Вопрос 11. Сформулируйте понятие «метод государственного управления». Назовите и охарактеризуйте методы государственного управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 11. Сформулируйте понятие «метод государственного управления». Назовите и охарактеризуйте методы государственного управления.



Метод государственного управления – это способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закреплённой за ними компетенции и в соответствующей форме.

Методы многочисленны и разнообразны. Различают эконо­мические, административные и социально-психологические мето­ды. Не отрицая наличия таких методов государственного управ­ления, некоторые ученые высказывают мнение о существовании универсальных методов применительно к любой деятельности — убеждения и принуждения.

Экономические методы это комплекс материальных средств, рычагов воздействия на объекты управления субъектами управления. Отдельными их видами являются: прибыль, цена, кредит, налога, ма­териальное стимулирование. Экономические методы косвенно воздействуют на поведение объектов управления. Они воздейству­ют на объекты управления, достигая желаемого поведения через их интересы, потребности, материальную заинтересованность.

Административные методы представляют собой способы пря­мого, непосредственного воздействия на поведение управляемых, выражающиеся в издании нормативных предписаний и индиви­дуальных повелениях. Рассматриваемый вид методов связан с властными полномочиями органа (субъекта) государственного управления. Интересным и важным для понимания административно-пра­вовых методов является следующий перечень наиболее часто при­меняемых в практике государственно-управленческой деятельности методов: «а) установление правил поведения общеобязательного или частного характера, т.е. определенного режима в сфере реализа­ции исполнительной власти; б) предписание об обязательном совер­шении определенных действий (например, об устранении выявлен­ных нарушений законности); в) утверждение конкретных (адресных) заданий; г) назначение или освобождение от должности; д) запрещение определенных действий; е) удовлетворение законных притязаний участников управленческих отношений; ж) разрешение определен­ных действий (например, выдача лицензий, включая их приостанов­ление или аннулирование); з) регистрация определенных действий; и) установление стандартов, квот и т.п.; к) ограничение опреде­ленных действий; л) проведение контроля и надзора; м) осущест­вление внесудебной юрисдикции; н) разрешение споров между участниками управленческих отношений; о) применение мер адми­нистративного принуждения; п) материальное и моральное по­ощрение; р) применение материальных санкций; с) оформление государственных заказов; т) распоряжение объектами государ­ственной собственности; у) приостановление или отмена право­вых актов подведомственных исполнительных органов и долж­ностных лиц; ф) образование, реорганизация и ликвидация под­ведомственных объектов и т.п.»

Социально-психологические методы (методы морального воз­действия) — это способы психологического (морального) воздей­ствия управляющих на управляемых для достижения поставлен­ных целей. Для этих методов характерен богатый арсенал средств воздействия — от пропаганды, разъяснения позиции государства, его политики, правовых актов с использованием средств массо­вой информации, личных встреч руководителей государства с тру­довыми коллективами до различных видов индивидуальных по­ощрений, продвижения по службе и т.п. Значительная часть из них не связана с правом, им не регулируется. Между тем, отдель­ные их виды получают правовое закрепление.

 

 

12. Сформулируйте понятие «акт государственного управления». Назовите виды (классификацию) актов государственного управления. Раскройте: требования, предъявляемые к актам управления; структуру акта и проекта акта.

Установление и применение норм права в процессе государственного управления осуществляется путем издания актов управления. В актах управления содержатся определенные государственно-властные веления государственного органа или уполномоченного должностного лица, исполнение которых обеспечивается, организацией и убеждением, а в необходимых случаях – государственным принуждением.

Акты управления – основанные на законе предписания государственно-властного характера, сделанные в соответствующих формах в процессе исполнительно-распорядительной деятельности полномочными органами (должностными лицами) и влекущие юридические последствия.

В широком смысле под актами управления можно понимать все действия государственных органов (должностных лиц), которые совершаются в процессе повседневного руководства хозяйственной, социально-культурной и административно-политической областями жизни страны.

