Теоретические аспекты финансов предприятия128 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты финансов предприятия128



Финансы предприятия128

Финансовые отношения129

Классификация финансов предприятия130

Функции финансов предприятий131

Основные принципы организации финансов предприятий132

Финансовые ресурсы предприятия133

Вопросы для самоконтроля 134

Рекомендуемая литература……………………………………….………135

Тематика курсовых работ по дисциплине……………………………....138

Тематика рефератов по дисциплине……………………………….…....140

Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине………….141

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Предлагаемое учебное пособие «Финансы» подготовлено преподавателями кафедры государственного управления и финансов Брянского государственного инженерно-технологического университета. Оно предназначено, прежде всего, для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 38.01.03 «Экономика».

Изучение дисциплины «Финансы» играет важную роль в формировании системы знаний экономического и финансового анализа, необходимых финансисту для осуществления организационно-финансовой деятельности. Структура учебного пособия основана на том, что сначала студентам предлагается ознакомиться с основными вопросами по всем темам дисциплины «Финансы». Затем с позиций интерактивного обучения, чтобы помочь студентам понять изучаемый предмет и хорошо его освоить, в конце темы приводятся контрольные вопросы и тесты. Для написания рефератов, подготовки к семинарским занятиям и к экзамену в учебном пособии дается список основной и дополнительной литературы.

В процессе изучения дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи:

- глубоко изучить содержание основных финансовых категорий;

- иметь системное представление о структуре и тенденциях развития российских и мировых финансов;

- понимать многообразие финансовых отношений в современном мире, их связь с другими экономическими отношениями;

- уметь использовать знания по теории финансов в своей практической деятельности;

- знать основы организации управления финансами, налогообложения и страхования, взаимосвязи между разными частями денежного оборота, государственных и муниципальных финансов;

- быть подготовленным к профессиональной деятельности в учреждениях финансовой и кредитной системы, требующей аналитического подхода в нестандартных ситуациях.

В соответствии со сложившейся практикой в каждом разделе пособия представлены ключевые проблемы и конспект лекции по соответствующей теме, перечень вопросов для самоконтроля, тестовые задания.

В пособии содержится перечень литературы, предлагаемый студентам доя углубленного изучения отдельных тем курса.

 

ФИНАНСЫ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ

 

Ключевые понятия. Финансы. Государственные финансы. Государственный бюджет. Государственный кредит. Предпосылки возникновения финансов. Централизованные денежные фонды. Децентрализованные денежные фонды. Функции финансов. Расширенное воспроизводство. Финансовые ресурсы.

 

 

Эволюция финансов
Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. На ранних стадиях развития государства часть потребностей государства удовлетворялась с помощью натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было развито в тот период только в армии. Главными расходами государства были затраты на ведение войн, содержание государственного Аппарата, строительство общественных сооружений. Главными доходами являлись: военная добыча, дань с покоренных народов, натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины и займы. В этот период не существовало разграничений между ресурсами государства и ресурсами монарха, поскольку они распоряжались средствами страны как страны как своей собственностью. С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха возникают такие понятия как: государственные финансы, государственный бюджет, государственный кредит. С развитием капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

Государственные финансы в 16-18 вв. послужили мощным рычагом для первоначального накопления капитала. Из колониальных стран притекали денежные средства, широко использовались в производственных целях государственные займы для создания первых капиталистических предприятий. В 20 в. Наблюдается мощное развитие производительных сил, образовываются монополистические объединения путем слияния государства с монополиями. Происходит расширение функций государства. В этот период государства не только обеспечивали обороноспособность страны, но стали участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта. После 2 мировой войны в структуре государственных расходов произошли существенные изменения: увеличился удельный вес социальных расходов, а также значительное развитие расходы по вмешательству государства в экономику, а именно: возросли капитальные вложения государства в электроэнергетику, угольную, газовую и др. виды промышленности. Огромные расходы вызвали необходимость увеличения налогов. Особенно возросло значение прямых налогов, которыми являются налоги на прибыль предприятий и налоги на доходы физических лиц. После 2 мировой войны происходит расширение сферы финансовых отношений, получили развитие местные финансы, внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий.

Финансы - историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы.

