Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?



Урок 11: «Из бури»

Памятный стих: Иов. 38:4.

Чтение Слова: Иов 38:1-10.

 

Из бури.

 

«Господь отвечал Иову из бури и сказал…» Иов 38:1

Вероятно, когда Моисей услышал эту историю, Он очень пожалел, что не присутствовал при явлении Б-га в буре. И Б-г заметил его мечту, и дал ей осуществиться:

«Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнём до самых небес, [и была] тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; Глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только Глас» Втор.4:11, 12

История появления света (а также, например, Евы) учит нас: Б-г даёт нам только то, что мы желаем иметь (свет при творении Земли появился, только когда ангелы увидели и осознали тьму в этой части вселенной). Мечтаем ли мы о Его сошествии в наш дом, в наш быт? Друзья Иова не допускали такого варианта развития событий, Иов уже не верил в него и ожидал встречи с Б-гом только по Воскресении; только Елиуй, говоривший о Духе, уверял, что такое возможно, и даже указывал на явные признаки приближения Сошествия:

«Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» (Иов.37:24, все же более точно вторая часть стиха: «не видят все мудрые сердцем» ) – последние слова человека перед появлением Б-га. Елиуй уверял, что человек может благоговеть перед Ним и трепетать, даже не видя Его. (Интересно, что Моисей использовал выражение «все мудрые сердцем» ещё только один раз, при описании работы мастеров, изготовлявших Скинию, хотя в отличие от Моисея, они не видели(!) её: «И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил Духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне», Исх.28:3).

 

«Библия учит нас великой и важной истине, что наш Б-г — это не отстранённое божество, которое создало наш мир, а затем предоставило нас самим себе» (Урочник СШ с Комментариями, 181с.).

Присутствовал ли Б-г при споре Иова с друзьями? Несомненно. И то, как Он повторял некоторые реплики друзей, исправляя их, показывает, что Он был там и слушал очень внимательно.

- «Одно дело — умозрительно верить в близость Б-га к нам; и совсем другое — испытать эту близость. Как вы можете научиться поддерживать близкие отношения с Б-гом и черпать из этих отношений надежду и утешение?» (Урочник СШ с Комментариями, 181с.)

= «Итак Вера от слышания, а слышание от Слова Б-жия»

Рим.10:17

Привычка искать Б-га в Писании сформирует привычку искать Его и возле себя.

 

«Господь отвечал Иову из бури и сказал:

Вопрос Б-га.

 

Его первый вопросом было:

«где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» Иов 38:4

- Если бы Б-г сейчас задал этот вопрос вам, что бы Он, по вашему мнению, спросил? Что бы вы Ему ответили?

(Урочник СШ с Комментариями, 183с.)

= Сотворивший спрашивает: «Знаешь ли ты основы Земли? Как они проявляют себя?» В мире, который далее описал Б-г, Его словно нет, но при этом всё держится только на Нём. Наша жизнь обнаруживает ту же закономерность: Его не видно, но Он несёт её. Так знаем ли мы основы этого взаимодействия с Ним?

 

Обратим внимание на то, как Б-г выстроил свой рассказ Иову об устройстве Своего мира.

38:1-18 – идёт описание Земли до появления света.

38:19-21 – границы света и тьмы.

38:22-24 - граница вод, пролагаемая Ветром(как при Творении или Потопе) – 2 день творения.

38:25-30 - образы воды: дождь, роса иней, лёд, – 3 день творения: море и воды.

38:31-33 – созвездия, – 4 день творения.

38:34-38 – облака, – 5 день творения, т.е. подготовка неба и вод для принятия жизни.

38:39-41:26 - животный мир, – 6 день творения.

42 глава – ответ человека Б-гу, примирение семьи и друзей Иова, объединение их возле Жертвы – 7 день творения, Суббота (поэтому здесь нет сатаны, а есть слова:

«Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя»,

Иов 42:5).

С одной стороны Б-г описывает Свой мир, но с другой – представляет порядок Творения. Т.е. Б-жий мир представлен как Его постоянное нескончаемое творение. Нас действительно не было тогда, когда разворачивались события 1 гл. Бытия. Но сейчас-то мы есть! И мы можем наблюдать Его творческую силу, замечая которую, «все сыны Б-жии восклицали от радости» (Иов 38:7). Если, конечно, мы захотим увидеть Его деяние Творения.

«где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» Иов 38:4,

- вопрос к настоящему дню Иова и каждого из нас.

 

3. Господь как Творец (просто интересное дополнение для любителей Книги Иова).

