Стимульный материал к методике Рене Жиля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стимульный материал к методике Рене Жиля



Методика

Ключ

№ шкалы Значение шкал Номера заданий Общее количество заданий
  Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42  
  Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42  
  Отношение к матери и отцу как родительской чете 1-4, 6-8, 14, 17, 19  
  Отношение к братьям и сестрам 1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42  
  Отношение к бабушке и дедушке 1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41  
  Отношение к другу (подруге) 1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40  
  Отношение к учителю (авторитетному взрослому) 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40  
  Любознательность 5, 22-24, 26, 28-32  
  Лидерство 20-22, 39  
  Общительность 16, 22-24  
  Закрытость, отгороженность 9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42  
  Социальная адекватность поведения 9, 25, 28, 32-38  

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ

I

1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

2. Плачет, когда ему делают замечания.

3. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охот­но оказывает ее, если его об этом попросят.

4. Ребенок подчиненный (соглашается занимать не всегда благоприятные позиции, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

6. Лжет из боязни.

7. Любит, если ему оказывают симпатию, но не просит о ней.

8. Никогда не приносит учителю цветов или других подарков.

9. Никогда не приносит и не показывает учителю найден­ных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его това­рищи часто это делают.

10. Имеет только одного хорошего друга и по преимуществу игнорирует остальных мальчиков (и девочек) в классе.

11. Хочет быть замеченным прежде, чем поздоровается с учи­телем.

12. Не приближается к учителю по собственной инициативе.

13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-либо (напри­мер, о помощи).

14. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

15. Легко устраняется из активного участия в игре.

16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, ког­да с ним здороваются.

17. Очень мало разговаривают, «слова из него не вытянешь».

II

1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи (в выполнении школьных заданий), либо нет.

3. Старательность в школьной работе изменяется почти еже­дневно.

4. В играх иногда активен, иногда апатичен.

5. Временами проявляет отсутствие интереса во время сво­бодных занятий.

6. При выполнении ручной работы иногда очень старате­лен, иногда совсем нет.

7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выпол­нения.

8. Спровоцированный, впадает в бешенство.

9. Может работать в одиночестве, но не располагает доста­точной энергией.

10. В ручной работе проявляет недостаток физических сил.

11. Вял, безынициативен в классе.

12. Апатичен, пассивен, невнимателен.

13. Проявляет внезапные спады энергии.

14. Движения замедлены.

15. Слишком апатичен, чтобы чем-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).

16. Взгляд «тупой» и «равнодушный».

17. Всегда ленив и апатичен в играх.

18. Часто мечтает наяву.

19. Говорит невыразительно, бормочет.

20. Вызывает жал ость (угнетенный, несчастный), редко смеется.

III

1. Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.

2. Не реагирует на приветствие.

3. Не реагирует дружелюбно и доброжелательно на других людей.

4. Избегает разговоров («замкнут» в себе).

5. Мечтает и занимается чем-либо иным, а не школьными занятиями (живет в другом мире).

6. Абсолютно не заинтересован ручной работой.

7. Не проявляет интереса к коллективным играм.

8. Избегает других людей.

9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.

10. Совершенно изолируется от других детей (к нему невоз­можно «приблизиться»).

11. Производит впечатление совершенно не замечающего других людей.

12. В разговоре беспокойный и сбивающийся с темы разговора.

13. Ведет себя подобно «настороженному животному».

IV

1. Очень охотно исполняет свои обязанности.

2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем,

3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителям.

5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т.д.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих за­нятиях в семье.

8. «Подлизывается», старается понравиться учителю.

9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны

учителя.

11. Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различ­ными мелкими делами и жалобами на товарищей.

12. Пытается «монополизировать» учителя (занимать его ис­ключительно своей особой).

13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

14. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом на­правлении.

15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.

16. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчивают­ся успехом.

V

1. Переменчив в настроении.

2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда на­ходится в «хорошем» настроении.

3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.

4. Часто находится в плохом настроении.

5. При соответствующем настроении предлагает свою по­мощь или услуги.

