Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Магический камень, применяемый в обряде вызывания дождя жителями сс. Лака и Хоредж Хивского района (табасаранцы). 1991 г. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Руслан Ибрагимович
ПАНТЕОН НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
Научное издание
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– Формат 60х90 1/16. Подписано в печать 1.09.09. Бумага офсетная. Гарнитура “Times”. Усл. п. л. 20,7. Тир. 500 экз. Отпечатано в типографии ПБОЮЛ «Султанбекова Х.С.» РД, г.Махачкала, ул. Гаджиева, 34.
[1] См.: Гильденштедт И.А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. / Ред. Ю.Ю. Карпов. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. С.335- 350. [2] См.: Каранаилов О. (и Барсов А.). Аул Чох // СМОМПК.1884. Вып. 4. С. 1-24; Мамедов А. Алпаб (лезгинское поверье) // СМОМПК. 1892. Вып.13. С.145-146; Егоров Н.М. Особые пироги и хлебы // СМОМПК. Тифлис, 1909. Вып.40. Отд.II. С. 1-8; Дирр А.М. Божества охоты и охотничий язык у кавказцев // СМОМПК. Тифлис, 1915. Вып. 44. Отд. IV. С. 1-16. [3] См.: Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913; Он же. Праздник «выхода плуга» у горских народов Дагестана // Известия Кавказского историко-археологического института. Тифлис, 1927. Т.5; Он же. Культ железа у кавказских народов // Известия Кавказского историко-археологического института. Тифлис, 1927. Т.6; Он же. Амулеты и талисманы Кавказских народов // СМОМПК. Махачкала, 1929. Вып.46;Он же. Фигурные обрядовые печенья у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Л., 1930. № 6; Он же. Магия в борьбе с засухой у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археологического института. Тифлис, 1930. № 6; Он же. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1956; Он же. Авары: Этнографический очерк. 1928 г. / Науч. ред. Р.И. Сефербеков. Махачкала, 1995. [4] См.: Панек Л.Б., Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана / Науч. ред. Р.И. Сефербеков. Махачкала, 1996. [5] См.: Никольская З.А. Религиозные представления и земледельческие обряды аварцев (К вопросу о синкретизме религиозных верований аварцев) // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1959. Вып.7. [6] См.: Трофимова А.Г. Из истории религиозных обрядов вызывания дождя и солнца у народов Южного Дагестана // Азербайджанский этнографический сборник. Баку, 1965. Вып.2. [7] См.: Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды лезгин (по материалам Самурской долины): Дис… канд. ист. наук. Махачкала, 1977 // РФ ИИАЭ. Ф.3. Оп.3. Д.565; Он же. Религиозные верования и обряды народов Дагестана. 1977-1985 гг. // РФ ИИАЭ. Ф.5 Оп.1. Д.104, 176, 185, 201, 293, 294, 313, 327; Он же. Доисламские религиозные верования у народов Нагорного Дагестана в XIX – начале ХХ в. (аварцы). 1982 г. // РФ ИИАЭ. Ф.3. Оп.3. Д.525; Он же. Мифические персонажи и их названия у лезгин // Отраслевая лексика дагестанских языков. Махачкала, 1984. С.82-93; Он же. Магия в свадебной обрядности народов Нагорного Дагестана // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX – нач. ХХ в. Махачкала, 1986. С.96-111; Он же. Домонотеистические верования и обряды народов Дагестана: рудименты язычества в традиционной духовной культуре дагестанцев. 1991 г. // РФ ИИАЭ. Ф.3. Оп.3. Д.726; Он же. Духовная культура народов Южного Дагестана (XVIII – нач. ХХ в.). 1992-1995 гг. // РФ ИИАЭ. Ф.3. Оп.3. Д.751, 773; Он же. Верования и обряды: доисламский период. Махачкала, 1993.
[8] См.: Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.: Наука, 1991. [9] См.: Агларов М.А. Языческое святилище на вершине горы Бахарган (К изучению общинных и региональных культов в Дагестане) // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984; Он же. Из верований народов Западного Дагестана (божество ЦIоб) // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1988 и др. [10] См.: Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов Горного Дагестана в XIX – нач. ХХ в. Л.: Наука, 1988; Она же. Сельскохозяйственный календарь и календарные обычаи и обряды народов Дагестана. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999 и др. [11] См.: Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX – нач. ХХ в. Махачкала, 1990; Он же. Формы шаманско-магической практики у народов Дагестана в конце XIX–XX в. Пущино, 2004 и др. [12] См.: Халидова М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. Махачкала, 1992; Она же. Устное народное творчество аварцев / Под ред. Г.Г. Гамзатова. Махачкала, 2004 и др. [13] См.: Халилов Х.М. Устное народное творчество лакцев / Под ред. Г.Г. Гамзатова. Махачкала, 2004 и др. [14] См.: Алигаджиева З.А. Пережитки домонотеистических верований и обрядов у аварцев-андалальцев в XIX – нач. XX в.: Дис… канд. ист. наук. Махачкала, 2008.
