По выполнению контрольной работы по предмету «социальная психология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По выполнению контрольной работы по предмету «социальная психология»



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего

профессионального образования

«Нижегородский

радиотехнический колледж»

(ФГОУ СПО «НРТК»)

Методические рекомендации для студентов

По выполнению контрольной работы по предмету «Социальная психология»

 

 

тема: Социально-психологическая структура личности

 

Специальности АС

 

Подготовил

Гудименко О.Ю

 

Нижний Новгород

2011г.

 

 

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………. 3

1. Исследовательская часть. Структура личности …………………… 4

1.1. Темперамент …………………………………………………………… 4

1.2. Характер ……………………………………………………………….. 5

1.3. Способности ……………………………………………………………. 5

1.4. Мотивация ……………………………………………………………… 6

1.5. Воля ……………………………………………………………….…….. 6

1.6. Чувства ……………………………………………………………..…… 7

1.7. Межличностное общение ………………………………………..……. 7

1.8. Управление группой ………………………………………………..…. 8

1.9. Поведение в конфликте ………………………………………..……… 9

1.10. Социально-психологический уровень развития группы ………….. 9

2. Тестирование ……………………………………………………………. 11

2.1. Определение преобладающего типа темперамента (А.Белов) ……… 11

2.2. Тест Опросник Юнга …………………………..………………………. 14

2.3. Стили мышления и теппинг-тест ……………………………….…….. 17

2.4. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан

и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) ……………………………. 27

2.5.Тест на силу воли ………………………………………………………. 29

2.6. Методика «Определение эмоциональности» (В.В.Суворова) ………. 33

2.7. Тест-опросник «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?» ………. 34

2.8. Тест «Администратор или лидер» …………………………………….. 37

2.9. Тест - опросник К. Томаса «Поведение в конфликте» ………...……. 40

2.10. Тест «Пульсар» ……………………………………………………..…. 44

3. Оформление контрольной работы. Обработка результатов. …………... 51

Литература

 

Введение

На протяжении веков в центре внимания философского анализа был отдельный человек. А группа людей представала лишь как арифметическая сумма индивидов. Тем не менее, многие науки, в центре которых стоял индивид, предпринимали попытки понять суть человека и его поведение, ведь чаще всего люди не осознают причину своих поступков.

Отечественный психолог К.К. Платонов утверждал, что любой взрослый человек является личностью, хотя ею не рождается, а становится в процессе деятельности и общения с другими людьми, посредством чего овладевает социальным опытом и умножает его. Научившись сравнивать себя с другими людьми, выделяет своё Я из окружающего.

Французский психолог Анри Пьерон говорил, что ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека.

И.С. Кон определяет личность как целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполнение им социальных функций.

Изучение социального окружения является одной из главных тем в социальной психологии, так как индивидуален каждый человек. Он как представитель биологического вида имеет врождённые особенности и задатки, а социальное окружение может развить или заглушить врождённое качество.

Личность - это категория социальная, и она развивается и формируется в обществе через общение и деятельность. И качество жизни в будущем будет зависеть от того, как мы поймем себя и окружающих нас людей.

Поэтому целью данного исследования является изучение структуры личности, а так же взаимодействие личности с группой. Сделать выводы.

 

 

1. Исследовательская часть

Разделяя понятия «индивид» и «личность» Леонтьев А.Н. и Рубинштейн С.Л. утверждали, что: «индивидом рождаются, а личностью становится».

По мнению Б. Г. Ананьева, личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. В рамках понятие «личность» он рассматривал психические свойства: темперамент, задатки и способности, мотивация (направленность), характер, воля, чувства, т. е. то, что составляет структуру личности.

Человек существо социальное. И большую часть своей жизни человек находится именно в малых группах, где происходит его развитие и формирование. На сегодняшний день проблема личности и группы особенно актуальна, т.к. большинство серьёзных проблем человечества (загрязнение окружающей среды, расовые предрассудки, терроризм, наркомания и др.) является следствием поведения людей. Таким образом, исследование групп и групповых процессов до сих пор остаётся новой, активно развивающейся сферой.

 

 

Темперамент

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ. Опираясь на его учения, врач К. Гален разработал типологию темпераментов, которой пользуются и по сей день. Выделяют 4-е вида темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

Темперамент устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, однако он изменяется в онтогенезе (процесс развития индивидуального организма). Темперамент характеризует динамическую сторону личности, её импульсивность, эмоциональную возбудимость, степень напряжённости и скорости, темп, ритм протекания психических процессов.

