Система организации внутреннего контроля за реализацией программы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы.



В начале тренинга. 1) Выяснение актуальности заявленной темы занятия и гибкая подстройка под запрос группы. 2)Наблюдения ведущего тренинга за изменениями в поведении, словах, способах разрешения трудностей каждой семьи.

В процессе тренинга. 1)Наблюдения ведущего программу за актуальным эмоциональным состоянием каждого участника, степенью активности, содержанием поднимаемых вопросов. 2) Реализация обратной связи в течение занятия. 3)Рефлексия прошедшего занятия.

В конце тренинга. 1)Рефлексия участников по результатам тренинга. 2) Анкетирование участников с целью оценки эффективности тренинга. 3) Отзывы участников программы в виде эссе.

 

15. Критерии оценки достижения планируемых результатов.

Качественные критерии:

· Умение осознанно выбирать оптимальные способы взаимодействия с приемным ребенком.

· Развитие у замещающих родителей способности к анализу своего и детского поведения.

· Формирование представления об особенностях поведения детей, оставшихся без попечения родителей.

· Умение лучше понимать своего ребенка.

· Расширение знаний и представлений о способах снятия эмоционального напряжения.

Количественные критерии:

· Проведение всех шести занятий.

· Присутствие на занятиях 70% участников.

16. Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения.

Программа «Трудное поведение приемного ребенка» апробирована на базе Государственного бюджетного учреждения центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Ростова-на- Дону с ноября 2014 г. по декабрь 2015 г. Проведено 5 групп в количестве 60 человек. В составе групп - замещающие семьи (приемные, опекунские) г. Шахты, г. Таганрога, г. Семикаракорска, Веселовского района, Азовского районов Ростовской области.

Результатами реализации программы «Трудное поведение приемного ребенка» в пяти группах можно считать следующее:

- Содержание тренинга способствовало повышению уровня информированности замещающих родителей в психологических и педагогических вопросах.

- На занятиях были созданы условия для умения осознанно выбирать оптимальные способы взаимодействия с приемным ребенком.

- Была предоставлена возможность для развития у замещающих родителей способности к анализу своего и детского поведения, к лучшему пониманию и прогнозированию поведения ребенка.

- Во время тренинга была приобретена способность лучше понимать своего ребенка.

- Развилась способность к гармонизации эмоционального состояния у замещающих родителей.

 

Анализ эффективности программы проводился с помощью анкетирования и эссе участников. По результатам анкетирования получены следующие результаты:

 

· узнали об эмоциональных и поведенческих особенностях детей: переживших жестокое обращение (пренебрежение нуждами, эмоциональное, физическое, сексуальное насилие); с нарушенной привязанностью; имеющих негативный жизненный опыт; переживающих горе и потери значимых людей -100% (г. Шахты, г. Семикаракорск, г. Таганрог, Азовский и Веселовский район);

· узнали о влиянии на эмоциональное благополучие приемного ребенка отношения замещающих родителей к биологическим и о конфликте лояльностей- 100%(г. Шахты г. Семикаракорск и Веселовский район); 95% (г. Таганрог); 89% (Азовский район)

· стали более осознанно выбирать оптимальные способы взаимодействия с ребенком – 91,7% (г. Шахты) и 80% (Веселовский и Азовский район); 85% (г.Семикаракорск, г.Таганрог);

· получили навыки анализа своего и детского поведения – 84% (г. Шахты); 80% (Веселовский район); 90% (г.Таганрог, г.Семикаракорск, Азовский район)

· стали лучше понимать своего приемного ребенка- 91,7% (г.Шахты); 89% (Веселовский район); 78% (г.Семикаракорск);!00% (г.Таганрог, Азовский район)

· психологической атмосферой в группе и работой ведущего занятие специалиста приемные родители остались удовлетворены 100%;

· в графе «Ваши пожелания» участники выразили благодарность за проведенные занятия и пожелание новых встреч.

 

Наиболее удачными моментами при реализации запланированных занятий стала активная и заинтересованная позиция замещающих родителей к теме трудного поведения приемных детей, которая и подтвердилась в написанных после занятий эссе. Копии эссе прилагаются в Приложении 2.

 


 

Список литературы

 

1. Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок…Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. СПб.:Речь, 2008. – 224 с.

2. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М., 2006.

3. Барабохина В.А., Замалдинова Г.Р. Современные технологии в социальной работе с семьёй. СПб, 2006.

4. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей.- М., 2004.

5. Грошева Е.А. Будем родными. М., Дом, 1993.

6. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб.: Речь, 2008.

7. Книга для приемных родителей. Самара, 1993.

8. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

9. Малкина - Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эскимо, 2005

10. Овчарова Р.В. Психология родительства.-М.:«Академия», 2005.

11. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей – сирот: профессиональная замещающая семья. М.: «ГЕНЕЗИС», 2006.

12. Партнерство во имя детей// Сборник материалов. Под редакцией Т.Н. Страбахиной, А.Л.Позднышевой. Великий Новгород, 2002.

13. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб,: Питер, 2005.

14. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования // Учебное пособие. – Москва, 2005.

15. Психолого-педагогическое сопровождение приемной семьи. Калуга, 2006.

16. Пичугина (Капилина) М.В., Панюшева Т.Д. Реабилитационная работа в системе семейного устройства.-М.:АНО Центр «Про-мама», 2013.

