Тема 8. Проблемы диагностики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Проблемы диагностики.



УТВЕРЖДАЮ

Ректор НЧНОУ ВО АГСИ

________________ С.П.Токарь

«___»_____________2016 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Б1.Б.26» «Психодиагностика»

 

Направление подготовки 37.03.01 «Психология»

 

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения заочная

 

Армавир, 2016


При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля)

в основу положены:

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.03.01. Психология (квалификация (степень) «бакалавр» утвержденный Министерством образования и науки РФ от от 7 августа 2014 г. N946

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры социальной психологии

от «» 201 г. Протокол №.

 

Заведующая кафедрой социальной психологии к.п.н., доцент ______________ Костенко А.А.
     
     
Разработчик:   Доцент кафедры Социальной психологии   ______________  

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

 

Основная цель курса – формировать у студентов систему знаний основных теоретических и методологических вопросов науки; совершенствовать практические умения и навыки студентов при проведении диагностических методик

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:

· Рассмотреть основные понятия курса, роль и его место в формировании умений и навыков психолога.

·

В качестве воспитательных задач курса можно отметить:

· обеспечение усвоения этических норм, неукоснительное соблюдение которых является обязательным для специалиста.

· способствовать развитию гуманистического отношения к клиентам при проведении обследований и предъявлении результатов.

 

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Программа курса «Психодиагностика» составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению 37.03.01 «Психология» ФГОС ВО, в соответствии с образовательной профессиональной программой.

Изучение курса способствует формированию следующих компетенций:

ПК-2 –способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией

ПК-4 –способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

ПК-5 – способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека

ПК-8 – способность к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

· предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории психологической диагностики;

· назначение психологической диагностики, ее цели, задачи и функции;· связи, существующей между определениями научных понятий и соответствующими им методами психологической диагностики;· методы психологической диагностики; · особенности использования методов психолого-педагогической диагностики при изучении свойств личности с учетом возрастных особенностей, основанных на принципах изучения психики человека;

уметь:

· проводить диагностику и составлять индивидуальную комплексную программу коррекции детей;

· применять полученные теоретические общепрофессиональные знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки; · сформировать умение валидно и надежно осуществлять выбор диагностических методик, позволяющих получать достоверные результаты;

· определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц в норме и с ОВЗ;

владеть:

- системой знаний о человеке как субъекте исследования;

- приемами и методами психолого-педагогического обследования на основе учета принципа онтогенетического развития;

- основами коррекционно-педагогических и коррекционно-психологических рекомендаций на основе проведенного исследования

3. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО

Учебная дисциплина Б1.Б.26 «Психодиагностика» является составной частью ООП по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», базовая часть дисциплин.

Содержание данного курса носит интегративный характер, что позволяет в полном объёме использовать междисциплинарные связи, особенно с курсами «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология», «Общепсихологический практикум».

Для освоения дисциплины «« Психодиагностика » студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин «Психологическое консультирование», «Психокоррекция», прохождения производственной практики, написания выпускной квалификационной работы.

4. Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

Таблица 1

Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины

Семестр Трудоемкость Лекции, час. Практич.занятия, час. Лаб. раб., час. СРС, час Форма аттестации
зач. ед. час
5 семестры             экзамен

 

5. Содержание дисциплины

5.1 Структура учебной дисциплины

Таблица 2

Тематический план по дисциплине для студентов ОДО

№ п/п Разделы курса, темы занятий Всего часов Всего аудит часов Из них СРС
лекц. практ лаб.
  Особенности психодиагностики как науки            
  Характеристика и содержание подходов, методов и методик психодиагностики            
  Психометрические критерии научности психодиагностических методик            
  Исследование и его результаты            
  Обработка результатов и их интерпретация            
  Профессионально-этический стандарт и его выполнение            
  Особенности и возможности диагностики онтогенетического развития человека            
  Проблемы диагностики            
  Перспективы развития психодиагностики            
Итого:            

Программа курса Б1.Б.26 «Психодиагностика» составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению 37.03.01 «Психология» ФГОС ВО, в соответствии с образовательной профессиональной программой.

