Понадеешься ли на него, потому Что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понадеешься ли на него, потому Что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою.



Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твоё?» Иов 39:9-12

 

- Какое качество животных Б-г описывает с наибольшим уважением и выделением?

= Их независимость от человека и невозможность для них подчиниться кому-либо. Когда Б-г показывает Свой мир Иову, Он, обращает внимание только на диких животных и птиц (за исключением разве что боевого коня), в лучшем случае мало полезных человеку (орел или страус), но чаще на тех, которые никогда не подчиняться ему. И вершиной этого мира представлен левиафан, - самое независимое животное.

Хотя Иов уверен, что Б-г имеет полный контроль над человеческой судьбой («В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти», Иов 12:10), всё же Б-г смотрит на независимость человека иначе: если Б-га привлекает неподвластность левиафана, то и человек интересен ему также своей самостоятельностью и свободой. В том числе – свободой от Него. Ему всегда интересно, как мы будем действовать без Него, ориентируясь на свою память о Нём, на своё угадывание Его воли? Насколько увидим Его руку за мерным течением жизни?

«Слава Б-жия - облекать тайною дело, а слава царей - исследывать дело» Прит.25:2

Итак, мы согласны разгадывать Его притчи, предложенные нам сегодня?

 

Раскаяние в прахе и пепле.

 

«Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;

поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» Иов 42:5, 6

 

- «Были ли у Иова причины раскаиваться в прахе и пепле? Разве он не был праведным человеком? Поясните свой ответ»

(Урочник СШ с Комментариями, 191с.)

= Осознание своего недостоинства перед Святостью Вседержителя исходит не обязательно от признания в себе духа восстания против Создателя. Ангелы в свете Его лица закрывают ноги

Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал», Ис.6:2)

– но ангелы, служебные духи (Евр.1:14), «пламенеющий огонь» (Евр.1:7), по определению не могут быть голы. Их попытка прикрыть себя - естественная реакция творения на Святость Творца. Писание предупреждает, что такое смирение должно возникать не только при лицезрении сияния Славы Всевышнего, но и при столкновении с вопросом о Его природе:

«И беспрекословно - Великая Благочестия Тайна: Б-г явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, Вознёсся во славе» 1Тим.3:16

 

- «Какой была ваша реакция после первого прочтения ответа Б-га Иову? Может быть, Б-г упустил суть проблемы?»

(Урочник СШ с Комментариями, 191с.)

Для лучшего понимания ответа Иова на Слово Говорящего стоит обратиться к свидетельствам очевидцев Синайского Откровения:

«И говорил Господь к вам из среды огня; Глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только Глас» Втор.4:12,

– с одной стороны Моисей отмечает, что Израиль слышал Слово, но Образа не видел (явно, что и Иов ничего не разглядел в переливах бури), но с другой, он же записал, что Израиль кое-что заметил:

«и сказали: вот, показал нам Господь, Б-г наш, Славу Свою и Величие Своё, и Глас Его слышали мы из среды огня; сегодня видели мы, что Б-г говорит с человеком, и сей остаётся жив» Втор.5:24

 

- Что увидел Израиль на Синае?

= Человек увидел, что при всей своей малости и запутанности он может говорить с Б-гом и соприкасаться с Ним, не ломая и не ущемляя себя. (Вспомним, ещё раз, что в мире, придуманном Б-гом, продолжают существовать и грешники и левиафан, и при этом они продолжают оставаться грешниками, - Святость Господа не ломает их воли).

 

- «Каким образом на первый взгляд не связанные между собой вопросы Б-га, касающиеся творения, в конечном итоге помогают Иову найти ответ?» (Урочник СШ с Комментариями, 191с.)

= «Очевидно, Иов был поражён тем, что показал ему Б-г. Когда в Иов 42:3 он говорит: «Кто сей помрачающий Провидение, ничего не разумея?», он фактически повторяет первый вопрос Б-га к нему. Иов теперь знал ответ: это был он сам, когда рассуждал о вещах, о которых не имел ни малейшего понятия… теперь, когда он увидел Б-га, то есть ближе познакомился с Ним, он также увидел себя в истинном свете»

(Урочник СШ с Комментариями, 186с.)

