Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тесты способностей и современная когнитивная психология
Возникновение из тестов интеллекта тестов способностей. При классическом тестировании интеллекта постулировалось, что интеллект можно описать при помощи единого показателя (IQ). Но уже при выполнении тестов интеллекта были обнаружены внутри-индивидуальные различия по различным группам заданий, что через некоторое время привело к созданию батарей тестов способностей, с помощью которых открывается возможность достичь дифференцированного подхода к измерению качеств одного и того же человека. Так, в частности, получили развитие методики, позволяющие анализировать выполнение теста относительно различных аспектов интеллекта. С их помощью осуществляется не единое измерение IQ, а выявляются частные его составляющие (интеллектуальный профиль). Также стало очевидным, что многие из общеинтеллектуальных тестов главным образом измеряют словесное понимание, а такие области, как технические способности, обычно ими не затрагивались. Как дополнение к тестам интеллекта возникли тесты специальных способностей. Психологическое тестирование способностей. Тесты способностей — группа психодиагностических методик в рамках объективного тестирования, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. В этом – отличие тестов специальных способностей от тестов интеллекта, направленных на измерение общего уровня интеллектуального развития и имеющих валидиность по критерию наиболее широких сфер деятельности. Валидизация тестов специальных способностей осуществляется по отношению к конкретным областям деятельности, в этом они близки к тестам достижений. Разработка тестов специальных способностей была связана, прежде всего, с необходимостью решения практических задач в области профотбора и профориентации. Так, измерение способностей к конкретным видам деятельности дополняло данные, полученные с помощью тестов интеллекта. Часто используют комплексные батареи общих способностей. Так, в государственных учреждениях США при приеме на работу используется GATB - батарея тестов общих способностей. В нее вошли задания, образующие такие факторы как: общие способности к обучению, вербальные способности, числовые способности, пространственные способности, восприятие формы, мысленное восприятие, двигательная координация, пальцевая моторика, ручная моторика. Данный тест наиболее оправдан для целей распределения персонала, т.к. для определения его валидности используются прежде всего профессиональные критерии, а не успехи в обучении. Вместе с тем он используется и образовательными организациями (средняя школа, колледжи).
Примеры тестов способностей Классификация когнитивных способностей К.Пирлмена, предполагает следующие способности. 1. Общие умственные способности - способности к пониманию понятий и отношений, излагаемых устно и представляемых в числовой форме основных, включая способность логически рассуждать и решать проблемы, устанавливать отношения между абстрактными образами и символами. Тесты, нацеленные на выявление общих умственных способностей, содержат комбинации всевозможных вербальных, количественных и логических или пространственных заданий. 2. Вербальные способности - умение понимать и применять различные языковые конструкции. Тесты, которые выявляют эти способности, предусматривают определение степени понимания прочитанного текста, запаса слов, знания грамматики, правильности произношения, связанности речи, завершенности фраз. 3. Вычислительные способности - умение понимать числовые выражения и понятия, представляемые в числовой форме, быстро и точно выполнять стандартные арифметические операции. Тесты вычислительных способностей предусматривают простые вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление или смешанные операции), задачи с арифметическими выражениями, поиск ошибок, чтение графиков или таблиц. 4. Логические способности - умение мыслить логически и излагать собственные мысли в фактографической, символьной или образной форме, в том числе способность понимать и применять основополагающие принципы, делать правильные умозаключения или принимать правильные решения в заданных условиях. Тесты, проверяющие логические способности, содержат устные рассуждения, абстрактные рассуждения, буквенные и числовые последовательности, высказываемые суждения и логическое упорядочивание некоторых событий.