Содержание курса определено требованиями ФГОС, существующими учебниками, учебно-методическими пособиями.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение практических и лабораторных занятий, выполнение самостоятельных работ.

В лекционном курсе по данной дисциплине раскрывается структура психологической диагностики, ее основные разделы, категории, излагается содержание исследовательской и практической деятельности.

Актуальность тем, изучаемых в курсе «Психодиагностика», определяется главным назначением психодиагностики в практической деятельности психолога – глубокое изучение внутреннего мира конкретного человека. Диагностическая работа не является для психолога самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития человека. Психодиагностическая деятельность тесно переплетается с коррекционной и развивающей деятельностью.

Данный курс предполагает освоение студентами содержания психологических понятий не только на уровне формального их усвоения, но и на уровне практического их использования на практических и лабораторных занятиях. На них студенты углубляют свои знания в теоретических и прикладных аспектах психодиагностики. На практические занятия выносится обсуждение современных исследований в области диагностики, материалы печати, обсуждение книг, разработка консультаций, занятий с учащимися и их родителями, разработка конкретных диагностических программ по отдельным проблемам клиента. Формирование зрелой социальной позиции профессионала, осознание своей роли в общественной жизни, принятие гражданской ответственности студентами в процессе освоения курса происходит через участие в занятиях – дискуссиях, работе над рефератами и проведении учебных исследований.

Самостоятельность и самоконтроль за ходом формирования знаний по психодиагностике обеспечены системой вопросов и заданий.

5.2. Планы и содержание лекционных занятий

Тема 1. Особенности психолого-педагогической диагностики как науки:

· Предмет и задачи психодиагностики.

· Методологические основы психодиагностики;

· Краткий курс истории психодиагностики.

Общенаучное определение диагностики. Проблема определения объекта и предмета психодиагностики, ее цель и задачи. Методологические основы диагностики; Основные источники психодиагностики. Психодиагностика как наука, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика как соединительное звено между психологической теорией и практикой. Теоретическая и практическая психодиагностика. Общая и частная психодиагностика. Области практического применения знаний по психодиагностике (обучение, воспитание, профотбор, профконсультация, расстановка кадров, судебно-психологические экспертизы, клинико консультативная работа и др.). Психодиагностика и коррекция. Новые тенденции в развитии психодиагностики.

Предыстория и история науки. Этапы становления психодиагностики как научной системы методов и способов постановки психологического диагноза. Возникновение тестирования и других видов диагностических методик (опросников, проективных техник, тестов специальных способностей и достижений). Отечественные работы в области психологической диагностики (М. С. Берштейн, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.). Место современной психодиагностики в системе наук. Области применения психодиагностических результатов. Основные тенденции развития современной психодиагностики. Роль психодиагностики в решении задач оптимизации процессов обучения и воспитания.

Тема 2. Характеристика и содержание подходов, методов и методик психолого-педагогической диагностики:

· Характеристика подходов в психодиагностике.

· Психодиагностические методы ("наивная" психодиагностика, проективные методы, метод контент-анализа и др.).

· Классификация современных методик психодиагностики.

· Требования к построению и проверке методик

Отличия психодиагностических методов от исследовательских. Основные подходы к классификации психодиагностических процедур. Возможности, достоинства и недостатки измерительных и клинических методов психодиагностики. Основные отечественные подходы к классификации психодиагностических объектов: Гуревича К. М., Бодалева А. А., Столина В. В., Шевандрина Н. И. Критерий объектности и методической разновидности. Зарубежные подходы к классификации психодиагностических объектов: Анастази А., Ян Тер Лаака. Критерии выбора психодиагностического подхода для определенной практической сферы деятельности: возраст, категория субъектов образования; специфика образовательного учреждения.

