РАЗДЕЛ III. Формы и методы деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ III. Формы и методы деятельности



Субъектов административного права.

Тема № 9: Формы реализации компетенции субъектами административного права.

 

1. Понятие и виды форм деятельности субъектов административного права.

2. Понятие, значение и виды правовых актов управления.

3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления и последствия их несоблюдения.

4. Понятие заявления, предложения, жалобы и порядок их рассмотрения.

5. Административный договор.

 

Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо помнить, что исполнительно-распорядительная деятельность может выражаться в различных действиях органов исполнительной власти. Это осуществление ими управленческих функций, реализация прав и обязанностей в пределах своей компетенции, называемое формой управления. Приведите основания классификации форм управленческой деятельности: 1) по характеру и содержанию; 2) по правовым последствиям; 3) по способу выражения. Перечислите виды правовых форм деятельности.

Одной из разновидностей правовой формы управленческой деятельности выступают акты государственного управления. Дайте определение, назовите особенности и раскройте значение актов государственного управления. Приведите классификацию актов государственного управления: 1) по правовым свойствам, 2) по субъектам, принявшим административные акты, 3) по форме, 4) по сроку действия, 5) по правовой природе (нормативные, правоприменительные (индивидуальные) акты государственного управления и акты государственного управления общего характера). Дайте анализ иным основаниям классификации актов государственного управления.

Охарактеризуйте требования, предъявляемые к актам государственного управления: к их подготовке и изданию; к действию их во времени и пространстве; к содержанию. Назовите последствия их несоблюдения. Раскройте основания и порядок приостановления и отмены актов государственного управления.

Одним из конституционных прав граждан является право обращаться в государственные и иные организации. Определите формы обращения граждан: заявление (ходатайство), предложение (петицию) и жалобу. Дайте анализ административной и судебной жалобы. В чем заключаются особенности административной специальной жалобы? Назовите основные требования, предъявляемые к письменному обращению. Раскройте порядок рассмотрения заявлений, предложений и жалоб. Перечислите гарантии при рассмотрении обращений граждан.

Административный договор признается многими учеными-административистами формой управленческой деятельности. Сформулируйте определение и выделите особенности административно-правового договора. Отграничьте его от правовых актов управления и от гражданско-правовых договоров. Назовите основные виды административных договоров.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Особенности порядка рассмотрения обращений военнослужащих и работников внутренних дел.

2. Административный договор: понятие, сущность, перспективы развития.

3. Особенности порядка подготовки и принятия правовых актов управления федеральных органов исполнительной власти.

 

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1

3. Федеральный закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ

4. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ

5. КоАП РФ от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ

6. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

7. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ

8. Гражданский процессуальный кодекс РФ (глава 25) от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

9. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ

10. Федеральный закон РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ

11. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763

12. Указ Президента РФ «О классификаторе правовых актов» от 15 марта 2000 г. № 511

13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997 г. № 1009

 

Тема № 10: Методы реализации компетенции субъектами административного права.

 

1. Понятие и виды методов деятельности субъектов административного права.

2. Понятие и особенности административного принуждения.

3. Виды административного принуждения.

Методические указания

Составной частью и важнейшим элементом управленческого процесса выступает метод деятельности субъектов административного права, который показывает, как реализуются полномочия управляющего субъекта, каким образом он влияет и воздействует на подчиненных лиц и управляемые объекты для достижения своих целей. Перечислите характерные черты метода управления. Охарактеризуйте основные виды методов управления: 1) всеобщие и частные; 2) правовые и неправовые; 3) коллегиальные и единоначальные; 4) экономические и административные; 5) убеждение, принуждение и стимулирование. Назовите основные формы стимулирования: государственные награды, почетные звания, другие меры морального поощрения. Что можно отнести к мерам материального стимулирования?

Во втором вопросе сформулируйте определение и перечислите характерные особенности административного принуждения. Чем административное принуждение отличается от уголовного и дисциплинарного принуждений?

Охарактеризуйте виды административного принуждения: меры, применяемые в силу государственной необходимости; контрольно-предупредительные меры; административно-восстановительные меры; меры пресечения; меры административной ответственности (административные наказания. Приведите примеры. В чем заключается специфика мер процессуального обеспечения (мер пресечения процессуального характера)? Перечислите их виды.

