Понятие бизнеса и его виды. Конкуренция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие бизнеса и его виды. Конкуренция.



Решающую роль в эффективном функционировании рыночной экономики играет бизнес и его персонифицированный «носитель» - бизнесмен.

Бизнес представляет собой тип хозяйственного поведения людей, для которого характерны организационно- хозяйственное новаторство, инициативный поиск и нахождение новых, более эффективных способов использования факторов производства, гибкость, постоянная самообновляемость, готовность идти на риск и т.д. Это деятельность, осуществляемая за счет собственных, заемных и других денежных средств с целью получения прибыли.

В учебнике С. Розенблатта и др. «Концепция бизнеса» дано несколько цветистое, но в целом правильное определение содержания бизнеса и его роли в экономической жизни общества: «Что такое бизнес? Бизнес – это система ведения дела. Бизнес – это создание продукции, нужной людям. Бизнес – это работа. Бизнес- это центральная магистраль в нашей социально-экономической системе. Бизнес- это система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний. Бизнес-это то, как мы живем. Что такое бизнес? Попробуйте саамы выбрать то единственное слово, то определение, которое отразило бы множество различных видов деятельности и понятий и оказалось бы наиболее точным.»

В толковых словарях, публикуемых в США, понятие «бизнес» трактуется как коммерческая деятельность, определяющая способ существования человека и позволяющая ему быть независимым в суждениях и принятии решений.

Бизнес – это не просто способ существования человека, позволяющий ему делать деньги. Жулики тоже делают деньги, но это не бизнес. Любые действия, расходящиеся с духом и буквой закона, никогда не воспринимаются как бизнес. Недаром среди деловых людей Запада большой популярностью пользуется аксиома: «Бизнес, конечно же, не обходится без элементов хитрости и игры, но никогда не имеет дело с воровством».

Бизнес имеет столь длительную историю, как и развитие частной собственности и рынка. С того момента, как люди получили право самостоятельно распоряжаться принадлежащими им орудиями и предметами труда, начал свой путь и бизнес. Даже в условиях первобытно-общинного строя человек, сознательно и с выгодой для себя или своей общины обменявший рыбу на шкуру, сделал бизнес. Пусть примитивный, но все-таки бизнес. Но все вещи в мире проходят эволюцию от примитивно-простого к сложному. И бизнес развивался от примитивных форм до современных сложных образований.

Некоторые исследователи находят различия между бизнесом и предпринимательством. Если бизнес рассматривается ими как средство получения прибыли любым законным способом, то предпринимательство трактуется как способ мышления инициативного человека, который быстро мобилизует имеющиеся у него ресурсы на организацию производства, тем саамы не только повышая прибыльность своего производства, но и ликвидируя дефицит продукции.

Документами, регламентирующими бизнес являются Указы и законы президента РК (подробнее в теме «Сфера свободного предпринимательства»). «Президент делает большую ставку на развитие малого и среднего бизнеса, отмечает, что государство обязано устранить преграды на пути деловой инициативы, оказывать помощь перспективным начинаниям. Государство ежегодно создает условия для развития малого и среднего бизнеса в виде в виде налоговых преференций. В 2006 году в районе создано новое государственное учреждение «Отдел предпринимательства Карабалыкского района», который, направляет и координирует работу предпринимательства»(газета «Айна» 2006 г.).

Виды ответственности бизнеса: в зависимости от формы бизнеса устанавливается полная или ограниченная материальная ответственность. Форма ответственности указывается в учредительных документах и учитывается при регистрации. При полной ответственности бизнесмен отвечает перед кредиторами всем своим движимым и недвижимым имуществом, в т.ч. личным. При ограниченной материальной ответственности бизнесмен отвечает только тем имуществом, которое находится в его распоряжении. Ответственность правительства – издание постановлений, законов, указов, решений, регулирующих и поддерживающих бизнес (налоговая система, кредитование и т.д).

Виды бизнеса:

Производственный распространяется в основном на производство товаров и услуг, подлежащих реализации потребителям. Финансовый итог производственного бизнеса – прибыль.

Коммерческий - перепродажа товаров и услуг.

Финансовый – объектом купли- продажи являются деньги, валюта, ценные бумаги.

Посреднический проявляется в том, что бизнесмен-посредник сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника. Главная задача –соединить две заинтересованные стороны.

