Сформулируйте понятие «реализации административно-правовых норм». Назовите формы реализации административно-правовых норм. Охарактеризуйте формы реализации административно-правовых норм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сформулируйте понятие «реализации административно-правовых норм». Назовите формы реализации административно-правовых норм. Охарактеризуйте формы реализации административно-правовых норм.



Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих отношений, или иными словами,- это процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, изложенной в нормах.

К формам реализации административно-правовых норм относятся:

Исполнение – активные действия субъектов права по выполнению юридических предписаний, запретов или дозволений, содержащихся;

Соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещенных действий. Соблюдение отличается от исполнения пассивным поведением субъекта;

Использование – добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления;

Применение – издание (принятие) полномочным органом (компетентным субъектом власти) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Применение административно – правовых норм осуществляется в особом, установленном законом процессуальном порядке. Субъектами применения могут быть только правомочные органы или должностные лица.

Процесс применения административно-правовых норм состоит из определенных последовательных стадий:

· Действия, предшествующие применению нормы (установление правомочности органа или должностного лица, решение вопроса о компетентности, всестороннее изучение и анализ конкретного вопроса, юридическая оценка);

· Действия по принятию акта применения правомочным органом или должностным лицом;

· Действия по доведению акта применения до заинтересованных органов и лиц по организации его практического использования и контроля за его исполнением.

Административно-правовые нормы имеют определенные временные и пространственные границы, при этом могут иметь юридическую силу в отношении различного круга лиц.

 

7. Сформулируйте понятие «административно-правовые отношения». Раскройте содержание, структуру и виды административно-правовых отношений, назовите их особенности.

Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, их участникам.

Административно-правовое отношение – это урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Признаки административно-правовых отношений:

· Возникновение на основе норм административного права;

· Возникновение в сфере деятельности исполнительной власти;

· Наличие обязательного субъекта, наделенного государственно-властными полномочиями;

· Участники этих отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями;

· Правовые отношения имеют много разновидностей;

· Реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечены возможностью государственного принуждения;

· Споры, возникающие между сторонами административно-правовых отношений, разрешаются, как правило, в административном (внесудебном) порядке.

Предусматривая возможность возникновения административно-правовых отношений возникновения административно-правовых отношений в тех или иных условиях и между теми или иными сторонами, административно-правовая норма заранее устанавливает объем полномочий этих сторон, а также юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма для одной стороны определяет вид и меру возможного поведения, а для другой – вид и меру должного поведения.

Административное правоотношение имеет свою структуру, т.е. состоит из определенных элементов.

Элементами административно-правовых(а-п) отношений являются:

Субъекты - участники а-п отношений, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей; ими могут быть все те, кому нормы административного права предоставляют соответствующие полномочия и на кого они возлагают определенные обязанности в сфере государственного управления (органы управления, должностные лица, организации, граждане и т.д.)

Объекты – то, по поводу чего возникло, изменилось, было прекращено а-п отношение (поведение субъекта, его воля и волеизъявление, совершаемые им действия). Без совершения определенных действий а-п отношение не может быть реализовано;

Содержание – совокупность субъективных прав и юридических обязанностей;

Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы административного права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений (действия и события).

Виды юридических фактов:

Действия - результат активного волеизъявления субъекта правоотношения – могут быть правомерными (соответствующие требованиям а-п норм) и неправомерными (не соответствующие требованиям а-п норм, нарушающие их);

События – явления, не зависимые от воли людей (смерть, стихийные бедствия, эпидемии и т.д.)

Главными особенностями административно-правовых отно­шений является то, что они:

1) управленческие;

2) возникают по поводу государственного управления;

3) регулируются нормами административного права;

4) имеют властные характеристики;

5) требуют наличия особых субъектов.

 

Виды а-п отношений.

Несмотря на разнообразие а-п отношений возможна их классификация.

Наиболее существенное значение имеет классификация а-п отношений по характеру юридических связей между сторонами: вертикальные (отношения власть-подчинение), горизонтальные (отношения между исполнительными субъектами).

Вертикальные отношения складываются между соответствующими сторонами в тех случаях, когда у одной стороны есть установленные а-п нормой полномочия одностороннего юридически властного характера, которых нет у другой стороны. Такого радо связи наиболее типичны для сферы действия норм административного права. Главное здесь состоит в одностороннем принятии управленческого решения, имеющего обязательную силу для другой стороны донного общественного отношения.

Горизонтальные административно-правовые отношения изменяют место в тех случаях, когда стороны фактически и юридически равноправны. В таких отношениях отсутствует организационная соподчиненность, юридически властные полномочия, принадлежащие одной из сторон. Отношения горизонтального типа возникают в сфере взаимодействия однопорядковых, т.е. находящихся на одном правовом уровне органов государственного управления. Подобного рода отношения складываются между двумя министерствами по поводу, например, издания совместного юридического акта, проведения совместных заседаний коллегий министерств, формирования межправительственных координационных органов согласования тех или иных решений и т.д.

