Понятие, предмет и система административно-деликтного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет и система административно-деликтного права.



Понятие, предмет и система административно-деликтного права.

1. Понятие АДП.

2. Предмет и методы АДП.

3. Система АДП.

Литература:

1. Круглов В.А., Попов Л.Л. АДП, Москва, 2005.

2. Крамник А.Н. АДП общая часть, Минск, 2004.

3. Бахрах Д.Н. АП России, Москва, 2000/2010.

1. Понятие АДП.

АДП принято рассматривать в трех аспектах: 1) наука; 2) отрасль (подотрасль) права; 3) учебная дисциплина.

Delictum (лат.) – проступок, правонарушение.

Административное правонарушение и состав административного правонарушения §

В действующем законодательстве применяется термин административное правонарушение, в советское время – административный проступок.

Принято выделять следующие виды деликтов:

· дисциплинарные

· гражданские

· административные

· уголовные

· международно-правовые

АДП как наука начала развиваться в 60-ые гг. XX века. В основном, вопросы АДП изучались, рассматривались в связи, во-первых, с административной ответственностью, а во-вторых, с применением административно-правового принуждения.

Основными административистами, которые разрабатывали теорию административной ответственности, теорию административного принуждения, были Салищева Н.Г., Шергин А.П., Якубо О.М.

Последняя анализировала основания административной ответственности. В упрощенном виде, основание административной ответственности – административный деликт.

Основные категории науки АДП:

- административное правонарушение (деликт);

- административное принуждение и его видовая классификация;

- субъекты административной ответственности;

- исполнительное производство;

- институт административной юрисдикции (какие органы вправе применять меры административной ответственности); на данный момент их 17;

- административная юстиция. Суть: дела по АП нарушениям рассматриваются специализированными судами. У нас их нет.

В РБ АДП развивалось в рамках общей теории АП. АП советского периода включало общую и особенную части. К общей части относились институты, регулирующие: правовой статус ОГУ, формы и метода ГУ, административный процесс, государственную службу в ОГУ.

К особенной части относились институты, регулирующие: административное принуждение, административную ответственность, исполнительное производство по делам об административных принуждениях.

С принятием новых кодексов КоАП и ПИКоАП и введением их в действие с 1 марта 2007 г. принято считать, что АДП трансформировалось в отдельную отрасль права. До этого они рассматривались как институты или подотрасли АП.

АДП регулирует общественные отношения, связанные с применением мер АП принуждения, включая меры административной ответственности.

АДП закрепляет задачи, цели, принципы и основания административной ответственности (АО), составы административных правонарушений, иные меры АП принуждения и порядок их применения.

АДП как учебная дисциплина ставит своей целью изучение теории и правовых категорий АДП и изучение законодательства, регулирующего применения мер АП принуждения.

АДП как учебная дисциплина выступает в следующем виде: 1) типовых программ; 2) рабочих программ; 3) УПК; 4) учебников и монографий.

Предмет и методы АДП.

Предметом АДП как отрасли являются АДО, возникающие по поводу административных правонарушений.

Отношения, регулируемые АДП:

ü отношений, когда субъекты осуществляют добровольную, правомерную реализацию норм АДП;

ü отношения, которые возникают при применении уполномоченными органами административно-предупредительных мер с целью недопущения совершения административных правонарушений, с целью соблюдения норм, запретов, которые содержатся в АД законе§;

ü отношения, которые складываются на основе юридических фактов, таких как административные правонарушения.

Методы.

Крамник, Круглов, Попов:

1. запрещающий;

2. применение АП принуждения;

3. обязывающий (метод предписаний);

4. дозволительный.

Некоторые российские ученые выделяют метод поощрительный.

Метод запрета. Является основным для АДП. Он сводится к тому, что законодатель запрещает лицам совершать нежелательные для общества деяния под угрозой применения мер АО и соответствующих этим мерам административных санкций. Данный метод реализуется путем закрепления соответствующих норм в особенной части КоАП. Отличие запретительного метода АДП от иных отраслей права (кроме уголовного) в том, что для соблюдения норм запретов АДП устанавливаются административные санкции. Доминирование в АДП запретительного метода не исключает, а, наоборот, предполагает применение других методов.

