Занятие 5. Значимость кровной семьи. Конфликт лояльности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 5. Значимость кровной семьи. Конфликт лояльности.



Задачи.

1. Помочь участникам осознать те воздействия, которые продолжает оказывать кровная семья на психологическое состояние ребенка.

2. Сформировать представление о последствиях негативного отношения приемных родителей к кровным.

3. Ознакомить с практическими технологиями, используемыми для оптимизации отношений.

4. Повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей для помощи преодоления кризисных ситуаций в отношениях.

5. Получить опыт регуляции эмоционального состояния замещающих родителей.

· Приветствие

· Обсуждение в кругу мыслей и переживаний, которые появились у участников за период с последней встречи.

· Упражнение «Конфликт лояльностей». Ведущий приглашает трех добровольцев. Первого добровольца на роль «замещающего родителя», второго добровольца – «биологического родителя», третьего добровольца – «приемного ребенка». Ведущий предлагает поставить напротив друг друга два стула, для «биологического» и «замещающего» родителя. Затем оба родителя садятся на стулья, на комфортном для них расстоянии, напротив друг друга. «Приемный» ребенок должен попробовать «оказаться в теле ребенка», просто походить между «биологическим» и «приемным» родителями и послушать, что происходит с его чувствами, чего хочется, куда возникает желание переместиться в пространстве. К биологическому родителю или к замещающему?

Обсуждение. Что Вы думали, выполняя это упражнение? Что чувствовали, выполняя это упражнение? В чем состоит психологический смысл этого упражнения?

· Упражнение «Случай из жизни». Ведущий предлагает участникам вспомнить случай, связанный с кровной семьей, из истории своих приемных детей. Далее в группе происходит обсуждение.

· Мини-лекция «Значимость кровной семьи для ребенка» Ведущий. « В ребенке изначально «заложена» любовь к родителям, благодаря которым он появился на свет. Кто смог принять своих родителей такими, какими они есть, тот находится в ладу с собой, ощущает себя «целым» и обладает полнотой силы от обоих родителей. Не принимая, осуждая, не уважая своих биологических родителей, человек не может уважать жизнь, которую он от них получил. Это значит, что в жизни мало или нет смысла, жизнь растрачивается впустую. Любовь к кровным родственникам абсолютно нормальна и является условием формирования идентичности. Этот случай произошел на семинаре у знаменитого немецкого психотерапевта Берта Хеллингера: «На семинар пришла семейная пара, имеющая, кроме собственных, приемного ребенка. «Девочка знает, что она приемная?» - спросил Берт Хеллингер.- «Да». - «А что с ее родной матерью?» - «Она прочитала о нашей семье в газете, и, выйдя из роддома, принесла к нам ребенка и оставила его на пороге нашей квартиры. А потом покончила с собой, спрыгнув с моста». – «А вы рассказали девочке об этом?» – «Нет, что Вы, это слишком трагично, мы не можем»… - «Она и так все знает!», - сказал Хеллингер. И тогда женщина, побледнев, рассказала о происшествии, случившемся пару недель назад. Семья отправилась в горы на пикник. И пока шли приготовления, приемная мать упустила девочку из виду, а когда кинулась искать, то обнаружила ее стоящей на краю пропасти. Девочка стояла, закрыв глаза и раскинув руки. Заметив приемную маму, она мечтательно произнесла: «Как бы хорошо прыгнуть вниз и полететь»… Идентичность – система представлений о себе, мире, себя в мире. Это значит «полное соответствие во всех деталях». Это не есть что-то прочное, что-то, чем человек «обладает», она подобно уровню нашего развития, душевному состоянию и внешнему окружению постоянно формируется заново. Особенность этого психологического феномена такова, что он оказывает влияние на все стороны жизни человека (жизненные цели, систему ценностей и приоритетов, способности, поведение, окружение). В философии, религии и культуре человек всегда задавал себе вопрос «Кто Я?». Однако для приемных детей этот вопрос имеет иное (экзистенциальное) измерение. Ребенку, живущему в своей кровной, биологической семье, всегда ясно, что куда бы он ни шел, как бы не развивался, доволен он этим или недоволен, он всегда остается ребенком своих родителей. Но у приемного ребенка 2 пары родителей, а история его начинается не с момента усыновления.

