Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На VIII всероссийский конкурс психолого-педагогических программСтр 1 из 3Следующая ⇒
На VIII Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» номинация «Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа»
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ «ДИАЛОГ»
Авторский коллектив:
Демьянчук Роман Викторович, Меттус Елена Валентиновна, Литвина Анна Валерьевна ППМС-центр ГБОУ «Академическая гимназия №56» г. Санкт-Петербург Контактная информация:
Меттус Елена Валентиновна, Литвина Анна Валерьевна 197136 г. Санкт-Петербург, Чкаловский пр., д.35 тел. (812) 346-00-88 м.тел. 8(921) 907-24-82 факс: (812) 346-00-86 e-mail: ppms56@mali.ru СОДЕРЖАНИЕ
Заявление ………………………………………………………………………………..3
Психолого-педагогическая программа ………………………………………………... 4
Аннотация ……………………………………………………………………………… 22
Отзыв на программу администрации ОУ …………………………………………….. 23
Список литературы …………………………………………………………………….. 24
Материалы, иллюстрирующие реализацию программу …………………..…….. 26 Психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» ЗАЯВЛЕНИЕ Автор (авторский коллектив в составе ) Демьянчук Роман Викторович, Меттус Елена Валентиновна, Литвина Анна Валерьевна направляет для участия в VIII Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации «Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы»_ психолого-педагогическую программу сопровождения профессионально-личностного развития педагогов «Диалог» Практическая апробация указанной программы проведена с «1»сентября 2012 г. по «31»мая 2016 г. в ГБОУ «Академическая гимназия №56» г. Санкт-Петербурга
Отзыв образовательного учреждения прилагается. Автор (авторский коллектив в составе): Демьянчук Роман Викторович, Меттус Елена Валентиновн, Литвина Анна Валерьевна согласен на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.
Подпись (подписи)____________________/__________________/ ФИО ____________________/__________________/ ФИО ____________________/__________________/ ФИО
«8» июля 2016 г. Участников программы Описание сфер ответственности зафиксировано в разделе «Сетевое взаимодействие участников программы «Диалог» Что должен сделать педагог-психолог
Что должен сделать логопед
Что должны сделать сотрудники службы сопровождения «Учитель»
Что должна сделать администрация
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы (требования к специалистам, перечень учебных и методических материалов, Материальные ресурсы Реализация НЕ ТРЕБУЕТ закупки дополнительных технических ресурсов или переоснащения учебных аудиторий, в которых проводятся занятия. Для успешного проведения занятий достаточно: 1) любого учебного помещения ОУ; 2) собственно программы; 3) мультимедийного комплекса или интерактивной доски для демонстрации презентаций и видеоматериалов к семинарам и тренингам;
4) Интернет-ресурсы. Вместе с тем, отсутствие в ОУ мультимедийного комплекса не отменяет возможности эффективного использования программы. Временные ресурсы Время на реализацию программы «Диалог» может быть выделено ОУ в соответствии с имеющимися возможностями. Для проведения семинаров и тренингов целесообразно использовать каникулярное время. Сроки и этапы реализации Этапы внедрения программы Диагностический этап. 1) Анализ актуальной ситуации в образовательном процессе, тенденций развития современного общества и системы образования, требований к педагогу в контексте изменений в системе образования. 2) Исследование проблем профессионального и личностного развития, эмоционального выгорания педагога. 3) Изучение запросов (потребностей) педагогов с точки зрения развития коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с окружающими, профессионального становления и самореализации педагога. Поисковый этап. [1] Сбор информации о существующих программах, технологиях и подходах к решению проблем профессионально-личностного развития педагогов. Анализ теоретических источников в области психологии, педагогики, философии и образовательного менеджмента, посвященных изучению данной проблемы. Проектировочный этап. [2] Разработка программы, карты индивидуального сопровождения педагога, портфолио профессионально-личностного развития и электронных материалов к программе. Внедренческий. Реализация программы на уровне образовательного учреждения. Рефлексивный. Оценка результативности программы. Для разработчиков - оценка востребованности опубликованных материалов. Сроки реализации: программа реализуется в процессе профессионального становления и развития педагогов. Ожидаемые результаты Промежуточные результаты 1. Осознание педагогами необходимости определения профессиональных целей и ценностей. 2. Осознание педагогами наличия проблем в профессиональном развитии и наличие мотивации к их преодолению. 3. Улучшение психологического климата в образовательном учреждении (измерено путем анкетирования участников образовательного процесса, а также путем фиксации и анализа конфликтных ситуаций, измерения уровня эмоционального благополучия участников и педагогов). 4. Стремление педагогов к самореализации и профессионально-личностному развитию. 5. Увеличение количества педагогов, принимающих участие в семинарах и тренингах, востребованность центра психологического консультирования. 6. Повышение уровня коммуникативной культуры (измерено путем фиксации и анализа конфликтных ситуаций с системе «Учитель-Ученик», «Учитель-Родители», «Педагог-Педагог») 7. Востребованность программы у специалистов системы образования. Итоговыми результатами программы и работы с «Личностным портфолио учащегося» должны стать: повышение уровня психолого-педагогической составляющей профессиональной компетентности педагога. На основе анализа профессионального портфолио, общественной экспертизы, в т.ч. в процессе прохождения профессиональной аттестации, а также на основе анализа данных психологической диагностики.