В первую очередь, это метод административного принуждения. Это способ воздействия на субъекты ПО посредством установления и применения мер административного принуждения, которые ущемляют и ограничивают свободу субъектов ПО или причиняют этим субъектам ограничения или лишения. Для данного метода характерно закрепление в законодательстве или применение на практике следующих мер административного принуждения:

û административно-предупредительные меры. Они реализуются в виде различных контрольных проверок, осуществляемых контрольными инспекциями;

û меры административного пресечения;

û меры обеспечительного характера. Они обеспечивают ведение административного процесса;

û восстановительные меры. Восстанавливают правомерный порядок управления;

û принудительное лечение отдельных контингентов лиц;

û взыскательные меры (меры АО).

Метод предписания. Субъектам ПО предписывается поступать определенным образом при определенных обстоятельствах и ситуациях. В частности, этот метод закреплен в главе 8 КоАП, которая установила основания для освобождения от АО.

Метод дозволения – это такое способ воздействия на участников, субъектов ПО, при котором этим субъектам предоставляется возможность действовать по своему усмотрению, но с соблюдением условий, вариантов поведения, установленных АДЗ. Глава 5 КоАП. Ст. 5.1 установила условия, при которых лицо, в случае необходимой обороны, имеет право причинить вред лицу, которое совершило административное правонарушение. Ст. 5.2 КоАП закрепила совершение действий в случае крайней необходимости. Ст. 5.4 закрепила дозволение совершить действия при обоснованном риске.

Рекомендательные и поощрительные методы применяются только в отдельных случаях. Метод поощрения – метод воздействия путем стимулирования их правомерного поведения и освобождения от АО. Рекомендательный метод сводится к закреплению типовых, примерных стандартов поведения в определенных ситуациях.

1. Система АДП.

Система АДП в настоящее время включает общую и особенную части. Система обусловлена структурой АДЗ. В общую часть АДП входят: 1) нормы, закрепляющие задачи и действие КоАП по времени и в пространстве; 2) нормы, закрепляющие понятие и признаки административного правонарушения; 3) нормы, которые закрепляют обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением (глава 5 КоАП); 4) нормы, закрепляющие принцип и условия АО; 5) цели (3 цели, гл. 6) и виды (9) административных взысканий; 6) общий порядок наложения взысканий (не путать с процессуальными нормами по применению мер АО); 7) основания освобождения от АО.

В особенной части КоАП закреплены составы административных правонарушений (нормы-запреты). Они распределены по родовому объекту посягательств на 17 глав. Видовые и непосредственные объекты посягательств.

06.09.2012

В сравнительном плане, если смотреть систему АДП РБ и АП РФ, следует отметить принципиальные отличия. Это связано с теоретическими подходами российский административистов и со структурой КоАП РФ.

Ряд российский административистов, таких как Габричидзе, Бахрах и др., рассматривают систему АП следующим образом. Выделяют общую часть АП – институты, регулирующие правовой статус субъектов, госслужбу. Вторая часть – принуждение по административному праву, включая административную ответственность и процессуально-исполнительное право.

В РБ выделяют управленческое, административно-деликтное и процессуально-исполнительное.

По мнению Агапова, система АП включает следующих три раздела: 1) основные институты АП (институты, закрепляющие АП статус субъектов АП); 2) административная ответственность; 3) государственное регулирование в отдельных сферах и отраслях ГУ.

Действующий кодекс о правонарушения РФ включает в себя как нормы, регулирующие административную ответственность, так и нормы, связанные с ведением административного процесса.

КоАП РБ 2003 (вступил в силу с 01.03.2007) не содержит нормы, регулирующие административный процесс и исполнительное производство. Нормы, регулирующие ведение административного процесса по административным деликтам, и нормы, регулирующие исполнение наложенных административных взысканий, содержатся в ПИКоАП.