6. Временами очень сердечен, временами равнодушен, ког­да просит учителя о чем-либо.

7. Иногда стремится поздороваться с учителем, а иногда из­бегает этого.

8. Может выражать злость или подозрительность в ответ на приветствие.

9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

10. Очень переменчив в поведении, иногда производит впечат­ление человека, умышленно плохо выполняющего работу.

11. Портит общественную и частную собственность (в домах, садах, общественном транспорте).

12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

13. Подозрителен, в особенности, когда защищается от предъ­явленных ему обвинений.

14. Бормочет под нос, когда чем-нибудь неудовлетворен. 15п11егативная позиция, если ему делают замечания.

16. Временами лжет спонтанно и без затруднений.

17. Время от времени (раз или два) ворует деньги, сласти, цен­ные предметы.

18. Всегда на что-то претендует и всегда считает, что неспра­ведливо наказан.

19. Дикий взгляд. Смотрит исподлобья.

20. Очень непослушный, не соблюдающий дисциплину.

21. Агрессивная позиция (кричит, угрожает, употребляет силу).

22. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозритель­ными типами».

23. Часто ворует деньги, сласти, ценные бумаги.

24. Ведет себя непристойно.

VI

1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечания.

2. Не может удержаться, чтобы не играть перед окружаю­щими.

3. Проявляет наклонность «прикидываться дурачком».

4. Слишком смел (рискует без надобности).

5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим, им легко управлять.

6. Любит быть в центре внимания.

7. Играет исключительно или почти исключительно с деть­ми старше себя.

8. Старается занять ответственный пост, не опасается, что не справится с ним.

9. Хвастается перед другими детьми.

Ю. Паясничает (строит глупые и клоунские мины).

11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.

12. Одевается вызывающе (брюки, прическа у мальчиков, преувеличенность в одежде у девочек).

13. Со страстью портит общественную собственность.

14. Дурацкие выходки в группе.

15. Подражает хулиганским проделкам других.

VII

1. Не заинтересован в учебе.

2. Работает в школе только тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют работать.

3. Работает вне школы только тогда, когда его контроли­руют или заставляют.

4. Проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.

5. Не будучи застенчивым, никогда не просите помощи.

6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.

7. Не проявляет заинтересованности ни в одобрении, ни в неодобрении со стороны взрослых.

8. Минимальные контакты с учителем, хотя с другими людь­ми они в норме.

9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.

10. Списывает домашние задания у других.

11. Берет чужие книги без разрешения.

12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.

13. Хитрый, непорядочный (в играх с другими детьми).

14. Плохой спортсмен (играет только для личной выгоды, об­манывает в играх).

15. Не может прямо смотреть в глаза другому.

16. Скрытен и недружелюбен (подозревает, что партнер по общению что-то о нем знает).

VIII

1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его об­щения.

3. Докучает другим детям, пристает к ним.

4. Ссорится, обижает других детей.

5. Пытается своими замечаниями создать определенные труд­ности у других детей.

6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие дру­гим детям.

7. Находится по преимуществу в плохих отношений с дру­гими детьми.

8. Докучает более слабым детям.

9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

10.Дерется несоответствующим образом (кусается, цара­пается, использует опасные предметы в качестве орудия Драки).

IX

1. Очень неряшлив.

2. Отказывается от контакта с другими детьми способом, который для них очень неприятен.

3. В ручной работе легко капитулирует.

4. Совершенно не владеет собой в играх.

5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.

6. Неровный, безответственный в ручной работе.

7. Нестарателен в школьных занятиях.

8. Слишком беспокойный, чтобы мог работать в одиночку.

9. Не может в классе быть внимательным или длительно на чем-либо сосредоточиться.

10. Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может оста­новиться, хотя бы на относительно длительный срок.

11. Слишком беспокойный, чтобы запоминать указания или замечания, полученные от взрослых.

X

1. Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.

2. Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.

3. Слишком инфантилен в речи.

4. Слишком незрел, чтобы мог прислушиваться и следовать указаниям.

5. Играет исключительно или преимущественно с младши­ми, чем он сам, детьми.