[15] См.: Омаров Ш.И. Быт и духовная культура даргинцев-цудахарцев в XIX – нач. XX в.: Дис… канд. ист. наук. Махачкала, 2008. [16] См.: Алимова Б.М. Табасаранцы XIX – нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1992; Она же. Кайтаги. XIX – нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1998; Алимова Б.М., Магомедов Д.М. Ботлихцы. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1993; Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Бежтинцы. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1994; Мусаева М.К. Хваршины. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1995; Она же. Этнография детства народов Дагестана (Народы Равнинного и Южного Дагестана). Махачкала, 2007; Алимова Б.М., Лугуев С.А. Годоберинцы. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1997; Алимова Б.М., Булатов Б.Б., Сефербеков Р.И. Из истории духовной культуры табасаранцев. Махачкала, 2000; Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Дидойцы (цезы). XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2000; Ризаханова М.Ш. Гунзибцы. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2001; Она же. Дагестанские русские. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2001; Она же. Лезгины. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2005; Она же. Гинухцы. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2006; Агларов М.А. Андийцы: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2002; Курбанов М.Ю. Сюргинцы. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2006; Лугуев С.А. Ахвахцы. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2008; Он же. Балхарцы. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2008 и др. [17] См.: Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936; Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – нач. ХХ в. М.: Л., 1957; Он же. Религия в истории народов мира. 4-е изд., испр. и доп. М., 1986; Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования). Л., 1963; Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М.: Л., 1967; Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969; Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972; Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975; Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978; Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1983; Он же. Живая вода и вещее слово. М., 1988; Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987; Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1996; Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. / Пер. с нем. К.Д. Цивиной. М., 1997; Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 3-е изд. М., 2001; Киреевский И.Р. Мифы древних славян: Боги, духи, растения, животные. Харьков, 2006 и др. [18] См.: Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь:: Исследование магии и религии / Пер. с англ. М., 1980; Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995; Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. Д.А. Коропчевского. Предисл. и прим. А.И.Першица. М., 1989. [19] См.: Ахриев Ч. Ингуши (их предания, верования и поверья) // ССКГ. Тифлис, 1875. Вып.8; Харатян З.В. Традиционные демонологические представления армян (по материалам семейного быта XIX – начала ХХ в.) // СЭ. 1980. № 2; Мужухоев М.Б. Из истории язычества вайнахов (пантеон божеств в позднем средневековье) // СЭ. 1985. № 2; Зухба С.Л. Типология абхазской несказочной прозы. Майкоп, 1995; Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев и ингушей. М., 2004; Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин / Под ред. Ю.Ю.Карпова. М., 2008; Керейтов Р.Х. Ногайцы: Особенности этнической истории и бытовой культуры/ Науч. ред. Ю.Ю. Клычников. Ставрополь, 2009 и др.
[20] См.: Религиозные верования народов СССР. В 2-х т. М.: Л., 1931. Т.2; Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970; Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975; Мифологии древнего мира / Пер. с англ., предисл. И.М. Дьяконова. М., 1977; Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М., 1986 и др. [21] См.: Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. / Отв.ред. С.А. Токарев. М.: Российская энциклопедия, 1994; Мифология: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. 4-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. [22] См.: УЗ ИИЯЛ, ВИД, СЭ, ЭО, ДЭС, Лавровский сборник, Вестник Дагестанского научного центра, Вестник Института истории, археологии и этнографии и др. [23] См.: Древности Дагестана. Махачкала, 1971; Семейный быт народов Дагестана в XIX – ХХ вв. Махачкала, 1980; Быт сельского населения Дагестана (XIX – нач. ХХ в.). Махачкала, 1981; Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984; Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX – нач. ХХ в. Махачкала, 1986; Обряды и культы древнего и средневекового населения Дагестана. Махачкала, 1986; Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1988; Магическая поэзия народов Дагестана. Махачкала, 1989; Традиционный фольклор народов Дагестана. М., 1991; Новые исследования дагестанских историков. Махачкала, 1996 и др. [24] См.: Международная научная конференция «Археология и этнология Кавказа»: Сборник кратких докладов. Тбилиси, 2002; Международная научная конференция «Археология, этнология, фольклористика Кавказа»: Сборник кратких содержаний докладов. Батуми, 7-8 сентября 2006 г. Тбилиси, 2007; Материалы международной научной конференции «Новейшие археологические и этнографические исследования на Кавказе». Махачкала, 1-5 октября 2007 г. Махачкала, 2007; Материалы международной научной конференции «Кавказ: Археология и этнология». Шамкир, 11-12 сентября 2008 г. Баку, 2009; Материалы международной научной конференции «Археология, этнология, фольклористика Кавказа». Тбилиси, 24-28 июня 2009 г. Тбилиси, 2009.