               
     
 
Б
       
Пр
 


 
 


Рис.1 Генограмма приемного ребенка

Примечание: Реб. – приемный ребенок, Б – биологические родители, Пр – приемные родители

Истории обеих семей имеют большое значение для ребенка, являются источниками его ресурсов. На приемного ребенка оказывает влияние история его родительской семьи, а на его социализацию – история его приемной семьи. Ребенок похож на сосуд, в который родители вливают свою любовь. Неуважительное отношение к его истории и семье формирует негативное представление о себе «если то, откуда я пришел плохое, значит я сделан из плохого». Большинство детей, которые узнают от взрослых, что их родители неблагополучные, «никудышние» сами испытывают чувство вины, имеют негативную самооценку. Знание своего происхождения – основа для формирования идентичности в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте молодые люди задают вопросы о своей кровной семье: «Кто они?», «Какие они?», «Почему меня оставили?». Все эти вопросы необходимы подростку для познания себя. Если у ребенка мало информации, или информация исключительно негативная, то это оказывает искажающее влияние на формирование образа себя. На подростковый период приходится большинство вопросов и действий, направленных на поиск родителей. Подобные вопросы естественны, и если подросток, воспитывающийся в замещающей семье, адресует вопросы замещающим родителям – это знак высокого уровня доверия между ними, уверенности, что замещающие родители поддержат и помогут, знак того, что в замещающей семье создались условия, при которых спрашивать о родных родителях можно. Значение кровной семьи для ребенка велико. Однако практически все семьи, лишенные прав воспитывать ребенка или по собственной инициативе отказавшиеся от этих прав, - неблагополучные, дисфункциональные семьи. Это семьи, в которых родители ребенка могут быть больны наркоманией, алкоголизмом, различными душевными заболеваниями. Среди дисфункциональных семей могут быть семьи, в которых не оказалось достаточно ресурсов для сохранения ребенка. Если быть точными, то кровные родители – это родители, которые смогли сделать возможным его появление на свет, но НЕ СМОГЛИ по самым разным причинам позаботиться о нем, создать условия для его развития и его безопасности. Большинство женщин, отдавших детей на усыновление, говорят, что не сделали бы этого снова. Многие из них были оставлены на произвол судьбы, брошены другом, родителями, зачастую они были в той или иной степени вынуждены так поступить. Они тоже страдают от остающейся травмы.

Рис.2 Генограмма «Семь поколений, которые есть за спиной каждого из нас, всего 256 человек. Крылья птицы жизни. Красиво и символично».

У ребенка к кровным родителям много любви и ненависти одновременно. Это прямо противоположные чувства. И по большому счету ребенка начинает «разрывать» изнутри от любви и ненависти к биологическим родителям. Замещающие родители, не являясь кровными, не имеют отношения к его появлению на свет, но это родители, которые могут представить все необходимые возможности для роста и развития ребенка.

Таким образом, обе семьи сделали и делают абсолютно разные вещи для ребенка: одни дали ему жизнь, другие все необходимое для того, чтобы данную ему жизнь ребенок мог прожить. Это две различные функции родительства, которые в обычных семьях выполняются одними и теми же родителями, а в случае приемного ребенка одна из функций выполнена замещающими родителями, а другая – кровными. Вклад обеих семей невероятно значим. Он не может сравниваться, так как разный по содержанию, но по значению – идентичен. Для того, чтобы ребенку не приходилось выбирать «лучшую» семью, для того, чтобы он учился принимать в себе то, что пришло из кровной семьи, и то, что пришло из замещающей семьи, взрослым, окружающим ребенка, необходимо на всех этапах его семейного устройства транслировать ему послание об уважении и признании его кровной и замещающей семей. Уважать кровную семью – не значит любить. Это значит - признавать важность роли кровных родителей в появлении на свет ребенка и принимать то, что дали эти люди ребенку – жизнь. Через уважение (признание права биологических родителей быть такими, какие они есть, не пытаясь их «переделать») легче через найти тропинку к сердцу ребенка.

· Упражнение «Генеалогическое дерево». Ведущий предлагает участникам взять чистый лист и изобразить на нем «родословное дерево» (каждому своей семьи).

Правила построения генеалогического дерева:

- мужчины изображаются в виде квадрата, женщины в виде круга;

- себя изобразить по центру листа;

- «уровни» поколений располагаются горизонтально, так чтобы вы, ваши братья и сестры располагались на одном уровне; родители на другом – этажом выше; ваши дети – этажом ниже;

- в каждый знак вписывается имя человека

- на каждом уровне вписываются все родственники, даже если их нет в живых.

