Орфоэпия. Графика. Орфография 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орфоэпия. Графика. Орфография



Фонетика. Фонология.

Орфоэпия. Графика.

Орфография.

 

 

Государственное образовательное учреждение высшего

и профессионального обучения

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Л.В. Марченко, Т.Л. Павленко, А.Ф. Пантелеев

 

 

Современный русский язык.

Фонетика. Фонология.

Орфоэпия. Графика. Орфография

Учебное пособие для студентов

отделения славянской и западноевропейской филологии,

филологического отделения (стационара и ОЗО)

 

 

Ростов-на-Дону

 

 

Современный русский язык. Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. Учебное пособие для студентов отделения славянской и западноевропейской филологии, филологического отделения (стационара и ОЗО) / Марченко Л.В., Павленко Т.Л., Пантелеев А.Ф. – Ростов-на-Дону, 2004. – с.

 

Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом. В пособии даются: теоретические сведения по основным разделам программы – фонетике, фонологии, графике; краткий словарь терминов, планы практических занятий, задания и упражнения к ним; задания для самоконтроля, тесты, варианты контрольных работ; схемы и образцы фонетического, фонологического, графического, орфографического, орфоэпического анализа языковых единиц, а также список научной и учебной литературы, словарей; вопросы к экзамену.

 

Авторы и составители – Л.В. Марченко, кандидат филологических наук,

доцент,

Т.Л. Павленко, кандидат филологических наук,

профессор,

А.Ф. Пантелеев, кандидат филологических наук,

доцент.

 

Научный редактор – Т.Л. Павленко, кандидат филологических наук,

профессор.

 

Рецензенты – В.П. Малащенко, доктор филологических наук, профессор,

Е.В. Шейко, кандидат филологических наук, доцент.

 

 

Содержание

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ.............................................. с. 6

ФОНЕТИКА

§ 1. Понятие о фонетической транскрипции. Правила транскрибирования ....................................... …………………………………..с. 6

§ 2. Классификация гласных звуков. ...............................с. 8

§ 3. Классификация согласных звуков. ............................. с. 8

§ 4. Позиционная мена и позиционные изменения звуков. ............. с. 12

§ 5. Позиционная мена гласных звуков. ............................ с. 13

§ 6. Позиционная мена согласных звуков. .......................... с. 18

§ 7. Позиционные изменения гласных звуков. ...................... с. 22

§ 8. Позиционные изменения согласных звуков. .....................с. 24

§ 9. Фонетический слог. ........................................ с. 26

ФОНОЛОГИЯ.

§ 10. Понятие о фонеме как единице языка. Фонема и звук. ........... с. 30

§ 11. Система гласных фонем. Сильные и слабые позиции

гласных фонем………………………………………………………………... с. 33

§ 12. Система согласных фонем. ................................. с. 38

§ 13. Сильные и слабые позиции согласных фонем. .................. с. 41

ГРАФИКА

§ 14. Предмет графики как научной дисциплины.................... с. 47

§ 15. Характеристика русского алфавита........................... с. 47

§ 16. Слоговой принцип русской графики.......................... с. 51

 

II. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.......................... с. 54

III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ............................... с. 71

IV. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ............ с 115

V. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ............................. с. 123

Контрольная работа №1 по теме «Фонетика» ...................... с. 123

Контрольная работа №2 по темам «Фонетика. Фонология. Графика.».. с. 139

VI. ТЕСТЫ ПО ТЕМАМ «ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ.

ГРАФИКА»………………………………………………………с. 141

VII. СХЕМЫ И ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ.... с. 155

VIII. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ............................... с. 178

IX. ЛИТЕРАТУРА........................................... с. 183


I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

ФОНЕТИКА

Классификация гласных звуков

Гласные звуки современного русского языка классифицируются по трем признакам:

1. по степени подъема языка при образовании гласного звука;

2. по признаку ряда (по месту подъема языка), т.е. по движению языка по горизонтали в ротовой полости;

3. по отношению к лабиализации, т.е. участию/неучастию губ в образовании гласного звука.