В разделе тестирование вам предлагается тест-опросник на определение преобладающего типа темперамента (А.Белов). Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

Характер

 

Характер это стержневая особенность личности, которая отражает весь образ мыслей, побуждений, весь склад психической жизни человека, и в итоге в характере человека отражается всё, что для него значимо, и поэтому является смыслом жизни.

Отечественный психолог Петровский А. В. писал: «Для формирования характера решающие значение имеет социальное воспитание и включение личности в коллектив».

В разделе тестирование вам предлагается тест-опросник К. Г. Юнга на определение экстро- и интроверсии. Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

 

 

Способности

 

Человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных свойств и задатков. Наши способности – это всегда способности к чему-либо, к какой-либо деятельности, пригодность человека к ней. Вне деятельности способностей не существует.

Интерес к проблеме индивидуальных особенностей, способностей человека неоднократно проявляли русские революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Так на страницах «Современника» Н. Г. Чернышевский писал: «Вы хромого сделали кровельщиком, глухого музыкантом, бессильного труса кучером: что ж чудного, если и кровельщик ваш, и музыкант, и кучер – все одинаково плохо исполняют своё дело? А если бы поступили разумно, подождав, пока можно будет различать качество этих людей и пока они не поймут, к чему они годны, тогда и результаты были бы не те: тому глухота не помешала бы сделаться хорошим кровельщиком, другому трусость – хорошим скрипачом, третьему хромота – хорошим кучером. Произвол ваш не дал развиться людям и перепутал специальности – в результате получилось: необоснованность, невежество и отсутствие твёрдой честности…».

Так как к группе тестов на способности часто требуется дополнительная литература, то вам предлагается пройти теппинг-тест и тест на стили мышления. Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

 

 

Мотивация

Мотивация – это динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

Важным фактором в процессе мотивации является самооценка. Самооценка – оценка человеком своих собственных качеств, достоинств, недостатков. Уровень самооценки обнаруживается не только в том, как человек о себе говорит, а и в том, как он поступает. Самооценка зависит от результатов деятельности индивида. При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. Человек, положительно относящейся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.

С самооценкой тесно связан уровень притязании, т. е. результат, которого индивид рассчитывает добиться.

В разделе тестирование вам предлагается методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

Воля

Любая деятельность личности сопровождается конкретными произвольными и непроизвольными действиями (воля). Воля — это состояние (процесс) человека, проявляющейся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Она проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения поставленной цели.

В разделе тестирование вам предлагается тест-опросник на силу воли. Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

Чувства

 

К способностям личности испытывать, воспринимать внешние воздействия относятся чувства. Это одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности.

В отличие от эмоций чувства имеют значимость. Эмоции – это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. Благодаря эмоциям человек осознаёт свои потребности и предметы, на которые они направлены.

В разделе тестирование вам методика «Определение эмоциональности» (В.В.Суворова). Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

Межличностное общение

 

Огромное значение в развитии личности имеет общение. В психологии общение определяется как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

Общение формирует человека как личность, даёт ему возможность приобрести отдельные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цель в жизни, и выбрать средства их реализации.

Как известно общение делится на вербальное (устная и письменная речь) и невербальное (позы, мимика, жесты, расстояния).

В разделе тестирование вам предлагается тест-опросник «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?» (Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В., «Психология для старшеклассников»). Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

 

 

1.8. Управление группой (стили лидерства)

При характеристике динамических процессов в группах возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берёт на себя функции её организации. Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии.

Обратившись к словарю Петровского А. В. и Ярошевского Г. М.: слово «лидер» (от англ. leader – ведущий) член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [16; 189]. «Руководитель» - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организация его деятельности. Руководитель несёт юридическую ответственность за функционирование группы перед назначившей его инстанцией и располагает строго определёнными возможностями санкционирования – наказания и поощрения, подчинённых в целях воздействия на их производственную активность. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а так же представляет группу.

В разделе тестирование вам предлагается тест-опросник «Администратор или лидер». Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

Поведение в конфликте

В психологии понятие конфликта используется широко. Общий синониматический ряд включает в себя - конфликт, спор, скандал, борьбу, единоборство, соперничество. Конфликт - это не одномоментный акт, а всегда процесс. Конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов

Конфликт - это сигнал того, что произошло что-то неладное в коммуникациях между людьми либо появились какие-то существенные разногласия. Основная причина конфликта в том, что люди зависят друг от друга, каждому нужны сочувствие и понимание, расположение и поддержка другого, нужно чтобы кто-то разделял его убеждения.

