Нормативные акты Президента Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативные акты Президента Республики Беларусь



Конституция

Конституция Республики Беларусь является источником лишь в той части, нормы которой имеют административно-правовую направленность. К ним следует отнести, например, нормы, закрепляющие основы права, свободы и обязанности граждан, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления (ст.ст. 25, 27-30, 33-37, 39, 40, 42, 49, 57 Конституции) [1]; нормы, регулирующие вопросы формирования, полномочий и деятельности органов в сфере государственного управления. Конституция является преимущественно источником конституционного права, а ее нормы – нормами этой отрасли права. Эти нормы – в первую очередь нормы конституционного права, но одновременно они и нормы административного права.

Закон

Законы – также важный источник административно-правовых норм. Законов, содержащих нормы административного права, довольно много. В качестве примеров можно назвать законы Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», «О Национальной академии наук Беларуси». Среди них немаловажное значение занимают кодексы, имеющие статус законов, например, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Таможенный кодекс, Водный кодекс, Трудовой кодекс и другие. Некоторые из них являются комплексными источниками, т.е. источниками нескольких отраслей права. Трудовой кодекс – фундамент трудового права, но в нем наличествуют и нормы административного права. Например, статьи 11-14, многие нормы глав 2-6, 10-15, определяющие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений, нормы главы 39, регулирующие вопросы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

10.

11.

12. Субъектом права (общий смысл) является участник общественных отношений, которого юридическая норма наделила правами и обязанностями. Субъект правоотношения обладает 2 признаками:
1) социальные признаки (участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю субъекта)
2) юридические признаки (признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях).
Участниками административно-правовых отношений могут быть граждане, учреждения, предприятия, организации и другие субъекты правоотношений. Без учета субъектов административного права, особенности их правового статуса невозможно решение актуальных проблем административного права. Таким образом, исходя из вышесказанного, под субъектом административного права понимается лицо и организация, которые могут быть участниками регулируемых административным правом общественных отношений.

Как и любые общественные отношения административные правоотношения между людьми, поэтому в качестве субъектов административных правоотношений выступают либо индивиды, либо коллективы людей. Отдельные индивиды в административном праве – граждане (граждане РБ, иностранцы). Наряду с отдельными индивидами в качестве субъекта административных правоотношений могут участвовать и организации, которые называются юридические лица. В отличие от граждан юридические лица является коллективными субъектами административного права, т.е. за ними стоит определенным образом организованный коллектив людей. Исходя из этого можно сформулировать следующие системы субъектов административного права:
1) физические лица (индивидуальные субъекты, индивиды)
• граждане РБ
• иностранные граждане
• лица без гражданства
2) юридические лица (коллективные субъекты, организации)
• государственные организации: органы госуправления, госслужащие, госучреждения, предприятия, объединения
• негосударственные организации: общественные объединения (партии, профсоюзы), негосударственные учреждения и предприятия, органы местного управления.

13. Органы государственного управления - это наиболее разветвленная часть государственных органов, осуществляющая исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции, но не обладающая функциями исполнительной власти.

Основным признаком органа государственного управления является осуществление государственного управления.

 

14. Система органов государственного управления представляет собой основанную на разделении труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев аппарата управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.

Принцип централизации вытекает из единства системы органов государственного управления. Он обусловлен наличием предметов ведения, полномочий, функций. В централизованном порядке определяются звенья этой системы, взаимоотношение между звеньями в системе.

Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Так, например, характер полномочий, задачи, функции министерства закрепляются в Положении о нем, которое утверждается Советом Министров Республики Беларусь, и в рамках этих полномочий министерство самостоятельно. Но в то же время, исходя из принципа централизации, акты министерства должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, декретам и указам Президента Республики Беларусь, постановлениям Совета Министров Республики Беларусь. Полномочия исполкомов определяются в зависимости от их места в системе местных органов управления. В пределах соответствующей административно-территориальной единицы (области, районе) они действуют самостоятельно.

Принцип законности проявляется, прежде всего, в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы, подзаконные нормативные акты. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции Республики Беларусь, не имеют юридической силы. Акты нижестоящих органов исполнительной власти не должны противоречить актам вышестоящих органов.

Правовой основой построения системы органов государственного управления являются: Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» от 7 июля 1998 г.; Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»; Указ Президента Республики Беларусь №289 от 5 мая 2006 г. «О структуре Правительства Республики Беларусь».

