Развитие права в период гражданской войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие права в период гражданской войны



Существенно меняется система источников норм советского права. В 1918 г. в РСФСР в ходе правоприменения запрещаются ссылки на дореволюционное законодательство.

Важным толчком в развитии советского права стало принятие Конституции РСФСР 1918 г., Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном семейном и опекунском праве и КЗоТ.

На развитии финансового права сказалась господствовавшая в период Гражданской войны экономическая политика военного коммунизма. Большевики, исходя из своих общетеоретических установок, отменили к 1920 г. таможенные сборы и косвенные налоги. Проблему возрастающего дефицита государственного бюджета они решали, проводя ничем не обеспеченную денежную эмиссию.

В связи со стремлением большевиков перейти от нормальных товарно-денежных отношений к бестоварному продуктообмену в период Гражданской войны была максимально сужена сфера регулирования имущественных отношений нормами гражданского права. Их место занимают административно-правовые нормы. Государство отказалось от всеобъемлющей защиты прежде неприкосновенной частной собственности, уделяя особое внимание обобществлению средств производства. Национализация предприятий промышленности и транспорта привела к распаду обязательственного права. Был попран такой фундаментальный принцип гражданско-правовых отношений, как свобода договора. Жилищная проблема стала решаться с помощью принудительного подселения в квартиры, где имелись излишки жилой площади.

Конституция РСФСР 1918 г. и КЗоТ РСФСР 1918 г. закрепили всеобщую трудовую повинность российских граждан, т. е. право на труд одновременно стало обязанностью. На конституционном уровне был закреплен основной принцип распределения материальных благ: «Не трудящийся, да не ест». Введен запрет на самовольный переход служащих из одного ведомства в другое. Регулярно проводились трудовые мобилизации. Социалистическую дисциплину труда укрепляла деятельность рабочих дисциплинарных товарищеских судов (с 1919 г.), одним из правовых оснований работы которых стал Декрет «О борьбе с прогулами».

14 февраля 1919 г. ВЦИК принял очень важное Положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию». Провозглашалось коллективное хозяйство (колхоз) в таких формах, как сельскохозяйственная коммуна, артель и товарищество.

Еще в 1918 г. ВЦИКом был принят Декрет «О лесах». Леса оставались в ведении местных органов советской власти (местных советов). В 1920 г. СНК РСФСР принял Декрет «Об охоте». И охраной и промыслом животных ведал Народный комиссариат продовольствия РСФСР.

В 1919 г. Народный комиссариат юстиции РСФСР издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, что положило конец вакууму советского уголовного права, имевшему место на начальном этапе Гражданской войны (1918–1919).


48. БРАЧНОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО ПО КЗАГС РСФСР 1918 г

16 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС) РСФСР. КЗАГС РСФСР, следуя идеям Декрета о гражданском браке, признавал только гражданский брак. Вместе с тем легализовывались церковные браки, заключенные до издания указанного Декрета.

Устранялись такие препятствия для вступления в брак, как разноверие будущих супругов (их принадлежность к различным религиозным конфессиям) монашество и состояние в иерейском и дьяконском сане, а также обет безбрачия. На всю территорию России, в том числе на национальные окраины, был распространен принцип единобрачия (моногамное™)

Минимальный возраст вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Был снят запрет на брак со свойственниками и дальними родственниками (например, допускались браки между кузенами).

Свобода брака была расширена также и за счет того, что для вступления в брак не требовалось разрешения родителей, опекунов или попечителей врачующихся. Лицам, состоявшим на службе, не нужно было, как прежде, испрашивать соответствующего разрешения вышестоящего начальства. В отличие от церковного, гражданский брак мог заключаться сколько угодно раз (последовательно, по расторжении предыдущего).

Новое советское право перестало считать преступными такие деяния, как прелюбодеяние, инцест (кровосмесительство) и др.

Вопрос о прекращении брака был решен чрезвычайно свободно, в духе Декрета о расторжении брака.

