Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Орфоэпия. Графика. Орфография↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Государственное образовательное учреждение высшего и профессионального обучения «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Л.В. Марченко, Т.Л. Павленко, А.Ф. Пантелеев
Современный русский язык. Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография Учебное пособие для студентов отделения славянской и западноевропейской филологии, филологического отделения (стационара и ОЗО)
Ростов-на-Дону
Современный русский язык. Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. Учебное пособие для студентов отделения славянской и западноевропейской филологии, филологического отделения (стационара и ОЗО) / Марченко Л.В., Павленко Т.Л., Пантелеев А.Ф. – Ростов-на-Дону, 2004. – с.
Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом. В пособии даются: теоретические сведения по основным разделам программы – фонетике, фонологии, графике; краткий словарь терминов, планы практических занятий, задания и упражнения к ним; задания для самоконтроля, тесты, варианты контрольных работ; схемы и образцы фонетического, фонологического, графического, орфографического, орфоэпического анализа языковых единиц, а также список научной и учебной литературы, словарей; вопросы к экзамену.
Авторы и составители – Л.В. Марченко, кандидат филологических наук, доцент, Т.Л. Павленко, кандидат филологических наук, профессор, А.Ф. Пантелеев, кандидат филологических наук, доцент.
Научный редактор – Т.Л. Павленко, кандидат филологических наук, профессор.
Рецензенты – В.П. Малащенко, доктор филологических наук, профессор, Е.В. Шейко, кандидат филологических наук, доцент.
Содержание I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ.............................................. с. 6 ФОНЕТИКА § 1. Понятие о фонетической транскрипции. Правила транскрибирования ....................................... …………………………………..с. 6 § 2. Классификация гласных звуков. ...............................с. 8 § 3. Классификация согласных звуков. ............................. с. 8 § 4. Позиционная мена и позиционные изменения звуков. ............. с. 12 § 5. Позиционная мена гласных звуков. ............................ с. 13 § 6. Позиционная мена согласных звуков. .......................... с. 18 § 7. Позиционные изменения гласных звуков. ...................... с. 22 § 8. Позиционные изменения согласных звуков. .....................с. 24 § 9. Фонетический слог. ........................................ с. 26 ФОНОЛОГИЯ. § 10. Понятие о фонеме как единице языка. Фонема и звук. ........... с. 30 § 11. Система гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем………………………………………………………………... с. 33 § 12. Система согласных фонем. ................................. с. 38 § 13. Сильные и слабые позиции согласных фонем. .................. с. 41 ГРАФИКА § 14. Предмет графики как научной дисциплины.................... с. 47 § 15. Характеристика русского алфавита........................... с. 47 § 16. Слоговой принцип русской графики.......................... с. 51
II. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.......................... с. 54 III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ............................... с. 71 IV. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ............ с 115 V. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ............................. с. 123 Контрольная работа №1 по теме «Фонетика» ...................... с. 123 Контрольная работа №2 по темам «Фонетика. Фонология. Графика.».. с. 139 VI. ТЕСТЫ ПО ТЕМАМ «ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ГРАФИКА»………………………………………………………с. 141 VII. СХЕМЫ И ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ.... с. 155 VIII. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ............................... с. 178 IX. ЛИТЕРАТУРА........................................... с. 183 I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ ФОНЕТИКА Классификация гласных звуков Гласные звуки современного русского языка классифицируются по трем признакам: 1. по степени подъема языка при образовании гласного звука; 2. по признаку ряда (по месту подъема языка), т.е. по движению языка по горизонтали в ротовой полости; 3. по отношению к лабиализации, т.е. участию/неучастию губ в образовании гласного звука. Участие голоса и шума