Обсуждение. Что вы чувствуете в процессе изображения? Нравится ли вам то, что получилось? Имеет ли для вас это значение и какое именно?

Затем ведущий предлагает участникам согнуть лист (и загладить сгиб рукой) таким образом, чтобы с одной стороны на внешней (видимой) части листа остались уровни «дерева» с поколением участников и всеми, кто после них (потомки), а по другую сторону сгиба – все уровни, которые были до них (предки). Далее ведущий предлагает участникам разорвать лист по линии сгиба, и отбросить куда-нибудь в сторону ту часть дерева, на которой изображены все предшествующие ему поколения.

Обсуждение. Что Вы чувствуете, услышав мое предложение? Готовы ли Вы это сделать?Почему?

· Мини-лекция «Конфликт лояльностей». «Как показывает практика, очень часто причиной трудного поведения приемного ребенка является так называемый конфликт лояльностей. Приемные дети очень тонко чувствуют отношение замещающих родителей к кровным и вынуждены находиться перед необходимостью выбора, какая семья для него «лучшая», задаваясь вопросом «кого я больше люблю?». Тайна усыновления… Первое, что необходимо осознавать замещающим родителям это то, что ребенок является частью другой семейно-родовой системы. Только от членов своего рода, своей семьи, как плоды дерева от корней, маленький человек получает жизненные силы, энергию и поддержку предков. Поэтому если у ребенка остались родственники (бабушки, дедушки, сестры, тети, дяди и другие), то правильнее будет, чтобы именно они стали его опекунами. Только когда у ребенка действительно никого нет, тогда людям из другой семейной системы можно занять их место, и усыновление будет правильным и благородным решением. Опекунство более безопасно в том плане, что человек знает свои корни, у него сохраняется его собственное имя и фамилия. У каждого ребенка есть право на знание своих собственных родителей и на то, чтобы быть членом своей собственной системы. Потому что все тайное рано или поздно становится явным. Ведь тайна усыновления по факту является тайной лишь для сознания человека. Внутри себя человек тайну знает. Бессознательное ощущение тревоги, связанное с отрывом от кровных родителей, может преследовать человека всю жизнь, оказывая влияние на поведение, привычки, влечения, болезни. Нелегко приходится и замещающим родителям, причем груз тайны усыновления (вины, ответственности) становится со временем все тяжелее. Помимо проблем в отношениях приемных детей с родителями («вы не те отец и мать, которые мне нужны»), тайна усыновления или негативное отношение к кровным родителям способствует неосознанному поиску родителей или проявлению лояльности своей кровной семейной системе, выражающейся в трудном поведении: уходы из дома, агрессивность, противоправное поведение, алкоголизм, часто как неосознанное. Если ребенок внутренне хранит верность (лояльность) своей кровной семье, то в замещающей семье у него как то не складываются отношения. Если в конфликте лояльностей ребенок больше находится на стороне замещающих родителей, то внутренне он будет чувствовать, что предает своих кровных предков. Часто замещающие семьи сталкиваются с такой проблемой, когда ребенок адаптировался в семью, все вроде бы идет хорошо, но вдруг объявляется биологическая мать, и начинается борьба за ребенка. Ребенок попадает в поле борьбы за его внимание и любовь, а точнее в конфликт лояльностей. Конфликт лояльности не может быть решен на уровне ребенка, он решается на уровне родителей, с «выводом» ребенка из зоны конфликта.

«Идеальная» модель освобождения ребенка от конфликта лояльности. В идеальной модели кровная и замещающая семьи гармонично соединяются в ребенке. От кровной семьи ребенок отошел, и в идеале должен сказать: «Спасибо, что вы дали мне жизнь, я воспользуюсь этим шансом». Что в «идеале» должны сказать кровные родители своему ребенку? «Все, что мы могли, мы тебе дали, это твоя жизнь. Дальше иди сам и опирайся на других людей или на замещающих родителей». Замещающие родители в «идеале» должны сказать биологическим родителям: « Спасибо, если бы не вы – у нас бы не было этого ребенка. Мы позаботимся о нем».Главное, чтобы обе семьи не конкурировали, не соревновались друг с другом, кто из них лучше. Теперь решающую роль для дальнейшего развития ребенка играет то, как ведут себя его новые родители, занимают ли они место замещающих или хотят быть «настоящими» родителями, претендуя на место кровных. Часто замещающие родители, выполняя свои родительские функции, внутренне, иногда неосознанно, сравнивают себя с биологическими родителями, соревнуются с ними: «Мы лучше, чем вы, мы воспитываем вашего ребенка!» Замещающие родители должны признавать: «Вы родили, а мы воспитываем. Мы вместе делаем одно дело». Это действительно трудно. Но задача взрослых людей и биологических, и замещающих найти баланс в своих отношениях. Когда кровные родители «отпустили», благословили, а замещающие родители воспитывают, тогда у ребенка есть СВОБОДА (от конфликта лояльности) быть и таким как биологические, и таким как замещающие. Это конечно то, что касается «идеального» выхода из конфликта лояльности для ребенка.

