Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансов экономически развитых стран
Ключевые понятия. Принципы бюджетных систем развитых стран. Межбюджетные отношения в унитарных государствах. Организации экономического сотрудничества и развития.
Ведущим звеном финансовых систем развитых стран в настоящее время является государственный бюджет: за 200 лет функционирования государственного бюджета в современных формах доля перераспределяемого государством национального дохода возросла в 2—3 раза. Сегодня через этот централизованный фонд проходит более 40% национального дохода (общий объем национального дохода, перераспределяемого через финансовые фонды развитых стран — 50—60%). Государственный бюджет как звено финансовой системы имеет определенную внутреннюю структуру, совокупность элементов которой представляет бюджетную систему страны. Развитые страны в зависимости от государственного устройства имеют двух- или трехзвенную бюджетную систему. Унитарные государства — Великобритания, Италия, Франция и Япония — включают в состав своей бюджетной системы два звена: центральный бюджет и муниципальные (местные) бюджеты. Унитарная японская бюджетная система функционирует в составе общего государственного бюджета страны и 47 бюджетов префектур, представляющих органы местной власти. В федеративных государствах бюджетная система формируется из федерального бюджета, региональных бюджетов федеральных единиц (провинций, штатов, земель) и также местных бюджетов (Канада, США, Германия). Так, бюджетное устройство США включает в свой состав федеральный бюджет, бюджеты 50 штатов и более 12,5 тыс. местных бюджетов: муниципалитетов, графств, специальных округов и других территориально-административных образований. Через региональные и местные бюджеты развитых стран — федераций перераспределяется 40—50% финансовых ресурсов государства, а в унитарных государствах подсистема местных бюджетов концентрирует до 30% всех бюджетных средств.
руется национальная модель межбюджетных отношений: - принцип самостоятельности территориальных бюджетов; - принцип равенства территориальных бюджетов в отношениях вышестоящим бюджетом;
- принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Для бюджетных систем развитых стран характерен такой способ построения межбюджетных отношений, при котором наряду с ведущей ролью центрального или федерального бюджета обеспечивается высокий уровень самостоятельности территориальных бюджетов. Вместе с тем степень их автономии в бюджетной системе различается в зависимости от ее типа. В системах американского типа применяется классическая децентрализованная модель бюджетного федерализма: каждое звено бюджетной системы функционирует практически самостоятельно. В западноевропейских бюджетных системах обособленность элементов относительна: их принципиальная особенность заключается в существенном межбюджетном перераспределении финансовых ресурсов. Например, в Германии используется кооперативная модель бюджетного федерализма, для которой характерно выравнивание уровня социально-финансовой обеспеченности различных земель. В этих целях применяются две формы перераспределения бюджетных средств: горизонтальное и вертикальное бюджетное выравнивание. В первом случае происходит перераспределение финансовых ресурсов между наиболее сильными в финансовом отношении и относительно слабыми землями. При вертикальном выравнивании ресурсы «нуждающимся» землям перераспределяются из федерального бюджета. Механизм вертикального выравнивания работает путем распределения между федеральным бюджетом и бюджетами земель местных доходов, в частности налога на добавленную стоимость. Распределение НДС осуществляется на основе достаточно сложной системы, учитывающей уровень развития каждого региона, его финансовый потенциал, численность жителей, а также некоторые другие показатели. Другие совместные общефедеральные доходы — подоходный и корпорационный налоги — распределяются по территориальному принципу: федерация, земля и входящие в нее общины делят между собой налоги, собранные в пределах территории данной земли. Нормативы распределения стандартные для каждой из 16 земель. Помимо этих доходов в бюджеты земель поступают закрепленные за ними собственные доходы — имущественные налоги, налог на пиво, пожарный налог и некоторые другие.
Как правило, федерации развитых стран пользуются симметричной моделью бюджетной системы, в которой бюджетные права всех субъектов федерации равны. Однако при этом отдельные регионы могут иметь по объективным причинам особый статус, в том числе и в бюджетной сфере. Например, в Канаде особый статус имеет провинция Квебек; в США особые налоговые привилегии получила Аляска. В целом это не противоречит классике бюджетного федерализма как способа построения межбюджетных отношений в федеративных государствах.