Методология психодиагностики. Научное и психодиагностическое исследование, их отличие. Понятие метода, понятие методики, понятие теста. Функции методик и тестов: выделение и измерение.

Методы психодиагностики. Общее представление о методах психодиагностики, их исследовательских возможностях. Классификация методов психодиагностики. Неэкспериментальные методы (наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности и т.д.). Экспериментальный метод. Психодиагностический метод, его основная особенность: измерительно-испытательная и оценочная направленность. Стандартизация методик. Стандартизированные и нестандартизированные психодиагностические методики.

Основные психодиагностические подходы. Классификация. Конкретные методики, образуемые в рамках различных диагностических подходов. Объективный подход (тесты интеллекта, тесты специальных способностей, тесты личности, тесты достижений). Субъективный подход (личные опросники, опросники состояния и настроения, опросники – анкета). Проективный подход (проективные методики).

Другие классификации психодиагностических методик и их основания (методический принцип, положенный в основу методики; мера вовлеченности в диагностическую процедуру психодиагноста, его влияние на результаты обследования; предметная направленность методики).

Классификация методов психолого-педагогической диагностики: Методы психодиагностики: наблюдение, эксперимент, опрос (беседа, интервью, анкетирование), анализ продуктов деятельности, моделирование, тестирование. Типичные диагностические процедуры: личностные опросники, тесты интеллекта, проективные методы, репертуарные методы, тесты достижений.

Особенности тестов и их учет в классификации тестов.

Тема 3. Психометрические критерии научности психодиагностических методик:

· валидность,

· дискриминативность,

· достоверность,

· Стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики.

Общее понятие о психометрии как науке. Принципы построения и использования диагностических процедур. Требования к построению и показатели качества диагностических методик: стандартизация, верификация. Стадартизация теста. Технология адаптации зарубежных тестов. Требования к психометрической подготовке психолога.

Психометрические основы психодиагностики. Основные этапы конструирования теста. Стратегии конструирования личностных опросников: дедуктивная, индуктивная, экстернальная. Определение количества заданий (спецификация теста). Разработка заданий. Оформление теста. Пилотажное исследование. Анализ заданий. Определение надежности теста. Факторный анализ. Валидность теста. Способы доказательства валидности теста. Очевидная валидность. Конкурентная валидность. Прогностическая валидность. Инкрементная валидность. Дифференциальная валидность. Содержательная валидность. Конструктивная валидность.

Тема 4. Исследование и его результаты:

· понятие исследования, характеристика его этапов;

· Психологический диагноз и особенности его определения.

· Объекты диагноза и уровни диагноста.

· Психологический прогноз.

Принципы изучения психики ребенка. Условная схема экспериментально психологического исследования. Тактика проведения психолого- педагогического обследования. Характеристика этапов исследования. Психолого-педагогический диагноз и особенности его определения. Объекты диагноза и уровни диагноста. Уровни и критерии установления психологического диагноза. Психолого-педагогический прогноз. Изучение и составление психолого-педагогической характеристики. Протокол обследования ребенка. Психологическое заключение и варианты ее построения.

Тема 5. Обработка результатов и их интерпретация:

· Основные этапы обработки результатов.

· Тестовые нормы. Использование норм.

· Понятие признака. Понятие показателей.

· Интерпретация материала.

Особенности обработки результатов. Основные этапы обработки результатов. Возможности математической статистики в обработке полученных данных. Тестовые нормы. Виды норм. Особенности определения норм. Принцип отсчета от нормы.

Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин. Виды коэффициентов распределения показателей. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей.

Интерпретация материала.

 

Тема 6. Профессионально-этический стандарт и его выполнение:

· Профессионально-этические нормы работы психолога.

· Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач.

· Принципы профессионально-этического стандарта.

Профессионально-этические нормы работы психолога. Планирование психодиагностической работы психолога. Планирование психодиагностической работы. Составление программ, постановка конкретики диагностических задач.