Горизонтальные управленческие связи чаще всего предшествуют возникновению связей вертикального характера, выступают их предпосылкой. Принимаемое затем решение уже является односторонним юридически властным актом, обязательным для исполнения. Следовательно, горизонтальные связи существуют только до того момента, пока полномочный орган не примет одностороннее юридически властное решение.

Таким образом, горизонтальные административно-правовое отношения связаны преимущественно с процедурой разработки односторонних юридически властных решений.

Существуют и иные критерии классификации а-п отношений, например:

По содержанию: материальные и процессуальные;

По характеру юридических фактов: порождаемые правомерными действиями, порождаемые неправомерными действиями, порождаемые событиями;

По способу защиты: защищаемые в административном порядке, защищаемые в судебном порядке.

 

 

8.Сформулируйте понятие «государственное управление». Назовите составные элементы, разновидности и особенности государственного управления. Охарактеризуйте основные принципы государственного управления.

Термин «управление» происходит от латинского слова administratio и имеет много значений. В широком смысле оно означает руководство чем-либо или кем-либо.

Государственное управление – подзаконная юридическая властная организующая деятельность аппарата управления, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным, административно-политическим строительством.

Государственное управление имеет не только государственный, но и правовой характер. Именно АП определяет права и обязанности субъектов в сфере управления, формы и методы осуществления этой деятельности.

 

Признаки государственного управления:

1. Деятельность по осуществлению единой государственной власти

2. По своему подчинению и характеру – это исполнительно-распорядительная деятельность

3. Непосредственная (оперативная) организующая деятельность

4. Имеет общегосударственный характер (т.е. охватывает все важные для государства стороны жизни общества)

5. Носит государственно-властный характер (субъекты государственного управления наделены государственно- властными полномочиями и выступают от имени государства)

6. Подзаконность (государственное управление – активная и целенаправленная подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение законов, применительно к важнейшим сферам жизни общества и в порядке общего и оперативного руководства)

7. Наличие специальных субъектов гос. управления – органов гос. управления

8. Направлено на руководство подчинёнными объектами.

9. Повседневность и непрерывность деятельности

10. Разнообразие организационных форм функционирования государственного управления.

 

Кроме того, для государственного управления характерны и некоторые другие специфические черты, например:

# вертикальность системы исполнительно-распорядительных органов;

# реализация принадлежащих этим субъектам юридически властных полномочий в административном, т.е. несудебном порядке;

# предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением).

 

Сферы государственного управления:

· - управления хозяйственной деятельностью;

· - сфера межотраслевого управления;

· -управление административно-политической деятельностью;

· - управление в социально-культурной сфере.

 

Составные элементы государственного управления:

1. Организационные действия

2. Материально-технические действия

3. Издание правовых актов и совершение иных юридически значимых действий

4. Заключение договоров

 

Разновидности государственного управления:

· - собственно-государственное управление (направлено на решение общегосударственных задач, наиболее важных вопросов РБ)

· - функциональное (надведомственное) управление (органы ж/д транспорта)

· - внутриорганизационное (юстиции, прокуратуры, суды)

· - местное управление (осуществляется областными, районными, городскими, сельскими исполкомами)

· -государственное хозяйственное управление

 

Особенности государственного управления:

1. В его процессе реализуются задачи, функции и интересы государства;

2. Функции управления осуществляются специальными субъектами, которые формируются государством;

3. Эти субъекты действуют по поручению государства;

4. Для выполнения своих функций они наделяются необходимыми полномочиями государственно-властного характера;

5. Действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права;

6. Все ведущие варианты управленческих систем опосредуются правом.

 

Принципы государственного управления:

Общие:

· -объективность (использование выводов и рекомендаций науки в повседневной жизни, изучение и обобщение собственного опыта, реалистическая оценка последствий приминаемых решений и т.д.)

· -конкретность (осуществление управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учётом разнообразных форм проявления объективных законов)

· -эффективность (суть – достижение цели при наименьших затратах сил, средств и времени)

· -принцип приоритета и гарантированности прав личности (права личности – высшая ценность)

· -принцип централизации и децентрализации(централицация, т.е. подчинение нижестоящих органов вышестоящим; децетрализация, т.е. закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным оранном,Ю которые он должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства вышестоящих органов)

· -законность и дисциплина

Организационные:

· - отраслевой принцип (в соответствии с ним для реализации того или иного вида управленческой деятельности образуются необходимые органы и аппараты(службы, подразделения))

· -территориальный принцип (суть его состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе)

· -линейный принцип (каждый подчинённый имеет лишь одного непосредственного начальника, в компетенции которого находятся все вопросы деятельности подчинённого)

· -функциональный принцип (применение этого принципа обеспечивает развитие межотраслевых связей, решение вопросов, имеющих общее значение для всех или многих отраслей управления)

· - принцип двойного подчинения (этот принцип обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учётом местных условий)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.148 с.)