Исходя из этих нормативных установлений, следует выделить следующие звенья в системе органов государственного управления:

1) Совет Министров Республики Беларусь;

2) центральные органы исполнительной власти отраслевой и специальной компетенции:

· министерства;

· государственные комитеты;

· департаменты;

3) местные органы государственного управления;

4) местные органы внутреннего управления – администрация предприятий, учреждений.

15.

Министерство Республики Беларусь–республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в установленной сфере деятельности и координирующий деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

Перечень министерств устанавливается указом Президента Республики Беларусь, его же указами назначаются на должность и освобождаются от должности министры.

Министром может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий профессиональную подготовку, отвечающую квалификационным требованиям, и опыт работы в области государственного управления. Правовой статус конкретного министерства закрепляется в Положении, которое утверждается Советом Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь.

Министр входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций. Министр в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Правовыми формами деятельности министерств являются постановления, приказы и инструкции. На практике все инструкции проводятся в жизнь приказами министра.

В министерстве в качестве совещательного органа образуется коллегия в составе: министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. Структура министерства и положения о структурных подразделениях утверждаются министром.

Государственный комитет Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в конкретной сфере деятельности.

Государственные комитеты образуются на основании указа Президента Республики Беларусь. Возглавляет государственный комитет председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.

20.

Местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Систему местных органов управления на территории Республики Беларусь составляют областные, районные, городские, поселковые и сельские исполкомы, входящие в единую систему органов исполнительной власти и являющиеся органами общей компетенции.Исполнительный комитет подотчетен и подконтролен вышестоящему исполнительному и распорядительному органу, а также подотчетен соответствующему местному Совету депутатов по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

Исполнительный комитет возглавляет председатель. Председатель областного (Минского городского) исполнительного комитета назначается на должность Президентом Республики Беларусь сроком на 5 лет и утверждается областным Советом депутатов. Председатель районного, городского, сельского, поселкового исполкома также назначается Президентом и утверждается соответствующим Советом депутатов.

В случае, если кандидатуру на должность председателя местный Совет не утвердит, в том же порядке вносится другая кандидатура. Решение Президента Республики Беларусь, председателя вышестоящего исполнительного комитета о назначении председателя исполнительного комитета в случае повторного отклонения кандидатуры председателя исполкома является окончательным. Председатель соответствующего исполнительного комитета может занимать эту должность не более чем два срока подряд.

В исполкомах образуются различного рода органы, осуществляющие функции надзора и контроля за соблюдением правил в области исполнительной и распорядительной деятельности. К ним относятся административные, наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по борьбе с пьянством, различного рода инспекции и др.

На основании действующего законодательства местные исполнительные и распорядительные органы издают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Решения, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.

В системе исполнительно-распорядительных органов имеются также местные органы государственного управления, которые организационно не подчиняются исполкомам. Это местные территориальные органы министерств: обороны, комитета государственной безопасности, министерства транспорта и коммуникаций и др. Образуются такие местные органы управления в соответствии с действующим законодательством соответствующими министерствами. В своей деятельности по управлению непосредственно подчиненными объектами эти органы сотрудничают с соответствующими исполнительными комитетами.

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов:

первичный;

базовый;

Областной.

К первичному территориальному уровню относятся Советы:

сельские;

поселковые;

Областной.

Исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения), базового (городские (городов областного подчинения), районные), областного уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.

Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.

Заседания исполнительного комитета созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета.Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства

Исполнительный комитет:

1) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан;

Разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении.

К государственным служащим относятся граждане, работающие в государственных организациях, занимающие в них должность в установленном законодательством порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие от имени и по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, с определенной оплатой труда.

В зависимости от особенностей в правовом статусе государственные служащие могут быть подразделены на различные виды, в частности: государственных органов; государственных предприятий, учреждений и организаций.

В зависимости от органов, где работают служащие, их подразделяют на:служащих представительных органов;служащих исполнительных органов;служащих судебных органов;служащих Аппарата Президента РБ [10, с. 59].

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся на:

. должностных лиц;(Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия).)

. оперативный состав (еще его называют функциональный состав);(это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа в качестве специалистов (например, экономисты, юрисконсульты и др.)

. вспомогательный персонал.(государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа.)

Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства является служба. Это понятие в разных значениях употребляется: как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т. д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей.