Первобытнообщинный и рабовладельческий строй
При первобытнообщинном строе не было классов, не было государства. Первое государство возникло при рабовладельческом строе, где произошло первое крупное разделение общества на классы – рабовладельцев и рабов.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода повинностей и сборов, денежное хозяйство было развито только в армии. Главными расходами государства были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, портов, водопроводов, оросительных систем и т.д.). Главными доходами были поступления от государственного имущества, военная добыча, дань с покоренных народов, пошлины, натуральные и денежные сборы и повинности.

Феодальный и капиталистический строй

Переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.

С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его монарха. Монарх распоряжался средствами страны как своей собственностью. Лишь с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникают понятия:

- государственные финансы;

- государственный бюджет;

- государственный кредит.

Государственные финансы

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI-XVII вв.

Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма. Это позволяло первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены и получать высокие прибыли, которые, в основном, направлялись на расширение производства.

Государственный бюджет

В условиях капитализма товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер. Основные средства капиталистических госу-

дарств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы».

Финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Слово «финансы» происходит от латинского «finis», обозначающего – конец, окончание, финиш в денежных отношениях, складывающихся между населением и государством. Это слово обозначало завершение платежа, окончательный расчет. Позднее, в XIII – XV вв. в торговых городах Италии от термина «finis» произошло слово «finansia», обозначающее любой денежный платеж.

Существует предположение, что термин «финансы» пришел из Древней Греции, т.к. одной из первых работ, посвященных государственным финансам, дошедших до нашего времени, является трактат Ксенофонта (430-355гг.до н.э.) «О доходах Афинской республики», а также работа Аристотеля (384-322 гг.до н.э.) «Афинское государственное устройство».

В Европе исследованиями финансовых отношений начал заниматься Фома Аквинский (1225-1274 гг.), однако, в его работах финансы рассматриваются только непосредственно в отношении к государству. Наиболее плодотворными в исследовании финансов государства являются XVII – XVIII века. Именно в это время зарождается финансовая наука в Англии и Германии.

Следует отметить, что термин «финансы» в этих трудах использовался только в сочетании с государственными денежными отношениями, и только Лоренц фон Штейн впервые включил в финансы и местные денежные отношения.

Финансы как наука оформились в XIX. Именно тогда был издан первый курс финансовой науки, автором которого был Поль Лерца-Болье. Наибольший вклад в развитие теории государственных финансов внес Карл Генрих Рау, который в 1826 -1832 гг. издал курс политической экономики, третий раздел которого был полностью посвящен исследованиям финансов.

Предпосылки возникновения финансов

Но каковы предпосылки возникновения финансов? Почему только в средние века возникли дан-

ное явление и термин, отражающий его. Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство?

Первая предпосылка. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций, хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Так возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались, главным образом, за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и де централизованных денежных фондов.

Централизованные и децентрализованные денежные фонды

Централизованные денежные фонды – денежные средства государства, которые сосредоточены в бюджетной системе и внебюджетных фондах.

Децентрализованные денежные фонды – денежные средства предприятий и организаций.

Различие понятий «деньги» и «финансы»
Финансы и деньги - два различных понятия, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей. Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего дохода и национального дохода, а также орудие контроля над образованием и использованием денежных средств. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и осуществлять контроль над расходованием финансовых ресурсов.

Сущность финансов проявляется в их функциях:

1 Распределительная

2 Контрольная

3 Стимулирующая

Эти функции осуществляются финансами одновременно.

1) Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых первичных фондов. Механизм перераспределения денежных фондов представлен на рисунке 1.

Сфера материального производства
Заработная плата работников
Прибыль фирмы
Первичные доходы
НДФЛ
Налог на прибыль
Государственный бюджет
Обеспечение сбалансированности территориальных бюджетов
Финансирование социальной сферы
На поддержку и развитие экономики страны

 


Рис. 1 – Механизм перераспределения денежных фондов

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственными и непроизводственными сферами народного хозяйства и отдельных регионов страны. Первичные доходы формируются в сфере материального производства, а вторичные доходы образуются в сфере нематериального производства при выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Конечная цель распределения национального дохода, совершаемая с помощью финансов состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики и обеспечения высокого качества жизни населения.

2) Контрольная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и над расходованием их по целевому назначению. Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства в области финансов, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, таможенными комитетами, коммерческими банками, а также взаимных обязательств по расчетам и платежам между предприятиями и организациями.

3) Стимулирующая функция. Экономическое стимулирование может осуществляться с помощью различных стоимостных рычагов. Выделяют следующие методы экономического стимулирования:

- поощрительные;

- бюджетные;

- специальные финансовые льготы и санкции;

- эффективное инвестирование финансовых ресурсов.