Виды АДН.

Классификация норм АДП проводится, в первую очередь, для выяснения их свойств и определения их места в системе правового регулирования общественных отношений и эффективность правоприменения и правореализации.

В зависимости от функциональной роли в механизме правового регулирования: общие, специальные, нормы-примечания, нормы, устанавливающие меры административно-правового принуждения. Все эти нормы закреплены в общей и особенной части КоАП.

Нормы общей части КоАП закрепляют общие положения об административных правонарушениях и административной ответственности, ее виды, а также общие основания применения административной ответственности.

Нормы особенной части определяют конкретные виды правонарушений, закрепляют административные санкции за совершение административных правонарушений и устанавливают некоторые примечания к отдельным статьям особенной части (10.5 мелкое хищение).

Нормы общей части КоАП: 1) нормы-основы; 2) нормы-принципы; 3) дефинитивные; 4) устанавливающие. Нормы-основы определяют общие позиции и начал АДП.

Задачи КоАП: защита человека, его прав и свобод, законных интересов, защиты прав юридических лиц, защиты окружающей среды, защита установленного порядка осуществления государственной власти, защита общественного порядка.

В качестве норм-принципов принимались такие предписания, которыми следует руководствоваться при установлении административно-деликтных норм, которые должны быть применены в тех или иных административно-деликтных отношениях.

К подобным нормам относится статья 4.2, закрепляющая принципы административной ответственности: равенство всех лиц перед законом, принцип неотвратимости ответственности, виновной ответственности, принцип привлечения к административной ответственности не иначе как по решению компетентного органа и на основании норм КоАП.

Нормы-дефиниции общей части содержатся в ст.3, 2.1,2.3, 2.5.

Устанавливающие нормы. Данные нормы определяют соответствующие общие требования при выяснении наличия административного правонарушения. Данные нормы, в частности, устанавливают действие КоАП в пространстве, во времени, обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением, и обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. Например, к обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся: 1) чистосердечное раскаяние лица; 2) предотвращение лицом вредных последствий; 3) добровольное возмещение причиненного вреду; 4) наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка; 5) совершение административного правонарушения вследствие тяжелых личных, семейных и иных обстоятельств; 6) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим 70-летнего возраста; 7) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

10.09.2012

Отсылочные нормы особенной части КоАП не содержат диспозиции и отсылают правоприменителя к нормам, которые могут содержаться как в самом законе, так и в иных актах законодательства. Выделяются два вида отсылочных норм. Ссылочные нормы – те, которые содержатся в других статьях или частях статей КоАП. Например: ст. 5.1 отсылает к 9.19, 18.17 и др. Вторая группа отсылочных норм отсылают к анализу других статей законодательства. Подобные нормы – бланкетные. Например, содержание статей главы 15 КоАП (административная ответственность за правонарушение: нарушение экологического, земельного, водного законодательства, нарушение использование недр, требований использования растительного и животного мира).

Существуют также смешанные нормы среди норм-запретов – те нормы, которые являются по способу изложения простыми с элементами бланкетных.

Нормы-примечания – это правила, определяющие порядок применения норм-запретов или истолковывающие отдельные термины, употребляющиеся в запрете. Например, ст. 10.5. Ст. 11.53. Ставится задача расширить количество норм-примечаний в особенной части КоАП.

Нормы, устанавливающие меры административного принуждения. Закреплены только такие меры, которые предшествуют ведению административного процесса и наложению мер административной ответственности. В гл. 8 ПИКоАП закреплены процессуально-обеспечительные меры. Иные меры административного принуждения могут быть закреплены в иных актах законодательства.

Процессуально-обеспечительные: п.1 ст.8.1 ПИКоАП закрепил меры административного принуждения, применяемые к физическим лицам. 1) административное задержания физического лица; 2) личный обыск задержанного; 3) наложение ареста на имущество; 4)изъятие вещей и документов; 5) задержание и принудительная буксировка ТС; 6) отстранение от управления ТС; 7) привод; 8) удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении.

