Административно-деликтные нормы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-деликтные нормы.



1. Понятие и особенности АДН.

2. Виды АДН.

3. Действие АДН.

Литература:

1. Агапов А.Б. АП Том 1, Москва, 2004.

2. Коренев А.П. Нормы АП и их применение, Москва, 1978.

3. Коренев. АП, Москва, 2008.

4. Крамник А.Н. АДН и их реализация, Минск, 2009.

1. Понятие и особенно АДН.

АДП состоит из АДН и институтов. АДН характеризуются общими признаками, присущими в целом нормам права, и, в то же время, имеют свои особенности.

Особенно заключаются в том, что: 1) часть этих норм предусматривает запреты на совершение административных правонарушений; 2) часть норм содержит запреты совершать действия, подпадающие под признаки иных, кроме административной ответственности, мер административно-правового принуждения; 3) часть норм закрепляют виды мер административной ответственности и определенные административные санкции; 4) часть норм содержит правила, связанные с административными запретами.

Основной особенностью АДН, которая отличает их от норм АУП, является то, что нормы АДП носят охранительный характер, превентивный характер. Нормы АУП носят регулятивный характер.

Особенность норм АДП проявляется в том, что по своей структуре они включают такие структурные элементы, как диспозиция и санкция.

Главными среди норм АДП являются нормы-запреты, которые содержатся в особенной части КоАП.

В то же время, если мы анализирует структуру норма АДП, то можно заметить, что большинство норма АДП не содержит такой структурный элемент, как гипотеза.

Административная санкция как структурный элемент норма АДП закрепляет меру административного принуждения, которая может быть применена в случаях несоблюдения условий диспозиции.

Поскольку нормы-запреты. составы административных правонарушений, содержат диспозицию и санкцию, встает вопрос, где искать гипотезу. Гипотезы, на основе которых правоприменитель делает вывод о применении норм, содержится в иных отраслях права и законодательства.

Например, подобные нормы, содержащие гипотезы, есть в земельном, природоохранном законодательстве и др. Гл. 15 КоАП. 15 видовых объектов посягательств.

Нормы других отраслей законодательства носят регулятивный характер и закрепляют определенные права и устанавливают порядок, процедуру реализации этих прав.

АДН призваны охранять от противоправных посягательств общественные отношения, находящие в сфере различных отраслей права.

Виды АДН.

Классификация норм АДП проводится, в первую очередь, для выяснения их свойств и определения их места в системе правового регулирования общественных отношений и эффективность правоприменения и правореализации.

В зависимости от функциональной роли в механизме правового регулирования: общие, специальные, нормы-примечания, нормы, устанавливающие меры административно-правового принуждения. Все эти нормы закреплены в общей и особенной части КоАП.

Нормы общей части КоАП закрепляют общие положения об административных правонарушениях и административной ответственности, ее виды, а также общие основания применения административной ответственности.

Нормы особенной части определяют конкретные виды правонарушений, закрепляют административные санкции за совершение административных правонарушений и устанавливают некоторые примечания к отдельным статьям особенной части (10.5 мелкое хищение).

Нормы общей части КоАП: 1) нормы-основы; 2) нормы-принципы; 3) дефинитивные; 4) устанавливающие. Нормы-основы определяют общие позиции и начал АДП.

Задачи КоАП: защита человека, его прав и свобод, законных интересов, защиты прав юридических лиц, защиты окружающей среды, защита установленного порядка осуществления государственной власти, защита общественного порядка.

В качестве норм-принципов принимались такие предписания, которыми следует руководствоваться при установлении административно-деликтных норм, которые должны быть применены в тех или иных административно-деликтных отношениях.

К подобным нормам относится статья 4.2, закрепляющая принципы административной ответственности: равенство всех лиц перед законом, принцип неотвратимости ответственности, виновной ответственности, принцип привлечения к административной ответственности не иначе как по решению компетентного органа и на основании норм КоАП.

Нормы-дефиниции общей части содержатся в ст.3, 2.1,2.3, 2.5.

Устанавливающие нормы. Данные нормы определяют соответствующие общие требования при выяснении наличия административного правонарушения. Данные нормы, в частности, устанавливают действие КоАП в пространстве, во времени, обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением, и обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. Например, к обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся: 1) чистосердечное раскаяние лица; 2) предотвращение лицом вредных последствий; 3) добровольное возмещение причиненного вреду; 4) наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка; 5) совершение административного правонарушения вследствие тяжелых личных, семейных и иных обстоятельств; 6) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим 70-летнего возраста; 7) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

10.09.2012

Отсылочные нормы особенной части КоАП не содержат диспозиции и отсылают правоприменителя к нормам, которые могут содержаться как в самом законе, так и в иных актах законодательства. Выделяются два вида отсылочных норм. Ссылочные нормы – те, которые содержатся в других статьях или частях статей КоАП. Например: ст. 5.1 отсылает к 9.19, 18.17 и др. Вторая группа отсылочных норм отсылают к анализу других статей законодательства. Подобные нормы – бланкетные. Например, содержание статей главы 15 КоАП (административная ответственность за правонарушение: нарушение экологического, земельного, водного законодательства, нарушение использование недр, требований использования растительного и животного мира).