Аннотация к образовательной (просветительской) психолого-педагогической программе «Диалог»
Актуальность программы связана с необходимостью поиска эффективной модели психологического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов как значимого фактора эффективности комплексного сопровождения ребенка в образовательном процессе. Профессиональная позиция педагога, его способности и возможности реализации содержательного потенциала обучения, воспитания, развития, коррекции и социализации ребенка во многом определяют качество и результативность модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в целом. В этой связи нами разработана, апробирована и внедрена образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Диалог», направленная на психологическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов. Цель программы: обеспечение психологического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов на основных его этапах: профессионально-личностного становления и профессионально-личностной зрелости. Задачи программы: 1. На этапе профессионально-личностного становления: · поддержка во вхождении педагога в профессию, связанная с работой по повышению устойчивости к физическим и психологическим нагрузкам, переходу от приоритета академических знаний к требованиям практической деятельности; · психологическое сопровождение формирования долгосрочной адаптации к условиям профессиональной деятельности; содействие достижению оптимального соотношения стремления к вертикальной карьере и необходимости высоких энергозатрат на профессиональное самосовершенствование в условиях «горизонтального» профессионального развития; · предупреждение и коррекция психологических кризисов профессионально-личностного становления (проявляющихся острым переживанием своей несостоятельности в профессии и психологического «тупика» в самоактуализации, которые мы наиболее часто отмечаем по достижении 3-5 летнего стажа непрерывной педагогической деятельности); · предупреждение и коррекция связанных с предыдущим фактором формирующихся признаков эмоционального выгорания и профессионального дистресса. 2. На этапе профессионально-личностной зрелости: · работа по предотвращению профессиональной деформации с формированием выраженной ригидности и социальной интроверсии, сопровождающейся проявлению своеобразных психологических комплексов «все могу», «лучше знаю»;
· актуализация коммуникативной компетентности во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, но, прежде всего, с коллегами; · профилактика развития экзистенциальных кризисов (прежде всего, кризиса смысла профессиональной деятельности); · актуализация видения жизненной перспективы.
Высокий интерес к программе со стороны педагогов связан с актуальностью тем, рассматриваемых в рамках программных модулей, четкой и логичной структурой программы. Отличительными чертами реализуемой в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения программы являются: системно-ориентированный подход к проблеме профессионально-личностного развития педагогов, осуществление индивидуально-ориентированного сопровождения молодых специалистов в период адаптации и психологического сопровождения педагогов на этапе процесса профессионального становления и развития. Отзыв на образовательную (просветительскую) психолого-педагогическую программу«Диалог» (авторский коллектив ППМС-центра гимназии №56 г. Санкт-Петербург), представленную на Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» Программа «Диалог» реализуется в ГБОУ «Академическая гимназии №56» г. Санкт-Петербурга с 1 сентября 2012 г. по настоящее время. Программа востребована участниками образовательного процесса гимназии и специалистами системы образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В рамках деятельности федеральной стажировочной площадки ГБОУ «Академическая гимназия №56» по данной программе проведено 11 семинаров и 5 мастер-классов для специалистов системы образования. Высокий интерес к программе со стороны педагогов связан с актуальностью тем, рассматриваемых в рамках программных модулей, четкой и логичной структурой программы, её качественным оснащением мультимедийными материалами и современным инструментарием. Отличительными чертами реализуемой в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения программы являются: системно-ориентированный подход к проблеме профессионально-личностного развития педагогов, осуществление индивидуально-ориентированного сопровождения молодых специалистов в период адаптации и психологического сопровождения педагогов на этапе процесса профессионального становления и развития. В процессе реализации представленной на конкурс программы решается ряд задач, среди которых: работа по повышению устойчивости педагога к физическим и психологическим нагрузкам; психологическое сопровождение формирования долгосрочной адаптации к условиям профессиональной деятельности; предупреждение и коррекция психологических кризисов профессионально-личностного становления; работа по предотвращению профессиональной деформации с формированием выраженной ригидности и социальной интроверсии; актуализация коммуникативной компетентности во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса; актуализация видения жизненной перспективы.