Правовые акты управления обладают организующим характером. С их помощью упорядочивается и налаживается деятельность управляемых субъектов, объединяются их усилия на выполнение наиболее важных задач, укрепляются законность, порядок, дисциплина.

 

Классификация актов государственного управления дает возможность определить юридическую силу и значение каждого акта управления, его отраслевое и пространственное действие, место среди других актов.

По юридическим свойствам акты бывают:

· нормативные (общие) – те, которые содержат в себе нормы права; они принимаются с целью регулирования однотипных общественных отношений, рассчитаны на длительный срок действия и не имеют конкретного адресата

· индивидуальные (административные) – те, которые не устанавливают, не содержат в себе норм права; они разрешают конкретный вопрос управления на основе законов или других государственно-правовых актов, т.е. являются актами применения норм права к конкретным обстоятельствам жизни:

Ø оперативно-исполнительные (акт о назначении на должность)

Ø правоохранительные (в них дается правовая оценка деятельности физических и юридических лиц и соответственно реализуется санкция правовой нормы)

· акты смешанного характера – содержат в себе как нормы права, так и решения по индивидуальным управленческим делам; принимаются по комплексу взаимосвязанных вопросов управления общего, индивидуального, частного значения.

По сроку действия акты бывают:

§ акты с неопределенным сроком действия (бессрочные)

§ срочные

§ временные.

По территории действия акты бывают:

ü акты, действующие в масштабе РБ

ü акты, действующие в масштабе административно-территориальной единицы (района, города, области).

По характеру компетенции органов государственного управления, издающих акты, последние бывают:

v акты общего управления – издаются органами общей компетенции (Правительством, исполнительными комитетами, местными администрациями), обладают большой юридической силой

v акты межотраслевого управления – регулируют отношения, связанные с решением специальных вопросов, имеющих межотраслевой характер; обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами, органами, организациями, должностными лицами независимо от ведомственной подчиненности, а также гражданами (Министерство экономики, Министерство статистики и анализа и др.)

v акты отраслевого управления – регулируют общественные отношения и разрешают управленческие дела в определенной отрасли хозяйства или социально-культурного строительства (Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство архитектуры и строительства и др.).

По органам, издающим правовые акты управления, последние бывают:

указы и распоряжения президента Республики Беларусь

постановления Совета Министров

приказы и инструкции министров и руководителей государственных комитетов, комиссий и специальных ведомств

решения и распоряжения исполкомов

приказы и инструкции руководителей управлений и отделов исполкомов, руководителей учреждений и предприятий.

По форме выражения акты бывают:

o словесные

Ø письменные

Ø устные

o конклюдентные.

 

Требования, предъявляемые к актам управления:

1. организованные – каждый акт управления должен быть реальным, технически, экономически и организационно обоснованным; должны четко определяться конкретные задачи, исполнители, возможные сроки исполнения, лица, ответственные за исполнения и контроль

2. технические – конкретность и логическая последовательность изложения, отсутствие противоречий, изложение решений простым, четким и ясным языком; название должно четко отражать предмет правового регулирования;

3. юридические (требования законности) – эти требования имеют правовой характер:

3.1. общие – относятся ко всем правовым актам управления:

3.1.1. правовые акты должны соответствовать Конституции, законам, актам президента и актам вышестоящих органов

3.1.2. правовые акты должны издаваться в установленном порядке

3.1.3. акты должны соответствовать определенной юридической форме (каждый орган имеет право издавать лишь те акты, которые для него предусмотрены)

3.1.4. правовые акты необходимо довести до сведения адресатов

3.1.5. соблюдение в правовом акте необходимых реквизитов

3.1.6. правовые акты должны соответствовать государственным интересам

3.1.7. с финансовой и юридической точки зрения акты должны быть достаточно обоснованными

3.2. специальные:

3.2.1. соблюдение сроков издания акта

3.2.2. издание акта лишь по специальному разрешению

3.2.3. издание с последующим утверждением

3.2.4. прохождение правовой экспертизы

3.2.5. включение актов в Национальный реестр правовых актов РБ

3.2.6. наличие ссылки в правовом акте.