[25] Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. Мифы в камне: Мир наскального искусства России. М.: «Алетейа», 2005. С. 251. [26] Байбурин А.К. Миф // Народные знания. Фольклор. Народное искусство: Свод этнографических понятий и терминов. М.: Наука, 1991. Вып. 4. С. 75-77; Мифология: Большой энциклопедический словарь / Гл.ред. Е.М.Мелетинский. 4-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 653-656. [27] Донини А. Люди, идолы, боги: очерк истории религии / Пер. с итал. И.И. Кравченко. М.: Наука, 1962. С. 18. [28] Айдинян Р.М. Понятие религии и генезис религиозно-мистических представлений // Категории исторических наук. Л.: Наука, 1988. С. 144. [29] Там же. С. 158, 169. [30] Крывелев И.А. К вопросу о типологии религиозных верований // Проблемы типологии в этнографии. М.: Наука, 1979. С. 204. [31] Крюков М.В., Кузнецов А.И. Введение // Типология основных элементов традиционной культуры / Отв. ред. М.В. Крюков, А.И. Кузнецов. М.: Наука, 1984. С. 4. [32] Там же. С. 5. [33] Крюков М.В. Об общих принципах типологического исследования явлений культуры (На примере типологии жилища) // Типология основных элементов традиционной культуры. / Отв. ред. М.В. Крюков, А.И. Кузнецов. М.: Наука, 1984. С. 7-8; см. также: Крюков М.В. О принципах типологического исследования явлений культуры // СЭ. 1983. №5. С. 3-13. [34] Крюков М.В. Об общих принципах типологического исследования явлений культуры. С. 8, 9. [35] Чеснов Я.В. О принципах типологии традиционно-бытовой культуры // Проблемы типологии в этнографии. М.: Наука, 1979. С. 190-191. [36] Там же. С. 191. [37] Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // СЭ. 1964. № 6. С. 152. [38] Там же. С. 153. [39] Садовский В.Н. Система // Новая философская энциклопедия. М.: «Мысль», 2001. Т. 3. С.552-553. [40] См.: Сефербеков Р.И. Боги и демоны народов Дагестана (типологическая классификация) // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 1999. №5. С.77-80; Seferbekov R. Gods and demons of the Dagestanian Реорles (A Tentative Typology and Classification) // Иран и Кавказ: Труды Кавказского центра Иранистики. Тегеран, 1999-2000. Т.3-4. С.133-135; Сефербеков Р., Исмаилов Р. Пантеон и пандемониум народов Дагестана (типологическая классификация) // Кавказский вестник: Альманах. Тбилиси, 2000. №2. С.122-125; Сефербеков Р.И., Эльдаров М.Ч. Пантеон богов народов Дагестана (типологическая классификация) // История Северного Кавказа с древнейших времен по настоящее время: (Тезисы конференции. 30-31 мая 2000 г.). Пятигорск, 2000. С.219-221; Сефербеков Р.И. Пантеон и пандемониум народов Дагестана: становление, развитие, распад // IV Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Нальчик, 20-23 сентября 2001 г. М., 2001. С.278; Seferbekov R. On the demonology of the Tabasaranians: Typologу аnd description // Iran and the Caucasus: Research Papers from the Caucasian Centre for Iranian Studies, Yerevan. Tehran, 2001. Vol. V. P.139-148; Омаров Ш.И., Сефербеков Р.И. Демоны народов Дагестана (типологическая классификация) // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 2000-2001 гг.: Краткое содержание докладов. СПб., 2002. С.109-110; Cефербекoв Р.И. Параллели в теонимии у народов Кавказа как показатель их древних духовных связей // Тезисы докладов международной научной конференции «Историко-культурные и экономические связи народов Кавказа: прошлое, настоящее, будущее», посвященной 80-летию Института ИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала, 7-8 октября 2004 г. Махачкала, 2004. С.69-70; История Дагестана с древнейших времен до наших дней / Отв. ред. А.И. Османов. В 2-х т. М.: Наука, 2004. Т.1. С.254-260; Сефербеков Р.И. Мифологические персонажи дагестанцев и вайнахов // Тезисы докладов научно-практической конференции «Исторические связи народов Дагестана и Чечни». Махачкала, 2006. С.19-21; Сефербеков Р.И. Верховные боги народов Северного Кавказа (Сравнительно-сопоставительный анализ общего и особенного) // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 2006. №1. С.72-76; Сефербеков Р.И., Алигаджиева З.А. Мифологические персонажи пантеона и пандемониума аварцев // VII Конгресс этнографов и антропологов России: Доклады и выступления. Саранск, 9-14 июля 2007 г. Саранск, 2007. С. 366.