6. Слишком тревожен, чтобы на что-либо решиться.

7. Другие дети докучают ему (он является «козлом отпущения»).

8. Раз или два пытался прогуливать уроки.

9. Часто опаздывает.

10. Уходит с отдельных уроков.

11. Неорганизован, разболтан, несобран.

12. Ведет себя в группе как отверженный.

XI

1. Заикается, запинается, «слова из него не вытянешь».

2. Говорит беспорядочно.

3. Часто моргает.

4. Выполняет бесцельные движения руками. Имеют место разнообразные «тики».

5. Грызет ногти.

6. Ходит, подпрыгивая.

7. Сосет палец (старше 10 лет).

XII

1. Часто отсутствует в школе — полдня или целый день.

2. Отсутствует в школе по несколько дней.

3. Родители сознательно лживо оправдывают отсутствие ре­бенка в классе.

4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.

5. Неряшлив, «грязнуля».

6. Выглядит очень плохо питающимся.

7. Гораздо некрасивее других детей.

XIII

1. Очень отстает в учебе.

2. Умственное развитие значительно ниже, чем у сверстников.

3. Совершенно не умеет читать.

4. Огромные недостатки в знании элементарной арифметики.

5. Совершенно не понимает арифметики.

6. Другие дети относятся к нему как к дурачку.

7. Просто глупый.

XIV

1. Очень раннее сексуальное развитие, чувствительность к противоположному полу.

2. Задержки полового развития.

3. Проявляет извращенные наклонности.

XV

1. Неправильное дыхание.

2. Частые простуды.

3. Частые кровотечения из носа.

4. Дышит через рот.

5. Склонность к заболеванию ушей.

6. Склонность к кожным заболеваниям.

7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.

8. Частые головные боли.

9. Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.

10. Болезненные, покрасневшие веки.

11. Очень холодные руки.

12. Косоглазие.

13. Плохая координация движений.

14. Неестественные позы тела.

XVI

1. Плохое зрение.

2. Слабый слух.

3. Слишком малый рост.

4. Чрезмерная полнота.

5. Прочие ненормальные особенности телосложения.

Таблица I

Форма заполнения карты наблюдений

 

 

Ключ для перевода в баллы

Таблица 2

 

 

Перевод сырых баллов в проценты

Таблица 3

 

 

Карта Скотта


Таблица 4

 

В таблице буквами обозначены симптомокомплексы (СК), ци­фрами — образцы поведения.

Цифры, выделенные в правой части таблицы жирным шрифтом, соответствуют более тяжелым нарушениям, свидетельствующим о неприспособленности ребенка.

 

4 методика.

Выбирающий Выбираемые Число взаимных выборов
         
Александров С.     þ þ - þ  
Иванов Н.   þ   - - ü  
Ковалев В.   þ ü   þ -  
Леонтьев А.   - - þ   þ  
Кузнецов М.   þ - - þ    

 

Число взаимных выборов

Вз = -------------------------- 100%.

Число положительных выборов

5 методика.

СОДЕРЖАНИЕ СИМПТОМОКОМПЛЕКСОВ

Выявляемые особенности (они собраны в КС — внешних проявлений, образцов поведения), называемые симптомокомплексами, следующие:

I-НД «Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям». СК НД положительно коррелирует с сенситивностью по ПДО Личко. Любые достижения стоят ребенку огромных усилий. От 1 до 11 -- менее явные симптомы, от 12 до 17 -симптомы явного нарушения.

II-O «Ослабленность» (астения). Речь идет не о клинических и даже не о субклинических формах слабости состояния, а о проявлениях апатии, пониженного настроения, своего рода «нейрофизической истощаемости». В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. СК О говорит о дефиците энергетических ресурсов организма ребенка, а, следовательно, о возможности проявления его активности. Симптомы 9-20 говорят о более выраженной депрессии. Пунктам синдрома «О» обычно сопутствуют выраженные синдромы «ВВ» и «ТВ» особенно в ее крайних формах. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения. В тех случаях, когда пунктам «О» соответствуют «ВВ» и «ТВ», это отмечается с левой стороны страницы. Это, однако, ни в коем случае не относится к остальным пунктам.