Государственная служба, с точки зрения места в государственной организации, начинается там, где устанавливается должность. Последняя неотрывна от организации государственного аппарата, установление должностей завершает ее. Государственно-служебная должность – это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции государственного органа (организации), предоставляемой лицу – государственному служащему в целях ее практического осуществления.

Государственная служба трактуется в широком и узком смысле. В широком смысле она сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях. В узком смысле понимается выполнение работниками служебных обязанностей в государственных органах.

Государственная служба опосредствуется правом. Под государственной службой как правовым институтом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе организации государственной службы и выполнения государственными служащими возложенных на них задач.

На отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные настоящим Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства.

26 Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным настоящим Законом, иными законодательными актами о государственной службе.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются:

1.1. соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;

1.2. необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены;

1.3. владение государственными языками Республики Беларусь;

Освобождение государственного служащего от занимаемой должности оформляется решением, приказом, распоряжением, иным актом руководителя соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.

Под прохождением государственной службыпонимается совокупность юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений.Это – непрерывный процесс, и он тщательно регламентируется нормами права с учетом должностей и способов их замещения.

Основанием возникновения государственно-служебных отношений является приказ руководителя государственного органа, предприятия, учреждения, организации о назначении на должность или постановление уполномоченного органа об избрании на должность. Должности государственных служащих могут замещаться также по контракту, на основании конкурса. С этого момента у государственного служащего возникают должностные обязанности и права по выполнению возложенных на него функций.

28 Государственный служащий имеет право на: письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание условий для их исполнения; принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями; получение от граждан, госорганов и организаций информации для исполнения служебных обязанностей; повышение в квалификации за счет госсредств, в должности и классе государственного служащего; заработную плату и дополнительное стимулирование труда; уважение личного достоинства и справедливое отношение со стороны руководителей, иных лиц и граждан; отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству; проведение по его требованию служебного расследования для опровержения порочащих его сведений; свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией; здоровые и безопасные условия труда; отставку по основаниям, предусмотренным законодательством; государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и др. Государственный служащий обязан: поддерживать конституционный строй, обеспечивать соблюдение норм Конституции и законодательства; исполнять служебные обязанности в пределах предоставленных законом полномочий; соблюдать установленные законом ограничения, связанные с государственной службой; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц; исполнять приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции; соблюдать установленный регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией; своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в установленном порядке; соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики; не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с ней; сохранять и не разглашать доверенные ему госсекреты, в т.ч. после прекращения госслужбы в течение установленного срока; не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, о личной жизни, чести и достоинстве граждан, за исключением предусмотренных законом случаев; поддерживать необходимый для исполнения своих служебных обязанностей уровень квалификации.

29. Граждане (физические лица) – специфические субъекты административного права. Физические лица не относятся к системе ОГУ, организациям и этим определены особенности их правового статуса. Связь граждан с другими субъектами административного права в том числе и с ОГУ не является устойчивой и долговременной, поскольку граждане являются составной частью гражданского общества, излишнее управленческое вмешательство в дела которого нецелесообразно и прямо ограничено законом.

Гражданин как субъекты административного права – это участник общественных отношений, выступающий в роли носителя содержащихся в НПА конкретных прав и обязанностей, участие в управлении делами общества и государства. Административно-правовой статус граждан – это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации этих прав и обязанностей. Административно-правовой статус граждан в основном происходит от конституционного права и конкретизируется в законе «о гражданах РБ» и других законодательных актах. В НПА на отождествляются правовой статус личности и гражданина РБ. Гражданин РБ обладает большим объемом прав и обязанностей чем личность. Лица, не являющиеся гражданами РБ не имеют некоторых прав и обязанностей, которыми обладают граждане.