субсидии и субвенции, дотации, бюджетные кредиты. Специфичны и фонды, из которых местные бюджеты получают трансферты. Так, государственный бюджет Великобритании, состоящий из двух частей — консолидированного фонда и национального фонда займов, — финансирует в основном текущие расходы местных органов власти из первого фонда. Финансовая помощь имеет при этом форму грантов для увеличения доходов местных бюджетов и грантов на специальные цели. Местные бюджеты Франции получают из вышестоящего бюджета субсидии на социальные нужды и на затраты капитального характера. Они составляют около 20% доходной части местных бюджетов. Японская бюджетная система в основном формирует бюджеты префектур за счет отчислений от общегосударственных налогов и субсидий государства на финансирование национальных объектов: строительство портов, гидроэлектростанций, профилактику и ликвидацию последствий стихийных бедствий.
закона представляет собой бюджетный процесс, который во всех развитых странах включает регламентированную законодательством совместную деятельность законодательных и исполнительных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного бюджета. Как и в РФ, разработка проекта государственно бюджета в этих странах начинается заблаговременно. Например, в Германии бюджетный процесс начинается за 6—9 месяцев, предшествующих бюджетному году. Вначале Министерство финансов ФРГ собирает бюджетные заявки министерств — проектные сметы входов. После их проверки, корректировки и увязки с прогнозом налоговых поступлений бюджетные разработки направляются в кабинет министров, а затем, после подготовки проекта закона о бюджете, — в верхнюю палату парламента. Вначале законопроект рассматривают в верхней палате, а затем — нижней. Такая последовательность рассмотрения — отличительная особенность этой стадии бюджетного процесса Германии. Если в бюджет вносятся парламентом поправки, он подлежит повторному рассмотрению, после которого бюджет принимается нижней палатой и подписывается канцлером в качестве закона. Исполнение бюджета осуществляется в течение бюджетного года, который в Германии совпадает с календарным годом. Исполнение государственного бюджета контролируется федеральной Счетной палатой как в процессе выполнения финансового плана государства, так и по окончании бюджетного года, когда Палатой составляется ревизионный отчет. Наряду с отчетом Счетной палаты Министерство финансов готовит свой отчет об исполнении бюджета, подлежащий утверждению парламентом.
В США бюджет разрабатывается не Министерством финансов, а специально созданным для этих целей в 1970 г. административно-бюджетным управлением. Ежегодно в феврале президент США обращается к американскому народу с бюджетным посланием, в котором задаются стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики. В США нет жесткой системы рассмотрения и утверждения федерального бюджета, характерной для других развитых стран. Бюджетный процесс здесь проходит в режиме постоянного согласования конгрессом и правительством бюджетных рекомендаций, оценки бюджетных параметров, альтернативных бюджетных стратегий и т.д. В американском конгрессе действуют специальные комитеты по ассигнованиям, особо контролирующие три направления расходов: на оборону, по внутренним программам и на международную деятельность. Специфическим для бюджетной системы США является и механизм секвестра, который обсуждается в специально подготавливаемых по этому поводу докладах; и не полное совпадение бюджетного года у отдельных штатов с бюджетным годом для федерального бюджета (начинается с 1 октября). Несколько отличается от других развитых стран исполнение бюджета во Франции. Эта стадия бюджетного процесса реализуется здесь через систему казначейских касс, имеющих счета в Банке Франции, и территориальных бухгалтерий казначейства. Казначейские кассы осуществляют бюджетные расчетно-кассовые операции; бухгалтерии выполняют учетные и контрольные функции. В системе бюджетного контроля во Франции участвуют также Генеральная инспекция финансов (административный контроль), Счетная палата (судебный контроль) и собственно парламент в традиционных для развитых стран формах.
Доходы государственных бюджетов развитых стран, как правило, формируются на базе денежных потоков, поступающих в бюджеты соответствующего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе. Эти потоки имеют в основном форму налоговых платежей: налоги составляют в бюджетах развитых стран от 70 до 90% общей суммы их доходов. Так, во Франции и Канаде в государственном бюджете концентрируется 90% налоговых доходов, в США — 95%, а в Великобритании — около 98%.
