ТОП 10:

Социология – это наука о становлении, развитии, изменениях и функционировании социальных общностей.



Уровни социологического знания.

 

Знание в науках, отличающихся широтой предметной области и длительной историей их разработки, принято делить на фундаментальное и прикладное, которые представляют собой основные направления развития науки.

На фундаментальном уровне накапливаются наиболее общие и достоверные теоретические знания, на прикладном уровне сосредоточено гипотетическое знание, требующее проверки и обобщения на эмпирическом материале и дальнейшей интерпретации.

 

Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.

 

Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции.

Фундаментальный уровень социологичес-кого знания принято называть общесоциологическим, а теории,

возникающие на этом уровне - общесоциологическими.

 

Эмпирический уровень в социологии - это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни.

 

 

Длительное время фундаментальные исследования в социологии не могли приспособить свой теоретический аппарат для изучения таких разных социальных феноменов, как семья, государство, отклоняющееся поведение и т.д., в силу значительных различий в природе этих объектов исследования. В свою очередь фундаментальная наука испытывала значительный дефицит в эмпирической информации, так как эмпирические исследования, как правило, проводились в узкопрактических, утилитарных целях и трудно было связать их в единую систему. В результате произошел разрыв между фундаментальной социологией и эмпирическими исследованиями.

Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания – среднего

 

Теории среднего уровня (Р. Мертон) – это теории, обеспечивающие гибкую связь между эмпирическим и теоретическим уровнями исследования, создаваемые для обобщения определенной группы фактов в отдельных областях социологического знания.

 

Уровни знания Степень общности теории Примеры
Фундаментальный Общесоциологические теории Исторический материализм
Средний Теории среднего уровня (Специальные социологические теории) Теория социальных институтов, Теории и концепции социализации личности
Прикладной Гипотезы и обобщения эмпирических исследований Гипотеза о взаимосвязи идеологии, системы ценностей и "социальных архетипов" народа

 

Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы.

Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии.

Место социологии в системе общественных наук.

Метод социологии.

В социологии существуют четыре основных метода сбора первичной социологической информации:

1. наблюдение

2. анализ документов

3. опрос

4. эксперимент.

 

Наблюдение

Наблюдение -это прямая регистрация событий очевидцем.

 

Для научного наблюдения характерно то, что:

- оно подчинено цели и задачам исследования;

- оно планируется по заранее обдуманной процедуре;

- все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе;

- информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

 

 

Классификация наблюдений

1) По степени формализованности:

       
   
 
 

 


Неконтролируемое Н. и Контролируемое Н.

(нестандартизованное, (стандартизованное,

бесструктурное) - структурное)-исследователь пользуется исследователь

лишь общим регистрирует

принципиальным планом. события по детально разработанной процедуре.

 

2) По условиям организации:

       
   
 

 


Полевое Н. – и Лабораторное Н. -

наблюдения в наблюдения в

естественных условиях экспериментальной ситуации.

 

3) В зависимости от открытости целей

исследования для исследуемых людей:

 

 

Открытое Н. - и Скрытое Н.–

цели исследования наблюдающий

не скрываются. маскирует свои действия.

 

4) В зависимости от положения наблюдателя:

       
   
 

 


Включенное Н. и Простое Н.

(соучаствующее) - (невключенное) -

исследователь имитирует исследователь

вхождение в социальную регистрирует

среду, адаптируется к ней события «со

и анализирует события стороны».

как бы «изнутри».

 

 

Уильям Уайт (1936 -1939 гг.) – исследование Корневиля.

 

Л. Фестингер

«Что наблюдать?»

«Как наблюдать?»

«Как вести записи?»

Ориентиры для наблюдения:

1) Общая характеристика социальной ситуации;

2) Типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации относительно других объектов и ситуаций;

3) Характеристики субъектов или участников социальных событий:

- демографические и социальные признаки (пол, возраст, образование, семейное и имущественное положение и т. д.);

- содержание деятельности (сфера занятий, сфера досуга...);

- статус в коллективе или группе (руководитель, коллега, подчиненный; администратор, общественный деятель, член коллектива...);

- официальные функции в совместной деятельности на изучаемом PR-объекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществления; правила, которым они следуют строго и которыми пренебрегают...);

- неофициальные отношения и функции (дружеские связи, неформальное лидерство, авторитет...).

4) Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп;

5) Внешние побуждения (стимулы) и внутренние осознанные намерения (мотивы) к деятельности в организации.

 

КАРТОЧКА МОМЕНТНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Время Элементы наблюдаемого поведения и реакции Особые отметки, примечания
а б в г д е ж з и к л м н  
0-30 мин. + - + + + + - - + + + - +  
31-60 мин. + - - + + + + + + + - - -  

 

БЛАНК







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.146.112 (0.007 с.)