6.2 КоАП, 8.3? ПИКоАП.

П.2 8.2 закрепил меры административного принуждения, применяемые к ЮЛ: изъятие имущества.

Гл. 6, ст. 6.2 – 6.12 КоАП. Устанавливающие нормы. Ст. 6.1. не устанавливает сами меры АО, а закрепляет ее цели: превентивные (общая и частная превенция) и воспитательная.

В ст.6.2 закреплена система мер АО. В настоящее время она включает 9 видов применительно к физическим лицам как субъектам АО. Следует отметить, что данная установительная норма закрепила закрытый, исчерпывающий перечень мер АО.

Классификация системы АО на основные и дополнительные связана с принципом АДП – применение к лицу за одно административное правонарушение одной меры АО. На практике: одна основная, одна дополнительная и др.

Существует внутривидовая классификация норм, устанавливающих мер АО. Данные нормы бывают или абсолютно-определенными, или относительно определенными. Абсолютно определенные нормы устанавливают точный, однозначный вид АО. Например, штраф или лишение специального права, и устанавливают размер взыскания. Недостаток таких норм: данные нормы не дают учесть смягчающие или отягчающие обстоятельства, с учетом которых к лицу, совершившему административное правонарушение, могут применяться меры АО, допустим, по их минимальному пределу.

Относительно-определенные нормы устанавливают соответствующий вид административного взыскания и его пределы, например, пределы административного штрафа или сроки административного ареста. Ст. 9.2 установила пределы штрафа от 10 до 30 б.в.

По отдельным видам мер АО могут не устанавливаться напрямую предельные размеры санкций, они могут оговариваться в общей части КоАП. Административный арест и лишение права заниматься отдельными видами деятельности.

Нормы-запреты в большинстве случаев содержат не один вид взыскания, а несколько (т.е. носят альтернативный характер). В случае если нормы устанавливают альтернативность применения административных взысканий, то они могут быть абсолютно-определенными или относительно-определенными.

Классификация по кругу лиц:

· лица, как субъекты административного правонарушения и АО

· лица, ведущие административный процесс

· иные лица (например, эксперты, переводчики и др.)

К первому виду субъектов относятся те, которые совершают административное правонарушение и к которым применяются меры АО и санкции, предусмотренные статьями особенной части КоАП. Можно выделить три виды субъектов, к которым применяются меры АО: физические лица, ИП, ЮЛ.

В отношении физических лиц: граждане РБ, иностранные граждане, ЛБГ, отдельно должностные лица, работники ЮЛ, иные лица.

1) нормы, которые закрепляют общие признаки физических лиц как субъектов административных правонарушений; 2) нормы, которые закрепляют индивидуальные конкретные признаки правонарушения; 3) нормы, которые закрепляют специальные признаки субъектов административного правонарушения.

Ст. 9.15. Кассир, ст. 11.7. Лица, которые являются участниками рынка ценных бумаг, ст. 11.13 и др.

Отдельные признаки субъектов правонарушений.

Реализация норм АП.

Принято выделять следующих три вида реализации норм АДП: 1) исполнение – действия субъекта права, направленных на выполнение права, установленных АДН; 2) соблюдение – от субъектов требуется пассивное выполнение содержащихся в нормах предписаний; 3) применение – осуществляется компетентными органами, в частности, применение мер АО осуществляется органами с правом административной юрисдикции, перечень которых закреплен в ст. 3.1 ПИКоАП.

17.09.2012

Виды составов.

Критерии видовой классификации административных правонарушений.

По особенностям конструкции объективной стороны правонарушений: материальные составы и нематериальные. Материальными считаются составы, в которых объективная сторона включает как деяние, так и последствия, которые наступают при совершении правонарушения. 9.1. относится к материальным, 9.7. Нематериальные составы – это те составы, объективная сторона которых включает сам факт совершения деяния в независимости от дальнейшего последствия. 11.7, 11.46.