Перемена гражданства супругов при заключении брака, по КЗАГС, могла последовать только по специально выраженному желанию жениха (невесты) меняющего (меняющей) свое исходное гражданство.

Внебрачные дети, по КЗАГС РСФСР, приравнивались к детям, рожденным в законном браке.

КЗАГС 1918 г. определял: «Основой семьи признается действительное происхождение». Отцовство устанавливалось соответствующим местным отделом записи актов гражданского состояния, а в случае сомнений или споров – соответствующим народным судом. На выявленного таким образом отца возлагалась юридическая обязанность содействовать матери своего ребенка в его содержании и воспитании.

КЗАГС не предусматривал классического института семейного права – усыновления.


49. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ГОДЫ НЭПА. ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ, ЦИК СССР

Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. и завершилась во второй половине 30-х гг. Мероприятия в период НЭПа: замена продразверстки продналогом; разрешение частной торговли и мелких капиталистических предприятий; допущение капитализма в виде концессий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; перевод государственной промышленности на хозрасчет; замена натуральной зарплаты денежной и т. п. НЭП обеспечила быстрое восстановление разрушенного Гражданской войной хозяйства страны.

Самым важным в развитии советского государственного аппарата в годы НЭПа стало образование Союза Советских Социалистических Республик, а следовательно, союзного уровня органов государственной власти и управления.

Верховным органом государственной власти СССР, выражавшим верховенство советского народа, стал Съезд Советов СССР (Всесоюзный съезд Советов).

Естественно, сохранялась вся остальная многоступенчатая система Советов разных уровней.

В компетенцию Всесоюзного съезда Советов входили все без исключения вопросы, которые Конституцией СССР были отнесены к ведению Союза ССР. Только Всесоюзный съезд Советов был вправе менять Конституцию СССР.

В период между Всесоюзными съездами Советов верховным органом государственной власти в СССР являлся Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР. В отличие от центральных исполнительных комитетов союзных республик ЦИК СССР был двухпалатным. Союзный Совет ЦИК СССР избирался Всесоюзным съездом Советов из представителей союзных республик пропорционально населению каждой из них. В Совет Национальностей ЦИК СССР входили по пять представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному представителю от каждой автономной республики в составе ЗСФСР (Армения, Азербайджан, Грузия) и автономной области. Совету Национальностей ЦИК СССР были переданы функции упраздненного Народного комиссариата по делам национальностей (Наркомнаца) РСФСР.

Обе палаты ЦИК СССР были равноправными, решение ЦИК СССР принималось только в случае согласия обеих палат этого органа.

ЦИК СССР, по сути, являлся одновременно и исполнительным, и законодательным органом государственной власти СССР, осуществляя полномочия Всесоюзного съезда Советов, кроме отнесенных к исключительному ведению съезда (изменение Конституции СССР).

ЦИК СССР формировал свой Президиум, ответственный перед ЦИК СССР. Он являлся высшим союзным государственным органом в период между сессиями ЦИК СССР. В этом смысле его можно назвать коллективным главой советского государства.

Президиум ЦИК СССР образовывался из Президиума Союзного Совета ЦИК СССР (7 человек), Президиума Совета Национальностей ЦИК СССР (7 человек). Еще 7 членов Президиума ЦИК СССР избиралось на совместном заседании обеих палат ЦИК СССР.


50. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ГОДЫ НЭПА. СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

ЦИК СССР образовывал правительство СССР – Совет Народных Комиссаров СССР. Аналогично Всероссийский центральный исполнительный комитет, по Конституции РСФСР 1918 г., образовывал СНК РСФСР. СНК СССР, как и СНК РСФСР, был прежде всего исполнительным и распорядительным органом, хотя обладал и определенными законодательными функциями. Гос. органами отраслевого управления в СССР, как и в РСФСР, стали народные комиссариаты (наркоматы). По Конституции СССР все наркоматы делились на общесоюзные, объединенные (союзно-республиканские) и республиканские.

