Учет материальных оборотных активов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет материальных оборотных активов



В промышленности постоянно увеличивается потребление товарно-материальных ценностей в производстве. Это обусловливается расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы. Необходимо внедрять эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и расходованием материальных ресурсов, уделять больше внимания повышению достоверности оперативного учета движения полуфабрикатов комплектующих изделий, деталей и узлов в производстве.

Учет материалов, который ведут материально ответственные лица непосредственно на складах, называется складским учетом. Одним из основных принципов складского учета является его ведение только в количественном выражении. Для этого применяют специальные карточки складского учёта материалов( Приложение 29). Записи в них производят только по количеству материалов на основании приходных и расходных документов. В карточки ежедневно вносят данные по приходу и расходу материалов. После каждой записи в карточке выводят очередной остаток материала.

Для учета материально-производственных запасов используются следующие документы:

1.Доверенность (ф. № М-2 и № М-2а) ( Приложение 1 ) - применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю. Срок действия доверенностей, как правило, не может превышать 15 дней; в исключительных случаях она может выдаваться на календарный месяц.

2.Приходный ордер (ф. № М-4) ( Приложение 2 ) - используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад. Он выписывается на фактически принятое количество ценностей. Бланки приходных ордеров вручаются материально ответственным лицам в заранее пронумерованном виде.

3.Акт о приемке материалов (ф. № М-7) ( Приложение 3 ) - применяется для оформления приемки материальных ценностей в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке запасов, поступивших без документов. Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику; он составляется в двух экземплярах членами приемочной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Утверждается акт руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами передается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, другой - в отдел снабжения или бухгалтерию для направления претензионного письма поставщику.

4.Лимитно-заборная карта (ф. № М-8) ( Приложение 4 ) - нужна для учета отпуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т.п. в производственные подразделения организации в пределах утвержденного лимита. Лимит отпуска определяется на основе существующих нормативов расчетным путем, исходя из объемов производственных заданий цехов с учетом переходящих остатков запасов на начало отчетного периода. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на один месяц, а при небольших объемах - на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается структурному подразделению - потребителю материалов, другой - складу.

Материалы отпускаются в производство складом только при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита материала. В лимитно-заборной карте структурного подразделения расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель структурного подразделения. Лимитно-заборные карты склад сдает в бухгалтерию после использования лимита.

5.Требование-накладная (ф. № М-11) ( Приложение 5 ) - применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации, их отпуска филиалам, расположенным за его пределами, и при продаже запасов.

Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Первый экземпляр предназначен для списания ценностей (складом, цехом), второй - для оприходования ценностей принимающей стороной (складом, цехом). Сверхлимитный отпуск материалов со склада может производиться только с разрешения руководителя или главного инженера и оформляется требованием-накладной (ф. № М-11).

Замена одних видов материалов другими, сходными по своим свойствам, также допускается только с разрешения руководителя и оформляется требованием-накладной указанной формы. Этот документ вместе с лимитно-заборной картой заменяемого материала передается на склад, и кладовщик уменьшает остаток лимита с учетом выдачи материалов-заменителей.

6.Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) - используется для учета отпуска материальных ценностей сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладная выписывается в двух экземплярах по предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передается на склад в качестве основания для отпуска материалов, второй - получателю.

При отпуске материалов самовывозом или выносом кладовщик передаст и бухгалтерию накладную, подписанную получателем, для выписки расчетно-платежных документов, если материалы отпускались с последующей оплатой.

7.Карточка учета материалов (ф. № М-17) ( Приложение 6 ) - служит для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичных приходно-расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении.

8.Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) ( Приложение 7 ) - применяется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой организации. На стоимость таких ценностей уменьшается убыток от ликвидации соответствующих объектов.

9. Счет на оплату - это документ, предназначенный для оплаты (предоплаты) покупателем отгружаемого продавцом (поставщиком) товара или для оплаты оказанных услуг. Счет является важным документом как для продавца, так и для покупателя. Связано это с тем, что на основании счета покупатель сможет подтвердить обоснованность произведенного платежа. Продавец же использует счет в качестве основания для учета ТМЦ на складе и планирования их дальнейших закупок (Приложение 35).

По итогам месяца составляется оборотно-сальдовая ведомость по счету 10(Приложение 36).

Все первичные документы по приходу и расходу материалов со складов поступают в бухгалтерию, где после проверки они подвергаются таксировке (умножением количества материалов на цену). Бухгалтерия систематически производит сверку данных оперативного количественного учета на складах и стоимостного учета в бухгалтерии.

Для отражения операций приобретения материалов, у поставщиков предназначен Журнал-ордер № 6, который является одновременно регистром синтетического и аналитического учета. Записи в журнале производятся на основании представленных поставщиками и принятых к оплате расчетных документов. Здесь же производится отметка об оплате расчетных документов поставщиков. Ведение Журнала-ордера № 6 дает возможность судить о состоянии расчетов с каждым поставщиком.

Для учета движения материалов на предприятии используется активный синтетический счет 10 «Материалы». По дебету его отражают поступление, а по кредиту - расход (выбытие) соответствующих материалов.

На предприятии ОАО «Элпри» учет материальных ценностейпроизводится по договорным ценам, представляющим собой сумму оплаты, установленную соглашением сторон в возмездном договоре непосредственно за материалы.

Учет транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением и заготовлением материальных ценностей, осуществляется на ОАО «Элпри» с применением счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Транспортно-заготовительные расходы, непосредственно связанные с приобретением топлива и горюче - смазочных материалов включаются в фактическую стоимость данного вида ценностей (счет 10-3 «Топливо»). Списание отклонений в стоимости материалов (ТЗР) производится исходя из отношения сумм остатка ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений (ТЗР) за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода).

При это делаются следующие записи:

1.Акцептован счет поставщика за горючее – Д-т 15 К-т 60

2.Начислен НДС – Д-т 19/3 К-т 60

3.Оприходовано горючее по твердым учетным ценам – Д-т 10/3 К-т 15

4.Оприходовано отклонение в стоимости приобретенных материалов – Д-т 16 К-т 15

5.Списано в производство отклонение в стоимости материальных ценностей – Д-т 20 К-т 16

На ОАО «Завод «Электроприбор» при отпуске товароматериальных ценностей в производство или ином выбытии их оценка производится по средней себестоимости. При этом методе отпущенные материалы по количеству умножают на соответствующую цену и получают сумму. При отпуске другой партии необходимо подсчитать среднюю взвешенную стоимость и по ней оценивать отпуск материалов до покупки новой партии.

Возвратные отходы оцениваются по рыночной стоимости. Единицей бухгалтерского учета материально-производственных затрат является номенклатурный номер.

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации ОАО «Завод «Электроприбор» - бухгалтер, начальник отдела снабжения, кладовщик.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем подсчета, взвешивания, обмера. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка товарно-материальных ценностей.

Выявленные при инвентаризации излишки приходуются по рыночным ценам и одновременно их стоимость относится на финансовые результаты:

Д-т 10 К-т 91/1 - оприходованы излишки материалов.

Недостачи и порчи запасов списываются со счетов учета по их фактической себестоимости, которая включает в себя учетную цену запаса и долю транспортно-заготовительных расходов, относящуюся к этому запасу:

- Д-т 94 К-т 10 - списана недостача материалов;

- Д-т 20 К-т 94 - недостача списывается на естественную убыль;

- Д-т 73/2 К-т 94 - недостача списывается на материально ответственное лицо.

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.012 с.)