Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мена по участию голоса и шумаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Данному типу мены подвергаются согласные, парные по признаку участия голоса и шума в их образовании. За пределами этого типа мены остаются все сонорные согласные, шумные [ц]/ [дз], [ч’]/ [д’ж’], которые подвергаются не мене, а позиционным изменениям. Мена по участию голоса и шума происходит в трех позициях: 1) шумные звонкие согласные, попадая в позицию абсолютного конца слова, закономерно заменяются парными им шумными глухими, например: са[д]ы́ - са́[т]; гла[з]а́ - гла́[с]; гри[б]ы́ - гри́[п]; Бо́[[γ]а] - Бо́[х]; 2) шумные звонкие согласные, попадая в позицию перед шумными глухими, закономерно заменяются парными им шумными глухими согласными, например: улы[б]а́ться – улы́[п]ка; ло́[ж]ечка - ло́[ш]ка; гри[б]ы́ - гри[п]ки́; 3)шумные глухие согласные, попадая в позицию перед шумными звонкими, закономерно заменяются парными им шумными звонкими, например: моло[т’]и́ть - моло[д’]ба́; ко[с’]и́ть - ко[з’]ба́; [с]мы́ть – [з]да́ть. Данный тип мены является меной перекрещивающегося типа, т.к. парные шумные звонкие и шумные глухие, различаясь в одних фонетических позициях, перестают различаться в других позициях, совпадая в одном звуке, см.: пло[д]ы́ → пло[т] [д] [т] пло[т]ы́ →пло[т] [т] улы́[б]очка → улы́[п]ка [б] кно́[п]очка → кно́[п]ка [п] [п]
2. Мена по месту образования шума Данному типу мены подвергаются переднеязычные зубные согласные [з], [з’], [с], [с’], попадающие в позицию перед небно-зубными переднеязычными [ж], [ж’:], [ш], [ш’:], [ч’]. В этой фонетической позиции зубные согласные заменяются небно-зубными, например: [c]ошью́ – [ш:ы́˙]ть; ра[c]прями́ть – ра[ш’:˙о́]ска; [c] огне́м – [ж:]а́ром. Необходимо отметить, что данный тип мены связан с теми согласными, которые образуются фрикативным (щелевым) способом либо являются аффрикатами – [ч’]. Переднеязычные зубные согласные, по способу образования являющиеся смычными или смычно-проходными, мене по месту образования не подвергаются, ср.: по[д]жа́рить; бо́[л’]ше. Также мена по месту образования шума не наблюдается в позиции перед [р] и [р’], которые хотя и являются небно-зубными согласными, но не относятся к щелевым и аффрикатам, ср.: [ш:]и́ть, но [ср]авни́ть; ра[ш’:]ита́ть, но ра[з]ры́ть.
3. Мена по способу образования шума Мене по способу образования шума подвергаются смычные согласные [д], [д’], [т], [т’] в позиции перед щелевыми [з], [з’], [с], [с’] и аффрикатами [ц], [ч’]. В этой фонетической позиции сочетание смычного и щелевого согласного заменяется аффрикатой, смычный в позиции перед аффрикатой заменяется аффрикатой, например: бри́[т]ь - бри́[цъ]; де́[т’]и - де́[ц]кий; о[т’]е́чество – о[ч’]и́зна. Замена сочетания смычного согласного в позиции перед щелевым согласным аффрикатой связана с тем, что сочетание «взрывной элемент + фрикативный элемент» характерно именно для аффрикаты, сложного по способу образования звука. Поэтому сочетание [тс] заменяется одним звуком, но сложного образования - [ц]. В сочетании же «смычный + аффриката» рядом в речевом потоке оказываются звуки, в образовании которых присутствует взрывной элемент, вследствие чего первый из членов сочетания уподобляется второму, ср.: [т] (смычка) + [ч’] (смычка + щель). Следует отметить, что мене по способу образования шума подвергаются только те смычные и щелевые звуки, которые относятся к группе переднеязычных согласных. Эти звуки очень близки к аффрикатам по своей артикуляции, т.к. аффрикаты также являются переднеязычными согласными по признаку места образования шума. Примечание: На современном этапе развития русского языка представляется нецелесообразным выделение мены согласных по наличию/отсутствию палатализации. В пределах корневой морфемы в позиции перед [е] могут выступать как палатализованные, так и непалатализованные согласные. Замена же твердого согласного мягким в позиции перед [е] на стыке основы и окончания должна рассматриваться как факт морфонологии, связанный не с фонетическими законами, а с процессами словообразования и словоизменения. Результатом позиционной мены является ассимиляция, т.е. уподобление согласных звуков друг другу по определенному признаку. Так, в примерах типа кру́[ж]ечка - кру́[ш]ка звонкий согласный заменяется парным ему глухим, т.е. происходит уподобление предшествующего согласного последующему по признаку участия голоса и шума. Разграничиваются полная и частичная ассимиляция. При полной ассимиляции согласные в сочетании звуков перестают различаться, происходит полное уподобление. В результате полной ассимиляции сочетание согласных заменяется одним звуком, например: [ш:]ы́ть. Звук [с] уподобляется согласному [ш] по признаку места образования шума, и остальные артикуляционные признаки у данных согласных полностью совпадают. Вследствие ассимиляции по месту образования шума согласные звуки перестают различаться, заменяясь долгим твердым согласным [ш:]. При неполной (или частичной) ассимиляции происходит уподобление согласных по определенному признаку, однако звуки продолжают различаться по другим артикуляционным признакам, например: [ш:’-ч’]елкой. Ассимиляция звуков [c] и [ч’] не приводит к полному уподоблению согласных, они различаются по признаку способа образования шума. По направлению выделяются прогрессивная и регрессивная ассимиляция. Для современного русского литературного языка характерна регрессивная ассимиляция, т.е. влияние последующего согласного звука на предшествующий согласный. Помимо ассимиляции, можно выделить диссимиляцию, т.е. процесс расподобления согласных звуков. В фонетической системе современного русского языка диссимиляция – редко встречающееся явление, связанное с меной заднеязычных в словах типа «легкий, мягкий» и т.п. В сочетании [гк] шумный звонкий согласный [г] по законам позиционной мены должен замениться парным ему глухим [к], однако в этом случае рядом оказывались два смычных согласных. В данных условиях в целях экономии языковых усилий необходима диссимиляция, т.е. замена смычного согласного [к] щелевым [х], совпадающим с ним по всем остальным артикуляционным признакам.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.177 (0.005 с.) |