[41] Альбедиль М.Ф. Индуизм: Творящие ритмы. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2004. С.139. [42] Там же. С.137. [43] Салмин А.К. Система религии чувашей / Отв. ред. А.И. Терюков. СПб.: Наука, 2007. С.384. [44] Топоров В.Н. Космос // Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. В 2-х т. 2-е изд. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т.2. С.10. [45] Лушникова А. О священности севера и левой стороны в мировоззрении индоиранских народов // Астрономия древних обществ: Материалы конференции «Астрономия древних цивилизаций» Европейского общества астрономии в культуре. Москва, 23-27 мая 2000 г. М.: Наука, 2002. С.290. [46] Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984. С.170. [47] Соколов Ю.М. Русский фольклор. М.: Учпедгиз, 1941. С.130. [48] Левкиевская Е.Э. Материалы по карпатской мифологии // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. М.: Наука, 1994. С.252. [49] Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография / Пер. с нем. К.Д. Цивиной. М.: Наука, 1991. С.403. [50] См.: Сефербеков Р.И., Махмудова Э.М. Представления о локусах обитания нечистой силы у народов Дагестана // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 2004-2005 гг.: Тезисы докладов. СПб., 2005. С. 85-86. [51] Элиаде Мирча. Священное и мирское / Пер. с франц., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. С.27. [52] Элиаде Мирча. Священное и мирское. С. 48. [53] Шахнович М.И. Исследование советской наукой проблем происхождения религии и ее ранних форм // Вопросы научного атеизма. М., 1967. Т. 4. С.8. [54] Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М.: Л., 1967. С. 153. [55] Харузин Н.Н. Этнография: Лекции, читанные в императорском Московском университете: Верования. СПб., 1905. Т. IV. С. 161. [56] Петрухин В.Я. Человек и животное в мифе и ритуале // Мифы, культы, обряды народов Зарубежной Азии / Отв. ред. Н.Л. Жуковская. М.: Наука, 1986. С.16. [57] Донини А. Люди, идолы, боги: очерк истории религии. С.112. [58] Агларов М.А. Языческое святилище на вершине горы Бахарган... С.42. [59] Там же. [60] Дмитриев В.А. Концептуальное пространство традиционной культуры и пространственное поведение народов Северного Кавказа // Северный Кавказ: человек в системе социокультурных связей / Отв. ред. Ю.Ю.Карпов. СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. С.31. [61] См.: Очиаури Г.А., Сургуладзе И.К. Кавказско-иберийских народов мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. В 2-х т. 2-е изд. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т. 1. С.604. [62] См.: Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан // УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1957. Т.3. С.54-76; Он же. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). Махачкала, 1969. С.143; Он же. Распространение ислама в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М.: Вост. лит. РАН, 2001. С.4-16; Бобровников О.В. Ислам в Дагестане: история и современность // Наука и молодежь: Сборник статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам / Отв. ред. и сост. Р.И. Сефербеков. Махачкала, 1997. Вып. 1. С.122. [63] Сефербеков Р.И. Пантеон и пандемониум народов Дагестана: становление, развитие, распад // IV Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Нальчик, 20-23 сентября 2001 г. М., 2001. С.278. [64] См.: Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан. С. 54-76; Атаев Д.М. Христанские древности Аварии. С. 161-182; Христианские памятники в Дагестане / Отв. ред. Д.М. Магомедов, сост. М.М. Атаев. Махачкала, 2001; Гасанов М.Р. О распространении христианской религии в Дагестане. С. 72-77 и др. [65] Сефербеков Р.И. К вопросу о локальных божествах и демонах сельских общин Дагестана // Материалы региональной научной конференции «Сельская община Дагестана и Северного Кавказа». Махачкала, 2003. С.115. [66] Гаджиев М.Г. О демографических и этногенетических процессах в Дагестане в первобытную эпоху // Алародии (этногенетические исследования) / Отв. ред. М.А. Агларов, сост. Р.Г. Магомедов. Махачкала, 1995. С.14. [67] Дьяконов И.М. Алародии (Хурриты, урарты, кутии, чеченцы и дагестанцы) // Алародии (этногенетические исследования). С.8. [68] Старостин С.А. Культурная лексика в общесеверокавказском словарном фонде // Древняя Анатолия. М.: Наука, 1985. С.90. [69] Бокарев Е.