Существуют также смешанные нормы среди норм-запретов – те нормы, которые являются по способу изложения простыми с элементами бланкетных.

Нормы-примечания – это правила, определяющие порядок применения норм-запретов или истолковывающие отдельные термины, употребляющиеся в запрете. Например, ст. 10.5. Ст. 11.53. Ставится задача расширить количество норм-примечаний в особенной части КоАП.

Нормы, устанавливающие меры административного принуждения. Закреплены только такие меры, которые предшествуют ведению административного процесса и наложению мер административной ответственности. В гл. 8 ПИКоАП закреплены процессуально-обеспечительные меры. Иные меры административного принуждения могут быть закреплены в иных актах законодательства.

Процессуально-обеспечительные: п.1 ст.8.1 ПИКоАП закрепил меры административного принуждения, применяемые к физическим лицам. 1) административное задержания физического лица; 2) личный обыск задержанного; 3) наложение ареста на имущество; 4)изъятие вещей и документов; 5) задержание и принудительная буксировка ТС; 6) отстранение от управления ТС; 7) привод; 8) удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении.

6.2 КоАП, 8.3? ПИКоАП.

П.2 8.2 закрепил меры административного принуждения, применяемые к ЮЛ: изъятие имущества.

Гл. 6, ст. 6.2 – 6.12 КоАП. Устанавливающие нормы. Ст. 6.1. не устанавливает сами меры АО, а закрепляет ее цели: превентивные (общая и частная превенция) и воспитательная.

В ст.6.2 закреплена система мер АО. В настоящее время она включает 9 видов применительно к физическим лицам как субъектам АО. Следует отметить, что данная установительная норма закрепила закрытый, исчерпывающий перечень мер АО.

Классификация системы АО на основные и дополнительные связана с принципом АДП – применение к лицу за одно административное правонарушение одной меры АО. На практике: одна основная, одна дополнительная и др.

Существует внутривидовая классификация норм, устанавливающих мер АО. Данные нормы бывают или абсолютно-определенными, или относительно определенными. Абсолютно определенные нормы устанавливают точный, однозначный вид АО. Например, штраф или лишение специального права, и устанавливают размер взыскания. Недостаток таких норм: данные нормы не дают учесть смягчающие или отягчающие обстоятельства, с учетом которых к лицу, совершившему административное правонарушение, могут применяться меры АО, допустим, по их минимальному пределу.

Относительно-определенные нормы устанавливают соответствующий вид административного взыскания и его пределы, например, пределы административного штрафа или сроки административного ареста. Ст. 9.2 установила пределы штрафа от 10 до 30 б.в.

По отдельным видам мер АО могут не устанавливаться напрямую предельные размеры санкций, они могут оговариваться в общей части КоАП. Административный арест и лишение права заниматься отдельными видами деятельности.

Нормы-запреты в большинстве случаев содержат не один вид взыскания, а несколько (т.е. носят альтернативный характер). В случае если нормы устанавливают альтернативность применения административных взысканий, то они могут быть абсолютно-определенными или относительно-определенными.

Классификация по кругу лиц:

· лица, как субъекты административного правонарушения и АО

· лица, ведущие административный процесс

· иные лица (например, эксперты, переводчики и др.)

К первому виду субъектов относятся те, которые совершают административное правонарушение и к которым применяются меры АО и санкции, предусмотренные статьями особенной части КоАП. Можно выделить три виды субъектов, к которым применяются меры АО: физические лица, ИП, ЮЛ.

В отношении физических лиц: граждане РБ, иностранные граждане, ЛБГ, отдельно должностные лица, работники ЮЛ, иные лица.

1) нормы, которые закрепляют общие признаки физических лиц как субъектов административных правонарушений; 2) нормы, которые закрепляют индивидуальные конкретные признаки правонарушения; 3) нормы, которые закрепляют специальные признаки субъектов административного правонарушения.

Ст. 9.15. Кассир, ст. 11.7. Лица, которые являются участниками рынка ценных бумаг, ст. 11.13 и др.

Отдельные признаки субъектов правонарушений.

Реализация норм АП.

