Занятие 2 «Не все то своровано, что украдено». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2 «Не все то своровано, что украдено».



Задачи:

1. Сформировать представления участников о причинах воровства у приемных детей.

2. Обратить внимание участников на то, что моральные недостатки детей не являются «генетическими».

3. Рассмотреть некоторые примеры воровства и обдумать реакцию замещающих родителей.

4. Получить опыт регуляции эмоционального состояния замещающих родителей с использованием визуализации.

 

 

· Приветствие

· Обсуждение в кругу мыслей и переживаний, которые появились участников за период с последней встречи.

· Упражнение «Чего и тебе желаю». В произвольном порядке по кругу, от участника к участнику, перекидывается мячик или игрушка со словами: «У меня лучше всего с приемным ребенком получается …., чего и тебе желаю»!

· Упражнение с элементами арттерапии « Я была в шоке, когда узнала, что он своровал » «Я хочу предложить вам путешествие. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните… представьте себе лица ваших приемных детей. С нежностью и любовью посмотрите на них… остановитесь взглядом на каждом ребенке. А теперь позвольте себе остановиться на лице кого-нибудь одного. Как выглядит этот ребенок? Это мальчик или девочка? Сколько ему или ей лет? Прошло некоторое время с того момента, как этот ребенок пришел в вашу семью, и вот вам уже кажется, что он жил с вами всегда. Такой родной. Что он чувствует? Послушайте, может быть, он хочет вам что-то сказать? Представьте себе ситуацию, в которой вы обнаруживаете, что у вас из сумки пропали деньги, и вы точно знаете, что их взял именно этот ребенок… Что вы при этом чувствуете? Что вам хочется сделать? Запомните все, что вы увидели…. Когда будете готовы, откройте глаза».

Ведущий предлагает участникам молча изобразить в абстрактной форме чувства, которые они испытали во время визуализации. Далее обсудить рисунок в парах по схеме:

1. Один участник из пары делится своими ассоциациями и чувствами относительно рисунка партнера.

2. Автор рисунка рассказывает о своих чувствах, испытанных во время визуализации.

3. Изменились ли чувства к ребенку после того, как узнали о пропаже денег?

4. Что хотелось сделать или сказать?

5. Поменяться местами.

Информация ведущего: «Почти каждый ребенок хотя бы один раз в жизни пробует что-нибудь присвоить без разрешения. Сейчас я хочу предложить вам вспомнить свое детство, случалось ли вам что-то взять без разрешения, а может быть даже украсть? Какой это был случай?» Далее следует рассказ участника с последующим обсуждением. Как вам кажется, что вас подтолкнуло к воровству? Осознавали ли вы, что делаете? Как вы относились к этой ситуации в детстве? Как вы относитесь к этой же ситуации сейчас? Какая реакция была у ваших родителей, когда они узнали об этом? Похожа ли ваша реакция сейчас на то, как реагировали ваши родители? Что вам дало это упражнение?

· Мозговой штурм «Почему приемные дети воруют»? Предложить участникам индивидуально в течение нескольких минут записать на листках 5 причин, по которым приемные дети воруют. Далее по кругу попросить каждого назвать по одной причине воровства. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока участники будут называть новые причины. Ведущий записывает все причины, присваивая им порядковые номера.

 

· Мини-лекция «Не все то своровано, что украдено» Дети, как приемные, так и родные, умеют сделать так, чтобы родители в этой жизни не скучали. То сломают что-нибудь, то подерутся, то в историю попадут. Все это называется «трудное поведение», и трудное оно, как вы понимаете, в первую очередь для родителей (детям, наоборот, бывает трудно так себя не вести, впрочем, некоторым из них изредка это удается). Один из самых распространенных и самых пугающих для родителей типов трудного поведения - детское воровство. На его примере мы рассмотрим, «как устроено» трудное поведение и как часто под одним явлением кроется множество очень разных причин. Почти каждый ребенок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть. И во многом от реакции взрослых зависит, чем станет для ребенка эта ситуация – новой ступенькой в понимании границ и правил человеческого общения, или представлением о себе как о преступнике. Причин того, что ребенок берет без спроса не принадлежащие ему вещи или ценности, может быть достаточно много:

Неосведомленность. Дети, растущие в детском доме, не имеют «своего», и, соответственно, не понимают, что такое «чужое». При общественном укладе жизни все вокруг общее, поэтому взять без разрешения – вовсе не значит «украсть». Точно также ребенок, выросший в детском доме, может не знать ничего о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат. И когда ребенка ругают за такой поступок, он не понимает, что такого страшного сделал.