Неналоговые доходы в основном представлены в бюджетах развитых стран как доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации или использования государственной собственности. В качестве примера неналоговых поступлений можно привести доходы национального фонда займов, входящего в государственный бюджет Великобритании. В этот фонд поступают: часть прибыли банка Англии, проценты за кредиты, выданные органам местного самоуправления, часть средств специальных фондов. Почти 16% составляют неналоговые поступления в государственном бюджете Японии, а в местных бюджетах — до 25%. Это и арендная плата, и доходы от лотерей, продажи облигаций, земельных участков и т.д. Совокупность налогов, пошлин и других платежей, взимаемых в бюджет и обладающих всеми признаками налога как экономической категории, представляет налоговую систему развитых стран. Структура налоговых систем развитых стран может быть представлена на основе налоговой классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), отличающейся от других классификаций высоким качеством систематизации. В этой классификации выделяются следующие группы налогов: - налоги на доход, прибыль и поступления от капитала; - взносы на социальное страхование; - налоги на заработную плату и рабочую силу; - налоги на собственность; - налоги на товары и услуги; - другие налоги. Практически во всех развитых странах в бюджет поступают налоговые платежи, представляющие каждую из перечисленных выше групп. Базовые принципы построения налогов одного вида отличаются по этим странам незначительно. Отличия связаны, как правило, с особенностями построения того или иного элемента налога, пример степени прогрессии налоговых ставок, видов применяемых налоговых льгот, пропорций распределения налога между федеральным бюджетом и территориальными бюджетами и т.д. Вместе с тем в целом налоговая система каждого государства имеет присущий только ей национальный характер. Приоритетное значение в развитых странах, как правило, имеет налогообложение доходов физических лиц. Подоходный налог с населения обеспечивает от 20% всех доходов государственного бюджета во Франции, до 48% в США. В системах подоходного налогообложения развитых стран действует принцип разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов (в США применяется только для не граждан этой страны), принцип возрастного ценза — плательщиками являются в основном граждане, достигшие совершеннолетия. В состав облагаемого налогом дохода включаются практически все доходы, полученные физическим лицом в течение налогового периода (как правило, одного года): заработная плата и другие вознаграждения за труд, проценты, рента, дивиденды и т.д., а также полученные материальные и нематериальные выгоды. Налогооблагаемая база определяется вычетом из совокупного годового дохода необлагаемого минимума, профессиональных расходов, вычетов на детей, иждивенцев, т.е. всегда корректируется на налоговые вычеты, разрешенные законодательством данной страны (при этом для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительно применяются налоговые льготы). Ставки подоходного налога практически во всех развитых странах строятся по прогрессивной шкале, при этом отмечается тенденция постепенного снижения предельных ставок и сокращения их общего числа.
Что касается особенностей подоходного налогообложения, то, прежде всего, нужно отметить применение в Великобритании так называемой шедулярно- глобальной системы: части облагаемого дохода группируются по источникам полученного дохода — шедулам, и каждая из них облагается налогом отдельно; в основном это относится к применению скидок и вычетов. В настоящее время, например, выделены шедула А — доходы от недвижимости; шедула D — торговая и промышленная прибыль, доходы, полученные за рубежом; шедула Е — заработная плата, другие трудовые доходы; шедула F — дивиденды, выплачиваемые британскими компаниями. Затем все части полученных доходов суммируются для глобального обложения. Отдельные элементы шедулярного налогообложения применяются и в других развитых странах, например во Франции, Германии, а с 2001 г. и в России. Во Франции налогообложению подоходным налогом с физических лиц подлежит фискальная единица — семья, включающая двоих супругов и всех членов семьи, находящихся у них на иждивении. В развитых странах встречаются два метода налогообложения доходов семьи: совместный — налог взимается с общего дохода семьи по пониженным ставкам и раздельный, когда налог берется с каждого из супругов. Практически везде предусмотрено право выбора между этими способами уплаты подоходного налога. Одно из наиболее крупных направлений расходов государственных бюджетов развитых стран — военные расходы. Если расходы на военные цели в развитых странах финансируются практически полностью на верхнем уровне бюджетной системы, то расходы на социальную сферу — как из федерального (центрального), так и из региональных и местных бюджетов. Кроме того, в этих процессах исторически участвуют внебюджетные государственные фонды. Например, земли и общины ФРГ финансируют практически полностью здравоохранение, образование и коммунальное хозяйство страны; более 80% расходов на общественный транспорт, жилищное хозяйство, содержание дорог приходится на территориальные бюджеты. Во Франции более 30% расходов на образование, просвещение и культуру осуществляется из местных бюджетов, удельный вес которых в государственном бюджете приближается к 60%. В Канаде на социальные цели расходуется более 50% всех бюджетных ассигнований, при этом из федерального бюджета на здравоохранение выделяется менее 1% средств бюджета. В США к основным расходам бюджетов штатов относятся ассигнования на социальные нужды: просвещение, социальное обеспечение и здравоохранение. Удельный вес этих расходов в региональных бюджетах превышает 50% их общего объема.