А. Введение в сравнительно-историческое изучение дагестанских языков. Махачкала, 1964. С.17-18. [70] Гаджиев М.Г. О демографических и этногенетических процессах… С.14. [71] Бокарев Е.А. Введение в сравнительно-историческое изучение... С.17-18. [72] См.: Гаджиев М.Г. Из истории культуры Дагестана в эпоху бронзы (Могильник Гинчи). Махачкала, 1960; Он же. Дагестан и юго-восточная Чечня в эпоху средней бронзы // Древности Дагестана / Отв. ред. В.Г. Котович. Махачкала, 1974. С.11-28; Он же. Северо-Восточный Кавказ на заре бронзового века (Феномен прерванной цивилизации) // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 1998. № 1. С.97-103; Он же. Дагестан на пути к ранней цивилизации (Новое в древнейшей истории и археологии Северо-Восточного Кавказа) // Кавказ и Древний Восток: Сборник статей, посв. 70-летию Р.М. Мунчаева / Отв. ред. О.М. Давудов. Махачкала, 1999. С.81-83; Марковин В.И. Некоторые аспекты изучения северокавказской культурно-исторической общности // Древности Кавказа и Ближнего Востока: Сборник статей, посв. 70-летию со дня рождения М.Г. Гаджиева / Отв. ред. и сост. М.М. Маммаев. Махачкала, 2005. С.120-126; Багаев М.Х. К вопросу о преемственности в культурах древнего Северо-Восточного Кавказа // Там же. С.135-139; Атаев Г.Д. Процессы этнокультурного развития Северо-Восточного Кавказа в эпоху ранней и средней бронзы // Отражение цивилизационных процессов в археологических культурах Северного Кавказа и сопредельных территорий (Юбилейные XXV «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа): Тезисы докладов. Владикавказ, 2008. С.14-17. [73] Старостин С.А. Проблемы генетического родства и классификации кавказских языков с точки зрения базисной лексики // Алародии (этногенетические исследования). С.62. [74] Сефербеков Р.И. О роли этногенетических процессов в формировании пантеона и пандемониума дагестанцев // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 2002-2003 гг.: Тезисы докладов. СПб., 2003. С.77. [75] Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. С.103. [76] Мерперт Н.Я. О племенных союзах древнейших скотоводов степей Восточной Европы // Проблемы советской археологии. М., 1975. С.55-63; Массон В.М. Первые цивилизации. Л., 1989. С.27. [77] Гаджиев М.Г. Дагестан на пути к ранней цивилизации... С. 81-82. [78] Гаджиев М.Г. Раннеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа. М.: Наука, 1991. С.236-244. [79] История Дагестана с древнейших времен до наших дней / Отв. ред. А.И. Османов. В 2-х т. М.: Наука, 2004. Т.1. С.47. [80] Гаджиев М.С. Между Европой и Азией: Из истории торговых связей Дагестана в албано-сарматский период. Махачкала, 1997. С. 6; подрбнее см.: Гаджиев М.С. Древний город Дагестана: Опыт историко-топографического и социально-экономического аналиаз. М.: Восточная литература, 2002. С. 205-250. [81] Давудов О.М. Материальная культура Дагестана албанского времени (III в. до н.э. – IV в. н.э.). Махачкала, 1996. С.316-317. [82] Там же. С.317. [83] Там же. С.319-320. [84] Эншлен Ш. Происхождение религии / Пер. с фр. и прим. Б.И. Шаревской. М., 1954. С. 78. [85] Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. С. 153. [86] Гаджиев М.С. Древний город Дагестана… С. 235; Он же. Археологические реалии мифологического образа // Древний Кавказ: ретроспекция культур. Международная научная конференция, посв. 100-летию со дня рождения Е. И. Крупнова (XXIII Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа): Тезисы докладов. М., 2004. С.44-46. [87] Рыбаков С.Е. Этничность и этнос // ЭО. 2003. №3. С. 11. [88] Егорова А.И. Элементы полового символизма в традиционной этнической культуре якутов // ЭО. 1996. №4. С.45. [89] Там же. С.45-51. [90] См.: Толстой Н.И. О природе связей бинарных противопоставлений типа правый – левый, мужской – женский // Языки культуры и проблемы переводимости. М.: Наука, 1987. С.180-181. [91] Якушенков С.Н. «Вертикальная» экология и семантика пространства в представлениях аймара // Экология американских индейцев и эскимосов. М., 1988. С. 276-286. [92] См.: Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Каваказа. СПб., 2001. С. 9-15. [93] Карпов Ю.Ю. Горско-кавказский социум в структурированной модели мира // Северный Кавказ: человек в системе социокультурных связей. