Государственный и муниципальный кредит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный и муниципальный кредит



Ключевые понятия. Государственный кредит. Государственный займ. Управление государственным долгом. Внешние и внутренние кредиты. Государственная или муниципальная гарантия.

________________________________________________________________

Содержание государственного кредита

  Государственный кредит- это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти с одной стороны и

физическими и юридическими лицами с другой, при которой государство может выступать в качестве заёмщика и кредитора или гаранта.

Отличием государственного кредита от банковского является отсутствие инвестиционной направленности привлечённых ресурсов, т.е. средства взятые государством не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы для покрытия всех совокупных государственных расходов. Источником погашения государственных займов служат бюджетные средства.

Содержание государственного кредита:

1)Сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала между частным сектором и государством на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой государственный долг.

2)Содержание фискальной политики признаёт возможным использование несбалансированных бюджетов для стабилизации экономики.

3)Возникновение дефицита порождается временной неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами.

4) Государственный долг оказывает на экономическое регулирование воздействие посредством влияния на уровень инфляции, кредитную политику коммерческих банков и общий объём денежной массы. Кроме того ставки % по государственным ценным бумагам лежат в основе системы ставок % по банковскому кредиту и корпоративным ценным бумагам.

Функции государственного кредита

 

Государственный кредит выполняет следующие функции: 1) фискальная

Посредством данной функции осуществляется дополнительное формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заёмщика государство обеспечивает дополнительными средствами доходную часть бюджета, чтобы затем финансировать свои расходы.

В развитых странах государственные займы являются важным источником финансированию бюджетного дефицита.

Суть данной функции заключается в следующем: происходит равномерное распределение налогового бремени во времени, источником погашения долгов по ранее полученным государственным займам являются налоговые выплаты будущих поколений граждан данной страны.

2) регулирующая

Она связана с состоянием страны, уровнем ставок на рынке денег, а также влияет на производство и занятость по следующим направлениям:

А) кредитует и гарантирует поставки товаров отечественных производителей за рубеж, поддерживая тем самым их в конкурентной борьбе на внешнем рынке;

Б) страхует риск неплатежа экспортёрам отечественных высоко технологичных товаров;

В) выдает кредиты на развитие социально-значимых производств;

Г) выдает кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, которые осуществляют закупку товаров у отечественных производителей.

3)стимулирует или сдерживает экономический рост.

Положительное влияние государственного долга на экономику страны связано с низкими ставками доходности по государственным ценным бумагам и производительным использованием средств, полученных государством от продажи ценных бумаг. Но чаще государственный долг отрицательно влияет на экономику путём сдерживания экономического роста за счёт ограничения устойчивости бюджета и внутреннего потребления.

Государственный займ

Механизм функционирования государственного

кредита на практике реализуется посредством размещения государственных займов, которые впоследствии приводят к появлению государственного долга.

Классификации государственных займов:

1) по месту размещения:

а) внешние займы - это обязательства государства перед нерезидентами, выраженные в иностранной валюте.

б) внутренние займы - это обязательства государства перед резидентами, выражающиеся в отечественной валюте.

2) по способу обращения:

а) рыночные займы - это займы, которые сформировались виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перераспределяются после их первичного размещения на рынке.

б) нерыночные государственные займы - это займы, оформленные в фондовый инструмент, которые не имеют вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у государства и могут быть переданы только ему.

Основная цель, которую преследует государство-эмитент выпускает такие ценные бумаги. Выпуская такие ценные бумаги, правительство промышленно развитых стран оказывает влияние на депозитную политику коммерческого банка по отношению к населению поскольку не рыночные ценные бумаги выпущенные государством выступают альтернативой вложению средств на депозиты коммерческих банков.

3) по сроку заимствования средств:

а) краткосрочные (до 1 года);

б) среднесрочные (1-5 лет);

в) долгосрочные (более 5 лет).

4) по способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов:

а) закладные займы - это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (имуществом);

б) беззакладные - это займы, оформленные в облигационные и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения.