Роль финансов в процессе общественного воспроизводства
Расширенное воспроизводство включает в себя непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений, а также рост ВВП и его главной части НД.

Важная роль в воспроизводстве всех основных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства, социальных мероприятий налоговой политики. За счет централизованных денежных фондов обеспечивается потребность расширенного производства на макроуровне, осуществляется межотраслевое и территориальное распределение ресурсов для выравнивания уровня социального и экономического развития отдельных регионов. Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности. Поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятий и отраслей.

Финансовые ресурсы и их состав

Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства,

домашнего хозяйства, которые формируются в результате экономической и финансовой деятельности.

Состав финансовых ресурсов:

1) Собственные средства:

- На уровне государства: доходы, полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий, а также доходы от внешнеэкономической деятельности государства;

- На уровне предприятий и домашних хозяйств: прибыль, амортизация, заработная плата, иные доходы.

2) Мобилизованные на рынке:

- На уровне государства: эмиссия государственных ценных бумаг, получение государственного кредита и займа;

- На уровне предприятий и домашних хозяйств: покупка- продажа ценных бумаг, банковский кредит.

3) Средства, поступившие в порядке перераспределения:

- На уровне государства: налоги и иные обязательные платежи;

- На уровне предприятий и домашних хозяйств: проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемые другими владельцами.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое централизованные и децентрализованные денежные фонды?

2. Перечислите функции финансов. Охарактеризуйте их.

3. Приведите пример собственных финансовых ресурсов на уровне государства, предприятий и домашних хозяйств.

4. Что представляют собой финансы? Какими основными признаками они обладают?

5. Обсудите роль финансов в процессе развития страны.

6. Можно ли поставить знак равенства между понятиями финансы и деньги?

7. Какая экономическая категория выступает исходной основой для возникновения финансов?

8. Как взаимосвязаны категории финансов и кредита, финансов и зарплаты?

9. Кто является субъектом, а что объектом финансовых ресурсов? Что включается в состав финансовых ресурсов?

10. Почему нельзя отождествлять понятия финансы и финансовые ресурсы?

 

 

Тестовые задания:

 

1. Финансовые ресурсы - это:

а) количественная характеристика финансового результат процесса воспроизводства за определенный период времени;

б) денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбывающих основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление;

в) объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики.


2. Эффективными являются финансовые взаимосвязи, в результате которых осуществляется:

а) простое воспроизводство ВВП и НД в номинальном выражении;

б) простое воспроизводство ВВП и НД в реальном выражении;

в) расширенное воспроизводство ВВП и НД в номинальном выражении;

г) расширенное воспроизводство ВВП и НД в реальном выражении.

3. В состав финансовых ресурсов, поступившие в порядке перераспределения, входят:

а) амортизация;

б) эмиссия ценных бумаг;

в) проценты и дивиденды по ценным бумагам.

4. Вторичные доходы – это доходы:

а) государственного бюджета;

б) работников сферы материального производства;

в) предприятий и организаций сферы нематериального производства.

5. Критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым НЕ являются:

а) реальное движение денежных средств, то есть переход от одного владельца к другому;

б) движение денежных средств происходит в безналичной форме;

в) распределительный характер этих отношений.

6. Финансы – это:

а) определенные экономические отношения, возникающие в процессе движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным или безналичным путем;

б) совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства;

в) это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами – предприятиями и домохозяйствами.

7. Первичные доходы – это доходы:

а) государственного бюджета;

б) работников сферы материального производства;

в) предприятий и организаций сферы нематериального производства.

8. В состав финансовых ресурсов, мобилизованных на рынке, входят:

а) амортизация;

б) эмиссия ценных бумаг;

в) проценты и дивиденды по ценным бумагам.

9. Перераспределение ВВП и НД происходит между:

а) производственными и непроизводственными сферами народного хозяйства и отдельными регионами страны;

б) простым и расширенным воспроизводством ВВП и НД в номинальном выражении;

в) бюджетами и внебюджетными фондами различных уровней бюджетной системы РФ.

10. Цели развития экономической системы, реализуемые с помощью финансов:

а) максимизация национального дохода;

б) максимизация инвестиционных расходов;

в) минимизация инфляции;

г) минимизация дефицита;

д) все перечисленное верно.

11. Финансовые ресурсы любого экономического субъекта можно условно подразделить на:

а) две группы источников формирования;

б) три группы источников формирования.