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. С. 28. [94] Сефербеков Р.И., Алиев М.О. Гендерные роли мифологических персонажей народов Дагестана (генезис, эволюция, трансформации) // Материалы региональной научной конференции «Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа». Махачкала, 29 февраля 2008 г. Махачкала, 2008. С. 126-127. [95] Жуковская Н.Л. Формы проявления культа природы в пантеоне и ритуалах ламаизма // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии / Отв. ред. И.А. Крывелев, Г.Г. Стратанович. М.: Наука, 1970. С. 99. [96] Наговицын А.Е. Трансформация гендерных ролей в мифологических системах: Учебное пособие / Гл. ред. Д.И.Фельдштейн. М.: МПСИ: Флинта, 2005. С. 35. [97] Наговицын А.Е. Трансформация гендерных ролей в мифологических системах. С. 63. [98] Сефербеков Р.И. Проблемы типологической классификации мифологических персонажей народов Дагестана // Историческая наука Дагестана: Тезисы докладов научной сессии. Махачкала, 2003. С. 62-63; Махмудова Э.М., Сефербеков Р.И. К вопросу о критериях классификации мифологических персонажей народов Дагестана // VII Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы. Санкт-Петербург, 28 июня-2 июля 2005 г. СПб., 2005. С. 207. [99] Крывелев И.А. К вопросу о типологии религиозных верований. С. 220. [100] См.: Виноградова Л.Н., Толстая С.М. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. С. 16-44. [101] См.: Гаджиев Г.А. Мифические персонажи и их названия у лезгин // Отраслевая лексика дагестанских языков. Махачкала, 1984; Ризванов Р.З. Из ономастики лезгин // СЭ. 1984. №5; Кадыраджиев К.С. Структура и генезис кумыкских мифологических элементов палеотюркского происхождения // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984; Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX – начале ХХ в. Махачкала, 1990; Халидова М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. Махачкала, 1992; Халипаева И.А. Мифологическая проза кумыков: Исследование и тексты. Махачкала, 1994; Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы / Под ред. С.И. Вайнштейна. М., 2002; Бадалов Ф.А. Астральная религия лезгин: Космогонические и антропогонические представления, пантеон божеств. М., 2006 и др. [102] См.: А-ъ. Религиозные верования абхазцев // ССКГ. Тифлис, 1871. Вып.5; Стоянов А.И. Путешествие по Сванетии // ЗКОРГО. Тифлис, 1876. Т. 10. Вып. 2; Джанашвили М. Абхазия и абхазцы. Тифлис, 1892; Дьячков-Тарасов А.Н. Абадзехи (Историко-этнографический очерк) // Записки КОИРГО. Тифлис, 1902. Кн. 22. Вып. 4; Религиозные верования народов СССР. В 2-х т. М.: Л., 1931. Т. 2; Бардавелидзе В. Главное божество древнегрузинского пантеона Гмерти // Вопросы этнографии Кавказа. Тбилиси, 1952; Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1956; Дадов А.А. К вопросу о религиозных верованиях кабардинцев // Ученые записки Кабардино-Балкарского НИИ. Нальчик, 1957. Т. 12; Джанашиа Н.С. Статьи по этнографии Абхазии. Сухуми, 1960; Вирсаладазе Е.Б. Грузинский охотничий миф и поэзия. М., 1976; Керейтов Р.Х. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев // СЭ. 1980. № 2; Шортанов А.Т. Адыгская мифология. Нальчик, 1982; Мужухоев М.Б. Из истории язычества вайнахов (Пантеон божеств в позднем средневековье) // СЭ. 1985. № 2; Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990; Зухба С.Л. Типология абхазской несказочной прозы. Майкоп, 1995; Каракетов М.Д. Антропогония в религиозно-мифологическом мировоззрении карачаевцев и балкарцев // Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. М., 2001; Куек А. Основные мифологические образы адыгского эпоса «Нартхэр» // Адыгский эпос «Нартхэр» – сокровищница мировой культуры. Майкоп, 2003; Вардумян Г.Д. Пантеон древних армян // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 2002-2003 гг.: Тезисы докладов. СПб., 2003. С. 76-77; Далгат Б. Первобытная религия чеченцев и ингушей. М., 2004; Тер-Саркисянц А. История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в. М., 2005; Хабекирова Х.А. Природа и характер некоторых мифологических персонажей в эпосе и бытовой культуре черкесов // ЭО. 2005. № 5; Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин / Под ред. Ю.Ю. Карпова. М., 2008; Керейтов Р.Х. Ногайцы: Особенности этнической истории и бытовой культуры / Науч ред. Ю.