Роль стереотипов в восприятии окружающей действительности и межличностных контактах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль стереотипов в восприятии окружающей действительности и межличностных контактах.



Понятие стереотипа было введено в социальные науки в 1922 г. У. Липпманом. Он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта. Эти упрощения определенным образом влияют на восприятие и понимание явлений окружающей действительности.

 

Роль стереотипов в восприятии окружающей действительности

 

Возникая из двух основных источников, стереотипы выступают как условные «ярлыки», наклеиваемые на людей и явления. Они глубоко затрагивают весь процесс восприятия. Стереотипы также участвуют в создании устойчивых взглядов, определяющих ложное отношение к некоторым идеям, людям и предметам.

 

Один из источников стереотипов – реификация. Рассматривая генезис стереотипов, некоторые исследователи утверждают, что постоянной тенденцией мышления является составление конкретных образов абстрактной действительности. Иногда такую тенденцию называют реификацией, что означает трактовку абстрактных мысленных конструкций как вещей, овеществление абстракций. В том случае, когда эта тенденция приводит к закреплению в сознании некоторой социальной группы подобных конкретных образов, последние находят «воплощение» в виде определенных априорных шаблонов восприятия и суждения. Так реификация становится источником стереотипов. Можно различать следующие типы реификации: абстрактный (понятийный) предмет, понимаемый как наблюдаемый предмет; вещь, находящаяся в определенном отношении к чему-то, трактуется как не имеющая этого отношения; вещь несуществующая - как нечто существующее; субъективный предмет — как объективный.

 

Другой источник стереотипов, по той же концепции, — это естественные склонности людей — к какому бы обществу они ни относились — к «упрощенному мышлению». Ее автор утверждает, что представления, возникающие в наших головах, являются упрощением действительности. Отсюда следует, что всякие попытки рассматривать вещи как отдельные целостности, а не как обобщенные типы, оказываются затруднительными, а при большой динамике событий — даже невозможными. Современный человек из-за постоянно возрастающего круга явлений, подлежащих его восприятию, прибегает ко все большему числу таких упрощений. В обществе, где совокупность социальных отношений и взаимодействий проста и несложна, такие упрощения могут достаточно верно отображать действительность. В современном же обществе, характеризующемся большой сложностью основных связей, существует все углубляющееся расхождение между простыми, обыденными представлениями и объективной действительностью.

 

Роль стереотипов в межкультурной коммуникации

 

Стереотипы жестко встроены в систему человеческих ценностей, они обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. В каждой ситуации межкультурного взаимодействия используются эти предельно общие, культурно специфические схемы и оценки собственной группы и других культурных групп.

 

Руководствуясь нормами и ценностями своей культуры, человек сам решает, какие факты и в каком свете оценивать. Это существенно влияет на характер коммуникации с представителями других культур. Пример: разговор оживленно жестикулирующих итальянцев и немцев, привыкших к разным стилям общения. Итальянцы могут приобрести стереотип о холодности и сдержанности немцев, немцы – об экспрессивности и неорганизованности итальянцев.

 

Cтереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными качествами, на основе чего можно прогнозировать его поведение. Таким образом, как в коммуникации вообще, так и в ситуации межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль.

 

В зависимости от способов и форм использования стереотипов, они могут быть полезны или вредны для коммуникации. Эффективная стереотипизация помогает людям понять ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами. Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют коммуникацию, когда мы ошибочно относим людей не к тем группам, некорректно описываем групповые нормы, смешиваем стереотипы с описанием конкретного индивида и когда нам не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.004 с.)