На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство считается надёжным заёмщиком.

5) по уровню эмитента в финансовой системе:

а) федеральные;

б) региональные;

в) местные.

6) по форме выплаты дохода:

а) процентные займы – д оход по ним устанавливается виде фиксированных процентов от номинала. Этот тип является основным для государственных займов;

б) дисконтные займы – д оход по ним инвесторы получают за счёт приобретения долгов обязательно с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончанию указанного срока.

в) индексационные займы – доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретённых инвестором ценных бумаг.

7) по направлению и использованию:

а) целевые – они необходимы для финансирования отдельных целевых программ;

б) нецелевые – они могут быть направлены на покрытие текущих расходов бюджета, рефинансирование текущей задолженности или другие нужды.

Управление государственным долгом

Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий государства в лице уполномоченных органов по регулированию

величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Цель управления государственным долгом - заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Принципы и методы управления государственным долгом

Принципы управления государственным долгом: 1) принцип безусловности - означает обеспечение точного и своевременного выполнения обя-

зательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

2) единство учёта - означает учёт в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг эмитированных федеральными, региональными и местными органами власти;

3) единство долговой политики - означает обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ;

4) принцип оптимальности - заключается в создании такой структуры государственных займов при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывала бы минимум негативных последствий на экономику страны;

5) принцип гласности - означает предоставление своевременной и достоверной информации о параметрах займа всем заинтересованным лицам.

Методы управления государственным долгом:

1) рефинансирование-это погашение части государственного долга за счёт вновь привлечённых средств;

2) конверсия - это изменение доходности займа;

3) консолидация-это превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование данного метода связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить кредитно-денежной системе в случае массовых требований по погашению задолженностей;

4) отсрочка – это консолидация при одновременной выплате дохода по займам;

5) дефолт – отказ государства от уплаты государственного долга;

6) реструктуризация – это соглашение о прекращении долговых обязательств составляющих государственный долг с заменой указанных долговых обязательств, которые предусматривают другие условия обслуживания и погашения долга;

Внешний и внутренний долг
7) унификация – это решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.

  Внешний долг- это сумма всех неоплаченных финансовых обязательств государства с учётом

Процентов по ним к определённому моменту времени выражающееся в иностранной валюте.

Современный внешний долг складывается из следующих составляющих:

1 группа

1.1.долги перед кредиторами зарубежных стран:

А) задолженность перед официальными кредиторами(коммерческие банки зарубежных стран и другие)

1.2.кредит, предоставляемый коммерческими банками стран самостоятельно. Регулирование такой задолженности осуществляет Лондонский клуб кредиторов.

1.3.кредиты, предоставляемые различными зарубежными коммерческими структурами, связанные в основном с поставкой товаров или оказанием услуг.

1.4.кредит международных валютно-финансовых организаций (МВФ,ВБ, МБРР, ЕБРР)

2 группа

Долги перед некоторым странами (Венгрия, Чехия, Словакия)

3 группа

Валютный долг российским предприятиям и банкам, формально он относится к внутреннему долгу, однако его погашение проводится конвертируемой валютой, таким образом, он практически не отличается от внешнего.

На 1 января 2016 г. внешний государственный долг составил 50 002,3 млн. долл., что является одним из самых низких показателей в Европе как в абсолютном, так и в относительном выражениях.

В процентном соотношении внешний долг составляет чуть более 5% от ВВП России. Для сравнения, в 1991 г. внешний долг страны составлял 146,4% от ВВП. По данным МВФ государственный внешний долг некоторых развитых стран на ту же дату: США – 98% от ВВП, Великобритания - 322%, в Германии – 159%, Франция – 236%, Бельгия – 338%, Швейцария – 417%, Греция – 234% и т.п.

Внутренний долг РФ:

Внутренние обязательства государства возникают в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны выражающееся в валюте РФ.

Внутренний долг РФ может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществляться посредством выпуска ценных бумаг и других долговых обязательств, гарантированных правительством РФ.

