Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бурение нефтяных и газовых скважин»↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Бурение нефтяных и газовых скважин» Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» (базовой подготовки)
Методические указания и контрольные задания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Геология» для специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 21.02.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин» (базовой подготовки).
Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бугурусланский нефтяной колледж» г. Бугуруслана Оренбургской области
Разработчики: Гриценко Т.Н., преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГАОУ СПО «Бугурусланский нефтяной колледж» г. Бугуруслана Оренбургской области
Кромская Н.В., преподаватель специальных дисциплин первой квалификационной категории ГАОУ СПО «Бугурусланский нефтяной колледж» г. Бугуруслана Оренбургской области
Рассмотрены и рекомендованы предметной (цикловой) комиссией специальных дисциплин Протокол №______ от «___» ______________ 20 ___ г. Председатель П(Ц)К ________________ М.Ю. Логачева
Согласованы методическим Советом Протокол №______ от «____» _____________ 20____ г. Председатель методического Совета ________________ Н.А. Бурова
Содержание
Введение Учебная дисциплина «Геология» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов; - работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков; - читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки; - определять по геологическим, геоморфологическим, физикографическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород; - определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород; - определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений; - определять физические свойства и геофизические поля; - классифицировать континентальные отложения по типам; - обобщать фациально-генетические признаки; - определять элементы геологического строения месторождения; - выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых; - определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - физические свойства и характеристику оболочек Земли; - вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых; - классификацию и свойства тектонических движений; - генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений; - эндогенные и экзогенные геологические процессы; - геологическую и техногенную деятельность человека; - строение подземной гидросферы; - структуру и текстуру горных пород; - физико-химические свойства горных пород; - основы геологии нефти и газа; физические свойства и геофизические поля; - особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых; - основные минералы и горные породы; основные типы месторождений полезных ископаемых; - основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; - происхождение подземных вод и их физические свойства; - газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород; - минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод; - основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства; - основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; - основы фациального анализа; - способы и средства изучения и съемки объектов горного производства; - методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения; - методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого. Максимальная учебная нагрузка обучающегося 120 часа, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 26 часов (в том числе 18 часов обзорных лекций, 8 часов на проведение практических занятий); самостоятельная работа обучающегося 94 часа. Учебным планом предусмотрено выполнение 1 контрольной работы. В рамках промежуточной аттестации по завершении курса дисциплины предусмотрен экзамен.
1.Тематический план
2.Содержание учебной дисциплины и методические указания.
Содержание дисциплины «Геология», ее место и роль в системе получаемых знаний по специальности, связь с другими учебными дисциплинами. Разделы геологии. Краткие сведения о развитии геологических наук. Роль геологии в развитии нефтяной и газовой промышленности страны. Задачи в области развития геологоразведочных работ на нефть и газ и разработки месторождений на современном этапе. Литература Л-1 стр.3-6 Методические указания В теме «Введение» студенты знакомятся с геологией, как наукой, уясняют ее связи с другими науками. Особо надо обратить внимание на задачи в области развития геологоразведочных работ и нефтяной промышленности. Литература Л-1 стр. 7-14 Методические указания При изучении настоящей темы необходимо обратить внимание на положение Земли в Солнечной системе, хорошо уяснить строение Вселенной, а также изучить гипотезы образования Земли, познакомиться с методами изучения вселенной. Практическое значение космической геологии. Вопросы для самопроверки. 1. Какие небесные тела входят в солнечную систему? 2. Характеристика внутренних и внешних планет. 3. Что представляют собой кометы? 4. Строение нашей Галактики. 5. В чем сущность метеоритного метода изучения вселенной? 6. В каком году был запущен первый искусственный спутник земли? 7. В чем сущность гипотезы О.Ю.