Участие голоса и шума

Сонорные согласные Шумные согласные
Звонкие Глухие
[л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [j’] [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж’:], [з], [з’], [γ], [γ’], [дз], [д’ж’] [п],[п’],[ф],[ф’],[к],[к’],[т],[т’], [ш],[ш’:],[с],[с’], [х],[х’], [ц], [ч’]

Сонорные являются самыми звучными из всех согласных звуков. В их образовании участвует голос при незначительном участии шума (примерно 75% - голос, 25 % - шум).

Шумными являются те согласные, при образовании которых шум преобладает над голосом либо голос полностью отсутствует. Шумные звонкие согласные состоят из шума с небольшим участием голоса (примерно 75% - шум, 25% голос). Шумные глухие образуются без участия голоса, полностью состоят из шума.

Многие шумные согласные объединяются в пары по участию голоса и шума. Парными являются шумные согласные, различающиеся только одним этим признаком (при общности других): [б] - [п]; [б’] - [п’] и др. Сонорные согласные не имеют пары по признаку «участие голоса и шума».

Примечание: Перечень согласных, парных и непарных по участию голоса и шума, см. в разделе «Фонология».

2. Место образования шума

Губные Язычные
Губно- губные Губно- зубные Переднеязычные Средне-язычные   Заднеязычные
Зубные Небно- зубные
[б],[б’], [п],[п’], [м],[м’] [в], [в’], [ф],[ф’], [д],[д’],[т], [т’], [з],[з’], [с],[с’],[л], [л’],[н],[н’], [ц], [дз] [ж],[ж’:], [ш],[ш’:], [ч’],[р],[р’], [д’ж’] [j’] (или [й]) [г],[г’], [к],[к’], [х],[х’], [γ], [γ’]

Деление согласных на губные и язычные связано с тем, какие активные органы речи участвуют в их образовании: губы или язык. В образовании губных согласных активную роль выполняет нижняя губа, в образовании язычных согласных – язык. Активные (движущиеся) органы речи взаимодействуют с пассивными, к которым относятся верхняя губа, альвеолы, зубы, твердое небо. Так, при образовании губно-губных согласных нижняя губа смыкается с верхней губой, а при образовании губно-зубных согласных тот же активный орган – нижняя губа - сближается с верхними зубами. Язычные согласные делятся на три группы в зависимости от того, передняя, средняя или задняя часть языка выполняет активную роль при образовании звука. Группа переднеязычных согласных является неоднородной. В зависимости от того, с каким пассивным органом сближается передняя часть языка, выделяются переднеязычные зубные (язык движется по направлению к верхним зубам) и переднеязычные небно-зубные (язык сближается с альвеолами, поднимаясь в передней части к твердому небу).

3. Способ образования шума

Смычные (взрывные) Щелевые (фрикативные) Аффрикаты Смычно-проходные Дрожащие (вибранты)
Носовые Боковые (ртовые)
[б],[б’], [п],[п’], [д],[д’], [т],[т’], [г],[г’], [к],[к’] [в],[в’],[ф],[ф’], [з],[з’],[с],[с’], [ж],[ж’:],[ш],[ш’:][х],[х’],[j’],[γ],[γ’] [ц],[ч’],[дз][д’ж’] [м],[м’], [н],[н’] [л],[л’] [р],[р’]

По способу образования шума выделяется несколько групп согласных. При образовании смычных (взрывных) согласных активный орган, сближаясь с пассивным, образует смычку, при преодолении которой происходит взрыв, т.к. воздушная струя с силой разрывает преграду. Смычные согласные очень краткие, их часто называют мгновенными звуками. Щелевые (фрикативные) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов, между которыми остается щель. Струя воздуха проходит через щель относительно свободно, однако трением воздуха о стенки щели создается шум. Отсутствие взрыва при преодолении преграды позволяет щелевым согласным приобретать долготу, что невозможно для смычных звуков. Аффрикаты являются сложными по образованию звуками: в начальной стадии артикуляции образуется смычка, однако ожидаемого взрыва не происходит, преграда размыкается, переходя из смычки в щель, через которую воздух выходит из ротовой полости. Аффрикаты, таким образом, совмещают в себе признаки смычных и щелевых согласных. Смычно-проходные согласные образуются путем полного смыкания активного органа с пассивным, воздух проходит одновременно через полость рта и полость носа. В зависимости от того, каким образом воздух проходит через преграду, выделяются смычно-проходные носовые и смычно-проходные боковые (ртовые) звуки. Согласные, при образовании которых кончик языка вибрирует, то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении струи воздуха, называются дрожащими (вибрантами).

