Финансов экономически развитых стран 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансов экономически развитых стран



 

Ключевые понятия. Принципы бюджетных систем развитых стран. Межбюджетные отношения в унитарных государствах. Организации экономического сотрудничества и развития.

 

Ведущим звеном финансовых систем развитых стран в настоящее время является государственный бюджет: за 200 лет функционирова­ния государственного бюджета в современных формах доля перерасп­ределяемого государством национального дохода возросла в 2—3 раза. Сегодня через этот централизованный фонд проходит более 40% на­ционального дохода (общий объем национального дохода, перерасп­ределяемого через финансовые фонды развитых стран — 50—60%).

Государственный бюджет как звено финансовой системы имеет определенную внутреннюю структуру, совокупность элементов которой представляет бюджетную систему страны.

Развитые страны в зависи­мости от государственного устройства имеют двух- или трехзвенную бюджетную систему.

Унитарные государства — Великобритания, Ита­лия, Франция и Япония — включают в состав своей бюджетной систе­мы два звена: центральный бюджет и муниципальные (местные) бюд­жеты.

Унитарная японская бюджетная система функционирует в со­ставе общего государственного бюджета страны и 47 бюджетов пре­фектур, представляющих органы местной власти.

В федеративных государствах бюджетная система формируется из федерального бюджета, региональных бюджетов федеральных еди­ниц (провинций, штатов, земель) и также местных бюджетов (Канада, США, Германия).

Так, бюджетное устройство США включает в свой состав федеральный бюджет, бюджеты 50 штатов и более 12,5 тыс. местных бюджетов: муниципалитетов, графств, специальных округов и других территориально-административных образований.

Через региональные и местные бюджеты развитых стран — феде­раций перераспределяется 40—50% финансовых ресурсов государ­ства, а в унитарных государствах подсистема местных бюджетов кон­центрирует до 30% всех бюджетных средств.

 

Принципы бюджетных систем развитых стран

Базовые принципы построения бюджетных систем развитых стран, на основе которых форми-

руется национальная модель меж­бюджетных отношений:

- принцип самостоятельности территориальных бюджетов;

- принцип равенства территориальных бюджетов в отношениях вышестоящим бюджетом;

- принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Для бюджетных систем развитых стран характерен такой способ построения межбюджетных отношений, при котором наряду с ведущей ролью центрального или федерального бюджета обеспечивается высокий уровень самостоятельности территориальных бюджетов. Вместе с тем степень их автономии в бюджетной системе различается в зависимости от ее типа.

В системах американского типа применяется классическая децентрализованная модель бюджетного федерализма: каждое звено бюджетной системы функционирует практически самостоятельно. В западноевропейских бюджетных системах обособленность элементов относительна: их принципиальная особенность заключается в существенном межбюджетном перераспределении финансовых ресурсов.

Например, в Германии используется кооперативная модель бюджетного федерализма, для которой характерно выравнивание уровня социально-финансовой обеспеченности различных земель. В этих целях применяются две формы перераспределения бюджетных средств: горизонтальное и вертикальное бюджетное выравнивание. В первом случае происходит перераспределение финансовых ресурсов между наиболее сильными в финансовом отношении и относительно слабыми землями. При вертикальном выравнивании ресурсы «нуждающимся» землям перераспределяются из федерального бюджета. Механизм вертикального выравнивания работает путем распределения между федеральным бюджетом и бюджетами земель местных доходов, в частности налога на добавленную стоимость. Распределение НДС осуществляется на основе достаточно сложной системы, учитывающей уровень развития каждого региона, его финансовый потенциал, численность жителей, а также некоторые другие показатели. Другие совместные общефедеральные доходы — подоходный и корпорационный налоги — распределяются по террито­риальному принципу: федерация, земля и входящие в нее общины делят между собой налоги, собранные в пределах территории данной земли. Нормативы распределения стандартные для каждой из 16 земель. Помимо этих доходов в бюджеты земель поступают зак­репленные за ними собственные доходы — имущественные налоги, налог на пиво, пожарный налог и некоторые другие.

Как правило, федерации развитых стран пользуются симметричной моделью бюджетной системы, в которой бюджетные права всех субъек­тов федерации равны. Однако при этом отдельные регионы могут иметь по объективным причинам особый статус, в том числе и в бюджетной сфере. Например, в Канаде особый статус имеет провинция Квебек; в США особые налоговые привилегии получила Аляска. В целом это не противоречит классике бюджетного федерализма как способа построе­ния межбюджетных отношений в федеративных государствах.