Важной чертой конфликта является то, что конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию. А так же, конфликт – это явление осознанное и обдуманное, т.к. человек отличается тем, что у него имеются целевые установки, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. В зависимости от того, в какой степени участник конфликта ориентирован на реализацию своих собственных целей и соблюдение интересов противоположной стороны, можно выделить 5-ть типов поведения в конфликте (противоборство, сотрудничество, компромисс, избегание, уступка).

В разделе тестирование вам предлагается тест-опросник К. Томаса «Поведение в конфликте». Внимательно прочитайте инструкцию и приступите к выполнению задания.

 

Тестирование

Тестирование это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы, имеющие определённую шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Для того чтобы он оказался правильным, тест должен быть построен с учетом ряда требований. Тест перестает быть адекватным инструментом диагностики, если нарушаются правила его проведения.

 

2.1Определение преобладающего типа темперамента (А.Белов)

Шкалы: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

Назначение теста

Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них. Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.

Инструкция к тесту

Внимательно прочитайте перечень свойств и поставьте знак (+), если считаете, что это свойство Вам присуще, и знак (–) – если оно у Вас отсутствует.
В сомнительных случаях ничего не ставьте.

Тест

1. Блок ([холерик)
1. Неусидчивость, суетливость.
2. Невыдержанность, вспыльчивость.
3. Нетерпеливость
4. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.
5. Решительность и инициативность.
6. Упрямство.
7. Находчивость в споре.
8. Неритмичность в работе.
9. Склонность к риску.
10. Незлопамятность, необидчивость.
11. Быстрота и страстность речи.
12. Неуравновешенность и склонность к горячности.
13. Нетерпимость к недостаткам.
14. Агрессивность забияки.
15. Выразительность мимики.
16. Способность быстро действовать и решать.
17. Неустанное стремление к новому.
18. Обладание резкими, порывистыми движениями.
19. Настойчивость в достижении поставленной цели.
20. Склонность к резкой смене настроения.

2. Блок (сангвиник)
1. Жизнерадостность.
2. Энергичность и деловитость.
3. Недоведение начатого дела до конца.
4. Склонность переоценивать себя.
5. Способность быстро схватывать новое.
6. Неустойчивость в интересах и склонностях.
7. Легкое переживание неудачи и неприятностей.
8. Легкое приспособление к разным обстоятельствам.
9. Увлеченность любым делом.
10. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать.
11. Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой.
12. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой.
13. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми.
14. Выносливость и работоспособность.
15. Громкая, быстрая, отчетливая речь.
16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.
17. Обладание всегда добрым настроением.
18. Быстрое засыпание и пробуждение.
19. Частая несобранность, поспешность в решениях.
20. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь.

3. Блок (флегматик)
1. Спокойствие и хладнокровие.
2. Последовательность и обстоятельность в делах.
3. Осторожность и рассудительность.
4. Умение ждать.
5. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам.
6. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.
7. Сдержанность и терпеливость.
8. Доведение начатого дела до конца.
9. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам).
10. Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе.
11. Легкое сдерживание порывов.
12. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.
13. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес.
14. Постоянство в своих отношениях и интересах.
15. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой.
16. Ровность в отношении со всеми.
17. Аккуратность и порядок во всем.
18. Трудное приспособление к новой обстановке.
19. Обладание выдержкой.
20. Постепенное схождение с новыми людьми.

4. Блок (меланхолик)
1. Стеснительность и застенчивость.
2. Растерянность в новой обстановке.
3. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми.
4. Неверие в свои силы.
5. Легкое перенесение одиночества.
6. Чувство подавленности и растерянности при неудачах.
7. Склонность уходить в себя.
8. Быстрая утомляемость.
9. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота.
10. Невольное приспособление к характеру собеседника.
11. Впечатлительность до слезливости.
12. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию.
13. Предъявление высоких требований к себе и окружающим.
14. Склонность к подозрительности, мнительности.
15. Беспечная чувствительность и легкая ранимость.
16. Чрезмерная обидчивость.
17. Скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями. 18. Малоактивность и робость.
19. Безропотность и покорность.
20. Стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.

3.

Изучение стилей мышления

Стиль мышления – это система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей. Формируясь у человека еще с детства под влиянием воспитания, личного опыта, стиль мышления развивается в течение всей жизни человека. Таким образом, стиль мышления определяет различия между людьми в том, как они понимают, осмысляют окружающую действительность и как эти способы осмысления влияют на организацию человеком своего поведения.