IV-TB «Тревога за принятие взрослыми и интерес с их стороны». Беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. СК-ТВ выражает тревожные надежды, стремления, попытки ученика к установлению и сохранению хороших отношений со взрослыми. Симптомы 1-6 —ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7-10 — обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 — проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые,

V-HB «Неприятие взрослых». Проявления различных форм неприятия взрослых, от избегания учителя, подозрительности до неконтролируемой привычки враждебности. Симптомы 1-4 — ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 — относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10-17 —открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18-24— полная, неуправляемая, привычная враждебность.

VI-ТД «Тревога за принятие детьми». Беспокойство и неуверенность в том, любят ли его другие дети, и представляет ли он для них интерес. СК-ТД выражает те же тенденции, что и СК-ТВ, но в отношении сверстников. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.

VII-A «Асоциальностъ». Недостаток социальной нормативности. Под этим термином понимаются не проявления антисоциального поведения, хотя при сильной выраженности {82% и более) такое может иметь место. Слабая выраженность СК-А (14% и менее) может быть и в случае, если нравственные отношения ученика выше, чем предъявляемые ему школой моральные требования (что конечно не обязательно, но встречается). СК-А связан с неуверенностью в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 — отсутствие старания понравиться взрослым, безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 —- у более старших детей эти симптомы могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 — отсутствие моральной щепетильности в мелочах.

VIII-КД «Конфликтность с детьми». Враждебное отношение к другим детям — от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Надо отметить, что слабая выраженность этих СК (НВ и КД) может говорить о попытках к установлению или сохранению хороших отношений, но не нормальными, а ошибочными способами. Это может быть сигналом о начавшемся переходе «от любви к ненависти»: когда проявление плохого еще чередуется с проявлениями хорошего.

IX-H «Неусидчивость» или «Неугомонность». Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации, внимания, размышления, неприспособленности и избегание долговременных усилий.

Х-ЭН «Эмоциональные напряжения» или «Эмоциональная незрелость». Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению {стрессам). Проявление инфантильности в речи, поведении тревожности, склонности к слезам. Симптомы 1-5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости, 6-7 — о серьезных сторонах, 8-10 — говорят о прогулах и не пунктуальности.

XI-HC «Невротические симптомы». Включают признаки невроза, преимущественно неврозо-навязчивых состояний: частое моргание, обгрызание ногтей, сосание пальцев и т.д., отчасти невроза страхов: «слова из него не вытянешь», говорит беспорядочно.

Методика

Ключ

№ шкалы Значение шкал Номера заданий Общее количество заданий
  Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42  
  Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42  
  Отношение к матери и отцу как родительской чете 1-4, 6-8, 14, 17, 19  
  Отношение к братьям и сестрам 1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42  
  Отношение к бабушке и дедушке 1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41  
  Отношение к другу (подруге) 1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40  
  Отношение к учителю (авторитетному взрослому) 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40  
  Любознательность 5, 22-24, 26, 28-32  
  Лидерство 20-22, 39  
  Общительность 16, 22-24  
  Закрытость, отгороженность 9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42  
  Социальная адекватность поведения 9, 25, 28, 32-38  

Стимульный материал к методике Рене Жиля

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

5. Во главе стола сидит человек, которого ты хорошо знаешь.
Где сел бы ты?
Кто этот человек?

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

брат     папа и мама
 
сестра      

7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

папа и мама      
   
дедушка и бабушка      
         

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

         
 
         

9. Решено преподнести одному человеку сюрприз.
Ты хочешь, чтобы это сделали?
Кому?
А может быть тебе все равно?
Напиши ниже

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека.
Кого бы ты взял с собой?
Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого.
Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.
Ты пойдешь один?
Или с кем-нибудь?
Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?

13. Ты сдал экзамен.
Кому первому ты расскажешь об этом?
Напиши ниже

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

16. Где ты на этот раз?

