Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VIII Всероссийский конкурс психолого-педагогических программСтр 1 из 7Следующая ⇒
VIII Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»
Номинация: Развивающие психолого-педагогические программы
Программа развития жизнестойкости «От беспомощности к жизнестойкости»(для юношей и девушек)
ПОНОМАРЕНКО АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
г. Москва
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Рекомендации по использованию программы..................................................5
1.1 Содержание программы.....................................................................................7
2. Раздел 1. Жизнестойкость как способ преодоления трудных жизненных ситуаций.......................................................................................................................8 2.1.Занятие №1. Стили преодолевающего поведения в трудных жизненных ситуациях......................................................................................................................8 2.2.Занятие №2. Ресурсные компоненты личности и их развитие........................10 2.3.Занятие №3. Окружение как ресурс развития жизнестойкости......................13
3.Раздел II. Особенности эмоциональной сферы и жизнестойкость..............15 3.1.Занятие №4. Жизнестойкость и психологическое благополучие....................15 3.2.Занятие №5. Жизнестойкость как альтернатива выученной беспомощности..........................................................................................................17
4.Раздел III. Творчество как ресурс развития жизнестойкости......................21 4.1.Занятие №6. Созидательное творчество как ресурс развития жизнестойкости …………………………………………………………………….21 4.2.Занятие №7. Личностный потенциал как фундамент творческого созидания……………………………………………………………………………24
5.Раздел IV. Постановка целей и осознание смыслов.......................................26 5.1.Занятие №8. Искусство ставить цели................................................................26 5.2.Занятие №9. Формула успеха.............................................................................27
6.Список литературы..............................................................................................30
7.Приложения...........................................................................................................31
Аннотация
Актуальность данной программы определяется высокой степенью значимости места жизнестойкости в структуре качества жизни современного человека. Современное поколение молодых людей живет в беспрецедентный период времени, характеризующийся чрезвычайными переменами и неопределенностью. Они плохо подготовлены к решению возникающих проблем. Согласно докладу ООН «О человеческом развитии 2014. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости» в настоящее время уязвимость есть один из самых высоких факторов риска для человеческого развития. Степень риска повышается в особо важные периоды развития, например, у молодежи - это переход от учебы к труду, что имеет труднопреодолимые, долгосрочные последствия. Именно поэтому была разработана данная программа по развитию жизнестойкости, как альтернативе уязвимости и повышению качества жизни молодежи.
Цель данной программы: Сформировать у молодых людей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, и адаптации к самостоятельной взрослой жизни. Развитие жизнестойкости с помощью собственных ресурсов: созидательного творчества, навыков преодолевающего поведения. Задачи программы: 1. Сформировать у юношей и девушек необходимые знания и навыки для успешной адаптации в современном мире; определить ресурсы для развития жизнестойкости 2. Содействовать в раскрытии собственных талантов, научить использовать творческие способности как ресурс развития жизнестойкости. 3. Информировать участников программы о состоянии выученной беспомощности и способах ее преодоления. 4. Сформировать чувство собственного достоинства, помочь юношам и девушкам определить жизненные цели и пути их реализации.
За основу данной программы развития жизнестойкости был принят социально-воспитательный проект «Галатея», который был с успехом апробирован в г. Лобня в апреле-мае 2012 года. Проект «Галатея» был реализован при поддержке отдела молодежи Управления культуры администрации г. Лобни. Успехи проекта были высоко оценены администрацией города. Далее проект был существенно доработан с учетом новых эмпирических данных, полученных в рамках исследовательской работы «Жизнестойкость как интегральная характеристика качества жизни студенческой молодежи».