Ю. Клычников. Ставрополь, 2009 и др. [103] См.: Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880; Нидерле Л. Славянские древности М., 1956; Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974; Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987; Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография / Пер. с нем. К.Д. Цивиной. М., 1991; Токарев С.А. Восточнославянская этнография. М., 1991; Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 3-е изд. М., 2001; Киреевский И.Р. Мифы древних славян: Боги, духи, растения, животные. Харьков, 2006 и др. [104]См.: Жуковская Н.Л. Бурятская мифология и ее монгольские параллели // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М., 1980; Попов А.А. Нганасаны: Социальное устройство и верования / Отв. ред. Г.Н. Грачева, Ч.М. Таксами. Л., 1984; Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Знак и ритуал. Новосибирск, 1990; Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск, 2001; Салмин А.К. Система религии чувашей / Отв. ред. А.И. Терюков. СПб., 2007; Борджанова Т.Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика). Элиста, 2007 и др. [105]См.: Попов П.С. Китайский пантеон // Сборник музея по антропологии и этнографии при Императорской Академии наук. СПб., 1907. Т. 6; Матье М.Э. Древнеегипетские мифы / Отв. ред. В.Д. Бонч-Бруевич. М.: Л., 1956; Мергаутова Э., Мергаут Б. От вед к брахманизму // Боги, брахманы, люди / Пер. с чешск. Л.В. Журавлевой. М., 1969; Антес Р. Мифология в Древнем Египте // Мифологии древнего мира / Пер. с англ. Предисл. И.М. Дьяконова. М., 1977; Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта / Пер. с польск. Э.Я. Гессен, коммент. О.И. Павловой и Н.А. Померанцевой, пер. и ред. древнеегипет. текстов О.И. Павловой. М., 1983; Гусманов И.Г. Греческая мифология. Боги: Учебное пособие. 3-е изд. М., 2002; Иванова Ю.В. Албанцы и их соседи. М., 2006 и др. [106] См.: Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб., 2000. С.271. [107] См.: Забияко А.П. Язычество: от религии крестьян до кибер-религии (статья первая) // Религиоведение. Благовещенск: М., 2005. №4. С.113. [108] Овсиенко Ф.Г. Язычество // Религиоведение: Энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. М., 2006. С.1239. [109] Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А.А. Грицанов, Г.В. Синило. М., 2007. С.947. [110] Забияко А.П. Язычество // Культурология: Энциклопедия / Гл. ред. С.Я. Левит. М., 2007. С.1159. [111] Арутюнов С.А. Рец.: Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. М., 1981. 606 с. // СЭ. 1982. №4. С.154-155. [112] Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство // Новый мир. 1988. №6. С.249. [113] Полосин А.В. Преодоление язычества: Введение в философию монотеизма. М., 2001. С.43. [114] Рыбаков Б.А. Языческое мировоззрение русского средневековья // Вопросы истории. 1974. № 1. С.4. [115] Салмин А.К. Система религии чувашей. С. 9. [116] Альбедиль М.Ф. Индуизм: Творящие ритмы. С. 57. [117] Элиаде Мирча. Священное и мирское. С. 77. [118] Мифология: Большой энциклопедический словарь. С. 657, 660. [119] Энциклопедия сверхъестественных существ / Сост. К. Королев. М., 1997. С. 63-65. [120] Мифология: Большой энциклопедический словарь. С. 667- 668. [121] Иванов В.В. Демон // Мифы народов мира. Т.1. С. 367. [122] Энциклопедия сверхъестественных существ. С. 165. [123] Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – нач. XX в. М.: Л., 1957. С. 100. [124] Крывелев И.А. К вопросу о типологии религиозных верований. С. 220. [125] Энциклопедия сверхъестественных существ. С. 305. [126] См: Сефербеков Р.И., Махмудова Э.М. Представления о локусах обитания нечистой силы у народов Дагестана // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 2004-2005 гг.: Тезисы докладов. СПб., 2005. С.85-86. [127] Энциклопедия сверхъестественных существ. С. 306-307. [128] См.: Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских народов // СМОМПК. 1929. Вып. 46; Гаджиев Г.А. Амулеты и талисманы народов Дагестана. Махачкала, 1996; Сефербеков Р.И. Амулеты и талисманы табасаранцев // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 1998. № 2. С.117-122. [129] См.: Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск, 1933. С. 465-466; Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов... С. 79-121; Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. С. 23-36; Сухарева О.