Клептомания, которой часто боятся люди, готовящиеся взять в семью ребенка, – это не особенность детей из неблагополучных семей, а психическое расстройство, болезнь, которая в принципе может поразить любого из нас. Но только в принципе: к счастью, настоящая клептомания – очень редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни крайне маловероятно.

Невротическое воровство. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку. Это – своего рода попытка заполнить «черную дыру» беспокойства, вызванного дефицитом любви, причем, возможно, дефицит был в прошлом, но «дыра» еще не успела затянуться. Чувство риска, азарт и инфантильное удовольствие присвоения желаемого временно заполняют пустоту. Но поскольку это лишь замещение реальной потребности, оно насыщает ненадолго. После пережитой опасности наступает желанное успокоение, тревога на время отпускает. Однако позже возникает вновь, усугубленная виной и уверенностью, что «я совсем пропащий».

Демонстративное воровство. Ребенок намеренно нарушает запрет не брать что-либо, хотя прекрасно понимает, что попадется, он словно делает «назло». После раскрытия кражи ведет себя вызывающе, хамит, отпирается, врет в глаза. Скорее всего, это т.н. «протестное поведение». Возможно, ребенок проверяет границы: а что вы сделаете? Не откажетесь ли от него? А возможно, таким странным образом «выбивает» особое внимание к себе. Некоторые дети, лишенные любви и заботы, приходят к выводу, что единственный способ привлечь внимание взрослого – разозлить его. Наказание их меньше пугает, чем безразличие. Причем за безразличие они порой принимают обычную сдержанность – особенно если привыкли к крику и побоям.

Присвоение статуса. Порой дети связывают наличие каких-либо вещей с чувством собственной значимости, уверенности в себе. Зависть к вещам – проявление чувства собственной малоценности, которая часто бывает у детей, отвергнутых собственными родителями. Иногда, особенно у подростков, иметь то же, что есть у других – значит «быть как все», «своим», принадлежать к значимой группе. Во взрослом мире «статусные вещи» означают принадлежность к социальной группе с определенным материальным достатком. В подростковом микросоциуме правила жестче: если у тебя нет того, что есть «у всех наших», ты – «лох», изгой, «белая ворона». То есть для подростков обладание чем-то – еще и способ избежать насмешек и травли, которых они боятся панически. И если ребенок с счастливым детством и прочным домашним «тылом» за спиной часто способен справиться с такой ситуацией, то для приемного ребенка стресс оказывается чересчур сильным.