 

«Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль?

Раскаяние в прахе и пепле.

 

«Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;

поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» Иов 42:5, 6

 

- «Были ли у Иова причины раскаиваться в прахе и пепле? Разве он не был праведным человеком? Поясните свой ответ»

(Урочник СШ с Комментариями, 191с.)

= Осознание своего недостоинства перед Святостью Вседержителя исходит не обязательно от признания в себе духа восстания против Создателя. Ангелы в свете Его лица закрывают ноги

Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал», Ис.6:2)

– но ангелы, служебные духи (Евр.1:14), «пламенеющий огонь» (Евр.1:7), по определению не могут быть голы. Их попытка прикрыть себя - естественная реакция творения на Святость Творца. Писание предупреждает, что такое смирение должно возникать не только при лицезрении сияния Славы Всевышнего, но и при столкновении с вопросом о Его природе:

«И беспрекословно - Великая Благочестия Тайна: Б-г явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, Вознёсся во славе» 1Тим.3:16

 

- «Какой была ваша реакция после первого прочтения ответа Б-га Иову? Может быть, Б-г упустил суть проблемы?»

(Урочник СШ с Комментариями, 191с.)

Для лучшего понимания ответа Иова на Слово Говорящего стоит обратиться к свидетельствам очевидцев Синайского Откровения:

«И говорил Господь к вам из среды огня; Глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только Глас» Втор.4:12,

– с одной стороны Моисей отмечает, что Израиль слышал Слово, но Образа не видел (явно, что и Иов ничего не разглядел в переливах бури), но с другой, он же записал, что Израиль кое-что заметил:

«и сказали: вот, показал нам Господь, Б-г наш, Славу Свою и Величие Своё, и Глас Его слышали мы из среды огня; сегодня видели мы, что Б-г говорит с человеком, и сей остаётся жив» Втор.5:24

 

- Что увидел Израиль на Синае?

= Человек увидел, что при всей своей малости и запутанности он может говорить с Б-гом и соприкасаться с Ним, не ломая и не ущемляя себя. (Вспомним, ещё раз, что в мире, придуманном Б-гом, продолжают существовать и грешники и левиафан, и при этом они продолжают оставаться грешниками, - Святость Господа не ломает их воли).

 

- «Каким образом на первый взгляд не связанные между собой вопросы Б-га, касающиеся творения, в конечном итоге помогают Иову найти ответ?» (Урочник СШ с Комментариями, 191с.)

= «Очевидно, Иов был поражён тем, что показал ему Б-г. Когда в Иов 42:3 он говорит: «Кто сей помрачающий Провидение, ничего не разумея?», он фактически повторяет первый вопрос Б-га к нему. Иов теперь знал ответ: это был он сам, когда рассуждал о вещах, о которых не имел ни малейшего понятия… теперь, когда он увидел Б-га, то есть ближе познакомился с Ним, он также увидел себя в истинном свете»

(Урочник СШ с Комментариями, 186с.)

У каждого свой опыт прочтения Книги Иова. И каждый после её исследования увидел себя по-другому (по крайне мере так должно было быть). Мы бы рискнули привести собственные наблюдения. Наш прошлый опыт подсказывает нам, что наша способность действовать непредсказуемо, неудержимо и увлечённо может быть весьма опасной (и потому предосудительна). А вот Ему, судя по Его любованию левиафаном (и страстью боевого коня), очень нравится это качество в Его творении. В конце-концов, это Он придумал море и шторм, и бег волны, и горы, на которые любят карабкаться не только козы. А если мы ошибёмся в своих решениях? Не умаляя последствий от наших решений, вспомним, что в Его мире живут и ошибающиеся грешники. Просто открывая Его и лики Его души мы учимся выделять в своих порывах Его восторг перед жизнью, который Он решил разделить с нами. И далее, доверяя Ему своё неумение владеть этой властью ощущать жизнь, сверяем с тем, что уже знаем о Нём, смиряя себя перед ощущением Его невидимого присутствия.