17. Райкус Д.С., Хьюз Р.К.. Том 1,4. Социально-психологическая помощь семьям и детям группы риска. Практическое пособие. Изд-во Эскимо,М., 2009.

18. Рускаи Л.М. Воспитание приемных детей. США, 1998.

19. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки. Минск,1998.

20. Черников А. Системная семейная терапия. М.: Независимая фирма «Класс», 2005.

 

 


Аннотация

Единственно естественной средой для полноценного воспитания ребенка, человека, личности является семья. Развитие альтернативных семейных форм воспитания - одна из важнейших составляющих социальной политики нашего государства. В последние годы зафиксирован значительный рост количества людей, желающих стать замещающими родителями. При этом наблюдается и рост отказов от усыновленных и опекаемых детей, что свидетельствует не только о недостаточном уровне готовности замещающих родителей, но и о несовершенстве существующей системы поддержки приемных семей.

Ребенок обретает новую семью – это стрессовая (кризисная) ситуация не только для него, но и для замещающих родителей и их кровных детей. Дети, оставшиеся без попечения родителей, на многие вещи смотрят не так, как другие, и травмы, полученные в прошлом, не раз проявятся во время совместной жизни замещающих родителей с ребенком. Негативный опыт насилия или жестокого обращения со стороны лишенных родительских прав кровных родителей, острые кризисные переживания, связанные с утратой родителей, нарушения в привязанности, все это оказывает влияние на взаимоотношения в новой для ребенка замещающей семье.

Программа «Трудное поведение приемного ребенка» адресована замещающим родителям (усыновителям, опекунам, приемным родителям) и направлена повышение уровня компетентности замещающих родителей в психолого- педагогических вопросах, профилактике вторичного сиротства и представляет собой специально созданное пространство взаимодействия педагога - психолога и замещающих родителей, а также замещающих родителей друг с другом.

Выбор целей и задач программы основывался на систематизации и обобщении результатов практической работы в данном направлении и запросов, поступающих от замещающих родителей, испытывающих трудности в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Настоящая программа разработана для групповой работы с замещающими семьями. Групповая форма работы является наиболее эффективной, в связи с тем, что группа является отражением общества в миниатюре. Данная форма работы позволяет участникам увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения, обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений в семье. В группе замещающие родители так же имеют возможность получить обратную связь и поддержку от семей со сходными проблемами. Особенностью групповой работы программы «Трудное поведение приемного ребенка» является то, что она работает с определенной периодичностью встреч; не регламентирована жесткой тематической структурой; допускаются изменения состава группы. Занятия проводятся с соблюдением принципов и правил проведения образовательных (просветительских) психолого-педагогических программ с использованием методов интерактивного обучения.

Достоинством данной программы является тренинговая форма проведения занятий, так как только активная форма участия позволяет решать поставленные в программе задачи. Темы занятий были определены по результатам запросов замещающих родителей (усыновителей, опекунов, приемных родителей) к педагогу-психологу на индивидуальных консультациях, а также на основе анализа литературы. Темы занятий могут меняться в зависимости от запроса замещающих родителей (усыновителей, опекунов, приемных родителей), пришедших на занятие по программе «Трудное поведение приемного ребенка».

Проведенный анализ эффективности программы (анкеты, опросы участников, процедура обратной связи) показал достаточно высокий уровень достижения результатов и искреннюю заинтересованность замещающих родителей (усыновителей, опекунов, приемных родителей) в проведении занятий по программе «Трудное поведение приемного ребенка».

 

Отзыв

на образовательную (просветительскую) психолого-педагогическую программу для замещающих родителей (опекунов, усыновителей, приемных родителей) «Трудное поведение приемного ребенка».

 

Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа для замещающих родителей (опекунов, усыновителей, приемных родителей) «Трудное поведение приемного ребенка» разработана и апробирована на базе Государственного бюджетного учреждения центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г.Ростова-на-Дону с ноября 2014 по декабрь 2015 гг.

Программа реализовывалась в городах и районных центрах Ростовской области: г. Шахты, г. Таганрог, г. Семикаракорск, Веселовском и Азовском районах. Проведено 5 групп в количестве 60 человек. В составе групп - замещающие семьи (приемные, опекунские, усыновители, кровные опекуны). Подготовительный этап включал заключение договоров с замещающими родителями. На основном этапе было проведено 6 занятий в каждой из 5-ти групп.

Выбор целей и задач программы основывался на основании систематизации и обобщении результатов практической работы в данном направлении и запросов, поступающих от замещающих родителей, испытывающих трудности в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Темы занятий были определены по результатам запросов замещающих родителей (усыновителей, опекунов, приемных родителей) к педагогу-психологу на индивидуальных консультациях, а также на основе анализа литературы.

Содержание тренинга способствовало повышению информированности замещающих родителей в психологических и педагогических вопросах. Была предоставлена возможность более глубокого понимания приемного ребенка, развития способности к анализу своего и детского поведения, расширение знаний и представлений о способах снятия эмоционального напряжения у замещающих родителей.

Проведенный анализ эффективности программы (анкеты, эссе, опросы участников, процедура обратной связи) показал достаточно высокий уровень достижения результатов и искреннюю заинтересованность замещающих родителей (усыновителей, опекунов, приемных родителей) в проведении занятий по программе «Трудное поведение приемного ребенка».

Программа соответствует требованиям, предъявляемым к разработке программ, реализуемым в государственных бюджетных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

 

 

Директор ГБО РО ЦППМиСП Л.К. Чаусова

 


Приложение 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.015 с.)