Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?Стр 1 из 3Следующая ⇒
Урок 11: «Из бури» Памятный стих: Иов. 38:4. Чтение Слова: Иов 38:1-10.
Из бури.
«Господь отвечал Иову из бури и сказал…» Иов 38:1 Вероятно, когда Моисей услышал эту историю, Он очень пожалел, что не присутствовал при явлении Б-га в буре. И Б-г заметил его мечту, и дал ей осуществиться: «Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнём до самых небес, [и была] тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; Глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только Глас» Втор.4:11, 12 История появления света (а также, например, Евы) учит нас: Б-г даёт нам только то, что мы желаем иметь (свет при творении Земли появился, только когда ангелы увидели и осознали тьму в этой части вселенной). Мечтаем ли мы о Его сошествии в наш дом, в наш быт? Друзья Иова не допускали такого варианта развития событий, Иов уже не верил в него и ожидал встречи с Б-гом только по Воскресении; только Елиуй, говоривший о Духе, уверял, что такое возможно, и даже указывал на явные признаки приближения Сошествия: «Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» (Иов.37:24, все же более точно вторая часть стиха: «не видят все мудрые сердцем» ) – последние слова человека перед появлением Б-га. Елиуй уверял, что человек может благоговеть перед Ним и трепетать, даже не видя Его. (Интересно, что Моисей использовал выражение «все мудрые сердцем» ещё только один раз, при описании работы мастеров, изготовлявших Скинию, хотя в отличие от Моисея, они не видели(!) её: «И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил Духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне», Исх.28:3).
«Библия учит нас великой и важной истине, что наш Б-г — это не отстранённое божество, которое создало наш мир, а затем предоставило нас самим себе» (Урочник СШ с Комментариями, 181с.). Присутствовал ли Б-г при споре Иова с друзьями? Несомненно. И то, как Он повторял некоторые реплики друзей, исправляя их, показывает, что Он был там и слушал очень внимательно. - «Одно дело — умозрительно верить в близость Б-га к нам; и совсем другое — испытать эту близость. Как вы можете научиться поддерживать близкие отношения с Б-гом и черпать из этих отношений надежду и утешение?» (Урочник СШ с Комментариями, 181с.)
= «Итак Вера от слышания, а слышание от Слова Б-жия» Рим.10:17 Привычка искать Б-га в Писании сформирует привычку искать Его и возле себя.
«Господь отвечал Иову из бури и сказал: Вопрос Б-га.
Его первый вопросом было: «где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» Иов 38:4 - Если бы Б-г сейчас задал этот вопрос вам, что бы Он, по вашему мнению, спросил? Что бы вы Ему ответили? (Урочник СШ с Комментариями, 183с.) = Сотворивший спрашивает: «Знаешь ли ты основы Земли? Как они проявляют себя?» В мире, который далее описал Б-г, Его словно нет, но при этом всё держится только на Нём. Наша жизнь обнаруживает ту же закономерность: Его не видно, но Он несёт её. Так знаем ли мы основы этого взаимодействия с Ним?
Обратим внимание на то, как Б-г выстроил свой рассказ Иову об устройстве Своего мира. 38:1-18 – идёт описание Земли до появления света. 38:19-21 – границы света и тьмы. 38:22-24 - граница вод, пролагаемая Ветром(как при Творении или Потопе) – 2 день творения. 38:25-30 - образы воды: дождь, роса иней, лёд, – 3 день творения: море и воды. 38:31-33 – созвездия, – 4 день творения. 38:34-38 – облака, – 5 день творения, т.е. подготовка неба и вод для принятия жизни. 38:39-41:26 - животный мир, – 6 день творения. 42 глава – ответ человека Б-гу, примирение семьи и друзей Иова, объединение их возле Жертвы – 7 день творения, Суббота (поэтому здесь нет сатаны, а есть слова: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя», Иов 42:5). С одной стороны Б-г описывает Свой мир, но с другой – представляет порядок Творения. Т.е. Б-жий мир представлен как Его постоянное нескончаемое творение. Нас действительно не было тогда, когда разворачивались события 1 гл. Бытия. Но сейчас-то мы есть! И мы можем наблюдать Его творческую силу, замечая которую, «все сыны Б-жии восклицали от радости» (Иов 38:7). Если, конечно, мы захотим увидеть Его деяние Творения. «где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» Иов 38:4, - вопрос к настоящему дню Иова и каждого из нас.
