ТОП 10:

Тема 1. Философия, ее предназначение, смысл и функции.



Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи. Истоки философии. Понятие «философия». Предмет философии, изменение предмета философии в ходе истории. Основной вопрос и основные проблемы философии.

Общественно-исторический характер философии. Философия в системе культуры. Структура философского знания. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества.

Наука и философия. Критерии научности. Сходство и различие функций философии и науки.

Тема 2.Философия Древнего мира

Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского.Философские идеи в древней Индии. Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Философская мысль в Древнем Китае. Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен.

Античная философия

Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Натурфилософия. Наивная диалектика. Наглядное, чувственно воспринимаемое «первовещество» Фалеса и Анаксимена. Переход к пониманию материи как абстрактного вещества: «апейрон» Анаксимандра. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.

Изменение представлений о сути философии (софисты).

Философия Сократа: перемещение философских интересов с натурфилософии на человека.

Классический период философии античности. Философия Платона – первое законченное выражение объективного идеализма. Объективный идеализм Аристотеля. Энциклопедическая философская система Аристотеля.

Этическаянаправленность учений эллинистического периода. Эпикуреизм и стоицизм. Материалистическое учение Эпикура, Сенеки, Лукреция Кара.

Всесторонность и универсальность античной философии, ее место в историко-культурном развитии человечества.

 

Тема 3. Философия средних веков и Возрождения

Теоцентрический характер средневековой философии.

Влияние идей Библии и Корана на становление и развитие философской культуры эпохи. Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика. Классическая философия средневековья.

Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики.

Философия истории в Средние века.

Учение Августина. Понимание Бога как причины мира. Дуалистические взгляды на человека. Приоритет души как духовной субстанции. Воля – основа духовной жизни. Единство веры и познания. Мистицизм и учение о предопределенности.

Богословский характер философии IX-XV веков. Учение Ансельма об универсалиях. Онтологическое доказательство бытия Бога. Рационализм и диалектика П.Абеляра. Проблема универсалий: номинализм и реализм.

Фома Аквинский – центральная фигура схоластической философии в Западной Европе. Соотношение разума и веры. Креационистское содержание доказательств бытия Бога у Аквината. Антропологическая концепция.

Политические, социальные, духовные предпосылки Ренессанса.

Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Процесс секуляризации духа. Проблемы человеческой индивидуальности Гуманизм.

Данте Алигьери и его идеи об активности человека и ответственности за свою судьбу. Антропоцентризм Ф.Петрарки.

Натурфилософская ориентация в знании (Л. да Винчи, гелиоцентрическая теория Н.Коперника, Дж.Бруно; новые подходы к пониманию науки: опыт и эксперимент: Г. Галилей). Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума.

Возникновение протестантизма как результат процесса реформации в Европе (М.Лютер, Ж.Кальвин, Т.Мюнцер).

Социальные теории эпохи Возрождения. Философия истории (Н. Макиавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т.Мор, Т.Кампанелла).

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.004 с.)