Сонорные являются самыми звучными из всех согласных звуков. В их образовании участвует голос при незначительном участии шума (примерно 75% - голос, 25 % - шум). Шумными являются те согласные, при образовании которых шум преобладает над голосом либо голос полностью отсутствует. Шумные звонкие согласные состоят из шума с небольшим участием голоса (примерно 75% - шум, 25% голос). Шумные глухие образуются без участия голоса, полностью состоят из шума. Многие шумные согласные объединяются в пары по участию голоса и шума. Парными являются шумные согласные, различающиеся только одним этим признаком (при общности других): [б] - [п]; [б’] - [п’] и др. Сонорные согласные не имеют пары по признаку «участие голоса и шума». Примечание: Перечень согласных, парных и непарных по участию голоса и шума, см. в разделе «Фонология». 2. Место образования шума
Деление согласных на губные и язычные связано с тем, какие активные органы речи участвуют в их образовании: губы или язык. В образовании губных согласных активную роль выполняет нижняя губа, в образовании язычных согласных – язык. Активные (движущиеся) органы речи взаимодействуют с пассивными, к которым относятся верхняя губа, альвеолы, зубы, твердое небо. Так, при образовании губно-губных согласных нижняя губа смыкается с верхней губой, а при образовании губно-зубных согласных тот же активный орган – нижняя губа - сближается с верхними зубами. Язычные согласные делятся на три группы в зависимости от того, передняя, средняя или задняя часть языка выполняет активную роль при образовании звука. Группа переднеязычных согласных является неоднородной. В зависимости от того, с каким пассивным органом сближается передняя часть языка, выделяются переднеязычные зубные (язык движется по направлению к верхним зубам) и переднеязычные небно-зубные (язык сближается с альвеолами, поднимаясь в передней части к твердому небу). 3. Способ образования шума
По способу образования шума выделяется несколько групп согласных. При образовании смычных (взрывных) согласных активный орган, сближаясь с пассивным, образует смычку, при преодолении которой происходит взрыв, т.к. воздушная струя с силой разрывает преграду. Смычные согласные очень краткие, их часто называют мгновенными звуками. Щелевые (фрикативные) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов, между которыми остается щель. Струя воздуха проходит через щель относительно свободно, однако трением воздуха о стенки щели создается шум. Отсутствие взрыва при преодолении преграды позволяет щелевым согласным приобретать долготу, что невозможно для смычных звуков. Аффрикаты являются сложными по образованию звуками: в начальной стадии артикуляции образуется смычка, однако ожидаемого взрыва не происходит, преграда размыкается, переходя из смычки в щель, через которую воздух выходит из ротовой полости. Аффрикаты, таким образом, совмещают в себе признаки смычных и щелевых согласных. Смычно-проходные согласные образуются путем полного смыкания активного органа с пассивным, воздух проходит одновременно через полость рта и полость носа. В зависимости от того, каким образом воздух проходит через преграду, выделяются смычно-проходные носовые и смычно-проходные боковые (ртовые) звуки. Согласные, при образовании которых кончик языка вибрирует, то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении струи воздуха, называются дрожащими (вибрантами). Классификация слогов Фонетические слоги классифицируются по нескольким признакам: 1) по характеру конечного звука: закрытые и открытые. Открытый фонетический слог – слог, оканчивающийся на гласный: [р/\-бо- тъ], [н/\ - фстр’`ê- ч у ], [т у -мá-н ы ] Закрытый фонетический слог – слог, который оканчивается на согласный звук (в том числе и Й): [ч`äй-н’ и к]. 2) по характеру начального звука: неприкрытые и прикрытые. Прикрытый фонетический слог – слог, который начинается с согласного звука: [слý -жбъ], [к/\-рáбл’]. Неприкрытыми называются слоги, начинающиеся гласными звуками: [/\р-бýс], [ и -глá]. 3) по месту в слове: начальные, серединные, конечные. 4) по отношению к ударению: ударные и безударные – предударные (первый предударный, второй предударный) и заударные. Ударный слог отличается от других наибольшей силой и длительностью произношения гласного звука, а также большей напряженностью артикуляции. В безударных слогах происходит редукция гласных звуков: в первом предударном, находящемся непосредственно перед ударным слогом, редукция гласных меньше, чем во втором предударном прикрытом слоге и заударных слогах. Правила слогораздела Слогораздел – граница между слогами, следующими друг за другом в речевой цепи. В существующих теориях слога имеются в виду разные основания при определении границы слога. Согласно теории сонорности (Р.И.Аванесов, М.В.