Общесоюзные наркоматы функционировали только на союзном уровне: в союзных республиках находились лишь уполномоченные этих наркоматов. К общесоюзным наркоматам относились народный комиссариат иностранных дел, народный комиссариат военных и морских дел, народный комиссариат внешней торговли, народный комиссариат путей сообщения, народный комиссариат почт и телеграфов.

Подразделения объединенных наркоматов находились и на союзном, и на республиканском уровнях. При этом такой наркомат СССР руководил соответствующими (одноименными) республиканскими наркоматами. К объединенным наркоматам относились такие наркоматы, как Высший Совет Народного Хозяйства, народный комиссариат продовольствия народный комиссариат труда, народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции.

В первые годы НЭПа были приняты Положения о местных Советах, всячески активизировалась их деятельность.

В 1922 г. в советских республиках была воссоздана прокуратура. Прокурором республики по должности являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернских прокуроров и уездных помощников губернских прокуроров. На прокуратуру возлагался надзор за социалистической законностью. Отдельно складывалась система военной прокуратуры.

Была воссоздана и российская адвокатура. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, т. е. адвокаты в годы НЭПа не были независимы от гос. властей.

Был создан Верховный суд СССР, на который в частности, возлагались определенные функции судебного конституционного надзора. Также Верховный суд СССР разрешал судебные споры между союзными республиками.

В составе Верховного суда СССР была образована Военная коллегия (фактически передана Военная коллегия Верховного суда РСФСР).

Для разрешения имущественных споров между гос. учреждениями и предприятиями в 1922 г. были учреждены арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях, возглавляемые Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны.

Органы государственной безопасности на союзном уровне возглавлялись Объединенным гос политическим управлением (ОГПУ) при СНК СССР.

Продолжала совершенствоваться система рабоче-крестьянской милиции в системе народного комиссариата внутренних дел.


51. ОБРАЗОВАНИЕ СССР. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 г. УК РСФСР 1922 г

Первый шаг на пути объединения советских социалистических республик был сделан в 1919 г., когда был создан их военно-политический союз при главенстве РСФСР. К 1922 г. существовало уже две советские федерации: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика, а также две унитарные советские республики Украинская Советская Социалистическая Республика и Белорусская Советская Социалистическая Республика. Эти республики и основали в 1922 г. СССР.

30 декабря 1922 г. I Съезд советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании СССР, избрал Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет, высший орган государственной власти СССР в период между всесоюзными съездами советов. Таким образом, были заложены конституционные основы СССР, закрепленные Конституцией СССР 1924 г.

Первая Конституция СССР была принята в 1924 г. II Съездом советов СССР, в ее основу были положены Декларация и Договор об образовании СССР, принятые в 1922 г. I Съездом советов СССР.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов (1 депутат от 25 тыс. избирателей) и от губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс. избирателей), т. е. выборы были не прямыми, а ступенчатыми (депутаты нижестоящих Советов выбирали своих представителей в вышестоящие).

В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР состоявший из Союзного Совета, избиравшегося съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей состоявшего из представителей союзных и автономных республик (5 депутатов от каждой) и автономных областей (по 1 депутату от каждой). В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным государственным органом был его Президиум. ЦИК СССР формировал также высший исполнительный и распорядительный правительственный орган – Совет Народных Комиссаров СССР. При ЦИК СССР создавался также Верховный суд СССР (на него возлагались также функции конституционного суда).

Основой для разработки Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. явились Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г.

Решение о необходимости подготовки проекта Уголовного кодекса РСФСР было принято коллегией народного комиссариата юстиции РСФСР в 1920 г. В том же году проект Кодекса был обсужден III Всероссийским съездом советской юстиции, с ним были ознакомлены губернские отделы юстиции. Потом принципиальные изменения в проект Уголовного кодекса были внесены на IV Всероссийском съезде советской юстиции (январь 1922 г.).

В мае 1922 г., после тщательного постатейного обсуждения, УК РСФСР был утвержден ВЦИК в целом, после чего был передан в его Президиум «для окончательного редактирования». УК РСФСР 1922 г. вскоре был переработан и в новой редакции утвержден в 1926 г.


52. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РСФСР 1922 г

ГК РСФСР начал разрабатываться уже после окончания Гражданской войны, летом 1921 г. Первоначально речь шла лишь о правовой регламентации общей части обязательственных отношений.

ГК РСФСР 1922 г. был построен на принципах, провозглашенных Декларацией основных частных имущественных прав, признаваемых РСФСР, принятой ВЦИК в мае 1922 г..

Осенью 1922 г. подготовленный проект ГК РСФСР обсуждался сначала на уровне Народного комиссариата юстиции РСФСР, затем – Совнаркома РСФСР. Его одобрил лично Ленин. Кодекс был утвержден решением ВЦИК 31 октября 1922 г. и вступил в силу с 1 января 1923 г.

Обязательственное право. Даже в период НЭПа советское право не восприняло полностью «буржуазный» принцип свободы договора, хотя в основном административно-правовые способы регулирования хозяйственной деятельности и уступили на время место договорным отношениям.

Гос. предприятия должны были в натуре (реально) исполнять свои обязательства друг перед другом исполнение этого правила строго контролировалось органами (комиссиями) гос. арбитража.

Вещное право. ГК РСФСР 1922 г. различал три вида собственности: гос., кооперативную и частную. Земля, ее недра, леса, воды, железные дороги общего пользования и их подвижной состав, летательные аппараты находились в исключительной гос. собственности.

В отдельных случаях частным предпринимателям (включая иностранных) предоставлялись определенные права в изъятие из действующих российских гражданских законов, в концессионном порядке.

Частная собственность допускалась лишь на мелкие промышленные предприятия и строения.

Частные предприниматели и кооперативные организации имели возможность арендовать гос. промышленные предприятия.

Наследственное право. Наследственная масса (имущество, кот. можно передать по наследству) ограничивалась 10 тыс. руб. (этот лимит был отменен в 1926 г. в разгар НЭПа). Также был установлен прогрессивный налог на наследство, превышающее 1 тыс. руб. Это были явные ограничения свободы наследования.

Допускалось наследование по закону и по завещанию. Наследниками могли быть супруг (супруга) наследодателя, его нисходящие родственники (дети внуки, правнуки…), а также лица (не только родственники), находившиеся в течение последнего года жизни наследодателя на его иждивении. Все указанные наследники одновременно призывались к наследованию после умершего наследодателя.

Право завещательного распоряжения имуществом ограничивалось кругом наследников по закону. Наследодатель мог лишь увеличивать (уменьшать) причитающиеся им доли наследственной массы или вообще лишить одного или несколько таких наследников доли наследства. В 1928 г. наследодателю было запрещено лишать наследства несовершеннолетних.

Выморочное имущество безоговорочно поступало в доход государства.

В 1928 г. были разрешены завещания в пользу советского государства, отдельных его органов.


53. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО В ПЕРИОД НЭПА

В 1920 г. коллегия народного комиссариата юстиции РСФСР приняла решение о разработке нового семейного кодекса, взамен КЗАГС 1918 г. К1924 г. свои проекты семейного кодекса разработали два российских наркомата – Народный комиссариат юстиции РСФСР и Народный комиссариат внутренних дел РСФСР. Совнаркомом был одобрен проект НКЮ РСФСР, который и был передан на обсуждение во ВЦИК. ВЦИК принял проект нового семейного кодекса за основу. в 1925 г. он обсуждался трудящимися, ВЦИК утвердил его несколько переработанный текст 19 ноября 1926 г.

Семейный кодекс (КЗоБСО) РСФСР 1926 г. закреплял так называемый фактический брак, иначе говоря, незарегистрированный брак приравнивался в правовом плане к зарегистрированному в надлежащем порядке органом ЗАГС. Предполагалось, что это положение расширит свободу личности. Доказательствами фактического брака являлись сожительство мужчины и женщины, ведение общего хозяйства, выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, совместное воспитание детей и пр.