Межбюджетные отношения в унитарных государствах

Межбюджетные отношения в унитарных государствах также име­ют свои особенности. Например, в разных странах различаются фор­мы межбюджетных потоков: это могут быть целевые

субсидии и суб­венции, дотации, бюджетные кредиты. Специфичны и фонды, из которых местные бюджеты получают трансферты. Так, государствен­ный бюджет Великобритании, состоящий из двух частей — консолидированного фонда и национального фонда займов, — финансирует в основном текущие расходы местных органов власти из первого фонда. Финансовая помощь имеет при этом форму грантов для уве­личения доходов местных бюджетов и грантов на специальные цели.

Местные бюджеты Франции получают из вышестоящего бюдже­та субсидии на социальные нужды и на затраты капитального харак­тера. Они составляют около 20% доходной части местных бюджетов. Японская бюджетная система в основном формирует бюджеты пре­фектур за счет отчислений от общегосударственных налогов и субси­дий государства на финансирование национальных объектов: строи­тельство портов, гидроэлектростанций, профилактику и ликвидацию последствий стихийных бедствий.

Бюджетный процесс

Формирование бюджета как основного финансового плана государства и принятие его в качестве

закона представляет собой бюджетный процесс, который во всех развитых странах включает регламентированную законодательством совместную деятельность законодательных и исполнительных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного бюджета.

Как и в РФ, разработка проекта государствен­но бюджета в этих странах начинается заблаговременно. Например, в Германии бюджетный процесс начинается за 6—9 месяцев, предшествующих бюджетному году. Вначале Министерство финансов ФРГ собирает бюджетные заявки министерств — проектные сметы входов. После их проверки, корректировки и увязки с прогнозом налоговых поступлений бюджетные разработки направляются в ка­бинет министров, а затем, после подготовки проекта закона о бюд­жете, — в верхнюю палату парламента.

Вначале законопроект рассматривают в верхней палате, а затем — нижней. Такая последовательность рассмотрения — отличительная особенность этой стадии бюджетного процесса Германии. Если в бюджет вносятся парламентом поправки, он подлежит повторному рассмотрению, после которого бюджет принимается нижней палатой и подписывается канцлером в качестве закона.

Исполнение бюджета осуществляется в течение бюджетного года, который в Германии совпадает с календарным годом. Исполнение государственного бюджета контролируется федеральной Счетной палатой как в процессе выполнения финансового плана государства, так и по окончании бюджетного года, когда Палатой составляется ревизионный отчет. Наряду с отчетом Счетной палаты Министер­ство финансов готовит свой отчет об исполнении бюджета, подле­жащий утверждению парламентом.

В США бюджет разрабатывается не Министерством финансов, а специально созданным для этих целей в 1970 г. административно-бюджетным управлением. Ежегодно в феврале президент США обращается к американскому народу с бюджетным посланием, в ко­тором задаются стратегические и краткосрочные ориентиры бюд­жетной политики. В США нет жесткой системы рассмотрения и ут­верждения федерального бюджета, характерной для других развитых стран. Бюджетный процесс здесь проходит в режиме постоянного согласования конгрессом и правительством бюджетных рекомендаций, оценки бюджетных параметров, альтернативных бюджетных стратегий и т.д. В американском конгрессе действуют специальные комитеты по ассигнованиям, особо контролирующие три направле­ния расходов: на оборону, по внутренним программам и на между­народную деятельность. Специфическим для бюджетной системы США является и механизм секвестра, который обсуждается в специ­ально подготавливаемых по этому поводу докладах; и не полное со­впадение бюджетного года у отдельных штатов с бюджетным годом для федерального бюджета (начинается с 1 октября).

Несколько отличается от других развитых стран исполнение бюд­жета во Франции. Эта стадия бюджетного процесса реализуется здесь через систему казначейских касс, имеющих счета в Банке Франции, и территориальных бухгалтерий казначейства. Казначейские кассы осу­ществляют бюджетные расчетно-кассовые операции; бухгалтерии вы­полняют учетные и контрольные функции. В системе бюджетного контроля во Франции участвуют также Генеральная инспекция финансов (административный контроль), Счетная палата (судебный контроль) и собственно парламент в традиционных для развитых стран формах.

Государственный бюджет: доходы и расходы

Государственный бюджет как плановый документ во всех развитых странах имеет форму баланса доходов и расходов.

Доходы государственных бюджетов развитых стран, как правило, фор­мируются на базе денежных потоков, поступающих в бюджеты соответ­ствующего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе. Эти потоки имеют в основном форму налоговых платежей: налоги составляют в бюджетах развитых стран от 70 до 90% общей суммы их доходов. Так, во Франции и Канаде в государственном бюджете концентрируется 90% налоговых доходов, в США — 95%, а в Великобритании — около 98%.