Классификация слогов

Фонетические слоги классифицируются по нескольким признакам:

1) по характеру конечного звука: закрытые и открытые.

Открытый фонетический слог – слог, оканчивающийся на гласный: [р/\-бо- тъ], [н/\ - фстр’`ê- ч у ], [т у -мá-н ы ]

Закрытый фонетический слог – слог, который оканчивается на согласный звук (в том числе и Й): [ч`äй-н’ и к].

2) по характеру начального звука: неприкрытые и прикрытые.

Прикрытый фонетический слог – слог, который начинается с согласного звука: [слý -жбъ], [к/\-рáбл’]. Неприкрытыми называются слоги, начинающиеся гласными звуками: [/\р-бýс], [ и -глá].

3) по месту в слове: начальные, серединные, конечные.

4) по отношению к ударению: ударные и безударные – предударные (первый предударный, второй предударный) и заударные.

Ударный слог отличается от других наибольшей силой и длительностью произношения гласного звука, а также большей напряженностью артикуляции. В безударных слогах происходит редукция гласных звуков: в первом предударном, находящемся непосредственно перед ударным слогом, редукция гласных меньше, чем во втором предударном прикрытом слоге и заударных слогах.

Правила слогораздела

Слогораздел – граница между слогами, следующими друг за другом в речевой цепи. В существующих теориях слога имеются в виду разные основания при определении границы слога. Согласно теории сонорности (Р.И.Аванесов, М.В.Панов и др.), слогораздел проходит в месте наибольшего спада звучности.

Структуру слогов принято изображать схематически. При этом условно звучность элементов, составляющих слог, обозначают цифрами: 4 (самая высокая звучность) – это звучность гласных, 3 – звучность сонорных, 2 – звучность звонких шумных, 1 – звучность шумных глухих. При слогоделении учитываются: 1) количество гласных, 2) количество согласных, находящихся между гласными, и 3) качество этих согласных.

Основные правила деления слов на фонетические слоги таковы:

1. Если между гласными находится согласный звук, то он всегда отходит к последующему слогу: [б’ие _р’•ó -зъ], [п/\ -л’`ế - м’ и -къ]

2. Если между гласными находится несколько шумных, то все они отходят к последующему слогу: [хл/\ -пý -шкъ], [ст/\-рó -шкъ].

3. Если между гласными находятся два сонорных, то оба сонорных могут быть отнесены к последующему слогу: [в/\ - лнá], [к/\- рмá]. Либо граница слогов устанавливается между двумя сонорными: [в/\л - нá], [к/\р - мá].

4. Если между гласными оказывается сочетание шумного с сонорным, то все они отходят к последующему слогу: [п’ и - с’мó], [с’т’ие - клó].

5. Если между гласными находится сонорный в сочетании с шумным, то слогораздел проходит между этими звуками: [к/\н - в’éрт], [кáр - тъ].

6. Если между гласными находится сочетание [j] с любым другим согласным, то [j] всегда отходит к предыдущему слогу: [тá·ŭ - нъ], [крá·й - н’ и й].

Деление слова на слоги – явление чисто фонетическое. Оно не совпадает с членением слова на морфемы, например: в слове петь 2 две морфемы (пе/ть), но один слог [п’êт’]; в слове писать 3 морфемы (пис/а/ть) и 2 слога [п’ и /сá•т’]. Слогоделение на стыке морфем имеет свои особенности, что обусловлено действующими в языке законами. Так, не допускается употребление двух одинаковых согласных в пределах одного фонетического слога. Поэтому, если стечение двух согласных наблюдается на стыке приставки и корня, слогораздел проходит между одинаковыми согласными и тогда предшествующий слог становится закрытым, например: [б’ьс-с’иер-д’`ế-чн ы й]. Если же такое стечение наблюдается в пределах одной морфемы, сочетание согласных упрощается за счет сокращения долготы, и тогда слогораздел проходит после гласного: [ и -м:у -н’ и - т’éт]

ФОНОЛОГИЯ

Система гласных фонем.