Определите, верны ли следующие утверждения:

1. Финансы и деньги - два различных понятия как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

2. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов обеспечить потребности государства и предприятий в денежных средствах и осуществлять контроль над расходованием финансовых ресурсов.

3. Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и над расходованием их по целевому назначению

4. Важная роль в воспроизводстве всех основных частей ВВП принадлежит финансам домашних хозяйств.


5. Перераспределение национального дохода происходит между производственными и непроизводственными сферами народного хозяйства и отдельными регионами страны.

6. Расширенное воспроизводство включает в себя непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений, а также рост ВВП и его главной части – национального дохода.

7. Межотраслевое и территориальное распределение ресурсов в целях выравнивания уровня социального и экономического развития отдельных регионов осуществляется в основном за счет децентрализованных финансов.



ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

________________________________________________________________

Ключевые понятия. Финансовая система. Типы финансовых систем. Централизованные и децентрализованные финансы. Бюджетная система РФ.

________________________________________________________________

Финансовая система – это:

1) совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которого образуются и используются фонды денежных средств.

2) система форм и методов распределения и использования денежных фондов государства и предприятий.

Типы финансовых систем

Финансовая система общества может иметь один из следующих типов:

1. Банковский, при котором основная часть НД страны перераспределяется через рынок ссудных капиталов. Этот тип представлен в большинстве стран Европы и характерен тем, что кредитно- банковские структуры, сосредотачивая у себя значительную часть свободных финансовых ресурсов, от своего имени распределяют эти средства путем механизма кредитования и прямого инвестирования.

2. Рыночный - тип, при котором роль в перераспределении НД выполняет фондовый рынок. Данный тип характерен для США и Канады.

3. Бюджетный – тип, при котором часть НД в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов. Этот тип используется в Швеции, Китае и в РФ.

Финансовая система

Финансовая система РФ состоит из централизованных и децентрализованных финансов.

Централизованные финансы включают в себя:

¾ федеральный бюджет;

¾ территориальные финансы:

а) региональные финансы (региональный бюджет, бюджет региональных внебюджетных фондов)

б) местные финансы (местный бюджет, бюджет местных внебюджетных фондов)

¾ государственные внебюджетные фонды.

Децентрализованные финансы включают в себя:

¾ финансы предприятий (коммерческие и некоммерческие)

¾ финансы домашних хозяйств

Централизованные финансы - важная часть финансовой системы.

 

Бюджетная система РФ

Бюджетная система РФ, как любого федеративного государства, трехуровневая и включает в себя

федеральный, региональный, местные бюджеты. Все эти бюджеты функционируют автономно. Большая часть финансовых ресурсов концентрируется в федеральном бюджете. Федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов разрабатывается и утверждается как ФЗ: бюджет субъектов РФ и бюджет регионов внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами субъектов РФ, а местные бюджеты утверждаются местными органами самоуправления.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Важнейшими среди них являются: пенсионный фонд РФ (ПФР), фонд соц. Страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Децентрализованные финансы составляют основу фин. системы, т.к. именно в сфере материального производства формируется большая часть финансовых ресурсов страны. Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансовой системы. От состояния финансов предприятий зависти общее финансовое положение страны. Финансы дом. Хозяйств играют исключительно важное значение в создании ВВП и НД, а также в регулировании платежеспособного спроса страны.

Так как определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет и чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности и тем устойчивее экономическое положение предприятий.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое централизованные и децентрализованные финансы? Отличие централизованных финансов от децентрализованных.

2. Перечислите социальные внебюджетные фонды.

3. Что представляет собой финансовая система? Какие сферы включает финансовая система?

4. Дайте краткую характеристику сфер и звеньев финансовой системы.

5. Охарактеризуйте бюджетную систему РФ.

6. Каков состав действующей бюджетной системы РФ?

7. Что собой представляют целевые бюджетные фонды?

8. Проследите путь развития финансовых отношений к финансовой системе. Дайте ее определение.

9. Какие финансовые институты осуществляют управление финансовыми звеньями и сферами?

Тестовые задания:

1. Финансовые ресурсы - это:

а) количественная характеристика финансового результат процесса воспроизводства за определенный период времени;

б) денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбывающих основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление;

в) объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики.