Принято выделять следующих три вида реализации норм АДП: 1) исполнение – действия субъекта права, направленных на выполнение права, установленных АДН; 2) соблюдение – от субъектов требуется пассивное выполнение содержащихся в нормах предписаний; 3) применение – осуществляется компетентными органами, в частности, применение мер АО осуществляется органами с правом административной юрисдикции, перечень которых закреплен в ст. 3.1 ПИКоАП.

17.09.2012

Виды составов.

Критерии видовой классификации административных правонарушений.

По особенностям конструкции объективной стороны правонарушений: материальные составы и нематериальные. Материальными считаются составы, в которых объективная сторона включает как деяние, так и последствия, которые наступают при совершении правонарушения. 9.1. относится к материальным, 9.7. Нематериальные составы – это те составы, объективная сторона которых включает сам факт совершения деяния в независимости от дальнейшего последствия. 11.7, 11.46.

По виду субъектов правонарушений: общие субъекты (ФЛ, ЮЛ), специальные субъекты, смешанные субъекты. Общие – те, в которых в качестве субъекта состава и субъекта АО закреплены ФЛ и ЮЛ. Ст. 18.30, 23.63. Специальные субъекты. 22.10, 21.6. Смешанные – закрепляют как общие, так и специальные субъекты.

По форме вины: с умышленной формой вины, неосторожной формой, совмещенной формой. С умышленной формой – признаком субъективной стороны является прямой умысел. 9.1, 18.1. С неосторожной формой. Ч.2 ст. 22.4. Комбинированная форма. Ответственность в сфере охраны природы и использования недр, в сфере соблюдения ПДД.

По способу описания (закрепления в законе): простые составы, альтернативные. Простые – четко указывается на определенное деяние. 23.5, 25.1. Альтернативные закрепляют не одно, а несколько деяний. При совершении хотя бы одного из них наступает АО. Прим. Некоторые административисты выделяют кумулятивный состав. Не обходимо наличие таких условий, как совершение в совокупности нескольких деяний: нарушение порядка учета, хранения и использования цветных металлов. В большинстве своем закреплены альтернативные составы.

По мотиву поведения субъектов: корыстные и некорыстные. Корыстные связаны с деяниями, направленными на извлечение определенной материальной выгоды. Некорыстные не преследуют целей извлечения выгоды.

Правильная классификация преследуется также практические цели, связанные с реализацией целей АО, предусмотренных в ст. 6.1 КоАП, с соблюдением прав, интересов граждан и иных субъектов АДО, с соблюдением законности при разрешении дел об административных правонарушениях.

Анализируя фактическое основание АО и сравнивая с признаками элементов составов административных правонарушений, необходимо грамотно квалифицировать, какую норму особой части нарушил субъект АО. Или квалифицировать деяние не как административное правонарушение.

Если из анализа признаков фактически содеянного лицом следует, что отсутствует один из признаков элемента состава, то подобное деяние нельзя считать административным правонарушением.

Объективные признаки состава административного правонарушения: объект и объективная сторона.

Объект – общественные отношения, регулируемые нормами права и охраняемые АДН.

Предмет – все то, что воздействует на правонарушителя в ходе совершения им административных правонарушений.

Возникает необходимость правильной классификации общественных отношений как объектов составов административных правонарушений.

Основной критерий их классификации – классификация по вертикали (по их сложности). Общий объект, родовой объект, видовой объект, непосредственный объект.

Общий – все ОО, которые охраняются нормами-запретами особенной части КоАП.

Родовой – та группа, которая охраняется отдельной главой КоАП.

Видовой – более узкая группа, охраняемых нормами АДП. Пример: землепользование 15,6-15.8, 15.10.

Непосредственный – ОО, которые охраняются отдельной статьей особенной части КоАП. 10.5, 9.24.

Существует также классификация объектов по предмету воздействия: материальные и нематериальные объекты посягательств.

Объективная сторона – совокупность предусмотренных нормами АДП признаков, характеризующих правонарушение с его внешней стороны.

Общие и специальные признаки.

Общие признаки: действие либо бездействие, место совершения деяния, условие совершение деяния.

Действие или бездействие – обязательные признаки объективной стороны. Противоправные бездействия могут быть простыми или сложными. Простое бездействие – это единичный акт поведения. Сложные действия: с двумя действиями, сложными действиями, с альтернативными действиями, с кумулятивными действиями.

Противоправное бездействие. Из анализа статей особенной части КоАП можно назвать следующие виды противоправного бездействия: неисполнение, непредставление, несообщение, необеспечение, недонесение.

20.09.2012

Субъекты АО

1. Понятие и виды субъектов АО.

2. Индивидуальные субъекты АО.

3. Должностные лица как субъекты АО.

4. Юридические лица как субъекты АО.

Литература:

1. Крамник А.Н. АДП Общая часть.

2. Попов, Круглов. АП Москва 2004

3. Агапов А.Б. АП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.028 с.)