Панов и др.), слогораздел проходит в месте наибольшего спада звучности. Структуру слогов принято изображать схематически. При этом условно звучность элементов, составляющих слог, обозначают цифрами: 4 (самая высокая звучность) – это звучность гласных, 3 – звучность сонорных, 2 – звучность звонких шумных, 1 – звучность шумных глухих. При слогоделении учитываются: 1) количество гласных, 2) количество согласных, находящихся между гласными, и 3) качество этих согласных. Основные правила деления слов на фонетические слоги таковы: 1. Если между гласными находится согласный звук, то он всегда отходит к последующему слогу: [б’ие _р’•ó -зъ], [п/\ -л’`ế - м’ и -къ] 2. Если между гласными находится несколько шумных, то все они отходят к последующему слогу: [хл/\ -пý -шкъ], [ст/\-рó -шкъ]. 3. Если между гласными находятся два сонорных, то оба сонорных могут быть отнесены к последующему слогу: [в/\ - лнá], [к/\- рмá]. Либо граница слогов устанавливается между двумя сонорными: [в/\л - нá], [к/\р - мá]. 4. Если между гласными оказывается сочетание шумного с сонорным, то все они отходят к последующему слогу: [п’ и - с’мó], [с’т’ие - клó]. 5. Если между гласными находится сонорный в сочетании с шумным, то слогораздел проходит между этими звуками: [к/\н - в’éрт], [кáр - тъ]. 6. Если между гласными находится сочетание [j] с любым другим согласным, то [j] всегда отходит к предыдущему слогу: [тá·ŭ - нъ], [крá·й - н’ и й]. Деление слова на слоги – явление чисто фонетическое. Оно не совпадает с членением слова на морфемы, например: в слове петь 2 две морфемы (пе/ть), но один слог [п’êт’]; в слове писать 3 морфемы (пис/а/ть) и 2 слога [п’ и /сá•т’]. Слогоделение на стыке морфем имеет свои особенности, что обусловлено действующими в языке законами. Так, не допускается употребление двух одинаковых согласных в пределах одного фонетического слога. Поэтому, если стечение двух согласных наблюдается на стыке приставки и корня, слогораздел проходит между одинаковыми согласными и тогда предшествующий слог становится закрытым, например: [б’ьс-с’иер-д’`ế-чн ы й]. Если же такое стечение наблюдается в пределах одной морфемы, сочетание согласных упрощается за счет сокращения долготы, и тогда слогораздел проходит после гласного: [ и -м:у -н’ и - т’éт] ФОНОЛОГИЯ Система гласных фонем. Система согласных фонем Фонологическая система русского языка имеет консонантный характер, т.е. определяющими в ней являются согласные фонемы. Во-первых, согласных фонем гораздо больше, чем гласных. Во-вторых, согласные фонемы объединяются в многочленные соотносительные ряды по глухости/звонкости и твердости/мягкости, вследствие чего различительная способность согласных фонем намного больше, чем у гласных. В-третьих, согласные фонемы влияют на качество аллофонов гласных фонем: срв. <и′гр>,<си́грαıн > – во втором слове в результате влияния твердой согласной фонемы <с> гласная фонемы <и> реализуется в аллофоне [ы]. В систему согласных фонем входят 39 согласных, однако вопрос о количестве согласных фонем является спорным. Сторонники СПбФШ считают, что в систему языка входят 35 согласных. Звуки [ж’:] и [ш’:] рассматриваются как аллофоны фонем <ж> и <ш>. Профессор М.В. Панов, представитель МФШ, включает в систему согласных 34 фонемы, определяя звуки [г’], [к’], [х’] как аллофоны заднеязычных фонем <г>, <к>, <х>. Однако профессор В.В. Иванов и другие сторонники МФШ признают <г’>, <к’>, <х’> самостоятельными фонемами, т.к. они выступают в тех же фонетических позициях, что и твердые заднеязычные, участвуют в различении звуковых оболочек слов, словоформ и морфем. Различия между твердыми и мягкими заднеязычными часто позиционно обусловлены: мягкие [г’], [к’], [х’] выступают перед гласными переднего ряда, а твердые [г], [к], [х] – перед гласными непереднего ряда. Однако в словах иноязычного происхождения и в некоторых русских лексемах на стыке морфем мягкие заднеязычные выступают в положении перед гласными [а], [о], [у], например: [г’˙о́]те; риди[к’˙у́]ль и т.д. Следовательно, <г>, <к>, <х> - <г’>, <к’>, <х’> являются такими же членами соотносительного ряда по твердости/мягкости, как и <б> - <б’>, <в> - <в’> и др. Заднеязычные фонемы, противопоставленные по признаку твердости/мягкости, выполняют в современном русском языке смыслоразличительную функцию, например: <го́>ты - <г’о́>те; <ку>ри́ - <к’у>ри́, <ко>т – т<к’о>т. Соотносительный ряд согласных по глухости/звонкости насчитывает 28 фонемы (14 пар). Не входят в этот соотносительный ряд сонорные фонемы <л>, <л’>, <м>, <м’>, <н>, <н’>, <р>, <р’>, <j’>, а также непарные шумные глухие <ц>, <ч’>. Соотносительный ряд согласных по твердости/мягкости насчитывает 32 фонемы (16 пар). Не входят в соотносительный ряд непарные твердые фонемы <ж>, <ш>, <ц> и непарные мягкие фонемы <ж’:>, <ш’:>, <ч’>, <j’>.