Темы докладов и рефератов:

1. Меры административного принуждения, применяемые в условиях чрезвычайного положения.

2. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

3. Порядок применения огнестрельного оружия и специальных средств.

4. Меры административного принуждения, применяемые для государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.

5. Меры административного принуждения, применяемые работниками милиции, ФСБ РФ, внутренних войск, судебными приставами, таможенными органами, частными охранниками и детективами.

6. Меры административного принуждения, применяемые к юридическим лицам.

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ

3. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1

4. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1

5. Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. № 2487-1

6. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185-1

7. Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 г. № 3287-1

8. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1

9. Федеральный закон РФ «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ

10. Федеральный закон РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ

11. Федеральный закон РФ «Об оружии» от 13 декабря 1996 г.№ 150-ФЗ

12. Федеральный закон РФ «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ

13. Федеральный закон РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997г. № 114-ФЗ

14. Федеральный закон РФ «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ

15. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

16. Федеральный закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

17. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» от 18 декабря 2003 г. № 759

Тема № 11: Административная ответственность.

 

1. Понятие, признаки, цели и функции административной ответственности.

2. Основания административной ответственности.

3. Юридический состав административного правонарушения.

4. Субъекты административной ответственности.

 

Методические указания

Ответ на первый вопрос следует начать с определения административной ответственности. Назовите признаки административной ответственности и раскройте ее особенности. Проанализируйте цели и функции административной ответственности. В КоАП РФ закреплены всеобщие обязательные требования, т.е. принципы привлечения к административной ответственности: принцип равенства всех перед законом, презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения. Раскройте их сущность и содержание.

Во втором вопросе следует четко разграничить понятия «установление» и «применение» административной ответственности. Определите пределы ведения Российской Федерации и субъектов Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Охарактеризуйте основания административной ответственности: нормативное, фактическое и процессуальное. Дайте характеристику Кодексу об административных правонарушениях Пензенской области. Перечислите признаки административного правонарушения и отграничьте его от уголовного преступления.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Разграничьте объект и предмет правонарушения. Выделите общий, родовой (видовой) и непосредственный объект. Анализируя объективную сторону правонарушения, раскройте материальные и формальные составы. Характеристику субъекта правонарушения следует начать с проблемы соотношения понятий «субъект административного правонарушения» и «субъект административной ответственности», а затем назвать общих, особых и специальных субъектов административного правонарушения. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной, а иногда мотивом и целью деяния. В чем заключаются особенности субъективной стороны юридического лица?

В четвертом вопросе раскройте особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних лиц, военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, должностных лиц, судей, работников органов прокуратуры, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Особенности административной ответственности военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел.

2. Особенности административной ответственности несовершеннолетних.

3. Особенности административной ответственности судей, работников органов прокуратуры и депутатов Государственной Думы РФ.

4. Сущность административной ответственности юридических лиц.

 

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон РФ «О прокуратуре» от 17 января 1992 г. № 2202-1

3. Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г. № 3132-1

4. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: утв. Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1

5. Федеральный закон РФ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ

6. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

7. Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ

8. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ

9. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

10. Закон Пензенской области «Кодекс об административных правонарушениях» от 2 апреля 2008 г. № 1506-ЗПО

 

Тема № 12: Административные наказания.

 

1. Понятие, признаки, цели и сущность административных наказаний

2. Система и виды административных наказаний.

3. Правила (принципы) наложения административных наказаний.

4. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

 

Методические указания

Административные наказания выступают установленной государством мерой административной ответственности за уже совершенное административное правонарушение. Назовите признаки, цели применения административных наказаний. Раскройте основные гарантии, препятствующие наказанию в административном порядке безвинного в совершении административного правонарушения лица.

Во втором вопросе охарактеризуйте систему и основания классификации административных наказаний. Раскройте виды административных наказаний: предупреждение, административный штраф, конфискацию и возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы РФ, дисквалификацию и административное приостановление деятельности.

В третьем вопросе определите суть принципов назначения (наложения) административных наказаний: законности, целесообразности, своевременности воздействия (т.е. сроки давности наложения, погашения и исполнения административных наказаний) и сложения наказаний, налагаемых за совокупность нарушений.