Долговые обязательства по срокам различаются на:

1) краткосрочные (до 1 года)

2) среднесрочные (от 1 до 5 лет)

3) долгосрочные (от 5 до 30 лет)

Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают в себя:

1) государственные краткосрочные облигации (ГКО);

2) государственные долговые облигации;

3) облигации внутреннего государственного валютного займа;

4) облигации государственного сберегательного займа;

5) казначейские векселя и обязательства.

Недостатки системы управления государственным долгом
По данным Министерства Финансов РФ, внутренний долг на 1 июня 2016 года составил 5742,268 млрд. руб.

  Основными недостатками сложившейся системы управления государственным долгом являются: 1) система управления не дает возможности в

полной мере осуществлять централизацию долгосрочной политики в области государственных заимствований;

2) механизм управления не позволяет полностью обеспечить предупреждение возможности финансовых кризисов;

3) законодательно не определено само понятие управление долгом и не выявлены пределы полномочий Правительства РФ в сфере выполнения этой функции.

Не создана единая система учёта и анализа рисков, которая связана с необходимым обслуживанием валютной составляющей долга.

Отсутствует система долгосрочных взаимосвязей политики управления государственным долгом и денежно- кредитной политикой, а также уровнем денежной массы и политикой валютного курса и другие.

Меры совершенствования системы управления государственным долгом

В рамках совершенствования сложившейся системы управления государственным долгом запланировано создание унифицированной системы учёта государственных долговых обязательств, а также реформирование структур, отве-

чающих за управление государственным долгом.

Главной целью проводимой реформы является усиление государственного контроля за государственным долгом и постепенное снижение зависимости государственного бюджета от заимствований. Для этого планируется решить следующие задачи:

1) повысить эффективность государственных заимствований;

2) оптимизировать структуру государственного долга;

3) сократить риски связанные с осуществлением заимствований;

4) совершенствовать правовые основы госдолга;

5) создать единую централизованную систему анализа и управления;

Политическое управление государственным долгом
6) разработать систему учёта долговых обязательств региональных и муниципальных властей, а также заимствования негосударственного сектора экономики.

  К особенностям политического управления государственным долгом на субфедеральном уровне относят: 1) отсутствие внешнего фактора, в роли которого

на федеральном уровне выступают международные кредитные организации, что даёт возможность регионам проводить политику, нацеленную на решение текущих проблем и получение максимальной выгоды в краткосрочном периоде;

2) наличие конкуренции между регионами. Она возникает в силу того, что для потенциальных инвесторов важную роль играет не только наличие и качество гарантий по субфедеральному займу, но и экономическая привлекательность осуществляющего его региона. Таким образом, меры направлены на поддержание инвестиционного рейтинга региона, который осуществляет заимствования фактически и представляет собой одну из основных частей управления субфедеральным долгом.

Субъекты РФ оформляют свои обязательства в виде облигационных займов, контроль за выпуском субфедеральных займов осуществляется Министерством финансов РФ, а также законодательной и исполнительной властью субъектов РФ.

Привлеченные в результате осуществления целевых займов средства используются для финансирования отдельных инвестиционных проектов, а средства, полученные от размещения не целевых займов идут на покрытие текущих бюджетных расходов или дефицита бюджета, а также для рефинансирования текущей задолженности.

В последнее время многие регионы страны начали привлекать внешние кредиты под обеспечение своими материальными и природными ресурсами, что в результате нарушает целостность экономического пространства страны и ослабляет её экономический потенциал.

Виды контроля

В РФ контроль за субфедеральными заимствованиями осуществляется на основании правил,

определённых бюджетным Кодексом.

Различают следующие схемы контроля:

1) рыночный контроль, т.е. регионы не имеют легальных ограничений по своим заимствованиям и не подконтрольны федеральному Правительству по этому вопросу. Все решения принятые субъектами основываются только на целесообразности и эффективности конкретного проекта;

2) совместный контроль - в се параметры субфедеральной задолженности устанавливаются в результате проведения переговоров между федеральными и региональными органами власти;

3) контроль на основе жестких правил, которые прописаны в конституции либо в законах;

4) прямой административный контроль, он характерен для унитарных государств.