Что же такое собственно воровство? Согласно словарю, это « спланированное присвоение чужого имущества ради его материальной ценности. При этом человек осведомлен о социальном и моральном запрете на такие действия, осознает степень вреда для жертв кражи и возможность наказания для себя». Как мы видим, далеко не все случаи, когда ребенок берет чужое, на самом деле являются воровством! А реакция взрослых часто носит «опережающий» характер: «Сегодня украл шоколадку, а завтра – станет вором-рецидивистом. Опять-таки, гены… Все, это конец, все было зря, ничего не вышло, мой ребенок – вор!» На самом деле именно в момент родительского отчаяния (а не в процессе кражи шоколадки) над будущим ребенка сгущаются тучи. Потому что у него самого нет опыта, он ничего толком не знает о себе. Он получает информацию только от нас, взрослых. А тут сам папа (сама мама) говорит, что он – вор. Значит, так оно и есть… Опасность «ярлыков» состоит в эффекте социального гипноза: «как вы лодку назовете, так она и поплывет!». Опасения, что воровство связано именно с тем, что ребенок – приемный, имеют под собой основания. Только гены тут опять ни при чем. Моральное развитие непосредственно связано с опытом благополучной привязанности. В основе «голоса совести» лежит не столько страх наказания, сколько боязнь утраты любви и уважения близких, а также способность сочувствовать другим людям. Большинство детей, воспитывающихся в благополучных родных семьях, к старшему дошкольному возрасту знают о том, что такое «можно» и «нельзя», «хорошо и плохо». Однако сначала они просто «не хотят расстраивать маму», «не хотят поссориться с папой». Следовать моральным нормам самостоятельно и осознанно, по «внутреннему закону совести» дети становятся способны значительно позже – примерно к 10-11 годам. Если же у ребенка раннее детство было неблагополучным, отмечаются задержки в развитии совести: ему некого беречь, он не умеет сочувствовать, нет отношений, которыми он бы дорожил, ведь всему этому тоже нужно учиться. Плюс постоянное чувство тревоги, задержка в интеллектуальном развитии (идея собственности – сама по себе довольно сложная). Поэтому детям с «неблагополучным стартом» дольше требуется внешний контроль. Если это по сути не воровство, а неосведомленность (невротическая тревога, протест, страх быть отвергнутым и т. п.), бесполезно бороться с симптомом, внешним проявлением проблемы, то есть собственно утаскиванием шоколадки. Это все равно, что усердно вытирать лужи, если прохудилась крыша, а дыру не заделывать (как вы понимаете, ругаться и топать ногами или плакать и отчаиваться – еще менее продуктивно). Нужно понять, что происходит с ребенком на самом деле. Тогда можно будет решить исконную проблему, а воровство пройдет само.

· Групповая работа «Воровство» Участники делятся на мини-группы, и каждая получает карточку с ситуациями. Мини-группам предлагается прочитать историю и проанализировать ситуацию, ответив на вопросы: Каковы причины подобного поведения ребенка? Правильно ли вел себя замещающий родитель? Как ребенок понял действия родителя? Как вы предложили бы действовать замещающему родителю? Результаты работы представляются в общем кругу. Желающие могут включиться в обсуждение.

 

Ситуация 1.

«Ане 8 лет, она живёт в приёмной семье вместе со своей младшей сестрёнкой Катей (3 года) уже год. Приёмная мама воспитывает девочек одна, и почти всё свободное время уделяет младшей, поскольку у Кати есть трудности со здоровьем. Аня вполне самостоятельная девочка, однако, она очень нуждается во внимании. Также, Ане никак не удаётся наладить отношения с ребятами в школе: с ней никто не хочет дружить. Некоторое время назад приёмная мама заметила, что у неё стали исчезать небольшие суммы денег. Она не придавала этому значения, т.к. думала, что просто не помнит, как потратила. Но вчера у неё пропало несколько украшений, среди которых была как бижутерия, так и ювелирные изделия. Сразу же выяснилось, что украшения взяла Аня. Почти все она раздала своим одноклассницам в школе».

 

 

Ситуация 2.

«Семья взяла из детского дома под свою опеку девочку Лизу 7 лет. Девочка, со слов приемной матери, легко и безболезненно адаптировалась в семье. Каждое лето органы опеки предлагали отправить девочку на летний период в оздоровительный детский лагерь, но Лиза не соглашалась. Когда девочке исполнилось 10 лет, приемная мать все же отправила Лизу в лагерь на Черное море. Сразу после приезда в лагерь, Лиза стала звонить своим опекунам, говорить, что скучает, плакала и просила забрать ее домой. Замещающим родителям было приятно услышать, что Лиза так дорожит ими, но решили не забирать девочку из лагеря. «Привыкнет, все дети вначале скучают» - решили взрослые. Действительно, через некоторое время звонки стали реже, затем и вовсе прекратились. После возвращения домой, Лиза стала вдруг «прохладнее» относиться к своим замещающим родителям, а затем в семье стали исчезать деньги. На вопросы родителей, не знает ли Лиза, куда пропадают деньги, девочка удивленно пожимала плечиками. Семья проживает в районном центре, где все друг друга хорошо знают. В скором времени продавец из близко расположенного магазина в разговоре с мамой спросила, зачем они так «балуют» Лизу, ведь она часто покупает конфеты на очень большую сумму денег и затем раздает их. Лиза все отрицает…»

