Нормативно-правовая база, регулирующая бухгалтерскую отчётность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовая база, регулирующая бухгалтерскую отчётность



Нормативное регулирование правил составления бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется на четырех уровнях.

К документам первого уровня относятся:

– «Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ»(Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. 23.05.2016 № 149-ФЗ));

– «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (ред. от 24.12.2010, с изм. от 08.07.2016))

Документы второго уровня:

– «Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» (Приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» (ред. от 08.11.2010));

– другие Положения по бухгалтерскому учету.

К третьему уровню регулирования относятся:

– различные Инструкции Минфина РФ о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности;

– Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023)

– другие методические указания и рекомендации Министерства финансов.

Четвертый уровень регулирования осуществляется в рамках учетной политики предприятий.

9) Структура и содержание бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки имущества по его составу, размещению и источникам его формирования на конкретный момент времени. Это двусторонняя таблица. В левой части баланса показывается имущество по составу и размещению – это актив баланса, в правой части отражаются источники формирования этого имущества – это пассив баланса.

Показатели в балансе называются статьями баланса. Итоги в балансе называются валютой баланса. Особенностью баланса является то, что валюта актива баланса равна валюте пассива баланса. Баланс составляется на 1 число отчетного периода в 1000-ах рублей.

Структура и содержание актива баланса.

Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.

Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:

внеоборотные активы;

оборотные активы;

капитал и резервы;

долгосрочные обязательства;

краткосрочные обязательства.

В заключении бухгалтерского баланса есть специальная строка по активу и пассиву – «валюта баланса».

Типовая структура бухгалтерского баланса содержит следующие числовые показатели.

Актив. Раздел 1. Внеоборотные активы.

Нематериальные активы: права на объекты интеллектуальной собственности; патенты, торговые знаки, знаки обслуживания, организационные расходы; деловая репутация организации.

Основные средства: земельные участки и объекты природопользования; здания, машины, оборудование, незавершенное строительство.

Доходные вложения в материальные ценности: имущество для передачи в лизинг, предоставляемое по договору проката.

Финансовые вложения: инвестиции в дочерние общества, в зависимые общества; займы, предоставленные организации на срок более 12 месяцев; прочие финансовые вложения.

Раздел 2. Оборотные активы.

Запасы: сырье, материалы и аналогичные ценности; затраты в незавершенном производстве; готовая продукция, товары для перепродажи и отгруженные; расходы будущих периодов.

Дебиторская задолженность: покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников по вкладам в уставный капитал.

Финансовые вложения: займы, предоставленные организацией на срок менее 12 месяцев; собственные акции, выкупленные у акционеров; финансовые вложения.

Денежные средства: расчетные счета; валютные счета; денежные средства.

Пассив. Раздел 1. Капитал и резервы.

Уставной капитал. Добавочный капитал. Резервный капитал: резервы, образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами. Нераспределенная прибыль.

Раздел 2. Долгосрочные обязательства.

Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Прочие обязательства.

Раздел 3. Краткосрочные обязательства.

Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики; векселя к уплате; задолженность перед дочерними и зависимыми обществами; перед персоналом организации; перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами; перед участниками по выплате доходов; полученные авансы.

Доходы будущих периодов: резервы предстоящих расходов и платежей.

Баланс всегда составляется на определенную дату, то есть на первое число, следующее за отчетным числом месяца, квартала, года. Баланс показывает состояние средств и их источников на конец отчетного периода. Элементами актива и пассива баланса являются статьи, сгруппированные в разделы, то есть каждая строчка баланса – статья баланса.

Главный принип баланса - равенство актива и пассива. Валюта баланса - сумма по активу и пассиву. Структура баланса – удельный вес отдельных статей в общей валюте баланса.

10) Структура и содержание отчета о финансовых результатах

Формы бухгалтерской отчетности, в том числе и отчета о финансовых результатах, утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Отметим, что форма, данная в приложении № 1 к приказу, называется «Отчет о прибылях и убытках», однако с 2012 г. в соответствии с Законом № 402-ФЗ и информацией Минфина России № ПЗ-10/2012 она должна именоваться отчетом о финансовых результатах.

Показатели отчета о финансовых результатах дополняют отраженную в бухгалтерском балансе информацию. Из баланса можно узнать о наличии активов и обязательств компании по состоянию на отчетную дату (конец года). А отчет о финансовых результатах позволит судить о размере доходов и понесенных расходов, наличии прибыли или убытков, то есть об эффективности работы компании за отчетный год.

Заполняется отчет о финансовых результатов на основании данных по бухгалтерским счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». Структуру отчета можно условно представить в виде четырех разделов:

— доходы и расходы по обычным видам деятельности,

— прочие доходы и расходы;

— финансовый результат организации;

— данные, приведенные справочно.

Напомним, что согласно п. 4 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» все доходы и расходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются на:

— доходы (расходы) от обычных видов деятельности;

— прочие доходы (расходы).

Какие именно доходы и расходы отнести к основным видам деятельности, а какие к прочим, организации решают самостоятельно и закрепляют принципы классификации в учетной политике. Данная позиция подтверждается разъяснениями Минфина России (письмо от 15.08.2012 № 07-02-06/203).

При заполнении отчета о финансовых результатах важно помнить, что показатели доходов и расходов не зачитываются между собой, а отражаются развернуто. Исключение из этого правила предусмотрено для прочих доходов и расходов. Согласно п. 18.2 ПБУ 9/99 и п. 21.2 ПБУ 10/99 в отчете о финансовых результатах можно показать разницу между прочими доходами и расходами за период, если:

— правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов и расходов;

— связанные доходы и расходы, возникающие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

Например, организация вправе отразить в отчете разницу между доходами и расходами от сдачи имущества в аренду, если эти доходы относятся к прочим и деятельность по сдаче имущества в аренду не является существенной для организации.

Отчет о финансовых результатах формируется в целом по организации вне зависимости от применяемых режимов налогообложения и наличия обособленных подразделений.

Далее рассмотрим порядок определения показателей, отражаемых в отчете. В отчет включаются показатели за отчетный и предыдущий годы. Если данные за два этих года оказались несопоставимы, то согласно п. 10 ПБУ 4/99 их следует скорректировать и привести в сопоставимый вид.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.01 с.)