17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками.
Подпиши, что это за люди

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других.
Кого бы ты хотел видеть на его месте?
А может быть, тебе все равно?
Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных.
По кому бы ты тосковал сильнее всего?
Напиши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

21. С кем ты любишь играть:
с товарищами твоего возраста?
младше тебя?
старше тебя?
Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать:
будешь плакать?
пожалуешься учителю?
ударишь его?
сделаешь ему замечание?
не скажешь ничего?
Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

27. Ты много помогаешь маме?
Мало?
Редко?
Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

32. Учитель показывает ученикам таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать:
Будешь плакать?
Пожмешь плечами?
Сам будешь смеяться над ним?
Будешь обзывать его, бить?
Подчеркни один из этих ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь:
Будешь плакать?
Пожмешь плечами?
Сам будешь смеяться над ним?
Будешь обзывать его, бить?
Подчеркни один из этих ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать:
Плакать?
Жаловаться?
Кричать?
Попытаешься отобрать?
Начнешь его бить?
Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен. Что будешь делать:
Плакать?
Продолжать играть дальше?
Ничего не скажешь?
Начнешь злиться?
Подчеркни один из этих ответов

37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:
Ничего не ответишь?
Надуешься?
Начнешь плакать?
Запротестуешь?
Попробуешь пойти вопреки запрещению?
Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:
Ничего не ответишь?
Надуешься?
Начнешь плакать?
Запротестуешь?
Попробуешь пойти вопреки запрещению?
Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

 

 

3 методика.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ

I

1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

2. Плачет, когда ему делают замечания.

3. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охот­но оказывает ее, если его об этом попросят.

4. Ребенок подчиненный (соглашается занимать не всегда благоприятные позиции, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

6. Лжет из боязни.

7. Любит, если ему оказывают симпатию, но не просит о ней.

8. Никогда не приносит учителю цветов или других подарков.

9. Никогда не приносит и не показывает учителю найден­ных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его това­рищи часто это делают.

10. Имеет только одного хорошего друга и по преимуществу игнорирует остальных мальчиков (и девочек) в классе.

11. Хочет быть замеченным прежде, чем поздоровается с учи­телем.

12. Не приближается к учителю по собственной инициативе.

13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-либо (напри­мер, о помощи).

14. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

15. Легко устраняется из активного участия в игре.

16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, ког­да с ним здороваются.

17. Очень мало разговаривают, «слова из него не вытянешь».

II

1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи (в выполнении школьных заданий), либо нет.

3. Старательность в школьной работе изменяется почти еже­дневно.

4. В играх иногда активен, иногда апатичен.

5. Временами проявляет отсутствие интереса во время сво­бодных занятий.

6. При выполнении ручной работы иногда очень старате­лен, иногда совсем нет.

7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выпол­нения.

8. Спровоцированный, впадает в бешенство.

9. Может работать в одиночестве, но не располагает доста­точной энергией.

10. В ручной работе проявляет недостаток физических сил.

11. Вял, безынициативен в классе.

12. Апатичен, пассивен, невнимателен.

13. Проявляет внезапные спады энергии.

14. Движения замедлены.

15. Слишком апатичен, чтобы чем-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).

16. Взгляд «тупой» и «равнодушный».

17. Всегда ленив и апатичен в играх.

18. Часто мечтает наяву.

19. Говорит невыразительно, бормочет.

20. Вызывает жал ость (угнетенный, несчастный), редко смеется.

III

1. Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.

2. Не реагирует на приветствие.

3. Не реагирует дружелюбно и доброжелательно на других людей.

4. Избегает разговоров («замкнут» в себе).

5. Мечтает и занимается чем-либо иным, а не школьными занятиями (живет в другом мире).

6. Абсолютно не заинтересован ручной работой.

7. Не проявляет интереса к коллективным играм.

8. Избегает других людей.

9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.

10. Совершенно изолируется от других детей (к нему невоз­можно «приблизиться»).

11. Производит впечатление совершенно не замечающего других людей.

12. В разговоре беспокойный и сбивающийся с темы разговора.

13. Ведет себя подобно «настороженному животному».

IV

1. Очень охотно исполняет свои обязанности.