Система согласных фонем

Фонологическая система русского языка имеет консонантный характер, т.е. определяющими в ней являются согласные фонемы. Во-первых, согласных фонем гораздо больше, чем гласных. Во-вторых, согласные фонемы объединяются в многочленные соотносительные ряды по глухости/звонкости и твердости/мягкости, вследствие чего различительная способность согласных фонем намного больше, чем у гласных. В-третьих, согласные фонемы влияют на качество аллофонов гласных фонем: срв. <и′гр>,<си́грαıн > – во втором слове в результате влияния твердой согласной фонемы <с> гласная фонемы <и> реализуется в аллофоне [ы].

В систему согласных фонем входят 39 согласных, однако вопрос о количестве согласных фонем является спорным. Сторонники СПбФШ считают, что в систему языка входят 35 согласных. Звуки [ж’:] и [ш’:] рассматриваются как аллофоны фонем <ж> и <ш>. Профессор М.В. Панов, представитель МФШ, включает в систему согласных 34 фонемы, определяя звуки [г’], [к’], [х’] как аллофоны заднеязычных фонем <г>, <к>, <х>. Однако профессор В.В. Иванов и другие сторонники МФШ признают <г’>, <к’>, <х’> самостоятельными фонемами, т.к. они выступают в тех же фонетических позициях, что и твердые заднеязычные, участвуют в различении звуковых оболочек слов, словоформ и морфем. Различия между твердыми и мягкими заднеязычными часто позиционно обусловлены: мягкие [г’], [к’], [х’] выступают перед гласными переднего ряда, а твердые [г], [к], [х] – перед гласными непереднего ряда. Однако в словах иноязычного происхождения и в некоторых русских лексемах на стыке морфем мягкие заднеязычные выступают в положении перед гласными [а], [о], [у], например: [г’˙о́]те; риди[к’˙у́]ль и т.д. Следовательно, <г>, <к>, <х> - <г’>, <к’>, <х’> являются такими же членами соотносительного ряда по твердости/мягкости, как и <б> - <б’>, <в> - <в’> и др. Заднеязычные фонемы, противопоставленные по признаку твердости/мягкости, выполняют в современном русском языке смыслоразличительную функцию, например: <го́>ты - <г’о́>те; <ку>ри́ - <к’у>ри́, <ко>т – т<к’о>т.

Соотносительный ряд согласных по глухости/звонкости насчитывает 28 фонемы (14 пар). Не входят в этот соотносительный ряд сонорные фонемы <л>, <л’>, <м>, <м’>, <н>, <н’>, <р>, <р’>, <j’>, а также непарные шумные глухие <ц>, <ч’>.

Соотносительный ряд согласных по твердости/мягкости насчитывает 32 фонемы (16 пар). Не входят в соотносительный ряд непарные твердые фонемы <ж>, <ш>, <ц> и непарные мягкие фонемы <ж’:>, <ш’:>, <ч’>, <j’>.

 

Соотносительный ряд согласных по глухости/звонкости   Соотносительный ряд согласных по твердости/мягкости
Шумные звонкие Шумные глухие Твердые Мягкие
<б> <б’> <в> <в’> <г> <г’> <д> <д’> <ж> <ж’:> <з> <з’> [γ] [γ’] <п> <п’> <ф> <ф’> <к> <к’> <т> <т’> <ш> <ш’:> <с> <с’> <х> <х’> <б> <в> <г> <д> <з> <к> <л> <м> <н> <п> <р> <с> <т> <ф> <х> [γ] <б’> <в’> <г’> <д’> <з’> <к’> <л’> <м’> <н’> <п’> <р’> <с’> <т’> <ф’> <х’> [γ’]
Непарные сонорные Непарные глухие Непарные твердые Непарные мягкие
<л>, <л’>, <м>, <м’>, <н>, <н’>, <р>, <р’>, <j’> <ц>, <ч’> <ж>, <ш>, <ц> <ж’:>, <ш’:>, <ч’>, <j’>

По глухости/звонкости

Парные по глухости/звонкости фонемы четко различаются в позиции перед любой гласной фонемой, перед сонорной фонемой и перед сильными фонемами <в> - <в’>. В этих позициях парные согласные фонемы выполняют сигнификативную функцию, т.е. сохраняют способность различать звуковые оболочки слов, словоформ и морфем, например: <c>а́м - <з>а́м; <к>о́лос - <г>о́лос. Данные позиции являются сильными позициями фонем, противопоставленных по глухости/звонкости.