Отличительная особенность программы:
Основное отличие данной программы в том, в рамках ее реализации подразумевается комплексный, системный подход к проблеме развития жизнестойкости, охватывающий все стороны личности, а не хаотичные, бессистемные мероприятия. Данная программа развития жизнестойкости «От беспомощности к жизнестойкости» для юношей и девушек может быть интересна образовательным учреждениям, Центрам социального обслуживания, педагогам и психологам, заинтересованным в развитии у молодежи собственных ресурсов жизнестойкости.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ «От беспомощности к жизнестойкости»
Рекомендации по использованию программы: Признание уникальности, особенности каждого человека, уважение к его индивидуальности. 1. Прежде, чем осуществлять реализацию программы по развитию жизнестойкости, необходимо провести психодиагностику, которое позволит выявить особенности ценностной и смысловой сферы личности. 2. Реализация данной программы требует от психолога контроля изменения эмоционального состояния в динамике. В процессе занятий предусмотрен контроль в виде тестов, проективных методик, рефлексии. Такой контроль позволяет корректировать задачи программы развития, методы психологического воздействия с учетом индивидуальных особенностей. 4. Для достижения эффективного результата необходимо обучить студентов методике ведения «Квестов жизнестойкости» для предотвращения обесценивания собственных достижений. 5. Психологу, который реализует программу по развитию жизнестойкости у студенческой молодежи, необходимо владеть информацией о психологических и физиологических особенностях развития данного возраста. 6. Успешное применение программы «Развитие жизнестойкости у студенческой молодежи» подразумевает знание и умение практического применения различных психологических методик из арсенала логотерапии, экзистенциальной психологии, гуманистической психологии и т.д. Помощь в критическом переосмыслении восприятия мира является мощным инструментом в развитии жизнестойкости у студенческой молодежи. 7. В процессе освоения программы предусматривается выбор определенных упражнений на усмотрение психолога, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей членов группы и времени, которое отводится на занятие. 8. Некоторые занятия могут разбиваться на блоки – в зависимости от запроса группы, степени проработанности проблемы, состава участников. 9. Каждое занятие основано на целостной структуре, соответственно, может проводиться отдельно, в зависимости от цели и задачи, которые поставил психолог совместно с участниками программы. Однако, серия таких занятий или воплощение в практику программы целиком, приведет к более высокой результативности по обучению жизнестойкости среди студенческой молодежи
СОДЕРЖАНИЕ
Обсуждение Упражнение «Человек под дождем» (Е.В. Романова, Г.И. Сытько) (Приложение 1)
Обсуждение Ответьте на следующие вопросы: 1.Опишите человека под дождем. Кто это? Как он выглядит? 2.Что он чувствует? 3.О чем думает? 4.О чем мечтает? 5.Что делает?
Продолжение беседы. В теории жизнестойкости С. Мадди жизнестойкость определяется следующей структурой: 1. Вовлеченность 2. Контроль 3. Принятие риска. При копинг-стратегиях, которые направлены на преодоление ТЖС, эти три компонента развиты хорошо, что позволяет совладать с ситуацией. Вовлеченность — это активное участие в собственной жизни, уверенность в том, что ее качество зависит, в первую очередь, от самого человека. Контроль — уверенность в том, что собственной жизнью возможно управлять. Принятие риска — умение действовать в условиях неопределенности. Если развивать данные умения, то со временем сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для преодоления ситуации будет меньше, а результат успешнее.
Обсуждение Обсуждение
Упражнение «Я-солнце» (упражнение взято из книги И.Г. Малкиной-Пых «Возрастные кризисы. Справочник практического психолога» М.: Эксмо, 2004 г.) Инструкция: Вам потребуется бумага и карандаш. Лучше яркого цвета — чтобы выполнение упражнение проходило на более позитивном фоне. На бумаге рисуется круг — солнечный диск. Затем от него рисуются лучики. Каждый лучик — ваше положительное качество, которое может помочь или уже помогло вам для преодоления негативных ситуаций. Каждое качество можно написать прямо на лучике. Лучиков должно быть не меньше 10.
Обсуждение. Продолжение беседы. Условно наши ресурсы можно разделить на следующие группы: - физиологические ресурсы (энергопотенциал, состояние здоровья...)
- когнитивные (мышление, воображение...) - эмоционально-волевые (чувство ответственности, наличие воли...) - поведенческие (открытость новому опыту, психическая активность...)