В данном задании предлагается использовать типологию стилей мышления, разработанную американскими психологами Р.Харрисоном и Р.Брэмсоном. Они выделяют пять стилей мышления: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический и реалистический. Для изучения этих стилей был создан специальный опросник.

Инструкция. Этот опросник предназначен для того, чтобы помочь Вам определить предпочитаемый Вами способ мышления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения. Среди предлагаемых Вам на выбор ответов нет правильных или неправильных. Максимум полезной информации Вы получите в том случае, если будете, как можно точнее сообщать об особенность Вашего реального мышления, а не о том, как, по-вашему, следовало бы мыслить.

Каждый пункт данного опросника состоит их утверждения, за которым следует пять его возможных окончаний. Ваша задача – указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к Вам. На бланке ответов напротив каждого окончания проставьте номера: 5, 4, 3, 2, или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к Вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован только один раз в группе из пяти окончаний. (Всего таких групп в опроснике 18). Даже если 2 окончания (или больше) в одной группе покажутся одинаково применимы к Вам, все-таки постарайтесь их упорядочить. Имейте ввиду, что для каждой группы каждый балл (5, 4, 3, 2 или 1) нельзя использовать более одного раза.

Текст опросника «СМ».

1. Когда между людьми имеет место конфликт на почве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая:

1а. Устанавливает, определяет конфликт и пытается его выразить открыто;

1б. Лучше всех выражает затрагиваемые ценности и идеалы;

1в. Лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт;

1г. Подходит к ситуации наиболее логично и последовательно;

1д. Излагает аргументы наиболее кратко и убедительно.

2. Когда я начинаю решать какие-либо проблемы совместно с другими людьми, самое важное для меня:

2а. Понять цели и значение будущей работы;

2б. Раскрыть цели и ценности участников рабочей группы;

2в. Определить порядок конкретных шагов по решению проблемы;

2г. Понять, какую выгоду может принести эта работа для нашей группы;

2д. Чтобы работа над проблемой была организована и сдвинулась с места.

3. Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, когда могу:

3а. Связать их с текущими или будущими своими занятиями;

3б. Применить их к конкретным ситуациям;

3в. Сосредоточиться на них тщательно и проанализировать;

3г. Понять, насколько они сходны с привычными мне идеями;

3д. Противопоставить их другим идеям.

4. Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или статьях обычно:

4а. Полезнее текста, если они точны;

4б. Полезны, если они ясно показывают новые факты;

4в. Полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом;

4г. Полезны, если они поднимают вопросы по тексту;

4д. Не более и не менее полезны, чем другие материалы.

5. Если бы мне предложили провести какое-то исследование (например, курсовую или дипломную работу), я, вероятно начал бы с:

5а. Попытки определить его место в более широком контексте;

5б. Определения того, смогу ли я выполнить его в одиночку или мне потребуется помощь;

5в. Размышлений и предположений о возможных результатах.

5г. Решения о том, следует ли вообще проводить это исследование;

5д. Попытки сформулировать проблему как можно полнее и точнее.

6. Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организации информацию, касающуюся ее насущных проблем, я предпочел бы:

6а. Встретиться с ними индивидуально и задать каждому свои конкретные вопросы;

6б. Провести общее собрание и попросить их высказать свое мнение;

6в. Опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы;

6г. Встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды;

6д. Попросить членов организации предоставить мне (желательно в письменно форме) всю относящуюся к делу информацию, которой они располагают.

7. Вероятно, я буду считать что-то правильным, истинным, если это “что-то”:

7а. Выстояло против оппозиции, выдержало сопротивление противоположных подходов;

7б. Согласуется с другими вещами, которым я верю;

7в. Было подтверждено на практике;

7г. Поддается логическому и научному доказательству;

7д. Можно проверить лично на доступных наблюдению фактах.

8. Когда я на досуге читаю журнальную статью, она будет скорее всего:

8а. О том, как кому-нибудь удалось разрешить личную или социальную проблему;

8б. Посвящена дискуссионному политическому или социальному вопросу;

8в. Сообщением о научном или историческом исследовании;

8г. Об интересном, забавном человеке или событии;

8д. Точным, без доли вымысла, сообщением о чьем-то интересном жизненном опыте.

9. Когда я читаю отчет о работе (или другой текст, например, научный или учебный), я обращаю больше всего внимания на:

9а. Близость выводов моему личному опыту;

9б. Возможность выполнения данных в тексте рекомендаций;

9в. Надежность и обоснованность результатов фактическими данными;

9г. Понимание автором целей и задач работы;

9д. Интерпретацию, объяснение данных.

10. Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать – это:

10а. Каков наилучший метод для решения данной задачи;

10б. Кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена;

10в. Почему эту задачу стоит решать;

10г. Какое влияние ее решение может иметь на другие задачи, которые приходиться решать;

10д. Какова прямая, немедленная выгода от решения данной задачи.

11. Обычно я узнаю максимум о том, как сделать что-то новое, благодаря тому, что:

11а. Уясняю для себя, как это связано с чем-то что мне хорошо знакомо;

11б. Принимаюсь за дело как можно раньше;

11в. Выслушиваю различные точки зрения, по поводу того, как это сделать;

11г. Есть кто-то, кто показывает мне, как это сделать;

11д. Тщательно анализирую, как это сделать наилучшим образом.

12. Если бы мне пришлось проходить испытание или сдавать экзамен, я предпочел бы:

12а. Набор объективных, проблемно-ориентированых вопросов по предмету;

12б. Дискуссию с теми, кто также проходит испытание;

12в. Устное изложение и показ того, что я знаю;

12г. Сообщение в свободной форме о том, как я применил на деле то, чему научился;

12д. Письменный отчет, охватывающий историю вопроса, теорию и метод.

13. Люди, чьи особые качества я уважаю больше всего, это вероятно:

13а. Выдающиеся философы и ученые;

13б. Писатели и учителя;

13в. Лидеры деловых и политических кругов;

13г. Экономисты и инженеры;

13 д. Фермеры и журналисты.

14. Вообще говоря, я нахожу теорию полезной, если она:

14а. Кажется родственной тем другим теориям и идеям, которые я уже усвоил;

14б. Объясняет вещи новым для меня образом;

14в. Способна систематически объяснять множество связанных ситуаций;

14г. Служит пояснению моего личного опыта и наблюдений;

14д. Имеет конкретное практическое приложение.

15. Когда я читаю статью по дискуссионному вопросу (или, например, наблюдаю дискуссию в телевизионной передаче), я предпочитаю, чтобы в ней:

15а. Показывались преимущества для меня в зависимости от выбираемой точки зрения;

15б. Излагались все факты в ходе дискуссии;

15в. Логично и последовательно обрисовывались затрагиваемые спорные вопросы;

15г. Определялись ценности, которые исповедует та или иная сторона в дискуссии;

15д. Ярко освещались обе стороны спорного вопроса и существо конфликта.

16. Когда я читаю книгу, выходящую за рамки моей непосредственной деятельности (учебной, профессиональной и т.п.), я делаю это главным образом вследствие:

16а. Заинтересованности в совершенствовании своих профессиональных знаний;

16б. Указания со стороны уважаемого мной человека на возможную ее полезность;

16в. Желания расширить свою общую эрудицию;

16г. Желания выйти за пределы собственной деятельности для разнообразия;

16д. Стремления узнать больше об определенном предмете.

17. Когда я впервые подхожу к какой-то технической проблеме (например, устранить несложную поломку в электроприборе), я скорее всего буду:

17а. Пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией;

17б. Искать пути и способы быстро решить эту проблему;

17в. Обдумывать альтернативные способы ее решения;

17г. Искать способы, которыми другие, возможно, уже решили эту проблему;

17д. Пытаться найти самую лучшую процедуру для ее решения.

18. Вообще говоря, я более всего склонен к тому, чтобы:

18а. Находить существующие методы, которые работают, и использовать их как можно лучше;

18б. Ломать голову над тем, как разнородные методы могли бы работать вместе;

18в. Открывать новые и более совершенные методы;

18г. Находить способы заставить существующие методы работать лучше и по-новому;

18д. Разбираться в том, как и почему существующие методы должны работать.

 

Обработка результатов

Определить предпочтение того или иного стиля можно при помощи ключа. Для того, чтобы получить данные по каждому из стилей, необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы из бланка ответов. Прежде чем переходить к их анализу, нужно проверить правильность вычислений. Для этого надо сложить суммарные показатели по всем пяти стилям. Получившееся число должно быть равно 270. В ином случае, вычисления необходимо перепроверить.

 

Ключ опросника «СМ»

Синтетический стиль: 1а, 2б, 3д, 4г, 5в, 6б, 7а,8б, 9д, 10г, 11в, 12б, 13а, 14б, 15д, 16г, 17в, 18б.