Этика психодиагностического обследования. Принципы профессионально-этического стандарта. Конфиденциальность при проведении обследования и обсуждении результатов. Способы предъявления результатов испытуемому. Ответственность перед тестируемым. Развитие гуманистического отношения к испытуемым на всех стадиях диагностической работы.

Тема 7. Особенности и возможности диагностики онтогенетического развития человека:

· Особенности проведения обследования в дошкольных возрастах;

· Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

· Особенности проведения обследования в школьных возрастах;

· Особенности проведения обследования в зрелом возрасте и в старости.

Психолого-педагогическое обследование ребенка младенческого возраста. Психическое развитие ребенка младенческого возраста: основные закономерности развития. Методы диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития ребенка младенческого возраста (таблицы развития А. Гезелла, карточки развития Д. Лешли, шкалы Н. Бейли, шкалы двигательных умений Н.И. Озерецкого, описательная диагностика П. Массена и др., клинический метод Ж. Пиаже). Работы отечественных психологов в области диагностики детей младенческого возраста. Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка младенческого возраста. Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста. Основные закономерности развития детей раннего возраста, выявление положительных и отрицательных симптомов психических новообразований и определение их роли в формировании личности ребенка раннего возраста. Изучение методов психологической диагностики различных психических состояний детей раннего возраста (описательная диагностика П. Массена, Дж. Конджерса, Дж. Кагана, А. Хьюстона; результаты практического решения наглядной задачи по Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, диагностика развития зрительной и слуховой систем, познавательной сферы). Работа педагога и родителей по предупреждению возникновения отрицательных симптомокомплексов в развитии ребенка преддошкольного возраста (система диагностических и психокоррекционных мероприятий, направленных на формирование психических процессов). Составление психолого- педагогической характеристики на ребенка раннего возраста. Психолого-педагогическое обследование ребенка дошкольного возраста. Основные закономерности развития ребенка дошкольного возраста. Диагностика сфер психического развития ребенка: познавательной, личностной и морально- волевой, эмоциональной, диагностика общения и межличностных отношений. Психическая депривация, пути и методы ее выявления. Диагностика познавательной сферы: базисные характеристики познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления); экспериментально- психологическое исследование нарушений познавательной деятельности: уровня зрительного, предметного, слухового и тактильно- кинестетического восприятия (игра <Сделай так>, <Сравни предмет>, <Какие предметы спрятаны в рисунках> и др.); внимания и его показателей (доска Сегена, <Разрезные фигуры>, таблица Шульте, методика Пьерона- Рузера, корректурная проба Бурбона и др.); состояние памяти зрительной и слуховой модальности (исследование зрительной и слуховой памяти с помощью теста Мейли, воспроизведение визуальных репродукций Векслера, тест зрительной ретенции Бентона, пробы на запоминание звуков или звукосочетаний, методика пиктограмм, методика опосредованного запоминания и др.), состояние мыслительных операций: классификации и группировки, сравнения, нахождение аналогий и вскрытие закономерностей (методика <Разрезные фигуры>, <Классификация>, <Формирование искусственных понятий>, <Выделение существенных признаков>, <Кубики Кооса> и др.) Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Различные классификации компонентов школьной готовности (личностная, интеллектуальная, социально- психологическая (Рогов Е. И.), физиологическая, психологическая и социальная (Шадриков В. Д., Нижегородцева Н. В.). Наиболее часто используемые диагностические процедуры (ориентационные тест школьной зрелости Керна- Йирасика, методика <Графический диктант>, <Лабиринт и правила> и др.)Некоторые показатели психологической готовности к обучению детей с проблемами в развитии: диагностические критерии готовности к обучению детей с задержкой психического развития; психодиагностический комплекс готовности к школьному обучению, разработанный институтом коррекционной педагогики; методика диагностики словесно- логического мышления, разработанная Э. М. Замбациявичене по принципу, использованному Р. Амтхауэром; цветные прогрессивные матрицы Равенна в модификации Т. В. Розановой; методика использования особенностей прогностической деятельности, созданная Л. И. Переслени и В. Л. Подобедом.