Мы все слышали о блаженстве Будущего мира. Но задумаемся, в чём оно? В том, чтобы сиять (одеждами света)? – но встаньте в солнечные лучи, и если вы никогда не смеялись этому, мало вероятно, что эти ощущения вдруг восхитят вас на Новой Земле. Восторг от просторов (и по вертикали тоже) и от уверенности, что можешь пройти всех их? – но если здесь ты уже «убил» в себе такое желание как опасный соблазн, к громаде Вселенной ты отнесёшься подозрительно. Удовлетворение от того, что вокруг тебя люди? – но это будут большей частью незнакомые люди (и создания), а их ты приучил себя обходить стороной. Доступность Б-га? – но Святой Дух после Голгофы уже навсегда связал Себя с миром людей, эта Его явственность как-то особенно не увлекает нас. Сегодня перед нами, как перед Адамом, Б-г проводит разрозненные кусочки Своего мира (и не только животных), присматриваясь, что же увлечёт нас? Что подарить нам на Новой Земле, какое задание и цель? Угадаем ли мы Его главные дары?

 

В заключении Б-г поворачивается к трём друзьям Иова. И при этом Он не разбирает их теологические ошибки.

 

- Хотя, обратите внимание, к кому обращается Б-г?

= Только к Елифазу:

«И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» Иов 42:7

 

- Почему только к Елифазу?

= Судя по всему, он был идейным вдохновителем и разработчиком хода беседы (Б-г даже не называет Вилдада и Софара друзьями Иова, но «друзья твои»). И этот идейный вдохновитель честно признался, что на такой поворот беседы его подтолкнул некий дух.

Б-г не обвинил сатану перед Иовом, переводя взгляд Иова с причины его страданий на Себя. Б-г не стал разбираться, что за дух посетил Елифаза. Он велел другое:

«Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» Иов 42:8

 

- Вопрос для «знатоков»: где ещё в Писании упоминается семь тельцов и семь овнов?

= На самом деле знакомство с Храмовой системой Жертвоприношений должно подсказать нам, что оно не предусматривало приношения одинакового количества тельцов и овнов (только разве вместе с другими животными, как было при освящении Новомесячья или Жертвенника) Семь тельцов и семь овнов упоминаются при жертвоприношении Валаама:

«И сказал Валаам Валаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне семь тельцов и семь овнов» Чис.23:1

(Более общий вариант прочтения текста возможен при учёте, что такую Жертву приносили при перемещении Ковчега:

«И когда Б-г помог левитам, нёсшим Ковчег Завета Господня, тогда закололи в Жертву семь тельцов и семь овнов», 1Пар.15:26,

- история Книги Иова \как и история Валаама\ описывает приход Б-га, и Б-г, желая обратить на это внимание, указывает на совершение приличествующего случаю ритуала.)

Сложно сказать, что увидели друзья Иова в том Жертвоприношении, но вот Валаам усмотрел то, чего первоначально никак не ожидал:

«говорит слышащий Слова Б-жии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, …» Чис.24:16, 17

(так же как и Иов, Валаам до этого момента слышал Господа, но теперь увидел Его).

Когда Он приходит, Он желает только одного: рассказать о Себе, указать на Себя. И уже в свете увиденного, мы понимаем себя, принимаем боль, открываем тайны Его мира. Но не наоборот.

 

Глебушко Марианна,

Санкт-Петербург

Урок 11: «Из бури»

Памятный стих: Иов. 38:4.

Чтение Слова: Иов 38:1-10.

 

Из бури.

 

«Господь отвечал Иову из бури и сказал…» Иов 38:1

Вероятно, когда Моисей услышал эту историю, Он очень пожалел, что не присутствовал при явлении Б-га в буре. И Б-г заметил его мечту, и дал ей осуществиться:

«Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнём до самых небес, [и была] тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; Глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только Глас» Втор.4:11, 12

История появления света (а также, например, Евы) учит нас: Б-г даёт нам только то, что мы желаем иметь (свет при творении Земли появился, только когда ангелы увидели и осознали тьму в этой части вселенной). Мечтаем ли мы о Его сошествии в наш дом, в наш быт? Друзья Иова не допускали такого варианта развития событий, Иов уже не верил в него и ожидал встречи с Б-гом только по Воскресении; только Елиуй, говоривший о Духе, уверял, что такое возможно, и даже указывал на явные признаки приближения Сошествия:

«Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» (Иов.37:24, все же более точно вторая часть стиха: «не видят все мудрые сердцем» ) – последние слова человека перед появлением Б-га. Елиуй уверял, что человек может благоговеть перед Ним и трепетать, даже не видя Его. (Интересно, что Моисей использовал выражение «все мудрые сердцем» ещё только один раз, при описании работы мастеров, изготовлявших Скинию, хотя в отличие от Моисея, они не видели(!) её: «И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил Духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне», Исх.28:3).

 

«Библия учит нас великой и важной истине, что наш Б-г — это не отстранённое божество, которое создало наш мир, а затем предоставило нас самим себе» (Урочник СШ с Комментариями, 181с.).