По глухости/звонкости Парные по глухости/звонкости фонемы четко различаются в позиции перед любой гласной фонемой, перед сонорной фонемой и перед сильными фонемами <в> - <в’>. В этих позициях парные согласные фонемы выполняют сигнификативную функцию, т.е. сохраняют способность различать звуковые оболочки слов, словоформ и морфем, например: <c>а́м - <з>а́м; <к>о́лос - <г>о́лос. Данные позиции являются сильными позициями фонем, противопоставленных по глухости/звонкости. В позиции абсолютного конца слова фонемы, парные по глухости/звонкости, теряют различительную способность, перестают выполнять сигнификативную функцию, т.к. в этой позиции не могут выступать звонкие согласные фонемы, например: до́<г>а – до́<к>а но до́<к1>. Позицией нейтрализации, т.е. неразличения шумных звонких/глухих, является также позиция перед любой шумной фонемой, кроме <в> - <в’>. В позиции перед шумными звонкими согласными могут выступать только шумные звонкие звуки, в позиции перед шумными глухими – только шумные глухие, например: у́<з>ок - у́<с1>ко; поя<с>о́к – поя<с1>ки́. Следовательно, фонемы <з> и <с> утрачивают различительную способность, заменяясь одной слабой фонемой <с1>. Сведения о позициях фонем обобщим при помощи таблицы.
По твердости/мягкости В сильной позиции могут выступать обе фонемы, парные по признаку твердости/мягкости, сохраняя смыслоразличительную способность. Например, в позиции перед гласной фонемой: <лу́к> - <л’у́к>. Следует отметить, что сильной по твердости/мягкости является и позиция перед <е>, т.к. в этой позиции могут выступать в корневых морфемах как мягкие, так и твердые фонемы, например: <ме́>тр (учитель, наставник) - <м’е́>тр. В позиции абсолютного конца слова, где не различаются глухие/звонкие фонемы, могут выступать как твердые, так мягкие фонемы, парные по данному признаку, например: кро́<фı> -кро́<ф’ı>. Перед заднеязычной фонемой сохраняют свою различительную способность переднеязычные и губные фонемы, имеющие пары по твердости/мягкости, например: Се<рг’>е́й - се<р’г’>е́; пле́<т1к>а – ся́<т’ı-к>а; со́<пı к>а - сы́<п’ıк>а. В слабой позиции по твердости/мягкости нейтрализуется из оппозиции фонем по данному признаку, фонемы утрачивают различительную способность. Например, в позиции перед зубной или небно-зубной переднеязычной фонемой может выступать только твердая губная фонема: <п2р’>иве́т; о<п2р>о́с. В позиции перед твердой переднеязычной фонемой реализуются только твердые зубные фонемы: <з2на́л> - <с2-на́м’и>. В данной позиции не различаются твердые и мягкие переднеязычные. Сведения о сильных и слабых позициях согласных фонем, парных по признаку твердости/мягкости, можно представить в виде таблицы:
Примечание: Более подробно о слабых позициях согласных по твердости/мягкости см.: Аванесов Р.И.Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956, с. 175-182. Фонема может находиться в сильной позиции одновременно по глухости/звонкости и по твердости/мягкости. Эта позиция называется абсолютно сильной, например, позиция перед гласной фонемой: <до́>м - <то́>м; <до́>м - и<д’о́>м. Есть позиции, в которых различается глухость/звонкость у парных фонем, но не различается твердость/мягкость, например: <с2р>а́зу - <з2р>а́зы. В определенных положениях фонема сохраняет способность дифференцироваться от парных по твердости/мягкости, но выступает в слабой позиции по глухости/звонкости, например, в позиции абсолютного конца слова: кро́<фı> - кро́<ф’ı>, шка́<фı> - ве́р<ф’ı>. Абсолютно слабые фонемы выступают в позициях, в которых утрачиваются противопоставления как по глухости/звонкости, так и по твердости/мягкости. Например, шумные переднеязычные зубные в позиции перед шумными переднеязычными зубными и небно-зубными не различаются с парными им по глухости/звонкости и по твердости/мягкости фонемами: <с3т>о́н. Фонема <с3> находится в абсолютно слабой позиции, т.к. перед шумным глухим согласным может выступать только шумный глухой, а перед твердым зубным согласным в составе корня употребляется только твердый зубной, т.е. нет различения <с>- <з>; <с> - <с’>.