5. Скорость восприятия - способность к быстрому и точному осознанию существенных деталей в вербальном, числовом, образном или графическом материале. Соответствующие тесты предусматривают сопоставление имен, чисел, фигур, исключение каких-либо элементов, хранение чисел, кодирование, хранение имен и проведение замен или подстановок. 6. Память - способность заучивать, вспоминать и воспроизводить или использовать информацию, отражающую ассоциативные связи между вербальными, числовыми или образными сигналами. Тесты, проверяющие память, содержат операции запоминания устных команд, классификации, кодирования, подстановки. 7. Пространственно-механическая ориентация - способность к точному восприятию или представлению объектов в пространстве либо умение манипулировать в плане представлений пространственными образами, относительным положением или ориентацией и движением объектов в пространстве, способность к пониманию и использованию простых принципов физики и механики. Соответствующие тесты требуют знание основ механики, пространственных зависимостей, поисковых процедур, механических принципов и способов отслеживания. 8. Канцелярские способности - умение выполнять задачи, связанные с рутинной канцелярской работой, которая требует быстрого восприятия материалов, представленных в устной или числовой форме, и умения быстро вникать в их существенные детали. Канцелярские способности оцениваются по выполнению канцелярской работы. Методология когнитивной психологии. Направление, сложившееся в рамках современной когнитивной психологии и ставящее на место основного предмета анализа вместо интеллекта систему способностей, связано с именами Э.Б.Ханта и Р.Стернберга, которые выступили с критикой традиционных тестологических подходов к интеллекту. По их мнению, альтернативой психометрическому подходу должно стать изучение элементарных информационных процессов, т.е. микрооперациональных когнитивных актов, связанных с оперативной переработкой текущей информации и лежащих в основе решения познавательных задач. Таким образом, исследовательские усилия сосредотачиваются на изучении тех когнитивных процессов, которые обусловливают индивидуальные различия в успешности выполнения традиционных интеллектуальных тестов. Прием, разработанный Э.Хантом для изучения механизмов интеллекта - когнитивный корреляционный метод - заключается в том, что показатели отдельных элементарных когнитивных процессов (например, скорости переработки лексической информации) соотносятся с помощью корреляционного анализа с показателем психометрического теста в виде IQ, с тем чтобы можно было определить, как эффективность этого базового информационного процесса сказывается на индивидуальных различиях в исполнении этого теста. Р.Стернберг же проводил свои экспериментальные исследования в рамках когнитивного компонентного метода, предполагающего анализ самого процесса выполнения определенного интеллектуального теста. С помощью методов факторного анализа было показано, что в основе результатов выполнения различных тестов интеллектуальных способностей лежат три базовые способности: способность к рассуждению (или текучий интеллект по Р.Б.Кеттелу), вербальная способность (или кристаллизованный интеллект по Р.Б.Кеттелу) и пространственная способность. Анализ когнитивных операций, обусловливающих результаты прохождения тестов способностей, разворачивается в указанных трех областях.
Способность к логическому рассуждению. Типичные тесты, используемые для оценки логического рассуждения, включают математические задачи, задачи на аналогии, на экстраполяцию последовательностей, дедуктивные силлогизмы и на решение проблем. В целом такие способности можно называть способностями к решению проблем. Когнитивная психология пытается изучить шаги, при помощи которых человек находит ответ на вопрос, прежде всего за счет фиксации времени, необходимого для осуществления каждого шага. Согласно схеме Р.Стернберга, рассуждение можно описать как попытку соотнести элементы старой информации с целью получения новой. При этом старая информация может быть внешней (из книг, фильмов или газет), внутренней (хранящейся в памяти) или их сочетанием. Наиболее характерной задачей, в решении которой проявляется способность к рассуждению, является задачей на выявление аналогий, выступающая общим моментом для многих интеллектуальных тестов. Такие субтесты на аналогии высоко коррелируют с другими субтестами и имеют важное значение для измерения общего фактора g Спирмена.