А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975. С. 12-13; Харатян З.В. Традиционные демонологические представления армян... С. 103-116; Керейтов Р.Х. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев. С. 117-127. [130] Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1953. С. 151. [131] Аджиев А.М. Героико-эпические сказания и песни // Традиционный фольклор народов Дагестана. М., 1991. С. 31. [132] Иванов В.В. Духи // Мифы народов мира. Т. 1. С. 413. [133] См.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура. С. 131-132. [134] Токарев С.А. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 411; см. также: Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. С. 7. [135] Вовк О.В. Знаки и символы в истории цивилизаций. М., 2005. С. 58. [136] Там же. С. 60. [137] Там же. С. 62. [138] Иванов В.В. Лунарные мифы // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. 2-е изд. М.: Рос. энциклопедия, 1994. Т. 2. С. 79. [139] Тайлор Э.Б. Первобытная культура. С. 419. [140] Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990. С. 134. [141] Там же. [142] См.: Толстой Н.И. О природе связей бинарных противопоставлений... С. 180, 181. [143] См.: Якушенков С.Н. «Вертикальная» экология и семантика пространства в представлениях аймара // Экология американских индейцев и эскимосов. М., 1988. С. 276-286; Эсенов Ч.Д. «Гурджак ойны» – пляска культа плодородия // ЭО. 1998. № 2. С. 62. [144] См.: Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. С. 260-266. [145] См.: Подосинов А.В. Ориентация по сторонам света в архаических культурах Евразии. М., 1999. С. 418. [146] Лушникова А. О священности севера и левой стороны в мировоззрении индоиранских народов. С. 290. [147] См.: Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М.: Наука, 1982. С. 148. [148] Чеснов Я.В. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев // СЭ. 1994. № 5. С. 36. [149] См.: Хайдаков С.М. Сравнительно-сопоставительный словарь дагестанских языков. М.: Наука, 1973. С. 95; Старостин С.А. Проблема генетического родства и классификации кавказских языков с точки зрения базисной лексики // Алародии (этногенетические исследования). Махачкала, 1995. С. 50, 54-55; Климов Г.А., Халилов М.Ш. Словарь кавказских языков: Сопоставление основной лексики / Отв. ред. Я.Г. Тестелец. М.: Восточная литература, 2003. С. 201, 208. [150] Страбон. География. Пер., статья и коммент. Г.А. Стратановского. М.: Наука, 1964. С. 477. [151] Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н.э. – VII в. н.э. М.:Л., 1959. С. 151; Гаджиев М.С. Государство и право Кавказской Албании: Учебное пособие для студентов исторического и юридического факультетов вузов. Махачкала, 2006. С. 35. [152] Сефербеков Р.И., Шигабудинов Д.М. Мифологические персонажи традиционных верований аварцев-хунзахцев. Махачкала, 2006. С. 46. [153] Сефербеков Р.И. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-койсубулинцев // Государство и религия в Дагестане: Информационно-аналитический бюллетень Комитета Правительства РД по делам религий. Махачкала, 2003. № 3. С. 63. [154] Сефербеков Р.И. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-гидатлинцев // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 2004. № 17. С. 69. [155] См.: Лугуев С.А. Ахвахцы: Историко-этнографическое исследование (XIX-начало XX в.). 1985 г. // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 618. Л. 82. [156] См.: Омаров И.И., Сефербеков Р.И. Аул Куппа: Историко-этнографические очерки. XIX-XX вв. Махачкала, 1997. С. 221. [157] См.: Курбанов М.-З.Ю. Сюргинцы... С. 168. [158] Халилов Х.М. Отражение языческих представлений в обрядах и фольклоре лакцев. С. 69. [159] Ризаханова М.Ш. Лезгины... С. 293. [160] Алимова Б.М. Некоторые представления табасаранцев о народном календаре // Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала, 1987. С. 25; Она же. Табасаранцы. XIX-начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1992. С. 229. [161] Сефербеков Р.И. Традиционные религиозные представления табасаранцев (боги и демоны; верования, связанные с животными). Махачк
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.128 с.) |