В позиции абсолютного конца слова фонемы, парные по глухости/звонкости, теряют различительную способность, перестают выполнять сигнификативную функцию, т.к. в этой позиции не могут выступать звонкие согласные фонемы, например: до́<г>а – до́<к>а но до́<к1>. Позицией нейтрализации, т.е. неразличения шумных звонких/глухих, является также позиция перед любой шумной фонемой, кроме <в> - <в’>. В позиции перед шумными звонкими согласными могут выступать только шумные звонкие звуки, в позиции перед шумными глухими – только шумные глухие, например: у́<з>ок - у́<с1>ко; поя<с>о́к – поя<с1>ки́. Следовательно, фонемы <з> и <с> утрачивают различительную способность, заменяясь одной слабой фонемой <с1>.

Сведения о позициях фонем обобщим при помощи таблицы.

Сильные позиции по глухости/звонкости Слабые позиции по глухости/звонкости
Ё11. Перед гласной фонемой <ба́>р - <па́>р; <би́>л - <пи́>л; <до́>к - <то́>к 1. В абсолютном конце слова пло́<т1>; лу́<к1>; гри́<п1>; гла́<с1>  
2. Перед сонорной фонемой <с2л’>и́ть - <з2л’>и́ть; о<б2р>о́к - о<п2 р>о́с 2. Перед шумной фонемой ма́<с1к>а; <с1ка́с1к>а
3. Перед сильными <в> и <в’> <с2в>а́т - <з2в>а́ть; <т2в>о́й - <д2в>о́е

 

По твердости/мягкости

В сильной позиции могут выступать обе фонемы, парные по признаку твердости/мягкости, сохраняя смыслоразличительную способность. Например, в позиции перед гласной фонемой: <лу́к> - <л’у́к>. Следует отметить, что сильной по твердости/мягкости является и позиция перед <е>, т.к. в этой позиции могут выступать в корневых морфемах как мягкие, так и твердые фонемы, например: <ме́>тр (учитель, наставник) - <м’е́>тр. В позиции абсолютного конца слова, где не различаются глухие/звонкие фонемы, могут выступать как твердые, так мягкие фонемы, парные по данному признаку, например: кро́<фı> -кро́<ф’ı>. Перед заднеязычной фонемой сохраняют свою различительную способность переднеязычные и губные фонемы, имеющие пары по твердости/мягкости, например: Се<рг’>е́й - се<р’г’>е́; пле́<т1к>а – ся́<т’ı-к>а; со́<пı к>а - сы́<п’ıк>а.

В слабой позиции по твердости/мягкости нейтрализуется из оппозиции фонем по данному признаку, фонемы утрачивают различительную способность. Например, в позиции перед зубной или небно-зубной переднеязычной фонемой может выступать только твердая губная фонема: <п2р’>иве́т; о<п2р>о́с. В позиции перед твердой переднеязычной фонемой реализуются только твердые зубные фонемы: <з2на́л> - <с2-на́м’и>. В данной позиции не различаются твердые и мягкие переднеязычные.

Сведения о сильных и слабых позициях согласных фонем, парных по признаку твердости/мягкости, можно представить в виде таблицы:

Сильные позиции по твердости/мягкости Слабые позиции по твердости/мягкости
1. Перед гласной фонемой, в том числе перед фонемой <е> <да́>ма - <д’а́>дя; <со́>к - <с’о́>к; интер<не́>т - <н’е́>т 1. Позиция любой согласной фонемы перед фонемой <j> в пределах одной морфемы (в этой позиции могут выступать только мягкие согласные фонемы): <р’jа´н αı>
2. В абсолютном конце слова пло́<т1>- пло́́<т’1>; мо́<л> - мо́<л’> 2. Губные фонемы перед переднеязычными (могут выступать только твердые губные) <п2р>а́во; <п2р’>еде́л
3. Переднеязычные фонемы перед заднеязычными сте́<нк>а - Сте́<н’к>а; ва́<рк>а - Ва́<р’- к>а 3. Переднеязычные зубные фонемы перед зубными и небно-зубными (перед мягкими фонемами выступают только мягкие аллофоны фонем, перед твердыми фонемами – только твердые аллофоны): <з2л’и́т’>; < с2л’и́т’>; <з2ло́j>; <с2ло́j>. Исключение: фонемы <л> - <л’>; <н> - <н’> (см.: «Сильные позиции по твердости/мягкости», № 6)
4. Губные фонемы перед заднеязычными со́<п1к>а - сы́<п’1-к>а; ста́<ф1к>а - ста́<ф’1-к>а 4. Небно-зубные <р> - <р’> перед губно-зубными и переднеязычными (могут выступать только твердые аллофоны фонем): <р2в’о́т1>; <р2ва́л>
5. Переднеязычные фонемы перед губно-губными фонемами <см>о́й - во<с’м>о́й; то́<рб>а - гу<р’б>а́ 5. Губные согласные фонемы перед губными: <р’и́ф2мα1 > (Им.п.); <р’и́ф2м’α1 > (Д.п., Пр.п.)
6. Фонемы <л> и <л’> перед любой согласной фонемой, кроме <j> ко́<лб>а - па<л’б>а́; по<лк>а́- по́<л’к>а; по́<лн>ый - во́<л’н>ый 6. Заднеязычные фонемы перед любой согласной фонемой: <к2ну́т1 >, <мок2н’ α1 т1 >
7. Фонемы <н> и <н’> перед фонемами <ж> и <ш> пла<нш>е́т - ме́<н’ш>е; ма<нж>е́т - де<н’ж>а́та  

Примечание: Более подробно о слабых позициях согласных по твердости/мягкости см.: Аванесов Р.И.Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956, с. 175-182.

Фонема может находиться в сильной позиции одновременно по глухости/звонкости и по твердости/мягкости. Эта позиция называется абсолютно сильной, например, позиция перед гласной фонемой: <до́>м - <то́>м; <до́>м - и<д’о́>м. Есть позиции, в которых различается глухость/звонкость у парных фонем, но не различается твердость/мягкость, например: <с2р>а́зу - <з2р>а́зы. В определенных положениях фонема сохраняет способность дифференцироваться от парных по твердости/мягкости, но выступает в слабой позиции по глухости/звонкости, например, в позиции абсолютного конца слова: кро́<фı> - кро́<ф’ı>, шка́<фı> - ве́р<ф’ı>. Абсолютно слабые фонемы выступают в позициях, в которых утрачиваются противопоставления как по глухости/звонкости, так и по твердости/мягкости. Например, шумные переднеязычные зубные в позиции перед шумными переднеязычными зубными и небно-зубными не различаются с парными им по глухости/звонкости и по твердости/мягкости фонемами: <с3т>о́н. Фонема <с3> находится в абсолютно слабой позиции, т.к. перед шумным глухим согласным может выступать только шумный глухой, а перед твердым зубным согласным в составе корня употребляется только твердый зубной, т.е. нет различения <с>- <з>; <с> - <с’>.

 

 

ГРАФИКА

§ 14. Предмет графики как научной дисциплины

Графикой (от греч. grapho – пишу) называется раздел науки о языке, изучающий начертательные знаки (графические средства) и соотношения между буквами и звуками (фонемами). К графическим средствам относят: буквы, знаки препинания, пробел между словами, отступ (абзац), апострóф, знак ударения и некоторые другие знаки. Однако основными графическими средствами русского языка являются буквы.

Буквы, расположенные в определенном порядке, составляют алфавит. В русском алфавите 33 буквы. Каждая буква может употребляться в двух разновидностях: как прописная (большая) и строчная (малая). Некоторые различия букв наблюдаются также в печатных и рукописных текстах.