Был введен институт общей собственности супругов, кот. отсутствовал в КЗАГС РСФСР 1918 г. При этом при прекращении брака, помимо раздела общего имущества бывших супругов, предусматривалось алиментирование нуждающегося нетрудоспособного бывшего супруга в течение года после прекращения брака, а также безработного бывшего супруга в течение полугода.

Поскольку любое сожительство теперь стало считаться законным браком, из правового лексикона просто исчезло понятие «внебрачный ребенок» Брачный возраст для женщин был повышен до 18 лет и сравнялся с аналогичным возрастом для мужчин.

Регистрирующие брак лица обязаны были давать подписку о том, что они взаимно осведомлены о состоянии здоровья (в отношении венерических, душевных, туберкулезных заболеваний), а также указать. в который по счету брак, зарегистрированный или незарегистрированный, каждый из них вступал и сколько имел до этого детей. Принцип единобрачия (моногамности) был сохранен, несмотря на многочисленные протесты прежде всего представителей мусульманских регионов страны.

Еще в 1924 г. было внесено изменение в КЗАГС 1918 г., позволявшее супругам оставаться при своих добрачных фамилиях.

Активно, в том числе с применением уголовной репрессии, советская власть боролась с родоплеменными пережитками в семейной сфере. Так, 16 октября 1924 г. ВЦИК принял постановление «О дополнениях Уголовного кодекса РСФСР для автономных республик и областей». В разряд преступлений были переведены такие деяния, как калым, принуждение женщины к выходу замуж, двоеженство, многоженство, вступление в брак с лицом, не достигшим возраста половой зрелости.


54. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД В 1920 – НАЧАЛО 1930-х гг

На протяжении 20-30-х гг. Советский Союз в своей внешней политике старался решить ряд задач, среди которых можно выделить следующие:

1. Прорыв дипломатической и экономической блокады страны. Ряд мирных договоров с приграничными странами был заключен уже в 1920–1921 гг., а после Генуэзской конференции 1922 г. началось постепенное налаживание отношений СССР со странами Запада. Первой восстановила дипломатические отношения с СССР Германия. В 1922 г. между этими гос-вами был заключен договор, определивший дружеский характер отношений между ними на следующее десятилетие. Обе стороны были заинтересованы в тесном политическом, экономическом и военном сотрудничестве – и униженная Версальским миром Германия, и нуждавшаяся в научно-техническом содействии Советская Россия. В сер. 1920-х гг. СССР установил дипломатические отношения с Англией, Францией, Италией и рядом др. ведущих стран мира. В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций.

2. Поиск политических и экономических партнеров. На протяжении всех 20-30-х гг. дружественным СССР гос-вом была лишь Монгольская Народная Республика. Кроме того, наша страна оказывала военную помощь испанскому республиканскому правительству в гражданской войне и Китаю в войне с Японией. В зависимости от конкретных внешнеполитических обстоятельств СССР сотрудничал в разные годы с Германией. Англией, Францией и рядом др. государств. 3. Продвижение «мировой революции» за пределы СССР. Эту задачу советское гос-во начало выполнять еще в 1919 г., когда в Москве для этих целей был создан Коминтерн – международная коммунистическая организация. События того времени позволяли большевикам надеяться на скорый успех мировой революции, так как в различных частях Европы вспыхнули социалистические восстания, а наступление Красной Армии на Варшаву в 1920 г. должно было установить советскую власть в Польше. Коминтерном были организованы восстания в Германии и Болгарии (1923). Однако неудачи военных выступлений, а также крайне негативная международная реакция на них заставили руководство СССР несколько дистанцироваться от непосредственного участия в революционной деятельности в др. странах. Тем не менее на протяжении всех лет своего существования советское гос-во продолжало осуществлять контроль за действиями крайне левых сил и их поддержку во всем мире. Таким образом, в течение 20 – начале 30-х гг. СССР сумел преодолеть дипломатическую изоляцию. В то же время ведущие гос-ва мира рассматривали существование СССР как потенциальную угрозу их безопасности. Во внешней политике советской страны был совершен переворот от идеи мировой революции к концепции построения социализма в условиях капиталистического окружения и необходимости в этой связи сотрудничества с иностранными гос-вами.


55. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1939–1940 гг

Германия 1 сентября 1939 г. вторглась в Польшу с запада, а СССР 17 сентября с востока. К концу месяца передел Польши был закончен, и к СССР отошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии.

Если война с Польшей закончилась для СССР быстро и с малыми потерями, то «зимняя война» с Финляндией 1939–1940 гг. вскрыла серьезные недостатки Красной Армии и показали неэффективность ее командования. Начавшись 29 ноября 1939 г., она продолжалась до 12 марта 1940 г. и стоила СССР около 75 тыс. человек убитыми и более 200 тыс. – ранеными и обмороженными. Несмотря на то что советские войска превосходили финские по количеству и дивизий, и орудий, и самолетов, СССР не смог захватить Финляндию и вынужден был пойти на подписание мирного договора. Согласно ему, к Советскому Союзу отошел Карельский перешеек и ряд др. территорий, а расстояние от Ленинграда до новой гос. границы увеличилось с 32 до 150 км За нападение на Финляндию СССР был исключен из Лиги Наций.

Раздел сфер влияния между Германией и СССР в Прибалтике происходил в 1939–1940 гг. Осенью 1939 г. Советский Союз ввел на территорию Эстонии, Латвии и Литвы свои войска, а летом 1940 г. фактически аннексировал эти государства, приведя к власти коммунистические правительства.

К лету 1940 г. относится и оккупация Советским Союзом части территории Румынии. После предъявления ультиматума СССР ввел войска в Бессарабию и Северную Буковину и вернул себе территории которые до 1918 г. входили в состав России.

В это время Германия провела ряд успешных военных операций. В период с сентября 1939 г. по декабрь 1940 г. она сумела захватить большую часть территорий континентальной Европы, стремительно разгромив Польшу, Грецию, Югославию, Францию, а также ряд др. стран. В результате Германия стала доминирующей военной силой на континенте. Следующим ее очевидным шагом представлялся удар по СССР.

Одним из итогов советской внешней политики стал прорыв экономической и политической блокады страны с помощью заключения ряда договоров с ведущими государствами мира. СССР стал полноправным участником системы международных отношений. С августа 1939 г. по июнь 1941 г. фактическим союзником СССР выступала Германия, которая заключила с СССР не только торгово-экономическое, но и секретное военно-политическое соглашение о разделе сфер влияния в Европе. К июню 1941 г. советская власть была установлена почти на всей территории прежней Российской империи, а также создана социально-экономическая и материально-техническая база для ведения общенациональной войны. Очевидным было и скорое, неотвратимое начало этой войны – стремление как СССР, так и Германии распространить свои модели развития на все окружавшие их страны неизбежно вело к столкновению двух этих сил.


56. РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В 1930–1941 гг

В 1930–1941 гг. происходит увеличение количества союзных республик в составе СССР, их границ и правового статуса.

В 1936 г. в СССР была принята Казахская ССР (бывшая Киргизская автономная ССР в составе РСФСР).

В 1937 г. ЗСФСР была упразднена, автономные республики, составлявшие эту федерацию, – Армения, Азербайджан и Грузия – вошли в состав СССР на правах союзных республик.

В союзную республику была преобразована также Киргизия (бывшая Кара-Киргизская автономная область).

В 1939 г., в ходе «зимней» советско-финской войны 1939–1940 гг., в Терийоки (Зеленогорске) была провозглашена независимая Финляндская демократическая республика, немедленно признанная Советским Союзом. Впоследствии она была объединена с Карельской автономной ССР (бывшей в составе РСФСР) и вошла в состав Советского Союза в качестве Карело-Финской ССР.

Летом 1940 г., после вывода румынских войск из Бессарабии, Молдавская автономная ССР (бывшая в составе Украинской ССР) была преобразована в Молдавскую ССР.