Несоблюдение указанных выше требований, предъявляемых к правовым актам управления, делает их дефектными. Признать акт дефектным могут компетентные органы (должностные лица). Компетентные органы в зависимости от степени дефектности акта могут признать его ничтожным (акты, у которых несоответствие предъявляемых требований не столь велико - ничтожно) и недействительным (акт с такими дефектами, с которыми он не должен действовать, порождать юридические последствия).

 

Элементы правового акта:

1) формальный порядок (реквизиты – внешние, формальные атрибуты правового акта)

2) материальный порядок (содержание правового акта).

Обязательные реквизиты:

· вид акта управления (орган или должностное лицо не самостоятелен в выборе вида акта)

· название, обозначающее предмет регулирования

· дата, место принятия акта и его регистрационный номер

· подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие правовые акты управления.

Содержание правового акта:

v преамбула

v резолютивная (постановляющая, заключительная) часть.

В преамбуле содержится информация о причинах, мотивах, условиях и целях принятия правового акта, предмете и методе правового регулирования. В резолютивной части излагаются выводы, предложения, решения, распоряжения, просьбы, предписания. Преамбула может отсутствовать.

 

Стадии принятии правового акта:

1) планирование подготовки проектов актов;

2)проявление инициативы;

3) подготовку проекта;

4) согласование проекта;

5) рассмотрение проекта;

6) вынесение решения;

7) придание выносимому решению правовой (юридической) формы;

8) проведение юридической или иной экспертизы;

9) включение правового акта в Национальный реестр право­вых актов Республики Беларусь;

10) доведение акта до сведения исполнителей.

 

Названные стадии проходят не все правовые акты управле­ния. Они присущи преимущественно нормативным актам.

Перечисленные стадии имеют определенную самостоятель­ность и состоят из подстадий, ряда процессуальных действий.

 

Сформулируйте понятие «субъект административного права». Назовите виды субъектов административного права по различным основаниям. Сформулируйте понятие «административная правосубъектность» и назовите ее особенности.

 

Субъекты административного права определяются в нормах права общим или родовым понятием как физические лица, государственные органы власти, негосударственные объединения, организации, предприятия, учреждения различной форм собственности, общественные объединения и другие юридические лица. Под субъектом административного права понимается носитель прав и обязанностей, установленных административно-правовыми нормами. Для того, чтобы стать субъектом административного права, необходимо обладать административной правосубъектностью, под которой понимают юридическое свойство, выражающееся в наличии у лица (организации) прав и обязанностей, предусмотренных административно-правовыми нормами.

Субъект правоотношения всегда определен – это конкретный участник, сторона правоотношения, наделенная обязанностями и правами в сфере исполнительной власти, способная реально осуществлять эти отношения в рамках и последовательности, определенных законодательством.

Исходя из общетеоретического понятия, субъектами административного права следует признать участников управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения.

Всех субъектов административного права в зависимости от того, чью волю они выражают, в чьих интересах и от чьего имени действуют, а также от того, кто именно вступает в правоотношение, можно разделить на 2 вида:

- индивидуальные

- коллективные

Первую группу индивидуальных субъектов составляют граждане. По административно – правовому положению граждан принято делить на граждан РБ, иностранцев и апатридов (лиц без гражданства). Иностранцы подразделяются на постоянно и временно находящихся в РБ.

Второй группой индивидуальных субъектов следует признать лиц, которые находятся с организациями в устойчивых непрерывных организационных связях, представляющих собой другую сторону административных правоотношений. Это субъекты стабильных организационных отношений. К ними принадлежат государственные служащие. Их особенностью является то, что, проявляя себя индивидуальными представителями того или иного органа государственного управления. Соответственно, это накладывает свой отпечаток на их правовое положение, отличая их от иных индивидуальных субъектов административного права.