Упражнение «Шкала внутренних ресурсов». Инструкция: Оцените собственные ресурсы по пятибалльной шкале. 1 балл — данного ресурса практически нет 5 баллов — с данным ресурсом все в порядке
Проанализируйте таблицу. Какие ресурсы развиты у вас в большей степени, какие в меньшей? Что требует коррекции? И что на сегодняшний день является приоритетным? Обсуждение. Обсуждение. Упражнение «Мир, в котором я живу» (И.А. Буровихина, в адаптации М.А. Одинцовой)
Инструкция: Возьмите бланк задания (Приложение 3). Отметьте, насколько выражены те или другие характеристики мира, где вы живете. Далее подсчитывается количество баллов по выделенным компонентам образа мира, в котором человек живет. Подсчитывается количество баллов по когнитивному компоненту, эмоциональному компоненту, волевому компоненту. Обсуждение. Продолжение беседы. На чувство психологического благополучия влияют несколько аспектов: 1. социальное благополучие — когда человек удовлетворен своим положением в обществе, статусом, окружением 2. физическое благополучие — удовлетворенность физическим состоянием тела и здоровьем 3. материальное благополучие — возможность обеспечивать себе достаточный комфорт и качество жизни 2. духовное благополучие — возможность к приобщиться к богатствам культуры, осознание смысла жизни 3. психологическое благополучие — чувство гармонии, внутреннего равновесия, возможности реализации собственного потенциала. В психологии жизнестойкость рассматривается как «способность преодолеть самого себя» (Д.А. Леонтьев), «способность превращать проблемные ситуации в новые возможности» (С.А. Богомаз), «система убеждений личности, способствующая... готовности субъекта заинтересованно участвовать в ситуациях повышенной для него сложности» (М.В. Логинова). Соответственно, можно сказать, что жизнестойкий человек, который способен преодолевать сложные ситуации, поддерживает свое психическое и физическое здоровье, обладает жизнестойкими убеждениями. Исходя из этой логики, жизнестойкий человек будет всячески поддерживать собственное психологическое благополучие, заботиться о его составляющих, так как это есть один из инструментов для достижения высокого уровня качества жизни. Обсуждение. Упражнение «Опросник психологического благополучия К. Рифф» (К.Рифф, в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко) (Приложение 4).
Обсуждение. Обсуждение.
Упражнение «Ролевая виктимность» (М.А. Одинцова ) (Приложение 5) Обсуждение. Продолжение беседы. В детстве мы очень любили слушать сказки. Но иногда сказка — это не просто повествование о каком-то волшебстве. Авторская сказка, придуманная вами, это еще и «волшебная таблетка», которая помогает найти выход из сложной ситуации. И главная действующая сила авторской сказки — метафора. Создавая собственную сказку, вы незаметно можете выйти за границы собственного «Я», расширить тем самым свое сознание. Соответственно, вы как бы посмотрите на ситуацию другими глазами, под другим углом. Думая о сложной ситуации иносказательно, используя метафоры, вы начинаете видеть другие пути, какими можно разрешить сложную ситуацию, и новое видение, несомненно, придает уверенность в собственных силах. Метафора в мягкой, иносказательной форме помогает определить глубину и сложность ситуации, наметить пути выхода из нее. Обсуждение Продолжение беседы. Собственные силы можно тренировать и развивать. Поведенческие и эмоциональные реакции — это навык, а любой навык можно развить и укрепить. Любое творчество, в том числе и творчество собственной жизни, опирается на вовлеченность в процесс, контроль этого процесса и принятие риска — то есть готовы ли вы действовать в условиях неопределенности. Все данные составляющие формируют уровень жизнестойкости человека. И у меня для вас радостное известие — все уровни жизнестойкости можно развивать. Но, чтобы понимать, что именно мы хотим развить, нужно определить, что у нас есть. Для этого предлагаю вам определить собственный уровень жизнестойкости.
Упражнение «Жизнестойкость» (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова)(Приложение 6) Обсуждение. Обсуждение. Упражнение «Принимаю ответственность» (упражнение взято из книги И.