Анализ выпуска продукции по ритмичности и качеству 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ выпуска продукции по ритмичности и качеству



Под ритмичной работой предприятия понимается равномерный выпуск продукции в строгом соответствии с суточным или месячным графиком производства. Нарушение ритмичности производства продукции приводит к неполному использованию производственных мощностей в отдельные дни месяца и к перегрузке в другие, нарушению охраны труда и техники безопасности, к сверхурочным работам и перерасходу фонда зарплаты, появлению брака, срыву работы смежных предприятий – потребителей продукции, уплате штрафов за нарушение условия поставок и другим негативным последствиям. Поэтому необходимо тщательно анализировать ритмичность работы предприятия и принимать своевременные меры для устранения факторов, ее нарушающих. Указанный анализ позволяет выявить резервы улучшения всех технико-экономических показателей работы предприятия.

Показатели ритмичности выпуска и реализации продукции отчетного года сравниваются с аналогичными показателями предыдущего года, что позволяет оценить изменение степени ритмичности выпуска и реализации продукции.

Причины аритмичности работы предприятия можно подразделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние причины – тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля и др.

Внешние причины – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

В условиях рыночной экономики предприятие должно определять степень соответствия своей продукции требованиям как внутреннего, так и внешнего рынков. Решение этой задачи обеспечивается повышение качества выпускаемой продукции.

Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Для анализа качества продукции используются показатели удельного веса сертифицированной продукции в общем объеме вырабатываемой продукции предприятия в действующих ценах, удельного веса экспортной продукции в общем объеме продукции и коэффициента сортности продукции для оценки качества потребительских товаров.

При необходимости в таблицу можно ввести плановые показатели, что расширит анализ исследуемого вопроса, с точки зрения достижения запланированного уровня качества вырабатываемой продукции.

Коэффициент сортности продукции можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции I сорта к общему количеству продукции;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема продукции, снижению прибыли и рентабельности. Все случаи брака должны подвергаться тщательному изучению с целью их устранения.

 

Анализ реализации продукции

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса потребителей высококачественной продукцией. Качество выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг) - в дальнейшем - продукции - определяется потребностями рынка, производственно-техническими возможностями предприятия и эффективностью использования его ресурсов.

Реализуя продукцию, предприятие возмещает затраты на ее изготовление и сбыт и получает прибыль, служащую источником технического и социального развития. Несвоевременная реализация продукции наносит ущерб не только производителю, но и предприятиям - потребителям, вызывая нарушения их нормальной деятельности.

Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

Влияние факторов на изменение объема реализации продукции можно анализировать и в действующих ценах соответствующего года. Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам, который имеет следующий вид:

РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II,

где РП - объем реализованной продукции;

ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;

ВП - объем выпуска продукции за период.

Различие в темпах роста реализованной продукции и объема производства продукции может произойти за счет изменения остатков нереализованной продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим.

Таким образом, на объем реализации продукции оказывают влияние 2 группы факторов:

· изменение объема производства продукции;

· изменение остатков нереализованной продукции.

При таком анализе определяется доля изменения остатков нереализованной продукции от объема производства продукции и ее увеличение (уменьшение) по сравнению с предыдущим периодом. Увеличение остатков нереализованной продукции в действующих ценах соответствующего года в отчетном году по сравнению в с предыдущем годом при одновременном снижении их доли от объема продукции свидетельствует о росте цен на продукцию и снижении физического объема остатков нереализованной продукции.

При значительном увеличении (уменьшении) остатков нереализованной продукции следует рассмотреть изменение отдельных видов остатков нереализованной продукции по данным бухгалтерского учета: готовая продукция на складах, товары отгруженные и т. д. Следует указать причины роста остатков нереализованной продукции (неритмичность работы предприятия; скопление на складах предприятия продукции, не пользующейся спросом; несвоевременная оплата продукции заказчиком и т. д.) В процессе анализа следует определить меры по сокращению остатков готовой продукции, ускорению ее отгрузки и расчетов за продукцию.

 

5. Анализ выполнения плана договорных обязательств по поставке продукции.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставке продукции. Недовыполнение плана по договорам может обернуться для предприятия уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, предприятие может в условиях конкуренции потерять рынки сбыта продукции, что неизменно повлечет за собой спад производства.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0 ,

где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров;

ВПн - недопоставка продукции по договорам.

Источником информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно – технического и статистического учета, материалы наблюдений. Бухгалтерский учет также служит источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером.

Применение ЭВМ позволяет оперативно получать информацию об отгрузке по каждому получателю в ассортиментном разрезе, а также по срокам поставки. Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта и проводится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.006 с.)