Методика Один из примеров - задача равенства отношений, которую можно представить так: А относится к В как С относится к D (A: B:: C: D). В одних случаях последний член D опускается и должен быть сгенерирован, а в других надо сделать выбор из ряда предложенных вариантов, как в примере: Филология: Языки:: Микология: (а- цветущие растения, б- папортники, в- сорняки, г- грибы). В решении подобных задач выделены следующие элементарные информационные операции: 1. Декодирование терминов аналогии, перевод стимулов во внутреннюю ментальную репрезентацию в виде развертывания значения слов. 2. Умозаключение о связи, существующей между первым и вторым элементами первой половины аналогии. 3. Сравнение и нахождение правила, связывающего две половины аналогии, это составление карты отношения высокого порядка, существующего между первой и второй частями аналогии. 4. Применение отношения, сходного с выведенным, ко второй части аналогии. Это проверка, уточнение правильности обнаруженных связей применительно ко второй половине аналогии. 5. Окончательный ответ. Время, затрачиваемое испытуемыми на процесс решения, распределялось следующим образом: 54% — декодирование, 12% — умозаключение, 10% — сравнение, 7% — проверка и 17% — ответ. Таким образом, фаза построения ментальной репрезентации, судя по объему затраченного времени, играет особую роль в организации процесса поиска решения. Таким образом, сначала члены аналогии кодируются или транслируются во внутренние репрезентации, над которыми выполняются последующие операции.
При этом было установлено, что испытуемые, имевшие более высокие оценки по тестам интеллекта, были более быстрыми на последних четырех фазах, но более медленными на фазе декодирования информации. Также обнаружилась корреляция 0,79 между операцией умозаключения и психометрической оценкой рассуждения и корреляция 0,75 между операцией сравнения и психометрической оценкой способности к рассуждению. Это значит, что испытуемые, сильные в умозаключении или сравнении, хорошо справляются с психометрическими тестами, предполагающими логическое рассуждение. Сходные результаты получены в других исследованиях, в которых испытуемым были предложены различные тесты. Некоторые из них включали задания на аналогии, другие — на классификацию (например, к какой паре слов присоединить Италию: Германия/Франция или Вьетнам/Корея?). Обнаружилось высокое соответствие между временем решения этих заданий и баллами испытуемых по психометрическим тестам на абстрактное мышление. Средняя корреляция составила -0,65. Способность к переработке вербальной информации. Показано, что критическим для вербальных способностей является кратковременная память и время кодирования и перекодирования вербальных стимулов.
Методика В качестве одного из средств анализа процесса переработки вербальной информации используется задача «активного охвата», предназначенные для оценки способности человека сохранять в кратковременной памяти и использовать различные объемы информации. Испытуемому последовательно предъявляются ряды: (7´7) + 1 =50; собака (10/2) + 6 = 10; газ (4´2) + 1 = 9; нос (3/1) + 1=4; бой (5/5) + 1 = 2; дерево (8´2) - 4 = 13; помощь (8´2) - 4 = 13; опора В этой процедуре испытуемый должен сначала сказать, является ли решение уравнения верным, а затем вслух прочитать слово. Так, в первом случае испытуемый должен сказать: «Верно; собака», потом ему предъявляются другие примеры. После предъявления серии таких примеров следует команда, по которой испытуемый должен записать столько слов, сколько он сможет вспомнить («собака», «газ», «нос» и т.д.). Оказалось, что баллы по таким заданиям коррелируют с баллами по многим интеллектуальным тестам, таким как Тест на школьные задатки (Scholastic Aptitude Test - SAT), Оценка понимания прочитанного текста и др.
Также, для того чтобы понять вербальную фразу, необходимо актуализировать значение каждого отдельного слова в этой фразе. По-видимому, эти значения извлекаются из некоего словаря, причем процесс извлечения каждого слова — быстрый, но не мгновенный. Тот, кто чуть-чуть быстрее решает эту задачу, может получить значительное преимущество при работах с большими объемами текстовой информации. Показано, что время таких обращений к памяти короче у тех людей, которые хорошо справляются с вербальными субтестами. Э.Б.Хант и его коллеги вопрос: «Чем отличается обработка информации у людей с высокими и низкими способностями?» решали, обратившись к анализу процессов декодирования. При этом использовалась задача на сопоставление букв, разработанная М.Познером.
