терпимостью является выражением личностной зрелости.

Функции терпимости и толерантности. Одним из центральных для психологии является вопрос о том, какова роль терпимости во взаимодействии человека с миром и другими людьми, каковы их функции.

В.А. Петрицкий выделяет следующие функции терпимости и толерантности. В рамках индивидуальной морали терпимость осуществляет коммуникативную и ориентационно-эвристическую функции. Терпимость позволяет понять партнёра по общению, совместной деятельности, оптимизирует процесс общения.

Особенности терпимости и толерантности. В работах Г.У. Солдатовой, Е.М. Макарова, G.Allport описываются как активность, равноправие, взаимоуважение, сотрудничество и солидарность, позитивная лексика, психологическая устойчивость, универсальность и др.

Виды терпимости и толерантности. А.В. Зимбули, В.А. Петрицким выделяются следующие виды терпимости, с характеристикой которых можно согласиться. Под квазитерпимостью («quasi» (лат.) – как будто, будто бы, т.е. мнимые, иллюзорные, ненастоящие) понимаются виды сдержанности в контактах, когнитивных, аффективных, мотивационно-ценностных и поведенческих реакциях и оценках, внешне выступающие как терпимость. Например, сдержанное поведение педагога относительно вальяжного поведения ученика, сына директора школы. А.В. Зимбули под псевдотерпимостью («pseudos» (греч.) – ложные, притворные) понимает случаи проявления сдержанности в эмоциональных ситуациях с целью сознательного введения кого-либо в заблуждение, например проявление сдержанности с целью холодного расчёта и личных выгод, лицемерие, притворство в поведении и оценках.

Различие между квазитерпимостью и псевдотерпимостью можно метафорично представить как различие между иллюзией, больным или очень богатым нетривиальным воображением и обманом.

Негативная терпимость выделяется В.А. Петрицким, суть её определяют мотивы равнодушия, пассивности, безразличия, злонамеренного невмешательства, показного цинизма.

Перечисленные виды терпимости обозначаются термином толерантность. Мотивы внимания, понимания, симпатии обуславливают позитивную терпимость. Учитывая результаты сдержанного поведения, различают нравственно-деструктивную и нравственно-конструктивную терпимость, т.е. положительно мотивированные проявления терпимости, ведущие к негативному или позитивному результатам.

Формы терпимости, толерантности, нетерпимости. Виды терпимости, толерантности, нетерпимости проявляются в формах. Формы представляют собой способы проявления терпимого, толерантного либо нетерпимого отношения.

Формы выражения терпимого, толерантного, нетерпимого отношения могут быть выделены в зависимости от позиции, которую занимает объект в процессе взаимодействия.

Среди всего многообразия подходов к пониманию позиции: доминирование, равенство, подчинение; «Родитель», «Взрослый», «Ребёнок»; «Сверху», «рядом», «Снизу» - мы выбираем последнюю как наиболее универсальную и нейтральную, хотя используем некоторые характеристики позиций из типологии Э. Берна.

При терпимом отношении в позиции «сверху», терпимость выступает как снисходительность, невзыскательность, покровительственное разрешение чего-то, патронаж, опека.

Толерантное отношение в позиции «сверху» выступает как высокомерие, ярко выраженная или завуалированная надменность, кичливость.

В позиции «рядом» толерантность выступает как терпение, терпеливость. Терпеливость предполагает проявление выдержки, самообладания, самоконтроля и проявляется как способность делать что-то долго, настойчиво, упорно, как умение владеть собой. В основе терпеливости лежит механизм терпения.

Нетерпимость при равноправии проявляется как отстранённость, равнодушие, безразличие, безучастность, отчуждённость. Границы терпимости и толерантности. Следует отметить, что проблема изучения границ терпимости рассмотрена недостаточно. А.В. Зимбули выделяет три фактора нравственной меры терпимости: конкретность (социальный фон, внутреннее состояние человека, резкий контраст между воспринимаемым фактом и ожиданиями и т.д.), инструментальность (сопряжённость с другими нравственными ценностями), внутренняя напряжённость. Граница определяется спецификой проявления личностью терпимости или толерантности. Говоря о терпимости, человек вправе проявлять терпимое отношение ко всему, если это не угрожает личности, коллективу, социуму. В случае угрозы в виде физического действия, идеологии, границы терпимости сужаются, человек вправе проявить принуждение в рамках существующих законов. При толерантности границы шире: человеку безразлично происходящее, пока оно не касается его самого. Таким образом, при толерантности снижен порог чувствительности личности, т.е. толерантность выступает как пассивная форма реагирования. Терпимость предполагает наличие сдержанности, терпеливости, понимания и, в конечном итоге, принятия. Расширение сознания от сдержанности – выдержанности до принятия «другого», «иного», чем «я», делает мировосприятие более многомерным, целостным, а значит более адекватным реальности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.006 с.)