2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем,

3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителям.

5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т.д.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих за­нятиях в семье.

8. «Подлизывается», старается понравиться учителю.

9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны

учителя.

11. Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различ­ными мелкими делами и жалобами на товарищей.

12. Пытается «монополизировать» учителя (занимать его ис­ключительно своей особой).

13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

14. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом на­правлении.

15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.

16. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчивают­ся успехом.

V

1. Переменчив в настроении.

2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда на­ходится в «хорошем» настроении.

3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.

4. Часто находится в плохом настроении.

5. При соответствующем настроении предлагает свою по­мощь или услуги.

6. Временами очень сердечен, временами равнодушен, ког­да просит учителя о чем-либо.

7. Иногда стремится поздороваться с учителем, а иногда из­бегает этого.

8. Может выражать злость или подозрительность в ответ на приветствие.

9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

10. Очень переменчив в поведении, иногда производит впечат­ление человека, умышленно плохо выполняющего работу.

11. Портит общественную и частную собственность (в домах, садах, общественном транспорте).

12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

13. Подозрителен, в особенности, когда защищается от предъ­явленных ему обвинений.

14. Бормочет под нос, когда чем-нибудь неудовлетворен. 15п11егативная позиция, если ему делают замечания.

16. Временами лжет спонтанно и без затруднений.

17. Время от времени (раз или два) ворует деньги, сласти, цен­ные предметы.

18. Всегда на что-то претендует и всегда считает, что неспра­ведливо наказан.

19. Дикий взгляд. Смотрит исподлобья.

20. Очень непослушный, не соблюдающий дисциплину.

21. Агрессивная позиция (кричит, угрожает, употребляет силу).

22. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозритель­ными типами».

23. Часто ворует деньги, сласти, ценные бумаги.

24. Ведет себя непристойно.

VI

1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечания.

2. Не может удержаться, чтобы не играть перед окружаю­щими.

3. Проявляет наклонность «прикидываться дурачком».

4. Слишком смел (рискует без надобности).

5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим, им легко управлять.

6. Любит быть в центре внимания.

7. Играет исключительно или почти исключительно с деть­ми старше себя.

8. Старается занять ответственный пост, не опасается, что не справится с ним.

9. Хвастается перед другими детьми.

Ю. Паясничает (строит глупые и клоунские мины).

11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.

12. Одевается вызывающе (брюки, прическа у мальчиков, преувеличенность в одежде у девочек).

13. Со страстью портит общественную собственность.

14. Дурацкие выходки в группе.

15. Подражает хулиганским проделкам других.

VII

1. Не заинтересован в учебе.

2. Работает в школе только тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют работать.

3. Работает вне школы только тогда, когда его контроли­руют или заставляют.

4. Проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.

5. Не будучи застенчивым, никогда не просите помощи.

6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.

7. Не проявляет заинтересованности ни в одобрении, ни в неодобрении со стороны взрослых.

8. Минимальные контакты с учителем, хотя с другими людь­ми они в норме.

9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.

10. Списывает домашние задания у других.

11. Берет чужие книги без разрешения.

12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.

13. Хитрый, непорядочный (в играх с другими детьми).

14. Плохой спортсмен (играет только для личной выгоды, об­манывает в играх).

15. Не может прямо смотреть в глаза другому.

16. Скрытен и недружелюбен (подозревает, что партнер по общению что-то о нем знает).

VIII

1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его об­щения.

3. Докучает другим детям, пристает к ним.

4. Ссорится, обижает других детей.

5. Пытается своими замечаниями создать определенные труд­ности у других детей.

6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие дру­гим детям.

7. Находится по преимуществу в плохих отношений с дру­гими детьми.

8. Докучает более слабым детям.

9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

10.Дерется несоответствующим образом (кусается, цара­пается, использует опасные предметы в качестве орудия Драки).

IX

1. Очень неряшлив.

2. Отказывается от контакта с другими детьми способом, который для них очень неприятен.

3. В ручной работе легко капитулирует.

4. Совершенно не владеет собой в играх.

5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.315 с.)