Однозначные гласные буквы

Буква Одно основное звуковое значение Примеры
а [а] дар
э [э] сэр
о [o] сок
у [y] лук
ы [ы] пыл

Двузначные гласные буквы

Буква Два основных звуковых значения: обозначают
  Либо один звук Примеры Либо сочетание двух звуков Примеры
я [а] Мял [j·a] Ясно
е [е] Мел [jе] Ель
ё [.o] Мёл [j·о] Ёлка
ю [.y] Люк [j·у] Юг
и [и] Лица [jи] Соловьи

Однозначные согласные буквы

Согласные буквы, обозначающие только твердый звук Основное звуковое значение букв Согласные буквы, обозначающие только мягкий звук Основное звуковое значение букв
ж [ж] ч [ч’]
ш [ш] щ [ш’:]
ц [ц] й [й’]

Двузначные согласные буквы

Согласные буквы Звуковые значения букв Примеры
б [б] либо [б’] Бас, бязь
в [в] либо [в’] Воз, вёз
г [г] либо [г’] Год, Гёте
д [д] либо [д’] Дом, идём
з [з] либо [з’] Зонт, зёрна
к [к] либо [к’] Кот, ткёт
л [л] либо [л’] Лавр, лязг
м [м] либо [м’] Маг, мягкий
н [н] либо [н’] Нос, нёбо
п [п] либо [п’] Пони, пёс
р [р] либо [р’] Рад, ряд
с [с] либо [с’] Сад, сядь
т [т] либо [т’] Танец, тянет
ф [ф] либо [ф’] Фокус, Фёкла
х [х] либо [х’] Хэнд, хек

§ 16. Слоговой принцип русской графики

В русском языке единицей письма является не буква, а слог. Такой слог, обычно представляющий собой сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики активно действует при обозначении парных по твердости-мягкости согласных фонем. Обозначающие их буквы являются двузначными. Например, буква т употребляется для обозначения и твердой, и мягкой фонемы: ср. станут - стянут.

Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных твердых, парных мягких согласных фонем компенсируется наличием в нашей графике начертаний, используемых при передаче гласных фонем. Так, буквы а, о, у, э, ы указывают на твердость согласного, парного по твердости-мягкости, обозначенного предшествующей согласной буквой, а буквы я, ё, ю, е, и на мягкость согласных (ср.: рад - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил). Так как буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны, то без учета последующей буквы нельзя определить, каково качество парных по твердости-мягкости согласных фонем, передаваемых согласными буквами. Например: буква м в слове мёд обозначает фонему <м’>, значение которой выявляется в графическом слоге мё: буква ё обозначает гласную фонему <о> и указывает на мягкость предшествующей согласной фонемы, обозначенной буквой м. В слове же март буква м обозначает фонему <м>, значение буквы м выявляется в графическом слоге ма, в котором буква а указывает на твердость согласного, обозначенного предшествующей согласной буквой, и передает фонему <а>. В конце слова и перед согласными мягкость согласных, парных по твердости-мягкости, обозначается сочетанием согласной буквы с особой буквой ь, например: соль, тень, полька, сдать.

Слоговой принцип применяется также к обозначению согласной фонемы <j> (йот). Согласный палатальный обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.: пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т.п.). В других положениях палатальный звук вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - [ja], ё - [jо], е - [je], ю - [jy]. Слоговой принцип графики нужен и при уточнении звукового значения двузначных гласных букв я, е, ё, ю, и, которые при употреблении в слоге после согласных букв передают только одну гласную фонему: пять <п’а́т’1>, вёл <в’о́л>, а в позициях абсолютного начала слова, после гласных букв, после разделительных ъ и ь обозначают две фонемы – <j> и соответствующую гласную фонему, например: ел <jел>, поет <пαjо́т>, сольем <сαл’jо́м>.

Применение слогового принципа в русской графике является очень удобным решением вопроса о правилах передачи на письме парных твердых и мягких согласных, а также звука [j]: сокращается количество букв, значительно экономится место путем устранения написаний с отдельно обозначаемым йотом. Однако слоговой принцип применяется в графике русского языка далеко не всегда.

В русской графике встречается ряд отступлений от слогового принципа. Основными из них являются следующие:

1)обозначение гласных фонем после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после букв, передающих всегда твердые согласные <ж>, <ш>, <ц>, гласные фонемы обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т.п.);

2) после букв, обозначающих всегда мягкие <ч>, <щ>, вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т.п.); Эти отступления становятся возможными потому, что при использовании однозначных букв не нужны дополнительные указания на характер значения со стороны других букв.