По виду субъектов правонарушений: общие субъекты (ФЛ, ЮЛ), специальные субъекты, смешанные субъекты. Общие – те, в которых в качестве субъекта состава и субъекта АО закреплены ФЛ и ЮЛ. Ст. 18.30, 23.63. Специальные субъекты. 22.10, 21.6. Смешанные – закрепляют как общие, так и специальные субъекты.

По форме вины: с умышленной формой вины, неосторожной формой, совмещенной формой. С умышленной формой – признаком субъективной стороны является прямой умысел. 9.1, 18.1. С неосторожной формой. Ч.2 ст. 22.4. Комбинированная форма. Ответственность в сфере охраны природы и использования недр, в сфере соблюдения ПДД.

По способу описания (закрепления в законе): простые составы, альтернативные. Простые – четко указывается на определенное деяние. 23.5, 25.1. Альтернативные закрепляют не одно, а несколько деяний. При совершении хотя бы одного из них наступает АО. Прим. Некоторые административисты выделяют кумулятивный состав. Не обходимо наличие таких условий, как совершение в совокупности нескольких деяний: нарушение порядка учета, хранения и использования цветных металлов. В большинстве своем закреплены альтернативные составы.

По мотиву поведения субъектов: корыстные и некорыстные. Корыстные связаны с деяниями, направленными на извлечение определенной материальной выгоды. Некорыстные не преследуют целей извлечения выгоды.

Правильная классификация преследуется также практические цели, связанные с реализацией целей АО, предусмотренных в ст. 6.1 КоАП, с соблюдением прав, интересов граждан и иных субъектов АДО, с соблюдением законности при разрешении дел об административных правонарушениях.

Анализируя фактическое основание АО и сравнивая с признаками элементов составов административных правонарушений, необходимо грамотно квалифицировать, какую норму особой части нарушил субъект АО. Или квалифицировать деяние не как административное правонарушение.

Если из анализа признаков фактически содеянного лицом следует, что отсутствует один из признаков элемента состава, то подобное деяние нельзя считать административным правонарушением.

Объективные признаки состава административного правонарушения: объект и объективная сторона.

Объект – общественные отношения, регулируемые нормами права и охраняемые АДН.

Предмет – все то, что воздействует на правонарушителя в ходе совершения им административных правонарушений.

Возникает необходимость правильной классификации общественных отношений как объектов составов административных правонарушений.

Основной критерий их классификации – классификация по вертикали (по их сложности). Общий объект, родовой объект, видовой объект, непосредственный объект.

Общий – все ОО, которые охраняются нормами-запретами особенной части КоАП.

Родовой – та группа, которая охраняется отдельной главой КоАП.

Видовой – более узкая группа, охраняемых нормами АДП. Пример: землепользование 15,6-15.8, 15.10.

Непосредственный – ОО, которые охраняются отдельной статьей особенной части КоАП. 10.5, 9.24.

Существует также классификация объектов по предмету воздействия: материальные и нематериальные объекты посягательств.

Объективная сторона – совокупность предусмотренных нормами АДП признаков, характеризующих правонарушение с его внешней стороны.

Общие и специальные признаки.

Общие признаки: действие либо бездействие, место совершения деяния, условие совершение деяния.

Действие или бездействие – обязательные признаки объективной стороны. Противоправные бездействия могут быть простыми или сложными. Простое бездействие – это единичный акт поведения. Сложные действия: с двумя действиями, сложными действиями, с альтернативными действиями, с кумулятивными действиями.

Противоправное бездействие. Из анализа статей особенной части КоАП можно назвать следующие виды противоправного бездействия: неисполнение, непредставление, несообщение, необеспечение, недонесение.

20.09.2012

Субъекты АО

1. Понятие и виды субъектов АО.

2. Индивидуальные субъекты АО.

3. Должностные лица как субъекты АО.

4. Юридические лица как субъекты АО.

Литература:

1. Крамник А.Н. АДП Общая часть.

2. Попов, Круглов. АП Москва 2004

3. Агапов А.Б. АП.