У каждого свой опыт прочтения Книги Иова. И каждый после её исследования увидел себя по-другому (по крайне мере так должно было быть). Мы бы рискнули привести собственные наблюдения. Наш прошлый опыт подсказывает нам, что наша способность действовать непредсказуемо, неудержимо и увлечённо может быть весьма опасной (и потому предосудительна). А вот Ему, судя по Его любованию левиафаном (и страстью боевого коня), очень нравится это качество в Его творении. В конце-концов, это Он придумал море и шторм, и бег волны, и горы, на которые любят карабкаться не только козы. А если мы ошибёмся в своих решениях? Не умаляя последствий от наших решений, вспомним, что в Его мире живут и ошибающиеся грешники. Просто открывая Его и лики Его души мы учимся выделять в своих порывах Его восторг перед жизнью, который Он решил разделить с нами. И далее, доверяя Ему своё неумение владеть этой властью ощущать жизнь, сверяем с тем, что уже знаем о Нём, смиряя себя перед ощущением Его невидимого присутствия.

Мы все слышали о блаженстве Будущего мира. Но задумаемся, в чём оно? В том, чтобы сиять (одеждами света)? – но встаньте в солнечные лучи, и если вы никогда не смеялись этому, мало вероятно, что эти ощущения вдруг восхитят вас на Новой Земле. Восторг от просторов (и по вертикали тоже) и от уверенности, что можешь пройти всех их? – но если здесь ты уже «убил» в себе такое желание как опасный соблазн, к громаде Вселенной ты отнесёшься подозрительно. Удовлетворение от того, что вокруг тебя люди? – но это будут большей частью незнакомые люди (и создания), а их ты приучил себя обходить стороной. Доступность Б-га? – но Святой Дух после Голгофы уже навсегда связал Себя с миром людей, эта Его явственность как-то особенно не увлекает нас. Сегодня перед нами, как перед Адамом, Б-г проводит разрозненные кусочки Своего мира (и не только животных), присматриваясь, что же увлечёт нас? Что подарить нам на Новой Земле, какое задание и цель? Угадаем ли мы Его главные дары?

 

В заключении Б-г поворачивается к трём друзьям Иова. И при этом Он не разбирает их теологические ошибки.

 

- Хотя, обратите внимание, к кому обращается Б-г?

= Только к Елифазу:

«И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» Иов 42:7

 

- Почему только к Елифазу?

= Судя по всему, он был идейным вдохновителем и разработчиком хода беседы (Б-г даже не называет Вилдада и Софара друзьями Иова, но «друзья твои»). И этот идейный вдохновитель честно признался, что на такой поворот беседы его подтолкнул некий дух.

Б-г не обвинил сатану перед Иовом, переводя взгляд Иова с причины его страданий на Себя. Б-г не стал разбираться, что за дух посетил Елифаза. Он велел другое:

«Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» Иов 42:8

 

- Вопрос для «знатоков»: где ещё в Писании упоминается семь тельцов и семь овнов?

= На самом деле знакомство с Храмовой системой Жертвоприношений должно подсказать нам, что оно не предусматривало приношения одинакового количества тельцов и овнов (только разве вместе с другими животными, как было при освящении Новомесячья или Жертвенника) Семь тельцов и семь овнов упоминаются при жертвоприношении Валаама:

«И сказал Валаам Валаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне семь тельцов и семь овнов» Чис.23:1

(Более общий вариант прочтения текста возможен при учёте, что такую Жертву приносили при перемещении Ковчега:

«И когда Б-г помог левитам, нёсшим Ковчег Завета Господня, тогда закололи в Жертву семь тельцов и семь овнов», 1Пар.15:26,

- история Книги Иова \как и история Валаама\ описывает приход Б-га, и Б-г, желая обратить на это внимание, указывает на совершение приличествующего случаю ритуала.)

Сложно сказать, что увидели друзья Иова в том Жертвоприношении, но вот Валаам усмотрел то, чего первоначально никак не ожидал:

«говорит слышащий Слова Б-жии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, …» Чис.24:16, 17

(так же как и Иов, Валаам до этого момента слышал Господа, но теперь увидел Его).

Когда Он приходит, Он желает только одного: рассказать о Себе, указать на Себя. И уже в свете увиденного, мы понимаем себя, принимаем боль, открываем тайны Его мира. Но не наоборот.

 

Глебушко Марианна,

Санкт-Петербург



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.009 с.)