Комментарии ведущего. Перед нами случаи невротического воровства. Ребенок, оставшийся без попечения кровных родителей и получивший вследствие этого психологическую травму, очень болезненно реагирует на «предательство» (как ему кажется) замещающих родителей. Дети, лишенные материнского тепла и любви, часто чувствуют себя покинутыми, растерянными, у них развивается недоверие к миру. Семья для ребенка является средой, в которой формируется привязанность, вне семьи установление привязанностей затруднено. Что дает семья ребенку? Основной уход, предоставляемый теми взрослыми, к которым ребенок привязан, ежедневный и постоянный контакт с этими взрослыми. Отношения с родителями могут меняться в течение жизни, но они остаются на всю жизнь и именно они обеспечивают ощущение защищенности и безопасности, являются источником для развития, дают опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. В случае, если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, доверяет окружающим, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше завидует, не подвержен страхам; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим. Заслугой приемных родителей Лизы является то, что они, несмотря на нарушение привязанности, сформированное у девочки до принятия в семью, смогли заслужить доверие и любовь ребенка, проявляя тактичность и чуткость. Процесс адаптации девочки к условиям жизни в семье прошел успешно, Лиза «привязалась» к своим родителям. Однако история с поездкой в детский лагерь, когда родители не учли прошлую психологическую травму, связанную с потерей кровных родителей и нарушением привязанности, спровоцировала воровство. Неосознанное для девочки, оно явилось способом выражения ее тревоги и беспокойства.

· Групповая работа «Как себя вести в ситуации обнаружения воровства» Участники в группах по 3-5 человек обсуждают, как лучше себя вести в ситуации обнаружения воровства. Делятся своими выводами в круг.

Информация ведущего. В случае обнаружения воровства родителям необходимо:

- Ясно осознавать свои цели.

- Помнить, что ребенок, совершивший проступок, не преступник.

- Собрать полную и непредвзятую информацию о том, что произошло.

- Постараться понять, что стоит за поступком ребенка,

- Учитывать возраст и особенности развития ребенка.

- Подробно и понятно объяснить ребенку, чем именно плох его поступок.

- Предложить выход из ситуации.

- Выразить уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое.

- Своим собственным поведением выражать уважение к собственности, в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах.

- И его не вводить в искушение, не бросать где попало деньги и ценности, пока не будете уверены, что это не станет невольной провокацией.

- Если вы обнаружили, что за воровством стоят другие причины, начать решать эти проблемы. Если вам кажется, что сами вы не можете понять, что движет ребенком, обратиться к детскому психологу.

· Упражнение-релакс «Сад чувств». Участникам предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить, что они входят в заброшенный сад и становятся садовниками. Ведущий: «Вам хочется очистить сад от мокрых листьев и веток, Вы берете грабли, садовые инструменты и начинаете работу. Вы подстригаете разросшуюся траву, срезаете старые ветви. Заглядываете в каждый уголок и везде наводите порядок. Сажаете новые кустарники цветы. Сад наполняется прекрасными звуками. Вы слышите жужжание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада. Вы ощущаете свежий запах сосны, чистого воздуха, благоухание розы, жасмина, лилии и множества других цветов; запах земли. Несколько раз глубоко вдохните, ощущая аромат воздуха. Медленно открывайте глаза, потянитесь… Вы вернулись из своего путешествия».

Обсуждение. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, грустное, веселое, приподнятое. Какую роль сыграло представление «Сада чувств» в регуляции Вашего эмоционального состояния? Что помогало регулировать ваше состояние в лучшую сторону?

· Завершение занятия. Рефлексия прошедшего занятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.024 с.)