Примерная тематика практических занятий

Практические занятия направлены на формирование умений, связанных с аналитической и проектировочно-конструкторской деятельностью психолога.

Целью практических занятий в целом является:

-проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекциях и в учебной литературе, степени и качества усвоения материала студентами;

-применение теоретических знаний в реальной практике решения задач и кадровых ситуаций;

-восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказания помощи в его освоении.

Методы практических занятий:

– аналитическая работа с источниками

– оперирование категориально-понятийным аппаратом

- решение практических задач, проектирование и моделирование,

- групповая дискуссия.

Практическое занятие №1.

Практическое занятие №2.

Практическое занятие №3.

Практическое занятие №4.

Практическое занятие №5.

Практическое занятие №6.

Тема: Профессионально-этический стандарт и его выполнение

Вопросы для обсуждения:

1. Профессионально-этические нормы работы психолога.

2. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач.

3. Обеспечение прав индивидов, подвергаемых диагностированию.

4. Этический кодекс психолога- диагноста.

Задание на СРС:

  • Написать реферат по теме
  • Составление структурно-логических схем по теме.

· Проанализировать этические принципы работы психологов-диагностов, психологов-консультантов и т.д.

· Составить свой этический кодекс с обоснованием выделенных принципов.

Практическое занятие №7.

Приложение №1.

Практическое занятие №8

Виды способностей.

Приложение № 1.

Практическое занятие №9

Практическое занятие №10

Примерная тематика рефератов

1. Номотетический и идиографический подходы в психодиагностике.

2. Понятие нормы в психодиагностике.

3. Проблемы деонтологии в работе практического психолога.

4. Использование компьютеров в психодиагностике.

5. Психодиагностика и психологическое консультирование.

6. Психодиагностика в клинико-консультативной работе.

7. Диагностика воспитательных и учебных затруднений в педагогическо - психологическом консультировании.

8. Психологическая диагностика в судебной экспертизе.

9. Психодиагностика и работа с персоналом.

10. Диагностика при подборе кадров.

11. Диагностика при аттестации кадров.

12. Анализ диагностических данных и их синтез.

13. Проективные методы в работе (школьного) практического психолога.

14. Использование проективных методик в работе с детьми.

15. Методы диагностики мотивации.

16. Методы диагностики интеллекта.

17. Методы диагностики эмоциональной сферы и регуляторной активности.

18. Психодиагностические таблицы как средство деятельности практического психолога.

19. Психодиагностические таблицы для определения трудностей в обучении (отклонений в поведении).

20. Построение групповых норм теста (на выбор).

21. Исследование ретестовой надежности теста (на выбор).

22. Исследование надежности опросника (на выбор) методом половинного деления.

23. Психометрический анализ пунктов опросника (на выбор).

24. Диагностика и коррекция личностной тревожности.

25. Психодиагностика агрессии.

26. Тип семейного воспитания и уровень агрессивности детей.

27. Диагностика умственного развития и общих способностей.

28. Диагностика профессиональной пригодности.

29. Психодиагностика семейных отношений.

30. Диагностика детско-родительских отношений.

31. Диагностика нарушений в семейном воспитании.

32. Диагностика межличностных отношений в группе.

33. Диагностика психологической готовности к школе (мотивационная готовность, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевая готовность).

34. Диагностика обучаемости школьников.

35. Психодиагностика школьной дезадаптации.

36. Дифференциальная диагностика психологических причин неуспеваемости школьников.

37. Психологические особенности трудных детей и их диагностика.

38. Психологические особенности детей младшего школьного возраст (подросткового возраста, юношеского возраста) и их диагностика.

39. Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи детей дошкольного возраста.

40. Психодиагностика уровня развития познавательных процессов у подростков.

41. Описание диагностических случаев из консультативной практики.

42. Психологический автопортрет как средство улучшения своего психологического самочувствия (формирования оптимальных стратегий своей жизни, обретения уверенности в себе).