Летом 1940 г. в советские республики были преобразованы прибалтийские государства – Эстония Латвия и Литва. Они были немедленно приняты в состав СССР на правах союзных республик.

В новых советских республиках были приняты новые социалистические конституции в духе Конституции СССР 1936 г.

Таким образом, количество союзных республик к 1941 г. выросло до 16.

После ввода в 1939 г. советских войск в восточные районы Польши значительные территории (Западная Белоруссия и Западная Украина) были присоединены соответственно к Белорусской ССР и Украинской ССР.

Продолжаются процессы автономизации, прежде всего в РСФСР. В частности, создаются национальные автономии малых народностей Крайнего Севера и Дальнего Востока. Здесь, в частности в 30-х гг. был ликвидирован родовой принцип построения органов советской власти. В 1930 г. были созданы Корякский, Чукотский, Таймырский, Эвенкийский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий национальные округа в составе областей и краев РСФСР (ныне – автономные округа в составе Российской Федерации). Некоторые автономные области повышали свой статус, преобразовываясь в автономные ССР (Кара-Калпакия в Узбекистане в 1932 г., Калмыкия в России в 1935 г., Удмуртия и Мордовия в России в 1934 г.). Были созданы такие новые автономные области в составе России, как Хакасская (с административным центром в Абакане) и Еврейская (с административным центром в Биробиджане).


57. ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР 1936 г. ИЗМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА В 1930–1941 гг

В 1935 г. была создана Конституционная комиссия для подготовки текста новой Конституции СССР: ее возглавил Генеральный секретарь Центрального комитета всесоюзной коммунистической партии большевиков (ЦК ВКП(б)) (с 1922 г.) И.В. Сталин (Джугашвили).

Новая Конституция СССР была принята в 1936 г. Она получила название «сталинской»

Конституция СССР, принятая в 1936 г., юридически закрепила окончательный отказ Советского Союза от НЭПа. Экономической основой СССР была провозглашена общественная собственность в форме государственной и кооперативно-колхозной собственности.

Высшим органом государственной власти вместо Всесоюзного съезда Советов стал двухпалатный Верховный Совет СССР (его депутаты стали избираться населением напрямую), коллективным главой государства – постоянно действующий Президиум Верховного Совета СССР. Правительство СССР (Совнарком СССР) сохранило свое название и структуру.

Советы всех уровней стали называться советами депутатов трудящихся, что подчеркивало искоренение класса эксплуататоров в Советском Союзе. По этой же причине право участвовать в выборах получили все граждане СССР, кроме лишенных этого права на основании соответствующего судебного решения.

Конституция СССР 1936 г. сделала шаг к оформлению партийно-командной системы, в ней говорилось о том, что решения Коммунистической партии обязательны для общественных и государственных органов.

Конституция СССР 1936 г. внесла изменения в федеративную структуру СССР, так, ЗСФСР была разделена на 3 советские социалистические республики: Армянскую, Азербайджанскую и Грузинскую.

В 1940 г. в состав СССР были приняты такие новые советские социалистические республики: Эстонская, Латвийская, Литовская и Молдавская.

Финансовое право. В 1930–1931 гг., в условиях повсеместного свертывания НЭПа, в СССР была проведена налоговая реформа. Все прежние налоги и сборы были заменены двумя: налогом с оборота (для всех социалистических предприятий) и отчислением от прибыли (только для государственных предприятий). Налоги стали собираться в общесоюзный бюджет, а уже оттуда перераспределяться между союзными и автономными республиками, а также местными Советами. Это усилило экономическую централизацию Советского Союза.

Что касается отношений государства с гражданами, то была проведена конверсия государственных займов – обмен облигаций всех прежних займов на один новый. Вместе с тем было несколько отсрочено погашение облигаций государственного займа, что сохранило государству значительные денежные средства.


58. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В 1930–1941 гг. ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО И УГОЛОВНОГО ПРАВА

Правовая система СССР (и соответственно РСФСР) в 1930–1941 гг. характеризуется прежде всего все большим сращиванием партийных (большевистских) и государственных (советских) структур. Возникает практика принятия совместных партийно-государственных нормативных актов – постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б), предварительно утверждаемых (и фактически разрабатываемых) Политбюро ЦК ВКП(б).

Усиливаются централизаторские тенденции в сфере правотворчества: нормативно-правовые акты (в том числе законы), принимаемые в союзных республиках, максимально унифицируются, обычно по образцу российских.

Советское право рассматриваемого периода характеризуется предельной жесткостью, даже жестокостью (показателен в этом смысле «закон о трех колосках» направленный на борьбу с расхищением социалистической собственности). Вместе с тем деятельность специальных правоохранительных органов (Объединенное государственное политическое управление СССР, а позже – Народный комиссариат внутренних дел СССР) была вопиюще неправомерной.

Семейное право. В 30-х гг. советское государство вплотную занялось проблемой увеличения рождаемости. В этих целях, в частности, были запрещены аборты, увеличена материальная помощь роженицам установлена гос. помощь многосемейным, расширена сеть родильных домов, детских яслей и детских садов, усилено уголовное наказание за неплатеж алиментов.

Чтобы предотвратить разводы, напр., увеличена гос. пошлина за гос. регистрацию расторжения брака в органах ЗАГС.

Уголовное право. Вторая половина 30-х гг. XX в. ознаменовалась массовыми сталинскими политическими репрессиями, проходившими с нарушениями законности. Кулаки отправлялись на специальное поселение (по сути, в ссылку), расправу чинили такие внесудебные органы, как судебная коллегия Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), печально знаменитые «тройки» и Особое совещание народного комиссариата внутренних дел (НКВД).

Были приняты поистине драконовские законы сыгравшие трагическую роль в истории России.

1. Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» («закон о трех колосках», за малейшее хищение «социалистической собственности» сажали сразу и надолго)

2. Постановление ЦИК СССР от 8 июня 1934 г. «О дополнении Положения о государственных преступлениях статьями об измене Родине» (правовая основа для последующей борьбы с «врагами народа»).

3. Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов» (значительное ослабление уголовно-процессуальных гарантий прав обвиняемых в совершении ряда преступлений).


59. ПЕРЕСТРОЙКА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Конституционные основы советского государства и права в годы Великой Отечественной войны остались незыблемыми: продолжали функционировать СНК СССР, Верховный Совет СССР (он собирался в 1942. 1944, 1945 гг.), местные советы депутатов трудящихся, прочие государственные органы.

22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О военном положении», власть на территориях, объявленных на военном положении была в значительной степени передана военным органам управления.

23 июня 1941 г. была создана Ставка Главнокомандования (позже – Ставка Верховного Главнокомандования) – высший стратегический военный орган ее позже возглавил Генеральный секретарь ЦК ВКП(б): председатель Государственного комитета обороны И.В. Сталин.

30 июня 1941 г. совместным решением Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) был создан Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) И.В. Сталиным (он впервые занял официальный государственный, а не партийный пост). ГКО являлся высшим чрезвычайным государственным органом в период военного времени.

Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о всеобщей мобилизации граждан 1905–1918 гг. рождения. Начали формироваться отряды народного ополчения, совершенствовалась структура Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

На военные рельсы под руководством СНК СССР была переведена промышленность Советского Союза. Были созданы новые народные комиссариаты (в частности, Народный комиссариат боеприпасов СССР и Народный комиссариат танковой промышленности СССР), успешно была проведена эвакуация ряда промышленных объектов из прифронтовой полосы (преимущественно на Урал).

В годы Великой Отечественной войны резко возросла значимость партийно-командной системы СССР, например, широко практиковались совместные постановления Совета Народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) и Президиума Верховного Совета СССР.

Именно в годы войны завершается становление культа личности И.В. Сталина, Генерального секретаря ЦК ВКП(б), председателя ГКО и Верховного Главнокомандующего.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.074 с.)