Шмидта? *Тема 1.2 Общая характеристика Земли Краткие сведения о формах и размерах Земли. Понятие о сжатии Земли, геоиде. Понятие о массе и плотности Земли. Изменение плотности с глубиной. Понятие о магнетизме Земли. Магнитные полюсы. Магнитное склонение и магнитное наклонение. Магнитные аномалии. Теплота Земли. Изменение теплоты с глубиной. Гелиометрическая зона, пояс постоянной температуры, зона геотермия. Геотермический градиент и геотермическая ступень, их зависимость от различных факторов. Вероятная температура глубинных недр Земли. Литература Л-1 стр.14-18 Методические указания. При изучений темы следует обратить внимание на форму Земли - геоид, силу тяжести, плотность, магнетизм, значение этих характеристик для геологии и для поисков полезных ископаемых. Для лучшего запоминания размеров Земли рекомендуется в рабочей тетради сделать схематические рисунки и показать на них размеры. При изучении теплоты Земли обратите внимание на внутренние температурные пояса Земли, особое внимание надо уделять понятиям: геотермический градиент, т.к. изучение тепловых условий недр Земли имеет большое значение как теоретически так и практически. Подземное тепло используется для хозяйственных нужд, на Камчатке построены тепловые электростанции, горячие источники недр используются в лечебных целях. Необходимо научится определять возможную температуру на любой глубине в земной коре, используя общую для Земли величину геотермической ступени. Вопросы для самопроверки. 1. Какую форму имеет Земля? 2. Что понимается под сжатием Земли? 3. Что такое геоид? 4. Назвать среднюю плотность Земли, 5. Характеристики магнитного поля земли 6. Что назывался магнитным склонением? 7. Понятие о магнитных аномалиях, их знамение для геологии. 8. От каких источников Земли получают тепло? 9. Как меняются тепловые свойства с глубиной? 10. Что понимается под геотермическим градиентом геотермической ступенью? 11. Чемвызвано гравитационное поле Земли?
Тема 1.3 Строение Земли *Физические свойства и характеристика оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых. Внешние оболочки Земли. Атмосфера, ее деление на зоны: ионосферу, стратосферу и тропосферу. Изменение химического состава и температуры в атмосфере. Гидросфера, ее площадь и средняя глубина. Биосфера, ее распространение и значение. Внутренние оболочки и ядро Земли. Земная кора. Континентальный и океанический типы земной коры. Осадочный, гранитный и базальтовый слои. Мантия Земли. Химический состав и плотность вещества. Ядро Земли. Химический состав и плотность. Литература Л-1 стр. 18-23 Методические указания. При изучении темы следует обратить внимание на газовую оболочку - атмосферу, которая имеет в свою очередь сложное строение. Слои выделяются по изменению температуры с высотой. Надо обратить внимание на роль гидросферы в образовании осадочных пород. При изучении внутренних оболочек Земли надо хорошо уяснить, по каким признакам выделяется земная кора, мантия и ядро, изучить их химический состав и физическое состояние. Вопросы для самопроверки. 1. Какие внешние оболочки выделяются у Земли? 2. На какие слои подразделяется атмосфера? 3. По каким признакам выделяются слои в атмосфере? 4. Газовый состав тропосферы. 5. Что такое стратосфера? 6. Какая площадь земной поверхности занята гидросферой? 7. Химический состав морских и речных вод. 8. Что называется земной корой? 9. Химический состав литосферы. 10. Типы земной коры, 11. Что понимается под поверхностью Мохоровичича? 12. Роль гидросферы в образовании осадочных пород. 13. Приведите характеристику мантий.14 Физическое состояние ядра. 15.Давление и плотность вещества в центре Земли. Литература Л-1 стр. 24-56 Методические указания В данной теме приводятся сведения о геологических процессах и явлениях, которые в настоящее время проходят и проходили в прошлом в земной коре. Следует уяснить различия между экзогенными и эндогенными процессами. Развитие земной коры происходило и происходит в непрерывной борьбе внешних и внутренних сил. В обстановке их постоянной борьбы, взаимодействия и единства изменяется облик Земли. При изучении экзогенных процессов разрушения и преобразования горных пород, следует хорошо разобраться в том, что действием этих процессов происходят значительные изменения поверхности земной коры, происходит как разрушение горных пород, так и перенос их и отложение. Следует знать, что весь переносимый материал накапливается в водных бассейнах или пониженных местах суши, где осадки в результате процессов диагенеза преобразуются в осадочные горные породы, с которыми почти все известные месторождения нефти и газа. Учитывая, изучающие эту тему очень часто путают выветривание с геологической деятельностью ветра, надо уяснить, в чём существенные различия между ними. Выветривание представляет собой разрушение горных пород по действием колебания температуры, замерзающей воды, подземных вод содержащих главным образом углекислоту и различные газы, под действием органических осадков. Все геологические явления, связаны с деятельностью ветра, носят названия эоловых процессов, а отложения, которые образуются при помощи ветра (лессы, дюны, барханы) называются эоловыми отложениями. При своём движении ветер производит большую геологическую работу в степях и особенно в пустынных областях. При изучении геологической