Практическая значимость программы состоит в создании системы работы по сопровождению процесса личностного и профессионального становления и развития педагога, начиная с начального этапа вхождения в профессию и продолжая на этапе профессионального становления; в создании эффективного психолого-педагогического инструментария, обеспечивающего учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, сотрудников ППМС-центра информационной поддержкой и методической помощью в вопросах сопровождения процесса личностного и профессионального самоопределения, становления и развития. Программа может быть использована в практике работы следующих видов образовательных учреждений: общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, ППМС-центров, центров дополнительного образования.
Директор ГБОУ Гимназии №56 Народный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования Пильдес М.Б. Список литературы
1. Батаршев А.В. Система психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагога // Человек и образование. – 2015.- №1 (42). – С. 16-21. 2. Батаршев А.В., Макарьев И.С. Концепция: психолого-педагогические, аксиологические и акмеологические основания профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы // Перспективы науки и образования. - 2015. - №3 (15). – С. 57-64. 3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с. 4. Демьянчук Р.В. Психологическая помощь педагогам с признаками эмоционального выгорания: основания и ориентиры [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. - 2015. – Т.4. № 4. - C. 12-28 doi: 10.17759/psyclin.2015040402 5. Демьянчук Р.В, Мухаметзянова Ф.Г. Направления психологического сопровождения педагогов на этапе профессионального становления // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2015. - №4(28). - С. 107-111. 6. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. – СПб., 1995. – 186 с. 7. Костромина С.Н., Демьянчук Р.В. Профессионально-личностное развитие педагогов: антропологический подход // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - 2016. - Вып. 51, Ч. 7. - C. 342-252. 8. Литовченко О.С. Содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога // Молодой учёный. — 2014. — №4. — С. 695-697. 9. Меттус Е.В. Психологическое сопровождение педагога в современном образовательном пространстве: структура работы и программы/ Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы Всероссийской научно-практической конференции/ СПб.:ЛОИРО. – 2015.-130 с. 10. Меттус Е.В. «Анализ качества результатов психологического сопровождения», журнал «Школа управления образовательным учреждением, №2(32) 2014г. 11. Меттус Е.В. Комплексное сопровождение развития учащихся: программы, развивающие занятия, рекомендации издательство «Учитель», г.Волгоград – 2007 г. 12. Меттус Е.В. «Как собрать и оформить профессиональное портфолио педагога-психолога», Волгоград, издательство «Учитель», 2014 13. Реан А.А., Демьянчук Р.В. Методологические основания психологического сопровождения на разных этапах профессионально-личностного становления педагога // Российский психологический журнал. - 2016. - Т.13, №1. - С. 85-93. 14. Слободчиков В.И. Концептуальные основы антропологии современного образования // Образование и наука. – 2010. - № 1(69). – С. 11-22. 15. Соловьева И.П. Научно-методическое сопровождение деятельности педагогического коллектива как условие реализации личностного подхода: на примере системы образования Таймырского округа: Автореф. дис. …канд. пед. наук. – СПб., 2005. – 18 с. 16. Ускова С.А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики: теоретическое обоснование // Человек и образование. – 2013. - №2 (35). – С. 84-88. 17. Черникова Т.В. Психологическая поддержка специалистов «помогающих» профессии: антропологический подход // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2004. - №9. – С. 53-61. 18. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб.: «Речь», 2003. – 240 с.
