Предметная область социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметная область социологии.



Ее объект, предмет и метод.

Предметная область социологии.

Объектом исследования любой наукиявляется то, на что направлено внимание исследователя(например, система управления, сфера семейных отношений и т.д.).

Предметом исследовани я называют составляющие объект свойства, связи, отношения, которые подлежат изучению.

Чтобы подойти к определению предмета социологии, надо найти основное, ключевое понятие этой науки, наилучшим образом отвечающее уровню ее современного развития, а также современному социальному запросу.

Таким понятием (категорией) мы условно будем считать такое понятие, как «социальная общность».

Социальная общность – такая взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству бытия и деятельности людей, их материальной, производственной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, субъективных представлениях о целях и средствах деятельности.

Социология – это наука о становлении, развитии, изменениях и функционировании социальных общностей.

Уровни социологического знания.

 

Знание в науках, отличающихся широтой предметной области и длительной историей их разработки, принято делить на фундаментальное и прикладное, которые представляют собой основные направления развития науки.

На фундаментальном уровне накапливаются наиболее общие и достоверные теоретические знания, на прикладном уровне сосредоточено гипотетическое знание, требующее проверки и обобщения на эмпирическом материале и дальнейшей интерпретации.

 

Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.

 

Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции.

Фундаментальный уровень социологичес-кого знания принято называть общесоциологическим, а теории,

возникающие на этом уровне - общесоциологическими.

 

Эмпирический уровень в социологии - это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни.

 

 

Длительное время фундаментальные исследования в социологии не могли приспособить свой теоретический аппарат для изучения таких разных социальных феноменов, как семья, государство, отклоняющееся поведение и т.д., в силу значительных различий в природе этих объектов исследования. В свою очередь фундаментальная наука испытывала значительный дефицит в эмпирической информации, так как эмпирические исследования, как правило, проводились в узкопрактических, утилитарных целях и трудно было связать их в единую систему. В результате произошел разрыв между фундаментальной социологией и эмпирическими исследованиями.

Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания – среднего

 

Теории среднего уровня (Р. Мертон) – это теории, обеспечивающие гибкую связь между эмпирическим и теоретическим уровнями исследования, создаваемые для обобщения определенной группы фактов в отдельных областях социологического знания.

 

Уровни знания Степень общности теории Примеры
Фундаментальный Общесоциологические теории Исторический материализм
Средний Теории среднего уровня (Специальные социологические теории) Теория социальных институтов, Теории и концепции социализации личности
Прикладной Гипотезы и обобщения эмпирических исследований Гипотеза о взаимосвязи идеологии, системы ценностей и "социальных архетипов" народа

 

Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы.

Метод социологии.

В социологии существуют четыре основных метода сбора первичной социологической информации:

1. наблюдение

2. анализ документов

3. опрос

4. эксперимент.

 

Наблюдение

Наблюдение -это прямая регистрация событий очевидцем.

 

Для научного наблюдения характерно то, что:

- оно подчинено цели и задачам исследования;

- оно планируется по заранее обдуманной процедуре;

- все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе;

- информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

 

 

Классификация наблюдений

1) По степени формализованности:

       
   
 
 

 


Неконтролируемое Н. и Контролируемое Н.

(нестандартизованное, (стандартизованное,

бесструктурное) - структурное)-исследователь пользуется исследователь

лишь общим регистрирует

принципиальным планом. события по детально разработанной процедуре.

 

2) По условиям организации:

       
   
 

 


Полевое Н. – и Лабораторное Н. -

наблюдения в наблюдения в

естественных условиях экспериментальной ситуации.

 

3) В зависимости от открытости целей

исследования для исследуемых людей:

 

 

Открытое Н. - и Скрытое Н.–

цели исследования наблюдающий

не скрываются. маскирует свои действия.

 

4) В зависимости от положения наблюдателя:

       
   
 

 


Включенное Н. и Простое Н.

(соучаствующее) - (невключенное) -

исследователь имитирует исследователь

вхождение в социальную регистрирует

среду, адаптируется к ней события «со

и анализирует события стороны».

как бы «изнутри».

 

 

Уильям Уайт (1936 -1939 гг.) – исследование Корневиля.

 

Л. Фестингер

«Что наблюдать?»