· Ролевая игра «Гены и все остальное» У частникам предлагается разыграть по ролям жизненную ситуацию.

Ситуация

«Коля, 15 лет, уже давно живет в замещающей семье, у него хорошие отношения с замещающими родителями. Несколько лет назад он был изъят из кровной семьи, потому что кровные родители были алкоголиками и о ребенке не заботились. Сегодня у Коли был тяжелый день, не сумел сдать зачет. Сейчас он в гостях у своего приятеля, на пару лет постарше. Тот достает бутылку водки и предлагает Коле «плюнуть на все и напиться».

Ведущий приглашает участников на роли Коли и его друга и предлагает им изобразить тот самый момент, когда Коля должен принять решение: согласиться или отказаться. Пусть приятель протягивает ему стакан со словами " Ну, давай, выпьем как следует»!

Вопросы Коле. От чего будет зависеть твой ответ? Какие голоса звучат сейчас в твоей душе, подталкивая выбрать то или иное решение?

Это могут быть гены, его кровные родители, другие родственники, его замещающие родители, друзья, любимые кино- и литературные герои и т. д. На роль каждого голоса вводится новый участник, и вместе с ним формулируется фраза, которую произносит данный голос. Например, «гены» могут говорить «Да пей, в твоем роду все пили», кровная мать: «Пить нехорошо, да как удержишься?», кровный отец: «Настоящий мужик без водки – никуда!», его младший брат, дядя Коли «Ненавижу этих пьяниц, в рот не возьму эту гадость, и ты не бери!», замещающая мать: «Коля, только не это, я боюсь, что ты сопьешься», замещающий отец: «Да не будешь ты пить, ты ведь толковый парень», друзья «Да ладно, Колян, ты уже не маленький, пей!», девочка, которая ему нравится: «Так противно, когда пахнет перегаром! Я с такими не встречаюсь», ковбой из любимого фильма: «Двойной виски. Пора промочить горло» и т. д. Важно, чтобы роль того или иного «голоса» получил каждый участник группы. Пусть теперь Коля и его приятель воспроизведут момент принятия решения, а голоса – все одновременно – высказывают Коле свое. Ведущий повторяет это несколько раз, поощряя «голоса» говорить тем громче и напористее, чем больше они лично заинтересованы в определенном Колином решении.

Вопросы Коле. Что ты чувствуешь, легко ли тебе принять решение?

Обсуждение.Вопрос к группе: может ли кто-то сказать, что он точно знает, как поступит Коля?

Информация ведущего. Как показывает практика проведения этого упражнения, Коля выбирает из всех голосов, голос девочки которая ему нравится, к которой он испытывает положительные чувства. Не стоит переживать, что приемный ребенок обязательно станет повторять негативный опыт кровной семьи. Если у вас сложились эмоционально теплые, гармоничные отношения с ребенком, если он чувствует, что вы не осуждаете его кровных родителей, чувствует вашу любовь, то выбор обязательно будет там, где больше сильных и позитивных эмоций в отношениях.

· Упражнение-релакс «Избавиться от проблемы». « Сделайте один из тех спокойных, расслабляющих вдохов, которые начинаются в глубине вашего существа, проникают внутрь легких и затем выходят медленно через губы в пространство.

И опять...

И еще один.

Представьте себя на острове в южной части Тихого океана, на пляже, покрытом чудесным белым и чистым песком. В небольшой бухте, куда вы пришли провести часть нынешнего дня, вода теплая и ласковая. Вслушайтесь в легкий ритм прибоя.

Здесь атмосфера спокойствия и уединения; тишину нарушает лишь шум океана. Здесь вы в безопасности. Это - тихое и исцеляющее место. Лягте на песок навзничь и наслаждайтесь ощущением полного расслабления.