деятельности текучих вод обратите внимание, что среди денудационных геологических процессов поверхностные текучие воды занимают очень важное место. Они размывают, переносят и образуют мощные толщи различных аллювиальных делювиальных и пролювиальных отложений. Под действием эрозионных процессов с течением длительного времени происходят разрушения водораздельных пространств, горных хребтов. Данные участки земной поверхности превращаются в ровную поверхность - пенеплен. В рабочей тетради вычертите схему развития оврага, речных меандр и стариц. Изучение геологической деятельности подземных вод и по происхождению и условиям залегания. В конце изучения данной темы обратите внимание на практическое значение подземных вод. огромную роль подземных вод при поисках, разведки и разработке нефтяных месторождений. На изучение геологической деятельности моря следует уделить максимум внимания, т.к. с деятельностью моря в прошлые геологические эпохи связана с образование осадочной толщины земной коры. Следует обратить внимание строение морского дна и особенности осадконакопления в каждой области морского дна. При изучении геологической деятельности озёр, болот, лагун следует отметить, что масштабы и их геологической деятельности значительно меньше. Однако с геологической деятельностью озёр и болот прошлых геологических эпох связанно накопление химических и органических осадков многие из которых являются полезными ископаемыми (каменная, калийная и другие соли, болотные железные руды, торф, бурые и каменные угли, нефть). Очень важными вопросами являются вопросы движения земной коры согласного и несогласного залегания слоев, складкообразования, с вопросами тектоники в практике приходится сталкиваться постоянно. Необходимо хорошо представить строение складчатых областей и платформ. Следует изучить элементы складки, формы и типы складок, знать отличие складок геосинклинальных областей от платформенных. Следует также хорошо разобраться в дизъюнктивных дислокациях и знать основные их виды и формы, различия между ними. В рабочих тетрадях необходимо сделать зарисовки трансгрессивного и регрессивного комплексов пород (согласное, несогласное), схемы строения земной коры в пределах платформы, складки с пояснением элементов складки, схемы сброса и взброса. При изучении характера деятельности и распространении магматических процессов земной коры, следует сосредоточить своё внимание на продуктах деятельности этих процессов, вызванных интрузивных и эффузивными процессами. В рабочей тетради обязательно нужно сделать зарисовки форм залегания магматических тел. Следует иметь понятие о термальных и минеральных источниках, гейзеров, происхождение которых связанно с вулканической деятельностью. При изучении землетрясений, необходимо знать на какие 3 группы подразделяются землетрясения, а также, что такое эпицентр и гипоценр. Следует разобраться с географическим распределением землетрясений. Основное внимание должно быть обращено на сейсмические волны, их виды, способы регистрации. В итоге изучения данной темы, учащийся должен уметь определять типы складок и разрывных нарушений, условия залегания пластов по геологической графике.
Вопросы для самопроверки. 1. Дайте определение минералам. 2. Как подразделяются минералы по своему физическому состоянию? 3. Как разделяются твёрдые минералы? 4. Дайте характеристику друзам, конкрециям, дендритам. 5- Перечислите основные физические свойства минералов, 6. Какие минералы приняты за эталон по шкале твёрдости? 7. Приведите классификацию минералов по их химическому составу. 8. Назовите минералы, состоящие из одного химического элемента 9. Что называется спайностью минералов? 10. Как различают спайность? 11. Приведите характеристику природных сернистых соединений. 12. Охарактеризуйте минералы классы окислов. 13. Назовите главнейшие породообразующие минералы. *Тема 1.5 Минералы земной коры Понятие о минералах, минералы твердые, жидкие, газообразные. Кристаллические и аморфные минералы. Форма кристаллов. Агрегатные состояния минералов. Физические свойства минералов: кристаллическая форма, цвет, прозрачность, блеск, твердость, спайность, излом, плотность. Классификация минералов по химическому составу. Самородные элементы. Сульфиды. Окислы и гидроокислы. Карбонаты. Силикаты. Сульфаты. Фосфаты. Природные органические соединения. Породообразующие минералы. Литература Л-1 стр. 65-78 Методические указания. Основным объектом исследования геологии: является земная кора, которая состоит из горных пород, а горные породы образуются из отдельных минералов, При изучении минералов запомните определение, что такое минералы, как подразделяются они по физическому состоянию и в зависимости от расположения молекул и атомов. В рабочей тетради сделать зарисовки агрегатных форм минералов. Следует запомнить, что характерными физическими свойствами минералов являются: спайность, твёрдость, цвет, черты, прозрачность, блеск, излом, относительная плотность. Наизусть следует изучить шкалу твёрдости Мооса и запомнить, что она отражает относительную твёрдость минералов. Познакомится с представителями минералов каждого класса и запомнить их диагностические признаки, научится по внешним признакам определять главные породообразующие минералы.