Элементы административно-правового статуса граждан:

1) правоспособность

2) дееспособность

3) права и обязанности

4) гарантии реализации прав

5) ответственность граждан в случае нарушения административно-правовых норм

Под правоспособностью понимается признанное государством за гражданами фактическая возможность быть субъектом конкретных административно-правовых отношений, иметь права и обязанности административно-правового характера. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Объем и содержание правоспособности устанавливается и изменяется государством при помощи норм административного права. Административная правоспособность неотчуждаема и не передаваема. Ее объем изменяет лишь государство. Для отдельных граждан правоспособность может быть временно ограничена в случае и в порядке, определенном законодательством (совершение уголовного преступления, административного правонарушения)

Административная дееспособность – признанная за гражданами способность своими личными действиями осуществлять, приобретать и выполнять возложенные на него обязанности. Дееспособность в полном объеме возникает для граждан по достижении 18 лет. Частичная дееспособность может возникать до достижения 18 лет (право на учебу и связанные с ним правоотношения). Все граждане РБ имеют равную административную дееспособность, однако некоторым из них по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

 

2.К основным правам и свободам, составляющим правовой статус личности и гражданина, находящимся в сфере административно-правового регулирования относятся:

1) право на жизнь, свободу, неприкосновенность и достоинство личности

2) право на частную жизнь, тайну корреспонденции, телефонных переговоров и иных сообщений

3) право на неприкосновенность жилища

4) право на свободу передвижения

5) право на информацию

6) право на свободное участие в массовых мероприятиях

7) право на свободу объединений

И др.

Права граждан в сфере госуправления:

1) право на участие в госуправлении (как лично, так и через представителей)

2) право на поступление на госслужбу

3) право на обращение к ОГУ и их должностным лицам

4) право на обжалование действий ОГУ и должностных лиц

5) право на юридическую помощь (право пользоваться услугами адвоката в административном процессе)

6) право на необходимую оборону

7) и др.

Обязанности граждан:

1) соблюдать законность и дисциплину в госуправлении

2) соблюдать социальные и административные запреты (заниматься медицинской деятельностью не имея специального образования)

3) получать разрешение от ОГУ на совершение ряда действий (получение лицензии на занятие определенным видом деятельности)

4) выполнять законные требования ОГУ или должностных лиц (обязанность прекратить противоправные действия по требованию сотрудников милиции)

5) и др.

 

3.Наличие прав и свобод не обеспечивает автоматического соблюдения административно-правового статуса личности. Необходимо наличие механизма реализации прав и свобод. Среди гарантий (факторов) реализации прав и свобод выделяют:

1) юридические (правовые) гарантии – недопущение ограничения или ущемления прав и свобод граждан, закрепленных в конституции и законах через издание подзаконных нормативных актов.

2) организационные гарантии – подразумевается наличие соответствующей системы исполнительных, правоохранительных, судебных органов, обеспечивающих защиту конституционных и административных прав

3) экономические гарантии – определяют состояние материально-финансовой системы государства, производительных сил и средств (стабильность в экономике, нормальное состояние социального обеспечения и т.д.)

4) политические гарантии – источник – конституция, гарант – президент, принцип разделения властей

 

4.Иностранным гражданином признается лицо, находящееся в РБ, имеющее доказательство своей принадлежности гражданству другого государства.

Лица без гражданства (апатриды) – лица, не являющиеся гражданами РБ и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Особый правовой статус имеют беженцы – иностранцы, ходатайствующие о признании их беженцами, или иностранцы, которые признаны беженцами или которым предоставлено убежище в РБ.

В дальнейшем в отношении иностранных граждан и апатридов будет использоваться термин иностранцы.

Правовой статус иностранного гражданина можно условно разделить на 2 части:

1) правовой статус гражданина своего государства

2) правовой статус гражданина страны пребывания

Иностранные граждане, находящиеся за пределами своего государства, сохраняют с ним правовую связь и подчиняются его законам, в то же время он должен соблюдать законы страны пребывания.

В правовом положении апатридов немало общего с иностранными гражданами, однако имеются существенные различия (апатриды подчиняются лишь правопорядку страны пребывания, которые полностью определяет их правовое положение). Если апатрид переезжает в другое государство – его правовая связь с прежним государством прекращается.

3 категории иностранцев:

1) временно пребывающие в РБ – лицо, прибывшее в РБ на срок не более 90 суток в год для въезда и не имеющее разрешения на временное проживание. Правовые основании нахождения в РБ данной категории иностранцев является виза РБ или международный договор РБ с соответствующим иностранным государством о безвизовых поездках граждан

2) временно проживающие в РБ – лицо получило разрешение на временное проживание в РБ.

