Аналитические эпидемиологические исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитические эпидемиологические исследования



(методические рекомендации)

Владивосток, 2003

Автор: доцент кафедры эпидемиологии и военной эпидемиологии ВГМУ, кандидат медицинских наук Колпаков Сергей Леонидович.

 

 

Рецензенты: кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой коммунальной гигиены и медицинской экологии Ковальчук В.К.

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией медицинской экологии и информатики НИИ климатологии и восстановительного лечения ВФДНЦ ФПД СО РАМН Кику П.Ф.

 

Аннотация:

Методические рекомендации для студентов медико-профилактического факультета «Аналитические эпидемиологические исследования» написаны в соответствии с программой по эпидемиологии (1999 год). Они рассчитаны для подготовки и работы на практическом занятии по указанной теме. Ориентировочное время практического занятия – 6 часов. Методические указания содержат четыре задачи на основные виды аналитических исследований – случай-контроль, когортные и экологические (медико-статистические). Методические рекомендации снабжены рекомендуемой литературой для подготовки к занятию, планом изучения темы, ориентировочной основой действия, тестами для проверки готовности к занятию.

 

 

Раздел: Эпидемиологический метод и эпидемиологические исследования.

Тема занятия: АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

(оценка и проверка гипотез)

Время занятия: 6 часов.

Методические рекомендации для студентов медико-профилактического факультета.

Введение.

1.1. Актуальность.

Метод, от греческого μέτοδος – путь, условная последовательность исследований для получения объективных знаний. Методология познания предполагает прохождение ряда этапов: формулирование гипотез, обоснование гипотез, доказательство гипотез и создание объективной модели рассматриваемого объекта или явления. Если гипотеза, объясняющая явление, причину уже сформулирована, то перед исследователем встает задача обоснования и оценки гипотезы. Это реализуется в аналитических исследованиях. Отличительной особенностью аналитических исследований является их комплексность, междисциплинарность. В эпидемиологических аналитических исследованиях в комплексе изучается заболеваемость и гипотетические факторы, причины или условия заболеваемости.

В современной медицине и эпидемиологии аналитические исследования очень значимы. Познание причин болезней и заболеваемости без аналитических исследований невозможно. Более того, часто не реально проверить гипотезы в экспериментах. Только практика противоэпидемической и профилактической работы может быть надежным критерием истинности полученных результатов. Разные виды аналитических исследований имеют разную надежность. От ориентировочных результатов в исследованиях «случай-контроль» и экологических исследованиях, до точной оценки роли фактора риска в когортных исследованиях. Освоение данной темы имеет как большое практическое значение, так и фундаментальное, формирующее научное мировоззрение будущих специалистов.

Цель занятия.

Студент должен ознакомиться с различными видами аналитических исследований. Приобрести знания по организации, осуществлению и оценке результатов исследований «случай-контроль», корреляционного и когортного исследований.

Воспитательные задачи – формирование навыков профессиональной речи, приобретение коммуникативных умений и формирование основ профессионального (эпидемиологического) мышления.

В результате изучения темы студент должен знать:

- цели, задачи, особенности аналитических эпидемиологических исследований

- виды аналитических эпидемиологических исследований

- планирование, организацию, осуществление и оценку результатов исследований типа «случай-контроль»

- содержание экологических исследований типа «фактор-заболеваемость», корреляционных и других

- когортные исследования: организация, проведение, оценка результатов

- понятия: относительный риск, абсолютный риск, атрибутивный риск. Методы определения и расчета.

Студент должен уметь:

- оформлять полученные результаты в виде графиков, рисунков, картограмм и другими способами

- планировать осуществление основных видов аналитических эпидемиологических исследований

- оценивать результаты эпидемиологических аналитических исследований

- рассчитывать необходимые для исследования статистические показатели, в том числе: относительный риск, абсолютный риск, атрибутивный риск, отношение шансов

- пользоваться статистическими методами оценки достоверности (расчет доверительных границ) и методиками корреляционного анализа.

Структура темы.