Индивидуальные субъекты АО.

Для индивидуальных субъектов характерны общие, специальные, и отдельные признаки, по которым эти лица рассматриваются как субъекты АО. Отдельные признаки содержатся в различных статьях КоАП. Например, в ст. 4.3 установлено, что АО подлежат лица, достигшие на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. В то же время, в п. 2 этой же статьи установлено, по каким составам административных правонарушения ФЛ подлежат АО в случае, если возраст нарушителей менее 16 лет. Там закреплен исчерпывающий, закрытый перечень составов административных правонарушений:

· а умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1)

· умышленное хищение имущества (ст. 10.5)

· умышленное уничтожение/повреждение имущества (10.9)

· нарушение требований пожарной безопасности в лесах и на торфяниках (15.29)

· жестокое обращение с животными (15.45)

· разжигание костров в запрещенных местах (15.58)

· мелкое хулиганство (17.1)

· нарушение правил безопасности движения на ж/д транспорте и городском электротранспорте (18.4)

· нарушение правил пользования ТС (18.9)

· нарушение правил пользования метрополитеном (18.10)

· за нарушение требований по сохранности грузов на транспорте (18.34)

· за повреждение историко-культурных ценностей (19.4) Закон “Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны”

· за незаконные действия в отношении газового, пневматического и метательного оружия (23.46)

· за незаконные действия в отношении холодного оружия (23.47)

Для физических лиц в АДП закреплены как общие, так и специальные признаки.

Должностные лица – ст. 1.3. Понятие. ДЛ – физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе. Ст. 1 Закона «О борьбе с коррупцией».

Военнообязанные, водители ТС, лица, ответственные за ведение бухучета и кассовых операций и др.

Если сравнивать действующее законодательство и КоАП БССР 1984 г., то можно сделать выводы о том, что законодатель стремится индивидуализировать ответственность, и с этой целью увеличить количество составов со специальными субъектами АО. В действующем КоАП признаки специальных субъектов содержатся в 70% составов особенной части.

Признаки специальных субъектов разнообразны и характеризуют их различные стороны.

- их служебные обязанности

- вид деятельности

- прошлое противоправное поведение

- физическое состояние

В зависимости от специальных признаков субъекты АО подлежат определенным видам АО или к ним может применяться АО в ограниченном виде. Например, депортация как вид АО применяется только к иностранным гражданам. АО за нарушение правил торговли применяется только к работникам торговых организаций и общепита.

Можно дать следующую классификацию субъектов по их специальным признакам:

ü лица, обладающие признаками, характеризующими их служебные и трудовые обязанности – ДЛ, работники государственных предприятий, работники негосударственных, некоммерческих организаций, члены иных организаций и коллективов.

ü лица, имеющие признаки, характеризующие их специальные обязанности (судоводители маломерных судов, кроме речного транспорта, работники предприятий торговли, граждане, имеющие разрешение на хранение огнестрельного оружия и боеприпасов, лица призывного возраста и др.)

ü лица, в прошлом совершившие правонарушения (лица, в отношении которых осуществляется превентивный надзор; лица, совершившие административное правонарушение повторно; лица, включенные в базу данных лиц, совершивших правонарушения)

ü лица, которые характеризуются специальным физическим состоянием (инвалиды, больные венерическими заболеваниями, лица, совершившие правонарушение в состоянии алкогольного опьянения и др.)

Существуют лица, к которым кроме общих и специальных признаков, принято выделять исключительные субъекты АО.

û ФЛ, обладающие признаками, указывающими на особенности их правового статуса (военнослужащие, военнообязанные, лица, призванные на военные сборы, сотрудники ОВД, лица, на которых распространяются действия дисциплинарных уставов, предусматривающих дисциплинарную ответственность за совершенные административные правонарушения)

û лица, обладающие особыми демографическими признаками (несовершеннолетние, женщины, имеющие малолетних детей, инвалиды 1 и 2 группы)

Объект АПН.