 

7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

ПК-2 –способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
Этапы формирования компетенции
Знает Умеет Владеет
- психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; - обосновывать отбор и применять психодиагностические методики - основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп.
Темы 1-9 Пути формирования: лекции, практические занятия; проектирование, анализ конкретных ситуаций, решение производственных задач, метод «мозгового штурма»; проблемная лекция, дискуссия; самостоятельная работа
Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
Оценочные средства: устный опрос, собеседование на экзамене, письменные контрольные работы, тестирование, коллоквиум, компетентностно-ориентированные ситуационные задачи

 

ПК-4 –способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
Этапы формирования компетенции
Знает Умеет Владеет
- психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; - особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска; - прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования психики в норме и при психических отклонениях; - основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп.
Темы 1-9 Пути формирования: лекции, практические занятия; проектирование, анализ конкретных ситуаций, решение производственных задач, метод «мозгового штурма»; проблемная лекция, дискуссия; самостоятельная работа
Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
Оценочные средства: устный опрос, собеседование на экзамене, письменные контрольные работы, тестирование, коллоквиум, компетентностно-ориентированные ситуационные задачи

 

ПК-5 – способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
Этапы формирования компетенции
Знает Умеет Владеет
- психодиагностические методики для исследования познавательных психических процессов; - основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества; - подбирать диагностический материал для исследования познавательных психических процессов; - прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; - критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик
Темы 1-9 Пути формирования: лекции, практические занятия; проектирование, анализ конкретных ситуаций, решение производственных задач, метод «мозгового штурма»; проблемная лекция, дискуссия; самостоятельная работа
Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
Оценочные средства: устный опрос, собеседование на экзамене, письменные контрольные работы, тестирование, коллоквиум, компетентностно-ориентированные ситуационные задачи

 

ПК-8 – способность к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии
Этапы формирования компетенции
Знает Умеет Владеет
- психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; - прогнозировать изменения и динамику уровня раз-вития и функционирования психики в норме и при психических отклонениях; - основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп.
Темы 1-9 Пути формирования: лекции, практические занятия; проектирование, анализ конкретных ситуаций, решение производственных задач, метод «мозгового штурма»; проблемная лекция, дискуссия; самостоятельная работа
Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
Оценочные средства: устный опрос, собеседование на экзамене, письменные контрольные работы, тестирование, коллоквиум, компетентностно-ориентированные ситуационные задачи

 

 

7.2. Типовые и контрольные задания необходимые для оценки знаний, умений обучающихся, характеризующихся этапы формирования компетенции в процессе освоения

образовательной программы

Задания для контроля

Задание на долговременную работу по курсу «Психодиагностика»

(сдается до экзамена в печатном и электронном виде)

Разработать проблему (см. тематику) и представить следующие моменты:

1) Теоретическое представление проблемы

Должно включать: определение, исторический очерк, кто и каким образом исследовал, что известно на сегодняшний момент и т.д. (на 4-5 стр.)

2) Презентация проблемы

Должна включать 12-20 слайдов в свободной форме, представляющих как проблему, так и особенности диагностики данной проблемы

3) Описание методик и полученных результатов диагностики:

Должно быть представлено 5 диагностических методик, которые проводятся на 3 клиентах. Описание результатов должно включать: Ф.И.О., возраст, стаж, образование, специальность, место работы (учебы), протокол проведения методик и подробное описание полученных результатов

4) Описание рекомендаций на основе диагноза

Тематика проблем:

1. Содержание интеллекта и диагностика интеллекта.

2. Проективные методики при диагностировании детей.

3. Проективный подход к диагностике личности.

4. Выявление мотивов поведения у старших школьников.

5. Диагностика познавательной сферы ребенка.

6. Диагностика личностных свойств.

7. Диагностика мотивации.

8. Диагностика индивидуального сознания и самосознания.

9. Диагностика одаренности и способностей.

10. Диагностика межличностных отношений.

11. Диагностика группы.

12. Диагностика конфликта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.127 с.)