Охарактеризуйте обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Темы докладов и рефератов:

1. Отличия административного правонарушения от уголовного преступления и дисциплинарного проступка.

2. Понятие и задачи административной деликтологии.

3. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений.

 

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

3. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

4. Закон Пензенской области «Кодекс об административных правонарушениях» от 2 апреля 2008 г. № 1506-ЗПО

Тема № 13: Производство по делам об административных правонарушениях.

 

1. Административный процесс: понятие и виды

2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи, принципы

3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении

4. Доказательства: понятие и виды

5. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

6. Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Возбуждение дела об административном правонарушении

7. Рассмотрение и вынесение решения по делу об административном правонарушении.

8. Обжалование и пересмотр постановления по делу об административном правонарушении.

9. Исполнение постановлений о наложении административных наказаний.

 

Методические указания

Дайте определение административного процесса и выделите его виды: административно-процедурный и административно-юрисдикционный. В чем заключаются отличия между ними? Охарактеризуйте виды административно-процедурной деятельности: лицензионное, регистрационное, разрешительное производство, производство по подготовке правовых актов управления; и виды административно-юрисдикционной деятельности: производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство, производство по жалобам.

Во втором вопросе следует дать общую характеристику производства по делам об административных правонарушениях: раскрыть задачи, принципы и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

При ответе на третий вопрос необходимо помнить, что всех субъектов производства по делам об административных правонарушениях можно разделить на несколько групп: 1) компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела (судьи, мировые судьи, административные комиссии при местных администрациях, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, учреждения и территориальные органы); 2) субъекты, имеющие личный интерес в деле (правонарушитель, потерпевший, законные представители физических и юридических лиц, защитник и представитель); 3) лица и органы, содействующие осуществлению производства по делу об административном правонарушении (свидетель, эксперт, переводчик, специалист, понятой). Особое место в административно-юрисдикционном процессе занимает прокурор. Назовите основные права и обязанности указанных субъектов. Раскройте основания для отводов участников процесса.

Четвертый вопрос начните с формулирования понятия доказательства. Определите черты, присущие доказательствам. Приведите основания классификации доказательств: по источнику, по способу формирования, по характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению. Проанализируйте способы получения доказательств: запрос, поручение и истребование сведений, необходимых для разрешения дела. Раскройте свойства доказательств: допустимость, достаточность, достоверность и относимость.

Опираясь на положения главы 27 КоАП РФ перечислите меры процессуального обеспечения, применяемые в производстве по делам об административных правонарушениях. Раскройте их содержание.

Весь процесс производства по делам об административных правонарушениях имеет несколько процедурных стадий. Дайте определение стадии производства по делу об административном правонарушении. Охарактеризуйте стадию возбуждения дела об административном правонарушении, осветив следующие моменты: поводы к возбуждению, составление протокола об административном правонарушении, проведение административного расследования.

Ответ на седьмой вопрос следует начать с определения подведомственности дел, ее уровней и видов. Перечислите вопросы, которые судья, орган, должностное лицо, в чьем ведении находится дело об административном правонарушении, выясняют при подготовке к рассмотрению дела. Назовите основания для отложения рассмотрения дела и основания для возвращения дела об административном правонарушении. Раскройте порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела выносится постановление. Каково его содержание?

Стадия обжалования постановлений включает в себя характеристику процессуальных оснований, субъектов обжалования и видов выносимых решений по жалобам. Раскройте порядок пересмотра вступивших в законную силу постановлений и решений по результатам рассмотрения жалоб.

Исполнению постановлений о наложении административных наказаний посвящены главы 31 и 32 КоАП РФ, которые регламентируют сроки давности исполнения, отсрочку и рассрочку исполнения наказания, основания прекращения исполнения постановления и ряд других вопросов. Раскройте особенности исполнения постановлений о наложении различного рода административных наказаний: административного штрафа, лишения специального права, дисквалификации и т.д.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Лицензионное производство: понятие, особенности, порядок проведения.

2. Разрешительное производство: понятие, особенности, порядок проведения.

3. Поводы и основания для возбуждения дела об административных правонарушениях.

4. Административное задержание и доставление как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

6. Административное расследование по делу об административном правонарушении.

 

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон РФ «О прокуратуре» от 17 января 1992 г. № 2202-1

3. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.061 с.)