Государственная/ муниципальная гарантия

Государственная или муниципальная гарантия- это способ обеспечения гражданских правовых обязательств в силу которых РФ, субъекты РФ или муниципальное образование высту-

пает гарантом и даёт письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому даётся государственная или муниципальная гарантия обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Гарантия предоставляется на конкурсной основе.

Гарант по государственной или муниципальной гарантии несёт субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному ему обязательству. Предусмотренное государственное или муниципальное гарантированное обязательство гаранта перед 3-им лицом ограничивается уплатой суммы, которая соответствует объёму обязательств по гарантии.

Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта.

Исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджета, как в предоставлении кредита. Законом о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставленных гарантий на сумму 0,01% расходов соответствующего бюджета.

Виды государственных кредитов
Что касается юридических лиц, то государственные гарантии им могут предоставляться под высокоэффективные инвестиционные проекты.

  Различают следующие виды государственных кредитов:

1) внешние кредиты - это государственный кредит предоставляемый Россией иностранным государствам, юридическим лицам и международным организациям.

Таким образом, у иностранных государств, у юридических лиц, международных организаций возникают долговые обязательства перед Россией, как кредитором. Сведения о размере и структуре долга иностранных государств перед РФ по видам долговых обязательств и по займам предоставляются в Государственную Думу одновременно с проектом ФБ.

В Федеральном законе «О федеральном бюджете» утверждаются:

1) суммы погашения и выплат процентов по долгам иностранных государств;

2) предельный размер долга иностранных государств на конец финансового года;

3) предельный размер кредитов предоставляемых РФ и др.;

4) кредиты субъектам РФ.

Они выделяются на следующие цели:

1) поддержка малого предпринимательства;

2) продовольственное обеспечение;

3) поддержка промышленности;

4) осуществление инвестиционной деятельности и прочее.

Внутренние кредиты

Заёмщиками выступают:

1) бюджетные учреждения;

2) государственные, муниципальные, унитарные предприятия;

3) юридические лица;

4) органы исполнительной власти нижестоящего бюджета;

5) отдельные категории граждан.

Внутренние кредиты предоставляются в форме бюджетных кредитов или бюджетных ссуд.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дать определение «Внешний долг РФ» и «Внутренний долг РФ».

2. Перечислите этапы процесса разработки проекта бюджета.

3. Какая часть проекта федерального закона о федеральном бюджете РФ рассматривается и утверждается в процессе 1-го, 2-го и 3-го чтений Государственной Думы РФ.

4. Приведите классификацию государственных займов по месту их размещения, по уровню эмитента в финансовой системе.

5. Предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать …?

6. Дайте определение государственного кредита. Какие стороны деятельности государства охватываются этим понятием?

7. В чем заключаются особенности государственного кредита? Что общего и каковы отличительные признаки у государственного и банковского кредита?

8. Какие функции выполняет государственный кредит и как они проявляются на практике?

9. Определите, какие формы государственного кредита характеризуют государство как заемщика.

10. Что представляет собой государственная гарантия?

11. Охарактеризуйте бюджетные кредиты и бюджетные ссуды и их отличия?

12. На каких принципах основывается управление государственным долгом?

13. Какие органы осуществляют управление государственным кредитом?

14. Какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом?

15. Перечислите основные методы управления государственным долгом и дайте их краткую характеристику.


Тестовые задания:

 

1. Государственный кредит – это:

а) совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти с одной стороны и физическими и юр. Лицами с другой, при которой государство может выступать в качестве заёмщика и кредитора или гаранта;

б) способ обеспечения гражданских правовых обязательств, в силу которых РФ, субъекты РФ или муниципальные образования выступают гарантом и дают письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому даётся государственная или муниципальная гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично.

в) разновидность кредитных отношений, в которых государство (или его местные органы) выступает заёмщиком или кредитором.