Неналоговые доходы в основном представлены в бюджетах разви­тых стран как доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации или использования государственной собственности. В качестве примера неналоговых поступлений можно привести доходы национального фонда займов, входящего в государственный бюджет Великобритании. В этот фонд поступают: часть прибыли банка Англии, проценты за кредиты, выданные органам местного самоуправления, часть средств специальных фондов. Почти 16% составляют неналоговые поступления в государственном бюджете Японии, а в местных бюджетах — до 25%. Это и арендная плата, и доходы от лотерей, продажи облигаций, земельных участков и т.д.

Совокупность налогов, пошлин и других платежей, взимаемых в бюджет и обладающих всеми признаками налога как экономической категории, представляет налоговую систему развитых стран.

Структура налоговых систем развитых стран может быть представлена на основе налоговой классификации Организации экономического сотрудничества и раз­вития (ОЭСР), отличающейся от других классификаций высоким качеством систематизации. В этой классификации выделяются следующие группы налогов:

- налоги на доход, прибыль и поступления от капитала;

- взносы на социальное страхование;

- налоги на заработную плату и рабочую силу;

- налоги на собственность;

- налоги на товары и услуги;

- другие налоги.

Практически во всех развитых странах в бюджет поступают на­логовые платежи, представляющие каждую из перечисленных выше групп. Базовые принципы построения налогов одного вида отлича­ются по этим странам незначительно. Отличия связаны, как правило, с особенностями построения того или иного элемента налога, пример степени прогрессии налоговых ставок, видов применяемых налоговых льгот, пропорций распределения налога между федеральным бюджетом и территориальными бюджетами и т.д. Вместе с тем в целом налоговая система каждого государства имеет присущий только ей национальный характер.

Приоритетное значение в развитых странах, как правило, имеет налогообложение доходов физических лиц. Подоходный налог с населения обеспечивает от 20% всех доходов государственного бюджета во Франции, до 48% в США.

В системах подоходного налогообложения развитых стран дей­ствует принцип разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов (в США применяется только для не граждан этой стра­ны), принцип возрастного ценза — плательщиками являются в ос­новном граждане, достигшие совершеннолетия. В состав облагаемо­го налогом дохода включаются практически все доходы, полученные физическим лицом в течение налогового периода (как правило, од­ного года): заработная плата и другие вознаграждения за труд, про­центы, рента, дивиденды и т.д., а также полученные материальные и нематериальные выгоды. Налогооблагаемая база определяется выче­том из совокупного годового дохода необлагаемого минимума, про­фессиональных расходов, вычетов на детей, иждивенцев, т.е. всегда корректируется на налоговые вычеты, разрешенные законодатель­ством данной страны (при этом для отдельных категорий налогопла­тельщиков дополнительно применяются налоговые льготы). Ставки подоходного налога практически во всех развитых странах строятся по прогрессивной шкале, при этом отмечается тенденция постепен­ного снижения предельных ставок и сокращения их общего числа.

Что касается особенностей подоходного налогообложения, то, прежде всего, нужно отметить применение в Великобритании так называемой шедулярно- глобальной системы: части облагаемого до­хода группируются по источникам полученного дохода — шедулам, и каждая из них облагается налогом отдельно; в основном это отно­сится к применению скидок и вычетов. В настоящее время, напри­мер, выделены шедула А — доходы от недвижимости; шедула D — торговая и промышленная прибыль, доходы, полученные за рубе­жом; шедула Е — заработная плата, другие трудовые дохо­ды; шедула F — дивиденды, выплачиваемые британскими компани­ями. Затем все части полученных доходов суммируются для глобаль­ного обложения. Отдельные элементы шедулярного налогообложе­ния применяются и в других развитых странах, например во Фран­ции, Германии, а с 2001 г. и в России.

Во Франции налогообложению подоходным налогом с физи­ческих лиц подлежит фискальная единица — семья, включающая двоих супругов и всех членов семьи, находящихся у них на иждиве­нии. В развитых странах встречаются два метода налогообложения доходов семьи: совместный — налог взимается с общего дохода се­мьи по пониженным ставкам и раздельный, когда налог берется с каждого из супругов. Практически везде предусмотрено право вы­бора между этими способами уплаты подоходного налога.

Одно из наиболее крупных направлений расходов государствен­ных бюджетов развитых стран — военные расходы.

Если расходы на военные цели в развитых странах финансируют­ся практически полностью на верхнем уровне бюджетной системы, то расходы на социальную сферу — как из федерального (центрального), так и из региональных и местных бюджетов. Кроме того, в этих процес­сах исторически участвуют внебюджетные государственные фонды.