3. Господь как Творец (просто интересное дополнение для любителей Книги Иова).
«Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Раскаяние в прахе и пепле.
«Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» Иов 42:5, 6
- «Были ли у Иова причины раскаиваться в прахе и пепле? Разве он не был праведным человеком? Поясните свой ответ» (Урочник СШ с Комментариями, 191с.) = Осознание своего недостоинства перед Святостью Вседержителя исходит не обязательно от признания в себе духа восстания против Создателя. Ангелы в свете Его лица закрывают ноги («Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал», Ис.6:2) – но ангелы, служебные духи (Евр.1:14), «пламенеющий огонь» (Евр.1:7), по определению не могут быть голы. Их попытка прикрыть себя - естественная реакция творения на Святость Творца. Писание предупреждает, что такое смирение должно возникать не только при лицезрении сияния Славы Всевышнего, но и при столкновении с вопросом о Его природе: «И беспрекословно - Великая Благочестия Тайна: Б-г явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, Вознёсся во славе» 1Тим.3:16
- «Какой была ваша реакция после первого прочтения ответа Б-га Иову? Может быть, Б-г упустил суть проблемы?» (Урочник СШ с Комментариями, 191с.) Для лучшего понимания ответа Иова на Слово Говорящего стоит обратиться к свидетельствам очевидцев Синайского Откровения: «И говорил Господь к вам из среды огня; Глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только Глас» Втор.4:12, – с одной стороны Моисей отмечает, что Израиль слышал Слово, но Образа не видел (явно, что и Иов ничего не разглядел в переливах бури), но с другой, он же записал, что Израиль кое-что заметил: «и сказали: вот, показал нам Господь, Б-г наш, Славу Свою и Величие Своё, и Глас Его слышали мы из среды огня; сегодня видели мы, что Б-г говорит с человеком, и сей остаётся жив» Втор.5:24
- Что увидел Израиль на Синае? = Человек увидел, что при всей своей малости и запутанности он может говорить с Б-гом и соприкасаться с Ним, не ломая и не ущемляя себя. (Вспомним, ещё раз, что в мире, придуманном Б-гом, продолжают существовать и грешники и левиафан, и при этом они продолжают оставаться грешниками, - Святость Господа не ломает их воли).
- «Каким образом на первый взгляд не связанные между собой вопросы Б-га, касающиеся творения, в конечном итоге помогают Иову найти ответ?» (Урочник СШ с Комментариями, 191с.) = «Очевидно, Иов был поражён тем, что показал ему Б-г. Когда в Иов 42:3 он говорит: «Кто сей помрачающий Провидение, ничего не разумея?», он фактически повторяет первый вопрос Б-га к нему. Иов теперь знал ответ: это был он сам, когда рассуждал о вещах, о которых не имел ни малейшего понятия… теперь, когда он увидел Б-га, то есть ближе познакомился с Ним, он также увидел себя в истинном свете» (Урочник СШ с Комментариями, 186с.) У каждого свой опыт прочтения Книги Иова. И каждый после её исследования увидел себя по-другому (по крайне мере так должно было быть). Мы бы рискнули привести собственные наблюдения. Наш прошлый опыт подсказывает нам, что наша способность действовать непредсказуемо, неудержимо и увлечённо может быть весьма опасной (и потому предосудительна). А вот Ему, судя по Его любованию левиафаном (и страстью боевого коня), очень нравится это качество в Его творении. В конце-концов, это Он придумал море и шторм, и бег волны, и горы, на которые любят карабкаться не только козы. А если мы ошибёмся в своих решениях? Не умаляя последствий от наших решений, вспомним, что в Его мире живут и ошибающиеся грешники. Просто открывая Его и лики Его души мы учимся выделять в своих порывах Его восторг перед жизнью, который Он решил разделить с нами. И далее, доверяя Ему своё неумение владеть этой властью ощущать жизнь, сверяем с тем, что уже знаем о Нём, смиряя себя перед ощущением Его невидимого присутствия.