Страховой заключается в том, что бизнесмен за определенную плату гарантирует страхователю компенсацию возможной потери имущества, ценностей, жизни в результате непредвиденного бедствия. Бизнесмен получает страховой взнос, который возвращает при определенных обстоятельствах.

Международный бизнес.

Мировой рынок – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных государств, участвующих в международном разделении труда.

Международное разделение труда – сосредоточение в отдельных странах производства определенных товаров для последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, предъявляющих спрос на этот товар.

Совместное предпринимательство – международная форма организации и осуществления хозяйственной деятельности, основанная на использовании объединенных капиталов зарубежных и местных учредителей из двух и более стран. Совместные предприятия обладают совместным имуществом, финансами, прибыль и риск распределяется пропорционально доле вложенных средств. Существуют различные формы международного совместного предпринимательства: товарищества, акционерные общества. В основном совместные предприятия создаются в торговле, легкой промышленности, в области туризма).

 

Эффективное функционирование бизнеса невозможно без такого элемента рыночного механизма хозяйствования, каким является конкуренция - соперничество и борьба между бизнесменами за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров. Конкуренция выступает как внешняя принудительная сила, заставляющая бизнесменов обращаться «лицом к потребителю» и в этих целях повышать производительность труда, расширять производство, улучшать качество продукции, снижать ее издержки. Конкуренция представляет возможность свободного выбора производственной деятельности для всех бизнесменов, вместо принудительного навязывания ее без учета интересов самих бизнесменов, как это было при директивном планировании.

В недалеком прошлом считалось, что конкуренция абсолютна не применима к советской экономике, а сам термин «конкуренция» находился под запретом.

Различают следующие виды конкуренции:

1) внутриотраслевую (соперничество между бизнесменами одной отрасли, например в растениеводстве - зерно), межотраслевую (конкуренция между бизнесменами разных отраслей, борьба за наиболее выгодные сферы вложения капитала, в ходе которой осуществляются переливы из одной отрасли в другую)

2) ценовую (снижение цен), неценовую (выдвигает на первый план улучшение качества продукции, орудием является использование рекламы, факторов маркетинга)

3) совершенную (наличие большого количества не зависимых друг от друга бизнесменов, производящих один и тот же продукт), несовершенную (на рынке единственный производитель данного товара).

Противоположностью конкуренции является монополизм.

Поскольку бизнес связан с задачей получения прибыли, планы осуществления предпринимательских проектов получили название бизнес-планов.

Бизнес-план -краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса.

Понятие сделки и ее виды.

Сделка - соглашение между двумя или несколькими сторонами на поставку товаров, выполнение услуг или работ в соответствии с условиями, установленными в соглашении.

Если в сделке участвуют представители разных стран, то сделка считается международной. Если же в сделке участвуют представители одной страны, то такая сделка называется внутренней. Бартерными считаются сделки, осуществленные без привлечения денежных средств.

Основной документ при проведении сделок – договор (контракт) – документ, закрепляющий соглашение сторон. Структура договора: преамбула (названия сторон, номер договора, дату заключения), основная часть(предмет договора, количество товара, условия поставки, цены, форма расчета и тд.), общие условия (форс-мажорные обстоятельства, судебная оговорка)

Все коммерческие сделки можно разделить на два вида:

1)основные (купля-продажа товаров, технических услуг, аренда товаров, факторов производства, международный туризм)

2)вспомогательные (перевозка, страхование, складирование, хранение грузов).

Методы реализации сделок:

- напрямую с производителем (прямые торговые сделки)

- через посредника (торгово-посреднические сделки)

Виды риска.

Риск представляет собой деятельность предпринимателя в ситуации неопределенности относительно вероятного результата.

Виды риска:

1)производственный – изменчивость процесса производства в связи с непредсказуемостью погодных условий, болезни, вредители

2)рыночный – переменчивость и непредсказуемость цен на продукцию и цен на ресурсы

3)финансовый – рост кредитов

4)устарения – принятые способы производства могут оказаться устаревшими при освоении новой технологии

5)ущерба от несчастного случая – стихийное бедствие

6)юридический – нормы законодательства

7)человеческий фактор риска – здоровье, поведение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.156.46 (0.018 с.)