19. Alderman G.L., Nix M. Reachers intervention preferences related to explanations for behavior problems, severity of the problem, and teacher experience // Behavior Disorders. – 1997. – Vol.22. – P. 87-95. 20. Bubb S., Earley P. Induction rites and wrongs // Journal of In-Service Education. – 2006. - Vol. 32, N. 1. – P. 5–12 21. Bubb S., Earley P., Totterdell M. Accountability and responsibility: “rogue” school leaders and the induction of new teachers in England // Oxford Review of Education. – 2005. - Vol. 31, N. 2. – P. 255–272. 22. Carr E.G. The expanding vision of positive behavior support: Research perspectives on happiness, helpfulness, and hopefulness // Journal of the Association for Positive Behavior Support. – 2007. – Vol. 9, N.1. – P. 3–14. 23. Carr E.G., Dunlap G., Horner R.H. et al. Positive behavior support: Evolution of an applied science // Journal of Positive Behavior Interventions. - 2002. – Vol. 4, N.1. – P. 4–16. 24. Carr E.G., Durand V.M. Reducing behavior problems through functional communication training // Journal of Applied Behavior Analysis. - 1985. – Vol. 18. – P. 111–126. 25. Draper J., Fraser H., Taylor W. Teachers’ careers: accident or design? // Teacher Development. – 1998. - Vol. 2, N. 3. - P. 373–384. 26. Draper J., Fraser H., Taylor W. Teachers at work: early experiences of professional development // British Journal of In-Service Education. – 1997. - Vol. 23, N. 2. – P. 283–295. 27. Johnson L.J., Pugach M.C. Classroom teachers' views of intervention strategies for learning and behavior problems: Which are reason able and how frequently are they used? // The Journal of Special Education. - 1990. – Vol. 24. – P. 69-84. 28. Ruef M.B., Higgins C., Glaeser J.C., Patnode M. Positive behavioral support: Strategies for teachers // Intervention in School and Clinic. – 1998. – Vol. 34, N.17 – P. 21-32.
Материалы, Иллюстрирующие реализацию Программы
- Фотоматериалы
- Программа индивидуального сопровождения педагога
- Алгоритм сопровождения молодого педагога
- Структура портфолио профессионально-личностного развития педагога
Фотоматериалы
Инструментарий психологического сопровождения педагога Этап Диагностика проблем (затруднений). Самоанализ педагога и экспертная оценка со стороны методиста (предметная область) и педагога-психолога (психолого-педагогические аспекты). Заполнение карты «Поле проблем» Этап Разработка плана действий педагога и программы сопровождения: психологического (психолог) и методического (методист службы сопровождения «Учитель») Этап Реализация плана действий и программы сопровождения. Мониторинг эффективности. Посещение уроков/занятий (психолог, методист). Психологическое консультирование. Заполнение карты индивидуального сопровождения.
Этап Оценка эффективности программы сопровождения. Анализ результатов педагогической деятельности: самоанализ педагога и экспертная оценка со стороны методиста (предметная область) и педагога-психолога (психолого-педагогические аспекты). Презентация портфолио профессионально-личностного развития педагога. Алгоритм сопровождения Молодого педагога Шаг 1. Знакомство.
Экскурсия по гимназии. Посещения музея «Из частных коллекций»: традиции и современность школы. Принципы педагогики успеха.
Шаг 2. Психологическое и методическое сопровождение начала профессиональной деятельности: помощь в подготовке к урокам, оформлении портфолио профессиональной деятельности. Психологическая поддержка в период адаптации.
Шаг 3. Индивидуальное психологическое консультирование «Определение целей и ценностей профессиональной деятельности»
Шаг 4. Участие в семинарах и тренингах для молодых специалистов и всех педагогов гимназии в соответствии с годовым планом семинаров.
Шаг 5. Подготовка открытого урока/занятия совместно с методистом и психологом. Шаг 6. Диагностика и анализ проблем и трудностей, в т.ч. самоанализ профессиональной деятельности педагогом.
Шаг 7. Разработка плана действий по преодолению проблем/трудностей. Психологическое консультирование в процессе реализации плана.
Шаг 8. Презентация портфолио профессионально-личностного развития психологу и методисту.
Развития педагога
Портфолио профессионально-личностного развития педагога представляет собой систематизированную подборку документов и материалов, позволяющих специалисту осуществять рефлексию и самоконтроль эффективности профессиоанльной деятельности.
Основные разделы портфолио педагога:
1. Мой портрет. Общие сведения. Цели и задачи профессиональной деятельности. 2. Информационно-ресурсный коллектор. Материалы по основным направлениям профессионального развития педагога. 3. Самоанализ результативности профессональной деятельности. Анализ результатов социально-психологической диагностики.
4. Планирование. Планирование работы. Планирование профессионального и личностного развития. 5. Мои достижения. Лучшие конспекты уроков и занятий, грамоты, дипломы и другие документы, иллюстрирующие основные достижения педагога [1] Для авторов-разработчиков. Для тех, кто использует программу, этап не актуален. [2] Для авторов-разработчиков. Для тех, кто использует программу, этап не актуален. На VIII Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» номинация «Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа»
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.102 с.) |