Вопросы для самопроверки. 1. Дать определение горная порода. 2. Классификация горных пород по условиям происхождения. 3. Как подразделяются магматические горные породы по условиям залегания? 4 Как подразделяются магматические горные породы по содержанию кремнезема? 5. Как меняются физические свойства от кислых пород к ультраосновным? 6. Структура и текстура интрузивных пород. 7. Дайте характеристику гранитам, базальтам, перидотитам. 8. Какими процессами вызвано формирование осадочных горных пород? 9. На какие группы подразделяются осадочные породы? 10. Текстурные особенности осадочных пород. 11. Как подразделяются осадочные обломочные породы по величине слагающих их зёрен? 12. Как называются мелкообломочные несцементированные и сцементированные осадочные породы? 13. Как и где образуются осадочные породы химического происхождения? 14. Назовите наиболее известные осадочные хемогенные породы. 15. Органогенных пород. 16. Что понимается под метаморфическими горными породами? 17. Наиболее типичные признаки метаморфических пород. 18. Назовите наиболее часто встречающиеся метаморфические породы. Тема 1.6 Горные породы Понятие о горных породах. Структура и текстура горных пород. Магматические породы. Глубинные и излившиеся горные породы. Химическая классификация магматических пород. Кислые, средние, основные и ультраосновные породы. Осадочные породы, их классификация. Метаморфические породы. Структура и текстура метаморфических пород Литература Л-1 стр.79-87 Методические указания Основным объектом изучения геологии являются горные породы, поэтому очень важно запомнить понятие о горных породах, усвоить классификацию по происхождению. Важным признаком горных пород являются структура и текстура. При изучении магматических пород надо изучить их генезис, химический состав, условия залегания, формы залегания пород. Особое внимание следует уделить изучению осадочных пород, к которым приурочены залежи нефти и газа. При изучении метаморфических пород следует запомнить, что это преобразование первично осадочные или магматические горные породы. На лабораторных занятиях следует ознакомиться с наиболее распространенными горными породами, научится определять по внешним признакам осадочные породы, встречающиеся в процессе бурения. Вопросы для самопроверки 1. Что понимаете под геологическими процессами? 2. Какими явлениями вызываются экзогенные процессы? 3. Приведите характеристику геологических процессов, происходящих под 4. Что понимается под выветриванием горных пород? 5. Виды выветривания горных пород. 6. Как влияют климатические условия, цвет, минеральный состав и 7. Как называются продукты выветривания горных пород? 8. Что называется денудацией? 9. В чём заключается разрушительная деятельность ветра? 10. Расскажите об эоловых формах рельефа. 11. В чём заключается плоскостной смыв? 12. Как называется разрушительная деятельность потоков воды? 13. Что называется базисом эрозии? 14. Как называются речные отложении? 15. Расскажите про строение речной долины. 16. Назовите стадии развития реки и их характерные признаки. 17. Какие рассыпные месторождения полезных ископаемых среди 18. Классификация подземных вод по условию залегания. 19. Расскажите про строение артезианского бассейна. 20. Как образуются карст, суффозия? 21. Как образуются обвалы и оползни? 22. Как образуются сталактиты и сталагмиты? 23. Каково народно-хозяйственное значение подземных вод? 24. Назовите типы ледников. 25. Что такое ледниковые морены и их типы. 26. Как называются долины, выработанные ледниками? 27. Расскажите о строении морского дна. 28. Как называется разрушительная деятельность моря? 29. Расскажите про разрушительную деятельность моря. 30. От чего зависит скорость разрушения берега? 31. В чём выражается созидательная деятельность моря? 32. Какие осадки образуются в шельфовой, батиальной, абиссальной областях моря? 33. Какова роль организмов отложения морских отложений? 34. Какие осадки образуются в озёрах и лагунах? 35. Какие полезные ископаемые озёр и болот вы знаете. 36. Что понимается под диагенезом осадков? 37. Как подразделяются тектонические движения? 38. Как вы понимаете согласное и несогласное залегания пород? 39. Что представляет собой геосинклинали и платформы? 40. Строение земной коры в пределах платформы. 41. Элементы залегания пласта, Как они определяются? 42. Что называется складкой? 43. Нарисуйте элементы складки и укажите их. 44. Что такое дислокация. 45. Простейшие виды складок 46. Характерные особенности складок геосинклинальных и платформенных областей. 