2. Государственные займы по месту своего размещения классифицируются на:

а) внешние и внутренние;

б) рыночные и нерыночные;

в) федеральный, региональные и местные;

г) все вышеперечисленное.

3. Государственные займы по форме выплаты дохода классифицируются на:

а) процентные, дисконтные и индексационные;

б) закладные и беззакладные.

4. Принцип безусловности управления государственным долгом означает:

а) создание такой структуры государственных займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы минимум последствий на экономику страны;

б) обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ;

в) обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий.

5. Метод управления государственным долгом, при котором происходит изменение доходности займа, называется:

а) конверсия;

б) унификация;

в) реструктуризация;

г) рефинансирование.

6. Метод управления государственным долгом, при котором происходит погашение части государственного долга за счёт вновь привлечённых средств, называется:

а) конверсия;

б) унификация;

в) реструктуризация;

г) рефинансирование.

7. Государственные займы по уровню эмитента в финансовой системе классифицируются на:

а) внешние и внутренние;

б) рыночные и нерыночные;

в) федеральный, региональные и местные;

г) все вышеперечисленное.

8. В унитарных государствах для контроля за субфедеральными заимствованиями преимущественно применяется:

а) рыночный контроль;

б) совместный контроль;

в) контроль на основе жестких правил, которые прописаны в конституции либо в законах;

г) контроль на основе правил, определённых бюджетным кодексом;

д) прямой административный контроль.

9. Государственный внутренний кредит может предоставляться:

а) бюджетным учреждениям;

б) юр. лицам;

в) органам исполнительной власти нижестоящего бюджета;

г) отдельным категориям граждан;

д) верно все перечисленное.

10. Государственный кредит выполняет функции:

а) фискальную;

б) регулирующую;

в) стимулирующую;

г) все вышеперечисленное.

 

11. Государственные займы по способу обращения классифицируются на:

а) внешние и внутренние;

б) рыночные и нерыночные;

в) федеральный, региональные и местные;

г) все вышеперечисленное.

12. Государственные займы по способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов классифицируются на:

а) процентные, дисконтные и индексационные;

б) закладные и беззакладные.

13. Принцип оптимальности управления государственным долгом означает:

а) создание такой структуры государственных займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы минимум последствий на экономику страны;

б) обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ;

в) обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий.

14. Метод управления государственным долгом, при котором происходит объединение нескольких ранее выпущенных займов, называется:

а) конверсия;

б) унификация;

в) реструктуризация;

г) рефинансирование.

15. Метод управления государственным долгом, при котором заключается соглашение о прекращении долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств на другие, которые предусматривают иные условия обслуживания и погашения, называется:

а) конверсия;

б) унификация;

в) реструктуризация;

г) рефинансирование.

16. Долги перед кредиторами зарубежных стран; кредит, предоставляемый коммерческими банками стран самостоятельно; кредиты международных валютно-финансовых организаций и валютный долг российским предприятиям и банкам относятся:

а) к государственным займам РФ;

б) к внутреннему долгу РФ;

в) к внешнему долгу РФ.

17. Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные правительством РФ, включают в себя:

а) ГКО;

б) государственные долговые облигации;

в) облигации внутреннего государственного валютного займа;

г) облигации государственного сберегательного займа;

д) казначейские векселя и обязательства;

е) все вышеперечисленное.

18. В РФ контроль за субфедеральными заимствованиями осуществляется по схеме:

а) рыночного контроля;

б) совместного контроля;

в) контроля на основе жестких правил, которые прописаны в конституции либо в законах;

г) контроля на основе правил, определённых бюджетным кодексом;

д) прямого административного контроля.

19. Решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов это:

а) конверсия;

б) консолидация;

в) унификация;

г) новация.

20. Реструктуризация – это:

а) основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств;

б) погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

в) превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения;

г) соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора в интересах должника, состоящее в понижении процента или изменении валюты займа.

21. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет:

а) субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству;

б) полную ответственность по гарантированному им обязательству;

в) ответственность по гарантированному им обязательству в зависимости от класса должника.


ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.142 с.)