2. Эффективными являются финансовые взаимосвязи, в результате которых осуществляется:

а) простое воспроизводство ВВП и НД в номинальном выражении;

б) простое воспроизводство ВВП и НД в реальном выражении;

в) расширенное воспроизводство ВВП и НД в номинальном выражении;

г) расширенное воспроизводство ВВП и НД в реальном выражении.

3. Финансы – это:

а) экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД;

б) орудие контроля над образованием и использованием денежных средств;

в) экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов;

г) верно все перечисленное.

4. В состав финансовых ресурсов, поступившие в порядке перераспределения, входят:

а) амортизация;

б) эмиссия ценных бумаг;

в) проценты и дивиденды по ценным бумагам.

 

5. Финансовая система РФ:

а) двухуровневая;

б) трехуровневая.

6. Банковская финансовая система – это система форм и методов распределения и использования денежных фондов государства и предприятий, при которой:

а) основная часть национального дохода страны перераспределяется через рынок ссудных капиталов;

б) роль в перераспределении национального дохода выполняет фондовый рынок;

в) часть национального дохода страны в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов.

7. Рыночная финансовая система – это система форм и методов распределения и использования денежных фондов государства и предприятий, при которой:

а) основная часть национального дохода страны перераспределяется через рынок ссудных капиталов;

б) роль в перераспределении национального дохода выполняет фондовый рынок;

в) часть национального дохода страны в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов.

8. Бюджетная система РФ:

а) двухуровневая;

б) трехуровневая.

Определите, верны ли следующие утверждения:

1. Большая часть финансовых ресурсов концентрируется в местных бюджетах.

2. Территориальные финансы состоят из федеральных, региональных и местных финансов.

3. Чем выше доходы членов общества, тем устойчивее экономическое положение предприятий.

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

________________________________________________________________

Ключевые понятия. Бюджетное устройство. Бюджетная система. Межбюджетные отношения. Дотация. Субвенция. Субсидия. Бюджетный кредит. Бюджетная ссуда. Трансферт. Бюджетный федерализм. Закрепленные и регулирующие доходы.

________________________________________________________________

 

Основы бюджетного устройства и бюджетной системы

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов 3 уровней. Основу бюджетной системы составляют федеральный бюджет,21 бюджет республик, входящих в состав РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт – Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной еврейской области и около 29 000 местных бюджетов.

Принципы бюджетного устройства:

1)Единство бюджетной системы – единая нормативно –правовая база, денежная система, формы бюджетной документации.

2)Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, т.е. закрепление соответствия доходов и разграничение полномочий по осуществлению расходов между уровнями бюджетной системы.

3)Принцип - полнота отражения доходов и расходов бюджета.

4)Сбалансированность бюджетов – объем расходов должен соответствовать объему доходов бюджета.

5)Экономичности и эффективности расходования бюджетных средств.

Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения – отношения между различными уровнями бюджетной системы, реализующиеся через различные формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.

Формы финансовой помощи

Основными формами фин. помощи являются: 1 Дотация– бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвоз-

мездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Самая простая форма финансовой помощи. Используется на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности, самая несовершенная форма отношений, т.к. порождает иждивенчество.

2. Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления каких – либо целевых расходов.

3. Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

4. Бюджетный кредит – предоставление бюджетных средств юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.

5. Бюджетная ссуда – бюджетные средства, которые предоставляются другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в течение финансового года.

6. Трансферт – бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий и другие социальные выплаты. Финансовая помощь предоставляется за счет специально - создаваемого фонда финансовой поддержки регионов. Использование трансфертов не исключает использование др. видов бюджетной поддержки.

Бюджетный федерализм и его принципы

Наиболее сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм - разделение полномочий между центральными

органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в бюджетной сфере.

Принципы бюджетного федерализма:

1) Разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления.

2) Обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций.

3) Принцип самостоятельности и равноправия каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражается в самостоятельности бюджетного процесса, в самостоятельном выборе направлений расходования бюджетных средств и др.

4) Обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех уровней управления.

Основы взаимоотношения центра и регионов составляют собственные доходы, а также закрепленные и регулирующие доходы соответствующего бюджета, а также система финн. помощи из вышестоящего нижестоящему бюджету.

Закрепленные и регулирующие доходы

Закрепленные доходы- доходы, которые полностью поступают в соответствующий бюджет. Например, налог на имущество юридических

лиц поступает в региональный бюджет, а налог на имущество физических лиц – в местный. В федеральный бюджет поступают НДС, НДФЛ, налог на прибыль.

Регулирующие доходы – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.167 с.)