3) написания иноязычных (чаще французских) слов с ьо вместо ё (бульон; срв. бельём, пьём и т.п.);

4) написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу и йу (сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток);

5) написание в начале иноязычных слов йо вместо ё (йот, йод, Йоркшир, Нью-Йорк; срв. ёж, ёрш).

Кроме указанных отступлений в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие особой буквы для фонемы [ж’:] (дрожжи, визжу, езжу и т.п.).


III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Занятие №1

Литература

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 275-329 (таблицы).

2. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 112-114, 119-124

3. Русский язык: Учебник для 5-го класса/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2002. С. 49-55, 60-66

4. Семиотика, лингвистика, поэтика: К столетию со дня рождения А.А. Реформатского. М., 2004. С. 105-108, 589-590.

5. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов. М., 1984.

I. Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Объясните, в чём суть понятий «гласные звуки» и «согласные звуки».

2. Укажите различия между гласными и согласными звуками.

3. Охарактеризуйте гласные и согласные звуки в слове «лабораторная» (учитывая все критерии классификации).

4. Расскажите, в какие системные соотношения входят согласные звуки. Почему важно знать системные соотношения согласных звуков? Установите системные соотношения согласных в слове «лабораторная».

5. Выясните, каков лингвистический смысл «Печальной повести о ј-ике»:

«Жил-был ј-ик. Несмотря на то, что его окружала звонкая и шумная толпа гласных и согласных, он чувствовал себя очень одиноким и несчастным.

Можно ещё примириться с тем, что вполне грамотные и культурные люди пожимают плечами, когда им напоминают о его существовании: кроме них есть лингвисты, оказывающие ему, ј-ику, достаточное внимание и уважение. Но то, что собратья-фонемы никак не хотят принять его в свою семью, - это уж совсем невыносимо!

У всех фонем есть родственники, у одних больше, у других меньше. Есть такие счастливцы, как фонема <д>: мало того, что она образует пары по глухости/звонкости (<д> - <т>) и твёрдости/мягкости (<д> - <д’>), она гордится ещё тем, что входит в «цепочку» <б> - <д> - <г> и «пучок»

<д> - <з>

<н> - <л>!

Конечно, не всем так везёт. Но даже у фонемы <ж’:> (откровенно говоря, её мало кто произносит, да и встречается она всего в нескольких словах!) есть пара - <ш’:>.

А у ј-ика нет никого. Он, конечно, и мечтать не смеет о замкнутой паре, но могли бы его пустить хоть в «цепочку» <в’> - <з’> - < ј>!

Какое там! Фонемы <в’> и <з’> в один голос заявили, что его мягкость – совсем не то, что их мягкость, что они палатализованные, а он палатальный и т.д. и т.п.

У ј-ика осталась последняя надежда: если сонорные согласные примут его в свою компанию, то целых восемь фонем - <н>, <н’>,<м>, <м’>,<л>, <л’>,<р>, <р’> - окажутся ему не совсем чужими.

Но что же он услышал в ответ!

- Подумать только, что этот фрикативный йот вообразил себя сонорным! Неужели он не знает, что все мы образуемся при свободном проходе воздуха, мы - носовые, боковые и дрожащие! А он образует обыкновенную щель, как <з>, <с>, <ж>, <ш>, <х>! Ведь они преспокойно называются шумными!

- Но у меня нет глухой пары – умоляюще проговорил ј-ик <…>.

Задумавшись, ј-ик не заметил, как стало тихо. Согласные фонемы забыли о его существовании, принявшись опять за ассимиляцию, диссимиляцию, оглушение, озвончение и тому подобные будничные повседневные дела. А он, ј-ик, никогда больше не пытался найти родственную душу. Он так и остался одиноким и несчастным в богатой системе русского языка». (Йот. Н.)

Примечание: Н. Йот – шуточный псевдоним известного языковеда Н.А. Еськовой, работавшей в аспирантуре под руководством А.А. Реформатского и написавшей эту лингвистическую сказку вслед за серьёзным научным исследованием на тему «Фонема <ј> в современном русском литературном языке». См.: Семиотика, лингвистика, поэтика: К столетию со дня рождения А.А. Реформатского. – М., 2004. С. 105-108, 589-590.

6. Расскажите, что такое позиционная мена согласных звуков. Назовите типы позиционной мены согласных. Приведите прим



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.076 с.)