Франция. В их составе пенсионный фонд, фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству; национальный фонд помощи безработным; фонд помощи семьям. Эти фонды объединяются в так называемый социальный бюджет Франции. Социальный бюджет — самая крупная часть специальных фондов, которые по своей величине практически не уступают государственному бюджету страны. Только на пенсионное обеспечение во Франции расходуется 11,8% ВВП. Формирование социальных фондов во Франции осуществляется из традиционных для всех развитых стран источников: взносов предпринимателей (работодателей), дотаций государственного бюджета, платежей страхователей. Структура поступлений — 60:20:20, %. Взносы предпринимателей и наемных работников не включаются в состав налоговых платежей, а ставки для наемных работников не превышают 5,7%. США — единственная страна, где фонд национального страхования объединен с федеральным бюджетом. Ставка налога одинакова для предпринимателей и для наемных работников — 6,2% фонда оплаты труда. В состав взносов в систему социального страхования входят собственно налог на социальное страхование, отчисления на бесплатное медицинское обслуживание и отчисления в федеральный фонд пособий по безработице. В целом комбинированная ставка для работодателей и наемных работников составляет 15,3%. Во всех странах существует определенная зависимость страховых выплат от трудового вклада и страхового стажа. В Германии, например, при выплате пособия по безработице учитываются размер последней заработной платы, общий трудовой стаж, наличие детей, возраст. Размер пособия — 56—58% заработной платы. Пособие по безработице в большей части развитых стран выплачивается в течение 6 месяцев. Выплаты пособий по временной нетрудоспособности также зависят от количества уплаченных страховых взносов. Максимальный размер таких пособий в развитых странах не превышает 85% зарплаты, при этом действует так называемый период ожидания: в ФРГ в первые 10 дней заболевания пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается, в Великобритании — в первые три дня. Экономические внебюджетные фонды включают в свой состав фонды инвестиционные, модернизации, конъюнктурной адаптации, валютные, а также некоторые другие фонды, главным назначением которых является обеспечение финансовыми ресурсами устойчивого функционирования и развития экономики. Формируются эти фонды, как правило, на основе федерального или центрального бюджета. В качестве примеров можно назвать Фонд перестройки и развития экономики (США), Фонд промышленной адаптации (Франция), Инвестиционный бюджет (Япония). Очень серьезное внимание в развитых странах уделяется научно-исследовательским внебюджетным фондам. Это, как правило, фонды общегосударственные — Национальный научный фонд в США, Фонд национальной корпорации по развитию исследований в Великобритании. Средства этих фондов направляются на финансирование фундаментальных исследований, проведение крупномасштабных научных экспериментов, содержание государственных научных центров и лабораторий. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем суть и отличия горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания? 2. В чем отличие бюджетного процесса в России и в развитых странах? 3. Структура налоговых систем развитых стран и в России. В чем отличие? 4. Какие принципы существуют в системах подоходного налогообложения развитых стран? 5. Что является одним из наиболее крупных направлений расходов государственных бюджетов развитых стран? Из каких источников на данное направление выделяются средства в развитых странах и в России? 6. Сравните понятия «международные финансы» и «мировые финансы». Поясните понятие «мировая финансовая система». 7. Какую структуру имеют финансовые системы экономически развитых стран? 8. Охарактеризуйте государственный бюджет, его доходы и расходы в отдельных странах. Охарактеризуйте бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты в странах с федеративным устройством. 9. Поясните роль государственного кредита в экономически развитых странах. 10. Каковы назначение и функции специальных государственных фондов?
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.039 с.) |