Например, земли и общины ФРГ финансируют практически пол­ностью здравоохранение, образование и коммунальное хозяйство стра­ны; более 80% расходов на общественный транспорт, жилищное хо­зяйство, содержание дорог приходится на территориальные бюджеты.

Во Франции более 30% расходов на образование, просвещение и культуру осуществляется из местных бюджетов, удельный вес кото­рых в государственном бюджете приближается к 60%.

В Канаде на социальные цели расходуется более 50% всех бюд­жетных ассигнований, при этом из федерального бюджета на здра­воохранение выделяется менее 1% средств бюджета.

В США к основным расходам бюджетов штатов относятся ассиг­нования на социальные нужды: просвещение, социальное обеспече­ние и здравоохранение. Удельный вес этих расходов в региональных бюджетах превышает 50% их общего объема.

Внебюджетные фонды

Одной из наиболее представительных систем социальных вне­бюджетных фондов располагает

Франция. В их составе пенсионный фонд, фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству; национальный фонд помощи безработным; фонд помощи семьям. Эти фонды объединяются в так называемый социальный бюджет Франции. Социальный бюджет — самая крупная часть специальных фондов, которые по своей величине практически не уступают госу­дарственному бюджету страны. Только на пенсионное обеспечение во Франции расходуется 11,8% ВВП.

Формирование социальных фондов во Франции осуществляется из традиционных для всех развитых стран источников: взносов предпри­нимателей (работодателей), дотаций государственного бюджета, плате­жей страхователей. Структура поступлений — 60:20:20, %. Взносы пред­принимателей и наемных работников не включаются в состав налого­вых платежей, а ставки для наемных работников не превышают 5,7%.

США — единственная страна, где фонд национального страхо­вания объединен с федеральным бюджетом. Ставка налога одинакова для предпринимателей и для наемных работников — 6,2% фонда оплаты труда. В состав взносов в систему социального страхования входят собственно налог на социальное страхование, отчисления на бесплатное медицинское обслуживание и отчисления в федераль­ный фонд пособий по безработице. В целом комбинированная став­ка для работодателей и наемных работников составляет 15,3%.

Во всех странах существует определенная зависимость страховых выплат от трудового вклада и страхового стажа. В Германии, напри­мер, при выплате пособия по безработице учитываются размер пос­ледней заработной платы, общий трудовой стаж, наличие детей, воз­раст. Размер пособия — 56—58% заработной платы. Пособие по безработице в большей части развитых стран выплачивается в течение 6 месяцев. Выплаты пособий по временной нетрудоспособности так­же зависят от количества уплаченных страховых взносов. Максималь­ный размер таких пособий в развитых странах не превышает 85% зар­платы, при этом действует так называемый период ожидания: в ФРГ в первые 10 дней заболевания пособие по временной нетрудоспособ­ности не выплачивается, в Великобритании — в первые три дня.

Экономические внебюджетные фонды включают в свой состав фон­ды инвестиционные, модернизации, конъюнктурной адаптации, ва­лютные, а также некоторые другие фонды, главным назначением ко­торых является обеспечение финансовыми ресурсами устойчивого функционирования и развития экономики. Формируются эти фонды, как правило, на основе федерального или центрального бюджета. В качестве примеров можно назвать Фонд перестройки и развития экономики (США), Фонд промышленной адаптации (Франция), Инвестиционный бюджет (Япония).

Очень серьезное внимание в развитых странах уделяется науч­но-исследовательским внебюджетным фондам. Это, как правило, фонды общегосударственные — Национальный научный фонд в США, Фонд национальной корпорации по развитию исследований в Великобритании. Средства этих фондов направляются на финан­сирование фундаментальных исследований, проведение крупномасштабных научных экспериментов, содержание государственных научных центров и лабораторий.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем суть и отличия горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания?

2. В чем отличие бюджетного процесса в России и в развитых странах?

3. Структура налоговых систем развитых стран и в России. В чем отличие?

4. Какие принципы существуют в системах подоходного налогообложения развитых стран?

5. Что является одним из наиболее крупных направлений расходов государствен­ных бюджетов развитых стран? Из каких источников на данное направление выделяются средства в развитых странах и в России?

6. Сравните понятия «международные финансы» и «мировые финансы». Поясните понятие «мировая финансовая система».

7. Какую структуру имеют финансовые системы экономически развитых стран?

8. Охарактеризуйте государственный бюджет, его доходы и расходы в отдельных странах. Охарактеризуйте бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты в странах с федеративным устройством.

9. Поясните роль государственного кредита в экономически развитых странах.

10. Каковы назначение и функции специальных государственных фондов?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.039 с.)