Коллективные субъекты административного права – это организованные, объединенные, самоуправляемые группы людей, вступающих вовне как нечто единое, персонифицированное. Коллектив, как правило, имеет нормативно установленные цели, функционально дифференцирован, действует на законном основании, признается правосубъектным. В их числе различные по своему назначению и статусу организаций – государственные и негосударственные.

Государственные организации как субъекты АП:

- органы исполнительной власти (ГУ);

- органы ГУ, предприятий, учреждений и их различного рода объединений (корпораций, концернов и т.п.);

- структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты АП:

- общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);

- трудовые коллективы;

- органы местного самоуправления;

- коммерческие структуры;

-частные предприятия и учреждения.

 

Административная правосубъектность — это юридическое свой­ство, выражающееся в наличии у лица или организации прав и обя­занностей, предусмотренных нормами административного права.

По мнению большинства ученых, административная право­субъектность состоит из административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правоспособность означает закрепленную нормами права возможность гражданина вступать в АП отношения. Она возникает с момента рождения и прекращается его смертью. Особенностью административной правоспособности является то, что её осуществление ограничивается рамками государственного управления.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Её объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан это правоспособность может быть временно ограничена в случае и в порядке, определенных законодательством, например, в связи с совершением административного правонарушения.

Административная дееспособность как возможность своими юридическими действиями осуществлять права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность за свое поведение наступает с достижением определенного возраста. Например, обязанность прохождения воинской службы наступает с 18 лет; административной ответственности подлежать лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.

 

Крамник:

Виды субъектов административного права

В ОТП одними учеными субъекты права разде­ляются на субъекты в сфере частного права (гражданского, семей­ного, трудового, гражданского судопроизводства) и в сфере пуб­личного права. В сфере частного права субъекты права делятся на физических и юридических лиц, а в сфере публичного права— на органы государства, должностных лиц и иных служащих1.

Другие ученые делят все субъекты права на граждан и орга­низации или на индивидуальных (физических лиц) и коллектив­ных (юридических лиц)3.

Имеет место и трехвидовое деление —на физических лиц (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства ), организации (государственные, общественные) и со­циальные общност и (народ, нация, трудовой коллектив), государ­ство в целом1.

все субъекты административного права подобно субъектам административно-правовых отношений в две следующие группы: 1) носители исполнительной власти (государ­ственного управления); 2) носители субъективных прав и обязан­ностей (в сфере государственного управления).

1.НОСИТЕЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ призваны осуществлять государственное управление. Их деятельность носит публичный ха­рактер, в ней проявляется государственный интерес, а не частный. Все носители испол­нительной власти обладают компетенцией, некоторые из них на­делены властными полномочиями. Они действуют от имени государства, государственного органа, который представляют. Некоторые но­сители исполнительной власти не обладают такими качес­твами, не наделены государственной властью, но действуют от име­ни государственного органа, осуществляют его задачи и функции. они выступают обязательной стороной административно-правового отношения. Без их участия такого от­ношения не может быть вообще.

Носители субъективных прав и обязанностей не обладают такими качествами. Они могут быть лишь участниками (стороной) административно-правового отношения, в котором присутствует один из носителей исполнительной власти. Для того, чтобы быть стороной правоотношения, указанные субъекты наделяются со­ответствующими правами и обязанностями.

Носители субъективных прав и обязанностей — это такие ли­ца и организации, которые не обладают государственной властью и не наделены компетенцией в сфере государственного управле­ния, не могут осуществлять государственное управление и высту­пать в качестве управляющих, а чаще всего являются объектами такого управления, но при этом наделены правами и обязаннос­тями в сфере государственного управления.

субъектом административно-правовых отно­шений н ередко выступает не должностное лицо, а государственный орган. Например, Совет Министров, местный испол­нительный и распорядительный орган, административная комис­сия, принимая решение, вступают в административно-правовые отношения как органы. Такое положение характерно и для е диноначальных органов посредством принятия нормативных правовых актов

руководители органов (организаций), дей­ствуя от их имени, отождествляются с этими органами (организа­циями). Например,. Премьер-министр, делая отчет Президенту Республики Беларусь о деятельности Совета Министров, также представляет орган.