Проблема объекта – дискутируемый вопрос. Связана с заимствованием в том числе и тех теорий, которые существовали в рамках УП. Эти проблемы существовали еще в середине XIX в.

Сегодня принято считать, что впервые выдвинул теорию объекта ПН в современном понимании юрист Лист. Он определил объект как защищаемые правом жизненный интерес. Похожие теории выдвигались и русскими учеными (Таганцев?, 1902 г.).

Теория объекта была дискутируема до 50-х гг. XIX в.

Таганцев говорил, что сущность преступления не в том, что посягают на УП норму, а в том. что посягают на отношения.

АДП впервые обратилось к вопросу объекта АПН в конце 70-х гг. Впервые Студеникиным был исследован, затем Якубой? На данный момент эти исследования ключевые. В большей степени был заимствована теория УПО.

Проблемы.

Объем тех ОО, которые подлежат охране. Объект правовой охраны, определение его понятия.

Когда мы определяем конкретное посягательство, мы можем определить степень, социальное свойство того общественного деяния и др. и попытаться систематизировать и классифицировать объекты.

Законодатель полагает, что определенное общественно опасное деяние является менее опасным, чем уголовное наказуемое деяние, но достаточно общественно опасным, чтобы применить меры АО. После принятия решения о включении АД нормы к Кодекс проводится апробация данных мер, и в зависимости от результата определяется, жизнеспособна норма или нет. Правовой эксперимент.

Объект может быть также определен на основе аналогии. Состав АПН, посягающих на информационную безопасность.

Тенденция расширения объекта АПН. Это объективный процесс, который связан с развитием общества. Чем выше культура общества, тем больше государство заботится об обществе. Расширяется объект АПН. Негативная тенденция расширения: законодатель полагает, что любые отношения, складывающиеся в обществе, требуют реагирования мерами АО.

Проблемы разграничения общественно опасных посягательств, требующих реагирования мерами АО и УО. Дискуссия началась в 40-х гг. Решена в какой-то степени в 80-х, когда было проведено разграничение общественной опасности и общественной вредности.

Проблема решена на уровне разграничения понятий. Общественная вредность – это общественная опасность, но в меньшей степени. Понятие АПН вообще не содержит данных понятий.

АПН менее общественно опасные, нежели преступления.

АПН столь же общественно опасны, как и преступления. Их совершается больше.

Законодатель сам решает, что отнести к АПН, что к УП. В последнее время понижается уровень УО. Чем меньше преступлений, тем меньше штат, обслуживающий правосудие по уголовным делам.

29.10.2012

Классификация объектов АПН.

По двум основным критериям.

05.11.2012

По степени общности охраняемых отношений (по вертикали):

· общий объект. Все отношения, которые охраняются мерами АО. Все нормы особенной части КоАП. + иные НПА, которые закрепляют АО. Вред может быть причинен ОО на уровне всей системы или на уровне отдельных ее элементов.

· родовой объект. Однородные общественные отношения, которые взяты под охрану специально предусмотренной группой норм АД законодательства. Однородность определяется однотипностью интересов. Главы особенной части КоАП.

Сущность родового объекта не в полной мере отвечает потребностям законодательства/науки?

· видовой объект. Интересы в рамках общего (родового) объекта. «Честь и достоинство и здоровье человека». Один объект – здоровье.

· непосредственный объект. Отдельные общественные отношения, на которые посягает конкретные АДПН. Вред непосредственному объекту причиняется не опосредованно.

АДП позаимствовало разные подходы.

По значению объекта для квалификации АПН (по горизонтали):

- основной объект.

- дополнительный объект.

- факультативный объект.

Впервые данная классификация была предложена в 1948 г. Розенбергом. Эта была работа по УП, а АДП позаимствовала эту классификацию. Розенберг при анализе имущественных преступлений полагал, что, более значимыми, чем имущественные отношения, являются отношения здоровья.

Основной непосредственный объект заключает в себя социальную сущность АПН.

Говоря об основном и непосредственном объекте, мы выделяем более важные ОО.