«Как наблюдать?»

«Как вести записи?»

Ориентиры для наблюдения:

1) Общая характеристика социальной ситуации;

2) Типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации относительно других объектов и ситуаций;

3) Характеристики субъектов или участников социальных событий:

- демографические и социальные признаки (пол, возраст, образование, семейное и имущественное положение и т. д.);

- содержание деятельности (сфера занятий, сфера досуга...);

- статус в коллективе или группе (руководитель, коллега, подчиненный; администратор, общественный деятель, член коллектива...);

- официальные функции в совместной деятельности на изучаемом PR-объекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществления; правила, которым они следуют строго и которыми пренебрегают...);

- неофициальные отношения и функции (дружеские связи, неформальное лидерство, авторитет...).

4) Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп;

5) Внешние побуждения (стимулы) и внутренние осознанные намерения (мотивы) к деятельности в организации.

 

КАРТОЧКА МОМЕНТНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Время Элементы наблюдаемого поведения и реакции Особые отметки, примечания
а б в г д е ж з и к л м н  
0-30 мин. + - + + + + - - + + + - +  
31-60 мин. + - - + + + + + + + - - -  

 

БЛАНК

С кандидатом в депутаты

____________________________________________

(фамилия, имя, отчество, занимаемая должность)

 

1. Место проведения встречи

01 — по месту жительства

02 — на производстве

2. Форма встречи

04 — традиционное обсуждение предвыборной платформы

05 — дискуссия в форме «круглого стола»

06 — живая беседа с избирателями

07 — вечер вопросов и ответов

08 — пресс-конференция

— другое ______________________________________

3.Присутствовало на встрече______человек.

4.Преобладающий состав аудитории

10 — рабочие

11 — крестьяне

12 — интеллигенция

13 — молодежь

14 — смешанная

15 — пенсионеры

5. Наличие политической рекламы

17 — фотовитрины

18 — выставки пропагандистской литературы

19 — листовки, буклеты, плакаты

20 — значки, вымпелы, другая атрибутика

21 — радио-телереклама

22 — документальные фильмы

23 — участие в агитационной работе за кандидата популярных артистов, известных писателей, ученых, журналистов

24 — участие в агитационной работе против кандидата популярных артистов, известных писателей, ученых, журналистов

25 — наличие размноженной программы (предвыборной программы)

6. Участие в подготовке и проведении встречи

27 — социологов

28 — работников средств массой информации

29 — работников политических центров

— работников других служб

7. Какие разделы программы кандидата или доклада доверенного лица вызвали положительный отклик аудитории (аплодисменты, одобрительные возгласы и т. д.)?

31— по выходу из экономического кризиса

32 — проведению земельной реформы и преодолению продовольственного кризиса

33 — преобразованию в сфере государственного управления

34 — решению национальных проблем

35 — решению экологических проблем

— другие (напишите)

8. Какие разделы программы кандидата или доклада доверенного лица встретили отрицательную реакцию аудитории (неодобрительные возгласы, захлопывание, топот, свист)?

37— по выходу из экономического кризиса

38 — проведению земельной реформы и преодолению продовольственного кризиса

39 — преобразованию в сфере государственного управления

40 — решению национальных проблем

41 — решению экологических проблем

— другие (напишите)

10. Реакция на ответы кандидата (доверенного лица):

42 — одобрительная

43 — больше одобрительная, чем неодобрительная

44 — больше неодобрительная, чем одобрительная

45 — неодобрительная

11. Качество встречи

46 — мероприятие способствовало знакомству с кандидатом и его программой

47 — мероприятие прошло формально, диалог не состоялся

48 — встреча «сбилась» на другое политическое мероприятие (политические дебаты, обсуждение иных проблем)

 

Анализ документов.

Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото-, кинопленке, цифровых носителях.

 

Классификация документов

 

1) По способу фиксирования информации:

               
       
 
 
 

 


Рукописные Д. Печатные Д. Записи на кино- Записи на

или фотопленке магнитной

ленте.

 

 

2) По степени персонификации:

       
   

 


Личные документы - и Безличные документы -

карточки индивидуального это статистические или

учета, характеристики и событийные архивы,

рекомендательные письма, данные прессы,

выданные данному лицу, протоколы собраний.