3) постоянно проживающие в РБ иностранцы – лицо получило в порядке, установленном законодательством, разрешение на постоянное проживание (оформляется посредством выдачи иностранцу вида на жительство)

В соответствии с законодательством иностранцы пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами РБ, если иное не определено законодательством. В отдельных случаях могут быть установлены ответные ограничения в правовом статусе в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод белорусских граждан. Объем административной правосубъектности иностранцев несколько уже чем объем правосубъектности граждан РБ (у граждан РБ административная правосубъектность возникает с момента рождения и прекращается с его смертью, а у иностранца, прибывшего в РБ, административная правосубъектность возникает с момента прибытия и заканчивается, когда он покидает страну).

Административная дееспособность иностранцев состоит в способности реализовать своими действиями принадлежащие ми права и выполнять обязанности.

Права иностранцев:

1) иностранцы равны перед законом независимо от происхождения, социально, имущественного положения и других обстоятельств

2) на территории РБ иностранцам гарантируется неприкосновенность личности, жилища и свобода совести

3) никто из иностранцев в РБ не может быть подвергнут аресту иначе как га основании решения суда или санкции прокурора

4) иностранцы могут владеть, пользоваться и распоряжаться на территории РБ принадлежащей им собственностью. Они могут наследовать, завещать имущество, иметь иные имущественные и личные неимущественные права

5) иностранцы, постоянно проживающие в РБ наравне с гражданами РБ имеют право на получение пособий, пенсий и другие формы социального обеспечения

6) иностранцы имеют право на получение образования, охрану здоровья, пользование достижениями культуры и иные права

7) право на убежище на территории РБ

8) иностранцы имеют право на обращение в суд и иные госорганы для защиты своих прав

Обязанности иностранцев:

1)соблюдать законы и иные НПА РБ, с уважением относиться к традициям белорусского народа

2)уважать национальное достояние других граждан, соблюдать запреты на совершение таких действий как призывы к свержению конституционного строя, пропаганда религиозной и национальной розни, войны

3) бережно относится к памятникам истории, культуры и другим культурным ценностям

4) соблюдать валютное законодательство

5) платить налоги на общих основаниях если иное не предусмотрено законом

Законодательством РБ на иностранцев не возлагается лишь нести некоторые обязанности белорусских граждан (нести службу в вооруженных силах РБ)

Ограничения в административно-правовом статусе иностранца:

1)действующим белорусским законодательством для иностранцев установлены ограничения в отношении права занимать некоторые должности и заниматься определенной деятельностью. Они не могут занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, а также назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если эти должности или эта деятельность связаны с принадлежностью к гражданству РБ (иностранцы не могут работать в составе экипажей воздушных судов белорусского государства, работать в качестве нотариуса и др.)

2)иностранцем запрещено на территории РБ проводить исследования, разработку богатств, за исключением случаев, прямо предусмотренных международными соглашениями

3)иностранцы не могут избирать и быть избранными в представительные и иные выборные госорганы, а также участвовать в референдуме

4)иностранцы могут проживать в нашей стране лишь при наличии на то разрешения компетентных органов. Они могут передвигаться по территории РБ и избирать место жительства только в соответствии с законодательством. Они обязаны соблюдать транзитные правила проезда, существуют местности закрытые для посещения иностранными гражданами (пограничные зоны, закрытые территории). Въезжать на территории таких местностей можно по разрешению ОВД.

Ответственность иностранцев:

Иностранцы, совершившие на территории РБ преступление или иные правонарушения несут ответственность на общих основаниях. В соответствии со ст.23 КОАП за нарушение иностранцем правил пребывания в РБ на них может быть наложено предупреждение, штраф (до 20 БВ) или депортация (вид административного взыскания, применяемый только к иностранцам). Особое правовое положение у лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью. Эти иностранные граждане в соответствии с белорусским законодательством и международными договорами РБ пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, вследствие чего они не попадают под юрисдикцию РБ.

30 Законность-единообразное понимание и точное соблюдение предписаний, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными лицами, гражданами, общественными организациями.

Понятие дисциплины шире законности так как включает в себя исполнение прав и обязанностей, основанных как на правовых,так и на иных социальных нормах.

Обеспечивать законность — это значит пресекать малей­шие нарушения закона, предупреждать их, принимать меры к ликвидации причин, их порождающих, восстанавливать нарушенные права и законные интересы граждан и организа­ций, наказывать виновных, создавать атмосферу неотвратимости ответственности, воспитывать работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения целей и буквы закона.

Верховенство закона, режим законности — необходимый аспект правого государства. Без этого невозможен элементар­ный порядок в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.146 с.)