Мы все слышали о блаженстве Будущего мира. Но задумаемся, в чём оно? В том, чтобы сиять (одеждами света)? – но встаньте в солнечные лучи, и если вы никогда не смеялись этому, мало вероятно, что эти ощущения вдруг восхитят вас на Новой Земле. Восторг от просторов (и по вертикали тоже) и от уверенности, что можешь пройти всех их? – но если здесь ты уже «убил» в себе такое желание как опасный соблазн, к громаде Вселенной ты отнесёшься подозрительно. Удовлетворение от того, что вокруг тебя люди? – но это будут большей частью незнакомые люди (и создания), а их ты приучил себя обходить стороной. Доступность Б-га? – но Святой Дух после Голгофы уже навсегда связал Себя с миром людей, эта Его явственность как-то особенно не увлекает нас. Сегодня перед нами, как перед Адамом, Б-г проводит разрозненные кусочки Своего мира (и не только животных), присматриваясь, что же увлечёт нас? Что подарить нам на Новой Земле, какое задание и цель? Угадаем ли мы Его главные дары?
В заключении Б-г поворачивается к трём друзьям Иова. И при этом Он не разбирает их теологические ошибки.
- Хотя, обратите внимание, к кому обращается Б-г? = Только к Елифазу: «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» Иов 42:7
- Почему только к Елифазу? = Судя по всему, он был идейным вдохновителем и разработчиком хода беседы (Б-г даже не называет Вилдада и Софара друзьями Иова, но «друзья твои»). И этот идейный вдохновитель честно признался, что на такой поворот беседы его подтолкнул некий дух. Б-г не обвинил сатану перед Иовом, переводя взгляд Иова с причины его страданий на Себя. Б-г не стал разбираться, что за дух посетил Елифаза. Он велел другое:
«Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» Иов 42:8
- Вопрос для «знатоков»: где ещё в Писании упоминается семь тельцов и семь овнов? = На самом деле знакомство с Храмовой системой Жертвоприношений должно подсказать нам, что оно не предусматривало приношения одинакового количества тельцов и овнов (только разве вместе с другими животными, как было при освящении Новомесячья или Жертвенника) Семь тельцов и семь овнов упоминаются при жертвоприношении Валаама: «И сказал Валаам Валаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне семь тельцов и семь овнов» Чис.23:1 (Более общий вариант прочтения текста возможен при учёте, что такую Жертву приносили при перемещении Ковчега: «И когда Б-г помог левитам, нёсшим Ковчег Завета Господня, тогда закололи в Жертву семь тельцов и семь овнов», 1Пар.15:26, - история Книги Иова \как и история Валаама\ описывает приход Б-га, и Б-г, желая обратить на это внимание, указывает на совершение приличествующего случаю ритуала.) Сложно сказать, что увидели друзья Иова в том Жертвоприношении, но вот Валаам усмотрел то, чего первоначально никак не ожидал: «говорит слышащий Слова Б-жии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, …» Чис.24:16, 17 (так же как и Иов, Валаам до этого момента слышал Господа, но теперь увидел Его). Когда Он приходит, Он желает только одного: рассказать о Себе, указать на Себя. И уже в свете увиденного, мы понимаем себя, принимаем боль, открываем тайны Его мира. Но не наоборот.
Глебушко Марианна, Санкт-Петербург Урок 11: «Из бури» Памятный стих: Иов. 38:4. Чтение Слова: Иов 38:1-10.
Из бури.
«Господь отвечал Иову из бури и сказал…» Иов 38:1 Вероятно, когда Моисей услышал эту историю, Он очень пожалел, что не присутствовал при явлении Б-га в буре. И Б-г заметил его мечту, и дал ей осуществиться: «Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнём до самых небес, [и была] тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; Глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только Глас» Втор.4:11, 12 История появления света (а также, например, Евы) учит нас: Б-г даёт нам только то, что мы желаем иметь (свет при творении Земли появился, только когда ангелы увидели и осознали тьму в этой части вселенной). Мечтаем ли мы о Его сошествии в наш дом, в наш быт? Друзья Иова не допускали такого варианта развития событий, Иов уже не верил в него и ожидал встречи с Б-гом только по Воскресении; только Елиуй, говоривший о Духе, уверял, что такое возможно, и даже указывал на явные признаки приближения Сошествия:
«Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» (Иов.37:24, все же более точно вторая часть стиха: «не видят все мудрые сердцем» ) – последние слова человека перед появлением Б-га. Елиуй уверял, что человек может благоговеть перед Ним и трепетать, даже не видя Его. (Интересно, что Моисей использовал выражение «все мудрые сердцем» ещё только один раз, при описании работы мастеров, изготовлявших Скинию, хотя в отличие от Моисея, они не видели(!) её: «И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил Духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне», Исх.28:3).