письма, дневники, заявления,

мемуарные записи.

 

У. Томас, Ф. Знанецкий

 

3) В зависимости от статуса

документального источника

       
   

 


Официальные Д. - и Неофициальные Д.-

правительственные это многие личные

материалы, постановления, материалы (см. выше),

заявления, стенограммы а также составленные

официальных заседаний, частными гражданами

данные государственной и безличные документы

ведомственной статистики,

архивы и текущие Д.

различных организаций,

деловая корреспонденция,

протоколы судебных органов

и прокуратуры, финансовая

отчетность и т. п.

 

4) По источнику информации документы

       
   

 


Первичные Д. - и Вторичные Д. -

составляются на базе представляют обработку,

прямого наблюдения обобщение или описание,

или опроса, на основе сделанное на основе

непосредственной данных первичных

регистрации совершающихся источников.

событий.

 

 

 

Бланк контент-анализа

Социальный статус автора

24 — учащийся

25 — студент

26 — рабочий

27 — колхозник

28 — ИТР

29 — служащий государственных, общественных, правоохранительных органов

30 — руководитель отдела, цеха, предприятия

31 — депутат

32 — работник торговли, бытового обслуживания, транспорта

33 — работник науки, культуры, образования, здравоохранения

 

III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПИСЬМА:

7. Количество поднятых проблем:

34 — одна

35 — две

36 — более двух

8. Локал информации:

37 052 — мир

38 — государство

39 — СНГ

40 — область

41 — район

42 — город

43 — сельский населенный пункт

44 — микрорайон

45 — предприятие, учреждение, организа­ция, в которых трудится автор

46 — место жительства автора

47 — частная жизнь

 

9. Предметная зона письма:

48 — общественно-политические дела

49 — профсоюзы

50 — промышленность

51 — сельское хозяйство

52 — транспорт

53 — строительство

54 — здравоохранение

55 — дошкольные учреждения

56 — система образования

57 — торговля

58 — предпринимательство

59 — работа правоохранительных органов

60 — жилищные вопросы

61 — вопросы социального обеспечения

62 — наука

63 — спортивная работа

64 — культурно-досуговая работа

65 — сфера человеческих взаимоотношений

66 Другое

10. Характер информации:

68 — жалоба

69 — письмо с просьбой разобраться и помочь

70 — предложение

71 — благодарность

72 — простой анализ проблемы, ее оценка

73 — констатация факта

74 — конструктивная критика

75 — простая критика

11. Общий настрой информации:

76 — «сердитый»

77 — пессимистический

78 — оптимистический

79 — доверие к адресату

80 — благожелательный

81 — деловой

82 — нейтральный

IV. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПИСЬМА:

83 — до 1 печатной страницы

84 — от 1 до 3-х печатных страниц

85 — более 3-х печатных страниц

13. Данные по проверке фактов:

86 — факты подтвердились полностью

87 — факты подтвердились частично

88 — факты не подтвердились

Опрос

Интервью.

 

Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на диск, пленку).

 

Классификация интервью:

 

 

1) По содержанию беседы

       
   

 


Документальное И.- и Интервью мнений -

изучение событий направлено на

прошлого, уточнение выявление оценок,

фактов. взглядов, суждений.

 

 

2) По технике проведения

           
 
     
 
 

 


Свободное И. Стандартизованное И. -

(нестандартизированное) -это интервью, когда

это свободная беседа одни и те же вопросы

интервьюера с в одной и той же

респондентом на заранее последовательности

заданную тему. задаются всем

респондентам.

 

 

Полустандартизированное И.

это интервью, в котором часть вопросов задается всем респондентам, а часть - рождается в ходе беседы с каждым из респондентов по отдельности.

 

3) По способу организации

 


Групповое И. - и Индивидуальное И.-

это планируемая беседа, интервью с одним в процессе которой человеком.

исследователь стремится

вызвать дискуссию в группе.

 

 

Анкетные опросы.

Анкетирование – это метод сбора информации, посредством распространения и сбора анкет, на вопросы которой респондент должен ответить самостоятельно.

 

Формы контроля.

1. Контроль по частям.

Основной вопрос:

"В какой мере Вы довольны своей работой?"