ГРАФИКА § 14. Предмет графики как научной дисциплины Графикой (от греч. grapho – пишу) называется раздел науки о языке, изучающий начертательные знаки (графические средства) и соотношения между буквами и звуками (фонемами). К графическим средствам относят: буквы, знаки препинания, пробел между словами, отступ (абзац), апострóф, знак ударения и некоторые другие знаки. Однако основными графическими средствами русского языка являются буквы. Буквы, расположенные в определенном порядке, составляют алфавит. В русском алфавите 33 буквы. Каждая буква может употребляться в двух разновидностях: как прописная (большая) и строчная (малая). Некоторые различия букв наблюдаются также в печатных и рукописных текстах. Однозначные гласные буквы
Двузначные гласные буквы
Однозначные согласные буквы
Двузначные согласные буквы
§ 16. Слоговой принцип русской графики В русском языке единицей письма является не буква, а слог. Такой слог, обычно представляющий собой сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики активно действует при обозначении парных по твердости-мягкости согласных фонем. Обозначающие их буквы являются двузначными. Например, буква т употребляется для обозначения и твердой, и мягкой фонемы: ср. станут - стянут. Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных твердых, парных мягких согласных фонем компенсируется наличием в нашей графике начертаний, используемых при передаче гласных фонем. Так, буквы а, о, у, э, ы указывают на твердость согласного, парного по твердости-мягкости, обозначенного предшествующей согласной буквой, а буквы я, ё, ю, е, и на мягкость согласных (ср.: рад - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил). Так как буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны, то без учета последующей буквы нельзя определить, каково качество парных по твердости-мягкости согласных фонем, передаваемых согласными буквами. Например: буква м в слове мёд обозначает фонему <м’>, значение которой выявляется в графическом слоге мё: буква ё обозначает гласную фонему <о> и указывает на мягкость предшествующей согласной фонемы, обозначенной буквой м. В слове же март буква м обозначает фонему <м>, значение буквы м выявляется в графическом слоге ма, в котором буква а указывает на твердость согласного, обозначенного предшествующей согласной буквой, и передает фонему <а>. В конце слова и перед согласными мягкость согласных, парных по твердости-мягкости, обозначается сочетанием согласной буквы с особой буквой ь, например: соль, тень, полька, сдать. Слоговой принцип применяется также к обозначению согласной фонемы <j> (йот). Согласный палатальный обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.: пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т.п.). В других положениях палатальный звук вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - [ja], ё - [jо], е - [je], ю - [jy]. Слоговой принцип графики нужен и при уточнении звукового значения двузначных гласных букв я, е, ё, ю, и, которые при употреблении в слоге после согласных букв передают только одну гласную фонему: пять <п’а́т’1>, вёл <в’о́л>, а в позициях абсолютного начала слова, после гласных букв, после разделительных ъ и ь обозначают две фонемы – <j> и соответствующую гласную фонему, например: ел <jел>, поет <пαjо́т>, сольем <сαл’jо́м>. Применение слогового принципа в русской графике является очень удобным решением вопроса о правилах передачи на письме парных твердых и мягких согласных, а также звука [j]: сокращается количество букв, значительно экономится место путем устранения написаний с отдельно обозначаемым йотом. Однако слоговой принцип применяется в графике русского языка далеко не всегда. В русской графике встречается ряд отступлений от слогового принципа. Основными из них являются следующие: 1)обозначение гласных фонем после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после букв, передающих всегда твердые согласные <ж>, <ш>, <ц>, гласные фонемы обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т.п.); 2) после букв, обозначающих всегда мягкие <ч>, <щ>, вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т.п.); Эти отступления становятся возможными потому, что при использовании однозначных букв не нужны дополнительные указания на характер значения со стороны других букв. 3) написания иноязычных (чаще французских) слов с ьо вместо ё (бульон; срв. бельём, пьём и т.