«Библия учит нас великой и важной истине, что наш Б-г — это не отстранённое божество, которое создало наш мир, а затем предоставило нас самим себе» (Урочник СШ с Комментариями, 181с.). Присутствовал ли Б-г при споре Иова с друзьями? Несомненно. И то, как Он повторял некоторые реплики друзей, исправляя их, показывает, что Он был там и слушал очень внимательно. - «Одно дело — умозрительно верить в близость Б-га к нам; и совсем другое — испытать эту близость. Как вы можете научиться поддерживать близкие отношения с Б-гом и черпать из этих отношений надежду и утешение?» (Урочник СШ с Комментариями, 181с.) = «Итак Вера от слышания, а слышание от Слова Б-жия» Рим.10:17 Привычка искать Б-га в Писании сформирует привычку искать Его и возле себя.
«Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне …» Иов 38:1-3
- Для чего пришёл Б-г? = Бог не сошёл на землю, чтобы отвечать на вопросы Иова или оправдываться за Свои деяния для него. Первые слова Б-га, сразу пояснили: «Здесь вопросы буду задавать Я». Отвечает на вопросы обвиняемый, судья же задаёт их. Помните это о нашем Б-ге: Он заставит вас самих найти ответы на свои непонимания. А Сам будет говорить с нами притчами. Увидеть за сложившимися вокруг нас обстоятельствами притчу Б-га, Его непременное обращение к нам, - необходимое умение и обязанность детей Адама.
«Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Б-г создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого ещё не было на земле, и всякую полевую траву, которая ещё не росла, ибо Господь Б-г не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли …» Быт.2:4, 5
– В этих стихах впервые появляется личное Имя Б-га, тетраграматон, и связано оно оказывается с историей сотворения человека, и с притчей о Человеке (об этой притче мы говорили на прошлом уроке). Это Имя проходит далее по всей второй главе Бытия, описывающей разговоры и личные встречи человека и Б-га. Когда Б-г является перед Иовом в буре, в тексте появляется и Его личное Имя, как это было в первых главах Книги Иова, когда Сотворивший описывался напрямую (напомним, что в остальных главах Книги, за исключением 12:9, это Имя не используется). Это то Имя, с которым Говорящий обратился к Моисею из горящего куста, а затем вывел Израиля из Египта. Это то Имя, с которым Иисус появился в Своём Храме: «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» Иоан.8:25
Вопрос Б-га.
Его первый вопросом было: «где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» Иов 38:4 - Если бы Б-г сейчас задал этот вопрос вам, что бы Он, по вашему мнению, спросил? Что бы вы Ему ответили? (Урочник СШ с Комментариями, 183с.) = Сотворивший спрашивает: «Знаешь ли ты основы Земли? Как они проявляют себя?» В мире, который далее описал Б-г, Его словно нет, но при этом всё держится только на Нём. Наша жизнь обнаруживает ту же закономерность: Его не видно, но Он несёт её. Так знаем ли мы основы этого взаимодействия с Ним?
Обратим внимание на то, как Б-г выстроил свой рассказ Иову об устройстве Своего мира. 38:1-18 – идёт описание Земли до появления света. 38:19-21 – границы света и тьмы. 38:22-24 - граница вод, пролагаемая Ветром(как при Творении или Потопе) – 2 день творения. 38:25-30 - образы воды: дождь, роса иней, лёд, – 3 день творения: море и воды. 38:31-33 – созвездия, – 4 день творения. 38:34-38 – облака, – 5 день творения, т.е. подготовка неба и вод для принятия жизни. 38:39-41:26 - животный мир, – 6 день творения. 42 глава – ответ человека Б-гу, примирение семьи и друзей Иова, объединение их возле Жертвы – 7 день творения, Суббота (поэтому здесь нет сатаны, а есть слова: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя», Иов 42:5). С одной стороны Б-г описывает Свой мир, но с другой – представляет порядок Творения. Т.е. Б-жий мир представлен как Его постоянное нескончаемое творение. Нас действительно не было тогда, когда разворачивались события 1 гл. Бытия. Но сейчас-то мы есть! И мы можем наблюдать Его творческую силу, замечая которую, «все сыны Б-жии восклицали от радости» (Иов 38:7). Если, конечно, мы захотим увидеть Его деяние Творения. «где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» Иов 38:4, - вопрос к настоящему дню Иова и каждого из нас.
3. Господь как Творец (просто интересное дополнение для любителей Книги Иова).
«Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.078 с.) |