А) абсолютно не доволен

Б) скорее не доволен, чем доволен

В) скорее доволен, чем не доволен

Г) полностью доволен

Д) затрудняюсь ответить

 

 

Контрольный вопрос №1:

"Хотели бы Вы перейти на другую работу?"

А) да

Б) нет

В) не думал об этом

 

Контрольный вопрос №2

"Если бы Вы временно не работали и могли выбирать новое место работы, вернулись бы на прежнюю работу?"

А) да

Б) нет

В) не знаю

 

2. Реальная ситуация контролируется вариантами проективной.

 

3. Косвенные вопросы контролируют ответы на прямой. В этом случае косвенный вопрос предшествует прямому (основному).

 

4. Безличные вопросы контролируют ответ на личный. Безличный вопрос предшествует личному.

 

5. Открытый вопрос может выступать как контроль к закрытому и наоборот.

 

 

Помимо ведущих — целевых, отвечающих прямым задачам исследования, всегда используются так называемые функциональные, или служебные, формулировки и вопросы. Задачи последних — облегчить процесс интервью или анкетного опроса, снять напряжение и усталость, появляющиеся к концу работы респондента, отвлечь его внимание, когда это требуется, или же, напротив, помочь сконцентрироваться.

 

 

К числу функциональных относятся вопросы-"фильтры" и "ловушки", отсеивающие некомпетентных и невнимательных; "глушители", с помощью которых отвлекают внимание при длинном перечне или перед постановкой контрольного вопроса; многообразные пояснительные комментарии и оговорки такого, например, типа, как: "По Вашему мнению", "А теперь, если рассматривать в целом, как бы Вы характеризовали?..." и т. п. Цель подобных формулировок — создать психо­логический комфорт респонденту.

 

 

Требования при постановке закрытых вопросов

1. Максимально предусмотреть возможные варианты ответов.

 

2. Помнить три важных правила, подтвержденных экспериментально:

- отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже – последующие.

правило №1- первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;

 

- чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора

правило №2 - подсказки должны быть примерно равной длины.

 

- чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора.

правило № 3 — все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне, конкретности.

 

 

3. Нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе.

 

 
 


Согласны ли вы с тем, что ваша работа интересная и хорошо оплачивается?

А) да

Б) нет

 

 

 
 


Согласны ли вы с тем, что ваша работа хорошо оплачивается, но неинтересная?

А) да

Б) нет

 

 

Согласны ли вы с тем, что ваша работа интересная?

А) да

Б) нет

 

Согласны ли вы с тем, что ваша работа хорошо оплачивается?

А) да

Б) нет

 

 

4. Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок.

 

5. Нельзя печатать подряд всю серию положительных подсказок ответов и следом за нею — серию отрицательных или наоборот.

 

6. Учитывать, что при слишком длинном списке вариантов ответов респонденты могут устать, отвечать по инерции, а при однотипных вопросах - наблюдаться «гало-эффект».

"галло-эффект" - эффект монотонного "за" или "против" реагирования.

 

7. Ограничения выбора подсказок могут быть жесткими и нежесткими.

 

"Укажите не более трех наиболее важных пунктов"

 

"Хотя у Вас, вероятно, не одно и не два любимых занятия в свободное время, просим в предложенном перечне указать не более трех наиболее привлека­тельных"

 

 

8. Важную роль выполняет вариант, предполагающий возможность уклониться от ответа на закрытый вопрос: "трудно сказать", "затрудняюсь ответить", "не помню", "не знаю".

 

 

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ?

1. да

2. нет

 

Ее объект, предмет и метод.

Предметная область социологии.

Объектом исследования любой наукиявляется то, на что направлено внимание исследователя(например, система управления, сфера семейных отношений и т.д.).

Предметом исследовани я называют составляющие объект свойства, связи, отношения, которые подлежат изучению.

Чтобы подойти к определению предмета социологии, надо найти основное, ключевое понятие этой науки, наилучшим образом отвечающее уровню ее современного развития, а также современному социальному запросу.

Таким понятием (категорией) мы условно будем считать такое понятие, как «социальная общность».

Социальная общность – такая взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству бытия и деятельности людей, их материальной, производственной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, субъективных представлениях о целях и средствах деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.93 (0.21 с.)