- Сущность аналитических эпидемиологических исследований, их организация и проведение.

- Виды аналитических эпидемиологических исследований.

- Исследования типа «случай-контроль». Организация, проведение, достоинства и недостатки.

- Экологические исследования типа «фактор-заболеваемость», корреляционные исследования. Цели и задачи. Постановка и оценка результатов.

- Когортные эпидемиологические исследования. Планирование, организация, проведение.

- Качественные и количественные способы оценки результатов аналитических эпидемиологических исследований. Отношение шансов, относительный риск, абсолютный риск. Атрибутивный риск. Коэффициент корреляции.

Литература.

Основная литература.

1. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология: Учебник.- М.: Медицина, 1989.- С. 20-35.

2. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х. Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. –М.: Медицина, 2001.- С. 143-187.

3. Типовые тестовые задания для итоговой аттестации выпускников медицинских учебных заведений по специальности гигиена и эпидемиология./ Под ред. В.Ф. Кириллова.-М., 1998.

4. Черкасский Б.Л. Эпидемиологический метод.: Лекция.- М.: ФЦ ГСЭН МЗ России, 1999.- 48 с.

5. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии.- М.: Медицина, 2001.- С. 57-116.

Дополнительная литература.

6. Беляков В.Д. Избранные лекции по общей эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний. –М.: Медицина, 1995.- 176 с.

7. Котельников Г.П., Шпигель А.С. Доказательная медицина. Научно-обоснованная медицинская практика.- Самара, 2000.- 216 с.

8. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней./ Под ред. Акад. АМН СССР В.И. Покровского.- М.: Медицина, 1993, Т. 1, 464 с.

9. Савилов Е.Д., Мамонтова Л.М., Астафьев В.А., Иванова Л.В. Применение статистических методов в эпидемиологическом анализе.- Новосибирск.: Наука, 1993.-136 с.

10. Черкасский Б.Л. Эпидемиологический диагноз.- М.: Медицина, 1990.- 208 с.

11. Эпидемиология неинфекционных заболеваний./ А.М. Вихерт, В.С. Жданов, А.В. Чаклин и др.; Под ред. А.М. Вихерта, А.В. Чаклина/ М.: Медицина, 1990.- 272 с.

12. (Beaglehole R., Bonita R., Kjellstrom T. Basic epidemiology/WHO, Geneva, 1993) Биглхол Р., Бонита Р., Кьельстрем Т. Основы эпидемиологии.- ВОЗ, Женева, 1994.- 260 с.

13. (Fletcher H. Robert, Fletcher W. Suzanne, Wagner H. Edward/ Clinical epidemiology. The essentials.//Williams & Wilkins) Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины.- М.: Медиа Сфера, 1998, 346 с.

14. (Mac Mahon B., Pugh Th. F., Ipsen D. Epidemiologic methods. –Boston-Toronto.: Little, Brown & Co.-1960) Мак – Ман Б., Пью Т., Ипсен Д. Применение эпидемиологических методов при изучении неинфекционных заболеваний.- М.: Медицина, 1965.- 318 с.

 

II. Основная часть.

План изучения темы «Аналитические эпидемиологические исследования».

 

Этапы работы Время (в минутах) Средства обучения
    1.   2.     3.     4. I. Подготовка к занятию (самоподготовка) Осмысление цели занятия и содержания самоподготовки. Выполнение заданий на проверку исходного уровня знаний по базисным дисциплинам. Изучение рекомендованной литературы и уяснение структуры и содержания темы. Проверка усвоения проработанного материала.       Методические рекомендации -//-     -//-     Вопросы и тесты для самоконтроля.
    1.     2. II. План занятия (этапы проведения занятия) Организация занятия. Определение темы, актуальности, целей и задач занятия. Ответы на вопросы. Педагогическое диагностирование исходного уровня знаний, умений и навыков (ЗУН). Проверка и коррекция ЗУН.       5-10     15-20   Тесты и вопросы к занятию.

 

 

План изучения темы (продолжение).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.008 с.)