Идеалистический стиль: 1б,2а, 3г,4в, 5а, 6в, 7б, 8а, 9г, 10в, 11а, 12в, 13б, 14а, 15г, 16в, 17а, 18в.

Прагматический стиль: 1в, 2г, 3а, 4д, 5б, 6г, 7в, 8г, 9а, 10д, 11б, 12г, 13в, 14г, 15а, 16д, 17б, 18г.

Аналитический стиль: 1г, 2в, 3в, 4а, 5д, 6д, 7г, 8в, 9в, 10а, 11д, 12д, 13г, 14в, 15в, 16а, 17д, 18д.

Реалистический стиль: 1д, 2д, 3б, 4б, 5г, 6а, 7д, 8д, 9б, 10б, 11г, 12а, 13д, 14д, 15б, 16б, 17г, 18а.

 

Интерпретация результатов

Объяснение результатов следует проводить на основании сравнения показателей по каждой отдельной шкале с общей картиной предпочтения стилей мышления:

36 или менее баллов: этот стиль абсолютно чужд испытуемому, он, вероятно, не пользуется им практически нигде и никогда, даже если этот стиль является лучшим подходом к проблеме при данных обстоятельствах.

От 37 до 42 баллов: вероятно стойкое игнорирование данного стиля.

От 43 до 48 баллов: для испытуемого характерно умеренное пренебрежение этим стилем мышления, то есть, при прочих равных условиях, он, по возможности, будет избегать использования данного стиля при решении значимых проблем.

От 49 до 59 баллов: зона неопределенности. Данный стиль следует исключить из рассмотрения.

От 60 до 65 баллов: испытуемый отдает умеренное предпочтение этому стилю. Иначе говоря, при прочих равных условиях, он будет предрасположен использовать этот стиль больше или чаще других.

От 66 до 71 баллов: испытуемый оказывает сильное предпочтение такому стилю мышления. Вероятно, он пользуется данным стилем систематически, последовательно и в большинстве ситуаций. Возможно даже, что время от времени испытуемый злоупотребляет им, то есть использует тогда, стиль не обеспечивает лучший подход к проблеме. Чаще это может происходить в напряженных ситуациях (дефицит времени, конфликт и т.п.).

72 и более баллов: у испытуемого очень сильное предпочтение этого стиля мышления. Другими словами, он чрезмерно фиксирован на нем, использует его практически во всех ситуациях, следовательно, и в таких, где этот стиль является далеко не лучшим (или даже неприемлемым) подходом к проблеме.

 

В качестве опоры для содержательной интерпретации можно использовать краткие характеристики каждого из стилей, приведенные в конце задания.

При объяснении результатов также следует учитывать несколько обстоятельств.

Во-первых, не существует «плохих» и «хороших» стилей. Каждый из них в одних ситуациях оказывается «на высоте», в других может быть малоэффективным. Таким образом, каждому стилю присущи как достоинства, так и недостатки.

Во-вторых, у человека, доминирующими могут оказаться сразу два (а иногда и три, что, правда, является большой редкостью) стиля мышления. Сочетание в одном человеке нескольких стилей рассматривается психологами как факт положительный. Умение мыслить разными способами повышает возможности человека решать проблемы.

В-третьих, может встретиться ситуация когда у испытуемого не выражен ни один из стилей (т.е. испытуемый не набирает ни по одной из шкал выше 59 баллов). Это говорит о недостаточной сформированности мыслительной сферы у данного человека с точки зрения ее индивидуализированности. Скорее всего при решении жизненных задач у такого человека возникают некоторые проблемы с выбором способов их решения.

 

Инструкция к тесту

Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Тест

1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.

2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

3. Хочу стать специалистом.

4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.

5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.

6. Чтобы не отставать от друзей.

7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.

8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.

9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.

10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.

11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.

12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.

13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.

15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.

16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.

17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».

18. Просто нравится учиться.

19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.

20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.

22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.

23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.

24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.

25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.

26. Стать высококвалифицированным специалистом.

27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.

28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.

29. Быть на хорошем счету у преподавателей.

30. Добиться одобрения родителей и окружающих.

31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.

32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.

33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.

34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

Тест на силу воли

Необходимо выбрать наиболее подходящий вариант ответа на вопрос.

1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние ваши поступки оказывают на окружающих людей:

а) очень редко;

б) редко;

в) достаточно часто;

г) очень часто.

2. Случается ли вам говорить людям что-либо такое, во что вы сами не верите, но утверждаете из упрямства, наперекор другим:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.177 с.)