субъектами администра­тивного права и субъектами административно-правовых отноше­ний в тех или иных случаях являются органы, осуществляющие государственное управление, их руководители (другие должнос­тные лица), представители административной власти и иные го­сударственные служащие.

!!! БАХРАХ - если должностное лицо привлека­ется к уголовной или административной ответственности за долж­ностные правонарушения, то оно становится индивидуальным субъ­ектом уголовно-правовых или административно-правовых отно­шений.

Индивидуальная ответственностьслужащих…

 

2. ГРАЖДА­НЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, иностранные граждане и лица без граж­данства, проживающие в Республике Беларусь, общественные объ­единения, негосударственные предприятия и организации. К этой группе следует отнести также студентов и учащихся шкел.

Граждане Республики Беларусь могут непосредственно участ­вовать в управлении делами общества и государства через прово­димые референдумы, обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, а также другими опреде­ленными законом способами.

В некоторых нормативных правовых актах предусмотрено право граждан на содействие органам государственного управле­ния, а также право последних пользоваться таким содействием.

В соответствии со статьей 7 Закона «О милиции» граждане обязаны оказывать содействие милиции в охране общественного k порядка и борьбе с преступностью.

В Республике Беларусь большинство норм административно­го права направлено на регламентацию правового статуса носите­лей исполнительной власти, поскольку они являются основными субъектами государственного управления, управляющими, всегда одной из сторон в административно-правовых отношениях, пре­валирующими субъектами административного права.

Права и обязанности граждан в сфере госу­дарственного управления неоднородны.

Попытки классифицировать права и обязанности граждан в сфере государ­ственного управления.

Ц.А. Ямпольская разделила эти права на три вида:

1) социально-экономические права (право на труд, право на отдых и др.);

2) политические права (право на участие в осуществлении государственной власти и др.) и демократические свободы;

3) права, из которых складывается равноправие граждан.

Носители исполнительной власти обретают правосубъектность с момента их образования, вступления в должность государствен­ного служащего, а носители субъективных прав и обязанностей — с момента приобретения прав и обязанностей, т.е. с момента изда­ния (вступления в действие) соответствующего правового акта, в котором определены названные права и обязанности, или получе­ния лицензии (регистрации) на занятие предпринимательством или иным видом деятельности, требующей подобного разрешения.

регистрация общественных объединении и коммерческих структур негосударственного ха­рактера не играет существенной роли для приобретения ими административной правосубъектности. Правосубъектность возни­кает с момента их формирования. Регистрация «...для них являет­ся обязательной лишь в случае приобретения ими прав юриди­ческого лица» Государственная регистрация это юридическое действие, административный акт соответствующего органа государственно­го управления, которым подтверждается законность возникновения (образования) юридического лица (частного предпринимате­ля, организации) и придается ему правовой статус. Только с мо­мента регистрации лица и организации приобретают правосубъ­ектность.

В административном праве каждый субъект имеет исключи­тельный, только ему свойственный правовой статус. Одной из сторон административно-правового отношения всегда является носитель исполнительной власти — орган, призванный осущес­твлять государственное управление, другой стороной могут быть носители субъективных прав и обязанностей; нижестоящие (под­ведомственные) органы, предприятия, учреждения или организа­ции.

Права и обязанности, принадлежащие одной стороне, не при­надлежат другой.

 

Сформулируйте понятие «орган государственного управления». Назовите признаки и виды органов государственного управления по различным основаниям. Раскройте принципы деятельности органа государственного управления.

Органы государственного управления являются основными субъектами административного права.

Выработка общего понятия органа государственного управления, объяснение его сущности имеют важное теоретическое и практическое значение. Действующее законодательство не содержит четкого опреде­ления государственных органов, призванных осуществлять испол­нительную власть, в отличие от законодательной и судебной власти. Так, в статье 90 Конституции записано, что законодатель­ным органом Республики Беларусь является Парламент — Нацио­нальное собрание Республики Беларусь. В соответствии со стать­ей 109 Конституции «судебная власть в Республике Беларусь при­надлежит судам».