п.); 4) написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу и йу (сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток); 5) написание в начале иноязычных слов йо вместо ё (йот, йод, Йоркшир, Нью-Йорк; срв. ёж, ёрш). Кроме указанных отступлений в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие особой буквы для фонемы [ж’:] (дрожжи, визжу, езжу и т.п.). III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Занятие №1 Литература 1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 275-329 (таблицы). 2. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 112-114, 119-124 3. Русский язык: Учебник для 5-го класса/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2002. С. 49-55, 60-66 4. Семиотика, лингвистика, поэтика: К столетию со дня рождения А.А. Реформатского. М., 2004. С. 105-108, 589-590. 5. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов. М., 1984. I. Вопросы для проверки домашнего задания: 1. Объясните, в чём суть понятий «гласные звуки» и «согласные звуки». 2. Укажите различия между гласными и согласными звуками. 3. Охарактеризуйте гласные и согласные звуки в слове «лабораторная» (учитывая все критерии классификации). 4. Расскажите, в какие системные соотношения входят согласные звуки. Почему важно знать системные соотношения согласных звуков? Установите системные соотношения согласных в слове «лабораторная». 5. Выясните, каков лингвистический смысл «Печальной повести о ј-ике»: «Жил-был ј-ик. Несмотря на то, что его окружала звонкая и шумная толпа гласных и согласных, он чувствовал себя очень одиноким и несчастным. Можно ещё примириться с тем, что вполне грамотные и культурные люди пожимают плечами, когда им напоминают о его существовании: кроме них есть лингвисты, оказывающие ему, ј-ику, достаточное внимание и уважение. Но то, что собратья-фонемы никак не хотят принять его в свою семью, - это уж совсем невыносимо! У всех фонем есть родственники, у одних больше, у других меньше. Есть такие счастливцы, как фонема <д>: мало того, что она образует пары по глухости/звонкости (<д> - <т>) и твёрдости/мягкости (<д> - <д’>), она гордится ещё тем, что входит в «цепочку» <б> - <д> - <г> и «пучок» <д> - <з> <н> - <л>! Конечно, не всем так везёт. Но даже у фонемы <ж’:> (откровенно говоря, её мало кто произносит, да и встречается она всего в нескольких словах!) есть пара - <ш’:>. А у ј-ика нет никого. Он, конечно, и мечтать не смеет о замкнутой паре, но могли бы его пустить хоть в «цепочку» <в’> - <з’> - < ј>! Какое там! Фонемы <в’> и <з’> в один голос заявили, что его мягкость – совсем не то, что их мягкость, что они палатализованные, а он палатальный и т.д. и т.п. У ј-ика осталась последняя надежда: если сонорные согласные примут его в свою компанию, то целых восемь фонем - <н>, <н’>,<м>, <м’>,<л>, <л’>,<р>, <р’> - окажутся ему не совсем чужими. Но что же он услышал в ответ! - Подумать только, что этот фрикативный йот вообразил себя сонорным! Неужели он не знает, что все мы образуемся при свободном проходе воздуха, мы - носовые, боковые и дрожащие! А он образует обыкновенную щель, как <з>, <с>, <ж>, <ш>, <х>! Ведь они преспокойно называются шумными! - Но у меня нет глухой пары – умоляюще проговорил ј-ик <…>. Задумавшись, ј-ик не заметил, как стало тихо. Согласные фонемы забыли о его существовании, принявшись опять за ассимиляцию, диссимиляцию, оглушение, озвончение и тому подобные будничные повседневные дела. А он, ј-ик, никогда больше не пытался найти родственную душу. Он так и остался одиноким и несчастным в богатой системе русского языка». (Йот. Н.) Примечание: Н. Йот – шуточный псевдоним известного языковеда Н.А. Еськовой, работавшей в аспирантуре под руководством А.А. Реформатского и написавшей эту лингвистическую сказку вслед за серьёзным научным исследованием на тему «Фонема <ј> в современном русском литературном языке». См.: Семиотика, лингвистика, поэтика: К столетию со дня рождения А.А. Реформатского. – М., 2004. С. 105-108, 589-590. 6. Расскажите, что такое позиционная мена согласных звуков. Назовите типы позиционной мены согласных. Приведите прим
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.232 (0.018 с.) |