Г. Малкиной-Пых «Возрастные кризисы. Справочник практического психолога» М.: Эксмо, 2004 г.) Инструкция: Можно поставить перед собой прекрасную, замечательную цель, но если не нести личную ответственность за ее выполнение, то цель останется не достигнутой. Сейчас мы поговорим о том, что каждый из нас отвечает лично за качество собственной жизни, за достижение целей. Согласитесь, что мы становимся взрослыми, когда принимаем на себя ответственность. Если нет ответственности — то человек остается инфантильным ребенком, сколько бы лет ему не было на самом деле. Так за что вы отвечаете в своей жизни? За покупку картошки? Мытье полов? Подумайте и запишите все, что считаете нужным. Времени на это 5 минут. Затем обсудите свои записи в группах по 3-4 человека. В каждой группе определите самого ответственного, того, кто аргументированно обоснует, что на сегодняшний момент у него больше ответственности, чем у других. Обсуждение. Упражнение «Я через 10 лет» Инструкция. Напишите эссе на тему, кем вы себя видите через 10 лет. Кто вы в профессии, какая у вас семья, где вы живете (страна, город, дом), каковы ваши хобби, материальный достаток, интеллектуальный уровень, кто ваши друзья. Затем подумайте, каким образом вы собираетесь достичь задуманного, каковы ваши дальнейшие шаги? Дальнейшие шаги можно тоже записать, а потом подумать, с чего можно начать прямо сейчас. Примечание: это упражнение можно дать в качестве домашнего задания. Занятие 9. Формула успеха. Беседа. Примерное содержание беседы. Успех у многих людей ассоциируется со счастьем. Во многих сказках мира герой, достигнув успеха, автоматически достигал счастья и процветания. Точного определения успеха не существует, однако, в целом можно сказать, что успех есть удачное достижение цели в каких-либо значимых делах, общественное признание. Но, прежде всего успех — это результат действия. Ведь можно бояться, плакать, жаловаться на судьбу, но при этом действовать и добиваться успеха. И следует помнить, что успех не всегда приходит сразу. Почему-то в нашей жизни происходит как раз наоборот — успех достигается вопреки обстоятельствам. Обсуждение Упражнение «Я смог» (упражнение взято из книги И.Г. Малкиной-Пых «Возрастные кризисы. Справочник практического психолога» М.: Эксмо, 2004 г.). Работа в малых группах Инструкция: Участники разбиваются на группы по 3-4 человека и рассказывают какую-либо историю из собственной жизни, как они смогли преодолеть трудные обстоятельства и добиться хорошего результата. Почему получилось? Какие твои личные качества/действия помогли тебе добиться желаемого? Обсуждение. Есть ли в рассказанных историях общие механизмы достижения успеха? Упражнение «Мои планы» Инструкция: Заполнить таблицу и обсудить ее
Например, хорошая работа в будущем. Какие средства достижения необходимы для этого? Когда именно приступать к действиям? Последовательность действий? Обсуждение Рефлексия по итогам курса Прощание. Пожелание успехов.
Заключение: Нельзя не отметить, что одним из важнейших результатов прохождения программы «От беспомощности к жизнестойкости» является расширение представлений студентов о трудных жизненных ситуациях, представлений о путях выхода из подобных ситуаций, о собственных возможностях и наличия ресурсов. Участники программы знакомятся с существующими способами самопомощи, разнообразными ресурсными техниками, результатом применения которых является повышения уровня жизнестойкости, обретение смыслов, позитивное восприятие себя и окружающего мира. Основными условиями эффективной реализации программы «От беспомощности к жизнестойкости» являются: профессионализм специалиста-психолога, активно-личностная готовность психолога к профессиональной деятельности; творчество как реализация многих возможностей участников психолого-педагогического взаимодействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ (И.А.БУРОВИХИНА, В АДАПТАЦИИ М.А.ОДИНЦОВОЙ,2015)
Обработка результатов: Подсчитывается количество баллов по выделенным компонентам образа мира, в котором человек живет: 1) эмоциональный: 1, 5, 9, 10; 2) когнитивный: 2, 3, 11, 12; 3) волевой: 4, 6, 7, 8. ПРИЛОЖЕНИЕ№4 Опросник психологическое благополучие личности (методика К. Рифф в адаптации и модификации Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, 2005) Инструкция: Утверждения в таблице касаются того, как Вы относитесь к себе и своей жизни. Мы предлагаем Вам согласиться или не согласиться с каждым из них. Обведите цифру, которая лучше всего отражает степень Вашего согласия или несогласия с каждым утверждением. Помните, что правильных или не правильных ответов не существует.
Ключ к обработке данных Пункты опросника переводятся в нисходящую шкалу: 6, 5, 4, 3, 2,1. И в восходящую шкалу: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Шкалы опросника: Автономия Нисходящая шкала: 2, 20, 32, 44, 56, 62, 74. Восходящая шкала: 8, 14, 26, 38, 50, 68, 80. Управление средой Нисходящая шкала: 9, 15, 27, 45, 63, 75. Восходящая шкала: 3, 21, 33, 39, 51, 57, 69, 81. Личностный рост Нисходящая шкала: 4, 22, 34, 58, 76, 82. Восходящая шкала: 10, 16, 28, 40, 46, 52, 64, 70. Цели в жизни Нисходящая шкала: 11, 17, 29, 35, 41, 65, 83. Восходящая шкала: 5, 23, 47, 53, 59, 71, 77. Самопринятие Нисходящая шкала: 18, 24, 42, 54, 60, 66, 84.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.122 с.) |