47. Что называется сбросом, взбросом, надвигом, грабеном, нарисуйте их. 48. Что такое магма? 49. Что понимается под интрузивными и эффузивными процессами? 50. Нарисуйте формы интрузий. 51. Как подразделяются вулканы по характеру их деятельности? 52. Какие продукты выделяет вулкан? 53. Что представляют собой гейзеры? 54. Какие источники называются термальными и минеральными. Их 55. Назовите типы землетрясений, 56. Что понимается под эпицентром и гипоцентром землетрясения? 57. Виды сейсмических волн как они распространяются в земной коре? 58. Как используется сейсмические явления при геофизических методах 59. Что называется метаморфизмом горных пород? 60. Какие типы метаморфизма выделяют? *Тема 1.7 Краткие сведения об исторической геологии Основные задачи геологии. Методы исторической геологии. Понятие о стратиграфическом, петрографическом, палеонтологическом и палеогеографическом методах изучения геологического прошлого Земли. Стратиграфические и геохронологические подразделения геохронологической шкалы. Литература Л-1 стр.88-89 Методические указания. Историческая геология изучает вопросы, касающиеся восстановления последовательного хода развития земной коры, начиная с древнейших времён и до современного состояния её, В тему включено учение о последовательности отложения пластов земной коры - стратиграфия. Палеография изучает условия, в которых происходило образование тех или иных горных пород, т.е. образовались ли данные породы на суше или на море, при каких особенностях рельефа, в каком климате и т.д. Историческая геология изучает возникновение и развитие тектонических структур земной коры и воссоздаёт историю вулканизма и метаморфического изменения горных пород. Наконец, палеонтология наука о развитии органического мира Земли, изучает ископаемые окаменелости животных и растений прошлых геологических эпох по их остаткам и следов и следам жизнедеятельности. На основании палеонтологических данных устанавливается возраст и условия образования горных пород. С указанными вопросами связаны и такие понятия, как фации и формации, без знания которых не могут проводиться геологические исследования. Все эти вопросы необходимо хорошо усвоить. Они понятно и доходчиво изложены в рекомендуемой литературе. Необходимо также хорошо с методами изучения истории Земли, с геологической хронологией, Земли, а для определения относительного возраста методы: палеонтологический, стратиграфический и литологический. Следует хорошо изучить геохронологическую таблицу, увязать её с изучением органического мира. Учащийся должен уметь ориентироваться в относительном возрасте горных пород, знать эры и периоды истории Земли. Особое внимание надо уделить на отложения тех систем, с которыми связаны залежи нефти и газа. Вопросы для самопроверки. 1. Какие основные задачи исторической геологии? 2. Какие известны вам методы изучения истории Земли? 3. Расскажите о разделах стратиграфия, палеонтология, палеография. 4. В чём сущность метода изучения определения относительного возраста Земли? 5. Что понимается под руководящими формами ископаемых? 6. Характеристика структурных элементов земной коры и полезные 7. Характеристика структурных элементов земной коры и ископаемые 8. Характеристика структурных элементов земной коры и ископаемые мезозоя. 9. Характеристика структурных элементов земной коры и ископаемые кайнозоя. Литература Л-1 стр.126-136 Методические указания. Изучение материала этой темы имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение для специалистов по бурению и эксплуатации нефтяных и газовых скважин. При изучении темы следует изучить элементарный состав нефти и газа, их физические свойства и химический состав. Хорошо изучить гипотезы происхождения, их недостатки и достоинства. При этом следует особое внимание обратить на теорию академика И. М. Губкина и современные взгляды на происхождение нефти. Иметь понятие о нематеринских породах. Хорошо также следует изучить природные газы, их проявления в природе, классификация природных газов по химическому составу, физические свойства газа, классификацию промысловых вод, физические свойства пластовых вод. Уделить внимание при изучении темы использованию нефти и газа в народном хозяйстве, их значению в топливной, химической и других отраслях промышленности, вредному воздействию нефти на окружающую среду. Вопросы для самопроверки. 1. Расскажите о физико-химических свойствах и составе нефти. 