Методика В этой задаче от испытуемых требовалось решить, совпадают ли две буквы (например, А-А или А-а). В некоторых случаях буквы совпадали физически, а иногда сопоставление происходило по названиям букв. С позиций информационного подхода, для проверки физического соответствия букв от испытуемого требовалось просто ввести их в кратковременную память и принять решение, тогда как при сопоставлении букв по названию испытуемый должен был ввести их обе в кратковременную память, воспроизвести название буквы (хранящееся в долговременной памяти), принять решение и затем нажать кнопку, останавливающую таймер. Таким образом, при оценке физического соответствия работают только операции, связанные с кодированием и сравнением зрительных паттернов, тогда как сравнение названий отражает эффективность кодирования информации на уровне, требующем, чтобы физическая репрезентация буквы вступала в контакт с названием этой буквы в долговременной памяти. Оказалось, что скорость, с которой человек может воспроизвести информацию из долговременной памяти, является мерой вербальных способностей. В условиях физического сопоставления букв (А-А), высоко- и низкоспособные группы справлялись примерно одинаково хорошо, но в условиях сравнения названий (А-а) низкоспособной группе для принятия правильного решения в среднем требовалось больше времени, чем группе с высокими способностями. Различие между этими группами было в диапазоне от 25 до 50 мсек. В процессе нормального чтения — например, при чтении учебника — происходит декодирование многих тысяч букв, эффекты этих миллисекундных периодов суммируются. Эти результаты были проверены на различных группах испытуемых, включая студентов университета, десятилетних детей, пожилых взрослых и умственно отсталых людей. Те, кто быстро распознают, что „вера" и „вена" — разные слова или что буквы «А» и «а» имеют одно название, имеют тенденцию к получению высоких оценок в вербальных способностях. Способность к переработке пространственной информации. Также осуществлялись попытки соотнесения развития пространственной способности с исследованием когнитивных операций, в частности, операций мысленного вращения (ментальной ротации). М.А.Джаст и П.А.Карпентер сравнивали испытуемых с низкой и высокой пространственной способностью при выполнении задач на мысленное вращение по методике Р.Шепарда и Дж.Метцлера. Испытуемые с низкой пространственной способностью не только выполняли задание более медленно, но также показывали более сильную зависимость от угла несоответствия. Это означает, что скорость мысленного вращения ниже у испытуемых с низкой пространственной способностью. Пространственная способность часто противопоставляется вербальной. При этом некоторые люди оцениваются по одному показателю высоко, а по другому низко, и наоборот. К.Мак-Леод, Э.Б.Хант и Н.Н.Мэттьюс нашли подтверждение тому, что эти типы людей решают когнитивные задания, связанные с переработкой пространственной информации, по-разному. Для этого использовалась задача верификации предложений Кларка и Чейза:
Методика В этой задаче испытуемым предъявляют высказывания вроде «плюс над звездой» или «звезда не над плюсом» и просят их определить, правильно или неправильно эти высказывания описывают картинку: *+ (либо +*). Были выявлены две группы испытуемых. Одни испытуемые сначала мысленно описывали картинку с помощью соответствующего вербального суждения и затем соотносили его с заданной фразой («вербализаторы»), другие — мысленно создавали образ заданной фразы и сравнивали его с картинкой («визуализаторы»). При этом в первой группе не отмечалось влияние отрицания, в то время как в другой оно было весьма существенным. В группе испытуемых, не обнаружившей влияния отрицания, были отмечены лучшие результаты в тестах пространственной способности. Представители этой группы сравнивали образ, сформированный на основе высказывания, с картинкой. Такой образ не может иметь в себе отрицания. Итак, «вербализаторы» имеют более высокие оценки на вербальных тестах, «визуализаторы», напротив, — на пространственных тестах Выводы из когнитивных исследований. Использование когнитивной методологии при анализе различных интеллектуальных способностей приводит к ряду выводов: 1. Различия в способностях (к логическому рассуждению, вербальной или пространственной) связаны с различиями в скорости обработки информации. 2. Различия в способностях связаны с различиями в объеме рабочей памяти. 3. Различия рабочей памяти могут быть следствием различий в скорости обработки, поскольку люди могут удерживать больше информации в рабочей памяти, если обрабатывают ее более быстро. 4. Различия между вербальной и пространственной способностями могут быть объяснены за счет использования индивидом той или иной стратегии обработки информации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.023 с.) |