Дополнительный непосредственный объект – это то ОО, посягательство на которое нес оставляет сущности АДПН, но которое нарушается наряду с основным объектом. Пример: при нарушении ПДД может быть причинен вред и имуществу.

Факультативный непосредственный объект – это то ОО, которому может быть причинен вред, а может быть и не причинен.

Классификация непосредственного объекта на основной, дополнительный и факультативный позволяет провести правильную квалификацию дел. Квалификация проводится именно по основному объекту.

Выделение факультативного объекта также значимо, т.к. он резко повышает общественную опасность посягательства. Именно то может свидетельствовать о совершении не АПН, а преступления. Это посягательство должно учитываться при определении вида взыскания и его размера.

Вместе с тем различные виды объектов имеют различные значение для правотворческой и правоприменительной деятельности. Для законодателя важнее знание об общем и родовом объектах, для правоприменителя – об основном, дополнительном и факультативном объектах.

Предмет АПН.

Долгое время в науке не разграничивалось понятие «объекта» и «предмета» АПН. В начале прошлого века говорили об объекте преступления как о материальной вещи. На тот период предмет и объект не разграничивались.

С середины прошлого века ввиду активного исследования объекта в рамках УП было установлено, что объектом являются ОО, предметом – вещи материального мира, которые служат материальным выражением тех интересов, которые выражены в объекте.

Учеными было отмечено, что единый предмет АПН может являться выражением различных объектов различных ОО.

Исходя из свойств предмета можно судить об объекте АПН и, следовательно, разграничивать смежные составы: противоправные посягательства от преступных и противоправные от не противоправных

Для некоторых составов АПН признак предмета является обязательным. Например, при мелком хищении, если не установлено похищенное имущество, то сам факт хищения отсутствует.

Предмет АПН является частью материального мира. Но предметом АПН могут быть и интеллектуальные ценности, например, при неправомерном использовании конкретной информации. Следует учитывать и специальные свойства предмета.

Значение предмета в том, что наличие предмета позволяет провести правильную квалификацию АПН, свидетельствует об общественной опасности посягательства, позволяет отграничить правомерное от противоправного.

Следует отграничивать предмет от средств и орудий. Можно документы похищать, а можно подделывать.

12.11.2012

Орудия и средства – это тот инструментарий, который используется правонарушителем, когда совершается посягательство на общественные отношения. На предмет АПН указывается посредственное или непосредственное воздействие.

Один и тот же объект материального мира может быть в разных АПН и орудием, и предметом. Коробка с карандашами: можно похитить и совершить мелкое хулиганство.

Потерпевший. Это прежде всего процессуальная фигура. Либо ФЛ, которому причинен физический, имущественный или моральный вред, или ЮЛ, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации. Понятие потерпевшего – это комплекс прав и обязанностей, правовой статус.

Потерпевший – это предмет АПН. В силу того, что граждане очень обидчивы (называть их предметом АПН), принято употреблять слово «потерпевший». Когда личность или здоровье является основным или дополнительным объектом АПН, мы говорим о потерпевшем.

Значение потерпевшего. Решение вопроса об основании АО, разграничение сходных составов АПН и др.

Объективная сторона АПН.

С точки зрения теории АПН объективная сторона может быть рассмотрена как динамическое и как статическое явление. Если рассматривать объективную сторону в динамике, то изучаем процесс общественно опасного посягательства с внешней стороны, как последовательность событий, которые начинаются с противоправного действия заканчиваются наступлением общественно опасного результата.

Объективная сторона с точки зрения статического анализа. Совокупность признаков, которые характеризуют с внешней стороны общественно опасные посягательства на общественные отношения, охраняемые мерами воздействий отношения.

Мы рассматриваем объективную сторону в обоих пониманиях. Но в динамике объективная сторона для нас интересна с точки зрения поведения личности (те обстоятельства, которые свидетельствуют о механизме совершения АПН и помогают предупреждать АПН).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 2060; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.17.20 (0.132 с.)