2. Какие основные группы нефти известны вам, их характеристика? 3. Что понимается под плотностью нефти? 4. Вязкость нефти и её подразделение. 5. Расскажите о гипотезах неорганического происхождения нефти, их недостатки. 6. Теория академика И. М. Губкина и современные взгляды на 7. Что понимается под нематеринскими породами? 8. Расскажите, что вы знаете о природных газах, их химическом составе и 9. Что такое коэффициент растворимости газа? 10. Расскажите о пластовой и постоянной (чуждой) водах. Литература Л-1 стр.147-157 Методические указания. Данная тема является одной из основных. Она имеет целью ознакомить учащихся с условиями залегания нефти и газа в недрах нефтяных и газовых месторождений. Газ, нефть и вода насыщают лишь поры и пустоты горных пород. Горные породы лишь в том случае являются коллекторами, когда они обладают емкостными и фильтрационными свойствами. Ранее отмечалось, что 99,9 % известных месторождений нефти и газа связанно с осадочными породами, поэтому следует усвоить типы осадочных пород-коллекторов. Учащийся должен уметь определять пористость и проницаемость пород-коллекторов и предполагаемое давление и температуру в залежи в зависимости от глубины. Вопросы для самопроверки. 1. Какие горные породы называются коллекторами? 2. Назовите литологические типы пород-коллекторов. 3. Как подразделяются поры по размерам, и в каких порах происходит движение флюидов и газов? 4. Что понимается под пористостью и коэффициентом пористости? 5. Что понимается под проницаемостью горной породы? 6. Назовите размерность проницаемости. 7. Назовите виды проницаемости. 8. Что понимается под неоднородностью пластов, виды неоднородности? 9. Что называется покрышками? 10. От каких факторов зависят коллекторские свойства пласта? 11. Что называется природным резервуаром? 12. Типы природных резервуаров. 13. Что называется ловушкой для скопления нефти и газа? 14. Охарактеризуйте структурные ловушки 15. Назовите типы неструктурных ловушек. 16. Что называется залежью и месторождением нефти и газа? 17. Под действием, какого фактора газ, нефть вода располагается внутри 18. Что называется водонефтяным контактом и внешним контуром 19. Что понимается под коэффициентом нефтегазоводонасыщенности? 20. Как подразделяются месторождения по количеству запасов нефти и газа? 21. Расскажите о миграции нефти и газа. Литература Л-1 стр.165-174 Литература Л-1 стр.236-240 Методические указания Поиски и разведка залежей нефти и газа имеет определённые особенности, которые заключаются в том, что залежи этих полезных ископаемых скрыты под осадочными напластованиями различной формы мощности. Поиски их в настоящее время осуществляются на глубинах от нескольких сот метров до нескольких километров, поэтому открытие залежей возможно только путём бурения скважин. Постановка дорогостоящего бурения на площади должна быть обоснована положительной оценкой перспектив её промышленной нефтегазоносности. Одним из наиболее сложных вопросов разведочного бурения является определение минимального количества скважин, необходимого для изучения залежи нефти и газа. Обратите особое внимание от каких факторов зависит количество скважин и расстояние между ними. Далее следует ознакомиться с особенностями разведки газовых и газоконденсатных месторождений. Особенности разведки залежей газа связаны с физическими свойствами газа. При разведке газовых залежей разведочные скважины располагают на больших расстояниях, чем при разведке нефтяных залежей. Следует обратить внимание на то, что положение контакта газ-вода можно определить расчетным путем, что приводит к сокращению числа разведочных скважин. По завершению разведочных работ производится промышленная оценка месторождения и оценка эффективности геологоразведочных работ на нефть и газ Следует запомнить по каким категориям подсчитываются запасы на стадии разведочного бурения, и по каким показателям производится оценка эффективности геолого-разведочных работ. В итоге изучения данной темы студент должен знать сущность поисково-разведочных работ, методику размещения поисковых и разведочных скважин на различных типах залежей, а также уметь производить оценку в объективности геолого-разведочных работ на основании их основных показателей. Вопросы для самопроверки 1. Перечислите основные цели и задачи региональных 2. В чем различие в задачах региональных исследований в новых 3. Какие виды работ проводятся при региональных исследованиях? 4. Назовите, от каких
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.221 (0.014 с.) |