Присутствовал ли Б-г при споре Иова с друзьями? Несомненно. И то, как Он повторял некоторые реплики друзей, исправляя их, показывает, что Он был там и слушал очень внимательно.

- «Одно дело — умозрительно верить в близость Б-га к нам; и совсем другое — испытать эту близость. Как вы можете научиться поддерживать близкие отношения с Б-гом и черпать из этих отношений надежду и утешение?» (Урочник СШ с Комментариями, 181с.)

= «Итак Вера от слышания, а слышание от Слова Б-жия»

Рим.10:17

Привычка искать Б-га в Писании сформирует привычку искать Его и возле себя.

 

«Господь отвечал Иову из бури и сказал:

кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?

Препояшь ныне чресла твои, как муж:

Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне …» Иов 38:1-3

 

- Для чего пришёл Б-г?

= Бог не сошёл на землю, чтобы отвечать на вопросы Иова или оправдываться за Свои деяния для него. Первые слова Б-га, сразу пояснили: «Здесь вопросы буду задавать Я». Отвечает на вопросы обвиняемый, судья же задаёт их. Помните это о нашем Б-ге: Он заставит вас самих найти ответы на свои непонимания. А Сам будет говорить с нами притчами. Увидеть за сложившимися вокруг нас обстоятельствами притчу Б-га, Его непременное обращение к нам, - необходимое умение и обязанность детей Адама.

 

«Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Б-г создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого ещё не было на земле, и всякую полевую траву, которая ещё не росла, ибо Господь Б-г не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли …» Быт.2:4, 5

 

– В этих стихах впервые появляется личное Имя Б-га, тетраграматон, и связано оно оказывается с историей сотворения человека, и с притчей о Человеке (об этой притче мы говорили на прошлом уроке). Это Имя проходит далее по всей второй главе Бытия, описывающей разговоры и личные встречи человека и Б-га. Когда Б-г является перед Иовом в буре, в тексте появляется и Его личное Имя, как это было в первых главах Книги Иова, когда Сотворивший описывался напрямую (напомним, что в остальных главах Книги, за исключением 12:9, это Имя не используется). Это то Имя, с которым Говорящий обратился к Моисею из горящего куста, а затем вывел Израиля из Египта. Это то Имя, с которым Иисус появился в Своём Храме:

«Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» Иоан.8:25

 

Вопрос Б-га.

 

Его первый вопросом было:

«где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» Иов 38:4

- Если бы Б-г сейчас задал этот вопрос вам, что бы Он, по вашему мнению, спросил? Что бы вы Ему ответили?

(Урочник СШ с Комментариями, 183с.)

= Сотворивший спрашивает: «Знаешь ли ты основы Земли? Как они проявляют себя?» В мире, который далее описал Б-г, Его словно нет, но при этом всё держится только на Нём. Наша жизнь обнаруживает ту же закономерность: Его не видно, но Он несёт её. Так знаем ли мы основы этого взаимодействия с Ним?

 

Обратим внимание на то, как Б-г выстроил свой рассказ Иову об устройстве Своего мира.

38:1-18 – идёт описание Земли до появления света.

38:19-21 – границы света и тьмы.

38:22-24 - граница вод, пролагаемая Ветром(как при Творении или Потопе) – 2 день творения.

38:25-30 - образы воды: дождь, роса иней, лёд, – 3 день творения: море и воды.

38:31-33 – созвездия, – 4 день творения.

38:34-38 – облака, – 5 день творения, т.е. подготовка неба и вод для принятия жизни.

38:39-41:26 - животный мир, – 6 день творения.

42 глава – ответ человека Б-гу, примирение семьи и друзей Иова, объединение их возле Жертвы – 7 день творения, Суббота (поэтому здесь нет сатаны, а есть слова:

«Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя»,

Иов 42:5).

С одной стороны Б-г описывает Свой мир, но с другой – представляет порядок Творения. Т.е. Б-жий мир представлен как Его постоянное нескончаемое творение. Нас действительно не было тогда, когда разворачивались события 1 гл. Бытия. Но сейчас-то мы есть! И мы можем наблюдать Его творческую силу, замечая которую, «все сыны Б-жии восклицали от радости» (Иов 38:7). Если, конечно, мы захотим увидеть Его деяние Творения.

«где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» Иов 38:4,

- вопрос к настоящему дню Иова и каждого из нас.

 

3. Господь как Творец (просто интересное дополнение для любителей Книги Иова).

 

«Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.078 с.)