Понятие «орган» является частью более широкого понятия – «организация». Организация означает совокупность людей, их определенный коллектив. Также организация предполагает деятельность этих людей, рассчитанную на достижение определенных целей и совершаемую по определенным правилам. Орган есть конкретная разновидность организации.

Орган государственного управления – это часть государственного аппарата. Он решает задачи и выполняет основные функции, присущие нашему государству, наделен государственно-властными полномочиями, принимает правовые акты, проводит мероприятия, направленные на обеспечение выполнения этих актов.

Государственные органы различаются между собой и по своей организационной структуре. Внутреннее построение органа зависит от тех задач, которые перед ним поставлены.

 

Признаки органа государственного управления:

1. Орган государственного управления – часть государственного аппарата

2. Это коллектив, и он организован соответствующим образом

3. Для органа характерно то, что он является организацией политической

4. Осуществляет от имени государства его задачи и функции

5. Обладает государственно-властными полномочиями

6. Имеет свою структуру, компетенцию и территориальный масштаб деятельности

7. Несет ответственность пере государством за его деятельность

8. Действует согласно закону

Основы правового положения органов государственного управления определяются Конституцией.

Каждый орган государственного управления наделен оперативной самостоятельностью и в соответствии с этим обязан своевременно принимать управленческие решения по вопросам своей компетенции.

Таким образом, орган государственного управления - это такая политическая организация, которая от имени и по поручению государства осуществляет повседневное, непрерывное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Орган государственного управления занимает основное место среди субъектов административного права. Его административно-правовой статус выражается:* в исполнение обязанностей перед государством; * в осуществлении прав, которые предоставлены этому органу.

Виды

Органы государственного управления разнообразны, что обу­словлено многими факторами. У них неодинаковый масштаб дея­тельности, порядок образования, характер компетенции и др. Раз­деление органов на виды имеет большое научно-познавательное и практическое значение. Оно помогает глубже познать сущность и назначение, особенности органов государственного управления.

Классификация может быть различной в зависимости от по­ложенного в ее основу критерия. Критериев существует много, и зависят они от различных характеристик, особенностей органов. Основными из них являются: масштаб деятельности, порядок образования, характер компетенции, порядок разрешения подве­домственных вопросов, источник финансирования.

 

Под масштабом деятельности прежде всего понимается тер­ритория, на которую могут распространяться полномочия органа. По территориальному масштабу деятельности различают органы общегосударственные и местные.

К общегосударственным органам относятся: аппарат Прези­дента Республики Беларусь; Совет Министров Республики Бела­русь, министерства, государственные комитеты и комитеты; адми­нистрации государственных объединений (учреждений), подчи­ненных Совету Министров Республики Беларусь.

Все они разные по своим качествам, но имеют общий признак — территориальный масштаб деятельности. Их полномочия распрос­траняются на всю территорию республики.

Органами местного уровня являются те, которые свою дея­тельность распространяют, как правило, на административно-тер­риториальную единицу. К ним относятся местные исполнительные и распорядительные органы и органы республиканских органов на местах.

В части 2 статьи 9 Закона «О местном управлении и самоуп­равлении в Республике Беларусь» определено, что органами мест­ного управления являются исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские городов районного подчинения), базового (городские городов областного подчинения, районные), областного уровней. Их масштаб деятельности строго ограничен со­ответствующей территорией. К такого рода органам относятся и местные администрации, которые находятся на территории рай­она в городе с районным делением.

К рассматриваемым органам относятся также отделы и управ­ления местных исполнительных комитетов (местных администра­ций). Их деятельность ограничена территорией района, города или области.

Органами республиканских органов на местах являются такие органы, которые находятся в административно-территориальных единицах и подчинены не местным исполкомам (администраци­ям), а органам, их создавшим, т.е. по вертикали — министерствам или другим вышестоящим органам.

