Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование моделей когнитивной психологии в тестировании знаний
Современная когнитивная психология дает подробное описание психологических процессов, обеспечивающих усвоение и использование знаний, в том числе связанных с учебными дисциплинами. На основе этих описаний может строится как процесс обучения, так и процесс диагностики уровня подготовленности по той или иной дисциплине (тестирования знаний). В рамках психодиагностики, строящейся на основе информационных моделей, может использоваться ряд приемов, которые обеспечивают получение данных, касающихся индивидуальной выраженности процессов принятия решений и организации семантической памяти. Укажем некоторые из этих приемов. 1. Фактор времени. При проведении тестирования знаний учащихся с помощью компьютерных технологий возможно и желательно в качестве отдельного параметра фиксировать время, которое тратится на принятие решений о выборе правильного ответа. На основании получаемых таким образом данных может строится вероятностное суждение о выраженности у каждого учащегося, прошедшего тестирование, общего интеллекта, который коррелирован со скоростью принятия решений. 2. Для определения того, насколько сформирована (и сформирована ли адекватно) семантическая структура знаний о том или ином предмете в рамках тестирования может использоваться раздельное фиксирование правильности ответов на вопросы, предлагаемые в двух типах последовательностей вопросов. В одном случае вопрос предъявляется в ряду схожих по содержанию вопросов (которые в лекционном материале давались в едином блоке), в другом случае – в чужом контексте, например, в ряду вопросов, которые рассматривались на других лекциях. Такая стратегия – на основе анализа долей правильных ответов при одном и другом типе последовательностей - позволяет разводить эффекты, связанные с эпизодной (связанной с ситуациями получения знаний) и семантической памятью (связанной с абстрактной формой хранения знаний). 3. Различные формулировки вопросов позволяют выявлять тот аспект знаний, который связан с уровнями свойств изучаемых объектов (понятий). Ряд свойств конкретных понятий оказывается заимствованным из родовых по отношению к ним понятий, а некоторые являются их отличительными характеристиками. Например, в вопросе «Является ли фи-феномен проявлением законов прегнантности» оказывается задействованы свойства понятий более высокого уровня (понятия «гештальт»). В то же время вопрос «Связан ли фи-феномен с восприятием формы, цвета или движения» оказывается задействованы свойства только специфические свойства. При компьютерном тестировании знаний такого рода уровни свойств могут специально отслеживаться и служить основой суждения об уровневой организации понятий в семантической памяти.
Литература к главе 1 1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х. кн. М.: Педагогика, 1982 2. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002, с. 174-235 3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989 4. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: Пан лтд., 1994 5. Когнитивная психология / Под ред. В.Н.Дружинина. М.: ПерСе, 2002, с. 241-282 6. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984 7. Осберн Х. Профессиональный отбор // Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т. 3. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов. - М.: Мир, 1991. С. 237-300 8. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996 9. Glynn I. An anatomy of thought: the origin and machinery of the mind, London: Weidenfeld & Nicolson. 1999 10. O’Keefe, J. & Dostrovsky, J. The hippocampus as a cognitive map: Preliminary evidence from unit activity in the freely moving rat. Brain Research, 34, 171-175, 1978 11. Tripp S. Cognitive Navigation: Toward a biological basis for instructional design
Глава 2.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.233.198 (0.007 с.) |