Наслаждайтесь нежностью сухого песка, повторяющего линии вашего тела. Ощутите теплоту воздуха и давление песка на все части тела, от пяток, погруженных в теплую сыпучую мягкость, до самой макушки.

Есть ли что-то в вашей жизни, от чего вы бы хотели избавиться?

Физическая боль или недуг?

Разрушительные эмоции?

Тревога, беспокоящая вас?

Используя первый пришедший на ум образ, представьте то, от чего вы хотите избавиться, в виде некоторого физического предмета.

Оно могло бы быть круглым, как мяч...

квадратным, как металлический ящик...

вытянутым, как кусок веревки.

Можете ли определить форму этого предмета?

Почувствуйте его вес...

Отметьте цвет...

Какова его структура?

Имеет ли он запах?

Сконцентрируйте всё свое внимание на этом предмете, пока не будете знать каждый дюйм его контура и поверхности. Создайте в уме его зрительный образ - настолько аккуратно, чтобы не оставалось скрытых частей. Теперь представьте этот предмет достаточно маленьким, помещающимся в ладони.

Возьмите его в правую или левую руку.

Осознайте: если он у вас в руке, его уже нет больше в вашем теле... он уже не является частью вас. То, от чего вы хотите избавиться, находится сейчас у вас в ладони.

Положите этот предмет на песок на расстоянии около метра от себя. Когда вы готовы, медленно сядьте - и почувствуйте, как перемещается под вами песок при изменении положения.

Посмотрите на предмет, от которого хотите избавиться, и точно оцените его размеры.

Выкопайте углубление в песке, значительно превышающее по размеру ваш предмет. Заметьте, как легко перемещается песок, какой он сухой, какой приятный на ощупь. Он быстро подчиняется движениям ваших рук.

Не считаясь со временем, делайте яму и широкую, и глубокую, так, чтобы в нее целиком и без зацепок сместился предмет, от которого вы будете избавляться.

Закончив, возьмите предмет двумя руками; бросьте или вдавите его в сделанное углубление.

В случае, если яма недостаточно широка или глубока, не пожалейте времени и доведите её до нужных размеров; можете пока достать из нее свой предмет. Пусть яма даже станет гораздо глубже, чем вам требуется на самом деле.

Убедившись, что предмет, от которого вы хотите избавиться, хорошо и глубоко помещается в яме, можно начать засыпать его песком.

Руками сдвигайте песок в яму. Сыпьте песок вокруг этого предмета и на него, заполняя яму до тех пор, пока она не перестанет существовать и её поверхность не станет гладкой.

Теперь разровняйте песок, чтобы исчезли даже следы кончиков ваших пальцев.

Внимательно посмотрите на гладкий песок и осознайте; предмет, от которого вы хотели избавиться, находится под ним, состоялся грандиозный ритуал захоронения.

Теперь встаньте и уйдите прочь от места захоронения, обратив к нему свою спину.

Обратите внимание, что начался прилив, вода подступила ближе, и теперь волны мягко накатываются на ваши ноги. Посмотрите, как медленно приближается каждая волна.

Пусть волны касаются вашего тела... почувствуйте, как теплые волны накатываются на ваши ноги... вас окутывает белая пена; звуки океана; похожие на смех...

И следующая волна накатывается на ваше тело, и вы снова чувствуете себя ребенком, играющим в безопасном месте, который знает и верит, что все будет замечательно, и никто не причинит ему вреда. Можете пройти дальше в море, если вам нравятся эти чувства. Или можете вернуться на берег, чтобы солнце высушило ваше тело. Выберите, что для вас лучше... и восхищайтесь ощущениями.

Заканчивая, сделайте очень глубокий вдох и глубоко проникните в смысл того, что в результате упражнения заботы или ощущения, от которых вы хотели избавиться, захоронены глубоко в песке на далеком острове. Откройте глаза и убедитесь, что находитесь в своей комнате. Осознайте, как далеко вы от того острова.

То, что раньше было частью вас, больше таковой не является.

Как можно подробнее опишите пережитые впечатления. От чего вы решили избавиться? Какую форму вы дали этому бывшему отягощению? Какие ощущения вы испытывали, закапывая предмет в песок?

· Завершение занятия. Рефлексия прошедшего занятия и получение обратной связи от участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 951; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.056 с.)