По порядку образования органы государственного управления делятся на органы, образуемые Президентом, Советом Министров, республиканскими органами государственного управления, местны­ми исполнительными и распорядительными органами.

Наиболее важные, значимые органы образуются Президен­том. К ним относятся: Совет Безопасности, Администрация Пре­зидента, Управление делами Президента, Комитет государствен­ного контроля, Совет Министров, республиканские и иные органы государственного управления.

По характеру компетенции органы государственного управле­ния разделяются на органы общей компетенции, органы специаль­ной компетенции, органы отраслевой компетенции, органы межот­раслевой компетенции, органы хозяйственного руководства.

Органы государственного управления общей компетенции осу­ществляют свои функции в той или иной мере по отношению ко всем или значительной части объектов управления определенно­го уровня. К таким органам относятся Совет Министров Респуб­лики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные орга­ны (исполкомы).

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы государственного управления делятся на коллегиальные и едино-начальные. Коллегиальными органами являются Совет Минист­ров, местные исполнительные и распорядительные органы, ко­миссии, наделенные государственно-властными полномочиями (административная комиссия, комиссия по делам несовершенно­летних), Совет Безопасности, Правление и Совет директоров На­ционального банка. Комиссии, имеющие консультативный харак­тер, к рассматриваемым органам не могут относиться, поскольку являются вспомогательными.

Коллегиальными органами являются те, которые в коллеги­альном порядке решают наиболее важные вопросы. Для них кол­легиальность является основной формой работы.

Едино-начальными органами являются министерства, государ­ственные комитеты, комитеты при Совете Министров, Администра­ция Президента, Управление делами Президента, Комитет государ­ственного контроля, отделы и управления местных исполкомов, администрации объединений (концернов), предприятий, учреждений. Все они значительную часть вопросов своей компетенции ре­шают едино-начально. Для них это основная форма работы.

 

В зависимости от источника финансирования и способа распоряжения имуществом, находящимся в ведении органа, органы государственного управления можно подразделить на госбюджетные и хозрасчетные. Первые содержатся за счет отчислений от подведомственных предприятий.

Все органы государственного управления образуют единую систему исполнительной власти. Основным принципом построения и функционирования этой системы является централизм, который означает подчинение всех нижестоящих органов вышестоящим, но он сочетается с началами демократического характера. Они проявляются в максимальном учете местных условий и особенностей.

Принципы

Органы государственного управления образуются на основа­нии соответствующих принципов. Под принципами понимаются определенные требования, правила, имеющие обязательный характер, поскольку они находят правовое закрепление.

Принципы построения (образования) органов государствен­ного управления относятся к специальному виду, в который вхо­дят и принципы деятельности аппарата управления.

Специальные принципы тесно связаны с основными принци­пами государственного управления (административного права). Основные принципы являются конституционными, общими для всех отраслей и сфер государственного управления и превалируют над специальными. Последние соответствуют основным принци­пам и являются как бы логическим их развитием и продолжением.

Основные принципы не могут в достаточной мере отразить организацию (построение) государственных органов, системы ме­ханизма государственного управления. Для этой цели существу­ют специальные принципы.

В административно-правовой литературе нет единого подхо­да в трактовке принципов и их классификации. Нередко все прин­ципы сводят к одному виду — только государственного управле­ния и называют принципами организации (построения) и дея­тельности органов государственного управления (исполнительной власти) или административного права.

Принципами построения органов государственного управле­ния в первую очередь являются отраслевой, линейный, функцио­нальный, территориальный.

Данные принципы определяют взаимодействие структурных звеньев системы государственного управления. В этом состоит суть и назначение указанных принципов, поскольку разные прин­ципы предполагают разные взаимоотношения структурных звень­ев. Подобные начала — основа для образования органа, они опре­деляют его задачи и функции.

Принципы построения аппарата государственного управле­ния получили определенное нормативное закрепление в Консти­туции (ст.ст. 106, 108, 122), Законе «О Совете Министров Рес­публики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» (ст.ст. 1, 12), Законе «О местном управлении и самоуправлении в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.115 с.)